к. Андрея. В 1159 г. он сказал новгородцам: «Вы должны целовать крест в том, что будете признавать меня своим князем, а я буду заботиться о вашем счастии». И на другой год Новгородцы уже просили у Андрея себе князя; слова его были взвешены, поняты и приведены в исполнение. 534 В 1167 г. новгородцы выгнали назначенного Андреем князя Святослава. К. Андрей с войском объявил: «нету вам князя иного, разве Святослава». Новгородцы захотели стоять на своем, приняли князя не по воле в. князя суздальского. Мало того – часть новгородских владений уже платила дань к. Андрею. Но в 1169 г. новгородцы захотели, чтобы эта часть вновь платила дань Новгороду. То и другое вызвало войну. Как ни сильно пострадало суздальское войско под Новгородом, но Новгород вынужден был смириться пред в. к. Андреем. 535 В Киеве после Юрия, отца Андреева, в первые годы княжили князья, старшие к. Андрея. Когда же после блаженного к. Ростислава занят был Киев к. Мстиславом Изяславичем: это было обидно для к. Андрея. – Мстислав был троюродный племянник к. Андрея. Открылась (1169 г.) война и сын Андрея посадил на киевском столе дядю своего к. Глеба. Спустя два года Глеб умер, затем скоро умер и к. Владимир; в 1171 г. по воле Андрея занял престол киевский к. Роман смоленский. Резкий отзыв к. Андрея о Ростиславичах вооружил против власти его многих южных князей. После несчастной вышегородской осады киевский престол занят был помимо воли Андрея; но скоро затем юг опять покорился сильному князю суздальскому. 536 Таков был суздальский в. к. Андрей в отношении к другим княжествам: он положил начало единодержавию России. Много, очень много сделал он благодеяний для своего северного княжества. Увеличив крепость клязьменского Владимира, заложил он великолепный собор в честь успения Богоматери. С полным усердием наблюдал он сам за построением этого храма и не щадил издержек. Камень для храма привозим был из каменоломен болгарских. Внутренняя отделка и украшение собора совершались самою щедрою рукою: дорогие каменья, серебро, золото покрывали иконы; несколько сосудов и крестов было золотых. Когда храм был готов: в нем поставлена чудная икона Богоматери, «на нее употребили более 30 гривенок (15 ф.) золота, кроме серебра и дорогих камней». Храм заложен был апр. 8-го 1158 г., а освящение совершено июня 21-го 1160 г. и в следующем году внутренние стены его были расписаны. Князь назначил для собора лучшие имения с купленными поселенцами, десятую часть из стад и десятый торг; он назначил быть здесь кафедре и все это утвердил грамотою. Он даже просил патриарха, чтобы для северной России назначен был особенный митрополит и кафедра его была бы в Владимире: но патриарх не согласился выполнить желание его, опасаясь раздоров. 537 В 1165 г., оплакивая смерть сына своего Изяслава. Боголюбивый построил для молитвы за усопшего, монастырь покровский; это в версте от Боголюбова, при впадении р. Нерли в Клязьму. 538

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Новая Ладога. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Новая Ладога, Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Построена в 1753 г. Приделы Рождества Иоанна Предтечи и Введения во храм. Закрыта в 1935, сейчас не используется. Церковь Спаса Нерукотворного Образа построена в 1763 - 1767 гг. на месте сгоревшей деревянной церкви. Церковь завершалась изящным луковичным пятиглавием. Особую прелесть придавали церкви фрески на главном фасаде (из которых сохранилась только маленькая фреска над входом, да и та выцвела). Прежний облик церкви запечатлен на цветной (!) фотографии, выполненной в 1909 г. С.М. Прокудиным-Горским. См., например: http://ps-spb2008.narod.ru/mar_new_ladoga.htm (прошу прощения за ссылку на свой собственный сайт.) Церковь закрыта в 1935 г., обезглавлена. Сейчас она пустует и разрушается; двери в нее не заперты. (Состояние на лето 2009 года) Н.В.Мурашова, Л.П.Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье. Кировский и Волховский районы. " Алаборг " , СПб, 2009, с. 172, 173. 2. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, " Лики России " , 2006, КЛИМЕНТОВСКОГО ПРИХОДА ХРАМЫ (Новая Ладога, пр. Карла Маркса, 41) В Старой Ладоге с XII в. существовали кам. Климентовский собор (1153) и Спасская ц. (1159-61), разрушенные шведами в 1617. Построенные на их месте дерев. церкви в 1704 по повелению Петра I были перенесены в Новую Ладогу. В 1741-43 на средства купца Д.И. Константинова построена кам. Климентовская ц., в 1758-65 на пожертвования купца С. Третьякова – кам. зимняя ц. Спаса Нерукотворного Образа с приделами Рождества Св. Иоанна Предтечи и Введения. Храмы Климентовского прихода отличаются архаичностью форм. Климентовская ц. – одноглавая, со столпообразной восьмигранной колокольней; невысокая Спасская ц. завершается глухим луковичным пятиглавием. В июле 1873 приход посетил митр. Исидор (Никольский). После его визита Климентовская ц. была отремонтирована (проект инж.-арх. К.В. Фортунатова) и расписана (сохр. фрагменты росписей). 30 июня 1878 ее освятил еп. Гермоген (Добронравин).

http://sobory.ru/article/?object=01189

Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр (во второй раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодор, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984–996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила I 988–991 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемпт 1035–1049 Кирилл I Иларион 1051–1054 Ефрем I Георгий I 1067–1077 Иоанн II 1077–1089 Ионаа III 1089–1091 Ефрем II 1092–1097 Николай 1097–1102 Никифор I 1103–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1127–1145 Климент Смолятич 1147–1154 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1177 Никифор II 1182–1198 Гавриил Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III Максим 1283–1305 1308–1326 Феогност 1328–1353 Алексий 1350–1378 Киприан Дионисий Исидор Митрополиты в Галичине: Феодорит 1345–1354 1354–1362 Киприан (в Вильне) 1376–1390 Григорий (в Смоленске) 1415–1419 Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея Руси Григорий II 1458–1473 Мисаил 1474–1480 Галицкие и всея Руси: Симеон 1481–1488 1492–1494 Макарий I 1495–1497 Иосиф II до 1503 1503–1507 Иосиф III 1509–1521 Иосиф IV 1523–1534 Макарий IV 1535–1556 Сильвестр 1556–1567 1577–1579 Онисифор 1583–1588 Михаил 1588–1596 Иов Борецкий 1620–1631 1631–1633 1633–1647 Сильвестр 1649–1657 Дионисий 1658–1663 1663–1676 Антоний 1676–1679 Гедеон 1685–1690 Варлаам 1690–1707 Иоасаф 1708–1718 Варлаам 1722–1730 Рафаил 1731–1747 Тимофей 1748–1757 Аресений 1757–1770 Гавриил 1770–1783 Самуил 1783–1796 Ирофей 1796–1799 Гавриил 1799–1803 Серапион 1803–1822 Евгений 1822–1837

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В ВМЧ наряду с публикуемым текстом помещены еще семь похвальных слов разных авторов, посвященных тому же празднику – рождеству Иоанна Предтечи. Это хорошо иллюстрирует принцип полноты, которого придерживался митрополит Макарий при составлении ВМЧ. Время перевода памятника на церковнославянский язык нам неизвестно. Некоторые фрагменты перевода отличаются от греческого оригинала, иные из них без сравнения с греческим текстом просто непонятны. Этот же перевод содержится в минейном Торжественнике, откуда он, возможно, и попал в ВМЧ: в ряде мест текст Торжественника представляет более исправные чтения. Текст печатается по июньскому тому Софийского списка ВМЧ (РНБ, Софийское собр., 1322, лл. 189–191). Исправления вносились на основании Успенского списка ВМЧ (ГИМ, Синодальное собр., 995, лл. 391б–394в. За оказанную мне в этом помощь благодарю Ю. А. Грибова). В ряде случаев были учтены текст Торжественника (РНБ, Соловецкое собр., 1050/1159, XVI в., лл. 78–86 об.) и греческий текст оригинала памятника (PG. Т. 99. Col. 747–758 ). 24 ИЮНЯ. ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО И ИСПОВЕДНИКА ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКОГО, СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ НА РОЖДЕСТВО СВЯТОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА Даже уподобясь некоему голосистому соловью, сладкоголосо поющему в весенние времена, наше слово смогло бы только в малой степени воспеть великий голос, рождаемый сегодня. Если же кто слаб голосом и сипл весьма, как сможет воспеть великую пророков славу, как восхвалит изрядную апостолов честь, как прославит чудесную мучеников дверь? Еще и на то обрати внимание, что в отношении прочих святых один другому сложил похвалы: больший – большему и смиренный – смиренному; этому же, ныне прославляемому, прежде иных – сам Христос Истина. Сказал ведь: «Из рожденных женщинами больший Иоанна Крестителя не восставал». Если же существует такая выдающаяся похвала великому Предтече в вышеуказанном слове, то разве понадобится кому-либо наше малословие, о желающий слушать? Нимало. Но мы, отдавая рабский долг и исполняя отеческий чин и словно освятившись от одного только поминания Предтечи, к дерзости своей приступили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь прп. Неофита Затворника [Греч. ιερ Μον αγιου Νεοφτου του Εγκλειστου], на Кипре, один из наиболее древних и значительных правосл. мон-рей на острове; расположен в 9 км от Пафоса, на высоте 415 м над уровнем моря. Основан прп. Неофитом Затворником . Древняя история мон-ря известна благодаря Житию его основателя, а также трудам самого прп. Неофита, составившего, в частности, устав обители (1177). Место, на к-ром возник мон-рь, первоначально служило прп. Неофиту для уединенной молитвы. 24 июня 1159 г. он начал работы по устройству в пещере горы своего затвора - Енклистры (Εγκλεστρα), к-рый получил 3-частную структуру. В него входили келья, алтарь и наос церкви. 14 сент. 1160 г. работы были завершены. В глубине кельи прп. Неофит приготовил себе могилу. Свое убежище Неофит посвятил Животворящему Кресту, в честь к-рого освятил также престол церкви. По настоянию Василия Киннамоса, еп. Кипра (1166-1190), Неофит стал принимать в своем скиту монахов, постепенно вокруг него образовалась община и сформировался мон-рь. Датой основания мон-ря принято считать 1170 г. В соответствии с предписаниями прп. Неофита мон-рю надлежало оставаться малонаселенным, число монахов не должно было превышать 15-18 чел. В связи с увеличением количества насельников и реорганизацией монастырской жизни потребовалось расширить Енклистру, соответственно к ней были добавлены трапезная (со стороны кельи) и нартекс. Это произошло не позднее 1183 г. Слава прп. Неофита привлекала в мон-рь большое число паломников. Для того чтобы сохранить уединенный уклад жизни, преподобный задумал устроить новый Верхний затвор, или «Новый Сион», и вырубил пещеру в скале над ц. Св. Креста. Однако в процессе устройства прохода, соединявшего Нижний и Верхний затворы, скала обрушилась. Это произошло 24 янв. 1197 г., прп. Неофит не пострадал, но увидел в своем чудесном спасении Божий знак. Преподобный умер, вероятно, в 1215 г., незадолго до этого, в 1214 г. написал новую редакцию монастырского устава - «Уставное завещание» («Τυπικ Διαθκη»).

http://pravenc.ru/text/2565034.html

1158 Преподобным Иосифом называются по именам, кроме протопопа Гавриила: Ивашка Максимов, зять священника Алексея, отец его поп Максим, Гридя Клоч, Григорий Тучин, «его же отец бяше в Новеграде велику власть имея» (если по имени Григорий же, то был посадником), поп Григорий, сын его Самсонка, Гридя дьяк Борисоглебский, Лавреш, Мишук Собака, Васюк Сухой, зять священника Дионисия, попы Феодор и Василий Покровские, поп Яков Апостольский (от церкви апостолов), Юрька Семенов сын Долгого, Авдей да Степан крилошане, поп Иван Воскресенский, Авдокимка Люлишь, диакон Макар, дьяк Самуха, поп Наум, стр. 44 fin.. 1159 Геннадий, архиепископ новгородский, в послании к Иоасафу, бывшему архиепископу ростовскому от Февраля 1489 года (Чтения Общества Истории и Древностей 1847 года «Та прелесть здеся распростерлася не только во граде, но и по селом; а всё от попов, которые еретики становили (ся) в попы..; да того ради и в попы ся ставят, чтобы кого, как мощно, в свою ересь привести, занеж уже дети духовныя имут держати». То же преподобный Иосиф Волоколамский в Просветителе, стр. 600 начало. См. также послание Геннадия к Нифонту суздальскому у Хрущова в Исследовании о сочинениях Иосифа Савина, источники стр. XXIII (заражённые ересью поп да дьяк с Ояти, – опущенное о них у Хрущова см» отчасти у Карамзина, к т. VI примечание 324, col. 51). 1161 Геннадий новгородский в послании к митрополиту Зосиме, писанном в Октябре 1490 года, говорит, что «три годы минуло, а уж четвёртый настал» после того, как сделано первое открытие секты, – Акты Экспедиции т. I, стр. 482 col. 1 sub fin., в Памятниках Павлова col. 776 sub fin.. 1162 Геннадий ibid., Акты стр. 479. col. 1 начало. Памятники col. 767 начало: «от жидовина распростерлась ересь в Ноугородской земле, а держали её тайно, да потом почали урекатись вопьяне, и аз послышав то»... 1163 Феофил, о котором говорили мы выше, быв поставлен в архиепископы 15 Декабря 1471 года, низведён был с кафедры 24 Января 1480 года; ему наследовал Сергий, – первый не из Новгородцев, занимавший кафедру весьма недолго, – с 4 Сентября 1483 года по 27 Июня следующего 1484 года; преемником Сергия был Геннадий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Чет. Минея (Act SS. ian. р. 591. Fabr. XI. р. 103. Хр. Чт. 1826. XXIV). Убиение блаженного Игоря Ольговича, Вел. Кн . Черниговского и Киевского. Вступил на престол в 1146 г., по смерти брата своего Всеволода. Нерасположенные к роду Ольговичей киевляне выдали его Изяславу Мстиславичу, князю Переяславскому, и заставили принять монашество и схиму, которые, однако, не обезопасили его от народной неприязни. В 1147 г. толпа мятежников извлекла его из обители, умертвила и влачила тело его по стогнам Киева. Впоследствии, мощи его, прославленные чудесами, перенесены в Чернигов. Чет. Минея от летописца Печерского и от Пролога. Блаженного Константина, митрополита Киевского и всея России. Правил церковью около 4 лет. Скончался в 1159 г., завещав извергнуть тело его из града без погребения. В продолжение двух суток оно лежало вне града, на третий день погребено в Спасском Черниговском соборе. Чет. Минея. Преставление св. благоверного князя Феодора Ярославича. Родился в 1219 г., скончался в 1233. Мощи его, обретенные в 1614, покоятся в Новгородском Софийском соборе. След. Псалт. 6 Преп. Илариона Нового, игумена Далматской обители и исповедника. Ученик преп. Григория Декаполита (20 ноября). Страдал за иконопочитание при Льве Армянине, Михаиле Косноязычном и Феофиле: скончался мирно при Феодоре и Михаиле в 845 г., на 70 г. от рождения. Чет. Минея. (Act SS. iun. I. р. 758–760). Есть служба. Преп. Висариона. Египтянин, современник преп. Герасима, что на Иордане (4 марта), ученик преп. Исидора Пелусиота (4 февр.). Он не имел «особого себе пристанища, но от места до места преходя, скиташеся по пустыни, не радя о нуждах телесных». Преставился в глубокой старости, в конце 4 века. Чет. Минея от Патерика Египетского и от Великой Минеи. (Act SS. iun. III. р. 299–303). Март. Р. 17 июня. В службе канон Иосифа. Свв. преподобномучч. дев Архелаи, Феклы и Сусанны. Пострадали в Салерне от Леонтия, в царствование Диоклетиана. Чет. Минея. (Act SS. 18 ian. р. 190–194). 7 Св. Феодота Анкирского. Усекнут около 304 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНХОБАР [Ирл. Conchobar mac Meic Concaille; лат. Cornelius, Concors] († 1175), св. католич. Церкви (пам. 4 июня), архиеп. Арма (Сев. Ирландия). Основной источник сведений о К.- записи в ирл. Ольстерских анналах, анналах аббатства Бойл и Анналах Четырех наставников. К. был избран на архиепископскую кафедру после кончины архиеп. Гиллы Мак Лиага (Геласия; 1137-1174). В Ольстерских анналах о К. говорится как о настоятеле монашеской общины (reiclesa) святых Петра и Павла, впосл. ставшем «наследником Патрикия» (comarba Patraic iartain), т. е. архиепископом Арма. Многие исследователи вслед за Дж. Уэром полагали, что до избрания на кафедру К. возглавлял монастырь регулярных каноников -августинцев во имя святых Петра и Павла, основанный при архиеп. Келлахе (1105-1129) аббатом Имаром О Аэдаканом († 1134). Однако сведения о том, что насельники монастыря соблюдали Августина устав , относятся к более позднему времени (см.: Reeves W. The Ancient Churches of Armagh//Ulster J. of Archaeology. Ser. 2. Belfast, 1898. Vol. 4. N 4. P. 220-224; Flanagan. 2010. P. 43, 129, 136). К. мог возглавить монашескую общину после 31 марта 1174 г., когда, согласно Ольстерским анналам, скончался аббат Гилла Мохадбео. Об избрании и о епископском рукоположении К. в анналах не сообщается; это могло произойти не ранее апр. 1174 г. (архиеп. Геласий умер 27 марта) и не позднее 1175 г., когда К. скончался. В ирландских анналах сообщается, что К. умер в Риме, куда он направился для совещания с «наследником Петра» (Римскую кафедру в это время занимал папа Александр III (1159-1181)). Скорее всего архиепископ посетил Рим, чтобы получить от понтифика паллий . По преданию, К. скончался на обратном пути в Ирландию в обл. Савойя и был похоронен в бенедиктинском приорате Леменк (ныне в черте г. Шамбери, Франция). О том, что К. не удалось получить паллий, знак архиепископского достоинства, косвенно свидетельствует отсутствие упоминания о нем в анналах аббатства Девы Марии в Дублине. В этом источнике преемником архиеп. Гиллы Мак Лиага назван Гилла ин Комдед (Гилберт) О Карань (1175-1180), к-рый был возведен на кафедру после смерти К. (Chartularies of St. Mary " s Abbey, Dublin/Ed. J. T. Gilbert. L., 1884. Vol. 2. P. 274).

http://pravenc.ru/text/2057168.html

Иннокентий II, папа Римский, выступает против Римского сената. Миниатюра из «Хроники» Оттона Фрайзингенского. 1157 г. (Codex. Jenesis Bose q.6. Fol. 91v) Иннокентий II, папа Римский, выступает против Римского сената. Миниатюра из «Хроники» Оттона Фрайзингенского. 1157 г. (Codex. Jenesis Bose q.6. Fol. 91v) Для искоренения последствий схизмы и укрепления своего положения в католич. Церкви И. весной 1139 г. провел в Риме Латеранский II Собор . На нем были осуждены антипапа Анаклет II и его сторонники, прежде всего кор. Сицилии Рожер II, к-рого И. отлучил от Церкви. Собор признал еретическими учения Петра де Брейса († ок. 1139) и Арнольда Брешианского (1100-1155), тот был вынужден бежать из Италии. Собор также подтвердил постановления Клермонского и Реймсского Соборов. В 1139 г., для того чтобы подчинить главного сторонника покойного Анаклета II и устранить опасность, грозившую Папской области, И. выступил в военный поход против кор. Рожера II. Папские войска потерпели поражение при Галлуччо, папа попал в плен и был вынужден пойти на компромисс и подписать в июле 1139 г. договор в Миньяно, согласно к-рому И. признал Рожера II королем и отдал ему в лен Сицилийское королевство. И. вмешался в конфликт между кор. Леона и Кастилии Альфонсо VII и португ. гр. Афонсу Энрикишем, который в 1139 г. объявил об отделении Португалии от Леоно-Кастильского королевства и о создании самостоятельного гос-ва. В 1143 г. Афонсу I Энрикиш передал свое королевство под защиту Папского престола и принес вассальную присягу И. Однако статус королевства Португалии был признан только в 1179 г. папой Александром III (1159-1181). Чтобы поддержать крестовые походы и укрепить положение христиан в Св. земле, папа 29 марта 1139 г. издал буллу «Omne datum optimum», санкционировавшую создание ордена тамплиеров. В 1140 г. (по др. данным, в 1141) Собор в Сансе осудил как еретическое учение Петра Абеляра . И. утвердил решение Собора, приговорив Абеляра к «вечному молчанию» (perpetuum silentium imposuimus). Осужденные (Абеляр и его ученик Арнольд Брешианский) должны были удалиться в разные мон-ри, их сторонники подлежали отлучению, а сочинения - сожжению (см. послание И. к Генриху, еп. Санса, «Testante Apostolo» от 16 июня 1140 (1141?) - Mansi. T. 21. Col. 565; PL. 179. Col. 517). Начавшийся в 1141 г. конфликт с франц. королем удалось преодолеть лишь преемникам И. После смерти архиеп. Альберика Буржского капитул избрал не кандидата, утвержденного кор. Людовиком VII, а Петра де ла Шатра. Король отказался признать его, и избранный архиепископ обратился с апелляцией в Рим. Папа объявил проведенные выборы каноническими и совершил архиепископское рукоположение. Однако по приказу короля архиепископу не позволили въехать на территорию архиеп-ства. И. вступил в переговоры с Людовиком VII; не добившись успеха, папа наложил на франц. короля личный интердикт , к-рый был снят только Римским папой Евгением III (1145-1153).

http://pravenc.ru/text/468773.html

Подобный случай известен из истории XII века и связан с Предстоятелем Русской Церкви, Митрополитом Константином († 1159; пам. 5 июня). Оставив в конце своей жизни Киев из-за княжеских неурядиц, он направился в Чернигов, где вскоре скончался. Перед своей кончиной он высказал свою последнюю волю. Не считая себя достойным христианского погребения, он велел Черниговскому епископу Антонию бросить свое тело за стенами города на растерзание псам, что и было сделано. Это вызвало сильное смущение, после чего Митрополит Константин был погребен в Спасском кафедральном соборе в Чернигове. В летописи читаем под 1159 годом: «В то лето преставися Митрополит Кыевскый Костянтин Чернигове, бе бо в то время выбег лис Кыева Мстислава [деля] Изяславича, бысть же смерь его сица; яко умираючи ему призва к собе епископа Черниговьского Антонья, заклят и глаголя сице, яко по умерьтвии моем не погребешь тела моего, но ужем поверзше за нозе мои, извлечете мя из града и поверзете мя псом на расхытанье. По умертвии же его епископ то все створи повеленая ему имь, народи же вси дивишася о смерти его на утри же день Святослав князь здумав с мужи своими и с епископом вземше тело его и похорониша в церкви у святого Спаса Чернигове» 13 . Таким образом, тело почившего Первосвятителя подверглось «ослинному» погребению 14 . В Никоновской летописи говорится о природных бедствия, происходивших в то время в Киеве, пока тело Митрополита Константина было непогребенным. Характерно, что в Чернигове в это время стояла благоприятная погода. Поэтому киевский князь Мстислав Изяславич, узнав о кончине митрополита Константина в Чернигове, «начят исповедатися и каятися о зломыслии своем» 15 . Необычное распоряжение Митрополита Константина о своем о погребении объясняется тем, что он ревностно пытался преодолеть на Руси негативные последствия, вызванные неканоническим поставлением Митрополита Климента Смолятича. Историк архиепископ Филарет Черниговский пишет, что Митрополит «Константин вскоре скончался в горьком раскаянии о том, что был виною, хотя и невинною, упорного разделения мыслей в князьях, духовенстве и народе» 16 . А. Н. Муравьев отмечает, что он «скончался, показав пример чрезвычайного смирения» 17 . Посмертное распоряжение главы Церкви, несомненно, вызвало противоречивое чувство: святость и незыблемость посмертной воли завещателя, а с другой стороны – нарушение этикета христианского погребения. Таким образом, через посмертное поругание своего тела он стремился к насаждению мира в Русской земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010