Антоний, епископ Черниговский (грек) О жизни и деятельности епископа Антония сохранилось немного сведений. Известно, что на Черниговской кафедре он находился с 1158 по 1168 год. В 1159 году участвовал в погребении Киевского митрополита Константина (память 5/18 июня). Из жизни епископа Антония известен один случай, который характеризует его не с положительной стороны. В 1164 году он состоял в заговоре, участниками которого были, кроме епископа Антония, несколько знатных бояр и вдова умершего князя Святослава. Они решили временно скрыть смерть Святослава от всех и от законного наследника – Всеволодовича, племянника старшего брата. Тем временем мать покойного Святослава сообщила о его смерти своему старшему сыну Олегу и вызвала его срочно в Чернигов. Епископ Антоний вместе со всеми участниками заговора целовал образ Спасителя и говорил: «Бог и Его Матерь мне свидетели, что сам не пошлю к Всеволодовичу никаким образом, да и вам, дети, запрещаю, чтоб не погибнуть вам душею и не быть предателями, как Иуда». Так говорил он на словах, а в сердце затаил обман, потому что, как говорит летописец, родом был грек. Он первый нарушил клятву, послав к Всеволодовичу извещение о смерти дяди. Другой факт говорит о том, что епископ Антоний отличался исключительной строгостью в жизни и не только по отношению к себе лично, но и к окружающим. Он много раз запрещал Черниговскому князю Святославу вкушать мясо в Господские праздники. За это князь сверг его с епископии. Год кончины преосвященного Антония неизвестен. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 470. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1417. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 509. Православный собеседник. – Казань, 1909, февраль. – С. 191. – 1860, апрель. – С. 427. Ипатьевская летопись//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863. – С. 92. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 25. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

оставалась неизменной и предусматривала те же этапы, к-рые предполагались в процессе К., инициированном в рамках епархии (диоцеза). В большинстве случаев папа ограничивался тем, что давал формальное согласие на К., которая торжественно осуществлялась в самом диоцезе епархиальным епископом. В XI-XII вв. частые поездки по епархиям дали папам возможность лично возглавлять процесс К. на местах. Со временем это привело к тому, что К., осуществленная с участием папы, приобрела большее каноническое значение, процедура К. стала более сложной и строгой; наконец К. превратилась в исключительную прерогативу Римского папы. Историю папской К. можно условно разделить на 3 периода: 1) период до 1234 г., когда декреталия «Audivimus» (1170) папы Александра III (1159-1181) была включена в сборник декреталий Григория IX (1227-1241); 2) с сер. XIII в. до правления Сикста V (1585-1590), к-рый вверил вопросы К. Конгрегации обрядов; 3) с момента учреждения Конгрегации обрядов до наст. времени. С нач. V в. до правления папы Григория IX (1227-1241) Папа Бенедикт XIV в качестве наиболее раннего свидетельства участия Римских пап в К. святых др. епархий приводит клаузуру Мученичества сщмч. Вигилия , еп. Тридентского († 26 июня 405) (BHL, N 8602; памятник датируется не ранее VI в.- Benedictus XIV. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. Lib. I. Cap. 7// Benedicti XIV Opera. 1747. T. 1. P. 51-52). Согласно Мученичеству, после того как папе Иннокентию I (401-417) были посланы акты мч. Вигилия, пострадавшего вне Рима, и, следов., вне диоцеза, непосредственно подчиненного папе, он постановил, чтобы имя Вигилия было внесено в список мучеников, память к-рых совершает Церковь (ut sacris martyrum memorialibus inserantur - Martyrium S. Vigilii. 2. 10//ActaSS. Iun. T. 5. P. 167; см. также: Vigilio vescovo di Trento tra storia romana e tradizione europea: Atti del Convegno, Trento, 12-13 ottobre 2000/A cura di R. Codroico. Trento, 2000. P. 324). Вопрос о подлинности Мученичества остается предметом дискуссии (болландисты, первые издатели Мученичества, считали его подлинным).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Пс. 96:1-»да веселятся многочисленные острова». 1141 Пс. 29:5-»славьте память святыни Его». 1142 В этом перечне Беда в основном повторяет данные своей «Большой хроники», но отбирает только те из них, что касаются Британии. 1143 Это и следующее затмения не упомянуты в «Истории». Первое произошло 16 февраля, второе–20 июня. 1144 Ида–первый король Берниции в 547–559 гг. В «Истории» о нем ничего не сказано. 1145 События, отмеченные в 676 и 697–711 гг., не упоминаются в «Истории». 1146 Имеются в виду Уирмут и Ярроу (лат. Uiraemuda и Gyruum). 1147 Эти слова подтверждают мнение, что Беда редко покидал свой монастырь и скорее всего никогда в жизни не выезжал за пределы Нортумбрии. Хотя существуют версии о его путешествиях в Галлию и Рим, но из его сочинений не заметно личное знакомство с этими местами. 1148 Почти все указанные работы Беды дошли до нас. Их полное издание см. в PL, v. XC–XCV. Paris, 1848–1851. Издание исторических трудов Беды см. Baedae Opera Historica. Vol. 1 — 2/Ed. C. Plummer. Oxford, 1896. 1149 Эта книга написана в форме ответов на вопросы Нотельма. 1150 Книга Слов Дневных (Verba Dierum) — в греческом переводе Паралипоменон, в еврейском оригинале Дибре–гай–йамим («Деяния времен» или «Хроники»). 1151 Гомилии (беседы) — жанр богословских соочинений в форме бесед с реальными или воображаемыми слушателями. 1152 Имеется в виду апостол Павел. Беда не перевел, а пересказал комментарии св. Августина к посланиям Павла. 1153 Беда имеет в виду послания апостолов (кроме Павла), признанные соборными (католическими) в отличие от множества апокрифов. 1154 Известное сочинение De sex aetatibus saeculi. 1155 Ис. 24:22. 1156 Эта книга не сохранилась. Имеется в виду св. Анастасий, патриарх Антиохии в 599–610 гг., убитый во время восстания иудеев. Известен тем, что перевел на греческий «Пастырское правило» папы Григория. 1157 Имеется в виду сочинение Беды Vita Cutbercti (Житие Кутберта). 1158 Хветберт или Хвитберкт был аббатом Уирмута и Ярроу около 716–745 гг. 1159 Беда говорит об «Истории аббатов монастырей Виремут и Гирвум» (Historia ss. abbatum monasterii in Wiremutha et Gyruum). 1160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

1152. Как называется неделя, следующая за пасхальной неделей? Неделя, которая следует за пасхальной, называется Антипасхой, или Фоминой неделей, потому что в эту неделю мы вспоминаем апостола Фому, который сначала не хотел верить, что Христос воскрес из мертвых, но потом уверовал и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», о чем и читается в Евангелии в этот день на Святой Литургии. 1153. Как называется неделя после Троицы? Неделя после Троицы называется Неделя всех святых, так как в этот день в Православной Церкви чтится память всех святых. 1154. Почему в Православной Церкви чтится память всех святых в зависимости от праздника Пятидесятницы? В Православной Церкви память всех святых чтится в зависимости от праздника Пятидесятницы потому, что святые за свои подвиги стали достойными милости Духа Святого. 1155. Как называются праздники, которые празднуются, как и Пасха, в зависимости от первого весеннего полнолуния? Праздники, которые празднуются, как и Пасха, в зависимости от первого весеннего полнолуния, называются переходящими праздниками. 1156. Какой бывает Господский праздник помимо двунадесятых? Помимо двунадесятых праздников бывает еще Господский праздник – Обрезание Господне, приходящийся на первое января, когда чтится память святого Василия Великого и начинается новый гражданский год. 1157. Какие из двунадесятых праздников, праздники Богородичные? Двунадесятые праздники Богородичные следующие: 1) Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября). 2) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября). 3) Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта). 4) Успение Пресвятой Богородицы (15 августа). 1158. Сколько Богородичных праздников помимо двунадесятых? Кроме двунадесятых Богородичных праздников есть еще один Богородичный праздник – Покров Пресвятой Богородицы (1 октября). 1159. Когда бывает праздник апостолов Петра и Павла? Праздник апостолов Петра и Павла 29 июня. 1160. Когда бывает праздник Рождества Иоанна Крестителя? Праздник Рождества Иоанна Крестителя 24 июня. 1161. Когда бывает праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

1152. Как называется неделя, следующая за пасхальной неделей? Неделя, которая следует за пасхальной, называется Антипасхой или Фоминой неделей потому, что в эту неделю мы вспоминаем апостола Фому, который сначала не хотел верить, что Христос воскрес из мертвых, но потом уверовал и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», о чем и читается в Евангелии в этот день на святой Литургии. 1153. Как называется неделя после Троицы? Неделя после Троицы называется неделя Всех Святых, так как в этот день в Православной Церкви чтится память всех святых. 1154. Почему в Православной Церкви чтится память всех святых в зависимости от праздника Пятидесятницы? В Православной Церкви память всех святых чтится в зависимости от праздника Пятидесятницы потому, что святые за свои подвиги стали достойными милости Духа Святого. 1155. Как называются праздники, которые празднуются, как и Пасха, в зависимости от первого весеннего полнолуния? Праздники, которые празднуются, как и Пасха, в зависимости от первого весеннего полнолуния, называются переходящими праздниками. 1156. Какой бывает Господень праздник помимо двунадесятых? Помимо двунадесятых праздников бывает еще Господень праздник – Обрезание Господне, приходящийся на первое января, когда чтится память святого Василия Великого и начинается новый гражданский год. 1157. Какие из двунадесятых праздников, праздники Богородичные? Двунадесятые праздники Богородичные следующие: 1. Рождество Пресвятой Богородицы (8-го сентября). 2. Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября). 3. Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта). 4. Успение Пресвятой Богородицы (15 августа). 1158. Сколько Богородичных праздников помимо двунадесятых? Кроме двунадесятых Богородичных праздников есть еще один Богородичный праздник – Покров Пресвятой Богородицы (1-го октября). 1159. Когда бывает праздник апостолов Петра и Павла? Праздник апостолов Петра и Павла бывает 29-го июня. 1160. Когда бывает праздник Рождества Иоанна Крестителя? Праздник Рождества Иоанна Крестителя бывает 24-го июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Отдельные представители этой школы, такие как Ричард Ролл из Хэмпола в графстве Саут-Йоркшир (ок. 1290 – 1349; обучался в Оксфорде, отказался от схоластических споров и решил жить в простоте и изучать Священное Писание; духовный писатель, переводчик Библии и отшельник; день памяти в Церкви Англии – 20 января) или Юлиания Нориджская из Норфолка (1342 – после 1416; почитаемая многими ее современниками отшельница и мистик, знаменитая духовная писательница, покровительница прихода в Норидже; ее неофициальный день памяти – 13 мая), официально так и не были канонизированы, однако некоторые были признаны святыми Католической Церкви. К ним относится, например, Стефан Хардинг († 1134; память в Католической Церкви 17 апреля). Он был уроженцем юго-западной Англии, но большую часть жизни прожил цистерцианским монахом во Франции. Стефан стал третьим настоятелем цистерцианского монастыря в Сито и проявил себя как превосходный администратор. Прославлен в 1623 году. Его также почитают в Венгрии. Гильберт Семпрингхэмский из Линкольншира (1083–1189; память в Католической Церкви 4 февраля) был сыном норманнского рыцаря и тоже тесно связан с цистерцианцами. Гильберт учредил в Англии свой собственный монашеский орден, названный в его честь гильбертинским (единственный английский католический монашеский орден), и основал 13 монастырей. Был канонизирован в 1202 году. Роберт Ньюминстерский (ок. 1100 – 1159, память в Католической Церкви 7 июня) из Нортумберленда тоже был настоятелем местного цистерцианского монастыря, находившегося в нынешнем городе Морпет. Он обучался в Париже, затем вернулся в Англию и прославился своими мистическими видениями. Его почитание было местным. Валдеф из Мелроуза шотландского округа Скоттиш-Бордерс (также Валтеоф; ок. 1100 – 1160; память в Католической Церкви 3 августа) родился в аристократической семье и был воспитан при шотландском королевском дворе. Он тоже служил цистерцианским аббатом. Про Валдефа говорили, что он имел евхаристические видения, был простым, скромным и добрым человеком. Официально не канонизирован.

http://pravoslavie.ru/49268.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЯСЛАВ АНДРЕЕВИЧ († окт. 1165, Владимир-на-Клязьме), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), старший сын владимиро-суздальского кн. св. Андрея Юрьевича Боголюбского (имя и происхождение матери неизв.), брат блгв. князей Мстислава и Глеба . В источниках И. А. начинает упоминаться, после того как его отец стал правителем Ростово-Суздальской земли. Зимой 1159/60 г. И. А. во главе ростовского войска, в к-рое входила также «муромьская помочь», был отправлен в поход для оказания помощи своему нареченному зятю вщижскому кн. Святославу Владимировичу, которого осадили войска черниговского кн. Святослава Ольговича и полоцкого кн. Всеслава Васильковича. При подходе ростовских войск к Вщижу осада была снята, князья заключили мир. В кон. мая - нач. июня 1160 г. новгородцы направили в Ростов посольство с предложением послать к ним на княжение сына Андрея Боголюбского. В летописях его имя не названо, но можно предположить, что речь шла об И. А. Однако кн. Андрей отправил в Новгород своего племянника Мстислава Ростиславича. Гробница блгв. кн. Изяслава Андреевича в Успенском соборе Владимира. Фотография. 2004 г. Гробница блгв. кн. Изяслава Андреевича в Успенском соборе Владимира. Фотография. 2004 г. В 1164 г. вместе с отцом, дядей Ярославом Юрьевичем и муромским кн. Юрием Ярославичем И. А. участвовал в победоносном походе на Волжскую Булгарию. Рус. войско взяло «град славный» Бряхимов и еще 3 крепости. По мнению рус. князей и воинов, победа была одержана благодаря заступничеству Божией Матери через Ее чудотворную Владимирскую икону , находившуюся в рус. войске. Захваченные князьями трофеи были использованы для украшения храмов. Рассказ о чуде от иконы и имена рус. князей вошли в древнейшую редакцию Сказания о Владимирской иконе Божией Матери, описание чудес было включено в летописные своды, созданные в Сев.-Вост. Руси в XIII-XVI вв. Вскоре после окончания похода И. А. скончался. 28 окт. 1165 г. в присутствии отца и младшего брата Мстислава князь был похоронен в кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы во Владимире ( Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176). В источниках XV-XVII вв. погребение князя ошибочно отнесено к 28 сент. В память о сыне Андрей Боголюбский в 1165 г. приказал построить Покрова Пресвятой Богородицы храм на Нерли .

http://pravenc.ru/text/293924.html

Во 2-м крестовом походе (1147-1149) епископ руководил небольшим отрядом: на хофтаге в Регенсбурге (февр. 1147) он принес крестоносный обет, в кон. мая отправился вместе с войском Конрада III в Иерусалим ( Ehlers. 2013. S. 156-157). В кон. сент. 1147 г. войско крестоносцев переправилось через Босфор и затем вышло из К-поля. Во 2-й пол. декабря отряд, к-рым командовал О. Ф., был атакован турками-сельджуками и понес тяжелые потери. Епископ с оставшейся частью войска морским путем достиг Акры, где 24 июня 1148 г. принял участие в совете во главе с правителем Иерусалимского королевства (Ibid. S. 159). Дата возвращения О. Ф. со Св. земли неизвестна; его имя снова появилось в королевских дипломах только в нач. апр. 1151 г. О. Ф. принимал участие в выборах короля во Франкфурте (4 марта 1152 - Ibid. S. 161). Он был втянут в конфликт с представителями рода Виттельсбахов, претендовавшими на Фрайзингское еп-ство. В 1156 г. выступал посредником в споре Вельфов и Бабенбергов в Баварии, а также принимал деятельное участие в улаживании спора имп. Фридриха I Барбароссы с папой Адрианом IV (1154-1159). Почитание О. Ф. скончался, направляясь на генеральный капитул ордена цистерцианцев в Сито. Погребен в Моримоне. В годы Французской революции (1789-1799) аббатство было упразднено. В 1954 г. в ходе археологических раскопок на территории бывш. мон-ря обнаружили свинцовую раку с останками мужчины 40-50 лет. Проведенные в 1966-1969 гг. в Музее естествознания в Вене исследования с большой долей вероятности позволили идентифицировать эти останки как мощи О. Ф. В окт. 1969 г. мощи торжественно захоронили под алтарем собора в мон-ре Хайлигенкройц (этот мон-рь основал в 1133 отец О. Ф.- маркграф Леопольд III Святой). В одной из рукописей «Деяний епископов Фрайзингских» (XV в.) сообщается о чудесах, происходивших на могиле О. Ф. (MGH. SS. Scr. T. 24. P. 322). Почитание О. Ф. как блаженного сложилось в ордене цистерцианцев. В 1-й пол. XVII в. К. Энрикес внес его имя в цистерцианский Минологий, указав память под 7 сент. ( Henriquez C. Menologium Cisterciense. Antw., 1630. P. 302-305). В 1973 г. римская Конгрегация обрядов утвердила под этой датой местное почитание О. Ф. как блаженного Римско-католической Церкви в архиеп-ствах Вены и Мюнхена-Фрайзинга (Otto von Freising. 2008. S. 103, 114-119, 121). В совр. редакции Римского Мартиролога память О. Ф. указана под 22 сент. Взгляды О. Ф. на историю

http://pravenc.ru/text/2581747.html

Чудеса от святой иконы, бывшие на пути от Вышгорода до Владимира, были записаны духовником князя Андрея " попом Микулицей " (Николаем) в " Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери " . В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, вдруг остановились. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: " не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни " . В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня . Икона, названная Боголюбской, прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями На указанном Царицей Небесной месте построен князем Андреем (в 1159 году) храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины. Когда умер отец, Юрий Долгорукий († 15 мая 1157), святой Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался на княжении во Владимире. В 1158-1160 гг. был построен Успенский собор во Владимире, в который помещена Владимирская икона Божией Матери. В 1164 году воздвигнуты Золотые Ворота во Владимире с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери и церковь Спаса на Княжьем дворе. Тридцать храмов было создано святым князем Андреем за годы его княжения. Лучший из них - Успенский собор. Богатство и благолепие храма служило распространению православия среди окружающих народов и иноземцев-купцов. Всех приезжих, и латинян, и язычников, святой Андрей приказывал водить в воздвигнутые им храмы и показывать им " истинное христианство " . Летописец пишет: " и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение церковное, крестились " . Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. Волжская Болгария со времен походов Святослава († 972) представляла серьезную опасность для Русского государства. Святой Андрей стал продолжателем дела Святослава.

http://patriarchia.ru/db/text/910094.htm...

Многочисленные чудеса совершались от образа Пречистой Богородицы на пути от Вышгорода до Владимира-на-Клязьме. [Впоследствии записаны духовником князя Андрея, «попом Микулицей» (Николаем) в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери».] В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, внезапно остановились. «Мати Христа Бога нашего, горячо молился святой князь, можешь, если хочешь, быть мне Помощницей и в Ростовской земле, куда направляем путь наш, и там утверди, Владычице, новопросвещенных людей Твоих!» Но Пресвятая Богородица избрала Владимирскую землю, ночью явилась Она князю Андрею со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы образ Мой нес в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни и составь обитель иноков». В память о чудесном явлении святой князь Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери в рост, со свитком в руке, и установил празднование 18 июня. Икона, названная Боголюбской, прославилась многочисленными чудотворениями. На указанном Царицей Небесной месте благоверный князь Андрей построил в 1159 году храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и заложил город Боголюбов, ставший его излюбленным местопребыванием, а впоследствии местом блаженной мученической кончины. 15 мая 1157 года отошел к Богу великий князь Юрий Долгорукий и святой Андрей единодушно был избран ростовцами и суздальцами на княжеский престол. Невысокого роста, «широк и силен вельми», с высоким лбом, большими светлыми глазами святой князь производил впечатление умного и доброго человека, наделенного сильной волей и непреклонным характером. «Мужество и ум в нем жили, – отмечает летописец, – правда и истина в нем ходили, вторым мудрым Соломоном был он». Отличаясь любовью ко всему святому, благоверный князь прославил Бога постройкой множества храмов. Свыше тридцати великолепных церквей и соборов было создано святым Андреем за годы его княжения. Лучший из них – построенный в 1158 – 1160 годах собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Внутреннее убранство собора: золотые и серебряные паникадила, иконостас в жемчуге и драгоценных каменьях, литой из серебра амвон, золотые двери и стены – все это поражало своей красотой и великолепием, а чудотворная Владимирская икона Божией Матери была его главной святыней. Убранство и благолепие храма благотворно влияло на иноземцев и служило распространению Православия среди окружавших народов. Всем приезжим – иудеям, латинянам и язычникам святой Андрей велел показывать воздвигнутые им храмы, являя им «истинное христианство ». И как пишет летописец: «и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение духовное, крестились».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010