Как скоро последнее найдет, что решение постановлено правильно, то оно подтверждает его и приводит в исполнение, причем никакого дальнейшего обжалования не допускается; если же решение местного начальства не совпадет с решением епископским, то против решения гражданского судьи возможна апелляция в установленном порядке гражданского процесса. Но если суду епископскому со времени первого христианского императора подлежали гражданские дела не только духовенства, но и мирян, а в отношении к духовенству во времена Юстиниана создалась даже привилегированная подсудность по гражданским делам, исключительная по крайней мере в первой инстанции, то напротив уголовные дела духовенства остались в ведении государственных судов. Подобно римским верховным понтифексам, епископы остались в пределах церковной дисциплины относительно предметов их суда; но, в отличие от понтифексов, епископы и в отношении к наказаниям, не получили какой либо карательной власти, которая бы напоминала собою власть верховного римского понтифекса над жрецами Юпитера, Марса, Квирина, и над весталками 1151 . В императорских законах признана дисциплинарная власть епископов и соборов над духовенством, но уголовной юрисдикции над духовенством епископы не получили 1152 . Некоторые исследователи предполагают, что духовенство, по всяким против него обвинениям, должно было судиться у епископов 1153 ; другие думают, что по крайней мере легкие проступки (delicta levia), в противоположность преступлениям в собственном смысле (crimina), подлежали суду епископскому 1154 . Однако, законы, на которые ссылаются в подтверждение того и другого мнения, не говорят ничего не только в пользу первого, но и в пользу последнего предположения 1155 . Из общего правила о распространении государственной уголовной юрисдикции на все духовенство существовали два исключения, или, точнее говоря, в до-юстиниановском законодательстве установлено было одно исключение, относительно епископов, и затем при Юстиниане явилось другое исключение относительно всего духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Чин начинается обычным для песненных последований возгласом „Благословенно царство...” И хотя далее появляется неизвестное этим исследованиям „Приидите поклонимся...” и антифоны первого трехпсалмия уже успели исчезнуть, вечерня в первой своей части еще сохраняет следы песненного последования. Это – гласное чтение антифонных молитв, которые отделяются одна от другой ектениями. Ектениями отделяются и антифоны второго трехпсалмия, так что молитвы „Вечер, заутра и полудне...” и „Немолчными песньми и непрестанными славословленьми...” читаются в связи с пением псалмов, к которым они относятся. Вечерний же вход отделился от псалма „Господи воззвах...” Его совершают по исполнении всех псалмов с пением „Свете тихий...” Дальнейшая часть вечерни весьма приближается к современному виду. Малые антифоны с ектениями и молитвами перед ними исчезли, и между сугубой и просительной ектениями появилось „Сподоби Господи...” Молитва же отпуста „Боже великий и вышний, един имеяй бессмертие...” с нарушением трехантифонного строя этой части вечерни потеряла свое значение молитвы отпуста. Она здесь надписывается как „Молитва по Сподоби”. Это обстоятельство в свою очередь вызвало появление в конце вечерни новой молитвы отпуста: „Преблагий Господи...” Но песнь Симеона Богоприимца, упоминаемая Иоанном Мосхом в описании иноческого правила псалмопения, совершавшегося аввой Нилом Синайским , и известная орологиону лавры преп. Саввы Освященного, VIII-IX вв. (Син. библ. 863), отсутствует. Другая рукопись Син. библ. 973, 1153 г., содержит чин вечерни, где процесс трансформации песненного чинопоследования достигает своего апогея. „Последование с Богом вечерни. Диакон говорит: „Благослови Владыко”. „Благословенно царство...” Народ говорит: „Благослови душе моя...” и тотчас диакон: „Миром Господу...” Молитва вечерни ·- „Вечер и заутра и полудне...” Прочие молитвы найдешь в литургии святей Четыредесятницы. „Заступи, спаси...” и тотчас „Господи воззвах...”, стихиры, „Свете тихий...” и тотчас диакон: „Вонмем. Мир всем. Премудрость”, и тотчас прокимен. Диакон: „Рцем вси...” и т. д. Молитва: „Господи, Боже наш, прилежное сие...” Возглас: „Яко милостив и человеколюбец...” Народ: „Сподоби Господи...” Затем стихиры, „Ныне отпущаеши...” Возглас: „Яко Твое есть царство...” и тотчас тропарь дня, и тотчас диакон: „Исполним вечернюю...” Иерей говорит молитву: „Боже великий и вышний, един имеяй бессмертие...” Возглас: „Яко благ и человеколюбец Бог...” Молитва главопреклонения: „Господи, Боже наш, приклонивый небеса...” Возглас: „Буди держава царствия Твоего..., Премудрость”. Народ: „О имени Господни..., Благословен святый, благослови всех..., Сый благословен Бог наш всегда...” Народ: „Аминь. Утверди Боже...” и отпускает” 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Успокоение Левинскому принес тог самый Виктор, которого он считал таким опасным человеком. Вынужденный и после получения привилегии оставаться в Варшаве долгое время, он часто бывал у Левинского и со всею искренностью сближался с ним. «Садковскому надоело сидеть здесь, – писал Левинский Смогоржевскому. – У меня он бывает часто, а вчера так был даже вечером. Я принимаю его всегда вежливо и по временам подчую пуншем. Он заверил меня, что будет у вас на пути в Киев или на возвратном пути. В разговоре он очень скромен. Я понял из его бесед лишь то, что он желает вполне зависеть от распоряжений посла и делать все, что тот ему прикажет; но кто же склонит (посла), чтобы тот приказал ему делать то, чего требует целость католической веры и спокойствие страны?» 1151 Левинский по обычаю зашел слишком далеко и не показывал того, что уже было сделано и еще обещано было сделать на пути желаемых им уступок. Виктор обещал Левинскому строго наблюдать status quo, согласился с ним, что надобно обуздать безместных чиншовых священников и сообщил, что получил и указ запретить рукоположенных Евсевием и только более образовал участие в защите униатов от латинян в самой Польше. 1152 Но в действительности все это было недоступно Виктору. Он не понимал интриг униатов против него, а тем менее мог понять их томление в узах латинства и желание освободиться от них. Дела обыденные, требовавшие исполнительности, и исключительное положение, требовавшее высшего разумения дел, ставили Виктора в безвыходное, неразрешимое для него противоречие. Он мучился, что даром сидит в Варшаве, тратится, не обозревает епархии, не устраивает епархиального управления, не имеет ведомостей, не пишет вовремя донесений; 1153 а между тем сам замедлял свой выезд из Варшавы. На аудиенции у короля он, по словам Левинского, сказал, не спросив мнения русского посла, что будет ждать подканцлера Хребтовича. 1154 Когда оказалось, что это ожидание не нужно, Виктор стал дожидаться прощальной аудиенции у короля, хотя сразу мог заметить, что русский посол не заботится об этом. 1155 Пришлось, однако, уехать без прощальной аудиенции. 1156 Ближайший смысл этой путаницы был следующий. Виктор хотел уяснить себе, будет ли составлена смешанная комиссия и говорив русскому послу, что напишет об этом в Синод: посол не восставал против этого, но загадочно прибавил, что может быть политика требует, чтобы этого не делать. 1157

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Антония 1150 . Экзегетические произведения св. Афанасия, о которых знали в древности, не дошли до нас в полном виде. Чаще всего упоминается «Изъяснение псалмов» 1151 ; от него сохранились в катенах только отрывки. Собрание фрагментов под заглавием Expositiones psalmorum (у Миня, PG 27. Col. 60–590, с дополнением у Питры) в общем должно признать подлинным; но отдельные отрывки подложны, в некоторых текст сокращен, в других расширен, – для критической оценки большое значение имеет сирийский перевод, сохранившийся в рукописи 599 г. В объяснении текста, в противоположность догматико-полемическим сочинениям, господствует аллегория. Можно думать, что толкованием псалмов св. Афанасий занимался в последние годы своей жизни (366–373), когда гонения не нарушали его покоя. Как св. Афанасий смотрел на Псалтирь, показывает упомянутое уже послание к Маркеллину. Упомянутое Иеронимом произведение св. Афанасия «О надписаниях псалмов» (De vir. ill. 87) не сохранилось до нашего времени, а находящийся у Миня комментарий на псалмы с надписанием «О надписаниях псалмов» 1152  не принадлежит св. Афанасию и написан, может быть, Исихием Иерусалимским . Помещенные у Миня и дополненные Питрой и Май комментарии на книгу Иова, Песнь Песней, на Евангелие Матфея и Луки и на 1 Кор. 1153 , заимствованные из катен, нуждаются в тщательном исследовании. Не перечисляя всех произведений, которые в «Патрологии» Миня помещены в 28 томе под рубриками dubia   и spuria,   отметим только важнейшие. 1) Interpretatio in symbolum (Ερμηνεα εις το σμβολον [Толкование на символ]) 1154 . По исследованиям Caspari и Kattenbusch " a, Ερμηνεα происходит от символа, данного св. Епифанием в конце его Ancoratus, и Афанасию не принадлежит, – оно, может быть, было произведением одного из первых преемников св. Афанасия. 2) Syntagma doctrinae ad monachos [Синтагма учения, к монахам] 1155  стоит в тесной связи с Doctrina 318 Patrum [Учение 318-ти отцов] 1156 . Последнее состоит их двух частей – краткого вероизложения и более пространного изложения нравственного учения. Первая часть усваивалась св. Василию Великому в качестве составленного им изъяснения Никейского символа, а вторая часть и есть Syntagma doctrinae ad monachos. Считается доказанным, что целое произведение является первоначальным, которое потом распалось та части. Автором его не был ни св. Василий, ни св. Афанасий. Армянское предание усваивает его Евагрию Понтийскому , и это воззрение в настоящее время имеет защитников (например, [G.] N. Bonwetsch).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

6. Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без прошения нашего, по Своему Промышлению, что дает не только Своим и возлюбленным, но и чуждым познания Его. Молящеся, Он, не лишше глаголите, якоже язычницы [ 1153 ]. Плотского языцы ищут, вы же не пецытеся, что ясте, или что пиете, или во что облечетеся: весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех [ 1154 ]. Сын не просит хлеба у отца своего, но желает получить все, что ни есть важного и ценного в отцовском доме. По немощи человеческого разума заповедал Господь просить повседневного хлеба. Смотри же, что заповедано совершенным по разуму и здравым душою: оставление попечений о пище, питии и одежде. Если Бог промышляет о бессловесных животных, о птицах, о самых неодушевленных тварях, то несравненно более промышляет о нас. Ищите прежде Царствия Божия и правды его и сия вся приложатся вам [ 1155 ]. 7. Если молишься Богу о чем-либо и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Делается же это с тобою или потому, что ты не достоин получить просимое, или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны с просимым тобою, или потому, что ты не достиг еще той меры, которая нужна для того, чтоб принять дарование, просимое тобою. Не должно нам преждевременно искать того, что свойственно при великом преуспеянии, чтоб дарование Божие, по причине скорости принятия его, не было пренебрежено. Все удобно достигаемое и утрачивается скоро. Все же обретенное с болезнию сердца хранится тщательно [ 1156 ]. 8. Если дела твои не благоугодны Богу, то не проси у него великих дарований, чтоб не прийти в положение человека, который искушает Бога. Молитва твоя должна быть сообразною с жительством твоим. Невозможно связанному земными искать небесных. Невозможно упражняющемуся мирским просить Божественного. Желание каждого человека выказывается его деятельностию. К чему устремлено его тщание, о том он должен подвизаться и в молитве. Желающий великого не должен упражняться в маловажном [ 1157 ]. 9. Удерживающий уста от злоречия хранит сердце от страстей. Очищающий сердце от страстей ежечасно видит 1158 ]. Тот, у кого помышление (поучение) [ 1159 ] всегда в Боге, отгоняет от себя бесов и искореняет семя злобы их. Сердце того, кто ежечасно возделывает душу свою, увеселяется откровениями. Кто сосредоточивает зрение ума своего внутрь себя, тот видит в себе зарю Духа. Возгнушавшийся всяким парением [ 1160 ] видит Владыку своего внутри своего сердца. Если любишь чистоту, которою зрится Владыка всех, то не позволяй себе никаких пересудов и злоречия, даже не позволяй себе слушать кого-либо судящего или осуждающего братий [ 1161 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Эней развивает аргументы св. Мефодия Олимпийского: Если цель переселения исправление души, то как же она осуществляется, если душа похотливого человека вселяется в осла или кобеля, а душа обжоры в свинью, то есть получает условия еще более удобные для потакания их основной страсти? Аксифей сравнивает Божество, которое так устроило мир, с судьей, который захваченного на месте преступления вора вместо наказания повелевает вести в храм и позволяет ему брать все, что угодно, и таким образом дает возможность преступнику еще более укрепиться в своем хищничестве. Кроме того, из-за того, что человек не помнит своих прежних грехов, ему открывается дорога к отчаянию и хуле на Бога — ведь он, не помня за собой ничего дурного, терпит страдание неизвестно за что. Наконец, он говорит, что для определения вечной участи человека достаточно одной земной жизни — ибо для Бога, который знает наши сердца, и одной жизни достаточно, чтобы заметить, к чему мы себя склонили и какой импульс стал бы нарастать в последующем, если бы дать возможность для новых жизней, продолжающих прежние влечения. И классический аргумент: если перевоплощение — наказание, то почему Бог не напоминает человеку, за что именно он несет наказание? Ведь для того, чтобы наказание действительно имело значение, необходимо душам знать, за что они наказываются. Если же о Пифагоре или индийских мудрецах и говорят, что они знали, чем были раньше, то это пустое хвастовство, которому не следует верить [ 179 ]. В начале VI века Проспер, манихей, обратившийся в христианство, произносит формулу отречения от своей прежней веры. 12-м пунктом в его отречении стоит: «Верующий, что человеческие души перемещаются заново в другие тела или в животных — да будет анафема» (PL, XLII, 1153 sq. и PL LXV, 23 sq.). Итак, еще до V Собора отрицательное отношение к философии душепереселения было нормой христианской веры. Ни у кого из раннехристианских церковных авторов не было симпатий к идее реинкарнации. Н. О. Лосский, русский философ, старавшийся примирить теорию реинкарнации с христианством, не смог в своей книге [ 180 ] привести никаких свидетельств о вере первохристиан в переселение душ. Поэтому и приходится теософам вместо того, чтобы просто цитировать вполне конкретные и проверяемые источники,лишь бросать декларации вроде «вспомним, что многие Отцы Церкви исповедовали учение о перевоплощении» [ 181 ]. А «вспоминать»-то нечего…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В некоторых греч. рукописях X-XII вв. молитвы Е. объединены с последованием Божественной литургии. Южноитал. Евхологии Crypt. Γ. β. X и Crypt. Γ. β. IV предписывают освящать елей для больных утром перед литургией или накануне вечером (среди 3 или 4 молитв на освящение елея - молитва Κριε, ν τ λει κα τος οκτιρμος), а помазывать больных - после литургии (на самой литургии указаны особые чтения) с молитвой, текст к-рой не приведен (при этом молитва Πτερ ϒιε, ατρ τν ψυχν κα σωμτων входит в иное последование о болящих, содержащее, согласно Crypt. Γ. β. IV, 20 молитв). Знаменитый к-польский Евхологий Paris. Coislin. 213, 1027 г., переписанный для клирика патриарших часовен (см. Стратигия Евхологий ), говорит о совершении Е. в домовом храме болящего (к-рый, следов., является обеспеченным человеком). Елей освящается за литургией, но не в связи с освящением Даров (как было в древних литургико-канонических памятниках), а в самом начале - по окончании проскомидии (молитва освящения елея Κριε, ν τ λει κα τος οκτιρμος). Евхологий указывает особые чтения для литургии, а помазание совершается по ее окончании (во время помазания, при к-ром помазывается не только болящий, но и его домашние и само здание дома, поются песнопения в память св. бессребреников и читается молитва Πτερ ϒιε, ατρ τν ψυχν κα σωμτων). После помазания совершается краткое моление с сугубой ектенией и чтением Евангелия, и на этом чин заканчивается; Евхологий Стратигия предписывает повторять чин в течение 7 дней. Более сложный чин, со многими молитвами, описан в Евхологии Sinait. gr. 973, 1153 г. Здесь упоминается совершение 7 иереями служб суточного круга (вероятно, с особыми песнопениями, к-рые не описаны) накануне Е.: вечерни, паннихис и утрени. Само последование Е. содержит целый ряд молитв, включающий молитвы на освящение елея и возжжение фитилей до начала литургии, перемежаемые антифонами, и молитвы при гашении фитилей, помазании и возложении рук каждым из священников по очереди на голову болящего в конце литургии; в Евхологии указаны также особые чтения на литургии (Евхологий содержит и достаточно своеобразное указание о совершении литургии 7 священниками одновременно в разных храмах) и евангельское зачало, к-рое должно прочитываться в доме болящего после помазания. В ряде рукописей приводятся те песнопения, к-рые должны были исполняться за вечерней, паннихис и утреней накануне совершения Е. Наиболее крупное и известное из них - канон 4-го гласа, составленный гимнографом Арсением (вероятнее всего, свт. Арсением Керкирским († ок. 953)) и имеющий акростих Εχς λαου ψαλμς ξ Αρσενου (Арсениева песнь молитвы елея; 1-й ирмос канона: Θαλσσης τ ρυθραον πλαϒος (      ); нач.: Ελα τς εσπλαϒχνας σποτα (      )). Кроме этого канона в последование могли включаться и иные каноны о болящих, а также канон св. бессребреникам.

http://pravenc.ru/text/189773.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАГЬЮПА [тибет. bka " -brgyud-pa; «каджудпа», «гарчжудба», «каргьютпа»; традиция передачи наставлений; школа преемственности], в тибет. буддизме ваджраяны одна из 4 главных помимо ньингмапа , сакьяпа и гелугпа школ. Существует в письменной и устной традициях своих подшкол на территории Тибетского автономного р-на (КНР) (ТАР), с 1974 г. в странах Зап. Европы и Америки в среде тибет. диаспоры. Ранние названия: «дуб гью» (преемственность практикуемого, передача практикуемого), «ньян гью» (преемственность услышанного, передача шепотом), «каржупа» (преемственность [одетых] в белое); последнее название соотносится с теми адептами К., чья одежда для медитации белого цвета. Принято считать, что название школы редуцировано от тибет. «кабаб жи гью» (bka " -babs bzhi brgyud), где «гью» - преемственность, «жи» - четыре, «кабаб» - передача знания, умения, проницательности, способности обучения от учителя к ученику таким образом, чтобы ученик полностью овладел всеми достоинствами учителя. Указывает на преемственность религ. опыта в виде личной передачи от учителя к ученику (из уха в ухо). Несоблюдение этого правила приводит к потере учения. Согласно преданию, инд. тантрический йогин Тилопа (988-1069) в состоянии медитативного транса получил 4 особые передачи напрямую от будды Ваджрадхары. Обретенное знание Тилопа передал Наропе (1016-1100), к-рый его систематизировал, и оно стало известно как «6 йог Наропы» (шаданга йога). Наропа, один из самых знаменитых настоятелей университета-монастыря Наланда, отказался от своего статуса и стал учеником Тилопы, а затем передал свои знания Марпе (1012-1096), «великому переводчику», к-рый трижды ездил в Индию за наставлениями. Марпа получил классическое буддийское образование и неортодоксальное тантрическое. В числе его инд. учителей - махасиддха Майтрипа (1007-1077), тоже ученик Наропы в Наланде, и Атиши (см. ст. Кадампа ) в Викрамашиле, хранитель линии передачи махамудры, составившей основу К. В числе тибет. последователей Марпы - поэт-йогин Миларепа (Миларайба, 1052-1135), один из основоположников тибетской буддийской поэзии. Продолжатели Миларепы - Рейчунг Дордже-Танпа (Речунг, 1084-1161), странствующий монах и автор жизнеописания своего учителя, и Гампопа (Гамбопа, 1079-1153), врач из Дагпо, основатель 1-го монастыря-школы (Даглха-Гампо, 1121). Философско-теоретический фундамент школы К. закладывался на основе позиций 3 философских школ махаяны (мадхьямаки, татхагата-гарбхи и йогачары ) и читтаматры и медитативной практики одновременно с йогическим образом жизни согласно буддийской традиции ваджраяны.

http://pravenc.ru/text/1319766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБЪЕДИНЁННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ [ОАЭ; араб.      ], гос-во в Юго-Зап. Азии, на востоке Аравийского п-ова. Граничит на юго-востоке и северо-востоке с Оманом (основной территорией к юго-востоку и эксклавом Руус-эль-Джибаль на п-ове Мусандам к северо-востоку; 2-й оманский эксклав - Мадха, охватывает анклав ОАЭ Нахва); на юге и западе - с Саудовской Аравией ; на северо-западе - с Катаром (по морю). Омывается на севере Персидским, на востоке - Оманским зал. Аравийского м. Включает неск. сот мелких прибрежных, часто песчаных островов (Абу-эль-Абьяд, Сир-Бани-Яс, Шурайа, Джанана, Марава и др.), большинство к-рых необитаемы. Административно-территориальное деление - 7 эмиратов. Офиц. язык - арабский; среди языков повседневного общения наряду с арав. диалектами арабского ведущие места занимают английский, хиндустани (хинди/урду), персидский (фарси/дари) и пилипино. Площадь - 83,6 тыс. кв. км. Столица - Абу-Даби (1,94 млн чел.; 2012). Крупнейшие города: Дубай (2,11 млн чел.), Шарджа (1,33 млн чел.), Эль-Айн (580 тыс. чел.), Аджман (400 тыс. чел.), Эль-Фуджайра (146 тыс. чел.). ОАЭ - член ООН и ЛАГ (1971), Орг-ции исламского сотрудничества (1972; до 2011 Орг-ция Исламская конференция), МВФ и МБРР (1972), ВТО (1996). География Территория, занимающая юго-вост. погружение докембрийской Аравийской платформы, состоит преимущественно из низменных пустынных равнин, на западе - каменистых, на севере - солончаковых, а на юге - покрытых барханными грядами и связанных с зыбучими песками Руб-эль-Хали. Исключение составляет п-ов Мусандам на северо-востоке (эмираты Эль-Фуджайра и Рас-эль-Хайма), куда заходят зап. отроги складчатых Оманских гор (Джебель-эль-Хаджар), образованных из отдельных платообразных массивов, где имеются возвышенности до 1153 м. Береговая линия преимущественно низкая и изрезанная неглубокими заливами, в Персидском зал. окаймлена коралловыми рифами (изредка - с мангровыми зарослями), прибрежные зоны с обширными илистыми осушками в приливно-отливной части богаты месторождениями соли. Постоянных рек нет, имеют место многочисленные временные водотоки (вади). Бóльшая часть растительного покрова (вплоть до пальмовых плантаций в крупнейших оазисных зонах Лива и Эль-Бурайми) - результат правительственных программ по озеленению страны. Климат тропический, крайне жаркий и сухой, с частыми и сильными песчаными и пыльными бурями. Среднемесячные температуры: +20°С зимой, +35°С летом (максимальные - до +50°С, по мере отдаления от побережья). Осадки нерегулярны, неравномерны (сильные локализованные ливни) и скудны, гл. обр. с нояб. по май (на равнинах в среднем в год до 100 мм, вдоль вост. побережья - 100-140 мм, в горах - 300-400 мм). Относительную влажность воздуха заметно повышает юго-вост. ветер (шарки), дующий в конце лета на побережье. Население

http://pravenc.ru/text/2578117.html

Скачать epub pdf Труд См. также: Ближний . 46; Бодрствование . 97; Епископ . 256; Кончина праведника . 335; Милостыня . 448; Молитва праведника . 498; Молчание . 517; Монах . 521; Награда . 578; Подвиг мирянина . 744; Смерть . 1027; Смирение . 1046. 1151. Авва Аполлос всегда с радостью шел трудиться по приглашению братии См. также: Спасение . В Келиях был старец, авва Аполлос. Если кто из братии приглашал его к труду или работе, то он немедленно шел с радостью, говоря: “Сегодня я иду потрудиться с Царем моим, Христом, ради спасения души моей.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 71). 1152. Ангел научил преподобного Антония Великого , что при молитвенном подвиге необходим труд См. также: Молитва ; Помыслы ; Спасение . Рассказывают о святом авве Антонии, что он, живя в пустыне, однажды подвергся душевному смущению, унынию и особенному нашествию мрачных помыслов. Находясь в этом состоянии, он стал изливать свою печаль перед Богом. “Господи, – говорил он, – хочу спастись, но помышления мои никак не допускают меня совершить это. Что мне делать со страстями? Как мне спастись?” Немного отойдя от того места, где находился, он увидел незнакомого ему человека, занятого работой. Этот человек то вставал, оставляя рукоделие, и молился, то опять возвращался к рукоделию: он сшивал листья пальмы. Потом он опять вставал и молился, после молитвы снова принимался за рукоделие. Поступавший таким образом был Ангелом, посланным Богом ободрить Антония и возбудить его к мужеству. И услышал Антоний голос, исшедший от Ангела: “Антоний! Поступай так – и спасешься.” Услышав это, Антоний очень обрадовался и ободрился, впредь он так и поступал… (Еп. Игнатий. Отечник. С. 37. 194). 1153. Видением мужа с весами, положившего лопату на правую чашу, преподобному Антонию было показано, что труды его угодны Богу Братия, усмотрев, что Антоний Новый способен ко всякой работе, брали его с собой и, дав ему в руки лопату, заставляли копать землю. Удручаемый трудом, омываемый непрестанно потом и слезами, он воздыхал и молился мысленно Богу: “Господи! Призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои” ( Пс. 24:18 ). По прошествии довольно долгого времени он видит во сне некоего мужа в великой славе. Муж этот держал весы. На левой их стороне положены были все грехи Атония, содеянные им от юности, а на правой – все добродетели. Сперва обе чаши весов стояли на одном уровне, потом начала перетягивать левая, в которую положены были согрешения. Тогда славный муж, взяв лопату, которой копал Антоний, положил ее на правую чашу, – она и перетянула тяжесть согрешений. А славный муж, взглянув на Антония, сказал: “Вот! Бог показал тебе значение твоих трудов и простил тебе все твои согрешения.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 77).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010