Рутперт, еп. мюнстерский (1042–1063) 118 Рыбаков В. В. 123 Рюрик, по преданию – родоначальник русских князей (втор. пол. IX в.) IXa, 39 Рюрик Ростиславич, кн. перемышльский (ум. в 1092 г.) IXa Рюрик Ростиславич, кн. киевский (1194–1201/2, ум. в 1210/2 г.) IXb, 319, 321, 325 «Сага об Олаве Святом» 131 «Сага о Кнютлингах», сага о датских кор. (сер. XIII в.) 142 «Сага о Харальде Сигурдарсоне» 136 Саксон Грамматик, датский историограф (ум. ок. 1220 г.) 142 «Саксонская всемирная хроника» (ок. 1229 г.) 326–330 Саксонская династия (Оттоны, Людольфинги), династия германских кор. и имп. (911–1024)//, 41, 63, 117, 163, 197, 231, 233 «Саксонский анналист» (ок. 1150 г.) 64, 159, 173, 225–236, 276, 278, 328 «Саксонский хронограф», см. «Магдебургские анналы» Салическая династия (Салии), династия германских кор. и имп. (1024–1125) II, 96, 159, 188, 233 Саллюстий Крисп Гай, римский историограф (86–35 до н. э.) 129, 304 Саломея, ж. польского кн. Болеслава III, д. бергского гр. Генриха (ум. в 1144 г.) IV, 197–200, 199–200, 263 Саломея, ж. Ратибора, с. западнопоморского кн. Богуслава I, д. польского кн. Мешка III IV, 309 Саломея, ж. галицкого кор. Кальмана, д. польского кн. Лешка Белого (ум. в 1267 г.) V Самсон, венгерский гр., сторонник претендента на венгерский престол Бориса (Кальмана) 368, 368 Самуил, пророк, последний из судей израильских 313 Сахаров А. Н. 19, 46 Саул, царь израильский (вероятно, 1020–1000 до н. э.) 313 Сбыслава, ж. польского кн. Болеслава III, д. киевского кн. Святополка Изяславича (ум. в 1114 г.) IV, IXa, 176–178, 199–200, 207, 214, 250, 255–256, 265 Свен I Вилобородый, кор. датский (986–1014) VII, IXa, 129, 129–130, 131, 132, 271, 271, 327 Свен II Эстридсен, кор. датский (1047–1074/6) VII, 122, 129, 129, 134, 134, 140, 146, 271 Свен III, кор. датский (1147–1157) VII, 271, 271, 280 Свен, с. уэссексского ярла Годвине VII, 135, 135 «Свентокшиский рочник», см. «Анналы м-ря Св. Креста» Свентопелк (==Ламберт?), с. польского кн. Мешка I (ум. поел 992 г.) IV, 66 Свентослава, см. Сигрид Гордая (Свентослава?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1147 Ранее и кроме того, «выпиской» «рекомендуется... предлагать ученикам, в виде домашних упражнений, делать сокращение образцовых проповедей или изложение их плана и главных мыслей их содержания», чтобы, разумеется, учитель просматривал потом и разбирал эти упражнения. 1151 В. П-в. desideria»... «Б. В». 1894. I. 376–378. Ср. ст. г. С. П.: «Школа и жизнь». «Христ. Чтение». 1897. Сент. Стр. 373. 1152 Что в настоящее время искусство произношения проповедей в общем стоит у нас очень не высоко, с.м.. напр.. ст. проф. Говорова: «Ораторское искусство в древнее и новое время» («Прав. Соб.» 1897. Май. Стр. 647). Пользуемся случаем обратить внимание читателей на этот интересный очерк (см. майск. и июльск. кн. упомян. ж. за указ. год). 1154 В последнем случае, как и письменные проповеди, они очень часто оказываются, кроме того, и мало самостоятельными. 1155 Вот компетентное мнение относительно классных импровизаций архиеп. Амвросия: «Неуместны опыты импровизаций, которые чуть не в виде игрушки заставляют делать некоторых воспитанников (в классе и) на экзаменах, сопровождая их улыбками, а иногда и смехом товарищей при замечаемых недостатках или ошибках». – «Живое слово», стр. 122. 1156 Высокопреосв. Амвросий указывает еще одно неизбежное внешнее неудобство классных импровизаций. «В некоторых семинариях... заставляют учеников говорить устные поучения в классах со своего места за партою, в других ставят их на профессорскую кафедру: все подобные приемы я признаю не соответствующими цели... Ученик за партою остается учеником, передающим урок, ученик на кафедре может быть приготовляем к учительству, а не к проповеди». – «Живое слово», стр. 123. 1157 «Все ныне жалуются, – говорит архиеп. Амвросий, – на скудность и бесплодность проповеди со стороны нашего наличного духовенства. Жалоба справедливая»... «Живое слово», стр. 7. Тот же писатель говорит о «мертвенном сне безучастия и беспечности, который ныне овладел большинством» нашего пастырства в отношении проповеднического дела. «Живое слово», стр. 26. – Вот и другое авторитетное суждение в таком же роде. «Наше духовенство мало и редко учит, оно служит в Церкви и исполняет требы». «Москов. Сборник», изд. К.Π. Победоносцева третье, дополн. М. 1896. Стр. 141.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Леонтьев, Соч., т. III, стр. 397 (повесть «Египетский голубь»). 1140 К этому как раз периоду и относится его автобиографическая статья «Моя литературная судьба», напечатанная в «Литературном Наследстве». 1141 Жена Леонтьева пережила его и скончалась уже после революции в 1917 г. (См. Лит. Насл., стр. 493, прим. 92). 1142 См. Соч. Вл. Соловьева, т. VI. 1143 Бердяев, Константин Леонтьев, стр. 8. Сам Леонтьев однажды сам себя назвал славянофилом. (Соч., т. VI, стр. 118), но лишь в смысле любви к своеобразию культуры России. Ср. также Лит. Насл., стр. 451. 1144 Флоровский, Ор. cit., стр. 305. 1145 Massaryk, Ор. cit., S. 215. 1146 Леонтьев. Соч., т. V, стр. 420. (Прим.): «главным основанием служила мне книга Данилевского». Несколько дальше. (Ibid., стр. 433), Леонтьев называет книгу Данилевского «истинно великой». Ср., т. VI, стр. 335. 1147 См. Лит. Наел., стр. 479. Примеч. 1148 Булгаков в своей статье о Леонтьеве (Тихие Думы, стр. 117), справедливо говорит, что Леонтьев «лучше и беспощаднее умел увидеть на лице Европы черты торжествующего мещанства». 1149 Бердяев. Статья, о Леонтьеве в сборнике Sub specie aeternitatis (1907), стр. 309. 1150 Цитирую по «Труд. К. Дух. Акад.» (1909, IV, стр. 579). 1151 Ibid., VI, стр. 323. 1152 Ibid., стр. 301. 1153 Бердяев, Ibid, стр. 12. 1154 Письмо к Розанову (Рус. Вести. 1903, VI). 1155 Очень хорошо и верно говорит Бердяев (Ibid., стр. 146, passim) о «серьезном нравственном характере» в Леонтьеве. 1156 Переписка Леонтьева с Александровым. (Бог. Вестник 1914 III. стр. 456). 1157 См. упомянутую уже прекрасную работу Obernauer. Der aesthetische Mensch in d. deutsch. Literatur. 1158 Бог. Вестник, 1914, III, стр. 458. Примеч. 1159 Цитирую по Аггееву (Ор. cit., VI, стр. 296). 1160 Соч., т. VIII, стр. 160. 1161 Соч., т. VII, стр. 132. 1162 Лит. Наслед., стр. 467. 1163 Соч… т. V, стр. 237. 1164 соч., т. VII, стр. 169. 1165 Соч., т. VI, стр. 21. 1166 Лит. Наслед., стр. 467. 1167 Соч., т. VI, стр. 121. 1168 Литер. Наслед., стр. 465. 1169 Флоровский, ор. cit., стр. 305. 1170

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

1139.  Его же. Из кумранской антологии эсхатологических текстов. — Краткие сообщения института народов Азии. M., 1956, с. 56-66. 1140.  Его же. «Избранник Бога» в кумранских текстах. — ВДИ, 1966, с. 73-79. 1141.  Его же. Новый эсхатологический текст из Кумрана. — ВДИ, 1967, с. 45-62. 1142.  Его же. Исторический фон кумранского комментария на Исайю. — В кн.: Письменные памятники и проблемы истории народов Востока. M., 1973, с. 51-55. 1143.  Его же. Клятва ессеев. — ВДИ, 1975, с. 151-158. 1144.  Его же. Кумранский учитель праведности и апокриф «Завет Левия». — В кн.: Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. M., 1977, с. 79-82. 1145.  Бернфельд С. Ессеи. — ЕЭ, т. VIII, с. 516-532. 1146.  Брагинский И. Об иранских элементах в кумранских свитках. — В кн.: Семитские языки. M., 1965, в. II, ч. 2, с. 778-780. 1147.  Б ий Я. К вопросу о ессеях. — ПС, 1873, с. 158-212; с. 492-545. 1148.  Голубцова Н. Публикация и переводы кумранских свитков. — Вопросы истории религии и атеизма, 1960, в. 8, с. 439-448. 1149.  Донини А. Рукописи из окрестностей Мертвого моря и происхождение христианства. — ВДИ, 1958, с. 114-131. 1150.  Елизарова M. Община терапевтов (Из истории ессейского общественно-религиозного движения I b. н. э.). M., 1972, 143 с. 1151.  Его же. Сведения о ессеях и терапевтах в «Хронике» Георгия Амартола — ПСб, 1974, (88), с. 73-76. 1152.  Зусман А. Ессеи. M., 1913, 44 с. 1153.  Каждан А. Новые рукописи, открытые на побережье Мертвого моря. — Вопросы истории религии и атеизма, 1956, в. 4, с. 280-313. 1154.  Кейль Ф. Ессеи. ВЧ, 1876, т. V. 1155.  Ковалев С., Кубланов M. Находки в Иудейской пустыне. M., 1964, 111с. 1156.  Лебедев А., прот. Ессеи и терапевты. — Дух христианина, 1861, т. IV-V. 1157.  Лившиц Г. Кумранские рукописи и их историческое значение. Минск, 1959, 81 с. 1158.  Его же. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967, 319 с. 1159.  Михаил, еп. К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря. — ЖМП, 1957, с. 54-64.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

[испан. Calatrava], духовно-рыцарский орден в Испании; основан во 2-й пол. XII в. Исторически орден тесно связан с крепостью Калатрава (ныне Калатрава-ла-Вьеха, близ совр. г. Каррион-де-Калатрава, пров. Сьюдад-Реаль; от араб. Калъат-Рабах), построенной в IX в. кордовским эмиром Мухаммадом I у юж. оконечности гряды Толедских гор. В XII в. замок контролировал основную дорогу из мусульманского Андалуса в королевство Толедо (часть королевства Леон и Кастилия, позже - Нов. Кастилия). В 1147 г. крепость была завоевана христианами; король Леона и Кастилии Альфонсо VII передал ее в управление тамплиерам . Калатрава стала самым юж. форпостом на пограничных землях, с 3 сторон крепость окружали мусульм. территории. В 1157 г., в начале правления наследника Альфонсо VII кор. Санчо III, тамплиеры вернули крепость королю. После длительных переговоров новым защитником крепости стал Раймундо, аббат цистерцианского мон-ря Санта-Мария-ла-Реаль (Фитеро). В янв. 1158 г. кор. Санчо III подписал грамоту, согласно к-рой аббату мон-ря Фитеро передавалась власть над крепостью и ее окрестностями. Для защиты замка в Калатраву прибыли монахи-воины из аббатства Фитеро и рыцари из Толедо. Толедский архиеп. Хуан II предоставил аббату Раймундо денежную помощь, а также обещал индульгенцию всем, кто примут участие в обороне Калатравы. Это способствовало увеличению численности рыцарей и монахов, проживавших в крепости, и росту влияния новой общины. После смерти аббата Раймундо главой общины стал Гарсия де Редон (1164-1169), автор устава («Formae vivendi»), утвержденного на генеральном капитуле цистерцианцев и заверенного буллой папы Римского Александра III в 1164 г. В 1187 и 1199 гг. при одобрении Римских пап в устав ордена были внесены добавления (Bulario de la Orden Militar de Calatrava. P. 3-4). Поскольку аббатство Фитеро, откуда прибыли большинство монахов К., подчинялось цистерцианской обители Моримон, а не Сито , то в дальнейшем именно аббаты мон-ря Моримон получили право визитации и пастырского попечения над новым духовно-рыцарским союзом, ставшим частью цистерцианского ордена.

http://pravenc.ru/text/1319923.html

Скачать epub pdf 105. Изяслав III Давидович, князь черниговский, потом двукратно великий князь киевский – первый, носивший этот титул без прежнего, всерусского, значения, уже отодвигавшегося из Киева к Суздалю и Владимиру сын Давида Святославича, князя черниговского, от брака с неизвестною. О годе и месте его рождения сведений нет: при великом князе Всеволоде II Ольговиче, послан с князьями галицкими воевать области Туровскую и Владимиро-Волынскую в 1139 г.; получил от великого князя г. Брест в 1142 г.; ходил по приказу великого князя в Польшу, мирил тамошние усобицы в 1143 г.; отправленный из Переяслава с половцами на князей галицких, взял Ушицу и Микулин в 1144 г.; пустошил с братом своим Владимиром Новгород-Северскую область князя Святослава Ольговича и безуспешно осаждал Путивль, сдавшийся только великому князю Изяславу II Мстиславичу в 1146 г.; разбит князем Святославом Ольговичем 16 январ у г. Карачева и получил себе с братом же область Новгород-Северскую, но вслед за тем уличен в заговоре на жизнь великого князя киевского, стоившем жизни князю-схимнику Игорю Ольговичу, убитому озлобленными киевлянами 19 сентября 1147 г.; примирился с великим князем и заключил с ним союз против Юрия Владимировича, князя суздальского, в 1148 г.; участвовал в поражении Юрия под Переяславом 23 августа 1149 г.; уже союзником Юрия вступил с ним в Киев в 1150 г.; соединившись опять с великим князем, потерял в битве у Киева брата своего Владимира, союзника Юриева, в 1151 г.; выдержал в Чернигове осаду Юриеву в 1152 г.; недопущенный в Киев поклониться телу великого князя Изяслава II, умершего 13 ноября 1154 г., вознегодовал на преемника Святославова, великого князя Ростислава Мстиславича, которого и разбил на р. Белоусе, после чего 18 марта приглашен киевлянами на стол киевский, но через два дня должен был уступить его Юрию возвратиться в Чернигов в 1155 г.; сопровождал великого князя Юрия в Заруб для переговоров с половцами, которых по найме их великим князем водил до Березны в 1156 г.; по смерти великого князя Юрия 15 мая снова приглашен киевлянами на стол киевский и торжественно въехал в Киев 19 мая 1157 г.; выбит из Киева волынскими князьями в союзе с князем галицким и берендеями 22 декабря 1158 г.; наняв половцев, безуспешно осаждал Чернигов, разорял Смоленскую область и дружески сошелся с князем Андреем Боголюбским в 1159 г.; тщетно стоял две недели под Переяславом и 1160 г.; овладев Киевом 8 февраля, осадил великого князя Ростислава в Белгороде, но убит тут же 6 марта 1161 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1120 См.: Лк. 6:20. 1121 Ср.: Быт. 1:22. 1122 См.: Пс. 45 44:2. 1123 Ср.: Ис. 12:3. 1124 См.: Пс. 82 81:3—4. 1125 См.: Пс. 72 71:4. 1126 См.: Пс. 72 71:11. 1127 См.: Пс. 9:18—19. 1128 См.: Ис. 3:14—15. 1129 Вставка, по мнению Кройманна. 1130 См.: Лк. 6:21. 1131 См.: Ис. 5:26. 1132 См.: Ис. 49:10. 1133 См.: Ис. 65:13. 1134 См.: Лк. 6:21. 1135 См.: Ис. 65:14. 1136 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Разгляди». 1137 См.: Пс. 126 125:5. 1138 См.: Ис. 61:1. 1139 См.: Мф. 5:3; Лк. 6:20. 1140 См.: Ис. 61:1. 1141 См.: Лк. 6:21. 1142 См.: Ис. 61:2. 1143 См.: Лк. 6:21. 1144 См.: Ис. 61:3. 1145 Игра слов: Наес si statim admissus Christus administravit. 1146 См.: Лк. 6:22. 1147 См.: Ис. 51:7. 1148 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так как Ему была предсказана гибель». 1149 См.: Ис. 52:5; Рим. 2:24. 1150 Источник цитаты неизвестен. 1151 О ненависти язычников к христианскому имени см. третью главу «Апологетика» Тертуллиана. 1152 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и». 1153 См.: Лк. 6:23. 1154 Употреблен глагол suggillare. Выше действия Христа по отношению к преследователям пророков обозначались словами suggillans («укоряя») и suggillatio («укор», переведено: «укорять») (Tert. Adv. Marc., IV, 15, 1). 1155 См.: Лк. 6:24. 1156 Конъектура Кройманна. В рукописи: «громаду возведения обеих систем воспитания». 1157 См.: Втор. 30:19. 1158 Конъектура Кройманна. В рукописи: «его же». 1159 Конъектура Кройманна. В рукописи: «дабы мне также и в этом суждении показать Христа принадлежащим Творцу, обогащающему » 1160 Ср.: 3 Цар. 3:9—10. 1161 Ср.: 3 Цар. 3:13. 1162 См.: Лк. 6:24. 1163 Слова «Ибо, — говорит, — вы получили свое утешение, — конечно, от богатств, от их славы и доходов мира сего» Кройманн помещает сюда. В рукописи они находятся ниже, после слов «приписывает богатым пороки, сопутствующие богатствам». 1164 Другой возможный перевод: «Но пороки, сопутствующие богатствам, обращают в Евангелии на богатых то «Горе! " " . 1165 Конъектура Кройманна. В рукописи: «конечно». 1166 См.: Втор. 8:12—14.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

1127 Euch 2.273–284. 1128 Euch 2.313–338. 1129 Eth 4.491–499. 1130 Eth 4.515–526. 1131 Eth 4.535–544. 1132 Eth 4.548–554. 1133 Eth 4.561–562 1134 Eth 4.579–585. 1135 Eth 4.563–571. 1136 Eth 4.586–599. 1137 Eth 4.605–608. 1138 См.: Часть V. Обожение. Пр. 7. Часть IV. Пресвятая Троица. 1139 Eth 4.776–782. 1140 См.: Часть V. Бесстрастие. Пр. 14 1141 Eth 8.72–90. 1142 Eth 8.90–98. 1143 Eth 8.99–123. 1144 См.: Часть IV. Пресвятая Троица. Пр. 10. 1145 В этом Гимне пр. Симеон постоянно пользуется словом αγπη. 1146 Hymn 17. 1147 Hymn 17.131–138. 1148 Hymn 17.194–197. 1149 Hymn 17.198–204. 1150 Hymn 17.210–217. 1151 Hymn 17.236–242. 1152 Hymn 17.289–292. 1153 Hymn 17.311–317. 1154 Hymn 17.319–343. 1155 Hymn 17.344–385. См.: Часть V. Экстаз. Пр. 18. 1156 Hymn 17.383–387. 1157 Hymn 17.388–407. 1158 Hymn 17.408–418. 1159 Hymn 17.474–478. 1160 Hymn 17.483–490. 1161 Hymn 17.495–498. 1162 Hymn 18.8–13. 1163 Hymn 18.14. Сходная терминология, «рука–энергия», уже встречается у св. Григория Нисского. Нот. 11 in Cant p. 332, 11–13 (ed. Jaeger). См. мою статью: Simplicite de la nature Divine et les distinctions en Dieu selon S. Gregoire de Nysse, Messager de I " Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. 1975. Pp. 154–156 1164 Hymn 52.13–20.27. 1165 Hymn 5.24. См.: пр. 2 к настоящей главе. 1166 Hymn 5.24. 1167 Об обожении см. статьи Θεοποιω Θωσις в Lamoe. A Patristik Greek Lexicon. Там много цитат из святых отцов. 1168 См. ряд интересных статей М. Лот–Бородиной в La doctrine de la deification dans I " eglise grecque jusqu " au XI siecle. Revue de I " hisdes religions, 1932–1933. 1169 Eth 1.3.37–44. 1170 Eth 11.82–89. 1171 Cat 20.117. 1172 Cat 24.76–80. 1173 Eth 4.586–594. 1174 Eth 10.314–317. 1175 Eth 1.12.284–287. 1176 Eth 1.12.307–313. 1177 Euch 1.207–208. 1178 Euch 1.216–217. 1179 Eth 13.60. 1180 Hymn 13.11–19. 1181 Hymn 1.168–176. 1182 Hymn 1.180–190. 1183 См. об этой черте духовности св. Григория Нисского главу Epectase в уже упомянутой книге Даниелу. Стр. 309–326. 1184 Hymn 27.90–95.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Уровень религиозного сознания западных христиан был также невероятно высок в сравнении с последующими веками, и европейская культура не чувствовала себя обделенной по сравнению с византийской. Но особенно были заметны достижения Запада в военном деле, что не удивительно. Вечно воюющие германцы и французы достигли совершенства в военных технологиях и организации армии. И Мануил I Комнин, хорошо знакомый с западной культурой, считал необходимым перенимать положительный опыт. Естественно, юному и отважному сердцу Мануила Комнина были близки рыцарские девизы, среди которых первенствовал: «Esto miles pacificus, strenuus, fidelis et Deo devotus» («Будь рыцарем миролюбивым, отважным, верным и преданным Богу») 445 . Воин по природе, он по достоинству оценил технические новшества крестоносцев и решил многие из них адаптировать к византийской действительности, проведя в сжатые сроки перевооружение и реорганизацию своей армии. По его приказу солдатам были выданы другие щиты – не круглые, как раньше, а высокие и продольные. Особое внимание было уделено кавалерии, которую василевс учил сражаться копьем и мечом, а не луком со стрелами. Сам царь постоянно демонстрировал солдатам навыки работы с холодным оружием, поражая их силой и ловкостью. Благодаря упорству василевса, вскоре византийская армия ни в чем не уступала западным воинам в умении биться и держать строй. А византийская конная атака производила жуткое впечатление на врагов 446 . Во-вторых, при всех центробежных силах, разрывающих западное общество, оно было довольно монолитным, когда речь заходила об общем враге, и уже начало явственно ощущать свою несхожесть с византийской цивилизацией. Первый, а за ним и второй Крестовые походы со всей очевидностью показали, что латиняне способны объединить усилия для достижения одной конкретно поставленной цели, и даже при всех огрехах организации крестоносных предприятий их военные достижения были ощутимы. Обычно, говоря о Крестовых походах, особенно первых, упоминают лишь события, произошедшие в Палестине и Сирии. Но в действительности Запад показал, насколько он может объединяться в рамках одной христианской цивилизации, когда идет война на выживание. Достаточно сказать, что в то время, в котором жил герой нашего повествования, исторические предприятия осуществлялись и в Испании. Несмотря на первую неудачу – распад союза Кастилии и Арагона, сын и наследник королевы Урраки Кастильской (1109–1126) от первого брака Альфонс Кастильский (1127–1157) начал в 1132 г. войну против мусульман, и в 1147 г. стоял уже под стенами Кордовы. Признав его верховным правителем Испании, 26 мая 1135 г. легат папы Иннокентия II венчал главу Альфонса VII императорским венцом. Но любопытно то, что в деле Реконкисты большую поддержку оказали ему французские рыцари 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Грех, геенна и смерть у Бога совершенно не существуют. Они суть действия, а не сущности 1146 : 2 . ведь грех – плод воли, и было, когда его не было, и будет, когда его не станет; 3 . а геенна есть плод греха, который однажды получит начало, в то время, как ее конец не известен; 4 . смерть же есть вспомоществование Премудрости Создателя, которое лишь на время имеет власть над естеством и в любом случае прекратится. 5 . «Сатана» – это имя, относящееся к отклонению 1147 воли от истины, а не обозначение естества 1148 . 6 . Если же, брат мой, ты найдешь что-либо из этого также и в другом месте, не думай о нас, как о выставляющих себя напоказ в том, что принадлежит другим 1149 , – но, скорее, как о смиренных, [тех,] кто питается молоком первых отцов, которых мы, как бы, для обозрения собрали [и] поставили перед собой в соответствии с поставленной нами целью: обогатиться ведением в хранилищах [учения], чтобы пастись и питаться в них. Ведь мы не забыли, что не поднялись из чина учеников, пока еще обитаем во плоти. 7 . Различение есть движение естественных помыслов. Когда они будут устремляться естественным путем в движениях своих, они будут встречаться с изменениями стихий и миров, обретая другое назначение 1150 у того, что было [раньше], дабы, при том, что умопостигаемо 1151 природы – двойственны по [своему] назначению, уразуметь [сокровенную] часть их назначения, – и это есть чин неодушевленных [вещей и существ] 1152 . 8 . Когда ты встретишься со сладостью словес богослужения 1153 , тогда ум возжаждет непрестанно пребывать в ней 1154 . И, если ты хочешь исполнить его 1155 желание 1156 , устремись к познанию причины 1157 . Если ты внезапно 1158 постигнешь ее, как обладающий способностью различения и неослепленным взором 1159 , тебе будет нетрудно непрестанно и беспрепятственно наслаждаться ей. Каково же действие 1160 , называемое «причиной»? Скажем, точильный камень ничего не прибавляет к железу, чтобы привести его к блеску и сиянию, ведь оно присуще природе железа 1161 . А что же [он тогда делает]? Он сбрасывает с него ржавчину, которая нашла на него из-за отсутствия употребления. Таково же и умозрение о природе ума. Приведи его к точильному камню и обнаружишь, как он блистает во время служения, соревнуя сиянию звезд. [А] ведь этому не предшествует [никакое] действие 1162 ; прекращается же [это состояние], когда [ум] перестает быть отрешенным 1163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010