Признанием всего этого, вере отмежевывается целая громадная область, где наука совершенно бессильна, не смотря на все свои притязании, и при том бессильна ли лишь пока, или навсегда – остается нерешенным, и останется таковым до тех пор, пока, быть может, не удастся проникнуть в глубины самого механизма человеческого познания. Но надежд на это очень мало; а потому именно здесь пролегают те пути религиозной жизни, по которым человек —312— приходит к чистому блаженству единения с Богом. А что блаженство это действительно велико и свято – это признает, со своей, прагматической точки зрения и Джемс, которому, как психологу по специальности, конечно, легче, чем кому-либо, разобраться во всём том, что властно врывается в жизнь из таинственной области, на которую современная наука столь поспешно лепит ярлык «подсознательного», или даже «бессознательного». И действительно, разве не высшее счастье испытывать то, что по признанию Джемса, сопутствует истинному религиозному обращению, то, что он называет «состоянием уверенности» в милосердии Божием, в оправдании, в спасении. «Центральным переживанием, в таком состоянии», говорит он, «является утверждение жизни, чувство покоя и радости». Второй характерной чертой является познании неизвестных дотоле истин. Завеса мировых тайн становится прозрачной. Третьей чертой является чувство, что мир подвергся каким-то объективным переменам. Переживающему это состояние кажется, что «обновление» украсило каждый предмет». 1159 И всё это не скоропреходящий, экстатический подъем чувства, но при истинном религиозном обращении, длящийся всю жизнь процесс, характеризуемый тем, что «многие люди испытывают, так сказать, привычное, хроническое ощущение присутствия Бога, и вероятно тысячи простосердечных христиан могли бы сказать о себе, что без этого чувства жизнь была бы одиночеством, безбрежной, непроходимой пустыней». 1160 Да, это действительно так, и не рационалистическим течениям мысли, в какую бы форму они не облекались, ставить свои эфемерные преграды там, где при небесном свете веры обесцениваются и обесцвечиваются те «блага мира», в которых захлебывается волнами собственного опошления одна часть человечества, при голодных и за-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1142 Раздоры, возникшие в среде Коринфян и прекратившиеся после двух посланий Апостола к ним (ср. 1Кор.1:11 сл. 11:18 сл. и др.), св. Ефрем отличает здесь от тех смут, кои отъинуду привнесены были в Коринф чужими лжеучителями и против коих направлено третье (апокрифическое) послание к Коринфянам. 1146 В Армянском тексте апокрифа (II, 2) названы и самые имена двух диаконов: Ферепт и Тих, кои доставили Апостолу послание Коринфян, а Коринфянам ответ Апостола. 1151 В L: вечное спасение. Весь первый стих в L читается так: «Стефан и кои с ним суть все старшие по рождению: Дафин, и Евбол, и Феофил, и Зенон – Павлу брату – о Господе вечное спасение». Em ошибочно не относит salutem к тексту апокрифа. 1153 Em: quae verba ipse debes dissolvere (разрешить), но Ev: von deren Reden musst du selber Kunde erhalten, – Ek: erkennen sollst. В L так: «пришли в Коринф мужа два, Симон некий и Клеобий, кои некоих веру извратили словами растленными, что ты испытай». Em почему-то не отмечает, что только курсивом напечатанные слова ст. 2–3 принадлежат тексту апокрифа, а другие представляют толкование или перифраз св. Ефрема. 1155 Так Em и Ek (этого народа), а Ev: ради церкви или общества – Gemeinde. И в ст. 5 Em не отличает толкования от текста, всё подряд помечая кавычками, как слова послания Коринфян. 1157 Во всем вообще первом отделении апокрифа (послание Коринфян к Апостолу) Em не отличают точно слов текста апокрифического от перифраза и прибавлений самого св. Ефрема. 1158 Так Em.: nos (ошибочно напечатано non) credimus in Dominum, – Ev. и Ek.: wir vertrauen auf den Herrn, – как и Арм. В L. опущено: in Dominum. 1160 Em.: освободив… послал, – но Ev. поправляет: освободит… пошлет. Но, очевидно испорченный, текст св. Ефрема легко восстановить по L.: «ибо веруем (опущено: в Господа), как открыто Феоне, что освободил тебя Господь от руки беззаконника, – пожалуйста отпиши нам». Так и VI: веруем Господу, что как это открыто было… Последних слов: напиши к нам – нет в А, но присутствие их в L ручается за их принадлежность первоначальному тексту апокрифа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На эти земли до XIII в. распространялась церковная юрисдикция копт. патриархов, в полном титуле которых Пятиградье значится и поныне, хотя позднее неоднократные преследования значительно сократили количество христиан. Уже в нач. XIII в., когда в Триполи (Тарабулус-эль-Гарб - Зап. Триполи в отличие от Тарабулус-эш-Шарк или Тарабулус-эш-Шам - Вост. или Сирийского Триполи, в совр. Ливане) проповедовал Франциск Ассизский подавляющее большинство местных христиан составляли купцы и мореплаватели из Пизы , Генуи и с о-ва Мальта . Иудейские общины существовали в Тарабулус-эль-Гарбе, в Лебде (древний Лептис) близ Хомса, в оазисе Гадамес, но в 1159-1160 гг. они подверглись гонениям со стороны альмохадских халифов. Культурно-лингвистическая ассимиляция жителей этих областей с араб. завоевателями в первые века ислама привела к тому, что здесь в отличие от др. регионов Сев. Африки араб. язык восторжествовал почти безраздельно вне зависимости от конфессиональной принадлежности носителей. Только на юго-западе Триполитании и в Феццане (туареги) сохранились немногочисленные берберские группы, которые восприняли ибадитское направление в хариджизме, в то время как большинство, перешедшее на араб. диалекты, обратилось в суннизм маликитского мазхаба. Длительное время на селе сохранялся родоплеменной уклад, сосуществовавший с патриархальным рабством и транзитной работорговлей. Постепенно как общинные, так и принадлежавшие казне угодья на побережье и в отдельных сельскохозяйственных районах сосредоточивались в руках исламизированной аристократии, от к-рой зависели местные крестьяне, обрабатывавшие свои участки на условиях издольной аренды. Сходным образом эксплуатировался и земельный фонд, остававшийся в ведении верховной власти. Города - арена активности торгово-ростовщического капитала - обрели тот облик, к-рый сохранился в основных чертах до наступления колониальной эпохи: на узких извилистых улицах укрепленных цитаделей (медин) строили мечети, одно- и 2-этажные глинобитные дома с плоскими крышами и внутренними двориками.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

Описание. Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы - 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов. Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада включают в себя белокаменные рельефами, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком. Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева . Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Собор, вид сверху Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле " елизаветинского барокко " . Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

1154 Певческая азбука инока Христофора опубликована факсимильно по рукописи РГБ, Кир.-Бел. собр., 665/922, л. 1000 об.–1028 об. в кн.: Христофор. Ключ знаменной (1604)//Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9. М., 1983. 1155 Формулы для примера 3, а также для примеров к схемам III–V взяты из рукописей РГБ: Ф. 304, 431 (1335), 444; Ф. 379, 12 (М 3939); РНБ: Кир. – Бел., 626/883, 652/909, 656/913; Сол., 690/758; Ф. 550, Q I, 898; Соф., 186. Шифры рукописей и номера листов для каждого примера в статье не указываются ради облегчения научного аппарата. 1157 Соответственно и текстовые колоны, имеющие семь и более слогов, будут названы стандартными, а имеющие менее семи слогов – нестандартными. 1159 Далее нумерация слогов во всех примерах будет производиться от конца (справа налево) текстового колона, так как в заключительной части рафатки и трёх других формул её семейства, в отличие от начальной части, количество знаков стабильно. Эта система отсчёта не будет распространяться на понятия «предударный, пост-ударный слог», «начальная, заключительная часть формулы». В необходимых случаях направление нумерации будет оговариваться. 1160 Здесь и далее ударные слоги текста, над которыми ставился крюк светлый, подчашие или запятая, будут выделены полужирным шрифтом. 1162 Знаки, совмещаемые с ударными слогами текста, в статье будут условно названы «акцентными». Этот термин в том же значении употреблён А. Ю. Поповым: «При сопоставлении последовательности знаков в строке и соотношения ударных и безударных слогов текста обращает на себя внимание, что над ударными слогами проставляются лишь определённые знамёна В дальнейшем эти знаки , соответствующие ударным слогам текста, будут именоваться нами акцентными» (Цит. соч. С. 163–164). 1163 В двухударных стандартных колонах пятый от конца слог мог являться и вторым (от начала) ударным слогом колона, например, в колонах с пятым и седьмым (восьмым, девятым и т. д.) от конца ударными слогами. В трёхударных стандартных колонах пятый от конца слог обычно оказывался средним, и на него переносили второй акцентный знак рафатки – подчашие светлое (см. схемы XV, XVI).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Насколько высоко ставило Новоторжское земство учителей из воспитанников нашей семинарии, можно судить из того факта, сообщаемого А. Г. Барановым в тех же сведениях, что «в городе Торжке кандидаты на учительские должности предварительно прикомандировывались для изучения учебного дела к земской Ямской школе, в которой оба учителя были из воспитанников Новоторжской учительской семинарии». И не только Новоторжское земство так высоко ставило воспитанников нашей семинарии, но и другие земства Тверской губернии. Так, в октябре 1887 года Кашинское уездное земское собрание сделало постановление, чтобы на должности учителей волостных земских училищ Кашинского уезда определять воспитанников, окончивших полный курс учения в Новоторжской учительской семинарии, как сообщила об этом Кашинская уездная земская управа в отношении от 12 января 1888 года, за 87. Живое участие и глубокий интерес проявлял к нашей семинарии и председатель Тверской губернской земской управы, князь Б. В. Мещерский. В 1877 году он пишет А. Г. Баранову: «интересуясь успехами вверенной вам учительской семинарии, имею честь покорнейше просить вас, милостивый государь, не отказать прислать мне список вышедших в нынешнем году учеников семинарии, с пояснением, какое каждый из них получил назначение». Такое же сочувствие к учителям из воспитанников Новоторжской семинарии высказывает и Бежецкая уездная земская управа, которая в отношении от 13 июня 1878 года, за 1160, говорит, что «ей желательно бы увеличить число учителей в своем уезде из воспитанников Новоторжской семинарии», но ее удерживает от этого то обстоятельство, что им приходится назначать больший размер жалования, чем учителям из воспитанников других учебных заведений». Добрую славу приобрели наши воспитанники и в других губерниях Московского и других округов. Еще в 1876 году в семинарии получено отношение Псковской уездной земской управы, которая просит «о содействии к замещению учительских мест в школах Псковского уезда, причем учителям из семинарии назначается очень высокое по тому времени вознаграждение (350 р. при готовой квартире, с денежными наградами и постепенным увеличением содержания). Начиная с 1887 года, воспитанники нашей семинарии ежегодно приглашаются в Калужскую губернию, a с 1893 г. – в Орловскую, несмотря на то, что в последней есть своя учительская семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Претензия научности у противников веры родилась, впрочем, не за последние только года. Уже в предисловии к 1-му изданию «Kraft und Stoff», (в 1855 г.) Бюхнер писал, что система излагаемого им материалистического атеизма покоится «не на пустых мечтаниях старой, осмеянной натурфилософии, самое название коей стало у естествоиспытателей бранным словом, а на реальных фактах природоведения, этой основы всякой претендующей на точность философии». 1159 Через 28 лет, в предисловии к 15-му изданию своей книги, признавая с досадою «всеобщую реакцию и регресс», будто бы охватившие общество, Бюхнер утверждает тем не менее, что религиозное отрицание получило за этот период огромную поддержку со стороны естественных наук, так как «каждое приобретение науки дает только один этот (отрицательный) ответ и низводит старое, в детскую пору человечества возникшее теистическое мировоззрение до значения сказочной грезы прошлого». 1160 В том же 1883 году главный тогдашний чемпион неверия в Англии Джон Брадло, вызывая теистов, как он выражался, «на смертный бой с атеистами», так обосновывал надежды на получение «победных лавров» последними: «сила религиозной веры пропорциональна недостаточности научного знания в верующем; чем невежественнее он, тем более он верит. Вера в Бога не основана на разуме; теизм лишен логики, и даже – хуже того! – ему нечего учить! в нём нет ничего реального!». 1161 Другой, более умеренный вольнодумец, Уотс (Watts) подтверждал, что «неверие становится всё глубже, сообразно с ростом знания». 1162 То же самое вещают немецкие по- —123— пуляризаторы неверия: «христианское учение о Боге и божественном миропорядке пошатнулось главным образом развитием естественных наук», пишет Штеккер. 1163 «Прогресс естествознания», замечает Гейгль в своих «Прогулках атеиста», «превозмог многобожие… дальнейшее познание природы уничтожит и единого Бога; атеизм станет конечным завершением великого всемирного процесса развития высшего просвещения». 1164 В книге Шпехта «Богословие и Наука», предназначенной, по решению вольнодумной прессы, «стать для народа сокровищницею здравого смысла, способною заменить целую библиотеку специальных учебных сочинений», 1165 задачей науки выставляется «опровержение веры, как опаснейшего врага науки, и проповедь научного атеизма, в котором (будто бы) единственное спасение человечества». 1166

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евангелисты часто обличаются в разногласиях. Но это и есть величайшее доказательство истины 1157 . Такова главная мысль всей гармонистики Златоуста. Прежде всего, конечно, необходимо выяснить, каков смысл и каково употребление слова διαφων α (разногласие) у Златоуста. Выражение „говорить различно” у Златоуста не обозначает решительную противоположность, а только разнообразие в передаваемом рассказе. Когда, например, два евангелиста говорят об одном и том же чуде Христа различно в подробностях, но, однако, так, что рассказы их друг другу не противоречат, а только взаимно дополняют, то происходит „ διαφων α” 1158 . Выражения: „ ναντως επεν, μαχομνους επεν, κατ λλλων στναι” и пр., напротив, употребляются св. отцом Церкви о действительных и неразрешимых противоречиях 1159 . Термин же διαφων α (­ разногласить) имеет у Златоуста значение среднее между „ ναντως επεν” и „ διαφρως επεν” („сказать противоречиво” и „сказано различно”). Один раз Златоуст совершенно определённо называет „ διαφων α ­ разногласие именно наличность разнообразия в рассказах в противоположность противоречию. „Многие, – говорит он, – написав много книг об одних и тех же предметах, не только разногласили, но и противоречили друг другу. Иное ведь дело сказать различно, другое – сказать противоречиво” 1160 . Разногласия евангелистов ( διαφωνοντες λγχονται), далее, понимались Златоустом именно в смысле простых между ними различий. Если бы речь шла о неразрешимых противоречиях, то Златоуст, без сомнения, не мог бы находить в них „величайшего доказательства истины”. Этого мало: в различии евангельских рассказов он находит вернейший признак беспристрастия, правдолюбия их составителей. Как бы уступая противникам евангелий, а на самом деле пользуясь возражением с их искусным риторическим приёмом, Златоуст говорит, что различие между евангелистами – кажущееся, в мелочах 1161 . Допускаемое им разногласие только исключает дословное совпадение между евангелистами 1162 . Тот, кто обвиняет евангелистов за разногласие, делает ни что иное, как заставляет их говорить одними и теми же словами и употреблять один и тот же способ выражения 1163 . Даже различие в обозначении времён и мест событий не заключает в себе действительного противоречия, а только указывает на „различие в рассказе” 1164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

В то же время эти движения стали благодатной почвой для возникновения нищенствующих монашеских орденов: «нищенствующие братья» реализуют свою социальную активность в служении мирянам, ради которого покидают самозамкнутые монастырские общины, основанные на принципе уединения, и, пользуясь полученной свободой передвижения, отправляются с проповедью Евангелия в возрождающиеся и растущие города. Они предлагают миру идеал апостольской бедности. А. Пападакис пишет, что «нищенствующие ордена (...) явили пример радикального расхождения с монашеской традицией», однако если мы вспомним об ордах монахов, которые периодически покидали свои пустынные уголки, являлись в столицах Востока для защиты ортодоксии от ереси и вели себя так, что требовалось вмешательство имперской армии, чтобы призвать их к порядку, то неизбежно придем к выводу, что западные «нищенствующие братья» лишь придавали упомянутой тенденции элемент организованности. Папе Иннокентию III удалось упорядочить расширявшееся движение возврата к евангельской бедности, которое охватило всю Европу. Как и его предшественники, Григорий VII и Александр III, он пытался обратить тех, кто упорствовал меньше других. Так, в 1201 г. он дает ломбардским гумилиатам (humiliati – смиренные), предшественникам Франциска Ассизского, несправедливо обвиненным в ереси, устав, в котором прослеживается влияние вальденсов. В 1208 г. Дюран де Хуэска (ок. 1160–1224), обращенный вальденс, под покровительством папы в целях возвращения вальденсов в лоно церкви основывает проповеднический орден Pauperes catholici, напоминающий еретические общины. В движении этих «бедных христиан», к которым клир относился подозрительно, папа усматривал зерна церковной реформы, призванной активизировать церковный статус и апостольскую активность мирян. Папа Иннокентий предоставил свободу действий давшему обет бедности итальянцу Франциску Ассизскому (1181–1226) с его мирянской духовностью и кастильцу Доминику (1170–1221), основавшему орден проповедников, вскоре тоже ставший нищенствующим. В нарушение решений IV Латеранского собора, введшего запрет на создание новых монашеских орденов без санкции папы (во избежание размножения различных толков и течений, грозивших ересями), были учреждены для борьбы с ересями ордена францисканцев (1208 г.; устав устно утвержден Иннокентием III в 1209 г. и письменно, буллой Solet аппиеге, Гонорием III в 1223 г.) и доминиканцев (1214 г.; устав утвержден Гонорием III в декабре 1216 г. и в январе 1217 г. буллами Religiosam vitam и Nos attendentes, а в булле Gratiarum omnium от 21 января 1217 г. задачами ордена определены учительство и повсеместная проповедь, не требующая разрешения местных епископов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прочтохом же и присланые грамоты твои, на нихже биаху обинныи вины на боголюбиваго епископа твоего. А понеже уведахом и священного митрополита грамотою епископ, и от самого посла деръжавнаго и святаго нашего царя, и от инех многих, оже таковая епископа твоего обинения молвена суть многажды по своем тамо у вас Соборе и пред великим князем всея Руси, пришедшим о том некым мужем благородия твоего, явилася не крепка, якоже бы епископу спакостити, и оправлен убо сий епископ своим Сбором; и неподобно, и мы мнехом, отинуд того порядити, занеже суть истязанна тамо; яко бо и священная правила не велят нам того творити, иже велят коемуждо епископу своим Собором судитися. Но понеже епископ, надеяся на свою правду, прележаше моляся нам истязати паки нам, таковая нам послушахом молбы, и прочтохом иже на него благородием твоим присланую грамоту. А понеже противу которой вине своей во правду силне по правилом отвещал есть, и оправдан есть нами, и в службу его с собою прияхом, и служил с нами. И се же епископ твоему благородию послан, как и от самого Бога, нашим смирением, Божественым и священным великим Собором. И известно надеемся, яко не восхощеши ся противити суду всех святитель и нашему смирению, и просто, аще хощеши имети часть с Богом, смесившаго небесная и земная своим к нам сшествием, и благословления великия соборныя Церкве и молитв всех, иже зде сшедшихся, святитель и нашего смирения, духовный отчей сыну! Всяку убо, юже имееши жалобу и да в души своей на боголюбиваго епископа своего, сложи с сердца своего; с радостию же его приими, со всякою тихостию и любовию, яко же Божиею благодатию достойна суща яко и слова почтена, и добродетелию светящее, и смыслом украшена и сведает право паствити и управливати порученное ему Богом стадо. А пастыря имея яже не такого, то боле не проси иного, но име его, яко святителя, и отца, и учителя, и пастыря и приими его опять в свою землю, да паствит Божие стадо, да не забывает, ожели то твое благородие будет в том гресе. Пусти же ему строити своея церкве, яко же благодать Святаго Духа вздает ему — се бо и Богу, и человеком есть угодно. Аще ли твое благородие годующе хощеть жити в созданнем тобою граде, а хотети начнет и епископ в нем с тобою быти, да будет сий боголюбивый епископ твой с тобою; в том бо ему несть пакости, занеже есть таковый град под областию его. Ожели паки, якоже не имам веры, ни дай Бог быти, по его оправлении и священным митрополитом всея Руси, и его епископы и нашим совершеным утвержением отнюдь,— а не будешь к нему, якоже подобаеть, ни повинутися начнеши его поучением и наказанием, но и еще начнеши гонити сего, Богом ти данного святителя и учителя, повинуяся инем чрез закон поучением, а ведомо ти буди, благословеный сыну, то аще всего мира исполниши церкви и грады и возградиши паче числа, гониши же епископа, главу церковную и людскую, то не церкви, то хлеви, ни единоя жити...»

http://sedmitza.ru/lib/text/443907/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010