1125 См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 141. Б. Лейб (Leib, Alexiade, III, р. 29) без всяких объяснений называет его братом Мелика-Гази. Однако в данном случае речь идет о каком-то сыне Бэрк-Ярука (султана Хорасана), а не Данишменда. Бэрк-Ярук послал Кербогу на помощь осажденным антиохийцам и, естественно, стремился помешать Алексею прийти на помощь крестоносцам.     1126 Нельзя не заметить явного противоречия у Анны, выше утверждавшей, что сообщение франков заставило Алексея ускорить движение. Писательница приводит любые аргументы, для того чтобы оправдать отца, не пришедшего на помощь крестоносцам (см. прим. 1073).     1127 Б. Лейб вслед за Р. Райффершайдом отмечает лакуну: отсутствует логическая связь между предложениями.     1128 Ср. Gesta, IX, 27; Guil. Tyr., VI, 12. Эти авторы сурово порицают Алексея за трусливое бегство. В «Деяниях франков» рассказывается о том, как сводный брат Боэмунда Гуго, находившийся при Алексее, настоятельно просил императора спасти крестоносцев. Но никто не поддержал Гуго.     1129 Паиперт (совр. Байбурт) находится в Армении, к юго-востоку от Трапезунда (Honigmann, Die Ostgrenze..., S. 54).     1130 О Феодоре Гавре и его происхождении речь шла выше (VIII, 9, стр. 242 и сл.). Обещание рассказать о конце Гавры Анна не выполняет (см. прим. 858).     1131 См. Ал.,Х, 6, стр. 278.     1132 Об этом эпизоде (10—14 июня 1098 г.) сообщается почти во всех западных и некоторых восточных источниках, однако там героем событий является не Петр Пустынник, а провансальский клирик Петр Варфаломей. Кроме того, западные хронисты говорят не о гвозде, а о копье, которым римский центурион пронзил бок Христа. Конечно, эта выдумка имела цель поднять упавший дух западного воинства. Арабский историк Ибн аль-Асир прямо сообщает, что копье предварительно спрятал сам Петр. Этому эпизоду посвящена специальная работа: Runciman, The holy lance...     1133 Снятие осады Антиохии произошло 28 июня 1098 г. Сообщение Анны о том, что эта вылазка имела место на следующий день, после того как был найден гвоздь (копье), не соответствует действительности. Все войско крестоносцев находилось под командованием Боэмунда, первым вступили в бой отряды Гуго Вермандуа и Роберта II Фландрского (см.: Grousset, Histoire..., рр. 101—107; Runciman, A history..., I, pp. 257— 260).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

1125 Not necessarily the New-Age: Critical Essays. – N-Y., 1988, p. 348. 1126 Наваждение: Мировая проблема. – М., 1993, с. 69. 1127 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 213. 1128 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, с. 37. 1129 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, с. 39. 1130 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 13. 1131 Лазарев С. Н. Кармические задачи. Пути их решения. – М., 1995, с. 32-33. По мнению С. Н. Лазарева, привораживание хоть и разрушительно, но все равно является использованием «божественных возможностей» (Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1. с. 84). 1132 Лазарев С. Н. Кармические задачи. с. 87. Сей «целитель», кстати, вполне верен заветам Блаватской. Она это называла «овомантией», «оккультным искусством, которое 3000 лет назад требовало величайшего знания и самых сокровенных и сложнейших математических вычислений» (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, с. 449). 1133 Лазарев С. Н. Кармические задачи. с. 88. 1134 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 10. 1135 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 33. 1136 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 171. 1137 см. – Лазарев С. Н. Диагностика кармы. кн. 2 сс. 106-107. 1138 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, с. 25. 1139 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 9. 1140 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, сс. 130, 6, 92, 142. 1141 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, с. 45. 1142 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 152. 1143 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. – Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 45. 1144 см. авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. сс. 46-47. 1145 Древний Патерик. – М., 1899, с. 278. 1146 Древний Патерик. с. 292. 1147 Древний Патерик. с. 292. 1148 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. с. 123. 1149 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. с. 44. 1150 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 73. 1151 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 40 1152 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 14. Уточнение «нашей» – с. 9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Таким образом, по теории исторического унаследования ранних образцов, славянский рукописный орнамент в своих ранних зачатках есть не что иное, как неумелое копирование изящных образцов византийских, подобно тому, как в скорописи XVI или XVII вв. от спешного производства искажались буквы раннего устава и полуустава, или как в деревянной кукле или в расписном прянике переводились на топорный пошиб натуральность и изящество каких-то затерянных оригиналов. Общее для всех славянских орнаментов – это византийская канва, но каждый из них на свой лад выводит по ней свои тератологические узоры, видоизменяя в них по-своему общий всем традиционный материал, согласно умению мастера и разным условиям, при которых он производит свою работу. В этом отношении очень важное различие в орнаментации представляют рукописи, писанные тщательно и с особенным старанием и писанные спешно и более небрежно; орнаменты роскошные, покрытые золотом по довольно изящно выведенным и раскрашенным фигурам, и орнаменты, грубо намалеванные и покрытые сплошь густым колоритом; наконец, орнаменты вовсе не раскрашенные, в одних очерках, и притом выведенные или чернилом или киноварью. Чем изящнее и тщательнее делан орнамент, особенно с золотом, как, например, в Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. или в Мстиславовом 1125–1132 гг., тем ближе он по стилю к византийским. Чем с большей поспешностью начертан, или чем аляповатее намалеван, тем более сглаживаются в нем следывизантийского изящества, тем становится он грубее, но вместе с тем и энергичнее, оригинальнее и сподручнее для полнейшего выражения всей чудовищности и прихотливости тератологического стиля. Вопрос о колорите рукописного орнамента русского и вообще славянского доселе остается еще открытым. Можно надеяться, что материалы, собранные г. Стасовым из разных восточных рукописей, укажут путь к его решению. Надо полагать, что в каждом из славянских племен, уже в XI и XII столетиях, рукописный орнамент подвергся видоизменениям по различию в школах писцов. В русском орнаменте это уже давно явствовало; теперь по изданию г. Стасова оказывается до очевидности такое же различие по школам в Болгарии и Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Сначала замечу, что по прописным буквам она носитна себе очень ранний характер, не только начала XIII века, но даже и XII века. По буквам заглавным представляет грубое, неумелое воспроизведение букв Евангелия Остромирова 1056–1057 г. и Мстиславова 1125–1132 г., что между прочим явствует из начертания букв В и Р: весь верхний овал буквы В и овал буквы Р наполняется изображением человеческого лица; оно очень красиво и довольно натурально в Евангелии Остромировом, уже менее изящно в Мстиславовом и, наконец, очень дурно в рукописи Архангельского собора, однако все же не так безобразно, как приведено в V таблице у Виолле-ле-Дюка, по Истории русскогоорнамента г. Бутовского. В этом издании неудовлетворительно были избраны образчики орнаментов из рукописи Архангельского собора, особенно в буквах, которые носят на себе явственный отпечаток византийско-болгарского происхождения, как это можно видеть в самой рукописи на листах: 15, 15 об., 21, 51, 57 об., 88 (рис. 5), 91, 93 об., 122, 170 об., 187 об., 242,247 об., 253 об. (рис. 6). 4. Заставка из Евангелия XII–XIII в. Моск. Арханг. Собора Кроме упомянутых лиц, буквы эти состоят из византийских орнаментов, каковы:цветы, листы и веточки, перевитые ремни, колонны с перемычками и коленцами или с узлом из ремней посередине, византийский крест (рис. 7) в нижнем овале буквы В, или (рис. 8) зверь с длинным хвостом и т. п. Что касается до характеристической приметы человеческих лиц, то она господствует и в рукописях южнославянских древнейшей эпохи. Буквы с этим орнаментом можно видеть в болгарском Евангелии XII века, из библиотеки профессора Григоровича, поступившем в Московский Публичный Музей; например, на лист. 66 и 99 об. буквы В и Р (рис. 9); обе писаны киноварью, как и прочие заглавные буквы, а в верхних овалах обеих букв изображено лицо: глаза, нос, рот–чернилами, а на щеках ударено киноварью; со лба по обе стороны спускаются завитки, тоже киноварью, будто кудри волос на голове. Такова история орнамента в Евангелии Архангельского собора XII–XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

1120 См.: Лк. 6:20. 1121 Ср.: Быт. 1:22. 1122 См.: Пс. 45 44:2. 1123 Ср.: Ис. 12:3. 1124 См.: Пс. 82 81:3—4. 1125 См.: Пс. 72 71:4. 1126 См.: Пс. 72 71:11. 1127 См.: Пс. 9:18—19. 1128 См.: Ис. 3:14—15. 1129 Вставка, по мнению Кройманна. 1130 См.: Лк. 6:21. 1131 См.: Ис. 5:26. 1132 См.: Ис. 49:10. 1133 См.: Ис. 65:13. 1134 См.: Лк. 6:21. 1135 См.: Ис. 65:14. 1136 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Разгляди». 1137 См.: Пс. 126 125:5. 1138 См.: Ис. 61:1. 1139 См.: Мф. 5:3; Лк. 6:20. 1140 См.: Ис. 61:1. 1141 См.: Лк. 6:21. 1142 См.: Ис. 61:2. 1143 См.: Лк. 6:21. 1144 См.: Ис. 61:3. 1145 Игра слов: Наес si statim admissus Christus administravit. 1146 См.: Лк. 6:22. 1147 См.: Ис. 51:7. 1148 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так как Ему была предсказана гибель». 1149 См.: Ис. 52:5; Рим. 2:24. 1150 Источник цитаты неизвестен. 1151 О ненависти язычников к христианскому имени см. третью главу «Апологетика» Тертуллиана. 1152 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и». 1153 См.: Лк. 6:23. 1154 Употреблен глагол suggillare. Выше действия Христа по отношению к преследователям пророков обозначались словами suggillans («укоряя») и suggillatio («укор», переведено: «укорять») (Tert. Adv. Marc., IV, 15, 1). 1155 См.: Лк. 6:24. 1156 Конъектура Кройманна. В рукописи: «громаду возведения обеих систем воспитания». 1157 См.: Втор. 30:19. 1158 Конъектура Кройманна. В рукописи: «его же». 1159 Конъектура Кройманна. В рукописи: «дабы мне также и в этом суждении показать Христа принадлежащим Творцу, обогащающему » 1160 Ср.: 3 Цар. 3:9—10. 1161 Ср.: 3 Цар. 3:13. 1162 См.: Лк. 6:24. 1163 Слова «Ибо, — говорит, — вы получили свое утешение, — конечно, от богатств, от их славы и доходов мира сего» Кройманн помещает сюда. В рукописи они находятся ниже, после слов «приписывает богатым пороки, сопутствующие богатствам». 1164 Другой возможный перевод: «Но пороки, сопутствующие богатствам, обращают в Евангелии на богатых то «Горе! " " . 1165 Конъектура Кройманна. В рукописи: «конечно». 1166 См.: Втор. 8:12—14.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Эти то благодатные силы и подаются каждому новому члену церкви чрез другое таинство – таинство миропомазания, совершение которого находится в самой тесной связи с совершением таинства крещения. Из такого понятия о значении таинства миропомазания, если при этом припомнить общее понятие о таинстве, мы получаем такое его определение: «Миропомазание есть такое таинство, чрез которое преподается крестившемуся Дух Святый»; или, полнее и раздольнее: – «таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела подаются благодатные силы, необходимые для укрепления его в жизни духовной 1122 ». Отсюда понятно, что миропомазание существенно отличается от таинства крещения, и именно тем, что в нем сообщается высшая степень благодати и под другими знамениями, нежели: под какими и какая сообщается в крещении» 1123 . Как таинство, миропомазание, естественно, имеет две стороны – видимую и невидимую. Та и другая его сторона вполне выражается в различных названиях этого таинства из которых одни указывают только на невидимую сторону, – другие только на видимую, а некоторые на обе вместе. К первому разряду относятся напр. названия: «усовершенствование» 1124 , «дар Духа» 1125 ; «утверждение» 1126 , «символ духа» 1127  и др., видимую сторону, кроме названия «миропомазание» 1128 , выражают названия: «руковозложение» (так как сначала это таинство совершалось чрез возложение рук) 1129 , «помазание» 1130 , «таинство помазания» 1131 ; об стороны выражаются в такого рода названиях: «небесное помазание, сообщающее участие в царстве Христовом» 1132 , «святое помазание» 1133 , «помазание спасения» 1134 , «печать дара Духа Святого» 1135 , печать жизни вечной», и пр. 1136 . Как при изложении истории чинопоследования таинства крещения мы начали свое исследование определением момента установления таинства и решением вопроса о происхождении его существенной формы, так точно и в данном случае мы начнем историческое обозрение с решения тех же самых вопросов. Итак, прежде всего, останавливаемся на вопросе об установлении таинства миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1116 Тиберий Клавдий Нерон был старшим сыном третьей супруги Октавиана Августа Ливии (Юлии Августы) от ее первого брака с сенатором Тиберием Клавдием Нероном. В 4 г. Тиберий был усыновлен Августом и получил имя Тиберий Юлий Цезарь. Став императором, именовался Тиберием Цезарем Августом. 1117 Валерий Грат был прокуратором Иудеи в 15—26 гг. 1118 Галилея входила в тетрархию Ирода-Антипы. 1119 озеро поэтому получило название Тивериадского. (Перев.) 1120 Речь идет о парфянском царе Фраате IV (40—3 гг. до н.э.). 1121 Фраат V был царем Парфии в 3 г. до н.э. — 3 г. н.э. 1122 Ород I правил в Парфии с 4 по 7 г. н.э. 1123 Вонон I — царь Парфии в 7—12 гг. 1124 Мидия — местность на западе Иранского плоскогорья. 1125 Селевкия находилась в Вавилонии на реке Тигр. 1126 Артабан II был парфянским царем в 10—38 гг. 1127 Вонон занимал армянский престол в 11—16 гг. 1128 Снежные горы Курдистана в Северной Месопотамии. (Перев.) 1129 Антиох III — царь Коммагены, умер в 17 г. н.э., правил не более трех лет. После его смерти Коммагена (на северо-востоке Сирии) была подчинена Риму (с 17 по 38 г. н.э.). 1130 Германик (15 г. до н.э. — 19 г. н.э.) — племянник Тиберия; в 4 г. н.э. был усыновлен Тиберием по приказу Октавиана Августа. Германик являлся выдающимся римским полководцем, одержал важные победы над германцами. После смерти Августа он отказался от предложения своих войск стать властелином Рима. Испытывавший подозрительность и зависть к Германику Тиберий отправил его в восточные провинции. В Сирии его отравил враждовавший с ним наместник Гней Кальпурний Пизон. Германик был чрезвычайно популярен среди римлян, смерть его вызвала повсеместный траур. В отравлении Германика молва обвиняла самого императора Тиберия. Пизон перед судом сената был обвинен в убийстве Германика, жажде власти, нечестивых жертвоприношениях. Окруженный всеобщей ненавистью, он покончил с собой. 1131 об этом писали, правда немного позднее, Светоний (Тиберий. 52) и Тацит (Анналы. II, 69—72). 1132 Употребление Иосифом термина «претор Иудеи» применительно к Понтию Пилату неясно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

XII, 1886, 1–2, с. 102). 1113 Дело судебного следователя Орловского окружного суда 2-го участка Брянского уезда «о распространении хлыстовской ереси в селе Супоневе. Брянского уезда»; началось 24 ф. 1900, кончено 14 мая 1901, том 1, лист 111 (По настольному реестру 1900 года судеб. след. 37; 1901 г. 2, прокурора с. I./1901 г., 660 ч. I./1904 г.). 1117 Гребнев. Учение последователей Щеглова, так наз. монтан (Самар. E. В, 1895, 17, с. 709–710). 1122 Briquet, Traité de hysteria, p. 322. Автор считает невольный истерический смех явлением заразительным, способным распространяться эпидемически (ibid. 323). Он, действительно, наблюдался во время нервных эпидемий на религиозной почве, напр., у лиц, подвергавшихся непроизвольной пляске св. Вита (Veitstanz, danse de saint-Guy), возникшей в форме эпидемии в конце средних веков на западе Европы. Парацельс (XV–XVI в.) объяснял этот смех щекотанием, происходящим в венах в связи с кипением крови, благодаря переменившимся жизненным духам (Hecker, Die grossen Volkskrankheiten des Mittelalters, Berlin, 1865, S. 156). Stoll (Suggestion und Hypnotismus in der Völkerpsychologie, 2 Auflage, Leipzig 1904, S. 503–504) приводит описание эпидемии неудержимого смеха (Eachepidemie, Epidemie von Lachreiz) y методистов XVIII ст., проявлявшейся во время богослужения. 1125 А. Любавский, Русские уголовные процессы, СПБ. 1866, т. 1, с. 479. Прыжов, Русские кликуши (Вестник Европы, 1868, октябрь, с. 661) 1127 Gr. Legue et Gilles de la Tourette, Soeur Jeanne des Anges, Paris, 1886 p. 143 (Bibliotheque diabolique, collection Bourneville). Cp. Petit, Une épidémie d» hystéro-démonopathie, en 1878, ä Verzegnis, province de Frioul, ltalie (Revue Scientifique, 1880, 41, p. 976). 1132 Новиков. Обзор деятельности Томского мнссионерского съезда 10–27 авг. 1898 г. (Томские E. В., 1898, 23, с. 13). 1134 Зайцев. Из личных наблюдений над жизнью Закавказских сектантов (Мисс. Обозр., 1899, ч. 1, с. 697). 1135 Иоаннов, Дополнительные сведения о Татариновой и о членах ее духовного союза (Русский Архив, 1872, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По немже тещи, крест носив, удобно, И отверзется ему рай благоутробно. 22 Спасителньы суть Христовы нам страсти, Память бо оных хранит от напасти, В язвах врачевство его известное, Мирския сласти прогонит, лестное. Темже достойно тыя поминати И вся соблазны ими отревати 1124 . 23 Кого противность 1125 кая соблажняет, Язвы Христа той да размышляет, В нихже возможет злобу победити, Бед же и скорбей себе свободити. Господи, крест твой в сердцы вообрази, Да расточатся 1126 душегубни врази. 24 В любовь Христову человек учася, Должен внимати, како он создася, И в первых веру ему несуменну 1127 Стяжати годно 1128 к Богу неизменну. Подобствова же в делех и благих, Исполнится той сокровищ драгих. 25 Зде человеку законно зерцало Аггел являет, дабы и спасало, В неже 1129 смотряся бело, черно знати И камо мысли своя обращати. В законных делех аще той пребудет, Мира сего злоб конечно 1130 избудет. 26 Егда истинна народы учаше 1131 , Христос знанием свободу даваше, И во правду кто истинну познает, Прелести жизни удобь презирает. Сам убо в себе оный удивится, Во Господе же сладце умудрится. 27 Егда Дух Святый в сердца наша сходит, Благодатию мысли святы родить; От действа его сердце воспалится, Во всяку детель благу 1132 поспешится. Тем сего от нас, Боже, не остави, Пути в волю ти нашя вся исправи. 28 Вси праведный о Господь Бозе Лета си живут в радости мнозе; Идеже любовь Бога пребывает, Ту вся добрая и благая Господь посылает. Кто деланию божиему внемлет, Той непрестанно в жизни сей не дремлет, Очеса своя возводить ко Богу, Размышляет к нам милость его премногу. 29 Всегда годствует 1133 всяку человеку Усердно тещи к будущему веку, Сердцем ко Христу выну уповати, И не будет зла коего страдати; Аггел хранитель того стрежет присно, Да узрит Христа в небе очевистно. 30 Вся люди к себе Господь призывает, Приходящих же упокоевает, Зане в мире семь зело неполезно Любящим его от напастей слезно. Сего ради й всякий отрицайся, Ко Христу царю званный поспешайся. 31 Человек зрети Бога сотворися,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий же мало-помалу убедил еще многих других 1125 присоединиться к своему исповеданию. 13. Говорит также, что Флавиан Антиохийский 1126 , собрав множество монахов 1127 , первым из всех возгласил: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», поскольку из числа его предше-ственников одни говорили: «Слава Отцу через Сына во Святом Духе» 1128 , и возглас сей был распространен весьма широко, иные же имели обыкновение произносить: «Слава Отца в Сыне и Святом Духе» 1129 . 14. Кроме того, Филосторгий говорит, что ариане, хотя их вероучение и отрицало единосущие с его исповедниками, и собрания, и песнопения, и молебны, и все прочее они совершали совместно, исключая лишь таинство жертвы (mustikÒv fus°av). Затем, однако, пришел Аэций и положил начало раздору между ними. Он убедил собрание, в котором каждый из них свободно высказывал свое мнение, что должно разорвать все узы дружбы и общих обычаев, связывающие их с исповедниками единосущия. Так вот и возникли враждебные друг другу партии. 15. Еще говорит, что родом Аэций был из Келесирии 1130 ; отец его нес службу в войске, терпящем постоянные поражения, и так продолжалось до самой его смерти, после чего все его имущество было конфисковано провинциальным префектом. Поэтому совсем еще юный Аэций вдвоем с матерью оказался в крайней нужде, и тогда, чтобы добывать пропитание и себе и ей, он стал золотых дел мастером. Ремеслом сим занимался он довольно долго, затем, однако, в силу природных склонностей душу свою обратил к философским наукам. Сперва стал он слушателем Павлина 1131 , который из Тирской епархии переведен был в Антиохийскую, но после смерти матери, которая все время убеждала его не оставлять ремесло ювелира, он все свои силы отдал изучению логики и вскоре стал одерживать столь частые победы в диспутах, что пробудил у своих соперников великую зависть. И пока еще жив был Павлин, они поневоле таили свою зависть; когда же, пробыв епископом всего шесть месяцев, он скончался и место его занял Евлалий 1132 , зависть и открытое недоброжелательство к Аэцию обрели полную силу и побудили Евлалия изгнать его из Антиохии. Тогда, удалившись в киликийский город Аназарб 1133 , Аэций ради хлеба насущного вспомнил опять прежнее свое искусство, не переставая, однако, при случае с теми, кто пожелает, вести диспуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010