1104 Μδιμνος — аттическая хлебная мера, четверик. 1105 См. лат. пер. Ant., в греч. букв.: «от сплошного блаженства ( της κατα πλατς μακαριτητας ). 1106 В лат. — res humanas, т. е. «человеческими делами», — иначе — всем, что касается человеческой жизни. 1107 Т.е., не только на основании того, что доступно внешнему наблюдению всех людей (ср. лат. перев.). 1108 У пер.: привзошедшее - ред. 1109 Буквально: с греч. «разрушает»; ср. лат. пер. Ant. 1110 У пер.: худым — ред. 1111 Скобки подлинника. 1112 Т.е. поддерживала нас, помогая переносить нижеуказанные бедствия. 1113 Т.е., по необходимости, из-за материальной нужды. 1114 Т.е., происходить жизни; в лат. добавл. «in rebus humanis». Ср. то же у И. Дамаскина (loc.cit.). 1115 Την πρνοια ν добавлено в D. 1, и необходимо по смыслу речи (см. Var. lectiones, p. 354). 1116 Букв, с греч.: «против которых сообразно (кстати) было бы сказать и слова Писания " … 1117 Και τα εξς : «и то, что следует далее». См. Ис. 45:9. 1118 Буквально — «избегаем» ( φευκτς ); но Matth. предпочитает φκτς (порицаем); так же Con. и Vall. 1119 Отсюда Con. начинает 6-ю главу 8-й книги. 1120 Ср. трилемму Лейбница о настоящем мире как наилучшем из миров. 1121 Буквально с греч.: «погибнет». 1122 Точнее с греч.: «не получая свыше никакого попечения». 1123 Ав agendo — добавлено в лат. Ant. 1124 Добавлено в лат. переводе. 1125 A­ τοιαις — иначе: несообразностями, непристойностями, мерзостями. 1126 Буквально — «страсти» ( παθη ). 1127 Т.е. на земле; в лат. перев. «rebus humanis». 1128 Букв, с греч. «лучшим» (превосходнейшим). 1129 С греч. букв.: «есть дело " … Ср. лат. перевод. 1130 У пер.: прямо — ред. 1131 Точнее с греч.: «невероятно» ( απεμφανον ). 1132 Точнее с греч.: «по двум свойствам», или «в двух смыслах (отношениях)». 1133 Буквально с греч.: «неспособны к промышлению», т. е. — к принятию Промысла. 1134 Точнее с греч.: «невозможно, чтобы низшее достигало высшее», (у пер.: (досязало до высшего ред.). 1135 " Επιδεχμενη ( φανεται ) - иначе: (очевидно) дает просто, волю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

Возвратимся к некоторым речам об этом ниже, в главе о митрополите Макарии, когда будем говорить о попытках пап привлечь нас в союзу с римской церковью, имевших место после женитьбы великого князя Ивана Васильевича на Софье до названного митрополита включительно. 1117 Посол папа Антоний Bonumbre, епископ города d’Accia, по Пирлингу, вовсе не был кардиналом, – ibid. р. 155 sub fin.. 1118 О преднесении послу креста Пирлинг говорит, что on la portait devant lux comme en triomphe, en vertu d’un privilège accordé au légat par le Pape (несли его перед ним как бы в триумфе, в силу привилегии, данной легату папой), – ibid. р. 170. Описывая пребывание Софьи с легатом в Пскове 1 Псковская летопись говорит: «бе свой владыка с нею, не по чину нашему оболчен бе весь червленым платьем, имея на собе куколь червлен же (это одеяние кардинальское?),.. да такоже и крест пред ним и распятие осязаему (?), якоже всем человеком видети, вылитое носят пред ним, на высокое древо воткнуто горе», – Собрание летописей IV, 245. 1120 «Тогда же убояся легатос, много было митрополит Филипп изучил, от книг словеса емлючи и книжника Никиту поповича призва, ово сам емля у него речи глаголаше легатосу, иное же повеле самому с ним глаголати; он же ни единому слову ответа не дасть, но рече: нет книг со мной», – Софийская летопись в Собрании летописей VI, 197.– Никита попович, может быть, есть тот священноинок Никита Семешков, сын протопопа московского Архангельского собора, который в 1474г. поставлен был в епископы коломенские, – Никоновская летопись VI, 65 начало. 1124 Что в правление митрополита Филиппа вдовые священники оставались в миру священниками, это видно из рассказа летописи о венчании Ивана Васильевича с Софьей Фоминичной: «венча (великого князя) протопоп коломенский Осея, занеже здешним (московским) протопопом и духовнику своему не повеле, занеже вдовцы», – 2 Софийская летопись в Собрании VI, 197. 1125 1 Псковская летопись в Собрании летописей IV, 232, 2 Псковская летопись ibid. V, 35. В первой как будто неясным образом даётся знать, что речь шла не об одних вдовых священниках; но тут только некоторое широковещание летописца. 1126 1 Псковская летопись в Собрании летописей IV, 234 (затем летописец и прикровенно и прямо обличает Иону в страсти сребролюбия).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Владимир Мономах (1053-1125) был воинственным князем. В своем " Поучении " (1117 г.) он сообщает, что совершил 83 больших похода против половцев, ляхов, против других князей, число же малых походов – не помнит. Он победил и посек около двухсот лучших половецких мужей, а примерно сто половецких князей взял в плен и отпустил. Но в заслугу себе князь ставит и перемирия, которые он заключал с врагами. Замечательно, что свои походы, свои ратные подвиги князь Владимир несколько раз называет трудом или трудами (Поучение 1978:403,409). Для него поход есть такой же необходимый труд, как и любое мирное занятие: выращивание хлеба или строительство жилья. Мало того, князь считает этот смертельно опасный труд своим главным делом и ставит себе в заслугу, что он " хрестьяныхъ людiй деля (для), колико бо сблюдъ по милости своей и по отчи молитве от всехъ бедъ " (Поучение 1978:392). Владимир Мономах. Фрагмент барельефа Храма Христа Спасителя И другое, что бросается в глаза в Поучении: князь начинает и заканчивает его изложением христианской мудрости и завещает детям исполнять христианские заповеди. Владимир Мономах особо подчеркивает, не упоминая о других князьях-клятвопреступниках, что он не нарушал крестного целования (Поучение 1978:392). И когда Мономах подробно рассказывает о своих " трудах " , он не забывает подчеркнуть, что, например, он уступил своему родичу князю Олегу Чернигов, потому что " съжаливси хрестьяныхъ душь и селъ горящихъ и манастырь " (Поучение 1978:404). Владимир молится перед походом и во время похода, упоминает о церковном празднике, случившемся в день битвы или в день выступления в поход, он призывает святых на помощь в ратном деле, а после победы не забывает воздать хвалу и славу Господу, как например, после сражения на Белой Веже: " И Богъ ны поможе и Святая Богородица " (Поучение 1978:404). Своим покровителем князь Владимир считал св. Бориса: " Богъ и святый Борисъ не да имъ (половцам) мене вь користь " (Поучение 1978:405). И в конце Поучения князь на основе собственного опыта заверяет читателя, что в любом случае " Бoжie блюденье леплее есть человечьскаго " " (Поучение 1978:408). В заключение стоит упомянуть, что Владимир Мономах был не просто хорошим христианином, молитвенником, защитником вдов и сирот, согласно заповеди Христовой, но и глубоко церковным человеком, хорошо знавшим церковные службы: " …Церковнаго наряда и службы самъ есмъ призиралъ " (Поучение 1978:408).

http://pravoslavie.ru/296.html

1115 17 июля того же года велено собирать для содержания царевны Маргариты Алексеевны по пяти денег с двора. 1116 В Москву (в 1707 г.) отправляли с углицких монастырей лошадей на смотр, не годятся ли для военного дела; оттуда же требовали столяров, кузнецов и плотников на олонецкую верфь. 1117 В том же году предполагается провиантский сбор натурою. 1118 Сохранилась отпись 1707 г. в получении денег с вотчин Углицкого Воскресенского монастыря на корабельную постройку. 1119 23 марта 1707 г. Петр, нуждаясь в деньгах для войны, дал приказ из архиерейских домов и монастырей серебряную казенную посуду, оправленную серебром сбрую и ломаное серебро, все, что есть на лицо по переписным книгам 1701, 1702 и 1703 гг., кроме освященных сосудов и церковных вещей, прислать в Москву. 1120 25 июля того же года последовал указ о сборе с попов и дьяконов с 200 дворов по одной драгунской лошади на свои деньги, а не с прихожан. 21 октября последовал указ, что вместо натуры можно внести деньгами 15 рублей. 1121 В том же году явился еще сбор с церковников или козловский оклад. 1122 9 января 1708 г. указано было лить пушки по новым образцам на счет Монастырского приказа. 1123 Мы не упоминаем о бортевом налоге 1704 г. 1124 и десятинной пашне и других более мелких сборах, но уже и перечисленного достаточно, чтоб понять, какую массу налогов приходилось платить и духовенству, и монастырским, и церковным крестьянам, и как эти доходы вместо обеспечения духовенства шли преимущественно на военные потребности государства. Если мы примем в расчет плохое административное устройство приказа и неопределенность его отношений к другим (по взиманию податей), мы поймем, что налоги являлись тяжелыми не только по величине, но и по способу взимания. И вот мы видим многочисленные уклонения от взноса налогов. 16 февраля 1703 г. был издан указ о высылке беглых крестьян из патриарших и пр. церковных и царя Арчила вотчин под страхом конфискации половины имений. 1125 Крестьяне архиерейских вотчин ростовского уезда в 1703 году «покиня домы свои, многие бегут в город» и «неведомо куда».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

XII, 1886, 1–2, с. 102). 1113 Дело судебного следователя Орловского окружного суда 2-го участка Брянского уезда «о распространении хлыстовской ереси в селе Супоневе. Брянского уезда»; началось 24 ф. 1900, кончено 14 мая 1901, том 1, лист 111 (По настольному реестру 1900 года судеб. след. 37; 1901 г. 2, прокурора с. I./1901 г., 660 ч. I./1904 г.). 1117 Гребнев. Учение последователей Щеглова, так наз. монтан (Самар. E. В, 1895, 17, с. 709–710). 1122 Briquet, Traité de hysteria, p. 322. Автор считает невольный истерический смех явлением заразительным, способным распространяться эпидемически (ibid. 323). Он, действительно, наблюдался во время нервных эпидемий на религиозной почве, напр., у лиц, подвергавшихся непроизвольной пляске св. Вита (Veitstanz, danse de saint-Guy), возникшей в форме эпидемии в конце средних веков на западе Европы. Парацельс (XV–XVI в.) объяснял этот смех щекотанием, происходящим в венах в связи с кипением крови, благодаря переменившимся жизненным духам (Hecker, Die grossen Volkskrankheiten des Mittelalters, Berlin, 1865, S. 156). Stoll (Suggestion und Hypnotismus in der Völkerpsychologie, 2 Auflage, Leipzig 1904, S. 503–504) приводит описание эпидемии неудержимого смеха (Eachepidemie, Epidemie von Lachreiz) y методистов XVIII ст., проявлявшейся во время богослужения. 1125 А. Любавский, Русские уголовные процессы, СПБ. 1866, т. 1, с. 479. Прыжов, Русские кликуши (Вестник Европы, 1868, октябрь, с. 661) 1127 Gr. Legue et Gilles de la Tourette, Soeur Jeanne des Anges, Paris, 1886 p. 143 (Bibliotheque diabolique, collection Bourneville). Cp. Petit, Une épidémie d» hystéro-démonopathie, en 1878, ä Verzegnis, province de Frioul, ltalie (Revue Scientifique, 1880, 41, p. 976). 1132 Новиков. Обзор деятельности Томского мнссионерского съезда 10–27 авг. 1898 г. (Томские E. В., 1898, 23, с. 13). 1134 Зайцев. Из личных наблюдений над жизнью Закавказских сектантов (Мисс. Обозр., 1899, ч. 1, с. 697). 1135 Иоаннов, Дополнительные сведения о Татариновой и о членах ее духовного союза (Русский Архив, 1872, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Третий род лиры сохранял форму и устройство те же, только отличался большим изяществом: бруски или боковые плечья делались не прямые, а для красоты – изогнутые; как они, так и ящик покрывались разного рода украшениями; струны были различной длины 1114 . Вавилонская гитара была приблизительно такого же устройства, как и наша, только ящик её был сравнительно меньше, а гриф – гораздо длиннее; числа и распределения струн нельзя указать, так как незаметно этого и на памятниках, где изображается этот инструмент 1115 . Были в вавилонской музыке и барабаны – большие и малые; последние, вероятно, употреблялись танцовщиками во время пляски, как это в обычае и теперь на востоке; большие же барабаны имели вид опрокинутого конуса и отличались значительными размерами; прикрепляли их, вероятно, к поясу, но держали высоко перед собою; ударяли не палками, а ладонями рук 1116 . Существовали и бубны, как обыкновенно, круглые (а не четырёхугольные, как у египтян); они состояли просто из кожи, натянутой на круглую раму; каких-либо колец, звонков или металлических шариков, которые привешиваются на наших бубнах, там не было; держали их прямо пред собою и ударяли пальцами правой руки 1117 . Употреблялись еще кимвалы, состоявшие из двух металлических полукругов, снабженных длинными ручками; при игре их ударяли один о другой 1118 . К блестящему торжеству, сопровождавшемуся игрою многочисленного оркестра из названных нами инструментов, были созваны чрез гонцов 1119 важнейшие сановники со всех концов вавилонского царства. Здесь были сатрапы ( ) 1120 , правители отдельных областей, соединявшие в своем лице высшую военную и гражданскую власть и снабженные особыми полномочными правами 1121 ; воеводы ( ) 1122 или визири, – начальники областей военные 1123 ; наместники ( ) 1124 , паши, правители областей гражданские, подчиненные (как и воеводы) сатрапам 1125 ; верховные судьи ( ) 1126 , облеченные особыми высшими полномочиями 1127 ; казнохранители ( ), стражи государственных имуществ и государственной казны, заведовавшие экономическими и финансовыми делами 1128 ; законоведцы ( ), блюстители законов, заведовавшие юридическими делами государства 1129 ; блюстители суда ( ) или судьи в собственном смысле 1130 ; наконец, областные правители ( ), начальники отдельных провинций, подчиненные воеводам 1131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

дел мира 1066 дагеротипической 1067 теми людьми 1068 они одни 1069 какого-нибудь сурьезного 1070 В подлиннике: внутренную 1071 ему 1072 Но я с вами заговорился 1073 пришлось мне 1074 Далее начато: Не откладывая 1075 добрый купец 1076 В подлиннике: Еврема < описка?> 1077 о всяком 1078 что-нибудь еще 1079 В подлиннике: Егорьевна 1080 подумал при этом случае 1081 думаю то 1082 и что 1083 с которым он зн 1084 видеть 1085 под спудом 1086 словам 1087 воспитавшимся 1088 сочинения лите 1089 разумея в ее высоком смысле 1090 рассмотреть, что такое нынешнее время 1091 хладнокровно рассмотреть и взвесить 1092 слышу теперь 1093 знают опытно такие дела, которые хотят постигнуть 1094 последнее время 1095 прекрасных 1096 несколько грубых 1097 светские 1098 было 1099 достигнуло бы 1100 и если бы мне сказали, что всё это было сон 1101 или (как выражаются) не изглубили 1102 В подлиннике: в возможности 1103 изъявляли желание 1104 всю зиму 1105 не будем выводить 1106 ва 1107 глядеть на пустые мелочи, принимать их к сердцу 1108 В подлиннике: некои 1109 что 1110 Далее начато было: Зачем 1111 поступать 1112 душе моей 1113 покаместь 1114 всякий, кто сколько-нибудь 1115 желал бы снятья 1116 данной 1117 и потому несмотря ди 1118 Далее начато: Что в нем именно и действительно есть правда 1119 довольства 1120 Если выступите действовать в эту минуту, то , которым вы захотите передать или истолковать что-нибудь, прежде всего ув 1121 момент 1122 от всех, как действующих в Европе, так и наблюдающих 1123 мне 1124 в Англию 1125 о том и другом 1126 верхушке 1127 время смут и недоразумений 1128 внимания 1129 обещает писателя 1130 От Погодина 1131 ты прибавь кое-что в их пользу и 1132 стоит войти 1133 Пожалуста, придумай 1134 пробыл со мной 1135 осталось тоже 1136 В подлиннике: середины 1137 только теми, в которых преобладательно заключился 1138 всякого 1139 мужи 1140 которые обрисовали весьма верно двумя изреченьями насчет 1141 [вероятно] обоих, разумеется 1142 всего 1143 пощупать 1145 чудовищные 1146 но на исключительно пристальное, близкое созерцание его умными 1147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

1117.  Goodenough H.E.R. By Light: The Mystic Gospel of Hellenistic Judaism. London, 1935. 1118.  Goodenough H.E.R. An Introduction to Philo Judaeans. New Haven, 1940. 1119.  Goodenough H.E.R. The Politics of Philo Judaeans. Practice and Theory with General Bibliography of Philo. New Haven, 1938. 1120.  Harris J. R. The Influence of Philo upon the New Testament. — The Expository Times. 1925-1926. XXXVIII. 1121.  Laporte J. La doctrine Eucharistique chez Philon d " Alexandrie. Paris, 1972. 1122.  Reider J. The Book of Wisdom. New York, 1957. 1123.  Wolfson Н. A. Philo. Cambridge, 1948. 1124.  Wright A.G. Wisdom — JBC, L   7. Ессейское движение и Кумран Источники 1125. Дамасский документ. Пер. И. Амусина и Л. Вильскера (Фрагменты). — ХДГ, с. 600-605. 1126. Дополнение к «Уставу» Кумранской общины. Пер. К. Старковой. — ПСб, 1960, (68), с. 22-31. 1127. Тексты Кумрана. Пер. с древнееврейского и арамейского, введение и комментарии И. Амусина. Вып. I. М., 1971, 495 с. 1128. Устав для всего общества Израилева в конечные дни. Пер. К. Старковой — ПСб, 1959, (67), с. 17-72. 1129.  Barrows M., Trever J.C., Brownlee W. The Dead Sea Scrolls of St Marc " s Monastery, v. I-II. New Haven, 1950-1951. 1130.  Dupon-Sommer F. The Essene Writing from Qumran. New York, 1962. 1131.  Gaster Т.Н. The Dead Sea Scriptures in English (tr.). New York, 1956. 1132. Les Textes de Qumran. Tr. J. Carmignac et P. Guilbert. V. I-II, Paris, 1961-1963. 1133.  Vermes G. The Dead Sea Scrolls in English. London, 1976.   Литература (Приведена лишь основная литература. Более подробная библиография указана в трудах И. Амусина и К. Старковой.) 1134.  Аллегро Дж. Сокровища Медного свитка. Пер. с англ. M., 1967, 200 с. 1135.  Амусин И. Рукописи Мертвого моря. M., 1960, 272 с. 1136.  Его же. К определению идеологической принадлежности Кумранской общины — ВДИ, 1961, с. 3-22. 1137.  Его же. Находки у Мертвого моря. M., 1964, 102 с. 1138.  Его же. «Учитель праведности» Кумранской общины. — ЕМИРА, 1964. т. VII, с. 253-277.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

– наместник киевского князя в Новгороде, с 1125 г. – князь киевский. Будучи киевским сениором, Мстислав сохранял единство Руси. В 1127 г. он подчинил себе также и Полоцкое княжество. Изданная около 1128/1130 г. грамота Мстислава Юрьевскому монастырю близ Новгорода, содержащая ряд привилегий, является древнейшей из сохранившихся в оригинале древнерусских грамот. Он был также заказчиком так называемого Мстиславова евангелия, изготовленного в 1117 г., одного из замечательных памятников древнерусского искусства книги. Мстислав (Феодор?) Изяславич, сын Изяслава Мстиславича, с 1151 г. княжил в Переяславле-Русском. После смерти своего отца в 1154 г. наследовал волынский стол и вплоть до 1159 г. претендовал также и на Киев. Мстислав поддерживал киевского митрополита Климента Смолятича. Наконец, после смерти киевского князя Ростислава Мстиславича 15 мая 1167 г. Мстислав занял киевский стол, хотя до самой своей смерти (19 августа 1170 г.) был вынужден отстаивать его, равно как и свое старейшинство на Руси, в борьбе с владимиро-суздальскими князьями. Мстислав (Борис?) Романович, сын смоленского и киевского князя Романа Ростиславича (умершего в 1180 г.), родился в 50-х годах XII в., погиб 31 мая 1223 г. В 1185 г. Мстислав принял участие в походе на половцев. После смерти своего дяди Давыда Ростиславича (в апреле 1197 г.) он получил смоленский стол, а с 1214/1215 г. в течение девяти последних лет жизни был также и киевским князем. Погиб в битве с татарами на Калке. Мстислав (Феодор) Ростиславич (Храбрый), сын смоленского и киевского князя Ростислава Мстиславича, родился, вероятно, около 1140–1145 гг., умер 13/14 июня 1180 г. С первого упоминания его в летописях под 1161 г. Мстислав выступает главным образом в качестве военачальника. Согласно ряду лапидарных указаний, непродолжительное время он занимал различные столы: белгородский (1161–?), вышгородский (1173), смоленский (1174–1175), новгородский (1179–1180). Его славе как полководца, надо думать, прежде всего способствовала девятинедельная оборона Вышгорода (осенью 1173 г.) от превосходящих сил княжеской коалиции, возглавлявшейся Андреем Боголюбским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце января 1786 года униаты получили наконец известие, что между русским послом и подканцлером идут переговоры о вызове Виктора в Варшаву 1115 для получения привилегии, что за тем решено его вызвать и даже поскорее. 1116 Левинский сейчас же, как мы уже упоминали, сформулировал пункты присяги и послал их для подписи Смогоржевскому, 1117 а между тем копии их представил королю, в министерство и нунцию. 1118 «Нунций (теперь) несказанно ими доволен, – писал Левинский, – и воздыхает к Богу, чтобы Садковский подписал их». 1119 Но Садковский не являлся в Варшаву. Левинский получил сначала известие, что он объезжал монастыри на Подлесья и получил выговор от посла за то, что делал это до получения привилегии, 1120 за тем, что Виктор возвратился в Слуцк и выедет в Варшаву лишь после Пасхи 1121 далее, что он очень не скоро приедет, лишь к осени, к сейму; 1122 но и это оказалось неверным. Левинский около 13 июня получил известие, что Виктор едет, но опять новая тревога, едет с большим штатом, одних певчих везет 24 человека, монахов для сослужения столько же или даже и больше, так как он наймет палац и будет служить в нем торжественно. 1123 В действительности и это известие было плодом фантазии вестовщиков Левинского. Виктор, обремененный тягостями своего нового положения, ничего не знавший о тех сетях, которыми его так усердно опутывали, ехал в Варшаву скромно и поместился в ней еще скромнее. «Наконец то мы дождались славного Виктора, писал Левинский (14/25 июля). Он приехал в прошедший четверг т. е. 20 (9) текущего месяца; однако не с такою пышностью, как ожидали, напротив приехал довольно частным образом (prywatnie). Заехал просто к посольскому капеллану, живущему на Лисне и помещается с ним». 1124 Непритязательность, скромность Виктора, сказавшиеся ясно уже при самом его везде, удивившем Левинского, привыкшего к шумным путешествиям и торжественным въездам своих сограждан, не вразумили этого ревнителя унии. Он давно уже обещал Смогоржевскому следить за Виктором и опутывать его сетями. «Как только он прибудет в столицу, буду усерднейшим образом наблюдать за его действиями», писал он еще 30 августа 1785 года. 1125 «Выражения (протеста нунция против назначения Виктора): пусть знает польское правительство, что я употреблю всевозможное старание, чтобы это (назначение) не причинило ни малейшей тревоги и вреда униатам, дают ему право домогаться, чтобы Виктор, согласно вашим соображениям, как змия был обмотан условиями,» – писал Левинский 4 октября того же года. 1126

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010