Переяславская Учреждена, возможно, до 997 года или между 1036 и 1054 годами. В 1060-е, 1070-е годы и примерно до 1100 года – титулярная митрополия Переяславская Кафедра в Переяславле Николай I епископ, упоминается † до 1080 Петр , епископ, упоминается Ефрем епископ (митрополит), прп., рукоположен после 1072 с 1092 года, возможно, был митрополитом Киевским или управлял митрополией †1098 Симеон епископ, упоминается в начале XII века † неизвест. Лазарь епископ, рукоположен с 12.11.1105 † 6.09.1117 Сильвестр епископ, рукоположен с 1.01.1118 † 23.04.1123 (12.04) Николай II епископ, упоминается Иоанн епископ, упоминается в 1123 и 1125 † неизвест. Марк (Маркелл) епископ, управлял с 4.10.1125 † 6.01.1134 (1135) Макарий епископ, упоминается с 1135 по 1141 † неизвест. Евфимий епископ, рукоположен Василий епископ, упоминается с 1156 по 1168 † неизвест. Антоний епископ, упоминается с 1168 по 1197 † неизвест. Павел епископ, рукоположен Симеон епископ, сщмч., упоминается в первой половине XIII века † 28.08.1239 (убит татарами) Феодор епископ, упоминается Феогност епископ Сарайский и Переяславский упоминается с 1269 по 1279 † неизвест. Кафедра упразднена в конце XIII века (в 1279 году). Управление перешло к владыкам Сарайским и Подонским. Переяславская и Бориспольская Ранее, с 1700 по 1731 год, была викарной при Киевской митрополии Арсений (Берло) епископ, бывший еп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский с 28.01.1733 по 30.09.1735 еп. Белгородский и Обоянский; † 6.06.1744 Никодим (Скребницкий) епископ, бывший еп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский со 2.02.1745 † 12.06.1751 Иоанн (Козлович) епископ, рукоположен с 7.03.1753 † 17.03.1757 Гервасий I (Линцевский) епископ, рукоположен с 27.07.1757 до 29.10.1768 отрешен от кафедры † 22.12.1769 Иов (Базилевич) епископ, рукоположен с 31.10.1770 † 2.05.1776 Иларион (Кондратовский) епископ, рукоположен с 17.07.1776 по 27.07.1785 (в 1783 временно управлял Киевской митрополией) еп. Новгород-Северский и Глуховский Малороссийский Переяславский епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

О личных мотивах царевны говорят посвящения двух (!) престолов этого уникального храма «иже под колоколы». Престол, освященный во имя свв. Варлаама и Иоасафа Индийских (в первом ярусе) можно считать данью памяти старшего брата - Феодора Алексеевича и их общего учителя - Симеона Полоцкого. В культурной традиции конца XVII века они прочно отождествлялись с индийским царевичем Иоасафом и его наставником в христианском учении - пустынником Варлаамом. Некоторые ученые находили даже черты портретного сходства на двух иконах святых в иконостасе маленького храма. Престол во втором ярусе освятили во имя апостола Иоанна Богослова. Один из дней его памяти приходится на 26 сентября. Если учесть, что Софья Алексеевна родилась 27 сентября, то она вполне могла почитать святого апостола как своего покровителя. Таким образом, правительница в некоторой степени возродила традицию строительства маленьких храмов-колоколен, выполнявших роль личных молелен (поминальных или обетных). Самым первым столпообразным храмом-колокольней, предназначенным для уединенной молитвы, можно назвать северо-западную башню собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1117-1125 годы) Антониева монастыря в Великом Новгороде. Под ее главой, в толще стены, в 1122 году устроили придел преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского. Согласно движению винтовой лестницы, один за другим расположили проемы для колоколов, а также нишу, где молился в последние годы жизни преп. Антоний Римлянин Существовали примеры подобных храмов и в более позднее время. Наиболее известны из них: поминальная церковь великого князя Иоанна I Калиты во имя св. Иоанна Лествичника (1329 год) на Соборной площади Московского Кремля, храм Рождества Иоанна Предтечи (первая треть XVI века) в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и церковь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня в соседнем ему Покровском монастыре. Весьма глубоки и важны символические аспекты возведения колокольни. Первый из них – расположение с восточной стороны от храма.

http://sobory.ru/article/?object=02280

Использование этого сооружения было достаточно многофункциональным. Нижний ярус занимала кладовая, в средней части размещался храм Происхождения Честных древ, а выше находились колокола В некоторых источниках есть указания на захоронение под колокольней княгини Анны Горбатовой-Кислых (ум. в 1593 году) и двух ее дочерей: Елены (ум. в 1579 году) и Евфимии (ум. в 1579 году) Однако последние исследования показали, что эти захоронения находятся не под колокольней, а возле галереи собора. Со временем они оказались под лестницей западного крыльца. Весьма интересно редкое посвящение престола храма. Праздник Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня празднуется православной церковью 14 (1 ст. ст.) августа. На этот же день приходится память семи святых мучеников Маккавеев, их учителя Елеазара и их матери Соломонии – святой покровительницы великой княгини Соломонии. Княгиня часто приезжала в монастырь молиться о даровании детей, и была щедрой покровительницей обители. Возможно, крошечный храм на втором ярусе колокольни устроили по ее желанию, и он служил ей личной молельней. Традиция строительства столпообразных храмов-колоколен, предназначенных для уединенной молитвы, уходит корнями в глубокую древность. Первым таким сооружением была северо-западная башня собора Рождества Пресвятой Богородицы (1117-1125 годы) в Антониевом монастыре Великого Новгорода. В верхней ее части был устроен придел преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского (1122 год), а толще стены располагались проемы для колоколов и ниша, где молился в последние годы жизни преп. Антоний Римлянин Существовали примеры подобных храмов и в более позднее время. Относительно датировки интересующего нас храма можно высказать и очень осторожное предположение, что данную церковь «иже под колоколы» построили в несколько более позднее время, чем это принято считать. Вполне вероятно, что строительство произошло уже после принятия пострига великой княгиней, то есть около 1526 или 1527 года. Этому предположению отвечает и наименование престола, более соответствующее теме искупительной жертвы и жизненного креста, чем молению о чадородии (что было актуально для более раннего времени, соответствующего возведению храма-колокольни во имя Рождества Иоанна Предтечи в соседнем Спасо-Евфимиевом монастыре). Датировке 1520-ми годами не противоречат ни исторические данные (впервые колокольня упоминается в Описи 1597 года), ни архитектурные особенности столпа. Примерно к году освящения церкви относятся две ее почитаемые иконы: «Святые братья Маккавеи, учитель их Елеазар и мать их Соломония» и «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня», ныне хранящиеся в Суздальском музее. Кроме того, тема мученичества и страданий Спасителя на кресте, хорошо сочеталась с формой восьмигранника, в которой был построен стоп. Известно, что она символизировала жизнь вечную и Небесный Иерусалим.

http://sobory.ru/article/?object=05097

упоминается неизвестно (униат) Иннокентий (Винницкий), наречённый епископ упоминается с 1680 по 1692 принял унию; неизвестно Далее православных владык на кафедре не было, кафедра стала униатской. Переяславская Учреждена, возможно, до 997 года или между 1036 и 1054 годами. В 1060-е, 1070-е годы и примерно до 1100 года – титулярная митрополия Переяславская Кафедра в Переяславле Имена Сведения Николай I, епископ упоминается до 1080 Пётр, епископ упоминается Ефрем епископ, (митрополит) прп., рукоположен после 1072 с 1092 года, возможно, был митрополитом Киевским или управлял митрополией; 1098 Симеон, епископ упоминается в начале XII века неизвестно Лазарь, епископ рукоположен с 12.11.1105 06.09.1117 Сильвестр, епископ рукоположен с 01.01.1118 23.04.1123 (12.04) Николай II, епископ упоминается Иоанн, епископ упоминается в 1123 и 1125 неизвестно Марк (Маркелл), епископ управлял с 04.10.1125 06.01.1134 (1135) Макарий, епископ упоминается с 1135 по 1141 неизвестно Евфимий, епископ рукоположен Василий, епископ упоминается с 1156 по 1168 неизвестно Антоний, епископ упоминается с 1168 по 119 неизвестно Павел, епископ рукоположен Симеон, епископ, сщмч. упоминается в первой половине XIII века 28.08.1239 (убит татарами) Феодор, епископ упоминается Феогност епископ Сарайский и Переяславский упоминается с 1269 по 1279 неизвестно Кафедра упразднена в конце XIII века (в 1279 году). Управление перешло к владыкам Саранским и Подонским. Переяславская и Бориспольская Ранее, с 1700 по 1731 год, была викарной при Киевской митрополии Имена Сведения Арсений (Берло), епископ бывший епископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский с 28.01.1733 по 30.09.1735 епископ Белгородский и Обоянский; 06.06.1744 Никодим (Скребницкий), епископ бывший епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский с 02.02.1745 12.06.1751 Иоанн (Козлович), епископ рукоположен с 07.03.1753 17.03.1757 Гервасий I (Линцевский), епископ рукоположен с 27.07.1757 до 29.10.1768 отрешён от кафедры; 22.12.1769 Иов (Базилевич), епископ рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1111. Полный текст протокола см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 23–33 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 15). 1112. Там же. С. 33. 1113. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 30–32. 1114. См.: И. А. Вести с Афона. — Русский инок 21–22, 1912. С. 83. 1115. Подробнее об этом см. в: Дмитриевский А. А. Афон и его новое политическое международное положение. СПб., 1913. 1116. Охрана Афона. — Русское слово, 29.01.1913 24). 1117. Судьба Афона. — Русское слово, 29.01.1913 24). 1118. См.: Троицкий С. В. Афон и международное право. Богословские труды 33. М, 1997. С. 144–145. 1119. Архимандрит Давид (Мухранов, 11931) происходил из крестьян Симбирской губернии. Был на военной службе, в зрелые годы принял монашеский постриг. В 1888–1898 годах заведовал Санкт–Петербургским подворьем афонского Андреевского скита. В 1903–1908 годах- настоятель Кобьевского монастыря Грузинской епархии. С 1908 года — на Афоне. С 1914 года — в Москве. В 20–е годы — духовник А. Ф. и В. М. Лосевых. См.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 94. 1120. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 38–39. 1121. Там же. С. 1122. Там же. С. 42. Ср.: Климент, монах. Имябожнический бунт или плоды учения книги»На горах Кавказа». — Исторический вестник. Т. 143. Март 1916. С. 769. 1123. Текст жалобы см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 34–35 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 360. Л. 64–64об). 1124. Здесь: посланников. 1125. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 44. 1126. Там же. С. 46. 1127. Там же. С. 53. 1128. Там же. С. 56–57. 1129. Цит. по: Имябожники и Церковь. — Новое время, 7.05.1914 13 703). 1130. Забытые страницы русского имяславия. С. 261–265 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д 358. Л. 30–35). 1131. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Имяборческая пропаганда. Б. м., б. д. С. 209–210. 1132. См.: Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. Пг., 1916. С. 6–9. 1133. Церковные вести. — Русская молва, 26.01.1913 46).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

В ходе т. н. «новгородской революции» на первые руководящие роли в республике выходит епископ (позднее архиепископ). Именно это укрепило влияние и возможности Нифонта, что сразу же сказалось на изменении положения прежде независимой общины. Как уже было сказано, невозможно представить, чтобы интенсивная строительная деятельность в Антониевом монастыре велась в обстановке враждебно-неприятельских отношений с высшей церковной властью города. В годы правления Иоанна Попьяна производилось строительство каменного монастырского храма Рождества Богородицы (1117–1119), затем были сделаны росписи (1125), а под 1127 г. в летописи сообщается о строительстве каменной монастырской трапезной. 46 Своеобразие сохранившегося до нашего времени монастырского храма Рождества Богородицы, а также программа его древнейшей росписи помогают лучше понять специфику основанной европейскими мигрантами обители. Нельзя пройти мимо того обстоятельства, что возведенный при Антонии монастырский комплекс разительно отличался нехарактерными для тогдашней новгородской архитектуры чертами, в исполнении которых усматривают сильное европейское влияние. 47 Новаторство и своеобразие сохранившегося с начала XI столетия церковного строения и его росписей признают все без исключения исследователи, хотя и дают этому разные объяснения. Одни исследователи возводят несвойственный Руси облик собора и его живопись к романскому искусству, 48 другие, несмотря на отсутствие аналогий и кардинальные отличия от древнерусских построек и живописной традиции того времени, рассматривают возведенный и расписанный Антонием храм в контексте греческого влияния на отечественную культуру. 49 Наметилась и некая тенденция на преодоление крайностей. В частности, А.И. Комеч признает «очень соблазнительным связать подобные формы с влиянием романского искусства, привнесенным самим Антонием Римлянином», но при этом приемы крестово-купольной организации пространства оценивает как типично византийские, а приемы трактовки форм – романские. 50

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Монашеский подвиг в Киевской Руси быстро распространялся. Хотя мы гораздо чаще узнаем об этом из результатов раскопок, чем из источников того времени. Почти все документы погибли в огне пожарищ при монгольском нашествии и в последующие годы польско-литовского владычества на землях Западной Руси. Да и большинство самих древнейших монастырей не дошло до наших дней. Среди уцелевших обителей домонгольского периода можно назвать, помимо уже упомянутых, такие крупнейшие, как киевский Михайловский Выдубицкий (основан около 1070 г.), муромский Спасский (koh.XI в.), новгородские Антониев (1117 г.), Юрьев (1119 г.) и Хутынский преподобного Варлаама (1192 г.) монастыри. Недавно монашеская жизнь возрождена в полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре, основанном около 1125 г. преп. княжной Евфросиньей Полоцокой. Возобновляется ныне и Спасо-Мирожский монастырь в Пскове (ок. 1188 г.). Близ Владимира на Клязьме сохранился и теперь возрождается Богородице-Рождественский Боголюбовский монастырь, основанный св. князем Андреем Боголюбским (1160-е г.г.). Вновь открыта и обитель с тем же названием в самом Владимире, построенная Всеволодом Большое Гнездо в 1190-х г.г. и некогда служившая усыпальницей святого Александра Невского. Внушительные списки древнейших русских обителей, приведенные в приложении к вновь изданному 2 тому Истории Русской Церкви митрополита Макария, свидетельствуют о том, что монашество на Руси в домонгольский период было уже весьма широко распространено. Лекция 5. Борьба с ересями и полемика с инославными. Духовная литература домонгольского периода. Писатели Киевской Руси. Уставы св. Владимира и Ярослава, другие памятники канонического характера. Новые церковные праздники. Первые святые Русской Церкви. Почитание мощей. Церковное пение, гимнография. Особенности богослужения в домонгольский период. Студийский Устав. Необходимо остановиться еще на одной странице жизни Русской Церкви в Домонгольский период – борьбе с ересями. В самый ранний период церковной истории Руси, т.е. в конце X-XI в.в. ереси не сильно беспокоили русское общество. В XI в., отмечен один лишь прецедент подобного рода: в Киеве в 1004 г. появился некий еретик Адриан, который был, по-видимому, богумилом. Но после того, как митрополит посадил заезжего проповедника в темницу, он поспешил покаяться. Позднее богумилы, весьма распространенные на Балканах, особенно в Болгарии, появлялись на Руси неоднократно, в XII в. и позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ч. 2. С. 410–411). Впрочем, Фатурос (Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 385) в связи с упоминанием смерти духовного отца Марии Феофана датирует письмо 818 г. Однако ряд выражений данного письма оставляют впечатление, что в заглавии более уместным было бы имя Мегало супруги преп. Феофана, а не Марии ее родственницы. Ред. 1112 Письмо датируется тем же временем, что и предыдущее. Об административной должности сакеллария см. примеч. к письму 86. В S «и сакелларию» опущено. Ред. 1113 Письмо датируется между маем 819 и началом 821 г., временем ссылки преп. Феодора в Воните. Ред. 1117 Леонтий монах студийского монастыря, впавший в иконоборчество и устроивший гонения на верных Православию собратьев, но впоследствии раскаявшийся (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 333–334). Ред. 1125 Это письмо с заглавием «κατχησις» (оглашение), а в ТФС «К братиям рассеянным» датируется первой половиной 819 г. Ред. 1126 В это время преп. Феодор был переведен из крепости Вонита, находившейся в Анатолийской феме, в Смирну во Фракийской феме. Греч. ’Ανατολικν и Θρφκησων названия фем. Ред. 1140 Письмо датируется 818–819 гг. В рукописях P и S в надписании письма добавлено: «Письмо догматическое и весьма убедительное о всесвятой иконе Христовой, изъясняющее, как следует чтить икону словно Самого Христа по подобию и относительно, а не утвердительно и по природе». Ред. 1152 Греч. εγκλεστη значит «заключенной» или «заключившейся», т. е. пребывающей в затворе или ведущей уединенную, затворническую жизнь. Письмо датируется 816–820 гг. Ред. 1158 Письмо датируется 815–820 гг. и адресовано скорее всего не преп. Николаю Студиту, а другому Николаю (см.: Доброклонский. Т. 2. С. 422). Ред. 1159 Эта мысль была общим местом для античной литературы, см., например: Геродот. История I, 8. Ред. 1163 Упоминаемые здесь соборы были в следующие годы: Трулльский Собор в 691–692 гг, иконоборческий собор в Иерии при Константине Копрониме в 754 г., VII Вселенский Собор в 787 г, а иконоборческий при Льве Армянине в 815 г. 1164 Письмо датируется январем 821 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

21:17; Ис. 8:1 ), т.е. число 1117 , составляющее имя человека, в обычном употреблении и значении человеческого имени. Понятие человек – νθρωπος, – употребленное здесь без члена, имеет целию указать на обыкновенного человека, как живое существо известного рода. Число имени – 666 – χξζ. Это число по некоторым спискам читается или как три рядом стоящие цифры – буквы χξζ 1118 , или как цифровая номенклатура ξακσιοι ξκοντα ξ, или как три буквы-цифры, но другие χιζ – 616. Первые два чтения не представляют собою различия по существу, третье же решительно отвергнуто авторитетным заявлением св. Иринея 1119 , прямо ссылающагося на предание. Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666. «Вот загадка 1120 , которую многие пытались объяснить», говорит, подобно многим другим толкователям, Яковлев 1121 . Но есть ли основание для такого взгляда на содержание 18 ст.? Достойно ли св. тайнозрителя предлагать людям загадки для упражнения их мудрости? Цель откровения – научение и утешение. Поэтому и сообщение о возможности распознать антихриста по имени должно быть не загадкою, как таковою, но действительным средством раскрытия истины, не с целью затруднить ум христианина, но с целью противоположною. Почему же Иоанн не назвал прямо этого имени, но скрыл его под таинственным числом 666? Те толкователи, которые под зверем разумеют историческую личность римского императора Нерона 1122 или Диоклетиана 1123 , в умолчании тайнозрителя о его имени видят опасение подвергнуть христиан лишней опасности преследования: предполагается, что римская власть не могла бы простить христианам их взгляда на римского императора, как на антихриста – зверя. Но такое мнение, кроме его общего противоречия понятию об Апокалипсисе, как бы откровении отдаленного будущего, не подтверждается и действительною суммою букв имен Нерона кесаря и Диоклетиана Августа 1124 и не объясняет, почему же имя зверя в книге написанной, по-гречески, должно читаться по-еврейски по почему берется не просто человеческое имя, но имя и титул (кесарь – август)? Точно так же всевозможными натяжками отличались и все подобные этим мнения, которые в антихристе думали видеть Магомета, патр. Никона (русские сторообрядцы), Напалеона и других исторических личностей. История в ее прошлом еще не дала нам антихриста – зверя, и потому не может быть указано в прошлом и его имя или число его имени. Нисколько не лучше поэтому и то толкование 1125 , по которому под зверем и его именем разумеется римское – латинское идолопоклонство (λατενος): в тексте говорится об имени человека, а не о названии идолопоклонства того или другого народа. На неверной почве несомненно стоит и та попытка некоторых толкователей, которые звериное число 666 думали найти в точных и действительных исторических периодах прошлого, например Брандт полагает, что число звериное суть годы от 740 до 1406, – годы возвышения папского могущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

736 Дорогобуж – город в Волынском княжестве, вблизи современного города Шепетовка (Хмельницкая обл. Украины). 737 ...затворися... – В переводе опираемся на чтение Л – «заратися», что более подходит по смыслу. 741 ...ускормили есмы соб князя... – Мстислав с двенадцатилетнего возраста княжил в Новгороде: сначала в 1088–1093 гг., затем вновь возвращается на новгородский стол в 1095 или 1097 гг.; в 1117 г. был приглашен отцом в Киев. 744 Ярополк Владимирович – сын ВладимираМономаха; в 1103 г., согласно В. Н. Татищеву (История Российская. М., 1963. Т. 2. С. 129), был смоленским князем. 745 Сутин – По предположению К. В. Кудряшова (Половецкая степь. М., 1947. С. 91–94), Сутин (Сутнь) – река Молочная, впадающая в Азовское море. 747 ...скруши главы змевыя ...брашно ихъ намъ. – Компилятивный текст с использованием Псалтыри (73, 13–14). 749 ...за цесаревичь за Олексиничь Цесарюграду... – Ирина, дочь Володаря Ростиславича, была выдана, как полагают, за Исаака – сына византийского императора Алексея Комнина. См.: Пашуто. Внешняя политика. С. 85. 750 ...Передъслава ...за королевча... – Предслава стала женой герцога Альмоша, сына венгерского короля Гезы I (1074–1077 гг.). Их дочь Адельгейда вышла замуж за чешского короля Собеслова I (1125–1140 гг.). См.: Пашуто. Внешняя политика. С. 53, 184. 751 ...иде на Глба, поемъше Давыда Всеславича ... – Против минского князя Глеба Всеславича выступил и его брат – Давыд. 753 ...Яня и Иванка Захарьича и Козарина... – В Софийской первой летописи после имени Яня добавлено: «Вышатича и брата Путяту». Таким образом Янь отождествлен с Янем Вышатичем, о смерти которого «в старости мастите», в возрасте 90 лет, говорится в той же статье. Даже если девяностолетний возраст – эпическое преувеличение, Янь был в эти годы весьма старым человеком. И странно, что глубокого старца, да еще вместе с тысяцким Путятой, направляют в рядовой поход. Скорее всего нападение половцев отражали братья Янь и Иванко Захарьичи, а отождествление двух Янов – домысел. Однако в И другим почерком тоже добавлены слова – «Вышатича» и «и брата его Путяту»: вероятно, это влияние какого-то позднего летописного свода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010