1037.             Освящение храма Георгия великомуч. в Киеве. 26 ноября. 1041.             Моисей Угрин, преп. Печерский. 26 июля. 1071.            Дамиан пресв., преп. Печерский. 5 окт. 1072.            Перенесение мощей князей Бориса и Глеба. 2 мая. 1073.            Антоний, преп. Печерский. 10 июля. 1074.            Феодосий преп., игумен Печерский. 3 мая. 1081.            Собор трех святителей. 30 янв. 1085.            Празднование Киевопечерской иконе Пресв. Богородицы. 3 мая. 1087.            Перенесение мощей Николая, архиеп. Мир Ликийских, в Бари Итал. 9 мая. 1088.            Никон преп., игумен Печерский. 23 марта. 1090.            Исаия, еп. Ростовский. 15 мая. 1091.            Феодор и Василий, препп. Печерские. 11 авг. 1092.             Стефан, еп. Владимирский на Волыни. 27 апр. Григорий, преп., Печерский. 8 янв. 1095.             Агапит, преп. Печер. 1 июня. Ок. 1100.       Евстратий, преп. Печерский, муч. Корсунский. 28 марта. 12 век Аврамий, архимандрит Ростовский. 29 октября. Иноки Печерские: Анастасий преподобномуч. 22 янв. Иарлаом игумен. 19 ноября. Иеремия и Матфей прозорливые. 5 окт. Марк пещерник и Феофил плачливый. 29 дек. Ефрем преп., Новоторжский, чудотворец. 28 янв. 1103.             Прохор, преп. Печерский. 10 февр. 1105.             Ефрем евнух, еп. Переяславский. 28 янв. 1108.             Никита, еп. Новгородский, затворник Печерский. 31 янв. и 14 мая. 1114.             Алипий иконописец, преп. Печерский. 17 авг. 1120.             Кирилл, еп. Туровский. 28 апр. 1138.            Всеволод-Гавриил, князь Псковский. 11 февр. 1139.            Пимен многоболезненный, преп. Печерский. 7 авг. 1143.             Никола святоша, князь Черниговский. 14 окт. 1147.             Игорь блаж., князь Черниговский и Киевский. 5 июня. Антоний Римлянин, преп. Новгородский. 3 авг. 1157.             Нифонт, еп. Новгородский. 8 апр. 1159.             Константин блаж., митрополит Киевский. 5 июня. 1101.             Празднество Спасителю и Богоматери, в память побед Благоверного в. кн. Андрея Боголюбского. 1 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Преподобный священномученик Кукша и преподобный Пимен Постник Преподобный священномученик Кукша и преподобный Пимен Постник скончались после 1114 года. Святитель Симон , епископ Владимирский и Суздальский (XII; память 10 мая), в послании к преподобному Поликарпу, архимандриту Печерскому († 1182; память 24 июля), писал о преподобном Кукше: " Как могу достойно прославить святых мужей, бывших в святом Печерском монастыре, в котором язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном " . Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: " Брат наш Кукша убит на рассвете! " Вятичи, среди которых проповедовал и принял кончину преподобный священномученик Кукша, жили по реке Оке, занимали местность Орловской и Калужской областей. Они были язычниками. Преподобный Нестор Летописец (память 27 октября), описывая вятичей, возмущался их гнусными обычаями и добавлял, что они так живут " даже и до нынешнего дня " , оставаясь незнакомыми с Законом Божиим и творя свой закон. Преподобный священномученик Кукша проповедовал у вятичей во времена святителя Феоктиста, епископа Черниговского (1113-1123; память 5 августа). Он был погребен так же, как преподобный Пимен Постник, в Ближних пещерах (память Собора преподобных, почивающих в Ближних пещерах - 28 сентября ). Иконописный подлинник Москва. 2000. Прпп. Кукша и Никон. Икона. Москва. Около 2000 г. Киев. XIX. Прп. Кукша. Икона. Киев. XIX в. Киево-Печерская Лавра. Икона находится у раки мощей святого. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/908478.htm...

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Нестор Нестор (1056–1114) – святой преподобный (память 28 сентября/11 октября, 27 октября/9 ноября), монах Киево-Печерского монастыря, летописец. Составил «Повесть временных лет», написал «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». Мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

Нестор Летописец, Печерский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Нестор Летописец, Печерский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Нестор Летописец, Печерский, прп. Преподобный Нестор, летописец Российский (память 28 сентября, 27 октября по старому стилю и во 2-ю Неделю Великого поста) Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве, 17-ти лет поступил в Киево-Печерскую обитель. Был послушником преподобного Феодосия. Постриг принял от игумена Стефана, преемника Феодосия. Чистотою жизни, молитвою и послушанием юный подвижник скоро превзошел даже известных печерских старцев. Был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника, впоследствии Новгородского святителя (память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор является составителем первоначальной истории нашего Отечества, или летописи, где он излагает по годам сказание о начале Русской земли и последующих событиях ее истории до 1100 года. Кроме того, им написано житие святых князей Бориса и Глеба, «Сказание о первых печерских подвижниках» и проч. Нестор достиг глубокой старости и мирно скончался около 1114 года. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Нестор Летописец, Печерский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3010

Если напоминает он другим о нужде покаяния, о потребности помнить отношения свои к Богу: то спешит обратиться к себе самому с укоризною. Так рассказав о победе половцев, последовавшей накануне памяти св. Бориса и Глеба, говорит он: «бысть плачь в граде, а не радость грех наших ради... В лепоту паче инех казними есмы. Се бо аз грешный и много и часто согрешаю во вся дни». 483 Опытом высокого успеха его в жизни духовной служит и то, что он участвовал (ок. 1088 г.) в молитвах, исцеливших обольщенного Никиту. 484 В 1091 г. ему поручил игумен Иоанн отыскивать мощи преп. Феодосия и это поручение выполнено им с полным усердием, которое и увенчалось успехом. «Истинно и верно расскажу вам, так говорит он в описании обретения мощей, – не от других слышал о том, а сам был совершителем дела. Пришел ко мне игумен Иоанн и сказал: пойдем в пещеру к Феодосию, и я пошел с игуменом, тогда как никто не знал; осмотрев, куда бросать землю и назначив место, где копать, кроме отверстия, игумен сказал мне: никому не сказывай из братии, чтобы никто не знал; возьми, кого хочешь, в помощь себе. Я уже приготовил в 7 дней заступы (рогалии), которыми надлежало копать. Во вторник вечером взял с собою двух братьев, а прочие не знали; пришел в пещеру и пропев псалмы, начал копать. Утомившись, дал другому брату и копали мы до полуночи; утомились, но не могли докопаться. Я начал скорбеть, не в сторону ли копаем мы. Взяв заступ (рогалию), начал я выше; друг мой отдыхал перед пещерою и сказал мне: ударили в било; а я в ту же минуту прокопал до мощей Феодосия. «Он говорил мне: ударили в било», – а я говорю ему: уже прокопал. Когда докопался я: то страх напал на меня, и я начал взывать: «Господи помилуй»! Рассказав о знамениях, которые в тоже время видели другие, продолжает: «когда докопался я, то послал сказать игумену: иди и вынесем мощи. Игумен пришел со двумя братьями. Я же раскопал широко, и войдя увидели мы: лежит мощами, составы не распались, волосы на голове присохли; мы положили их на мантию и вынесли перед пещеру». 485 В летописи преп. Нестор упоминает о себе еще при описании событий 1096 и 1106 г. 486 Блаженная кончина его последовала по всей вероятности в 1114 г. 487 Таким образом, если положим, что блаж. Нестор поступил в обитель только за год до кончины преп. Феодосия († 1074 г.): тогда окажется, что он провел в Печерской обители 41 год, а умер 58 лет. Поликарп уже около 1226 г. писал архиманд. Акиндину: «если повелит твое преподобие, напишем для пользы тех, которые будут жить после нас, – по тому примеру, как блаж. Нестор написал в летописце о преподобных отцах: Дамиане, Иеремии, Матфее и Исааке». Ясно, что Нестора уже чтили тогда, как мужа святой жизни. В ркп. святцах читаем: «преп. Нестор летописец преставился октября в 27 д.» Мощи пр. Нестора летописца почивают нетленными в пещере Антония. 488

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Еще в советские времена М.И. Фролов читал лекции в Ленинградской духовной академии, рассказывал ее студентам о Великой Отечественной войне. И тем не менее, после крещения для него открылся иной мир. М.И. Фролов явился неформальным руководителем диссертации О.А. Рашитовой «Духовенство в Ленинградской блокаде» и сам написал ряд работ, посвященных подвигу священства и мирян Русской Православной Церкви в годы войны; некоторые из них опубликованы на сайтах «Православие.ру» и «Русская народная линия». Михаил Иванович неоднократно приезжал в духовно-просветительский центр «Причастие» при храме святой Марии Магдалины на проспекте Косыгина в Петербурге, где выступал с блестящими лекциями о Блокаде и Великой Отечественной войне. Он в немалой степени способствовал духовно-патриотическому воспитанию молодежи, являя собой живой пример. Это был человек глубокой духовной собранности и организованности и в то же время глубокой веры и доброты. В последние годы он часто говорил: «Все от Бога. И все для Бога». Незадолго до кончины, на Воздвижение, в храме Марии Магдалины он причастился Святых Христовых Тайн. Ничто не предвещало скорой кончины. Из церкви он поехал на конференцию Калининского района, где по своему обыкновению выступал блестяще и собранно, полностью уложившись в регламент. Но через несколько дней он попал в госпиталь ветеранов войн с подозрением на воспаление легких, а затем его постиг инсульт… В реанимации он принял соборование. Он тихо скончался вечером 10 октября 2016 года. Царствие Небесное и вечный покой воину, труженику науки и дивному православному человеку! Отпевание состоится 14 октября в Санкт-Петербурге, в 13:00, в храме святой Марии Магдалины (проспект Косыгина, 7-а). Погребение пройдет на Большеохтинском кладбище, недалеко от Памятника защитникам Ленинграда. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1114 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Lu Mai 14 октября 2016, 20:50 Царствие Небесное и вечная память! Екатерина 14 октября 2016, 20:17 Упокой, Господи душу новопреставленного раба твоего Михаила, прости ему грехи его вольные и невольные и даруй Царствие Небесное!!! Царствие Небесное супруге Людмиле!!! Спасибо за мир и вечная память!!! Олег 14 октября 2016, 12:13 Вечная память рабу Божьему Михаилу! Упокой, Господи, его душу.

http://pravoslavie.ru/97795.html

Мощи в Антониевой пещере. 54. Преподобный Макарий диакон Отличался постническими подвигами и даром чудес. Память его 28 августа. Мощи в Феодосиевой пещере. 55. Преподобный Григорий иконописец По «сказанию о святых иконописцах, много святых икон написал чудотворных; сопостник бе преп. Алипию» (ум. 1114). Мощи в Антониевой пещере (Рукопись гр. С.Г.Строганова. Буслаев Истор. Очерки Р. Народ. Словесности и Искусства, II, стр. 378). Память 21 июля. 56. Преподобный Агапит врач Агапит, безмездный врач, Киевский урожденец, исцелял многих больных и в том числе Владимира Мономаха . Житие его в послании Поликарпа к Акиндину. Ум. 1 июня 1095 года. Мощи в Антониевой пещере. 57. Преподобный Матфей прозорливый Упоминается в сказании преп. Нестора о первых черноризцах Печерских. Он был пострижен преп. Феодосием и жил при двух его преемниках, игуменах Стефан и Никоне. Ум. около 1088 года. Мощи в Антониевой пещере. Память 5 октября (Филарет, Р. Св., стр. 21). 58. Преподобный Иеремия прозорливый Одарен был способностию узнавать будущее. Упоминается в том же сказании Нестора. Мощи в Антониевой пещере. Память 5 октября. Так как он помнил крещение Русской земли (988 года) и жил при игуменстве преп. Феодосия, то кончину его можно полагать около 1070 года, почти в столетнем возрасте. (Филарет, Русск. Свят., октябрь, стр. 20). 59. Преподобномученики Василий иерей и Феодор, пострадаша в лето 6601 месяца августа в 11 день Житие и страдания их описаны черноризцем Поликарпом в послании к архимандриту Акиндину. Замучены и убиты 11 августа 1097 года князем Мстиславом Святополковичем за сокровище, найденное Феодором в Варяжской пещере. Память 11 августа. Мощи в Антониевой пещере (Филарет, Р. Св., август, стр. 32–35). 60. Преподобномученик Евстратий от жидов распят бысть Вместе с несколькими христианами взят был в 1096 году в плен Половцами и продан жиду, который распял и замучил его. (Послание св. Симона к черноризцу Поликарпу). Мощи, брошенные евреями в море, отысканы и привезены в Киев, где почивают в Антониевой пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

См. об этом: Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte des reliques et l’art chretien antique. V.2: Iconographie. P., 1946, p.65–66. B православной традиции память Семи отроков Эфесских отмечается 524 22 октября и 4(7) августа (см., например, Студийский устав Благовещенского монастыря в Новгороде, XII в.//ГИМ, син. 330 л.187), а по некоторым сведениям, и в другие дни (см., например: Архимандрит Сергий. Полный месяцеслов Востока. Т.2, отд.1. M., 1876, с.204, 280). Мощи Семи отроков еще в XII в. покоились в гроте близ Эфеса, и русский паломник игумен Даниил в 1114 г. видел их там. См.: Жития святых, чтимых православной церковью, составленные Филаретом (Гумилевским) , архиепископом Черниговским. СПб., 1885, с.29. Пайкова A.B. Легенды и сказания, с.19. 525 Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской псалтири. M., 1977, табл.29; Walter Ch. «Latter-day» Saints and the Image of Christ in the Ninth-century Byzantine Marginal Psalters//REB. 45. 1987, p.205–222, esp.208. 526 Der Nersesian S. L’illumination des psautiers grecs du Moyen Äge. Londres, add.19 352. P., 1970, f.62, pl.22; Walter Ch. «Latter-day» Saints and the Image, p.208. 527 Walter Ch. «Latter-day» Saints in the Model for the London and Barberini Psalters//REB. 46. 1988, p.211–228. 531 См. воспроизведенный в рисунке амулет: Ducange. De imperatorum constantinopolitanorum numismatikus dissertatio. Rome, 1755, pl.3; Grabar A. Amulettes byzantines du Moyen Äge//он же. L’art paleochretien et 1’art byzantin. Requeil d’etudes 1967–1977. L., 1979, p.531–541. Об апотропеическом значении образа Сисиния и Архангела Михаила на амулетах с Семью отроками см.: Бланков Ж. О двоеверии и амулетах-змеевиках//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. M., 1973, с.203–210; Николаева Т.В. Икона-складень 1412 г., мастера Лукиана//СА. 1968, 1, с.89–102. Указатель многочисленных образков с изображениями Семи отроков и какого-либо святого в музейных собраниях см.: Рындина A.B. Суздальский змеевик//Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. M., 1972, с.217, 234; Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI–XV вв. M., 1983, табл.23 (2, 3), 24 (2, 3, 4, 5, 6) и 14(1).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему о чуде, случившемся с иконою. Вместе они отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего. Несмотря на это, игумен спросил его: «Отче! Кем и как была написана икона мужу сему?» Алипий передал им все, что видел, и сказал: «Икону ту написал Ангел, и он же предстоит здесь, намереваясь взять душу мою». Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа, в 17-й день месяца августа в 1114 году. Братия, покрыв пеленами тело, отнесли его в церковь и, сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония. У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последних пригнуты к ладони — в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный. Так сей святой чудотворный иконописец украсил небо и землю. Небо — тем, что взошел туда добродетельной душой, землю же — своим пречистым телом. Одна из икон преподобного Алипия — Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими — хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее (именуемая Свенской, празднование 3/16 мая и 17/30 августа). Память преподобного Алипия совершается 17/30 августа и 28 сентября/11 октября в Соборе святых преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих. Август 20 Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский — переложение мощей Святитель Иоанн, епископ Суздальский, по всей вероятности, родился в пределах Суздальско-Нижегородского княжества в начале XIV века. Он принял монашеский постриг в молодые годы. В 1350 году суздальский князь Константин Васильевич перенес столицу княжества из Суздаля в Нижний Новгород. Тогда же он пожелал поставить в своем княжестве отдельного от Ростова и Владимира епископа. По его просьбе был возведен в сан епископа Нижегородского и Суздальского боголюбивый инок Иоанн. Отличаясь особой любовью к бедным и больным, святитель Иоанн ходатайствовал об уменьшении налогов крестьянам, устраивал больницы для больных, богадельни для престарелых, одиноких и убогих. Когда князь Константин покорил часть мордовских земель, святитель Иоанн усердно проповедовал слово Божие среди мордвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

1106 1000 – указанное письмо Важинского. В ближайшее за тем время, как увидим, весь базилианский орден в Малороссии приглашен был следить за Виктором. 1107 991 – письмо Левинского от 4 октября 1785 г.; 992– письмо его же, от 31 января и 7 февраля 1786 г. 1113 Об этом униаты давно думали и хлопотали обеспечить успех этого дела. См. 991–письмо от 2, 9 и 23 августа 1785 г. 1114 992–письмо от 24 января. Левинский находил в конце января 1786 еще одно утешение,– в том, что по слухам тогда опасно заболел Самуил: «так если бы он умер, писал Левинский, то, вероятно, Виктор оставил бы Слуцк и дал бы нам покой. Непостижимы судьбы Божии»! Там же, – письмо от 31 января. 1118 1000 – копия письма Левинского. Края письма обгорели, нет даты, но письмо относится к этому времени. 1149 Число это показано в письме Левинского от 26 сентября, 992. Тоже, в письме Виктора. Annexa, стр. 289. 1150 992 – указанное письмо. Как надоел Левинский польским государственным людям своею суетней, тревогой, запросами, можно судить по следующему анекдотическому факту: чтобы успокоить его касательно того, что русская императрица поминается у православных жителей Польши прежде короля, в польском министерстве объяснили Левинскому, что императрица у православных заступает место папы. Об этом объяснении Левинский заметил: «valeat, quantum valere potest (пусть и так будет) при нашей слабости.» Там же, письмо от 27 июня. 1154 Арх. ун. м., 992 – письмо Левинского от 22 августа 1786 г. Виктор, впрочем, говорит, что король приказал ему дожидаться Хребтовича. 1160 Примас – в Римско-католической Церкви почётный титул церковного иерарха в стране, обладающего высшей духовной юрисдикцией над прочими епископами страны. 1161 Арх. ун. м., 992–письмо Левинского от 3 октября 1786 г. Левинский употребил одну, трудно переводимую фразу: brevibus expeditus zostal. 1166 Там же, стр. 300–301, 305, 308, 312; Арх. св. с., д. 1785 г., 98, л. 376. Прибыл Виктор в Слуцк 22 октября; предполагая выехать в Киев 1 декабря; выехал 11; прибыл в Киев 19 декабря. Приезд императрицы ожидали вначале 1787 года. Екатерина прибыла в Киев 29 января и прожила в нем до 22 апреля. Русск. Арх. 1864 г., стр. 502, 518.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010