Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дубна (до 1958 - Дубно ), город областного подчинения в Московской области, в пределах Дубненско-Талдомского благочиния Сергиево-Посадской епархии . Расположен в самой северной точке Московской области, на берегах реки Волги, ограничен реками Дубной и Сестрой, каналом имени Москвы и Иваньковским водохранилищем, в 125 км от Москвы . Единственный населённый пункт Московской области, расположенный на Волге. Население 67,9 тыс. человек (2010) Город Дубна известен в мире как крупный научный центр. Здесь более полувека плодотворно сотрудничают ученые многих стран мира. Это единственный российский населенный пункт, увековеченный в Периодической таблице элементов Д.И. Менделеева: " дубнием " называется открытый учеными города 105 химический элемент. Впервые место слияния рек Волги и Дубны упоминается в Новгородской летописи под 1134 годом. В 1216 году, во время войны Новгородской республики с Владимиро-Суздальским княжеством, существовавший здесь посад был сожжен новгородцами и потом не восстанавливался. Впоследствии здесь возникли село Городище и деревня Ратмино . Деревня Иваньково , располагавшаяся на левом берегу Волги, впервые упоминается в XVIII веке. Ближайшая к ней деревня Подберезье известна с XV века, а деревня Юркино на реке Дубне - с XVI века. Деревня Александровка была основана после крестьянской реформы 1861 годы Сюда помещик князь А.С. Вяземский переселил часть крестьян, проживавших в деревне Ратмино, наделив их землей. Деревня Козлаки появилась в тот же период. Жители этих деревень и села Городище в основном занимались хлебопашеством, сапожным ремеслом и рыболовством. В начале 30-х годов XX века в жизни местного населения произошли коренные перемены, что было связано со строительством канала имени Москвы и первой на Волге Иваньковской ГЭС. Несколько окрестных деревень были перенесены. В их числе оказалась и деревня Иваньково. Ее жителей переселили на 4 км ниже по течению Волги. И она стала называться Ново-Иваньково . После окончания строительства Волжских гидросооружений в 1937 году рядом стал расти рабочий поселок Большая Волга . Одновременно с сооружением канала имени Москвы на левом берегу Волги шло строительство авиационного предприятия, рядом с которым возник поселок авиастроителей - Иваньково.

http://drevo-info.ru/articles/17749.html

Любопытно, что в этих византийских стилизациях греческая трагедия как бы возвращается к тому, с чего начиналась: к эсхиловскому (или даже доэсхиловскому) типу драмы-причитания, драмы-оратории. Недаром «Катомиомахия» воспринимается прежде всего как пародия на Эсхиловых «Персов» 1134 . Мысль о трагедиях Эсхила (особенно о «Прометее Прикованном») вызывает и композиция «Христа Страждущего», хотя автор сознательно ставил перед собой задачу подражать Еврипиду и в изобилии вставлял в свой «артефакт» похищенные у Еврипида строки 1135 . Итак, Еврипид, предтеча и кумир эллинизма, – образец для каждого отдельного стиха и даже «поставщик этих стихов в готовом виде; напротив, Эсхил, антипод и антагонист Еврипида в веках (вспомним агон Аристофановых «Лягушек»), – сознательно или бессознательно выбранный прототип для композиции. Что получается? Контраст поздней эллинистической утонченности в разработке деталей и архаической, почти «примитивной», почти «варварской» массивности и жесткости в общем замысле и ведущих линиях, – ведь это почти готовая формула византийского вкуса… Мы смотрим на древнюю греческую трагедию совсем иными глазами, чем средневековые греки. Нам бессознательно и неудержимо хочется усилить момент драматического движения; современный вкус выдает себя с головой в произвольных ремарках Ф.Ф. Зелинского и И.Ф. Анненского к переводам трагедий Софокла и Еврипида. Византийцам так же бессознательно и неудержимо хотелось исключить момент драматического движения; их вкус выдает себя с головой в построении «Христа Страждущего» и «Катомиомахии». 1074 В основе этой статьи лежит доклад, прочитанный на VII Всесоюзной конференции византинистов в Тбилиси в декабре 1965 г. См.: Тезисы докладов. Тбилиси, 1965. С. 99–100. 1075 «Иже во святых отца нашего Григория Богослова по Еврипиду драматическое изложение, объемлющее нас ради совершившееся воплощение Господа нашего Иисуса Христа и Его же мироспасительное страдание», или «Стихи Григория Богослова на спасительное страдание Господа нашего Иисуса Христа и на ученика Иуду, как он лобызанием обманный предал Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

IV. Имянной список Посадских и Тысяцких Псковских, сколько упоминается о них в летописях Примеч. Судя по бывшему издревле у Славян народному Правлению, права свои удерживавшему и при самих Князьях, должно полагать, что и у Псковичей Посадники и Тысяцкие были с самого начала их поселения в сих странах. Но имен их по Летописям не видно до половины 12 столетия, а Тысяцкий во всей Псковской Летописи один только упомянут. Первый Псковский 12 века Посадник по Новгородской Летописи значится: 1. МИРОСЛАВ ГЮРЯТИНИЧ. Он с 1126 был Посадником в Новгороде, а в 1132 году определен Новгородцами во Псков в 1134 году ходил со Псковскими войсками в помощь Новгородцам на Ростов и Суздаль, а по возвращении оттуда оставлен опять Посадником в Новгороде и в следующем году января 28 там скончался. ВЯЧЕСЛАВ Упоминаются в Новгородской Летописи при нашествии Чудей на Псков убитыми в сражении 1176 года, но были ли они Посадники, или просто именитые граждане, либо Воеводы, не сказано. НИКИТА ЗАХАРЬЕВИЧ СТАНИМИР ИВАНКО 2. ИВАН МАТФЕЕВИЧ упоминается 1192 года при перенесении Мощей Благоверного Князя Гавриила Псковского. 3. БОРИС, Посадник Степенный, упоминается в 1308 году и в следующем, а скончался 1312 г. июня 1. 4. СЕЛИЛ АЛЕКСИНИЧ Храбрый, в 1323 году убит у Пскова нашедшими Лифляндцами. 5. СЕЛОГА или СОЛОГА упоминается с 1327 по 1337 год, в коем он скончался 7 сентября. 6. ИЛИЯ ходил с Войском 1341 года весной в лодках по реке Амовже (Ембаху) на Лифляндцев, а в 1З48 году ходил в помощь Новгородцам на Шведов. В сем же походе 1341 г. упоминается Островский Посадник Василий Онисимович. 7. ВОЛОДША Строилович в 1341 году ходил на Лифляндские волости зимой по льду через озеро, а в 1343 году к Лифляндскому городу Медвежей голове. 8. КОРМАН Постник в 1З4З бывши в том же походе, убит Лифляндцами. 9. ИВАН ходил по реке Нарове в 1З49 году на Лифдяндцев. 10. ЛЕОНТИЙ упоминается 1З66. 11.АНАНИЯ в 1З67 ходил послом в Новгород для испрошения освящения Троицкого Собора. 12. ПАВЕЛ упоминается в сем же посольстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Эммерам, св. (уб. в кон. VII в.) 274, 274–275 Эмнильда, ж. польского кн. Болеслава I (ум. в 1013/7 г.) IV, 66, 68 Эмунд Окесон, о. Ингвара Путешественника 140 Эмунд Плохой, или Старый, кор. шведский (ок. 1050 – ок. 1060) VII, 131, 139 Энгельберт, архиеп. кёльнский (1216–1225) 343 Эндре (Андрей) I, кор. венгерский (1046–1060) V, VI, IXa, 118, 137, 137–138, 302, 351, 351–352, 355–357, 355–357 Эндре (Андрей) II, кор. венгерский (1205–1235) V, IXb, 322, 371–372, 371 Эндре (Андрей), с. венгерского кор. Эндре II (ум. в 1234 г.) V, IXb Эппон, см. Эберхард (Эппон) Эрик Победоносный, кор. шведский (ум. ок. 994/5 г.) VII, 129–131, 129–131 Эрик I, кор. датский (1095–1103) VII Эрик II Эмун (Достопамятный), кор. датский (1134–1137) VII, IXb, 235 Эрик, претендент на шведский трон после смерти шведского кор. Стенкиля, с. последнего (?) (уб. ок. 1066 г.) VII, 139–140, 139 Эрик, представитель Упландской династии, претендент на шведский трон после смерти шведского кор. Стенкиля (уб. ок. 1066 г.) 139–140, 139 Эрканберт, аб. Вайсенбургского м-ря (ум. в 966 г.) 49, 49 Эрменгарда, ж. мгр. Саксонской северной марки Лютара-Удона II 342 Эрней, венгерский гр. (третья четв. XI в.) 358, 358 Эстрид, ж. шведского кор. Олафа I Шётконунга 62, 131, 131 Эстрид (Маргарета), ж. новгородского кн. Ильи Ярославича (?), затем – датского ярла Ульва, затем – нормандского герц. Роберта I (?), д. датского кор. Свена I Вилобородого VII, IXa, 134–135, 134–135 Этелер Белый, гр. дитмаршенский (сер. – трет. четв. XI в.) 339, 340 Этельред II, кор. английский (978/9–1016) VII, 86, 132–133, 132–133 Этцель, имя гуннского предводителя Аттилы в немецком эпосе 222, 222 Эцерд, предок германского кор. Лотаря III 328 Эцикон, еп. ольденбургский (до 988 – после 995) 270, 271 Эццон, пгр. лотарингский (996–1034) IV Юдита, первая ж. польского кн. Владислава I Херманна, д. чешского кор. Братислава II (ум. в 1086 г.) IV, VI, 176 Юдита, ж. венгерского кор. Шаламона, затем – польского кн. Владислава I, д. германского имп. Генриха III (ум. после 1092 г.) II, IV, V, 176, 359

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Человек по своей плотской организации, неизбежно в мире, обязательно бывает грешным, и ни одна индивидуальность не избавляет от этого иначе, как самоличным очищением. Отмеченные теософические принципы далеко не благоприятствуют персональному божественному вмешательству, наклоняясь всецело в пользу самостоятельности человеческой в устранении плотяных уз и в культивировании духовной независимости. В этом кроется основание, что мессианские ожидания были чужды филоновской доктрине, 1127 где для них не было простора, 1128 почему они принижаются 1129 и стушевываются. 1130 Александрийский мистик был холоден к этим светлым чаяниям своего народа 1131 и – по непригодности для своей системы – понимал их мало и говорил об них неохотно. 1132 По его суждению, реставрация Израиля произойдет не чрез Мессию, а чрез грех параклитов – ходатаев – в милости Господа, благочестия патриархов и накоплении собственных добродетелей. 1133 Внешний переворот в судьбе потомков Авраамовых причинно мотивируется внутренним, последний же нимало не условливается небесным Избавителем и сам по себе вызывает достойное увенчание в явлении славы Господней. 1134 Естественно, что мессианские идеи развиты у Филона слабо и не отчетливо. 1135 Они являются тут по отображению религиозной веры 1136 и проникнуты обычным духом. 1137 Все это наглядно иллюстрируется подлинными словами. Велики бедствия рассеянных иудеев, но «если они будут принимать их не на погубление, а для вразумления, устыдившись всей душой, обратятся – с укорами себе в заблуждениях – и открыто исповедают очищенной мыслью содеянные против себя прегрешения сначала в неотложной и нескверной совести, потом и языком для улучшения слушающих; то в таком случае они, достигнут милости от благостного спасителя – Бога, Который сообщил роду человеческому превосходный и величайший дар сродства с Его словом, от коего, как бы от образца, произошел ум человеческий. Тогда, – хотя бы они были последние на земле, порабощенные плененные врагами, – все будут освобождены в один день, словно по мановению, ибо внезапная перемена их в сторону добродетели поразит господ настолько, что они, стыдясь властвовать над лучшими (себя), опустят их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Общая мысль восточных отцов о расстроенном внутреннем состоянии человека, делающем необходимым подвижничество для осуществления нравственной цели жизни человека, получила очень ясное выражение в учении Григория Богослова о двух умах в человеке, влекущим человека по двум совершенно различным направлениям, параллельно чему у преп. Кассиана развивается учение о двух волях 1134 . «Два, точно два во мне ума, говорит Григорий Богослов ; один добрый и он следует всему прекрасному; а другой худший и он следует худому. Одни ум идет к свету и готов покоряться Христу; а другой-ум плоти и крови и влечет во мрак и согласен отдаться в плены велиару. Один увеселяется земным, ищет себе полезного не в постоянном, а в преходящем, любит пиршества, ссоры, обременительное пресыщение…, а другой восхищается небесным и уповаемым как настоящим, в одном Бог полагает надежду жизни, любит нищету, труды и благие заботы и идет тесным путем жизни 1135 . Эта характеристика двух умов со стороны направления их деятельности почти в тех же словах прилагается преп. Кассианом к его «двум волям 1136 ». И как эти две воли преп. Кассиана взаимным самоотрицанием, так и два «ума» восточных отцов этим же самым взаимоотрицанием и делают невозможным для человека такой срединный путь, где без трудов и усилий достигалось и нравственное совершенство и в то же время отдавалось бы должное и низшим влечениям. Человек служит или низшим влечениям или же, если желает следовать закону добра, должен идти путем усиленных трудов и испытаний 1137 . Учение о благодати, как силе помогающей человеку в деле нравственного совершенствования, и является у преп. Кассиана, как мы видели, в качестве основания для возможности осуществления подвижничества. Убеждение в том, что пройти путь подвижничества и достичь нравственного совершенства можно только при помощи Божией должно по мысли преп. Кассиана входить живым звеном в сознание подвижника. Что принадлежит в деле спасения благодати и что силам самого человека, это, по силе возможности, было выяснено в главе: «Осуществление подвижничества». В данном случае важнее взять несколько параллелей из восточных аскетов, которые тоже основанием возможности осуществления подвижничества ставят, с одной стороны, в известной степени правоспособность природных сил человека к добру, с другой, -благодать Божию, как необходимое вспомоществующее средство. Сам человек, хотя и не мертв совершенно для добра и в самой своей природе носит семена добродетелей, как говорит И. Златоуст: «ς πος την ετην χομεν π της φεως πματα 1138 ., но он может давать своей волей только повод к вспомоществованию ему со стороны благодати, может предначинать сопротивляться злу, а всякое добро и успех в добродетели зависят от благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

На языке св. Амвросия Бог – Высочайшая Природа (summa natura), полнота добродетелей (plenitudo virtutum) 1130 , Существо совершенное (perfectus) 1131 . В понятие о Нём должно вносить всё самое лучшее и возвышенное, что только доступно человеческой мысли: Он – совершенная красота и Ему приличествует всё превосходнейшее в отношении красоты (quidquid praestantius ad decorem) 1132 ; Он благ во всех отношениях (Deus universitate bonus), тогда как человек может быть благим только отчасти (homo ex parte) 1133 . При этом благость характеризует собой не только промыслительную деятельность Бога в мире, но принадлежит Ему субстанциально, является, как научило нас этому Откровение, существенным признаком Божественной природы: Бог не может не быть благим, так как Божественная природа (natura Dei) есть полнота благости (plenitudo bonitatis) 1134 . В этих своих свойствах Бог является для человека не только Всемогущей, господствующей над ним Силой, но и Высочайшим, вожделенным для него Благом – Summum Bonum: «От Него мы получаем всё, но сами Ему ничего не можем доставить, потому что Он ни в чём не нуждается... Ибо в чём может нуждаться Тот, Кто Сам изобилует и щедро одаряет нас всем, предоставляет в нашу пользу все без какого-либо недостатка?» 1135 В частности, Бог, как Summum Bonum [Высочайшее Благо], есть для нас Источник духовной жизни, зажигая в нас любовь и желание (caritas et desiderium); приближение к Нему и соединение с Ним доставляет наслаждение 1136 . Эта черта в представлении о Боге имеет весьма большое значение в миропонимании Амвросия, но у ранних западных писателей она почти совсем незаметна. Сама же по себе она не представляет ничего оригинального для его времени, так как не менее его раскрывалась уже самими древними представителями александрийского богословия. Божество Филона обладает всесовершенной природой (τελειοττη τοτου φσις); будучи источником красоты ( το καλο πηγ), оно не нуждается ни в чём для собственного совершенства, но из бесконечности своего совершенства дарует частицы всему существующему 1137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Рождеств.-Богор.-Пафнутиев, II, 1038. Рождеств.-Богор.-Перемышл., II, 1030. Рождеств.-Богор.-Порховский, II, 1134. Рождеств.-Богор.-Пурдышевский, Пенз. г., II, 1099. Рождеств.-Богор.-Ростовский, II, 1125. Рождеств.-Богород. – Саввин-Сторожевский, Моск. г., II, 1140. Рождеств. – Богород. – Свириколуцкий, Смол. г., I, 413. Рождеств.-Богород.-Снетогорский, Пск. г., I, 435. Рождеств.-Богор.-Солотчинский, Ряз. г., II, 1153. Рождеств.-Богород.-Сямский, Волог. г., II, 1214. Рождеств.-Богород.-Тобольский, I, 585. Рождеств.-Богород.-Томский, II, 1124. Рождеств.-Болховский, I, 408. Рождеств.-Вондаж., Волог. г., II, 1115. Рождеств.-Енисейский, II, 1347. Рождеств.-Изборский, Пск. г., II, 1117. Рождеств.-Иоанно-Предтеч.-Торопецкий, I, 222. Рождеств.-Косинск., Новг. г., II, 886. Рождеств.-Кузнецкий, II, 1120. Рождеств.-Лежневск., Влад. г., II, 1126. Рождеств.-Новгородский, II, 1345. Рождеств.-Новоторжский, II, 1118. Рождеств.-Новый – Михаиловский, Ряз. г., II, 1018. Рождеств.-Новый-Серпуховск., II, 1112. Рождеств.-Перетин., Новг. г., II, 1127. Рождеств. на Рву или на Трубе-Московский, II, 1128. Рождеств.-Солигаличский, II, 1116. Рождеств.-Сылвенск., Перм. г., 1198. Рождеств.-Тверской, II, 1346. Рождеств.-Ферапонтов, Новг. г., I, 556. Рождеств.-Шандажск., Вол. г., 1115. Розважский-Николаев.-Новгор., I, 328. Розважский-Никол.-Перекомск., Новг. г., I, 588. Ройская-Златоуст., Яросл. г., II, 807. Рославльский-Спасо-Преобр. или Спасский, I, 455. Росткин-Новгородский, II, 1135. Ростовская-Спасская, II, 1178. Ростовский-Авраам.-Богоявл., II, 596. Ростовский-Борисоглебский на Устье, II, 675. Ростовский-Варницкий, II, 1281. Ростовский-Петров. на Поле, II, 1045. Ростовский-Рожд.-Богор., II, 1125. Ростовский-Спасо-Яков.-Димитриевский, I, 465. Ростовский-Спасский на Песках-Княгинин, II, 1195. Рощинский-Преобр., Олон. г., II, 607. Рубежская-Троиц., Олон. г., II, 1231. Ругойская-Троиц., Новг. г., II, 1232. Рыльский-Николаев.-Волынск., II, 978. Рыльский-Пречист.-Казан., II, 1098. Рыхловский, Черниг. г., II, 1136.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > Северная Фиваида и «православный банкинг» 08.10.2015 1134 Время на чтение 16 минут От редакции: В начале октября в Краснодарском крае прошел Международный инвестиционный форум «Сочи-2015». В интервью ТАСС в рамках форума президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин заявил, что кредитные ресурсы при текущем уровне ставок в нашей стране недоступны для малого и среднего бизнеса. «На сегодня стоимость кредитов такова, что можно сказать об их недоступности для малого и среднего бизнеса в условиях отсутствия льгот или субсидирования ставки», - считает он. По его мнению, необходимо подумать над созданием новых инструментов, которые могли бы в массовом порядке открыть для бизнеса доступ к кредитованию. Катырин выразил надежду, что создание Корпорации по поддержке малого и среднего предпринимательства внесет существенный положительный вклад развитие этого сегмента. Эта проблема затрагивалась в выступлениях практически всех участников Инвестиционного форума в Сочи. Православное предпринимательское сообщество уже несколько лет говорит о необходимости коренного изменения сложившейся в России экономической системы и ухода от ростовщичества. В январе 2011 года один из организаторов круглого стола «Православный банкинг и финансовые инструменты», состоявшегося в рамках XIX Международных Рождественских чтений, генеральный директор Института экономических стратегий РАН, президент Клуба православных предпринимателей, доктор экономических наук, профессор Александр Агеев в интервью «Русской народной линии» заявил: « Когда мы говорим о православном банкинге, православных финансовых инструментах, то мы ставим вопрос о распространении на регуляторы и практику финансовой деятельности нравственного самоограничения, нравственного самовозвышения». В начале 2015 года председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал руководителей ряда регионов России принять участие в формировании православной финансовой системы и православного банка. Предложение отца Всеволода вызвало общественный резонанс.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

чаше 733 чинно и в глубоком смирении 734 , по прочтении положенных молитв 735 ; «со всяцем умилением и страхом» должны однажды поклониться до земли Христу, истинно сущему в св. Тайнах (сн. 1128 стр. печатного оригинала); затем, сложив руки на персях 736 в образ креста, должны подойти к св. чаше и так принять св. Тайны. Священник, причащая 737 , произносит: Причащается раб Божий , имя рек, честнаго и святаго тела и крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную. Принимать св. Тайны должно прямо в уста; по принятии в уста св. Тайн должно немедленно же проглотить их 738 , а священник или диакон должен обтереть уста причастившегося покровцом 739 ; затем причастник целует край св. чаши, как самое ребро Христово, из которого истекли кровь и вода и, отступив немного, делает поклон, но не до земли ради охранения приятых св. Таин, и не плюёт, доколе не вкусит антидора и теплоты 740 (сн. 1134–1135 стр. печатного оригинала и Уст., 32 гл.), но чинно, без разговоров, стоит на своём месте 741 до конца литургии и благодарственных молитв по св. причащении 742 (Служеб.; Уч. Изв.; VI, 101). Сосуд во время причащения должно держать крепко, – и преподавать из него св. Тайны не с полной лжицы, чтобы не могло кануть, хотя бы и на плат 743 (о. Попов, 2 ч., 72 стр.). – По окончании причащения лжицу всегда следует обтирать платом и полагать поверх сосуда на воздухе, покрывающем сосуд (о. Попов, 32 стр.). Подобно священнослужителям и миряне по причащении должны благоговейно и со тщанием хранить святыню Таин (см. 800–801 стр. печатного оригинала; сн. Рук. д.с.п. 1886, 34). Об исповеди и причащении больных Священник по пастырской своей обязанности должен тщательно наблюдать, чтобы никто из больных его прихожан 744 не отходил в загробную жизнь без исповеди и причастия св. Тайн, как важнейшего и спасительного напутствия 745 (сн. 945–946, 947, 1046, 1053 стр. печатного оригинала). Первое, что здесь требуется от священника, – это всегдашняя готовность спешить на обращённый к нему зов больного или его родственников, когда его зовут исповедать и причастить больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010