931 Жизнь св. Златоуста живо, но во многом не удовлетворительно, описана в Хр. Чт. 1824. ч. 4. удовлетворительнее: D. heil. Johanaes Chrisostomus und Kirche besonders Orient. in dessen Zeit von Neander. 1. Band. 1821. 2 Band. 1822. Berlin; но не в том отношении, в каком здесь нужно. 933 Когда Ливаний спросил Иоанна о матери и узнал, что сорокалетняя мать его с двадцати лет вдова: то воскликнул: «какие чудные женщины у христиан». Златоуст ad viduam T. 1. 340 сл. Hom. adver. Anomeos. Т. 1. р. 541. Благочестивая Анфуса осталась до гроба вдовою. Сократ. Н. 6. 3. Георгий Алекс. (в жизни Злат.) несправедливо говорит, что родители крестились уже после сына: Златоуст ясно говорит, что он рожден и воспитан в Церкви (De Sacerd. § 3 cont. Anomeos 1, 544). 940 Палладий там же § 5. Сократ там же. Иоанн Дамаскин : «Быв почти 30 лет возведен на степень чтеца». Похв. слово св. Иоанну Златоусту . Сократ и Георгий Алек. (у Фотия сод. 96) пишут, что в чтеца поставил Златоуста «Зенон епископ, пришедший из Иерусалима»; Зенон прибыл в Антиохию вероятно по случаю бедствий Мелетия (пр. 11.). 942 Сократ и Созомен там же. Феодорит 4, 22–25. Так описывает учителя своего Диодора и сам Златоуст в похвальном слове, которое говорил он ему в его присутствии, будучи священником. Т. 3. орр. р. 745. 750. См. в общем обозрении Зам. 11. 943 Созомен говорит об увещании Феодору: «он превзошел в оном тех, которые имели подобный дар силы и убеждения». Леонтий (de Sectis Т. 6. Bibliot. Patr. ed. Colen. p. 476) и Исидор Севильский (de script. Eccl. с. 6.) говорят о двух увещаниях Златоуста Феодору. Орр. Chrisostomi Т. 1. Феодор впоследствии был епископом Мопсюстским, а Максим – Селевкии Исаврийской. Георгий у Фотия cod. 99. 944 Василий епископ Рафаны Сирской подписался под актами на Вселенском Соборе 384 года. Labbaci. Т. 2. Concil. р. 965. 946 Палладий р. 41. «Лавсаик» ч. 14. 7. 902–1024. В пустыне он продолжал заниматься Свящ. Писанием, под руководством Диодора, (Сок. 5, 3. Созом. 8, 2.); а философии т.е. христианской созерцательной жизни обучался у Картерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912–959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира – правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков. Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715–731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя. По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в Едессе, царя Авгаря – 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией – 9 августа; 3) при императоре Тиверии (578–582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии – 16 августа.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pere...

4) Ограниченно трудоспособных и годных к легкому труду 11.926 11.890 5) Годных к физическому труду – мужчин 25.565 27.336 (из них – занято на производстве и в обслуге) 13.368 15.801 6) Годных к физическому труду – женщин (из них – занято на производстве и в обслуге) II. В колониях 355.243 358.484 а) кассационных 40.108 42.621 б) осужденных 315.135 315.863 Из числа содержащихся в колониях осужденных имеется: 1) Инвалидов и хроников (вовсе негодных к труду 20.616 20.158 2) Ограниченно трудоспособных и годных к легкому труду 69.575 69.531 3) Годных к физическому труду 224.944 226.174 Из общего числа содержащихся в колониях размещено: 1) В колониях на собственных работах 177.584 177.729 2) В прочих колониях по договорам с хозорганами 177.659 180.755 В том числе: а) на дорожном строительстве НКВД 20.911 18.795 б) на строительстве хлебных городков УТР в) по договорам НКО г) по договорам НКОП 22.853 24.591 д) по договорам НКТП 40.702 41.370 III. В отдельных больницах ОМЗ Отправлено за истекшие 15 дней в лагеря 13.832 ГАРФ. Ф.9414. Оп. 1. Д. 1140. Лл. 162–163. Подлинник. 94 Справка о количестве заключенных, содержащихся в ИТЛ НКВД по состоянию на 15 февраля 1939 г. 56 п/п Название лагеря Направление хозяйственной деятельности лагеря Наличие заключенных ЖДСУ на Дальнем Востоке Железнодорожное строительство на Дальнем Востоке. В состав ЖДСУ входит 7 лагерей:1. Амурский лагерь – строительство вторых путей станция Карымская-2. Ворошиловская (2935 км)2. Западный лагерь – строительство ж.д. линии Тайшет – Братск (300 км)3. Южный лагерь строительство ж.д. линии Улан-Удэ – Наушки (247 км)4. Буреинский лагерь – строительство ж.д. линии ст. Известковая – Ургал (331 км)5. Восточный лагерь – строительство ж.д. линии Усть-Ниман – Комсомольск (560 км)6. Юго-Восточный лагерь – строительство ж.д. линии Волочаевка – Комсомольск (355 км) и Биробиджан – Ленинская (130 км)7. Приморский лагерь – строительство ж.д. линии Посьет – Барановский (228 км) 277015 Дальлаг Строительство 201 (углубительные работы на Амуре), сельское хозяйство, лов рыбы, лесозаготовки, предоставление рабсилы хозорганам для спецстроительства

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиерею Божий, священномучениче Христов, Антипо преблаженне, иже Апостолом сопрестольник и святителем слава, ты еси, архиерею, церковное светило и утверждение веры, пред противными богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси и принеслся еси Тому в жертву, яко кадило благовонное и яко агнец незлобив и мученик праведен, в вол медян разжжен ввержен, святителю, и молитвы благодарственныя в нем Богу и Отцу возсылая, яко солнце возсиял еси и мучением своим томителя велиара до конца сокрушил еси. Сего ради Христос тя прослави на небеси и на земли; всю вселенную осияваеши данною ти благодатию, страждущим от неутишимыя зубныя болезни цельбы подаеши, непрестанно призывающим тя с верою. И ныне, услыши мя, грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя) , в час сей с верою призывающаго тя, в оньже тебе молебное пение приношу, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу об отпущении грехов моих, и нестерпимыя и неутишимыя зубныя болезни избави мя молитвами твоими, святе. Аминь. Личное прошение О, Архиерею Божий, священномучениче Антипо, услыши мя, грешнаго раба твоего (имя) , в час сей, в оньже тебе моление приношу, и помолися о мне, грешнем, ко Господу Богу об отпущении грехов моих, и нестерпимыя и неутешимыя зубныя болезни избави мя молитвами, святе, твоими. Краткое житие День памяти 11/24 апреля Принял мученическую смерть одним из первых в гонение императора Домициана. О св. Антипе , епископе Пергамском, упоминает в Апокалипсисе ап. Иоанн Богослов [ Откр.2:13 ]. По смерти своей св. Антипа неоднократно являл помощь христианам, страждущим от зубной боли. Минея. 11е апреля. Рекомендуем молитвы 1 Комментарий Понедельник, 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. сщмч. Иринея, епископа Сирмийского (Сремского) (304). мчч. Вафусия и Верка, пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). прп. Малха Сирийского (IV). прп. Василия Нового, Константинопольского (ок. 944).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-svy...

О друге, сподвижнике и соавторе В. В., авве Иоанне Пророке (Прозорливце), известно намного меньше. О теснейшем духовном единении с В. В. прп. Иоанн писал: «Старец в Боге и я с ним… мы двое составляем единое целое» (Отв. 302/Ep. 305. 11-12, 15; ср. Отв. 220). Прп. Иоанн в ответах именуется «другим старцем». Он в течение 18 лет подвизался в затворе в том же мон-ре, в келье, где первоначально жил В. В. (Отв. 221), и не принимал никого, кроме аввы Серида и прп. аввы Дорофея Газского , к-рый 9 лет был у него послушником ( Doroth. Doctrinae. 4, 56//PG. 88. Col. 1669A). Прп. Иоанн осуществлял духовное руководство, так же, как и В. В., через свои ответы, к-рые носили более прямой и практический характер (Отв. 75; 76/Ep. 146; 147). Наряду с различными духовными дарованиями он обладал особым даром прозорливости и пророчества, почему и был назван Пророком ( Doroth. Vita Dosithei. 1// Brun P. M. Vie de St. Dosithée. Rome, 1932 (Orientalia christiana; 26, 2); ср.: Отв. 792; 793/Ep. 783; 784). Он писал, что сам не имеет священного сана («не причтенный к клиру») (Отв. 138. C. 97/Ep. 211. 15). Прп. Иоанн скончался в 540 г., через неск. недель после смерти аввы Серида (Отв. 221). В кон. X в. память В. В. отмечалась К-польской Церковью 6 февр., хотя и не повсеместно: его имя было внесено в Синаксарь, составленный в конце царствования имп. Константина VII Багрянородного (944-959), и в нек-рые др. календари той же эпохи ( Neyt. 1997. P. 27, 28); в частности, она указана в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48). Др. древнейшее свидетельство о совместном поминании преподобных В. В., Иоанна и Дорофея 6 февр. содержится в груз. Минее, написанной в Иерусалиме ок. сер. XI в. ( Garitte G. Le Ménée géorgien de Dumbarton Oaks//Le Muséon. 1964. T. 77. P. 43); оно отражает практику Иерусалимской Церкви, сложившуюся, по предположению Ф. Нея, под влиянием К-поля ( Neyt. 1997. P. 29). Неизвестно, существовала ли в то время служба, посвященная этим преподобным. Значительно позже прп. Никодим Святогорец написал в честь каждого из святых по дистиху (Συναξαριστς τν δδεκα μηνν το νιαυτο. Τ. Ζ. Κωνσταντινοπολις, 1842. Σ. 26). В 1865 г. в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне была составлена служба этим святым ( Lambros S. P. Cat. of the Greek Manuscripts in Mount Athos. Camb., 1900. T. 2. N 6381), но она сгорела вместе с нек-рыми др. рукописями. Греч. гимнограф мон. Малого скита св. Анны Герасим составил новую службу на греч. языке, слав. перевод к-рой был сделан и опубликован мон. ТСЛ Агафангелом (Легачем) ( Легач. С. 141-158). «Вопросоответы» («Ответы»)

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

В историю И. вошел также как иконописец-бессребреник. В Свенском мон-ре «безвозмездно и собственным коштом» поновлял иконы и стенопись, в Киеве выделялись средства только на материалы. И. жертвовал большие суммы на восстановление Софийского собора (о чем в 1851 была сделана памятная надпись (не сохр.) вязью на средней арке, примыкающей к главному куполу) и брался производить работы, как отмечал Лебединцев, «из благого усердия, не требуя определенной платы, а хозяйственным образом и со значительным сбережением церковной суммы (для сравнения, из соборной кружки поступило - 98 р. 54 к., вклад Иринарха - 524 р. 47 к.)» ( Лебединцев. 1878. 12. С. 508, 520). Ист.: РГАДА. Ф. 1200. Д. 1824. Рапорты и отношения казначея Свенского мон-ря Смарагда еп. Орловскому и Севскому Никодиму и игум. Венедикту. 1839 г.; ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 (мон.). Д. 536; Оп. 1 (общемон.). Д. 721; 723; 944. Лит.: Лебединцев П. Г., прот. Возобновление Киево-Софийского собора в 1843-1853 гг.//ТКДА. 1878. 8. С. 366-403; 12. С. 495-526; он же. Возобновление стенной живописи в Великой ц. Киево-Печерской лавры в 1840-1843 гг.//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 1. С. 34-42; Павлуцкий Г. Г. Медведовский Николаевский мон-рь Чигиринского уезда// Он же. Деревянные и каменные храмы. К., 1905. С. 37-41. (Древности Украины; 1); Вздорнов Г. В. История открытия и изучения рус. средневек. живописи, XIX в. М., 1986. С. 28-35; Лесков Н. С. Мелочи архиерейской жизни//Собр. соч.: В 12 т. М., 1989. Т. 6. С. 237-239; Злотникова И. В. Страницы истории иконописания на Брянщине кон. XVIII - нач. XX вв.//Религия, умонастроения, идеология в истории: Межвуз. сб. науч. тр. Брянск, 1996. С. 100-106; Комова М. А. Иером. Иринарх - орловский иконописец//Сб. Орловского церковного ист.-археол. об-ва. Орел, 1999. Вып. 1(4). С. 91-99; она же. Орловский иером. Иринарх - изограф Киевского митр. Филарета//Орловские ЕВ. 2000. 12(35). С. 39-40; она же. Иконописец-праведник глазами Н. С. Лескова: (На примере жизни иером. Иринарха и Никиты Рачейскова)//Проблемы мировоззрения и творчества Н. С. Лескова: Сб. ст. междунар. науч. конф. Орел, 16-19 марта 2005 г. Орел, 2006. С. 95-110; она же. Монастырский мемориальный портрет Киево-Печерской Лавры в круге традиции польского сарматского искусства: (На примере произведений орловского иером. Иринарха)//Досужий мир: Отдых как форма культурного диалога: Мат-лы II Всерос. конф. проекта «Noblesse oblige». Орел, 25-27 мая 2005 г. Орел, 2006. Вып. 3. С. 239-252; Лonyxiha О. В. Дiяльhicmь та xyдoжhiй напрям лаврськоï ikohonuchoï мaйcmephi в XIX - поч. ХХ ст.//Лаврський альманах. К., 1999. Вип. 2. С. 11-12; Зеленина Я. Э. Портреты-иконы: историческое и сакральное в искусстве XVIII - нач. XX в.// Она же. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 119. Ил. 192-195.

http://pravenc.ru/text/673969.html

На обратной стороне наконечника дано изображение другой сцены – терзание травоядного зверя хищной птицей: орел держит в раскрытом клюве длинноухое животное с сильными когтистыми лапами. Тело птицы распластано, а голова повернута в профиль. Контуры птицы и детали ее оперения переданы глубокими параллельными врезами, когтистые лапы прижаты к телу. Вокруг шеи и у основания хвоста рельефные пояски. Глаза птицы и зверя в виде выпуклостей с углублением вокруг. На груди у птицы два округлых углубления с выпуклыми кружками, напоминающими личины на груди у прикамских птиц (птицеобразные идолы, рис. 7, 4) С. 89; 34]. Близкая к только что рассмотренной композиция терзания хищной птицей зверя обнаружена на щитке составной пряжки из Баклинского могильника Крымской области, датируется VIII в. Изображение менее реалистичное, даже примитивное. В. Б. Ковалевская считает подобный мотив характерным для аварского искусства Подунавья С. 22. Таб. V, 5]. Прием изображения птиц с распластанными крыльями, профильным положением головы, с раскрытым клювом и оперением в виде параллельных врезанных линий встречался на наконечнике пояса из Бирки Taf. 95, 4а] и на изделиях другого назначения – на наконечниках ножен меча из Скандинавии Taf. 5, 6, 7. Grab. 944], из могильников Гнездова, Шестовиц, Ярославского Поволжья С. 56. Рис. 36, 4] и из Старой Ладоги, которые датируются X веком Серебряная пряжка двусоставная, шарнирной конструкции, с выемкой для фиксации изогнутого язычка в передней части рамки (размер 4,3 х 1,5 х 0,4 см), щиток полуовальный (2,8 х 2,9 см) (рис. 8, 5). По классификации В. Б. Ковалевской, входит в IV отдел подтреугольных С. 11]. Литая рамка соединялась с литым по восковой модели щитком подвижно, с помощью шарнира. Для этого на рамке и на щитке имелось по два выступа с отверстиями, через которые продевался стержень с надетым на него язычком, скрепляющий обе части. Концы стержня расклепывались. Ремень прикреплялся к щитку шпеньками, отлитыми вместе с ним. Оборотная часть щитка после соединения его с ремнем закрывалась тонкой откованной пластинкой-накладкой с четырьмя отверстиями для шпеньков, концы которых расклепывались. Поверхность пряжки украшена растительным узором из переплетений стебля и кринов в центре. Орнамент симметричен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

44. Ответ на 39, Андрей Козлов: Андрей, Вы по всей видимости любитель статистики, так вот, по данным Росстата, в России, в 2019 году только от заболеваний органов дыхания умерло 57 956 человек, это 4 829 чел./месяц, а от " шипастой гадости " , за 4 месяца - 11 335 чел, это 944 чел./месяц. Общая смертность в первой декаде 2020 года примерно на 3% меньше, чем в 2019г. С чего бы это, после такой " страшной эпидемии " нам надо менять церковную жизнь, которую не меняли наши предки более 1000 лет? Зачем дезинфицировать Святое Причастие, запрещать людям молиться в храме, устраивать Крестные ходы, на Радоницу поминать родных на кладбище? Странно, но подходя к Причастию в прошлом году Вы не думали о дезинфекции лжицы, Вы скорее всего, безбоязненно лобызали иконы, целовали крест после литургии. О ужас!!! Вы просто не знали, что в прошлом году только от инфекционных и паразитарных болезней в стране умерло 31 160 чел. - 2 600 человек в месяц! Что же, ходите не со страхом Божиим, а со страхом " микроскопической частицы " и не забудьте в 40 градусную жару, на улице надеть маску и резиновые перчатки. 43. Ответ на 42, irena@dler : Интересно рассказали. 42. Сергий Романов ушел в раскол. И, возможно, под воздействием внешних сил. Сергий (Романов) довёл ситуацию до того, что нарушил архиерейский запрет. Он отказывается подчиниться и епархиальному церковному суду, и своему правящему архиерею, и Священному Синоду, и Святейшему Патриарху. Вполне логично в итоге, что он заявил о том, что прекращает поминать Патриарха и своего правящего архиерея, т.е. Сергий Романов ушел в раскол. Но кто те люди, которые слепо следуют за Сергием Романовым? Вот уже две недели на разных ресурсах вступаю с ними в самое близкое, на сколько это возможно, общение. Что общего у них у всех? 1. Необразованность - не только в вопросах православной веры (я уже молчу о богословии), но и общая безграмотность. 2. Крайняя раздражительность и враждебность вообще, которая находит выход в агрессии по отношению к властям (и церковным и светским), а так же ко всем, кто имеет мнение, отличное от их мнения. 3. Их мнение полностью совпадает с тем, что вещает их лидер Сергий Романов сам или через своих представителей. 4 Страсть к поучениям с полной уверенностью, что они знают как спасаться России, лучше всех - лучше священников, лучше священноначалия, а миряне для них исключительно объект для назиданий. 5. Крайнее недовольство всем происходящим в России. Полная уверенность, что в России везде все плохо, а у них, у Сергия все хорошо. Сергия готовы почитать как патриарха. 6. Чувствуется управляемость кем-то из их среды, действия по командам и в соответствии каким-то инструкциям. ОЧЕНЬ ДАЖЕ ВОЗМОЖНО, ЧТО ЭТОТ " КТО-ТО " РУКОВОДИМ ВНЕШНИМИ НЕ ЦЕРКОВНЫМИ СИЛАМИ, ИМЕЮЩИМИ АНТИЦЕРКОВНЫЕ, АНТИРОССИЙСКИЕ И АНТИОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/20/ta...

сост. А.Попов VIII. Город Пенза и Пензенский уезд Губернский город Пенза лежит при впадении реки Пензы в Суру и находится под 53° 11 сев. шир. и 62° 42 вост. долг. Расстояние от С.-Петербурга – 1276 вер., от Москвы – 667 вер. и от соседних городов: от Мокшана – 40, от Городища – 48, от Нижнего Ломова – 103 и от Чембара – 116 вер. В 1666 г. на месте города Пензы, на левом берегу Суры, при устье реки Пензы, т. е. в нынешней Черкасской слободе, находился острог, или крепостца; с названного же года, по повелению царя Алексея Михайловича, начал строиться город Пенза. С 1708 г. Пенза была уездным городом Казанской губернии, в 1719 г. сделана провинциальным городом той же губернии, а в 1780 г. – губернским городом вновь учрежденного Пензенского наместничества. В 1797 г. Пензенская губерния была упразднена, и Пенза сделалась уездным городом вновь учрежденной Саратовской губернии; в 1801 г. Пензенская губерния восстановлена, после чего Пенза снова сделалась губернским городом. Пространство города равняется 896 десят. По статистическим данным в Пензе числится жителей: мужского пола 21.944, женского пола 24.940, обоего пола 46.884 чел. По вероисповеданиям они распределяются так: православных 45.413, римско-католиков 778, лютеран 321, евреев 284, магометан 78. В городе считается церквей: при архиерейском доме 2, кафедральный собор 1, приходских 10, придельных 4, домовых 11, кладбищенских 3, часовен и молитвенных домов 4, церквей при монастырях 7. В числе церквей – каменных 34, деревянных 4. Учебные заведения Пензы: духовная семинария 1, мужских духовных училищ 2, женское епархиальное училище 1, церковно-приходских школ в городе 5, школ грамоты 1, городских начальных народных училищ – мужских 6, женских 4. Кроме того, гимназий мужских 2, женская гимназия 1, женская прогимназия 1, учительская семинария 1, реальное училище 1, училище землемерное 1, училище садоводства 1, железнодорожное техническое 1, уездное училище 1, музыкальная школа 1, ремесленных школ 2, фельдшерская школа 1, школа сельских повитух 1, воскресных школ 2, частных школ приготовительных 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЬГА Киевская кнг. Ольга на приеме у имп. Константина Багрянородного. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. Сер. XII в. (Matrit. gr. 2. Л. 135) Киевская кнг. Ольга на приеме у имп. Константина Багрянородного. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. Сер. XII в. (Matrit. gr. 2. Л. 135) (Елена) [древнерус. Ольга, греч. Ελγα; древнесканд. Helga] (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.). Жена кн. Киевского Игоря , мать кн. Киевского Святослава Игоревича , бабушка кн. Киевского Ярополка Святославича и крестителя Руси равноап. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича . Биография Основные вехи жизни и деятельности О. содержатся в древнерус. предании, отразившемся в летописании и Житии, а также в византийских и немецких источниках. Летописная дата брака О. с кн. Игорем - 6411 (903/4) г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 29) - неправдоподобна; брак следует относить к 30-м гг. X в., скорее всего ближе к концу десятилетия. В упомянутом в том же источнике происхождении О. «от Плескова» («родомь пльсковытыни»: Лосева. 2009. С. 421) сомневаться нет причин: судя по имени, О. принадлежала к одному из скандинавских (по древнерус. терминологии, «варяжских») родов, доминировавших в ранних торговых центрах Руси. Равноап. кнг. Ольга. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца (ц. Николы Надеина). 1640 г., под записью 1882 г. Равноап. кнг. Ольга. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца (ц. Николы Надеина). 1640 г., под записью 1882 г. После убийства древлянами кн. Игоря (не ранее зимы 944/5) О. возглавила управление гос-вом, проявив себя деятельным, решительным и дальновидным политиком. К главным событиям ее правления относятся усмирение древлян и последовавшие затем адм. преобразования, личное крещение и усилия по христианизации Руси. Пространное летописное повествование о войне с древлянами (о т.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010