459.  Имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2. 9–10). 460. Гал. 1. 8. 461. Гал. 1. 8–9. Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема). 462. Беседа 38, гл. I. 463. Лк. I. 15. 464. Ин. 15. 18–25. 465. Ин. 15. 18–25. 466. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, о безмолвии и молитве, гл. 14. Добротолюбие. Ч. 1. 467. Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 32. Добротолюбие. Ч. 1. 468. Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 33. 469. Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 70, 71, 72. Добротолюбие. Ч. 1. 470. Лествица. Слово 21, гл. 7. Слово 15, гл. 55. Слово о трезвении святого Исихия, главы 28, 39, 62 и проч. — Преподобный Нил Сорский. Слово о блудном помысле. 471. Преподобные Каллист и Игнатий, гл. 10. Добротолюбие. Ч. 2. 472. Псалтирь с восследованием. 473. Оптина Пустынь оказала величайшую услугу отечественному монашеству переводом с греческого на русский, частью же изданием на славянском языке многих Отеческих сочинений о духовном монашеском подвиге. Да упомянется здесь, среди благословения, имя почившего блаженного старца упомянутой пустыни иеросхимонаха Макария, стоявшего во главе этого дела. 474. Мф. 12. 31, 34, 36. 475. Мф. 12. 31, 34, 36. 476. 1 Кор. 9. 22. 477. 2 Кор. 11. 14. 478. Слово 7, глава 9. 479. Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, 15 мая. 480. Гл. 131. Добротолюбие Ч. 1. 481. Преподобный Макарий Великий Беседа 7, гл. 4. 482. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2. 483. 1 Пет. 1. 17. 484. Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие. Ч. 2. 485. Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62. 486. Святейшего Каллиста «О молитве вкратце». Добротолюбие. Ч. 4. 487. Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы. гл. 15. Добротолюбие. Ч. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Там же. Гл. 4. пар. 34. С. 72 Там же. Гл. 4. пар. 20. С. 62 св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 25. С. 192-193 св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 5. С. 197 Там же. Гл. 4. С. 196-197 Там же. Гл. 3. С. 195 св. Григорий Нисский. Пространное огласительное слово. М., 1859. Гл. 21. С. 99 Там же. Гл. 8. С. 59-60 Там же. Гл. 16. С. 80-82 св. Василий Великий. К жителям Сизополя//Творения: В 3-х т. СПб.,1911. Т. 3. С. 326 Псалтирь Следованная. М.:Московская Патриархия, 1978. Т. 2. С. 93 " Из Божественного Писания мы знаем, что есть две жизни и два умерщвления, то есть смерти: первая жизнь, за преступление заповеди, временная и плотская, вторая же, по соблюдении Божественных заповедей,- обещанная Святым жизнь вечная. Соответственно этому есть и два рода смерти: одна плотская и временная, а другая, посылаемая в будущем в наказание за грехи, вечная, то есть геенна огненная " . св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М.,1901. Слово 21, Гл. 62. С. 173 св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 10. С. 204 блж. Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Ответы на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея//Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 3. СПб.,1857. С. 154-155 св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 20. С. 186 Там же. Кн. 3. Гл. 20. С. 185 Там же. Кн. 3. Гл. 28. С. 196-197 св. Иоанн Златоуст. Слово против иудеев четвертое//Творения в 12-ти томах. СПб.,1898. Т. 1. Кн. 2. С. 680 блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1907. Часть 5. Кн. 14, гл. 4. С. 7 Псалтирь Следованная. М.:Московская Патриархия, 1978. Т. 2. С. 275 " Плоть Господа, не существовавшая самостоятельно ни в один момент времени, не есть ипостась, а скорее нечто ипостасное, ибо, будучи воспринята ипостасью Бога-Слова, она в ней существует и имела, и имеет ее своей ипостасью " .

http://moral.ru/Osipov.htm

Гл. 19. Поэтому этот способ не годится, а так как трактаты частных лиц все-таки есть критериум сомнительного достоинства, то необходимо прибегать в этом деле к авторитету церкви. Гл. 20. Христос созидает кафолическую церковь . Созданные трудами Апостолов частные христианские общины составляют единую церковь . Гл. 31. Истину Христову, вверенную Апостолами церквам, и следует искать в предании, хранящемся в церквах, основанных Апостолами. Гл. 22. Если же искать истину Христову вне этого, то вытекает одно из двух: или что Христос не поведал Своим Апостолам всего Своего учения, или же эти последние оставили при себе нечто, имеющее характер тайного учения; вот следствие того, если станут искать истину, помимо апостольского предания. Гл. 23. Опровержение первого предположения. Гл. 24. Продолжение. Гл. 25. Апостолы сами не обладали, кроме евангельского, каким-нибудь другим тайным учением. Гл. 26. Хотя Апостолы в действительности прибегали к осторожности при распространении учения Евангелия. Гл. 27. Хотя сами Апостолы порицали в отдельности некоторые церкви, из этого однако не следует заключать, что эти церкви ложно поняли учение Апостолов. Гл. 28. Хотя отдельные церкви и заблуждались, они не могли бы однако все прийти к одному и тому же вероубеждению. Гл. 29. Если бы учение какого-нибудь еретика было правильно, то, очевидно, из этого следовало бы, что во все это продолжительное время, протекшее от Апостолов до его появления, христиане верили в ложно понятое Евангелие. Гл. 30. Ереси, существующие в наши дни, возникли долгое время спустя после деятельности Апостолов, а другие являются по милости лиц, еще и до сих пор живущих. Гл. 31. Первоначальная передача всегда наивернейшая. Гл. 32. Даже продолжительное существующие ереси не делает ее истиной; потому что она стоит вне церкви апостольской и единоучения всех прочих церквей. Гл. 33. Даже если таковая (ересь) относится ко времени апостольскому, ее преимущество перед другими ересями заключается разве только в том, что она уже подвергалась отвержению и запрещению апостольскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

л. 4. О злобе. Нач. Премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. 33 ст. 28). Мнозей злобе научила праздность. л. 5. О нерадении. Нач. Григория Синаита (в особых семи главизнах 3 гл.). Никтоже может о себе удержати ум. л. 5. О праздности. Нач. Василия Великого (в 1 книге на шестоднев л. 55 на обор. Праздность всех пороков есть начало). л. 6. О парении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мысленная суть страсть парения. л. 8. О забвении. Нач. Исаака Сирина (от 56 слова). Егда вместо истины. л. 10. О помрачении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть убо суть мысленная, помрачение. л. 13. O пленении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть суть мысленная пленение. л. 15. О прилозех Нач. Григория Синаита (л. 79). Мысленная страсть суть прилози. л. I7. сочетании. Нач. Григории (в других пяти главизнах). Подвижет прилог, сочетание. л. 18. сосложении. Нач. Григорий Синаита (гл. 79). Страсть мысленнная суть, сосложнения. л 19. О ослеплении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Ослепление убо суть страсть мысленная. л. 20. О уклонении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть уклонения. л. 21. превращении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть превращение. л. 22. О вожделении. Нач. Григория Синаита (гл. 62). Разленение рождает похоти вожделение. л. 24. O препарении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть препарения. л. 25. О гордости. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Гордыня первое и последнее всех злых. л. 29. О мнении, высокоумии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мнение убо суть страсть умная. л. 31. О высокомудрии. Нач. Святого Максима (2 сотницы, гл. 67). Пяти ради вин глаголют попущатися. л. 32. O кичении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Кичение убо страсть яростныя части. л. 34. О величании. Нач. Златоуста (на послание к Тимофею л. 1553). От сребролюбия величание рождается. л. 35. О возношении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Возношение убо страсть умная. л. 36 об. О велехвалении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Велехваление, убо суть страсть умная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

В Пятницу, гл. 7. Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко Свято есть. В Субботу, гл. 8. Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии. За упокой, гл. 6. Души их во благих водворятся. Прокимны (общие) святым и на разные празднества Святителем: гл. 1. Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. В неделю Мясопустную и Фомы, гл. 3. Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа. В неделю Праотец и Св. Отец, гл. 4. Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославленно Имя Твое во веки. Пророком, гл. 4. Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову. Мучеником и Бессребреником, гл. 4. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Преподобным женам и Мученицем, гл. 4. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. На освящение церкве, гл. 4. Дому Твоему подобает Святыня, Господи, в долготу дний. Убрусу, гл. 4. Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Младенцем, 29 декабря, гл. 6. Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне. В Субботу по Рождестве Христове, гл. 6. Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Святителем. Преподобным, Юродивым и Священномуч. гл. 7. Честна пред Господем смерть преподобных Его. Священномученику, Преподобномучеником и Исповедником, гл. 7. Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих. Херувимская песнь Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Аминь. Яко да Царя всех подымем Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия (3-жды). Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Символ веры Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресении мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. Милость мира, жертву хваления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

809 Ответ ли это на предшествовавшее (потом затерянное) послание апостола к ним, или нет, см. выше. Так как большая часть Коринфян принадлежали к стороне Павла, то очень могло быть, что они обратились с вопросами к Павлу и не будучи вызваны к сему посланием со стороны апостола. 810 Для связи апостол в 7, 1 употребляет περ δ ν εγραατ μοι, – что может определить значение соединяющего περ и в гл. 8, 1 и в 12, 1. 811 Если бы только место гл. 5, 9 относилось к предшествовавшему потерянному посланию Павла к Коринфянам, которое заключало в себе увещание к исключению развратников из христианского общества. 813 После вступления (гл. 1, 1–9), которое свидетельствует о том, что, при всей неблагоустроенности Коринфян, у большей части членов общества еще твердо однако же основание христианской веры и надежды, апостол с силою порицает сначала вообще (10–17) страсть к образованию партий, по которой свидетелей истины спасения считают не только такими свидетелями, но даже виновниками спасения, и потом в особенности – порицает склонность к плотской мудрости и красноречию (17–2:16). Затем, как корень всех этих разделений, Павел указывает и обличает духовное высокомерие (гл. 3. 4). Входя в частности, апостол настаивает на исключении из общества блудников (гл. 5) и предостерегает Коринфян от любимых ими пророков, сутяжничества (гл. 6, 1–8) и блуда (9–20). Затем апостол говорит о безбрачной жизни (гл. 7); здесь, обращая внимание на весьма важное значение рабства, он высказал общую великую мысль, которая отчасти служила некоторым образом главною темою в его полемике против заблуждений Коринфян: гл. 7, 23 Τιμς γορσϑητε μ γνεσϑε δολοι νϑρπων и о ядении идоложертвенного (гл. 8– 10); далее говорит о частых злоупотреблениях в церковных собраниях, особенно в поведении женщин, и при таинстве Евхаристии (гл. 11). Указав потом на злоупотребление духовными дарованиями (гл 12–14), к правильному употреблению которых может руководить только дух чуждой всякой суетности любви, апостол вступает в полемику с отрицавшими воскресение мертвых (гл. 15) и раскрывает сие учение. Наконец (гл. 16) увещевает к пожертвованиям в пользу верующих в Палестине, находящихся в бедственном положении, и присовокупляет известия и приветствия (а вместе и обещание скоро посетить лично Коринф гл. 16:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

6) Св. Кирилла Александрийского . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его творениями: Сокровищем 123 (у св. И. Д. гл. 18); Толкованием на Евангелие от Иоанна 124 (у св. И. Д. гл. 4); его Письмами к императору Феодосию и царицам (у св. И. Д. гл. 6) и к Акакию, епископу митиленскому (апологетическим) 125 (у св. И. Д. гл. 18). 7) Св. Епифания Кипрского . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его Анкоратом – «якорем, нужным для того, чтобы верующие не влаялись ветром всякого учения» – сочинением довольно разнообразного содержания 126 (см. у св. И. Д. гл. 3, 27); Панарем, «содержащим историю и опровержение ересей (20-ти дохристианских и 80-ти христианских)» 127 (у св. И. Д. гл. 23, 27); книгой о весах и мерах (библейских), трактующей и о других предметах: о греческих переводах Ветхого Завета, о канонических книгах Ветхого Завета 128 (у св. И. Д. гл. 17). 8) Св. Мефодия, епископа патарского. Св. Иоанн Дамаскин пользуется творением его Против Оригена 129 (у св. И. Д. гл. 7); сочинением о воскресении 130 (у св. И. Д. гл. 9). 9) Св. Кирилла Иерусалимского . Св. И. Дамаскин пользуется его катехизическими поучениями 131 (у св. И. Д. гл. 11, 13, 17, 26). 10) Св. Астерия Амасийского . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его беседой на святых мучеников, «защищающей почтение к святым Божиим и к святым останкам их против язычников и евномиан» 132 (у св. И. Д. гл. 15). 11) Св. Иринея Лионского . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его сочинением Против ересей (или обличением и опровержением лжеименного знания) обширным и весьма важным 133 (у св. И. Д. гл. 26). 12) Св. Евстафия Антиохийского . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его воспоминанием о шестодневе (у св. И. Д. гл. 14). Преосвященный Филарет, впрочем, говорит, что это творение, по всей вероятности, не принадлежит святителю Евстафию Атиохийскому ввиду того, что дух его не близок к духу творений святителя, и что многое в нем взято из шестоднева св. Василия и кое-что из Евсевиевой хроники... 134 . 13) Св. Дионисия Ареопагита . Св. Иоанн Дамаскин опять 135 пользуется приписываемым ему творением Об именах Божиих (у св. И. Д. гл. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Библиография работ о персоне: Житие святаго отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 5. – Ч. 2. – Месяц январь, дни 15–31. Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл. 87) Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 8, 13, 27–35. Кн. II, гл. 1–3, 8–15, 22–26. Кн. III, гл. 3–8. Кн. IV, гл. 1, 134, 20, 21, 23. Кн. VI, гл. 9, 13, 18). Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. I, гл. 8, 14, 26–32. Кн. II, гл. 1–8, 11–16, 23, 24. Кн. III, гл. 4, 9. Кн. IV, гл. 2, 3, 20, 27. Кн. V, гл. 7, 8, 22, 40). Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта/Пер. В.И.Оболенского и Ф.А.Терновского. – М., 1887. (Год от Р.Х 327). Руфин. Церковная история//Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода " Церковной истории " Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн.  I(X), гл. 14–19, 33–34). Сульпиций Север. Хроника (Гл. XXXVI – XXXIX)//Сульпиций Север. Сочинения. – М: РОССПЭН, 1999.  Григорий Богослов. Слово 21. Похвальное слово Афанасию великому, архиепископу Александрийскому//Восточные отцы и учители Церкви IV века: В трех томах. – Б.м. и б.г. – Т. I. Григорий Богослов. Слово 21. Похвальное слово Афанасию великому, архиепископу Александрийскому//Журнал Московской патриархии.  – 1973. – 5. Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т.  2 – 3.  Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.  С.96–103. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.   – Т. I. Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.117–132. Андреев И.Д. Афанасий Великий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.

http://bogoslov.ru/person/2598920

е. действия Божественного Промысла вовне (II 11:8–9 (P. 137)). Указав на то, что он не изобретает чего-то нового, но раскрывает мысли блж. Иерофея (гл. III), автор «А.» излагает Божественные имена в следующем порядке: Добро, Свет, Красота и Любовь (гл. IV 1–17), Сущий (гл. V), Жизнь (гл. VI) и Мудрость, Ум, Слово, Истина (гл. VII), Сила, Справедливость, Спасение (гл. VIII), Великий и Малый, Тот же и Другой, Подобный и Неподобный, Движущийся и Неподвижный, Равный (гл. IX), «Ветхий денми» и Юный (гл. X), Вседержитель (гл. X) и Мир, Который «всех объединяет», ατοζω (Сама-по-себе-жизнь), ατοεναι (Само-по-себе-бытие), ατοδναμις (Сама-по-себе-сила) (гл. XI), «Святой Святых», «Царь царей», «Господь господ», «Бог богов» (гл. XII) и Единое (гл. XIII). В заключение указывается на то, что все имена неточны и что восхождение к Богу путем отрицаний остается самым надежным средством богопознания (гл. XIII 3–4). Все имена соответствуют символам, не имеющим никакого внешнего подобия. Исследование имен, по аналогии с чувственными образами, заявлено в книге «Символическое богословие» (IX 5:9; XIII 4:8), к-рая должна была продолжить трактат DN. В поисках источников для DN исследователи обращали внимание на прокловскую триаду имен сущность-жизнь-ум в связи с триадой Мудрость – Сила – Мир, отражающей археологию К-поля с его 3 известными одноименными храмами (E. Ivanka, 1939), на то, что нек-рые имена совпадают с именами в «Пармениде» Платона (Lilla. 1994. P. 736), и, с др. стороны, на их особое сходство с именами Божиими, поэтически изложенными прп.  Ефремом Сириным  в гимнах (ср.: гимн 31//CSCO. Louvain, 1955. Vol. 154. P. 105–106), что позволяет поставить «А.» в контекст сир. традиции (Louth. Denys the Areopagite. P. 79–81); не менее очевиден библейский характер имен Божиих, подтверждаемый не только перечнем имен, но и их толкованиями. В гл. IV 20–35 делается большое отступление о природе зла (к-рое вводится как обратная сторона добра). «О мистическом (таинственном) богословии» (MT) Самый короткий трактат в 5 главах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Гл. 4. Тертуллиан старается предупредить возражение, почему в таком случае Бог после грехопадения Адама разрешил, сверх плодов земных, употребление в пищу мяса животных. Гл. 5. Как скоро Бог избрал иудеев Своим народом, то Он дал им запрещение некоторых яств в наказание за их жадность. Гл. 6. Наполненный желудок делает дух человека нерадивым в божественному, а пост действует обратно. Гл. 7. Примеры из Ветхого Завета, указывающие на то, что постом приобретается милость Божия. Гл. 8. Новый Завет открывается примерами: пророчицы Анны и сорокадневным постом Христа. Гл. 9. Защита сухоядения и воздержания от отдельных яств. Гл. 10. Защита монтанистической практики по отношению к так называемым продолжительным постам (stationes). Гл. 11. Защита Параклета и его пророчеств от обвинений в новизне, ереси и дьявольском наущении. Гл. 12. Осмеяние психиков, как служителей чрева, по случаю происшествии, бывшего с одним из мучеников во время последнего гонения. Гл. 13. Утверждению психиков, что не должно ничего изменять в подобных вещах, наблюдаемых по преданию, Тертуллиан противопоставляет факт, что епископы могут назначать особые постные дни. При созвании соборов также постятся. Соборы в греческих краях. Гл. 14. Опыт монтанистов в отношении постов не порицается Апостолами ( Гал.6:10 ). Он не отличается существенно от опыта психиков, господствующего в церкви по традиции. Гл. 15. Взгляды Апостола Павла на пост и на разграничение яств. Отношение Господа к этому, Гл. 16. Бог наказывал нарушении установленного им воздержания от яств. Примеры из Ветхого Завета. Язычники и иудеи наблюдают установление Божие и стоят выше психиков. Гл. 17. Горькое порицание агап психиков. Заключение. В своем трактате «о посте» Тертуллиан усиливает свыше меры средства умерщвления плоти. Христиане того времени постились в среду и пятницу, накануне праздников, и кроме того епископы назначали в известных случаях посты, сообразно с нуждами церкви. Точно также в церкви времен Тертуллиана наблюдалось воздержание, обязательное или добровольное, от некоторых продуктов, которое Тертуллиан называет ксерофагией или частным постом. Но этого недостаточно было монтанистам, к которым в эту эпоху принадлежал и сам Тертуллиан. Они продолжали до вечера пост, кончавшийся в полдень или в 3 часа пополудни; они же установили в течение года две недели воздержания, кроме предписанного времени. Монтанисты хотели сделать свои нововведения обязательными для всех, основываясь на авторитете Монтана и новых пророчиц Присциллы и Максимиллы. Тогда Тертуллиан выступил против церкви в защиту постов, предписанных Монтаном и его пророчицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010