5). В здешнем бытии ожидают человечество тяжелые испытания (гл. 6), но Господь хранит Своих избранников (гл. 7), преданные молитвы которых вызывают мировые потрясения (гл. 8) и навлекают на греховный бунтующий мир жестокие казни (гл. 8–9) вплоть до всеобщего исчезновения всего нечестивого и недостойного (гл. 10). Сами люди выходят со свидетельством своей веры и упования, но своими силами гарантируют лишь принципиально светлые возможности, а фактически побеждаются или погибают (гл. 11) настолько, что самый святой род спасаемых подвергается смертельной опасности (гл. 12) уже от вмешательства высших демонических сил, которые покоряют, соблазняют и увлекают до совершенного подчинения (гл. 13). Однако это было лишь временным торжеством для испытания всецелой преданности людей и не может изменить результатов последней божественной жатвы (гл. 14) и окончательного господства правды Божией в самом человечестве (гл. 15). Надо только оставаться верными своему исповеданию и непреклонными до мученичества при всех сатанинских нападениях (гл. 16), ибо мироправящий Владыка неба и земли сокрушит сатанинское зло в самом центре (гл. 17), до такой степени наглядно и ярко, что весь мир должен видеть этот заслуженный ужас и поучаться подобными бедствиями (гл. 18), что спасение бывает единственно во Христе, со Христом и от Христа (гл. 19) по соучастию с Ним и по Его праведному суду (гл. 20), когда всем святым Божиим, как чадам Господним, будет даровано вечное и славное блаженство (гл. 21–22). По всему видно, что христианская жизнь связана с большими трудностями и преткновениями, но она не может быть иною в мире возобладавшего зла и обязывает лишь к тому, чтобы подвигами любви по вере Христовой приобщить его и совсем покинуть для небесных чертогов, уготованных Христом в доме Отца Своего. Потребуется жестокая борьба, но зато все победившие получат не просто отличие, а заслуженный дар. И поскольку первое – во всецелом мировом перерождении немыслимо, а второе – вполне несомненно, то каждый верующий, сохраняя свою чистую любовь, должен всегда стремиться к блаженному концу и непрестанно взывать со всею Церковью:

http://pravoslavie.ru/101958.html

Argumentum: Гл. 1. Старинные христианские обычаи и образ жизни могут ли изменяться или улучшаться? Правило веры не переменимо и не подвержено исправлению; но не то по отношению к церковной дисциплине, которая может развиваться. Гл. 2. Обычай, допускающий покрытие голов девушек, освящен преданием некоторых христианских общин. Гл. 3. Противодействие сказанному обычаю исходит из чересчур большой светскости девушек и приносит ущерб нравственности. Гл. 4. Многие утверждают, что изречение Апостола в 1-м послания к Коринфянам, гл. 11, ст. 3, и след. ( 1Кор.11:3–15 ), касается только замужних женщин. Тертуллиан указывает на то, что оно относится ко всем женщинам, так как выражение «жена» (mulier) общего характера. Гл. 5. Продолжение. Такой же смысл имеет это слово и в книге Бытия. Гл. 6. Продолжение. Тоже самое видим как у Апостола Павла, так и вообще в Новом Завете. Гл. 7. Что Павел употреблял это слово в данном значении, доказывают мотивы, выставленные им в месте, сюда относящемся. Гл. 8. Это вытекает из избранных им выражений. Выражения же эти следует понимать так, как указывает практика коринфской церкви. Гл. 9. Церковная дисциплина достигает того, что все женщины в церкви являются с покрытыми головами, и девушки, посвященные Богу, появляющиеся в церкви с непокрытой головой, не должны считать это за свой отличительный признак. Гл. 10. Ибо и холостые мужчины не пользуются никаким подобным обозначением, хотя они, быть может, могли бы иметь более претензий на это. Гл. 11. В каком возрасте женщины подходят под условия этого правила? По разуму и по преданию сроком для этого следует считать вступление в зрелый возраст. Гл. 12. Продолжение рассуждения. Гл. 13. Несообразность того, что девушки, посвященные Богу, не соблюдают в церкви обычая покрывать головы, а на улицах накрываются. Гл. 14. Они оправдывают свое поведение под предлогом привлечь других к подражанию себе. Но такие поступки, возбужденные завистью и почетом, вредят только их положению. Гл. 15. Если девушка накрывается, она избегает дурного глаза и заграждает путь всяким покушениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Пс.44:9 .   Смирна и стакти, и кассиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя. Драгоценные благовония «от риз Твоих» (на одеждах Твоих). Благоуханными веществами «смирны, стакта и касии» Пророк указывает на погребение Христово; под «тяжестями слоновыми» подразумевает светлые и благолепные Церкви. Давид предсказывает, что страдание хотя и будет телесное, но всю вселенную наполнит благоуханием, так что народы воздвигнут Христу благолепные храмы (Златоуст, Феодорит). Пс.44:10 .   Дщери царей в чести Твоей: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Не о чувственных одеждах говорит здесь Писание, но об облачении добродетелью, потому что «вся слава» их «внутри» . В царскую одежду облечена Церковь Христова, которую можно подразумевать в двух видах: или как собрание верных ( Церковь видимая), или духовно: в значении человека, как душевный состав (Церковь невидимая). «Дщери царей» есть благородные души; «царица» – душа, сочетавшаяся с Женихом – Христом и испещренная дарами Святаго Духа. Одежда Церкви есть жизнь Церкви. Хотя эти слова относятся к Пресвятой Богородице, но приличествуют и Церкви. Сын Божий воплотился от Девы и родился от Нее телесно... и эту же самую пренепорочную плоть, которую Он принял от Пресвятой Богородицы, Он преподает нам в Таинстве и нас обоготворяет. Огонь божества Его от существа и естества Отца, а плоть Его от Пречистой плоти Пресвятой Девы и от пречистых кровей Ее. Как первый Он родился в Святом Духе от Пресвятой Богородицы, а от Него – все святые, так Матерь Божия есть Матерь всех святых, Госпожа, «Царица» и Владычица. Как Христос сделался Сыном Ее и нашим Братом, так и мы делаемся сынами Богородицы и братьями Христа. Слово это истинное: ибо плоть Господня есть и плоть Богородицы (Златоуст, Василий В., Макарий В., Симеон Н. Богослов). Пс.44:11 .   Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего. Здесь все духовно, и нет ничего чувственного и телесного. Ведь как дочь может быть невестою одного и того же лица? Сам Бог родил Церковь крещением и Сам сделал ее невестою. Пророк говорит о добродетели души, – а это зависит от воли. Душа была безобразна не от природы, но от воли, а благообразною сделалась через послушание, предав совершенному забвению прежние злые дела (Афанасий, Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

9. Протестанты учат, что при молитве покаяния Дух Святой сразу входит в человека без посредства Церкви и Её священства, вопреки учению Св. Писания ( Деян.8:14–18; 19:1–7 – см. гл. 14, абз. 8, 13, 35–36; Иез.9:4 ; Ис.66:18– 19 ; 1Ин.2:20,27 ; 2Кор.1:21–22 – см. гл. 14, абз. 45–54;) и всей древней Церкви (см. гл. 14, абз. 56, 59, 62–63, 66–69, 72–82), свидетельствующих о том, что Св. Дух подаётся верным через церковное таинство – апостольское (епископское) Руковозложение или Миропомазание. 10. Протестанты, вопреки учению Евангелия (см. гл. 15, абз. 7–28) и всей древней Церкви (см. гл. 15, абз. 30–63), отвергают реальность Причастия и учат, что это лишь символ (см. гл. 15, абз. 3), чем в принципе лишают себя возможности быть Церковью – Телом Христа. 11. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.20:21–23 , Мф.16:18–19; 18:18 ; Лев.16:20–22 – см. гл. 16, абз. 2–7) и учению всей древней Церкви (см. гл. 16, абз. 27–64), отвергают таинство Исповеди и само право священства отпускать людям грехи властью Христа. 12. Большинство протестантов, вопреки ясной заповеди Апостола ( Иак.5:14–15 – см. гл. 17, абз. 2) и учению всей древней Церкви (см. гл. 17, абз. 7–9), отвергают и не совершают Елеопомазания. 13. Протестанты урезали Священное Писание, произвольно исключив из него 11 книг, вопреки Преданию ветхозаветных иудеев и древней христианской Церкви (см. гл. 20). 14. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( 2Фес.2:15; 3:6 ; 1Кор.11:2 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.3:8 ; Иуд.9 – см. гл. 19, абз. 11–12), учению всей древней Церкви (см. гл. 19, абз. 15–22) и, что весьма забавно, вопреки своей же собственной практике (т.е., на деле они признают некоторые части Предания Церкви и имеют своё собственное предание – см. гл. 19, абз. 28–51) отвергают Священное Предание Церкви и само понятие «предание». 15. Протестанты не веруют во «Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь », в Её непобедимость, непрерывность и всеизвестность, утверждая, что «историческая Церковь » духовно умерла, бросившись при этом воссоздавать Церковь, на деле же учинив тысячи расколов и своих самозваных рукотворных церквей и деноминаций, чуждых и враждебных Христу (см. гл. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

На уровне более тонком, находящемся в меньшей степени в области видимого и материального, но таком же распространенном, тщеславие заключается в том, что человек гордится своими интеллектуальными качествами (умом, воображением, памятью и т. д., а также познаниями и ученостью, красноречием, умением рассуждать и письменно излагать свои мысли и т. д.) 1551 и поэтому ищет внимания, поклонения и похвалы окружающих. Из этого следует, что устремления в интеллектуальной и культурной, а также в политической или финансовой сферах 1552 чаще всего являются порождением тщеславия. 2 . Другой род тщеславия, по определению преподобного Иоанна Кассиа- на, «воспламеняет нас желанием суетной похвалы из-за духовных, невидимых предметов» 1553 . У духовного человека; поборовшего привязанности к мирским благам; но все еще подверженного воздействию страстей; второй тип тщеславия сосуществует с первым или же занимает его место. Он заключается для него в том; что человек возносится своими добродетелями или подвижничеством перед собой или перед людьми; а также ищет похвалы и поклонения за свою духовную жизнь 1554 . Таким образом; вторая степень тщеславия особенно одолевает его именно тогда, когда он употребляет усилия на борьбу с различными страстями и упражняется в добродетелях; противоположных им. По этому поводу преподобный Иоанн Лествичник замечает; что «бес тщеславия особенно веселится; когда видит умножение добродетелей» 1555 . И еще: как «муравей ждет собрания пшеницы; так тщеславие ждет собрания духовного богатства» 1556 . Авва Евагрий также говорит; что «только помыслы тщеславия и гордости появляются после поражения всех помыслов» 1557 и что «поражение остальных бесов преумножает эти помыслы» 1558 . Преподобный Максим Исповедник замечает: «Когда победишь какую-либо из бесчестнейших страстей... тотчас нападет на тебя тщеславный помысел» 1559 . Мы видим; что тщеславие само по себе способно занять в человеке место всех разрушенных страстей. Тщеславие обладает невероятной властью. Изощренный характер 1560 ; способность принимать различные формы 1561 ; проникать повсюду и нападать на человека со всех сторон особенно затрудняют распознавание 1562 и победу 1563 над тщеславием. В действительности предметом тщеславия для человека может послужить всё. Авва Евагрий удивляется тому; как ловко бесы пользуются таким положением вещей 1564 , и приводит характерные примеры 1565 . В этом с ним согласны преподобный Иоанн Кассиан 1566 и преподобный Иоанн Лествичник .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Затем от 1 до 37 главы включительно идет уже канонический синопсис с толкованиями Аристина и, по местам, Зонары и какого-то неизвестного толкователя. Главы 38–41 составляют различные дополнения к каноническому синопсису. С 42 главы начинается вторая часть Кормчей, главное, (но не исключительное) содержание которой составляют законы византийских императоров по делам церкви. Именно: Гл. 42. Восемьдесят семь глав, извлеченных из новелл Юстиниана Иоанном Схоластиком. (Подлинник издан Геймбахом в Аνκδοτα juris t. 11, p. 208–234). Гл. 43. Три новеллы императора Алексея Комнина о церковном обручении и венчании браков. (Подлинник у Цахорио в Jus graeco-romanum, pars p. 401. 359). Гл. 44. Гражданские законы в 13 титулах, отделенные от титулов Фотиева номоканона (с сокращениями). Гл. 45. Извлечение из уголовных законов Моисея (Подлин. у Котельера в Мопит. eccl. graecae. t. I, р. 1–27). —223— Гл. 46. Закон судный людем – болгарская компиляция из разных источников византийского права, преимущественно из Эклоги Льва Исаврянина. (Источники указаны в моем «Первон. слав.-русс. номоканоне», стр. 96–97). Гл. 47. Полемическое сочинение против Латинян, написанное в эпоху окончательного разделения между восточною и западною церковью, т.е. в половине XI века, греческим монахом Никитою Стифатом . (Подлинник у Питры, в конце сочинений Димитрия Хоматина). Гл. 48. О фрязех и прочих латинех – такое же полемическое сочинение неизвестного автора. Гл. 49. Градский закон. Это – полный перевод известного нам Прохирона императора Василия Македонянина, современника патриарху Фотию. Гл. 50. Законы императоров Льва и Константина – вышеупомянутая Эклога, с некоторыми сокращениями. Гл. 51. О браках. Она состоит из двух частей: в первой говорится вообще об условиях и порядке совершения браков; вторая составляет руководство к определению степеней родства и свойства, препятствующих браку. Первая взята из латинского источника, вторая – из греческого. Подробное исследование об этой главе – в моей книге, над заглавием: «50-я глава Кормчей, как исторический и практический источник русского брачного права» (М. 1887). Гл. 52. О беззаконных браках – разные византийские статьи о браках, запрещенных по родству и свойству. Гл. 53. Так называемый том соединения (τμος νσεως), изданный в 920 г. константинопольским патриархом Николаем Мистиком о незаконности и недействительности 4-го брака. Гл. 54. Канонические ответы патриарха Николая Грамматика на разные вопросы, касающиеся большею частью церковного богослужения и монастырской дисциплины. Гл. 55. Канонические ответы Никиты, митрополита ираклийского, на вопросы Константина епископа памфилийского – памятник конца XI в. Гл. 56. Правило Мефодия, патриарха константинопольского (IX в.), о способе принятия в церковь отпадших от пра- —224— вославной веры в ересь или в какую-нибудь нехристианскую религию. Гл. 57. Отношения к церковному праву не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Там же, гл. 1 (С. 11—12). 721 См. цитаты в Главе II нашей работы. 722 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 1 (С. 13). 723 Там же, гл. 1 (С. 14—15) 724 Там же, гл. 2 (С. 18). Учение преподобного Исаака Сирина о чистой молитве рассмотрено нами отдельно. См.: Иларион (Алфеев), игумен. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. Изд. 2–е. СПб., 2001. С. 198—204. 725 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 18—19). Ср.: Дорофей Газский. Поучение 1–е (Рус. пер. в: Преподобного отца нашего ав–вы Дорофея душеполезные поучения и послания. Изд. 10–е. Шамордино, 1913. С. 19—25). 726 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 23—24). Ср.: Григорий Полома. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистой Владычицы нашей Богородицы (В кн.: Беседы иже во святых отца нашего Григория, архиепископа Фессалоникийского, Паламы. Пер. с греческого архим. Амвросия (Погодина). Т. 3. Монреаль, 1984. С. 85—137). 727 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 34—35). 728 Там же, гл. 3 (С. 35—37). 729 Там же, гл. 4 (С. 37—38). 730 Там же, гл. 5 (С. 39—42). 731 Там же, гл. 6 (С. 43–48). 732 Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 11 (Цит. по: Крины сельные или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. О заповедях Божи–их и о святых добродетелях. Архимандрита Паисия Величковского. 2–е издание русского Свято–Ильинского скита на Афоне. Одесса, 1912. С. 15—16). 733 Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 23 (С. 25—26). 734 Паисий Величковский. Крины седьмые, гл. 24 (С. 28—29). 735 Там же, гл. 26 (С. 31). 736 1 Фес. 5:17. 737 Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 28 (С. 39). 738 См.: Четвериков Сергий, протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. С. 5—6. 739 Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Об именах божественных. В кн.: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Творения. СПб., 1997. С. 684—707. 740 См.: Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867. Сочинение написано и 1816 году. О нем см. в: Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 169. 741

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

27.  Смирнов А., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа. Казань, 1899 (православный автор исследует ветхозаветную религию за последние два века перед Р. X.). 28.  Трубецкой С. Учение о Логосе в его историческом развитии. М., 1906; [М., 1994] (автор — известный русский философ. Главы 1—3 частей книги посвящены библейскому богословию). 29.  Тураев Б. А. История Древнего Востока, т. 1—2. Л., 1936 (автор — выдающийся православный востоковед. Ряд глав его классической книги содержит изложение библейской истории). 30.  Хрестоматия по истории Древнего Востока под ред. В. В. Струве и Д. Р. Редера. М., 1963. 31.  Церен Э. Библейские холмы (пер. с нем.). М., 1966 (история раскопок на Ближнем Востоке). НОВЫЙ ЗАВЕТ 1. Переводы и комментарии Новый Завет издается в трех русских переводах: 1.  Синодальный, осуществленный по благословению Синода в 1863 г. 2.  Перевод К. П. Победоносцева, сделан со славянского перевода (М., 1906). 3. Новый перевод, осуществленный православным епископом Кассиа- ном (Безобразовым) с учетом новейших научных исследований и изданный Библейским обществом (Лондон, 1970). Общепринятым является первый перевод. Приводим комментированные его издания. 1.  Гладков Б. Толкование Евангелия. СПб., 1913 (комментарии даны к тексту, составленному из 4 Евангелий). 2.  Михаил (Лузин), епископ. Толковое Евангелие, т. 1—3. М., 1903—1905; [Минск, 2000]. 3.  Он же. Толковый Апостол, Деяния святых апостолов. Киев, 1905. 4.  Он же. Толковый Апостол, Соборные послания св. Апостолов. Киев, 1905. 5.  Святое Евангелие. Париж, изд. «Истина», 1943 (с введением и примечаниями под ред. М. Н. Гаврилова). 6.  Новый Завет. Рим, 1944—1946 (под ред. иеромонаха Станислава Тышкевича и Вячеслава Иванова; переизд. в Брюсселе в 1965 г.). 7.  Новый Завет. Брюссель, изд. «Жизнь с Богом», 1964 (содержит, кроме текста Нового Завета, комментарии, симфонию, указатели и приложения); 4-е фототип. изд. 1979. 8.  Слово жизни вечной. Евангельское повествование составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский. Брюссель, изд. «Жизнь с Богом», 1959.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

460. Гал. 1. 8. 461. Гал. 1. 8–9. Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема). 462. Беседа 38, гл. I. 463. Лк. I. 15. 464. Ин. 15. 18–25. 465. Ин. 15. 18–25. 466. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, о безмолвии и молитве, гл. 14. Добротолюбие. Ч. 1. 467. Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 32. Добротолюбие. Ч. 1. 468. Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 33. 469. Преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 70, 71, 72. Добротолюбие. Ч. 1. 470. Лествица. Слово 21, гл. 7. Слово 15, гл. 55. Слово о трезвении святого Исихия, главы 28, 39, 62 и проч. — Преподобный Нил Сорский. Слово о блудном помысле. 471. Преподобные Каллист и Игнатий, гл. 10. Добротолюбие. Ч. 2. 472. Псалтирь с восследованием. 473. Оптина Пустынь оказала величайшую услугу отечественному монашеству переводом с греческого на русский, частью же изданием на славянском языке многих Отеческих сочинений о духовном монашеском подвиге. Да упомянется здесь, среди благословения, имя почившего блаженного старца упомянутой пустыни иеросхимонаха Макария, стоявшего во главе этого дела. 474. Мф. 12. 31, 34, 36. 475. Мф. 12. 31, 34, 36. 476. 1 Кор. 9. 22. 477. 2 Кор. 11. 14. 478. Слово 7, глава 9. 479. Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, 15 мая. 480. Гл. 131. Добротолюбие Ч. 1. 481. Преподобный Макарий Великий Беседа 7, гл. 4. 482. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2. 483. 1 Пет. 1. 17. 484. Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие. Ч. 2. 485. Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62. 486. Святейшего Каллиста «О молитве вкратце». Добротолюбие. Ч. 4. 487. Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы. гл. 15. Добротолюбие. Ч. 2. 488. Таковы были: Алексей, человек Божий (17 марта), святой Иоанн Кущник (15 января), преподобный Виталий Монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1 бук. и гл. 8 бук. «δ»; 11) св. Василия Вел. 3 в гл. 7 бук. «μ» и гл. 15 бук. «π»; 7-е в гл. 5 и 14 бук. «α» и гл. 1 бук. «μ»; 8 в гл. 28 бук. «γ» и гл. 5 бук. «φ»; 9 в гл. 31 и 32 бук. «ε»; 12) Феофила Александр. 5 (6) в гл. 16 бук. «π» и гл. 25 бук. «χ». в) Между правилами встречаются и такие, которые изложены Отцами по частным случаям, касающимся изветных лиц. Излагая эти правила в своей Синтагме, Властарь обобщает их, как канонизованные Церковью и принятия в обязательное и всеобщее руководства, – каковы правила: II Всел. соб. 2 (гл. 9 бук. «α»); IV Всел. соб. 23 (гл. 9 бук. «α»); Карф. 14 (гл. 8 бук. «δ»); 87 (98) (гл. 8 бук. «δ»); св. Василия Великого 87 (гл. 1 бук. «ε») и мн. др. II. «После церковных правил я, говорит Властарь, счел полезным присоединить к Главам церковных правил сродные им краткие извлечения (βραχα τε κα συντετμημνα) из гражданского права». На сколько было возможности сверить текст законов, изложенных в Синтагме Властаря с соответствующими им – в других юридических сборниках, – приведенные слова Властаря могут быть вполне приложимы только к тексту большей части тех законов, которые первоисточником своим имеют «Книги законов» императора Юстиниана, изложенных в Василиках, – новеллы императора Льва Мудрого и законы других императоров, обозначенных именами их в самой Синтагме: в применении же к тексту законов, заимствованных из других сборников, – слова Властаря могут быть приняты только редким исключением. Многие из законов гражданских Синтагмы Властаревой заимствованных из «Прохирона» имп. Василия, Константина и Льва, «Дополненного Прохирона», «Епанагоги» императоров Василия, Льва и Александра, «Царских книг», или Василик и др., по тексту дословно согласны с соответствующими им постановлениями этих юридических сборников. Нет надобности исчислять здесь все таковые законы: все они указаны в подстрочных примечаниях к русскому переводу Синтагмы (пред указанием источников таких законов – прибавляется: «ad. verbum», или сокращенно: «ad verb.»), и частью в отделе посвященном определенно сборников, послуживших источниками гражданских законов для Синтагмы Властаревой, – а для примера сошлемся на некоторые: 1) заимствованные из «Прохирона» императоров Василия, Константина и Льва.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010