Гл. 48. О фрязех и прочих латинех – такое же полемическое сочинение неизвестного автора. Гл. 49. Градский закон. Это – полный перевод известного нам Прохирона императора Василия Македонянина, современника патриарха Фотия. Гл. 50. Законы императоров Льва и Константина – вышеупомянутая Эклога, с некоторыми сокращениями. Гл. 51. О браках. Она состоит из двух частей: в первой говорится вообще об условиях и порядке совершения браков; вторая составляет руководство к определению степеней родства и свойства, препятствующих браку. Первая взята из латинского источника, вторая – из греческого. Подробное исследование об этой главе – в моей книге, над заглавием: «50-я глава Кормчей, как исторический и практический источник русского брачного права» (М. 1887). Гл. 52 О беззаконных браках – разные византийские статьи о браках, запрещенных по родству и свойству. Гл. 53. Так называемый том соединения ( τμος νσεως), изданный в 920 г. константинопольским патриархом Николаем Мистиком о незаконности и недействительности 4-го брака. Гл. 54. Канонические ответы патриарха Николая Грамматика на разные вопросы, касающиеся большей частью церковного богослужения и монастырской дисциплины. Гл. 55. Канонические ответы Никиты, митрополита ираклийского, на вопросы Константина епископа памфилийского – памятник конца 11 в. Гл. 56. Правило Мефодия, патриарха константинопольского (9 в.), о способе принятия в церковь отпадших от православной веры в ересь или в какую-нибудь нехристианскую религию. Гл. 57. Отношения к церковному праву не имеет. Гл. 58. Извлечение из правил Никифора Исповедника, патриарха константинопольского, жившего в первой половине 9 в. Гл. 59. Отрывки из канонических ответов, надписанных именем Иоанна, епископа китрского – 13 в. Гл. 60. Архиерейское поучение новопоставленному священнику -единственная русская статья во всей печатной Кормчей. Гл. 61. Канонические ответы Тимофея, патриарха александрийского (5 в.), составляющее дополнение к его ответам, изданным в первой (канонической) части Кормчей (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

19. 1-20. 5). Послание начинается с рассказа о спасении, совершенном Иисусом Христом по отношению к человечеству, к-рое пребывало во тьме, не имея надежды (гл. 1). Далее автор переходит к теме Церкви, к-рая составлена из обратившихся язычников и пророчество о которой содержится в Ис 54. 1 (гл. 2). В ответ на милость, оказанную Христом язычникам, уверовавшие должны исповедовать Христа исполнением заповедей (гл. 3). Далее приводится их краткий перечень (гл. 4), после чего автор переходит к теме вечного блаженства и призывает не бояться страданий и смерти и отвергать земные блага (гл. 5). Он резко противопоставляет век нынешний и век грядущий (гл. 6) и призывает проводить жизнь в подвиге (гл. 7). Особое внимание должно быть уделено сохранению плоти в нравственной чистоте (гл. 8), поскольку каждому человеку предстоят воскресение и суд во плоти (гл. 9). Нужно избегать земных наслаждений (гл. 10), ожидая воздаяния в будущем (гл. 11). Хотя сроки наступления Царства Божия неизвестны, надо ожидать его постоянно (гл. 12) и каяться в прежних грехах (гл. 13). Далее подробно говорится о Церкви и о том, что плоть является вместообразом (νττυπος) Духа и может стать причастной нетлению (гл. 14). Главы 15-19 посвящены призывам к воздержанию и покаянию в перспективе Судного дня и обретения блаженства. Претерпевание страданий в наст. время приносит «бессмертный плод воскресения» (Ibid. 19. 3-4). В заключение автор призывает терпеливо переносить искушения и не ожидать скорой награды (гл. 20). VII. Богословие. Учение о Боге во 2-м Послании к Коринфянам может быть реконструировано лишь в самых общих чертах. Автор часто использует титул «Господь», но не всегда понятно, говорит ли он о Боге Отце или об Иисусе Христе. К Богу Отцу несомненно может быть отнесена заключительная доксология, в к-рой Он называется Единым, невидимым и Отцом истины ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 20. 5). Он Отец Иисуса Христа (Ibid. 3. 2; 9. 11; 12. 6), пославший Его в этот мир для спасения человека (Ibid. 20. 5). Бог также именуется Творцом человека (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

– Но чтобы видеть, что эта мысль действительно есть основная мысль и всей книги Исаии, необходимо сделать хотя общий обзор ее содержания, или лучше – бросить общий взгляд на содержание и смысл книги 22 . Пророк получает от Господа повеление возвестить современникам, что за нечестие их «вся земля совершенно запустеет» (6:9–13). Господь призовет «народы дальние» (5 гл. кон.), и они обратят Иерусалим в развалины (2–4 гл.). Действительно, начиная с царствования Ахаза, Иерусалим постоянно подвергался нападениям врагов. Сначала напали на Иерусалим сирияне и израильтяне (7–12 гл.), а вместе с тем он испытывал на себе вражду различных мелких народов, напр. Филистимлян, моавитян, Эдома и др. (14 кон., 15–17 гл., 21 гл., 25 кон. 34, 63 гл.). Затем страну едва не окончательно опустошил Сеннахирим (10 гл., 14 кон. с 24 стиха; 24–39 глл. и др.), а в будущем народу иудейскому предстоит испытать вражду со стороны вавилонян (13–14 гл., 21 гл., 42 кон. 45:16; 47:6; 52:4–5 и др.). Однако Господь, хотя и определил произвести совершенное истребление всех грешников на земле (6:10–13; 10:23; 28:22), Он оставил небольшой «остаток» (6:10–13; 1:9; 4:1–4; 10:20–23; 28:5...). Он сохранит непоколебимым царство Давидово (7:13–16; 9:1–7; 29:1 и дал. 37:35): «вот, Я полагаю, говорит Господь, в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится» (28:16). Но спасение Сиона будет состоять не в силе войска, на которую надеялись современники Озии (2–4 гл.), и не в силе ассириян, или Египтян, (или Тира), на которую полагались при Ахазе (10:20) и Езекии (18–20, 23 гл., 28–31 гл., 36 гл. и др.), так как всякая земная сила не есть истинная, а в правде (ср. особ. 6:13 кон.; 1:27; 28:17; 59:20–21; 60:21...) и в силе Божией, ибо только Господь есть Святой и истинно Всемогущий (ср. особ, отдел 40–48 гл., а также следующие главы 49, 50, 51...). Господь Сам без помощи земной силы низложит всех врагов Своего народа (см. пророчества о народах), и некогда восставит Сиону избавителя в лице Кира (41–48 гл.), которому покорит народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Гл. 9. Тело Христа имело все признаки истинной человеческой плоти, а плоть человека создана из земли, а не из небесного материала. Гл. 10. Учение Валентиниан, что тело Христово психической природы (душевное), ведет только к противоречиям. Гл. 11. Утверждение других, будто душа во Христе стала плотию, ведет также к противоречиям и непреодолимым трудностям и недостойно Бога. Христос приходил вовсе не для того, чтобы обнаружить душу, сделавши ее телом. Гл. 12. Душа человека по самой природе своей одарена самосознанием. Христос приходил для спасения человека. Гл. 13. Если, по учению ереси, душа Христова восприняла, свойство и сущность телесную, и тело восприняло сущность души, то они не являлись бы ни телом, ни душой, ни чем-нибудь третьим. Гл. 14. Христос ни воспринимал природы ангелов. Гл. 15. Человеческая природа Христа доказывается Его собственными словами и Св. Писанием так ясно, что ересь Валентиниан – нисколько по существу не отличается от неверия язычников вообще. Гл. 16. Хотя тело Христово и было человеческое, но оно не было обременено первородным грехом, и хотя произошло путем сверхъестественным, все-таки было истинным человеческим телом. Гл. 17. Христос должен был получить Свое тело от девственной матери, как это было предсказано у пророка Исаии. Гл. 18. Христос родился без участия человеческого отца. Опровержение учения Эвиона. Гл. 19. Совсем не следует из Иоанна, 1:13. «(не от крови, ни от хотения мужа, но от Бога, родились)», что Христос имел пневматическое тело, как полагают это еретики. Гл. 20. Другие священные писатели говорят точно и ясно об истинном рождении Христа от Девы. Гл. 21. Мнение о том, что Христос прошел, так сказать, через Марию, ничего не получив от нее существенного, не согласуется как с природою вообще, так и со свидетельством Свящ. Писания. Гл. 22. Христос в Свящ. Писании называется сыном Давида, сыном Авраама, н – следовательно от плоти Давида и Авраама чрез Деву Марию. Гл. 23. Свидетельство Симеона Богоприимца исполняется на еретиках. Пророчество Исаии о рождении Христа от Девы и исполнение этого предсказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Гл. 9. Бог никоим образом не презирает человеческой плоти: благость Бога и Христа простирается и на нее, несмотря на ее немощи. Гл. 10. Св. Писание, не смотря на все упреки, которые оно делает ей за ее слабости, не отнимает однако же от нее и достоинств. Гл. 11. Переход к теме этой статьи. Могущество Творца. Для воскресения плоти достаточно только восстановления ее, что гораздо возможнее, нежели ее первоначальное сотворение. Гл. 13. Аналогии, взятые из природы, служащие примерами воскресения. Гл. 13. Птица Феникс – образ воскресения. Гл. 14. Существуют дальнейшие основательные причины, служащие доказательством воскресения плоти. Гл. 15. Все действия человека добрые и злые принадлежат одновременно плоти и душе, следовательно, и наказание и награда должны быть возданы обеим. Гл. 16. Еретики для того, чтобы обессилить этот вывод, говорят, что плоть представляет из себя неразумное орудие души, которое само по себе не имеет в себе никакой воли. Гл. 17. Хоти по психологии Тертуллиана душа и имеет свою оболочку, из этого еще не следует, что нет надобности в воскресении плоти. Напротив, для полноты возмездия необходимо допустить его, так как плоть принимает участие во всех действиях души. Гл. 18. Обзор сказанного. Истолкование слов воскресение мертвых. Гл. 19. Еретики стараются свести это выражение к аллегории или к образному способу выражения. Гл. 20. Они утверждают и, конечно, неосновательно, что пророки всегда говорили образно и никогда прямо. Гл. 21. Однако на основании здравого смысла нельзя принимать, что воскресение плоти было выражением аллегорического свойства. Гл. 22. Некоторые еретики понимают под воскресением – достижение истинного познания Бога. Но это не имеет основания, потому что и пророки, и Христос относят исполнение этого предсказания ко времени конца мира. Гл. 23. Правда, Св. Писание знает воскресение и в смысле духовном, но это воскресение не есть собственно то последнее воскресение, о котором идет речь, и о котором в посланиях Апостолов говорится, как о факте, имеющем совершиться в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Частнее в первой части (гл. I–XVI) содержатся: а) законы о жертвенных материалах и священнодействиях при приношении от верующих: в жертву всесожжения (гл. I), в жертву бескровную, или хлебные приношения (гл. II), в жертву спасения или мира (гл. III), в жертву о грехе, (гл.4 и 5:13) и в жертву повинности (гл.5:14–6:7) и законы о правах и обязанностях Аарона и сыновей его при жертвенных священнодействиях (6:8–7:38). б) Описание священнодействий и обрядов, совершенных Моисеем при посвящении Аарона и сыновей его (гл. VIII), первого богослужения Аарона и сыновей его и наказания Надава и Авиуда за нарушение богослужебного порядка (гл.9–10:1–7), а также законы, данные по этому случаю (ст. 8–20). в) Законы о чистом и нечистом и о разных обрядах очищения: во-первых, о чистых и нечистых животных для пищи, именно: из скота чисты только те которые имеют раздвоенные копыта и жуют жвачку, из рыб чисты те у которых есть плавательные перья и чешуя, из птиц нечисты все хищные и питающиеся падалью и из насекомых чисты крылатые и вместе прыгающие, каковы все роды саранчи (гл. XI); во-вторых, о нечистоте матери-родильницы и об очищении ее (XII); в-третьих, о нечистоте от проказы на человеке, на одежде и на домах и об обрядах очищения после проказы (гл. XIII и XIV); в-четвертых, об осквернении от истечения семени у мужчин и чрез истечение крови у женщин и об очищении от осквернения этого (гл. XV), и, наконец, в-пятых, постановления об обрядах великого дня очищения (евр. кипурим-прощение), когда первосвященник должен входить однажды в год (в 10 день седьмого месяца) во святое-святых с кровью жертв для очищения всего общества Господня от всех грехов (гл. XVI). Вторая часть книги (гл. XVII–XXVII) содержит в себе следующие постановления о религиозно-нравственных обязанностях: а) об обязанностях всех сынов Израилевых, как мирян именно: закалать жертвы только при скинии во избежание идолопоклонства, с запрещением есть кровь и мертвечину (гл. XVII); не подражать Египтянам и Хананеянам в блудной жизни и предюбодеяниях, с запрещением браков в ближайшем родства: с матерью, с мачехою, с сестрою, со внукою, с теткою, с невесткою, с братниной женою, с дочерью жены своей от друг брака и с внучками ее и женитьбы на двух сестрах, и не подражать в других половых мерзостях язычников (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Текст Patria, сложившийся к концу X в., разделен на четыре книги. Первая состоит из Patria Гесихия и добавлений к ним. Вторая, «О статуях», основана наполовину – напрямую или через алфавитные эксцерпты – на Παραστσεις и содержит в приложении краткий рассказ о Вселенских соборах. Третья, «О постройках», состоит из нескольких «экскурсий» по Городу и основана на выдержках из различных источников. Четвертая – это наше «Сказание», к которому были добавлены краткие рассказы о храмах Сев. Апостолов и Св. Лазаря, монастырях Заутцы и Лива. Само «Сказание» 803 посвящено строительству Св. Софии при Юстиниане I и восстановлению ее купола, которое оно приписывает Юстину II. В нем последовательно описывается ранняя история храма (гл. 1); подготовка строительных материалов (гл. 2–3); покупка земельных участков (гл. 3–5); процесс и техника строительства (гл. 6–8); чудеса при строительстве (гл. 10–12); строительные материалы и техника (гл. 13–14); украшение храма (гл. 15–26), включая литургические устройства (гл. 16–17, 26), святыни (гл. 22), утварь (гл. 23) и светильники (гл. 24); освящение церкви (гл. 27); обрушение и восстановление купола (гл. 28–29). Автор также постоянно возвращается к теме денежных расходов и строителей (гл. 9, 20, 25). Не так давно С. Евфимиадис предположил, что замена имени строителя на Игнатий и большая роль евнухов в «Сказании» могут указывать на его создание около 880 г. в кругу патриарха-евнуха Игнатия, опасавшегося падения авторитета Св. Софии после возведения императором Василием I «Новой церкви», которую освятил противник Игнатия Фотий и для строительства которой Василий I скупал частные участки, подобно Юстиниану в «Сказании» 804 . «Сказание» состоит из небольших рассказов о Св. Софии, бытовавших в Константинополе и по большей части имеющих ярко выраженный фольклорный характер: автора больше всего интересует все чудесное и потрясающее воображение. Поэтому привлекать текст «Сказания» для реконструкции постройки храма в VI в. крайне затруднительно и опасно, хотя оно содержит важные данные о более позднем состоянии здания. Впрочем, некоторые места из «Сказания» подтверждаются ранними авторами. Кроме того, в нем упоминаются персонажи эпохи Юстиниана (магистр Стратигий, квестор Василид, префект Феодор (на самом деле Феодот) Колокинф), память о которых была вскоре утрачена. Все это свидетельствует о ранней основе «Сказания». Однако в настоящем своем виде «Сказание» составлено не ранее конца IX в., на что указывает именование колонн храма по выполненным в это время мозаичным изображениям святителей в тимпанах (гл. 5) 805 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И17 Гл. 56.2. ОБ АЛАМУНДАРЕ. Принял христианство не Аламундар, а шейх Арефа. Гл. 56.3. О КАВАДЕ – Каваде I. Гл. 56.4. О ЕВФИМИИ, ПРЕСВИТЕРЕ, APXIENUCKONE КОНСТАНТИНОВА ГРАДА – в основном тексте (И409 19 ): «пресвитер Нового Града» (около Анапла). СИЛЕНЦИАРИЯ: селетиюрьскаго сана . Силенциарий – чиновник имп. консультативного совета (комм. М.И.Чернышевой в [Малала Истр., 414]). Гл. 57. 20 ДНЕЙ: ·к· – потеря литеры; в основном тексте – Гл. 58. ВЕЛИКУЮ ЦЕРКОВЬ – эпитет церкви св. Софии в Константинополе. Юстиниан построил новую церковь того же имени, что и разрушенная. КОНСТАНЦИЕМ ЦАРЕМ – сыном Константина Великого . Гл. 58.3. О ПЯТОМ СОБОРЕ – на этих словах прерывается основной текст по сп1. Далее (И412 17 –И572) Криница соотносится с основным текстом по сп2 Унд. Гл. 58.5. «3ЛО»: зло – в Син мозоли C13, в основном тексте Тр. воувона рекше мозоль в соот. с βουβνος «бубонная чума». Откуда зло? Порча первичного мозоли или осмысление чумы как зла? Гл. 58.6. УМЕРЛО 5 ТЫСЯЧ – так в основном тексте греч., в основном тексте пер. «10 тысяч». Гл. 58.6. С КРЕСТОМ ХОДЯ – в Тр. слово κρ с тъ. отнесено к основному предикату (прич. «ходя» опущено), получилось: се κρ с тъ вис нкомоу въ сн, что противоречит исходному смыслу. Гл. 58.7. СВЕТИЛЬНИЦА: свтильница – в основном тексте грецизм с глоссой: лампада рекше блистаница . НАРОДОВЛАСТИЕ: людии имани в соот. с δημοκραται мн. Б643 13 . Речь идет о народном восстании в янв. 532 г. под девизом Ника («побеждай!»). В это время сгорела церковь св. Софии. Гл. 58.8. МУЖЧИНЫ – восстанавливаем по основному тексту. 58 .9. СЛОВО ОБЛИЧИТЕЛЫЮЕ КИРИЛЛОВО – гомилия Кирилла Александрийского [Кир. Алекс. Евн., 19]. Гл. 59. 13 ЛЕТ – так в греч.; в Тр. · г· – потеря литеры, в основном тексте пер. «20 лет». СОФИАНАС: софнос – дворец в Константинополе; в основном тексте «пристанище» И426. И18 Гл. 60. В ЗОЛОТЫХ ОДЕЖДАХ – в основном тексте И427 и Б656 (царствование Тиберия) о золотых одеждах нет. Гл. 62.2. О СУДЕ ИРАКЛИЯ НАД ФОКОЙ. Заголовок в Тр. сильно испорчен: о какомь соуд фока оу иракли свои животъ по правд зд изврещи и не соответствует содержанию гл. 62.2 в основном тексте: Фока был отдан толпе и растерзан ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гл. 24. 25. Продолжение. Гл. 26. Обетования, высказанные в Св. Писании по отношению к земле, суть, действительно, образные выражения, но, правильно истолкованные, также подтверждают веру в воскресение плоти. Гл. 27. Учение о воскресении очень часто скрывается и под другими образными выражениями. Гл. 28. Продолжение рассуждения. Прообразы воскресения. Гл. 29. Место из пророка Иезекииля ( Иез.37:1–14 ). Гл. 30. Еретики стараются словам пророка придать значение аллегории и полагают видеть в этом восстановление иудейского государственного строя. Опровержение этого мнения. Гл. 31. Слова эти не содержат никакого ясного обетования восстановления иудейского государственного устройства, ибо это восстановление обещано всем людям вообще. Гл. 32. Все должны воскреснуть, равно как и те, которые были пожраны дикими зверями и поглощены морем. Произвольное отношение еретиков к изречениям пророков, которые они то считают аллегорическими, то считают нужным признать за ними прямой смысл. Гл. 33. Переход к Евангелиям. Здесь также далеко не все выражено в притчах, особенно относительно воскресения, конца мира и всеобщего суда. Гл. 34. Грехопадением человек погубил себя, как со стороны духовной, так и со стороны телесной. Восстановление и спасение обещано также человеку в его целости – в духовной и телесной природе. Когда Христос говорит, что Он хочет спасти погибшее, то, очевидно, Его спасающая деятельность будет направлена и на восстановление плоти. Гл. 35. Телесное восстановление следует еще из того, что в Евангелии очень ясно говорится о наказаниях телу, которым оно будет подвержено в аду. Гл. 36. Доказательство воскресения лежит в ответе Иисуса Христа, данном саддукеям, приведенном у Луки ( Лк.20:27–39 ). Гл. 37. Устранение возражения на основании места у Иоанна ( Ин.6:64 ) 190 . Гл. 38. Столь же убедительными являются, как и слова самого Господа, те воскрешения мертвых, которые были совершены Им. Гл. 39. Переход к свидетельствам о воскресении плоти, взятым из посланий Апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Пишет Георгий Пахимер, великий церкви протедикт. Книга 3 истории, гл. 3. 12) 13) Тот же две царевны выдал за двоих Латинского исповедания мужей. Пахимер, книга 3, гл. 6. 14) Иоанн Ласкарь, царь Греческий, имел жену королевну Сицилийскую Латинского исповедания. Пахимер, книга 7. гл. 7 и Никифор Григорас, книга 2, гл. 7. 15) Михаил, царь вышеименованный, другую дщерь свою Евфросинию выдал за хана Татарского. Пахимер, книга 5, гл. 3 и Никифор Григорас, книга 4, гл. 4. 16) Михаил Греченин, деспота Епиротский, выдал дщерь свою за Манфреда, короля Сицилийского исповедания Латинского. Пахимер, книга 1, гл. 32 и Никифор Григорас, книга 4, гл. 3. 17) Михаил вышепомянутый выдал дщерь свою натуральную за Ногая, князя Татарского. Никифор, книга 5, гл. 7. 18) Андроник Палеолог поял себе в жену королевну Гишпанскую. Никифор Григорас, книга 6, гл. 2. 19) Иоанн Кантакузин , царь Греческий, выдал племянницу свою за Гима, Арменина, еретика, который потом был королём Арменский. Никифор Григорас, книга 12, гл. 15. 20) Орхан Оттоманов, сын первого царя Турского, поял себе в жену Феодору, дщерь царя Греческого Иоанна Кантакузина . Пишет сам Кантакузин царь в своей истории, книга 3, гл. 95, и Никифор Григорас, книга 15, гл. 5, и Лаоник Халкондил, историк Греческий же, книга 1, гл. 12, и книга родословная в родословии солтанов Турских. 21) Вельможа Греческий Ватац именем выдал дщерь свою за Солимяна Турчина. Никифор Григорас, книга 14, гл. 11. 22) Амурат второй, царь Турский, поял себе в жену Елену, дщерь деспоты Сербского. В родословии солтанов Турских. 23) Елена царевна, дщерь Алексия Комнина, царя Трапезундского Греческого, была за Магометом вторым, царём Турским. Родословие солтанов Турских. От историй Славяно-Христианских 24) Великого князя Российского Ярослава дщерь Анна выдана была за Генрика первого, короля Французского, 1060 года, и родился от неё Филипп, наследник короны Французской, который и коронован на королевство ещё при животе отца своего. Пишут о сем древние истории, именованные в лексиконах исторических: Немецком, печатанном в Липске, 1679 года, и Французском, печатанном в Амстердаме, 1672 года, под именем Генрик первый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010