При дворе К. была сфальсифицирована булла папы Римского Николая II «In nomine Domini» (от 13 апр. 1059), ограничивавшая круг выборщиков папы Римского кардиналами-епископами. Слова «кардиналы-епископы» были заменены словом «кардиналы», что фактически уравняло в правах кардиналов-пресвитеров и кардиналов-диаконов с кардиналами-епископами. Причиной послужило то, что среди его сторонников были в основном кардиналы-диаконы и кардиналы-пресвитеры. Чтобы не допустить перехода кардиналов на сторону К., избранный реформаторской партией папа Римский Урбан II (1088-1099) был вынужден принять аналогичные меры. К. неоднократно посещал Равенну (архиепископскую кафедру Равенны он сохр. за собой). Провел реформирование кафедрального капитула Равенны в духе vita communis (1093), заботился об имущественном положении капитула. Возможно, в окружении К. были сфабрикованы документы, согласно к-рым архиепископам Равенны предоставлялись значительные привилегии ( Robinson I. S. Periculosus homo: Pope Gregory VII and Episcopal Authority//Viator. Turnhout, 1978. Vol. 9. P. 122-124). В Равенне при К. были созданы и некоторые полемические сочинения антигригорианского толка, напр. «Защита короля Генриха IV» юриста Петра Красса ( Petri Crassi Defensio Heinrici IV. regis//MGH. Lib. T. 1. P. 432-453). К сер. 90-х гг. XI в. в результате умелой дипломатии папы Римского Урбана II и из-за военных неудач в Италии имп. Генриха IV позиции К. пошатнулись. С 1094 г. он находился преимущественно в Сев. Италии; в Риме его сторонники после конфликта с влиятельным родом Пьерлеони удерживали лишь замок Св. ангела (до 24 авг. 1098). После смерти Урбана II и избрания на Папский престол Пасхалия II (1099-1118) К. двинулся на Рим, но вскоре норманнские войска вынудили его отступить. К. остановился в г. Чивита-Кастеллана, к северу от Рима, где менее чем через год скончался. Сторонники К. в Риме тайно избрали его преемником Теодерика, к-рого К. некогда возвел в кардинала-епископа Альбано, а после пленения Теодерика (янв. 1101) - Адальберта, назначенного К. кардиналом-епископом Сабины (весной 1101 схвачен и помещен в мон-рь).

http://pravenc.ru/text/1841379.html

IX в. Сеит переводил тексты с греч. и араб. языков, ему приписывают перевод агиографического сборника Житий монахов лавры (Sinait. iber. 11). В тот же период были созданы важнейшие груз. гимнографические сборники. Так, Басили Сабацминдели, автору перевода в стихотворной форме «Мученичества св. Микаела Сабацминдели» (IX-X вв.), принадлежат песнопения в честь св. Саввы. В 949-965 гг. в лавре подвизался груз. гимнограф Иоанн-Зосим, составивший календарно-гимнографический «Сборник месяцев года» (Sinait. iber. 34, изд. Джавахишвили, К. Кекелидзе, Ж. Гаритт), куда вошли данные о церковной организации и монашеской жизни Палестины, сборник песнопений новой и древней редакции (Sinait. iber. 1 и 34), содержащий литургический календарь, тексты служб суточного круга, гимнографические произведения и др. Иоанну-Зосиму приписывается соч. «Восхваление и возвеличивание грузинского языка» (Sinait. iber. 38). В IX-X вв. каллиграф Георгий Тбилели переписал сборник, включавший Поучения Ефрема Сирина (Sinait. iber. 97; Garitte. Les feuillets géorgiens. 1960. P. 244-246). Крестовый мон-рь в Иерусалиме, основанный в 30-50-х гг. XI в. прп. Прохором Грузином, объединил рассеявшуюся груз. братию Св. земли. Согласно Житию св. Прохора и Житию св. Георгия Мтацминдели, а также колофонам рукописей Крестового мон-ря и Синодика Синайского мон-ря (Sinait. iber. 77, старая коллекция - Клдиашвили. Синодик Грузинской Церкви. 2003. С. 191-214), прп. Прохору в строительстве мон-ря помогал прп. Георгий Святогорец. В Крестовом мон-ре было создано обширное книгохранилище, пополнявшееся не только местными рукописями, выполненными каллиграфами, но и книгами, переписанными в др. груз. мон-рях. В годы господства турок-сельджуков (1071-1099) и крестоносцев (1099-1187) Крестовый мон-рь был административно-организационным центром всех груз. мон-рей в Палестине; международный авторитет Грузии в период царствования св. Давида IV Строителя упрочил положение груз. мон-рей за ее пределами. Во время завоевания Иерусалима егип.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Алексий просил подождать прибытия его армии, чтобы вместе выступить к Иерусалиму. Однако его ждать не стали. Боэмунд остался в Антиохии, а сильно поредевшая армия, возглавленная Раймундом Тулузским, выступила в поход. 10. 7 июня 1099 г. крестоносцы подошли к Иерусалиму. За год до этого фатимидский калифат Египта отвоевал его у сельджуков. Когда франкская армия приблизилась к городу, из него были изгнаны все христиане, колодцы в окрестностях города засыпаны или отравлены. В Египте собиралось громадное войско в помощь осажденному городу. Вся крестоносная армия к этому моменту не превышала 15 тысяч человек. Осаждать город у них не имелось ни сил, ни возможности. Нужно было брать его штурмом, и по возможности скорее. Иначе могло стать слишком поздно. Первый штурм был отбит. Крестоносцы спешно занялись сооружением осадных башен и катапульт. 15 июля 1099 г., после второго приступа, Иерусалим пал. Крестоносцы, опьяненные победой, учинили в городе страшную резню. Спасли свои жизни лишь те мусульмане, которые сдались Раймунду Тулузскому; все остальные были уничтожены. Были вырезаны также и все находившиеся в городе евреи, которых обвинили в пособничестве мусульманам. Весь город завалили трупами. По свидетельству очевидцев, на храмовой горе потоки крови текли выше уровня колен. Даже многие крестоносцы были шокированы делом рук своих. Если до этого многие мусульманские правители достаточно терпимо относились к франкам и готовы были считаться с их интересами, то теперь все изменилось. После иерусалимской резни мусульмане поняли, что западные христиане - беспощадные враги, которых необходимо уничтожить. Фанатизм христиан разбудил исламский фанатизм. В завоеванном городе нужно было организовывать правительство. Вначале корону предложили Раймунду. Однако он не был слишком популярен среди своих коллег и понимал это. Он отказался стать королем, заявив, что христианин не может быть королем в городе, в котором Сам Господь коронован терновым венцом и претерпел страдания и смерть. Годфрид Бульонский тем не менее согласился занять этот пост, заявив, что он будет именоваться не королем, а лишь Advocatus Sancti Sepulchri - Защитником Гроба Господня.

http://sedmitza.ru/lib/text/434802/

2003. P. 36), другие относят повреждения ко времени 1-го крестового похода (1099), когда мн. палестинские церкви подверглись нападениям мусульман ( Зевульф. 1885. С. 281-282). В 1103-1105 гг. К. м. был восстановлен царем единой Грузии св. Давидом IV Строителем при поддержке католикоса-патриарха всей Грузии Иоанна VI и прп. Арсения Икалтойского . По сведениям еп. Тимофея (Габашвили), католикос-патриарх и еп. Арсений были изображены на сев. стене кафоликона К. м. (утрачены) ( Тимофей (Габашвили). 1956. C. 82). По мнению П. И. Ингороквы , в композиции на сев. стене должно было быть изображение св. Давида IV. Епископский престол в кафоликоне Епископский престол в кафоликоне Во время господства крестоносцев в Иерусалиме (1099-1187) К. м. был груз. обителью, грузины пользовались широкими правами и помощью ( Попов. 1903. Т. 1. С. 223-225; Метревели. 1962. С. 55; Давид. 1976. Т. 1. С. 270). 20 приписок-синодиков с именами влиятельных членов ордена тамплиеров, занесенных груз. монахами под диктовку франц. рыцарей в Синаксарь 1155 г. из К. м., свидетельствуют о том, что представители ордена не только посещали К. м., но и жертвовали обители большие суммы ( Метревели. 1962. C. 56; Она же. Одна рукопись из Иерусалима. 2007. С. 135-136, 138; Кекелия. 2011. C. 394-395). Сохранились аналогичные синодики, которые были внесены в Грузии в пожертвованную в К. м. рукопись Четвероевангелия 2-й пол. XII в. ( Метревели. 1976. C. 256-258). Еще одним доказательством близких отношений грузин с крестоносцами можно считать изображение в К. м. особо почитаемого в Европе мч. Севастиана , созданное, по мнению Метревели и А. Баумштарка, в XI-XII вв. ( Метревели. 1962. C. 58). Ш. Я. Амиранашвили считал, что оно было сделано в 1-й пол. VIII в. ( Амиранашвили. История. 1961. C. 372), Т. Б. Вирсаладзе и Л. Рео датировали его временем после XV в. ( Вирсаладзе. 1973. C. 23). Также существует не находящее исторических подтверждений предание о том, что 1-й лат. правитель Иерусалима Готфрид Бульонский был похоронен в К.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Эта версия происходившего, предложенная Альбертом, который сам никогда в Святой Земле не был, дается доныне почти во всех научных историографиях, касающихся крестовых походов. Думаю, что я обнаружил доказательства того, что это не соответствует истине. Напротив, Симеон находился в городе при захвате Иерусалима. При приближении крестоносцев он вместе со своим викарным епископом, арабом Самуилом, укрыл высокочтимые реликвии – обломки Честного Креста, которые тогда все еще находились на месте обретения,дабы они не попали в руки крестоносцев. Однако те вынудили его отдать реликвии. Возможно, что при этом применялись пытки. Несомненно, что вскоре после этого Симеон II был изгнан и в последующие годы жил в Константинополе. Там он написал трактат против употребления пресного хлеба в латинской мессе, в котором упоминает письмо антипапы Сильвестра IV Магинульфа, который был избран только в ноябре 1105 г.; следовательно, Патриарх Симеон II жил еще как минимум до 1106 г. Ложные сведения о нем у латинского летописца (а не, например, в наивном сообщении монахини-паломницы Хедевики из Шаффхаузена!) явно были призваны служить маскировкой тех процессов, которые в реальности происходили при создании латинского Иерусалимского патриархата в 1099 г. 6. Роковая модель Таким образом, мелхитско-православная Церковь Святой Земли во времена крестовых походов – это Церковь , у которой латиняне отняли Предстоятеля и почти весь епископат, полагая, что тем самым осуществили фактическую церковную унию. Собственно, фатально в этой ситуации то, что она явственным образом послужила “моделью” для позднейшей церковной истории восточного Средиземноморья. Там, где господствовали латиняне, появлялась в будущем и эта (постоянно отвергаемая народом) искусственная конструкция православной церкви с латинским пришлым епископатом во главе: на Кипре со времени его захвата в 1191 г. (при Лузиньянах и венецианцах) до 1571 г. 19 , на Крите в 1204–1645 гг. при венецианцах 20 , в материковой Греции, где в Афинах в 1205–1387 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Защищаться ему пришлось сразу же. Из Египта к городу приближалась 20-тысячная армия. Годфрид выступил навстречу им со всей своей силой и в августе 1099 г. разбил египтян возле Аскалона. Вся крестоносная армия в этот момент не превышала 10 тысяч человек. Три года назад к стенам Константинополя прибыло более 80 тысяч. После ряда перипетий и споров был избран новый патриарх Иерусалимский. Им стал латинянин Даймберт Пизанский , новый папский легат. Он не обладал достоинствами предыдущего легата Адэмара Ле Пюи: Даймберт был беспринципным, алчным и честолюбивым интриганом. Патриарх Симеон скончался на Кипре в изгнании, так и не дождавшись возвращения в свой город. Таким образом, латинский патриарх был поставлен в пределах законности - во всяком случае, это еще нельзя назвать расколом: его избрание не означало основания параллельной иерархии. Хуже было то, что православных священников изгнали из храма Гроба Господня и на все вакантные епископские кафедры были назначены латиняне. Это сразу же весьма ухудшило отношения между местными христианами и их «освободителями» и заставило палестинских православных впервые пожалеть о куда более терпимых мусульманских правителях. Хотя в конце концов православным священникам было позволено вернуться в храм Гроба Господня, на все время существования крестоносных государств местная иерархия в Палестине оставалась в руках латинян, и лишь священству позволялось быть смешанным. Ближневосточным христианам пришлось с этим смириться - выбора у них не было. Впрочем, по мнению некоторых современных историков, на территории Палестины постоянно находились один или два тайных православных иерарха, которые и рукополагали местное духовенство. Подчинялись они православному Иерусалимскому патриарху, проживавшему в Константинополе. Он же поминался на православном богослужении. Очевидный и бесспорный раскол был начат в Антиохии Боэмундом. В 1099 г. он изгнал из города законного патриарха Иоанна IV, повсеместно почитаемого как исповедника. Новым патриархом Боэмунд назначил своего кандидата Бернарда Валенского.

http://sedmitza.ru/lib/text/434802/

Первый фрагмент издается по списку РНБ, Кирилло-Белоз. 22/1099, л. 288–289. Второй фрагмент издается по списку РНБ, Кирилло-Белоз. 9/1086, л. 263 об. и 194 об. Толкование к фразам: «Исус в стрлах, Моисей в чертоз» и т. д. печатается по списку РНБ, Кирилло-Белоз. 11/1088, л. 236 об.–237. Третий фрагмент издается по списку РНБ, Кирилло-Белоз. 22/1099, л. 15–15 об. Вопросы и ответы от Божественных писаний Вопрос. Что значит: шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа? Ответ. Единая царица в шестидесяти царицах – это душа, а восемьдесят наложниц открывают восьмое таинство, то есть будущий век. Вопрос. Что значит: дом вдовы – жилье обитаемое, и в нем горсть муки, и масло, и вода, и два поленца? Как имя воскресшего сына? Ответ. Имя вдовы – Сарепта, сына ее – Иона, а дом ее прообразует церковь , горсть муки – святое причастие, масло и вода – крещение, а два поленца – крест. Вопрос. Что это: пришел богатый, имеющий большое богатство, к нищему, и отдал нищий богатому многое? Ответ. Богатый – это Христос, а нищий – Иоанн, пришел Христос к Иоанну, владея всеми благами земными, и принял от Иоанна крещение, которого не имел. Вопрос. Кто принес Господу чистую воду и плат нетканый и попросил для себя то, чего нет у него? Ответ. Когда блудница припала к ногам Господа, омочила их слезами, отерла их волосами своими, то попросила себе прощение грехов. Вопрос. Что значит: Исайя сказал: «Власть его на плече его»? Ответ. На плече Он нес крест, ибо шел на распятие. Вопрос. Что значит, если Иеремия сказал: «Горлица, ласточки, сильный щур – птицы, они знали приход лета»? Ответ. Горлица называется церковь , а ласточка – Иоанн Креститель, а щур – блаженный учитель, премудрый Павел, а лето – Христос, и как эти птицы предвещают приход лета, так и те проповедают пришествие Христово. Вопрос. Какая женщина из народа сказала: «Блаженно чрево, носившее тебя, и сосцы, которые ты сосал»? Ответ. Это сказала Фотиния самаритянка, которой явился Господь у колодца Иакова. Вопрос. Что значит, что Господь сказал: «Если простите людям их грехи, то и вам простит Отец ваш небесный»?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн XIV, итальянец из Павии, Пьетро, ...12.983–20.8.984. Иоанн XV, римлянин, ...8.985–...3.996. Григорий V, саксонец, Бруно из герцогов Каринтии, 3.5.996–18.2.999, Вакансия 3,5 месяца. [Иоанн XVI, итальянец из Россано, Джованни Филагато, ...4.997–...2.998]. Сильвестр II, француз из Оверни, Герберт, 2.4.999–12.5.1003. Иоанн XVII, римлянин, Сикконе, ...6.1003–...9.1003. Иоанн XVIII, римлянин, Фазано, ...1.1004–...7.1009. Сергий IV, римлянин, Пьетро, 31.7.1009–12.5.1012. Бенедикт VIII, итальянец, Теофилакт, из графов Тускуло, 18.5.1012–9.4.1024. [Григорий, 1012]. Иоанн XIX, итальянец, Роман, из графов Тускуло, ...4–5.1024–...1032. Бенедикт IX, итальянец, Теофилакт, из графов Тускуло, ...1032–...1044. Сильвестр III, римлянин, Джованни, 20.1.1045–10.2.1045. Бенедикт IX (второй раз), 10.4.1045–1.5.1045. Григорий VI, римлянин, Джованни Грациано, 5.5.1045–20.12.1046. Климент II, саксонец, Шидгер из рода Морслебен и Торнбург, 24; 25.12.1046–9.10.1047. Бенедикт IX (третий раз), 8.11.1047–17.7.1048. Дамас II, баварец, Поппо, 17.7.1048–9.8.1048. Лев IX, св., эльзасец, Бруно, из графов Эгисхейм-Дагсбург, 12.2.1049–19.4.1054. Виктор II, немец, Гебгард, из графов Долленштейн-Гиршберг, 16.4.1055–28.7.1057. Стефан IX (X), лотарингец, Фридрих, из гоафов Лотарингских, 3.8.1057–29.3.1058. [Бенедикт X, римлянин, Джованни, 5.4.1058–24.1.1059]. Николай II, из Бургундии, Жерар, 24.1.1059–27.7.1061. Александр II, итальянец, Ансельмо из Баджио, 1.10.1061–21.4.1073. [Гонорий II, веронец, Кадал, 28.10.1061–...1072]. Григорий VII, св., итальянец из Тосканы, Гильдебранд, 22.4; 30.6.1073–25.5.1085. Вакансия 12 месяцев. [Климент III, из Пармы, Виберто, 25.6.1080; 24.3.1084–8.9.1100]. Виктор III, блаж., итальянец из Беневента, Дауферий (Дезидерий), 24.5.1086–16.9.1087. Вакансия 6 месяцев. Урбан II, блаж., француз, Оддон де Лажери, 12.3.1088–29.7.1099. Пасхалий II, итальянец из Бьеда близ Равенны, Раньеро, 13; 14.8.1099–21.1.1118. [Теодор, епископ Сан Руфино, ...1110]. [Альберт, епископ Сабины, ...1102].

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Этой знати, названной у Акрополита и Пахимера мегистанами 183 , противопоставлена местная смирнская знать, происходившая из данного региона. Представителей этой знати в районе Смирны было большинство. К ней относятся Кастамониты, семейство, имевшее в этом регионе собственность с XII в. Они были связаны с другими местными знатными семьями, такими как Ланкиды 184 . К местной знати принадлежали Мантеяны, собственники в Вари – Мантеи и в поле Меманиомена 185 . Но они породнились с мегистанскими семьями – Пофами, Диаватинами, Констомарами 186 . К местной родовой знати принадлежали также Артавасды, известные в регионе еще с XI в. Никифор Артавасд получил от Алексея I в 1099 г. фискальные функции 187 . Упоминается Артавасд – служитель канцелярии в 1099 г. 188 Константин Артавасд – нотарий в 1143 г. Другой Артавасд упомянут в акте монастыря Богородицы Милостивой в 1160 г. 189 В XIII в. некий Артавасд был одним из собственников поля Меманиомена 190 . Интересной представляется судьба местного семейства Планитов, имевших крупную недвижимость в Мантеи 191 . Это было целостное владение, которое стало дробиться после пожертвования Лемвиотиссе полей и деревьев монахом Максимом Планитом, его матерью и братом. Причем оговаривалось, что брат не должен был становиться париком монастыря. Но уже в 1257 г. брат Максима Василий упоминается в кодексе в качестве парика монастыря Лемвиотиссы 192 . Другой родственник Максима – монах Никодим Планит выступает в акте дарения монастырю метоха св. Поликарпа в качестве парика иронии служилого землевладельца Михаила Петрици 193 . В данном случае мы можем наблюдать изменение социального статуса Планитов, со временем превратившихся из независимых собственников в париков монастыря и прониара. Аналогичным образом изменялся социальный статус семейства Тесаитов. В 1232 г. священник Алексей Тесаит выдал запись игумену Герману, в которой заявлял, что его отец, господин Лука Тесаит, выстроил монастырь св. Пантелеимона, украсил его, снабдил кельями и насадил монахами. Перед смертью он передал монастырь духовным завещанием своему сыну Алексею 194 . Таким образом, Лука Тесаит – типичный монастырский ктитор, который на свои средства смог украсить монастырь. Но уже его сын Алексей вынужден передать его игумену Лемвиотиссы в качестве метоха, поскольку не смог восстановить его «из-за козней злых людей». Вместе с монастырем Алексей передает ему и земельную собственность, приписанную ему, а сам становится монахом Лемвиотиссы 195 . Через некоторое время сын Алексея Тесаита Михаил передает Лемвиотиссе все, положенное на восстановление и украшение метоха, а сам при этом указан в документе в качестве парика или пресельника Мантеи, уплачивающего в казну налог в 2,5 иперпира 196 . Наконец, акт 1280 г. по поводу притязаний Фоки, зятя Кирамарии, на земли монастыря Лемвиотиссы упоминает в числе «домохозяев Мантеи» и парика монастыря Михаила Тесаита 197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно яркое впечатление оставляет личность Патриарха Леонтия II (1076–1085) 17 . Он был иноком монастыря святого апостола Иоанна Богослова на Патмосе и одним из его первых и наиболее выдающихся настоятелей. Император предлагал ему последовательно Киевскую митрополию и Кипрское архиепископство, но он отказался и от того, и от другого. Но когда его спросили, хочет ли он быть Патриархом Иерусалимским, он ко всеобщему изумлению согласился. Но изумление перешло в смятение, когда он вскоре после хиротонии сел на корабль, чтобы начать свое служение в Иерусалиме. Когда он прибыл в Святую Землю, со всех сторон к нему навстречу сбегался православный народ; само собой разумеется, что его прибытие было проигнорировано латинскими властями. Леонтий отправился в Иерусалим и попытался отслужить литургию в соборе святителя Анастасия, в чем ему, конечно, воспрепятствовали. Наконец ему удалось хотя бы поклониться Гробу Господню в сопровождении монахов и простого люда. В его резиденции в Вифлееме произошло несколько покушений на его жизнь, но Леонтий отклонил приглашение мусульманина, эмира Дамаска, перенести резиденцию в сферу его владычества. Наконец по указанию императора он вернулся в Константинополь, где императорский двор и весь город к великому его смущению почитали его как святого. Характерно для духа и обычаев, господствовавших в латинском королевстве Иерусалимском, что ни Патриарх Леонтий II, ни кто-либо из его предшественников эпохи крестовых походов не упомянуты ни в одном из латинских документов. Правда, за одним исключением – упоминается Симеон II 18 . О нем летописец крестовых походов Альберт Аахенский сообщает, что тот находился с латинянами в наилучших отношениях и, будучи изгнанным мусульманами, жил на Кипре, когда Первый крестовый поход достиг Святой Земли, а также что он благочестиво преставился, будучи очень старым, именно тогда, когда крестоносцы в июле 1099 г. захватили Иерусалим, так что им не оставалось иного выхода, нежели поставить на овдовевшую патриаршью кафедру Святого Града кого-то из своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010