Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОРИЦЫН [Нарицын] Петр, рус. духовный композитор 1-й пол.- сер. XVIII в. Автор партесных обработок песнопений литургии знаменного, греческого и др. распевов для 4-голосного хора (дискант, альт, тенор, бас). Биографические сведения о Н. не найдены. Н. Ф. Финдейзен назвал Н. духовным композитором кон. XVII в. ( Финдейзен. 1928. С. 331). Н. В. Гурьева предположила, что Н. и государев певчий дьяк Петр Покровец - одно и то же лицо, хотя нет никаких данных о том, что Н. жил в это время, был государевым певчим в 1654-1693 гг., а также о том, что Петр Покровец был автором к.-л. песнопений ( Гурьева. 2000. С. 11). Обработки Н. имели достаточно широкое распространение в России, они сохранились в рукописных сборниках (преимущественно в Обиходах ), происходящих из московских церквей Петра и Павла у Яузских ворот (ГИМ. Син. певч. 1099, подписан синодальным певчим Феодором Петровым), Симеона Столпника за Яузой (ГИМ. Епарх. певч. 4), из угличского во имя святителя Алексия, митрополита Московского, мужского монастыря (ГЦММК. Ф. 283. 496, партия дисканта), Архангельска (РНБ. Ф. 1260. Q. 75), тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3983 (у Финдейзена ошибочно указан 3933)), Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря (РНБ. Солов. 1194/1338, 1194/1320, 1194/1351, 1194/1353), Успенского собора г. Кинешмы (ГИМ. Син. певч. 1286), Спасской ц. с. Ошеть Нолинского у. Вятской губ. (РНБ. Ф. 1260. Q. 17, партия дисканта), соликамского во имя Святой Троицы мужского монастыря (ГИМ. Син. певч. 789, партия альта; 791, партия тенора), Пыскорского Спасо-Преображенского мон-ря (Соликамский у. Пермской губ.) (ГЦММК. Ф. 283. 508, партия баса), Киево-Печерской лавры (НБУВ ИР. 42 п/XVIII-21, партии дисканта, тенора и баса). Н. мог быть певчим или уставщиком одного из этих певч. центров. Большинство певческих рукописей с произведениями Н. было создано в 30-50-х гг. XVIII в. Обиход из угличского Алексиевского монастыря создан в 1734 г. (Л. 1 об.), а наиболее поздний список произведений Н. из коллекции Николая и Петра Ивашёвых (ГИМ. Епарх. певч. 9) датируется 1786 г. ( Плотникова. 2017. С. 435-450).

http://pravenc.ru/text/2577963.html

143. Col. 760). Согласно др. т. зр., легенда об И. П. сложилась в контексте сведений об огромном влиянии, к-рое оказывали на политику Папского престола в X в. знатная римлянка Феодора и «сенатрисса» и «патрицианка» Мароция (якобы претендовавшая на титул папессы) (см. статьи Иоанн X , Иоанн XI ). Однако большинство исследователей сходятся в том, что появление легенды об И. П. было связано с неверной интерпретацией ряда не понятных простым римлянам и паломникам особенностей папского церемониала и рим. топографии. Как полагал церковный историк XIX в. И. Й. Дёллингер и вслед за ним считают большинство совр. исследователей, легенда имела фольклорный характер (сюжет «женщина, становящаяся епископом/папой» включен под шифром К 1961 2.1 в Указатель фольклорных сюжетов Аарне-Томпсона - Thompson S. Motif-index of Folk-literature. Bloomington, 1955-1958. 6 vol.). Проникновение легенды об И. П. в хроники и др. произведения прослеживается с сер. XIII в. Важнейшую роль в распространении сведений о папессе до нач. XIV в. играли представители нищенствующих орденов, что, по мнению исследователей, было связано с их конфликтом с папой Римским Бонифацием VIII , а также в целом с политической ситуацией, сложившейся вокруг отречения «ангелического папы» Целестина V и избрания «псевдопапы» Бонифация VIII ( Boureau. 1984). Истории о папессе вставлялись как в новые тексты, так и в древние хроники при их переписывании. Об И. П. упоминается в некоторых рукописях XIV-XV вв. хроник Анастасия Библиотекаря (IX в.), Мартина Скота (XI в.) и Сигиберта из Жамблу (XII в.). Во «Всемирной Мецской хронике» Жана де Майи легенда об И. П. излагалась под 1099 г. и сопровождалась пометой «require» (лат.- проверить), что, видимо, свидетельствует о новизне и непривычности материала для автора. Анонимный эрфуртский хронист ок. 1260 г. воспроизвел эту легенду, дав ссылку на неких «римлян» (ut fatentur romani - Chronica minor. P. 184) и датировав описываемые события нач. X в. Сославшись на «Всемирную Мецскую хронику», историю о папе-женщине использовал Э.

http://pravenc.ru/text/577906.html

Она редко упоминается в источниках, но очевидно, что город потерял роль центра виноторговли и его экономические связи были переориентированы от Средиземноморья на внутреннюю Сирию и Египет. Среди мусульман город почитался как место смерти и погребения прадеда пророка Мухаммада Хашима, часто приходившего в Г. с мекканскими караванами. В 767 г. в Г. родился Мухаммад Идрис аш-Шафии, крупнейший юрист, один из создателей мусульм. права. Разрозненные свидетельства указывают на сохранявшееся христ. присутствие в Г. и Маюме. Во 2-й трети VIII в. известен поэт-гимнограф еп. Косма Маюмский , сводный брат св. Иоанна Дамаскина . Из Маюмы происходил мученик кон. VIII в. Вакх Новый , выходцы из Г. упоминаются в житиях палестинских монахов эпохи халифата. В кон. VIII в. Г. с округой были опустошены в ходе междоусобной войны араб. племен Палестины. Однако Г. снова возродилась; путешественники X в. описывают ее как большой и богатый город с прекрасной соборной мечетью. Г. в VII-X вв. занимала территорию в 90 га и насчитывала предположительно 25-30 тыс. жителей. В эпоху крестовых походов борьба за район Г. началась сразу же после захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 г. Под Г. и Рамлой неоднократно происходили сражения христ. и мусульм. армий. Крестоносцы овладели руинами Г. лишь в 1152 г. Они отстроили цитадель, разместили в ней гарнизон тамплиеров . Неукрепленная часть города была разорена в 1170 г. Салахом ад-Дином , цитадель сдалась ему в 1187 г., после падения Иерусалима. Отбитая англ. кор. Ричардом I , она снова отошла мусульманам по договору 1229 г. В 1239 и 1244 г. неподалеку от Г. крестоносцы потерпели поражения от мусульман. Во время вторжения в Палестину монголов (1260) Г. стала крайней точкой их продвижения. В том же году монголы были выбиты из города егип. мамлюками. В егип. султанате Г.- адм. центр одной из провинций; иногда входила в пров. Дамаск. Путешественники XIV-XV вв. пишут о ее процветании, об окрестных садах и о виноградниках, торговле, мечетях, больницах и караван-сараях.

http://pravenc.ru/text/161415.html

Как отдельные песнопения, так и моножанровые циклы песнопений литургии Н. имеют указания на его авторство в разной форме (имя, фамилия, инициалы, определения «творение», «приклад» (переложение), «роспев» и т. п.). Блаженны 8 гласов обозначены как «Приклад Петра Норицына» (ГИМ. Син. певч. 789. Л. 7 об., 14, 20 и др.), «Творения Нарицына» (ГИМ. Епарх. певч. 9-г. Л. 24 об.), «знаменны Норицына» (ГИМ. Син. певч. 1099-а. Л. 10 об.), «Осмогласник Норицына роспев» (Там же. 1099-б. Л. 10 об.), «Норицына роспев знаменны» (Там же. 1099-в. Л. 10 об.), «Норицына роспев» (Там же. 1099-г. Л. 11 об.). Херувимская имеет надписания: «С «Тебе одеющагося» Норицына» (Там же. 1099-а. Л. 21), «Знаменна Нарицына» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3983. Л. 44-46). «Достойно есть» сопровождается указаниями: «Норицына роспев» (ГИМ. Син. певч. 1099-а. Л. 40 об.), «Норицына» (Там же. 1286), греческого распева «Т[ворение] П[етра] Н[орицына]» (РНБ. Ф. 1260. Q. 75. Л. 75, теноровый ключ), «греческое: Т П Н» (РНБ. Солов. 1194/1351. Л. 34 об.), «Знаменна Нарицына» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3983. Л. 89-90 об.), «Греческа Норицына» (Там же. Л. 90 об.- 91 об.). Задостойники греческого распева обозначены: «Норицына», «греческия» (ГИМ. Син. певч. 1099-а. Л. 53), «приклад Петра Норицына» (ГЦММК. Ф. 283. 496. Л. 85), «Нарицына» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3983. Л. 126), «Задостойники rpeчeckiя жь тшаниемъ трудами Петра Норицына» (РНБ. Ф. 1260. Q. 17), «автора Петра Норицына» (ГИМ. Епарх. певч. 4. Л. 126), «положения Нарицына» (Там же. 9-г. Л. 36). Причастны надписаны: «Норицына разныя греческия» (ГИМ. Син. певч. 1099-а. Л. 85), «Радуйтеся, праведнии» с пометкой «златой», «Т П Н» (РНБ. Ф. 1260. Q. 75. Л. 68), с пометкой «златой» в комплекте рукописей из Соловецкого мон-ря (опубл.: Успенский. 1971). Только в одной рукописи имеется пометка «ПН» (т. е. Петра Норицына) для задостойников знаменного распева (ГИМ. Епарх. певч. 4. Л. 141), этот цикл входит в состав сб. ГИМ. Син. певч. 1099 с пометкой «знаменныя», но без указания авторства.

http://pravenc.ru/text/2577963.html

1015—1023 Елевферий 1023—1028 Петр II 1028—1051 Иоанн VI 1051—1062 Емилиан 1062—1075 Феодосий II 1075—1084 Сельджукская эра 1084—1098 Никифор 1084—1090 Иоанн VII 1090—1099 Латинская эра 1098—1268 вакантно 1099—1155 Иоанн VIII 1155—1159 Евфимий I 1159—1164 Макарий III 1164—1166 Афанасий II 1166—1180 Феодосий III 1180—1182 Илия III 1182—1184 Христофор II 1184—1185 Феодор IV 1193—1199 Иоаким 1199—1219 Дорофей I (II) 1219—1245 Симеон II 1245—1260 Евфимий II 1260—1269 Мамлюкская (Египетская) эра 1268—1517 Феодосий IV 1269—1276 Феодосий V 1276—1285 Арсений 1285- ? Дионисий 1293—1308 1308—1342 Игнатий II 1342—1353 Михаил II 1353—1369 вакантно 1369—1386 Пахомий I 1386—1393 1393—1401 Михаил III 1401—1410 Пахомий II 1410—1411 Иоахим II 1411—1426 1426—1436 Дорофей II (III) 1436—1454 Михаил IV 1454—1462 1462—1476 Иоаким III 1476—1493 Григорий III 1493—1511 Османская эра 1517—1922 Дорофей III (IV) 1511—1524 Иоаким IV 1524—1555 Михаил V 1555—1567 Иоаким V 1567—1585 Дорофей IV (V) 1585—1597 Афанасий III 1598—1614 Игнатий III 1614—1628 Евфимий III 1629—1631 Евфимий IV 1631—1647 Макарий III 1647—1685 Кирилл III 1686—1688 Неофит 1688—1700 Афанасий IV 1700- 24 июля 1724 Сильвестр 8 октября 1724 — 24 марта 1766 Филимон 9 мая 1766 — 16 июля 1767 Даниил 17 августа 1767 — 26 декабря 1791 Анфимий январь 1792 — 1 августа 1813 Серафим 1813- 3 марта 1823 Мефодий 25 мая 1823 — 6 июля 1850 Иерофей 19 октября 1850 — 25 марта 1885 Герасим 11 июня 1885 — 24 апреля 1891 Спиридон 14 октября 1891 — 12 февраля 1898 Мелетий II 27 апреля 1899 — 21 февраля 1906 Современная эра с 1922 Григорий IV 29 июня 1906 — 12 декабря 1928 вакантно 1928—1930 Арсений II — антипатриарх 1930—1933 Александр III 30 января 1931 — 17 июня 1958 Епифаний – анипатриарх, наследник Арсения; воссоединился с Синодом Феодосий VI 14 ноября 1958 — 19 сентября 1970 Илия IV 25 сентября 1970 — 21 июня 1979 Игнатий IV 2 июля 1979 — 5 декабря 2012 Рекомендуемые пособия Самое популярное Сейчас в разделе 88  чел. Всего просмотров 3.9 млн. Всего записей 233

http://azbyka.ru/shemy/hronologicheskij_...

Haddad R. On Melkite passage to the Unia. – Haddad R. On Melkite Passage to the Unia: the Case of Patriarch Cyril al-Za‘im (1672–1720)/Christians and Jews in the Otto-man Empire. N.Y.-L. 1982. Vol. 2. P. 67–90. Haddad R. Syrian Christians. – Haddad R. Syrian Christians in Muslim Society. An In-terpretation. Princeton. 1970. Heyberger B. – Heyberger B. Les Chretiens du Proche-Orient au temps de la reforme catholique. P. 1994. Hitti P. – Hitti P. History of Syria. N.Y. 1951. Hiyari M. – Hiyari M. Crusader Jerusalem 1099–1187 AD/Jerusalem in History. N.Y. 1990. P. 130–176. Hopwood D. – Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine. 1843–1914. Church and Politics in the Near East. Ox. 1969. Humphreys S. – Humphreys S. From Saladin to the Mongols. The Ayyubids of Damascus. 1193–1260. N.Y. 1977. Icones Arabes. – Mere Agnes-Mariam de la Croix. Icones Arabes mysteres d’Orient. S.l. 2006. Immerzeel M. Divine Cavalry. – Immerzeel M. Divine Cavalry: Mounted Saints in Middle Eastern Christian Art/East and West in the Crusader States. III//OLA. 125. Leiden. 2003. P. 265–286. Inalcik H. Ottoman Methods of Conquest. – Inalcik H. Ottoman Methods of Conquest/Inalcik H. The Ottoman Empire: Conquest, Organization and Economy. L. 1978. P. 103–129. Inalcik H. The Status of the Greek Orthodox Patriarch. – Inalcik H. The Status of the Greek Orthodox Patriarch under the Ottomans/Inalcik H. Essays in Ottoman His-tory. Istanbul. 1998. P. 195–218. Iorga N. Byzantium after Byzantium. Iasi – Ox. – Portland. 2004. Irwin R. – Irwin R. The Middle East in the Middle Ages. The Early Mamluk Sultanate 1250–1382. L.1986. Jotischky A. – Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule/The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven. 2001. P. 85–96. Karalevskij C. Antioche. – Karalevskij C. Antioche/DHGE. T. III. Col. 585–703. Karalevsky C. Bostra. – Karalevsky C. Bostra/DHGE. T. IX. Col. 1399–1405. Kilpatrick H. – Kilpatrick H. Macarius Ibn al-Za‘im and Bulis Ibn al-Za‘im (Paul of Aleppo)/Essays in Arabic Literary Biography 1350–1850. Wiesbaden. 2009. P. 262–273.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

S. 214-215. [Kat.] E 17). Распятие архиеп. Геро было создано мастерами, сохранившими античные традиции; возможно, повлияло античное скульптурное наследие К. или знакомство архиепископа с бытом визант. двора (он был посланником имп. Оттона I в Византию в правление Македонской династии). Во 2-й пол. XI в. Византию посетил Кёльнский архиеп. Анно II. При нем в К. процветала школа миниатюристов, создававших иллюминированные кодексы с миниатюрами в византийском стиле. В К. были изготовлены драгоценные кресты (cruces gemmatae), напр. равноконечный, с отделкой крупными драгоценными камнями, в т. ч. античными камеями и геммами, золотой сканью для городского собора в Оснабрюке (1070; Ibid. Bd. 3. S. 103-106. [Kat.] H 27), с реликвиями, вложенными в кристалл горного хрусталя в центре креста и в подвесках на перекрестье, для ц. св. Северина в К. (2-я пол. XI в., ц. св. Северина, Кёльн - Ibid. Bd. 2. S. 254-255. [Kat.] E 42). Эмальеры К. подражали искусству византийской эмали: тонкостью рисунка и колористических сочетаний отличается пластина с образом св. Северина (кон. XI в., художественный музей «Колумба» Кёльнского архиепископства, Кёльн), единственная сохранившаяся деталь драгоценной раки святого, созданной по воле архиеп. Германа III Хохштадена (1089-1099) и переплавленной в 1795-1798 гг. (Ibid. S. 255. [Kat.] Е 43). Визант. произведения служили образцами для кёльнских художников XIII в.: резная композиция «Успение Пресвятой Богородицы» на пластине слоновой кости (кон. X в., Музей Шнютгена, Кёльн) стала прототипом фрески в капелле Пресв. Богородицы собора К. (ок. 1260). Торговые и церковно-политические связи с правосл. Востоком в X-XII вв. благоприятствовали появлению в К. византийской художественной продукции. К-польские ткани использованы при погребении архиеп. Гериберта в Дойце (датируются временем правления имп. Василия II Болгаробойцы (ок. 976-1025), художественный музей «Колумба» Кёльнского архиепископства, Кёльн - Ibid. Bd. 2. S. 326, 329. [Kat.] E 94); золотые, с эмалевыми узорами обкладки на 8-конечный крест - часть Честного Креста, который был подарен византийским императором архиеп.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Jerusalem, 1984. P. 102-108; Griffith S. H. The Monks of Palestine and the Growth of Christian Literature in Arabic//The Muslim World. Hartford (Conn.), 1988. Vol. 78. N 1. P. 1-28; idem. Arabic Christianity in the Monasteries of 9th-Cent. Palestine. Aldershot, 1992; Richards D. S. Arabic Documents from the Monastery of St. James in Jerusalem Including a Mamluk Report on the Ownership of Calvary//REArm. N. S. 1988/1989. T. 21. P. 455-469; Rose R. The Native Christians of Jerusalem, 1187-1260//The Horns of Hattin. Jerusalem; L., 1992. P. 239-249; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2. С. 13-42, 52-59, 69-74; NEAEHL; MacAdam H. I. Settlements and Settlement Patterns in Northern and Central Transjordania, ca 550 - ca 750//The Byzantine and Early Islamic Near East/Ed. G. R. D. King, A. Cameron. Princeton, 1994. N 2. P. 49-94; Schick R. The Settlement Pattern of Southern Jordan: The Nature of the Evidence//Ibid. P. 133-154; Zeyadeh A. Settlement Patterns, an Archeological Perspective: Case Studies from Northern Palestine and Jordan//Ibid. P. 117-132; Piccirillo M. The Christians in Palestine during a Time of Transition: 7th-9th Cent.//The Christian Heritage in the Holy Land. L., 1995. P. 47-56; Pahlitzsch J. Athanasios II, a Greek Orthodox Patriarch of Jerusalem (c. 1231-1244)//Autour de la première croisade/Éd. M. Balard. P., 1996. P. 465-474; idem. Georgians and Greeks in Jerusalem (1099-1310)//East and West in the Crusader States: Context, Contacts, Confrontations/Ed. K. Ciggaar, H. Teule. Leuven, 2003. Vol. 3. P. 35-51. (Orientalia Lovaniensia Analecta; 125); Планк П., свящ. Правосл. христиане Св. Земли во времена крестовых походов (1099-1187)//АиО. 2000. 4(26). С. 180-191; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001; Aristarchos (Peristeris), Archb. of Constantina. Literary and Scribal Activities at the Monastery of St. Sabas//The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the 5th Cent. to the Present. Leuven, 2001. P. 171-194; Frenkel Y.

http://pravenc.ru/text/293788.html

46 . Послание Кирилла к Ювеналию, еп. Иерусалимскому. С. 186–187. Cyrilli Alexandrini Epistula XVI: Ad Iuvenalem Hierosolymitanum (CPG 5316t; ср. CPG 8643)//PG 77, 104–105. ACO I, 1, 1, 96–98 15). Mansi IV, 1057–1060. 5000/1. 47 . Послание, писанное Иоанном, еп. Антиохийским, к Несторию. С. 187–191. Iohannis Antiocheni Epistula ad Nestorium (CPG 6316t; ср. CPG 8654)//PG 77, 1449–1157. ACO I, 1, 1, 93–96 14). Mansi IV, 1061–1068. 5000/1. БУ ТСО 1260 44 . 48 . Послание Кирилла, еп. Александрийского, к Несторию об отлучении (и анафемы Кирилловы). С. 191–199. Cyrilli Alexandrini Epistula XVII: Ad Nestorium III (CPGS 5317t; ср. CPG 8644 45 )//PG 77, 105–121. ACO I, 1, 1, 33–42 6). Mansi IV, 1068–1084. 5000/1 46 . 49 . Послание того же Кирилла к клиру и народу константинопольскому. С. 199–200. Cyrilli Alexandrini Epistula XVIII: Ad clerum populumque Constantinopolitanum (CPG 5318t; ср. CPG 8645)//PG 77, 124–125. ACO I, 1, 1, 113–114 24). Mansi IV, 1093–1096. 5000/1. 50 . Того же (Кирилла) и того же собора (послание) к монахам константинопольским. С. 200–201. Cyrilli Alexandrini Epistula XIX: Ad monachos Constantinopolitanos (CPG 5319; ср. CPG 8646)//PG 77, 125–128. ACO I, 1, 5, 12–13 145). Mansi IV, 1097. 5000/1. 51 . Учение Нестория и его анафемы, направленные против анафем Кирилла. С. 202–204. Nestorii Capitula XII contra Cyrilli anathematismos directa [Sp.] (CPG 5761)//ACO I, 5, 2, 247–249 2) 47 . Mansi IV, 1099–1100 48 . 52 . Прошение диакона Василия и прочих монахов. С. 204–208. Basilii archimandritae Constantinopolitanae Libellus ad imperatores (CPG 5774)//PG 91, 1472–1480 49 . ACO I, 1, 5, 7–10 143). Mansi IV, 1101–1108. 5000/1. 53 . Грамота имп. Феодосия и Валентиниана к еп. Александрийскому Кириллу. С. 208–209. Sacra ad Cyrillum Alexandrinum (CPG 8652t)//ACO I, 1, 1, 73–74 8). Mansi IV, 1109–1112. 5000/1. 54 . Высочайшая грамота, посланная в Александрию, к еп. Кириллу и к епископам областных митрополий. С. 210–211. Sacra ad Cyrillum Alexandrinum et ad singulos metropolitas (CPG 8651t)//ACO I, 1, 1, 114–116 25). Mansi IV, 1112–1116. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

565–567 (I) 23 (can.) 581–588 III Вселенский Собор Mansi IV Mansi Рус. пер. Рус. пер. 577–588 1292 (I) 1292–1300 617–680 1301–1304 680–801 1304–1305 804–884 1305–1316 884–885 1317–1325 1325–1329 888–892 1329–1337 1337–1341 1000–1001 1344–1345 1004–1008 1345–1348 1008–1012 1012–1017 1348–1352 1017–1021 1352–1361 1021–1023 (I) 1023–1024 (I) 1368–1372 1372–1373 1025–1036 1376–1377 1036–1048 1377–1380 1048–1049 1380–1384 1049–1052 1384–1385 1053–1056 1056–1057 1385–1389 1057–1060 1061–1068 1392–1393 1068–1084 1396–1397 1086–1094 (I) 1397–1398 (I) 1093–1096 1400–1401 1401–1403 (I) 1099–1100 (I) 1403–1405 (I) 1101–1108 1405–1406 (I) 1109–1112 1406–1407 (I) 1112–1116 1407–1408 (I) 1408–1410 (I) 1410–1411 (I) 1117–1120 1411–1412 (I) 1412–1417 1124–1212 1417–1419 (I) 1212–1225 1419–1420 (I) 1420–1422 (I) 1421–1425 1228–1232 1232–1236 1236–1240 1433–1436 1436–1437 1241–1244 1437–1440 1441–1444 1244–1245 1245–1248 1248–1252 1252–1257 1449–1453 1453–1456 1457–1460 1260–1268 1460–1464 1268–1269 1269–1272 1272–1273 1465–1468 (I) 1273–1276 1469–1473 141 (can.) 1276–1277 1476–1477 1277–1280 1477–1478 (I) 1280–1289 1478 (I) 1291 (I) 141 (can.) Mansi V Mansi Рус. пер. Рус. пер. 289–290 (I) 85–140 289–292 169–172 293–296 173–176 296–301 177–180 301–309 181–185 309–325 186 (l) 328–344 185–204 344–348 204–217 348–352 217–221 221–225 353–372 225–256 371–374 (I) 379–380 (I) 257–260 260–265 381–384 265–266 (I) 384–408 266–269 (I) 408–413 269–271 (I) 271–272 (I) 416–417 273–278 (I) 417–420 277–281 281–284 3. АСО – Русский перевод III Вселенский Собор Collectio Vaticana АСО I, 1,1 ACO (греч.) Pyc. пер. (греч.) Pyc. пер. (лат.) (лат.) 101–102 103–107 108–109 110–112 113–114 114–116 117–118 118–119 120–121 99–100 АСО I, 1, 2 АСО (греч.) Рус. пер. АСО (греч.) Рус. пер. (лат.) (лат.) 63,125 98–100 100–102 102–104 АСО I, 1, 3 АСО (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) (fragm.) (can.) 111,101 90–101 АСО I, 1, 4 АСО (греч.) э ус. пер. АСО (греч.) Рус. пер (лат.) (лат.) I (fragm.) 136 164 137 156 Рус. пер. (греч.)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010