Председатель Нью-Йоркского рериховского общества как-то даже публично угрожал оппонентке: «Еще одно слово, опорочивающее имя Рериха, и я Вам нанесу телесное повреждение» (впрочем, в тот раз речь шла не столько о рериховском мировоззрении, сколько о рериховских деньгах). Е. Рерих упоминает об этом инциденте со своей полной симпатией 1097 . Это понятно – ведь ее «Учитель» наставил: «Если действуете возмущением духа, защищая Имя Господне и силу Учителя вашего, то даже удары будут оправданы» 1098 . В реальной истории путч с оружием в руках уже практиковался создательницей теософии Еленой Блаватской. Она участвовала в «восстании» Гарибальди, описывая свою роль в нем так: «Мы с друзьями отправились в Ментану, чтобы помочь стрелять в папистов» 1099 . Теософские издания насыщены ссылками на «Бхагавадгиту» и ее «кармическую этику», благословляющую исполнение кармического воинского долга, даже если для этого необходимо убийство самых близких людей. Но какая же это «карма» подвигла женщину, рожденную в Тифлисе, стрелять в итальянских католиков на их родине? Наверно, охоту «стрелять в папистов» в сердце Блаватской вложила не «карма», а «друзья " -масоны... Да и сами паписты, похоже, просто под руку подвернулись. Ведь, как писала Блаватская, «мы не чувствуем никакой особой враждебности к папизму, по крайней мере, большей, чем в отношении любой другой существующей догматической и ритуалистической вере» 1100 . Православие, насколько мне известно, также обладает и догматикой, и ритуалом… И стоило в России появиться своим гарибальди – как Рерихи привезли уверение Махатм: «мы посылаем вам всю нашу помощь». Впрочем, и намерение Блаватской относительно Папы Рерихи вполне одобряли: «Нужно наблюдать небывалое событие, чтобы толпа требовала смерти Папы в сердце Ватикана. Ведь такой жар-цвет не расцветал еще никогда» 1101 . И по сю пору идеалом Вождя для рерихианцев остается Ленин – «Ленин служил Эволюции, и ради этого ему пришлось идти самым верхним путем – используя всех и вся для достижения Высшей цели – победы Революции в России» 1102 . Таков, значит «верхний путь» теософии: «использовать всех и вся для достижения Высшей цели».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Униатам естественно желательно было знать эту привилегию, и Левинский обратился с просьбой об этом к Хребтовичу, но Хребтович наотрез отказал. 1093 Левинский тайным образом добыл копию привилегии. Привилегия эта произвела на него, а также и на нунция менее тяжелое впечатление, чем можно было ожидать. «Мало я вижу в ней, – писал Смогоржевскому Левинский, – ограждения господствующей веры, можно даже сказать, что в ней нет ничего хорошего; но что же делать, когда, по мнению подканцлера, ее никаким образом нельзя исправить.... Когда Виктор прибудет сюда, обещают при дворе, обещает и подканцлер воспользоваться вашими соображениями и выторговать у Виктора все, что только будет можно.» 1094 В этих словах слышится утомление, упадок духа. Это чувствовал не один Левинский. Ближайший покровитель и друг Смогоржевского брат короля, примас Понятовский пустился даже по поводу назначения Виктора в гадание и сообщил результаты его Смогоржевскому. 1095 Гадание это послано было Смогоржевскому с целью успокоить его. Смогоржевский, которого мы видели прежде более хладнокровным, нежели какими были нунций и Левинский, теперь к концу 1785 года и далее становился все более и более невоздержным в своих действиях. Он забрасывал письмами не только правительственных лиц, но и панов Малороссии. 1096 В польской правительственной среде явно были не довольны его настойчивостью. 1097 «Ей, ей, боюсь, как бы наш любезный митрополит не наделал беды этою своею ревностью; он не только уж слишком часто пишет к вам, – говорил примас Левинскому, – но и к светским панам, а какова их ревность о вере, сам он ведь знает и видит.» 1098 В особенности примаса тревожило, как бы Смогоржевский не обратился с письмом к прибывшему на Волынь Радзивилу (panie Коснапки) и «как бы этот горячий (zapalony) пан не сделал истории, которая могла бы наделать беды и Смогоржевскому и отечеству.» 1099 Прибытие Виктора в Слуцк в сане архиерея, с архиерейским штатом, еще более усилило эту деятельность Смогоржевского. Встрепенулись опять и варшавские друзья его. До них дошел слух, что Виктор окружен в Слуцке русским войском, именно 300 солдат 1100 , что он объезжает свою епархию, 1101 что он и русское правительство не обращают внимания на привилегию и не заботятся об ней. 1102 Тревогу эту еще увеличил подканцлер Хребтович, сказавший тоже, что, вероятно, Виктор не захочет взять королевской привилегии. 1103

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Итак, того, чтобы просто и неприкрыто говорить и мыслить о таковых вещах, божественные отцы и учители благочестия совершенно не допускали. А когда они решались говорить о том, что по какой-то икономии было совершено Богом, то и об этом сообщали сдержанно и с неким кратким прибавлением, ограничивающим смысл сказанного. Так что и в этом случае, отводя посредством этого краткого прибавления, то есть приставки παρα-, наш ум от [представления] совершенного явления [Бога], они в какой-то степени ограничили его самонадеянное стремление к невозможному. Книга 35, раздел 28 И, чтобы нам пояснить сказанное и другими примерами, да придет мне на помощь Сладкопевец, говорящий: Образы погребения Твоего [несовершенно] показал еси 1091 древле, видения умножив 1092 . А лучше пусть предстанет сказанное Григорием Богословом на Пасху: когда [Слово] будет «пить с нами это новое в царстве Отца» 1093 , то открывая и тому уча, что ныне показало в некоторой мере 1094 . Видишь, как приставка παρα- устраняет [возможность предполагать] здесь совершенное явление истины и вводит вместо него покрытое тенью и несовершенное? И еще: Обновляется же и скиния свидетельства, и притом весьма великолепно, которую Бог показал 1095 , Моисей водрузил, а Веселиил совершил 1096 . [Показал, явившись], конечно, образно, а не по сущности, ибо Он говорит: Смотри, сделай их no тому образу, какой показан тебе на горе 1097 . Книга 35, раздел 29 И ангелы, – говорит божественный Златоуст, – являвшиеся людям, приоткрывали 1098 лучезарный свет собственной природы 1099 . Ведь приставка παρα- придает этим [словам] некий усеченный смысл, как бы намекая на истину, скрывающуюся за завесой символов. Поэтому, слыша про «отчасти показанное» или «приоткрытое» божество, мы не мыслим саму нетварную божественную сущность непосредственно явившейся, но приставкой παρα- пресекаем такое предположение и тем самым ограничиваем неуместную дерзость, [считая] это указанием на снисхождение, а не на самую сущность [Бога], как и божественный Златоуст, толкуя [библейское] Я видения умножал, и в руках пророков уподобился 1100 , говорит, что [Бог] снисшел, но не явил то, чем Он является. А поскольку Сын Его имел явиться нам во плоти, то Он с самого начала подготавливал людей к тому, чтобы видеть сущность Божию, насколько это для них возможно 1101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексей I с помощью военной хитрости разбил осаждавшее город войско Боэмунда. Это сказано Анной Комниной в " Алексиаде " и в современном переводе звучит так: " ...все остальные графы, и особенно Боэмунд, питая старинную вражду к самодержцу, искали только удобного случая отомстить ему за ту блестящую победу, которую он одержал над Боэмундом, сразившись с ним под Лариссой; их объединяла одна цель, и им во сне снилось, как они захватывают столицу [...]; лишь для вида они все отправились к Иерусалиму, на деле же хотели лишить самодержца власти и овладеть столицей " (Алексиада, с. 285). Доместиком Востока — то есть главнокомандующим восточной армией; таким образом, Боэмунд намекал, чтобы император официально объявил его главой похода. ...состоял во вражде с соседними магометанскими владетелями Сирии и Армении. — Султан Кылыч-Арслан I (см. следующее примечание) в это время воевал с эмиром Хасаном Данишмендом в Каппадокии; перед лицом общего врага они примирились. Кылыч-Арслан — Кылыч-Арслан I (ум. 1107 г.), иконийский султан из рода Сельджукидов, сын Сулеймана I, которому наследовал в 1092 г. В 1097 г. разбил неорганизованный отряд, предводимый Петром Пустынником и Вальтером Голяком, однако потерпел поражение от крестоносцев при Никее, не сумев снять ее осаду. В 1101 г. вновь взял военную инициативу в свои руки, заставив крестоносцев избегать его владений. Погиб во время междоусобиц. Фолькмар — рыцарь, предводитель одного из отрядов " похода бедноты " ; был принят вместе с Петром Пустынником у императора. Татикий — один из самых энергичных и преданных императору Алексею I Комнину полководцев, великий примикирий (главный управляющий дворцовыми службами). Его имя постоянно встречается на страницах " Алексиады " Анны Комниной. Часть 3 На юг от Гераклеи в Киликию направились только Бодуэн, брат Готфрида, и Танкред со своими отрядами; они держали путь к Тарсу, занятому слабым турецким отрядом. Крестоносцы и здесь подняли против турок христианское население, как в стране, прилегающей к Тарсу, так и в самом городе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

1097 Тюркское „ярлык”, собственно значащее: повеление, приказание, на юридическом языке Монголов означало всякого рода исходящую от правительства бумагу и соответствовало старому русскому „грамота”. – Григорьев „О достоверности ярлыков”, стр. 18. 1100 После ссылки на грамоты первых и прежних царей, под которыми должно разуметь (так же, как и в ярлыке Менгу-Темировом) грамоты великих ханов, именно – Чингисханову Ясу и её подтверждение Оготаем и Мангу (Гаммера Geschichte d. gold. Horde, S. 151), Узбек ссылается на „нашу первую грамоту” (у Григорьева стр. 117). Но так как его собственной первой грамотой был именно этот ярлык 1313 года, то и необходимо понимать его слова о первой или единственной до него грамоте ханов золотоордынских. 1101 По нашим летописям, перепись народа произведена была в первый раз уже после смерти Батыя в 1257 году; но Плано-Карпини говорит, что первая перепись, по приказанию великого хана Гуюка и Батыя, произведена была в то время как он находился в России, следовательно, в 1246 году, в котором Плано-Карпини был в России, ехав к великому хану, или в 1247 году, в котором он был в ней на возвратном пути,– известий статья VII; cfr Соловьёва История т. III, издание 4, стр. 189. 1102 Монгольская дата, выставленная под ярлыком Менгу-Темира, от способа монгольского летосчисления, не вполне определённа и соответствует двум наших годам – 1267 и 1279, – Григорьева О достоверности ярлыков, стр. 93. Считают вероятнейшим принимать первый год, как год восшествия Менгу-Темира на престол; но на самом деле вероятнее принимать последний год, так как Никоновская летопись даёт знать, что в 1279 году митрополит Кирилл был в Орде у Менгу-Темира; под этим годом в летописи читается: „тогоже лета прииде Феогнаст епискуп Сарайский втретия из греческия земли, из Цареграда: посылал убо его пресвященный Кирилл митрополит киевский и всея Руси и царь ординский Менгу-Темир к патриарху и ко царю Михаилу Палеологу греческому, – от пресвещеннаго Кирилла митрополита грамоты и от царя Менгу-Темира грамоты и поминки (от) обою”.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1094 13 ноября 1727 г. Св. Синод постановил довести об этом до сведения В. Т. Совета см. П.С.П. т. VI, 2076. Лишь в царствование Елизаветы Петровны дана была свобода пострижения (см. Вл. Ивановский, Русск. Законод. стр. 23 сл.). 1097 Малороссийских епархий и монастырей это, как и другие распоряжения не коснулись. П.С.П. V, 1828. 1101 Напомним здесь, что по указу 12 апреля 1722 г. монашеская порция полагалась рядовым; унтер-офицерам – полторы; а обер- и штаб-офицерам порционы согласно регламенту. Понятно, что при этом какой-нибудь один штаб-офицер вытеснял собою многих монахов, а если последние оставались в монастыре, тогда и отставным приходилось давать не «убылыя порции», а особое сверх того содержание, что, конечно, было для монастырей нежелательно и обременительно. 1103 П.С.П. II, 765. В этом Синодальном указе есть разница, сравнительно с разъясняемым указом 12 апреля. В нем, по всей вероятности ошибочно, офицеры и унтер-офицеры названы вместе; им – по полторы порции; а затем со штаб-офицерами упоминаются опять и обер-офицеры. 1111 П.С.П. IV, 1197. В дополнение к сему 5 февраля 1724 г. Петр повелел: 1) если среди пашенных монахов не найдется годных на места иеромонахов и иеродиаконов, то постригать «в указное число» и других лиц; и 2) женатым отставным и нищим предоставить жить где угодно, но вместе с тем давать порции (П.С.П. IV, 1202). Распоряжение об исполнении этих царских указов см. П.С.П. V, 1685, 12 ноября 1725 г. 1112 П.С.П. IV, 1224, 13 марта 1724 г.; 1233, 27 того же марта; 1406, 6-го ноября 1724 г. (в этом указе и о жаловании). 1113 М.А.М.Ю. дела Сената по К.Э. и М. Пр. кн. 531 л. 221–224, 227, 242, 253–255, 257–258. В течение одного 1728 г. было прислано отставных на 380 порций. См. – О.А.С.С. т. VIII, 496/462, 9/19 августа 1728 г. 1115 Как было велено 7 декабря 1727 г. Интересно, что отставные получали в монастырях больше чем состоявшие на действительной службе по гарнизонному окладу 1720 г. (О.А.С.С. XI, 71/67 15 февраля – 10 марта 1731 г.). 1116 Все изложенные только что сведения см. М.А.М.Ю. дела Сената по К.Э. и Мон. Пр. кн. 531 л. 221–224, 227, 242, 253–255, 257–258. В 1737 г. было распоряжение о поселении отставных на пустых землях Казанской и др. губерний (см. М.А.М.Ю. кн. Прот. 236 л. 43; Завьялов, Вопр. о церк. им. стр. 41). Но, по-видимому, большого практического значения эта мера не имела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Евсевий и другие епископы отправились из Александрии в Антиохию, с поручением заняться исцелением раскола. Между тем Люцифер в это же время сделал один необдуманный шаг, способствовавший усилению и продлению раскола, когда именно он посвятил Павлина, пресвитера евстафианской партии, в противоположность Мелетию, который только что возвратился из ссылки 1097 . Таким образом, в Антиохии оказалось три соперника епископа – арианин Евзоий и двое православных, Мелетий и Павлин, и к ним скоро присоединён был четвертый из аполлинариевой секты 1098 . При таких обстоятельствах невозможно было приводить в исполнение какую-нибудь церковную дисциплину, так как нарушители ее, будучи угрожаемы порицанием в одной общине, находили другие, готовые принять их в качестве прозелитов, и это тем более, что в то же время широкая патриархальная юрисдикция Антиохии с властью, принадлежащей третьей из христианских кафедр, в общих делах церкви совершенно отсутствовала. Евсевий, кротко выразив свое сожаление о рукоположении Павлина, немедленно оставил Антиохию. Но своенравный Люцифер отказался признать дело своих представителей, которые подписали александрийские определения; он прервал общение со всеми епископами, принимавшими эти определения, и по возвращении в свою собственную епархию в Сардинии, произвел новый раскол на том начале, что никто из подписавших символ Риминийский не должен быть допускаем вновь к общению 1099 . Эта партия, которая не обвинявшаяся ни в каком еретическом лжеучении, нашла значительное число приверженцев в Италии и Испании. Она даже поставила епископа в Риме, но люцеферианство исчезло уже в начале следующего столетия, если еще не раньше 1100 . Раскол же в Антиохии продолжался. Мелетий был поддерживаем восточными и православными, Павлин – Египтом и Западом, и, не смотря на все усилия Александрийского собора, разногласие в употреблении термина ипостась продолжало служить знаменем соответствующих партий 1101 . Мир был восстановлен в Западной церкви главным образом благодаря трудам Евсевия и Илария Пиктавийского , которому позволено было занять свою епископию вскоре после соборов Риминийского и Селевкийского, так как придворная партия находила желательным даже на таких условиях удалить столь опасного противника подальше от главной сцены действия. Эти два епископа неустанно старались о восстановлении православия на условиях Александрийского собора, в чем они находили содействие со стороны соборов, бывших в Риме и в других местах 1102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но осада – половина дела, оставалось решить вопрос с обеспечением армии продовольствием. Поскольку повсюду носились летучие отряды турецкой конницы, вожди латинян решили направить крупный отряд численностью 20 тыс. воинов под командованием Боэмунда и графа Роберта Фландрского (1093–1111) в ближайшую местность. Каково же было удивление пилигримов, когда на рассвете 31 декабря 1097 г. они столкнулись с объединенным воинством эмиров Хомса, Дамаска и атабега Тугтегина. Несмотря на численное превосходство мусульман, крестоносцы яростно напали на них, опрокинули и рассеяли. Это была замечательна победа, но главная цель не была достигнута, и в лагерь пилигримы возвратились со славой, но без продовольствия 318 . Поражение единоверцев всколыхнуло турок Алеппо, султан которого Ридван вынужден был изменить свою прежнюю точку зрения и собрать армию для деблокады Антиохии. Но 9 февраля 1098 г. его войско было разбито Боэмундом, железные норманны которого по-прежнему оставались непобедимыми 319 . В этих условиях нет ничего удивительного в том, что в феврале 1098 г. в лагерь крестоносцев прибыли послы визиря аль-Малик аль-Афдаля (1066–1121), чтобы обсудить возможность совместных действий пилигримов с Фатимидами. При малолетнем Египетском халифе аль-Мустали (1094–1101) визирь, отец которого являлся принявшим ислам армянином, был настоящим правителем Северной Африки. И хотя ничего конкретного стороны друг другу предложить не могли, сам факт наличия мирного договора способствовал поднятию настроения у крестоносцев 320 . Но, как и раньше, их донимал голод, и множество латинян покинуло армии своих вождей и отправилось на родину. Бежал даже небезызвестный Петр Пустынник, которого норманны по поручению Танкреда схватили на дороге и силой вернули обратно. В некоторой степени ситуацию спас епископ Адемар, сумевший снестись с Иерусалимским патриархом Симеоном (1084–1106), который после гонений на христиан в Святом городе был вынужден скрываться на Кипре. Тем не менее, благодаря его авторитету среди местного населения, латиняне начали в скором времени получать вино и продовольствие 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Судя по тому, каким условиям должен отвечать сущностный деятель у Майстера Экхарта, Экхарт считает, что это имя в собственном смысле приложимо только к Богу 1097 – чистому Интеллекту, «in quo non sit aliud esse quam intelligere... (in quo) ratio intelligendo formatur, nihil praeter intelligere est» [«в коем нет иного бытия, кроме мышления... (В ком) в ходе мышления возникает логос, есть мышление, и только оно»] 1098 . Если мы хотим найти подлинную образцовую причинность в производящей причинности, найти «ratio», которое одновременно есть «слово», единственное начало познания и произведения подобного подобным, то мы должны преодолеть уровень сущностных тварных деятелей и подняться к Первопричине. В ней мы обнаружим то, что в собственном смысле принадлежит откровению Нового Завета: emanatio et generatio personalis filii a patre [излияние и личное рождение Сына от Отца] 1099 . Речь идет о сущностной общности Ratio и Интеллекта, или, говоря традиционным языком тринитарной теологии, о единосущии Слова Отцу: «verbum ipsum est unum principium cum dicente et parente omnium generaliter» [«само Слово есть единое начало с тем, кто высказывает и рождает вообще все»] 1100 . Будучи единым и неразличным в общем начале бытия и действия, Сын должен, однако, отличаться от Отца, чтобы быть «образом», «высказывающим» и являющим Отца. Эти природное тождество и личностное различие явлены в словах самого Христа: «„Ego et pater unum sumus“: „unum“propter naturae identitatem, „sumus“propter imaginis et eius, cuius est imago, distinctionem personalem» [«„Я и Отец (суть) одно“ [ Ин 10:30 ]: „одно“ – по причине тождества природы, „суть“ – по причине личностного различия образа и того, чей он образ]» 1101 . Мы видели, что то же самое сущностное тождество (unum), сопровождаемое различием в способе личностного бытия (non unus), до некоторой степени воспроизводится в тварном мире: интенциональная форма, species, есть non aliud in natura [не иное по природе], чем реальная вещь, к познанию которой она приводит; но, как procedens et genita [произведенная и рожденная], эта же самая species отлична от вещи, которая в ней являет себя и «речет» через нее, «как через сына» («illa utpote filio et prole loquitur») 1102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Синод сам не мог назначить жалованья своею властью, решил снестись с Сенатом или внести этот вопрос на решение ближайшей конференции Синода с Сенатом. Началась переписка с Сенатом, но так как дело затянулось на неопределенное время, то Синод, в 1724 году, по весьма настойчивой и жалостливой просьбе обер-прокурора нашел возможным выдать ему в награду «за прилежное обер-прокурорское правление» 300 рублей 1401 . В проекте штата 1722 года Синод, не обозначая цифры жалованья обер-прокурору, заметил, что «надлежит оклад ему учинить против сенатского обер-прокурора» 1402 . Как видно из последующего, оклад этот простирался до 2100 рублей 1403 , с хлебною выдачей, а без нее – 1800 рублей 1404 . Что касается рангового положения обер-прокурора в Синоде, то характерным может быть признано сведение, что вице-президенты Синода при переезде из Москвы получили по двадцати подвод, а обер-прокурор только восемь, – столько, сколько советники Синода 1405 . В 1724 году Синод уже упоминает, что обер-прокурору «по табелю ранг числится генерал-майора» 1406 . 1053 МАМЮ. 764, л. 745. Сенатское ведение было подано принесшим его сенатским подьячим обер-секретарю. – По генеральному регла­менту, «доношения» принимал секретарь коллегии. – ПСП. 3534. Генер. регл. XIV. 1054 ОАСС. 1722 г., 174; 1723 г., 383 и прил. XLVIII. – ПСП. II, 707. – ОАСС. 1721 г., 97. – АСС. 1721 г., 574. – ПСП. I, 190. 1096 ПСП. IV, 1210. В феврале 1724 года было в Синоде только три секретаря: Семенов, Тишин и Дудин. 1097 ОАСС. 1725 г., 16. – ПСП. IV, 1301. С оставлением при прежних обязанностях до назначения преемника ему по его должности. 1101 АСС. 1723 г., 30. – ПСП. I, 297; IV, 1163. 1210. – ОАСС. 1722 г. 93; 1724 г., 466. – МАМЮ. 764, л. 564. 1109 ОАСС. 1721 г., 118. – ПСП. I, 12. 27. – А. Голубев, «Св. Синод». «Внутр. быт» II, 258. Дальнейшие сведения об образовании синодаль­ной канцелярии в изложении Голубева перепутаны и потому не вполне верны. 1112 ПСП. I, 12. – См. АСС. 1721 г., протоколы, кн. I. Здесь изложено постановление Синода 22 февраля послать о том же указ в бывший патриарший духовный приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010