Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Митр. Киевский (не ранее 14.08.1091/не позднее 1097 - после 1101, не позднее дек. 1104). По происхождению грек. На Киевскую кафедру Н. поставил патриарх К-польский Николай III Грамматик (1084-1111). Сохранилась печать Н. с поясным изображением Божией Матери с Младенцем на левой руке и греч. надписью на обратной стороне: «Печать проедра (синоним архиерея в визант. сфрагистике.- А. М.) России Николая» (Актовые печати. Т. 1. С. 48, 175). В. Л. Янин отметил, что «со времени Николая мы не видим больше на митрополичьих печатях личных эмблем; они заменяются общецерковным символом - изображением Богоматери» (Там же. С. 53; см. также: Литаврин Г. Г., Янин В. Л. Некоторые проблемы русско-визант. отношений в IX-XV вв.//История СССР. 1970. 4. С. 46). Точная дата поставления Н. неизвестна. Его предшественник, митр. Иоанн III , по-видимому, скончался не позднее лета 1091 г. По данным Густынской летописи (20-е гг. XVII в.), Н. занял Киевскую кафедру в 1102 г., однако это не подтверждается данными раннего летописания. Ни Иоанн III, ни Н. не участвовали 14 авг. 1091 г. в торжественном открытии и перенесении мощей прп. Феодосия († 1074) в каменный храм Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) Собором рус. епископов (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211; Т. 38. С. 85). По мнению некоторых исследователей, Н. прибыл в Киев не ранее 1096 г. ( Присёлков. С. 159; Карпов. С. 326), поскольку под этим годом летописец приводит речь князей Святополка (Михаила) Изяславича и блгв. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, обращенную к кн. Олегу Святославичу: «...да поряд положим о Русьстеи земле пред епископы и пред игумены...». Митрополит здесь не называется, но не исключено, что он мог находиться в то время в Византии, как в 1099 г. (см. ниже), или же упоминание епископов следует понимать в расширительном смысле, включающем первосвятителя. Явно недостоверным следует считать сообщение В. Н. Татищева , по мнению к-рого Н. был русином, поставленным на Киевскую кафедру по инициативе кн. Святополка Изяславича из епископов Полоцких.

http://pravenc.ru/text/2565942.html

Одним словом, внимание и благоговение должны быть крайние. V. Как часто надо причащаться? Холодность нынешних христиан к вере и благочестию весьма далека от благочестивого горения и ревности древних времен христианства. Известно, что в те времена было правилом для клира и мирян, исключая оглашенных и кающихся, приобщаться Св. Таин в воскресный день каждой недели. Такой обычай поддерживался в течение трех первых веков. О важности его говорят многие святые отцы. Поучительны на этот счет слова св. Игнатия Богоносца , мужа апостольского, который так увещевает ефесян, призывая их к частому причащению и молитве: «Старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные дела его» 1095 О праздновании воскресения первыми христианами лучше всего говорит свидетельство «от внешних» – знаменитое письмо императору Траяну проконсула Вифинии язычника Плиния (111–114 гг.) 1096 О христианских документах (св. Иустин Мученик ; «Учение 12 апостолов» и многие другие), говорящих о причащении верных по воскресениям, я уже не упоминаю, их слишком много. В некоторых церквах христиане причащались и еще чаще 1097 в иные дни среди недели 1098 и даже ежедневно 1099 Св. Амвросий Медиоланский 1100 так убеждает в необходимости ежедневного причащения: «Если хлеб причащения преподается ежедневно, то чего ради ты приемлешь его по прошествии года? Принимай каждый день то, что для тебя спасительно. Кто недостоин принимать его каждый день, тот недостоин его и чрез год». У нас в Древней Руси тоже часто причащались. Даже лица, обремененные общественными попечениями, это исполняли. Про св. благоверного князя Романа Угличского († 1285 г.) 1101 известно, что он ежедневно слушал Божественную службу, а св. благоверный великий князь Киевский Ростислав-Михаил Мстиславович, внук Владимира Мономаха 1102 приобщался Св. Таин каждое воскресенье 1103 Если наши предки в массе не подражали древним христианам в ежедневном причащении Св. Таин, то, по крайней мере, подражали в ежедневном слушании службы Божией. И это немало. Много ли у нас ходит в храм мужчин в будни? Ходят разве одни старухи. Но вот что говорит о Святой Руси Павел Алеппский 1104 приезжавший в Россию в половине XVII века:

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

1095 Архимандрит Леонид ходатайствовал о награждении Патриарха Иерусалимского Дамиана российским орденом за доброжелательное отношение к Русской Духовной Миссии и за личное участие в освящении русской церкви Илии Пророка на горе Кармил в Хайфе в 1913 г. 1097 О иеромонахе, впоследствии архимандрите, Мелетии (Розове) см. выше, примеч. 1057 к документу 585. 1098 Круглов Алексей Федорович – генеральный консул в Иерусалиме (1908–1914). О нем см. выше, примеч. 982 к документу 532. 1099 Имеется в виду часовня, построенная в Елеонском Вознесенской монастыре на средства благотворительницы И.Г. Силаевой над местом обретения главы Иоанна Предтечи и мозаиками византийского времени с армянскими надписями (см.: Лисовой Н.Н. Святая Земля: история и наследие. М.-СПб., 2015. С. 196). 1100 Об истории приобретения развалин Лавры преподобного Харитона в Айн-Фаре, близ селения Аната, см. документы ниже, в разделе «Лавра преподобного Харитона Исповедника (Айн-Фарское дело)». 1101 В 1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил завершить строительство и освятить храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Освящение храма было совершено Святейшим Патриархом, тогда митрополитом Смоленским и Калининградским, Кириллом в октябре 2007 г. 1102 Леонид имеет в виду приобретенный еще архимандритом Антонином так называемый «дом над сводами». Небольшое помещение, функционировавшее в период Леонида, разумеется, не могло вмещать «1500 человек» – это одно из типичных для стиля донесений Леонида преувеличений. 1103 Так называемый Магдальский сад близ Тивериады, приобретенный о. Леонидом в 1909 г., и сегодня представляет собой «чудный оазис». Храм во имя Марии Магдалины был построен на участке лишь в 1962 г. 1107 Дьяконов Михаил Алексеевич (1864– ?) – управляющий Контролем при Св. Синоде. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. 1108 Неточно. В 1871 г. архимандрит Антонин приобрел участок земли в Горней. Община складывалась постепенно, стихийно, и указать «год ее основания» вряд ли возможно. Храм во имя Целования Божией Матери и праведной Елисаветы (ныне во имя Казанской иконы Божией Матери) освящен в 1883 г., но считался первоначально приходским для местных православных арабов. Так что датой основания обители правильнее считать 1898 г. – время утверждения Св. Синодом правил Горненской женской общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Скачать epub pdf 143. Мстислав I Владимирович, прозванием Великий, великий князь киевский сын Владимира II Всеволодовича Мономаха, великого князя киевского, от первого брака с Гидой Геральдовной, королевной английской. Родился в Смоленске в 1075 г.; выпрошен новгородцами и отпущен к ним на княжение в 1088 г.; переведен на стол ростовский в 1093 г.; возвращен новгородцами в 1095 г.; пошел на Олега, князя черниговского (см. 154), захватившего Муром, и разбил его под Суздалем 1 января, но вскоре же примирился со своим отцом, в 1097 г.; назначенный Святополком II, великим князем киевским (см. 169), в князья Владимиру-Волынскому, не отпущен туда новгородцами в 1101 г.; участвовал в походе русских князей за р. Дон на половцев в 1111 г.; победил Чудь в 1113 г.; «заложи Новгород болий перваго», – говорит летописец, в 1114 г.; взял чудский город Оденпе (Медвежья Голова) близ Дерпта 9 марта 1116 г.; волей отца, уже великого князя киевского, призван и явился на житье в Белгородку киевскую в 1117 г.; ходил с малой дружиной к Владимиру-Волынскому выручать брата Андрея, осажденного там Ярославцем Святополковичем в 1123 г.; наследовал после отца стол великокняжеский в. 1125 г.; сбитый с толку духовенством, допустил Всеволода Ольговича (см. 57) безнаказанно выгнать дядю своего из Чернигова и овладел последним, а сам взял Изяславль полоцкий в 1127 г. и отправил всю семью князей полоцких на трех ладьях в Константинополь в 1129 г.; посылал сыновей на Чудь (эстонцев) в 1130 и 1131 гг. Умер в Киеве 15 апреля 1132 г. Тело его погребено там же, в церкви Федора Тирона, уцелевшем остатке бывшего Федоровского вотча, т. е. отчего, монастыря, Мстиславом же сооруженного. Мстислав Владимирович Великий был женат дважды: 1) на Христине, королевне шведской (см. 189) и 2) на неизвестной по имени дочери посадника новгородского (см. 115). От обеих жен имел пять (по другим известиям, шесть) сыновей, в том числе Изяслава, Ростислава – великих князей киевских, и несколько дочерей. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1096 Флоровский Г., прот. О смерти крестной//Флоровский Г., прот. Догмат и история. С. 186. 1097 Филарет Московский, свят. Слово 11, в Великий Пяток//Филарет Московский, свят. Творения. Т. 1. С. 90. 1098 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 270—271. 1099 Яннарас X. Вера Церкви. С. 163. 1100 См.: Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию. 42//Максим Исповедник, преп. Творения. Кн. II. С. 110. 1101 Пространный катихизис. С. 34. 1102 Яннарас X. Вера Церкви. С. 164. 1103 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 271. 1104 Об этой стороне учения свят. Григория Нисского, например, см.: Попов И. В. Патрология. С. 219—220. 1105 См.: Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 22—24//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 34—38. 1106 См.: Григорий Богослов, свят. Слово 45, на святую Пасху//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 675—676. 1107 См.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 283. Кн. 3. Гл. 27. 1108 Например, см.: Григорий Богослов, свят. Слово 45, на святую Пасху//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 676. 1109 О Соборе 1156—1157 гг. и его догматических решениях см.: Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. С. 220—223. 1110 Григорий Богослов, свят. Слово 45, на святую Пасху//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 676. 1111 Афанасий Великий, свят. Слово о воплощении Бога Слова. 25//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 222. 1112 Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ.С. 296. Кн. 4. Гл. 11. 1113 Афанасий Великий, свят. Слово о воплощении Бога Слова. 25//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 222—223. 1114 См.: Григорий Нисский, свят. Слово на святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. 1. С. 275. 1115 Яннарас X. Вера Церкви. С. 168. 1116 См.: Максим Исповедник, преп. Главы о богословии и о домостроительстве Воплощения Сына Божия. 1, 67//Максим Исповедник, преп. Творения. Кн. 1. С. 226. 1117 Яннарас X. Вера Церкви. С. 169.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

S. 23–24, 479–480. 8 . Иоанн III “Скопец” был митрополитом в Киеве “от года... до года”, т.е. неполный год, примерно с лета 1090 г. По свидетельству современников, уже к моменту прибытия в Киев Иоанн III был смертельно болен, так что к 14 августа 1091 г. киевская кафедра вновь оказалась вакантной (это можно заключить из рассказа летописи о перенесении мощей св. Феодосия Печерского ). Вероятно, Иоанн III хиротонисал епископа Марина Юрьевского. В отличие от своего предшественника, Иоанн III характеризуется в летописи как “муж не книжен, но умом прост и просторек”. Литература: ПСРЛ. Т.1. Стб.208, 211; Т.2. Стб.200, 202–203; Poppe А. Pastwo i kosciól... S.191. 9 . Николай возглавлял Киевскую митрополию между 1092 и 1104 гг. Его имя упоминается только в двух летописных рассказах. По настоянию знати и граждан Киева Николай вместе со вдовой киевского князя Всеволода в ноябре 1097 г. выступил в качестве посредника между соперничавшими князьями, что свидетельствует об определенной связи митрополита с общественной и политической жизнью Руси. Летом 1101 г. Николай снова предстает в роли поборника внутреннего мира. Николаю приписывают рукоположение новгородского епископа Никиты, о котором известно только то, что оно было произведено не ранее 1089 г. и не позднее 1096 г. Литература: ПСРЛ. Т.1. Стб.263, 265; Poppe А. Pastwo i kosciól... S.171. 10 . Никифор I прибыл в Киев 6 декабря 1104 г., был настолован 18-го числа того же месяца (в воскресенье) и занимал кафедру вплоть до своей кончины в апреле 1121 г. Он считается автором четырех произведений, которые первоначально были написаны, видимо, по-гречески и затем переведены на древнерусский: двух посланий к Владимиру Мономаху , одного – к Ярославу Святополчичу, а также пастырского послания ко всем верующим. Последняя атрибуция не может быть признана доказанной, ибо в расчет следует принимать также и митрополита Никифора II. Никифор I способствовал общерусскому распространению почитания Феодосия Печерского , включив его имя в синодик (1108 г.); кроме того, 2 мая 1115 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главы Русской Православной Церкви Киевские митрополиты Михаил (988—992) Леон(тий) (992—1008) Иоанн I (упоминается в 1020-е гг.) Феопемпт [Кирилл] (упоминается в 1039) Иларион (1051 — до 1055) Ефрем (упоминается в 1055; умер, предположительно, после 1061) Георгий (в 1062 прибыл в Киев, упоминается в 1072—73) Иоанн II (до 1077/78—1089) Иоанн III (1090—91) Николай (упоминается в 1097—1101) Никифор I (1104—21) Никита (1122—26) Михаил I (1130—1145/46) Климент Смолятич (1147—59; в 1155—58 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях) Константин I (признан не во всех епархиях, рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156—59) Феодор (1160—1161/62) Иоанн IV (1163—66) Константин II (упоминается в 1167—69) Михаил II [прибыл на Русь в 1171 (?)] Никифор II (упоминается в 1183—98) Матфей (по другим данным, 1200—20)] Кирилл I (II) (рукоположен в 1224, настолование 1225—33) Иосиф (1236—?) Кирилл II (III ?) (поставлен до 1242/43, рукоположен ок. 1246/47, на Руси упоминается в 1250—81) Киевские и всея Руси митрополиты Максим (рукоположен в 1283, прибыл на Русь в 1285, в 1299/1303 перенёс резиденцию во Владимир Суздальский, умер в 1305) Пётр (1308—26) Феогност (1328—53) Алексий (1354—78) Киприан (рукоположен в 1375, до 1378 и в 1382—90 в Киеве; в 1381—82 и в 1390—1406 в Москве) Михаил (Митяй) (наречённый митрополит с 1378, умер в 1379, не рукоположен) Пимен (рукоположен в 1380, принят в Москве в 1382; низложен 1384/85) Дионисий (рукоположен в 1384, умер в 1385) Фотий (рукоположен в 1408, прибыл на Русь в 1409; умер в 1431) Герасим (рукоположен в 1433, сожжён в 1435 литовским князем Свидригайлом) Исидор (рукоположен в 1436, прибыл на Русь в 1437, в 1441 бежал из Москвы в Литву, а затем в Рим) Иона (наречённый митрополит с 1442/43, рукоположен Собором русских епископов в 1448; умер в 1461 Московские и всея Руси митрополиты Феодосий (Бывальцев) (1461—64) Филипп (1464_73) Геронтий (1473—89) Зосима (Брадатый) (1490—95) Симон (1495—1511) Варлаам (1511—21) Даниил (1522—39) Иоасаф (Скрипицын) (1539—42) Макарий (1542—63) Афанасий (1564—66) Филипп II (Колычев) (1566—68) Кирилл III (1568—72) Антоний (1572—81) Дионисий (1581—86) Иов (1586—89; с 1589 патриарх) Патриархи Московские и всея Руси Иов (1589—1605) Игнатий (1605—06, 1611—12) Гермоген (1606—11) Филарет (Романов) (1619—33) Иоасаф I (1634—40) Иосиф (1642—52) Никон (1652—66) Иоасаф II (1667—72) Питирим (1672—73) Иоаким (Савелов) (1674—90) Адриан (1690—1700) Тихон (Белавин) (1917—25) Сергий (Страгородский) (1943—44) Алексий I (Симанский) (1945—70) Пимен (Извеков) (1971—90) Алексий II (Ридигер) (с 1990)  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Он же сообщает о том, что Хосрой приказал изгнать из Иерусалима иудеев, что косвенно подтверждает слова Стратегия о том, что именно они были повинны в поджогах. 1096 Изгнание иудеев и их ответственность за поджоги подтверждаются и Модестом в его дружеских посланиях (они приведены у Себеоса) 1097 армянскому патриарху Комитасу, где он радуется прибытию армянских паломников, которое вновь стало возможным благодаря включению обеих стран в состав Персии. Догматические вопросы ни в одном из посланий не затрагиваются. В своих замечательных трудах Модест мог ожидать поддержки и помощи и из другой части христианского мира. Находившийся в Александрии преподобный Иоанн Милостивый не только встретил и обеспечил пропитанием беженцев. Он отправил Ктесиппа, игумена Энатонского, в Иерусалим для оценки урона и послал Модесту 1000 номисм, разного рода припасы и тысячу рабочих из Египта, не желая при этом, чтобы гдето звучало его имя. 1098 Считается, что он был автором одного из появившихся в ту пору плачей о Святом Городе. Мы уже говорили о Exomologesis " & Антиоха. Еще один плач входит в собрание «анакреонтических» поэм Софрония, 1099 автор которых выказывает основательное знакомство с квантитативной классической метрикой. Софроний и Мосх все еще находились с папой Иоанном в Александрии. Однако вскоре воинство персов вторглось и в Египет. Еще до взятия персами Александрии папа Иоанн отбыл на родной Кипр, где и умер (вероятно, 11 ноября 617 года). 1100 Отправившиеся вместе с ним Мосх и Софроний 1101 после его смерти перебрались сначала на Самос, 1102 а затем, вероятно, в Рим. Краткие и не очень надежные Жития Мосха 1103 сообщают, что он умер в Риме и что тело его было перевезено Софронием в Иерусалим и похоронено в обители преподобного Феодосия, в Пещере Волхвов (когда выяснилось, что выполнить волю Мосха и похоронить его на Синае невозможно). Сообщается, что произошло это в восьмом индиктионе, и это значит, что Софроний вновь поселился в обители преподобного Феодосия в 61920 гг. 1104 Однако представляется более вероятным, что какоето время он находился на Западе, и его возвращение в Палестину в восьмой индиктион пришлось на 634 год, а не на более раннюю дату.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Скачать epub pdf 169. Святополк II Изяславич, в св. крещении Михаил, великий князь киевский сын Изяслава I Ярославича, великого князя киевского от брака с сестрой Казимира I, короля польского, неизвестной по имени. Родился в Турове (ныне местечко Мозырьского уезда Минской губернии) в 1050 г.; получил от отца Полоцк, отнятый у Всеслава Брячиславича, князя полоцкого, но немедленно выгнан отсюда Всеславом в 1071 г.; приходил с Владимиром Мономахом , князем смоленским, жечь тот же Полоцк в 1077 г.; сев, по приказанию отца, на столе новгородском в 1078 г., добровольно оставил Новгород в 1088 г.; прибыл из Турова в Киев занять престол великокняжеский, предоставленный ему Мономахом, как старейшему в роде, и дважды разбит половцами под Киевом (у Торческа и на Желани) в 1093 г.; ходил с Мономахом на половцев, в их «вежи», и к Смоленску, на Святославичей, в 1095 г.; разбил под Переяславом хана половецкого Тугоркана, своего тестя, тут же убитого, в 1096 г.; созвал общий съезд всех князей в Любече, первый на Руси, кончившийся, однако, коварным ослеплением Василька, князя теребовльского (см. 50), 4 ноября 1097 г.; осажден за это в Киеве князьями под начальством Мономаха, но, заступничеством мачехи Мономаховой у пасынка, прощен в 1098 г.; по приговору простивших, ходил на Давида Игоревича, князя волынского, к Бресту, в 1099 г.; созывал второй съезд князей в 1100 г.; отвергнут новгородцами в 1101 г.; счастливо ходил на половцев в 1103 и 1107 гг.; выстроил Златоверхо-Михайловский монастырь в Киеве каменным в 1108 г.; совершил с Мономахом первый блистательный поход на половцев за р. Дон в 1111 г. Умер в Киеве 16 апреля 1113 г. Тело его погребено там же, в Михайловском монастыре. Великий князь Святополк II был женат дважды: 1) на неизвестной (см. 40), от которой имел сына (или двух) и две дочери; 2) на дочери Тугоркановой (см. 89), родившей ему двух сыновей. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1092 Щербатов. О повреждении нравов в России, в: Рус. ст. 1871. С. 686; а также: Долгорукий И. М. Путешествие в Киев в 1777 г., в: Чтения. 1870. 3. С. 8; мое ук. соч. С. 574—576. 1093 Сборник. 7. С. 97. 1094 Соловьев. 25 (1875). С. 148; ср. письмо Екатерины графу А. П. Бестужеву. Сборник. 7. С. 135. 1095 ПСЗ. 16. 11643. 1096 ПСЗ. 16. 11716; о деятельности Комиссии: Завьялов. Ук. соч. С. 127 и след. 1097 ПСЗ. 16. 11730, дополнительно там же 11745, 11747, 11789 и 11791 (об управлении и учете доходов и расходов). 1098 ПСЗ. 16. 11814; специальная инструкция для Коллегии экономии: там же. 11844; она начала работать 12 июля. Там же. 11864. 1099 ПСЗ. 16. 12060. 1100 Ср.: Завьялов. Ук. соч. С. 155—190, 190—234, 283—321, 322—340 (о пунктах А, Б, В и Г). 1101 Чудецкий П. Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв., в: ТКДА. 1877. 4. С. 73. 1102 ПСПиР. 4. 1200; Чудецкий. Ук. соч. С. 57, 58, 73, 74; ИРИ. 6. С. 1144—1147. 1103 Покровский И. Русские епархии в XVIII веке. Приложение 2; Завьялов. Ук. соч. С. 235. 1104 Александро-Невская лавра в Петербурге получала содержание вместе с Петербургской епархиальной кафедрой. 1105 1 монастырь 2009,8; 1 монастырь 2007,7 и 1 монастырь 1506,38 руб. 1106 Милютин. Ук. соч., в: Чтения. 1861. 2. С. 565; Завьялов. Ук. соч. С. 266. В 1768, 1775 и 1793 гг. увеличивалась общая сумма расходов на монастыри по штатам. ПСЗ. 13061, 14361 и 17124. 1107 Завьялов. Ук. соч. С. 346—348, таблица. 1108 Там же. С. 274. Эти данные не вполне надежны, ибо отдельные монастыри переходили из одной категории в другую, некоторые были впоследствии закрыты, другие опять возобновлены. Чудецкий. Ук. соч. С. 73—75, 88—102, 104—107. 1109 ПСЗ. 16. 12121; Милютин. Ук. соч., в: Чтения. 1861. 2. С. 568—569; Чудецкий. Ук. соч. С. 74; Завьялов. Ук. соч. С. 270—271. 1110 ПСЗ. 22. 16375, 16649 и 16650. 1111 ПСЗ. 13721. 1112 Об этом см.: Харлампович. Малороссийское духовенство (1898) и Шляпкин. Ук. соч. 1113 «Доношения» Арсения, в: Чтения. 1862. 2. С. 25.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010