Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Архиереи Русской Православной Церкви (кон. Х—сер. XIII в.) Приводится по изданию: Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского настыря, 1995 г. Кн. 2, с. 633-634; Кн. 3, с. 641. Список архиереев составлен А. В. Назаренко. В список включены только достаточно надежно засвидетельствованные иерархи; курсивом даны гипотетические даты; в квадратные скобки помещены имена архиереев, заимствованные из поздних источников. За основу взят перечень иерархов из книги: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси X–XIII вв. М., 1989 (раздел о Киевских митрополитах составлен А. В. Поппэ). В этот перечень внесены дополнения и исправления. Даты, указанные в настоящем списке, могут не совпадать с датами, приводимыми высокопреосвященным Макарием. Киевские митрополиты Свт. Михаил 988 – 992. 992 – 1008 Иоанн I упом. в 1020-е гг. Феопемпт упом. в 1039 г. [Кирилл I] Свт. Иларион 1051 — до 1055 г. упом. в 1055 г., ( вероятно, после 4.11.1061. Георгий прибытие в Киев в 1062 г., упом. в 1072–1073 гг. Свт. Иоанн II до 1077/1078 г.— 1089. Иоанн III 1090 – 1091. Свт. Николай упом. в 1097–1101 гг. Никифор I прибытие в Киев 6.12.1104, настолование 18.12.1104 — 04.1121. Никита настолование 15.10.1122 — 9.03.1126. Михаил I 1130 – 1145/1146. Климент Смолятич (признан не во всех епархиях). 27.07.1147 — 03.1159 (в 1155 — 12.1158 г. был изгнан из Киева). Свт. Константин I (не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях). рукоположен в конце 1155 г., прибытие в Киев летом 1156 г.— 03.1159. Феодор 08.1160 –1161/1162. Иоанн IV 1163–1166. Константин II упом. в 1167–1169 гг. Михаил II рукоположен до 24.03.1171, прибытие на Русь до 07.1171 (?). Никифор II упом. в 1183 – после 01.1198. Матфей

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Митр. Киевский (не ранее 14.08.1091/не позднее 1097 - после 1101, не позднее дек. 1104). По происхождению грек. На Киевскую кафедру Н. поставил патриарх К-польский Николай III Грамматик (1084-1111). Сохранилась печать Н. с поясным изображением Божией Матери с Младенцем на левой руке и греч. надписью на обратной стороне: «Печать проедра (синоним архиерея в визант. сфрагистике.- А. М.) России Николая» (Актовые печати. Т. 1. С. 48, 175). В. Л. Янин отметил, что «со времени Николая мы не видим больше на митрополичьих печатях личных эмблем; они заменяются общецерковным символом - изображением Богоматери» (Там же. С. 53; см. также: Литаврин Г. Г., Янин В. Л. Некоторые проблемы русско-визант. отношений в IX-XV вв.//История СССР. 1970. 4. С. 46). Точная дата поставления Н. неизвестна. Его предшественник, митр. Иоанн III , по-видимому, скончался не позднее лета 1091 г. По данным Густынской летописи (20-е гг. XVII в.), Н. занял Киевскую кафедру в 1102 г., однако это не подтверждается данными раннего летописания. Ни Иоанн III, ни Н. не участвовали 14 авг. 1091 г. в торжественном открытии и перенесении мощей прп. Феодосия († 1074) в каменный храм Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) Собором рус. епископов (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211; Т. 38. С. 85). По мнению некоторых исследователей, Н. прибыл в Киев не ранее 1096 г. ( Присёлков. С. 159; Карпов. С. 326), поскольку под этим годом летописец приводит речь князей Святополка (Михаила) Изяславича и блгв. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, обращенную к кн. Олегу Святославичу: «...да поряд положим о Русьстеи земле пред епископы и пред игумены...». Митрополит здесь не называется, но не исключено, что он мог находиться в то время в Византии, как в 1099 г. (см. ниже), или же упоминание епископов следует понимать в расширительном смысле, включающем первосвятителя. Явно недостоверным следует считать сообщение В. Н. Татищева , по мнению к-рого Н. был русином, поставленным на Киевскую кафедру по инициативе кн. Святополка Изяславича из епископов Полоцких.

http://pravenc.ru/text/2565942.html

Ныне эти два понятия имеют принципиальное различие: русские – этнос, россияне – политическая нация, все граждане России. Подобные различия характерны для европейских стран, хотя и не предполагают вербальной разницы: например, французы ( les Français) – и этнос, и гражданство. До ХХ века подобная разница отсутствовала и в России. Возможность для ее создания была обусловлена различием в написании названия страны: Русь/Россия. Русские Пензенской губернии, 1862.      «Россия» – слово, ничуть не более позднее, чем «Русь». Уже сирийский писатель VI века Захария Ритор упоминает «народ Рос» , живущий в Северном Причерноморье . С IX в. указания на его существование становятся в византийских (а затем и в арабских, и в западных) источниках частыми. При святом патриархе Фотии (IX в.), при котором первые русы приняли крещение, появляется «митрополия Росия» . В договоре князя Олега с греками, который датируется 911 г., фиксируется «русь» , причем именно в значении народа (ед. ч. – русин, мн. ч. – русь). В договоре Игоря с греками 944 г. Русь уже упоминается как страна. Подобные значения часто встречаются в «Слове о законе и благодати» (середина XI в.), «Повести временных лет» и более поздних источниках . Этноним «русин/русь» , известный с Х в., сохранялся веками. С XVI-XVII вв. в Речи Посполитой фиксируется форма множественного числа «русины». От слова «Русь/русь» происходит прилагательное «руский/руський» , употреблявшееся в отношении как территории, так и населения. В «Слове о законе и благодати» упоминается «язык (т.е. народ) руский» и «Руская земля», в «Повести временных лет» – «русьстии людье» («русские люди», 1015 г.), «людем русьскым» (1103 г.), в «Задонщине» – «руский народ», в Новоторговом уставе 1667 г. – «руские люди» . Обычное именование русского народа в российском законодательстве XVII в. – «Русские/руские люди» . Разница в написании слова «русский» объясняется отсутствием официальных грамматических правил в древнерусском языке: это слово пишется как с «Ь», так и без оного, с одной или двумя «С». Форма «русский» («Русская земля»; с двумя «С» и без «Ь») зафиксирована в Лаврентьевском списке Повести Временных Лет под 1078, 1097, 1100, 1101, 1103 гг. и т.д.

http://pravoslavie.ru/63991.html

Скачать epub pdf 143. Мстислав I Владимирович, прозванием Великий, великий князь киевский сын Владимира II Всеволодовича Мономаха, великого князя киевского, от первого брака с Гидой Геральдовной, королевной английской. Родился в Смоленске в 1075 г.; выпрошен новгородцами и отпущен к ним на княжение в 1088 г.; переведен на стол ростовский в 1093 г.; возвращен новгородцами в 1095 г.; пошел на Олега, князя черниговского (см. 154), захватившего Муром, и разбил его под Суздалем 1 января, но вскоре же примирился со своим отцом, в 1097 г.; назначенный Святополком II, великим князем киевским (см. 169), в князья Владимиру-Волынскому, не отпущен туда новгородцами в 1101 г.; участвовал в походе русских князей за р. Дон на половцев в 1111 г.; победил Чудь в 1113 г.; «заложи Новгород болий перваго», – говорит летописец, в 1114 г.; взял чудский город Оденпе (Медвежья Голова) близ Дерпта 9 марта 1116 г.; волей отца, уже великого князя киевского, призван и явился на житье в Белгородку киевскую в 1117 г.; ходил с малой дружиной к Владимиру-Волынскому выручать брата Андрея, осажденного там Ярославцем Святополковичем в 1123 г.; наследовал после отца стол великокняжеский в. 1125 г.; сбитый с толку духовенством, допустил Всеволода Ольговича (см. 57) безнаказанно выгнать дядю своего из Чернигова и овладел последним, а сам взял Изяславль полоцкий в 1127 г. и отправил всю семью князей полоцких на трех ладьях в Константинополь в 1129 г.; посылал сыновей на Чудь (эстонцев) в 1130 и 1131 гг. Умер в Киеве 15 апреля 1132 г. Тело его погребено там же, в церкви Федора Тирона, уцелевшем остатке бывшего Федоровского вотча, т. е. отчего, монастыря, Мстиславом же сооруженного. Мстислав Владимирович Великий был женат дважды: 1) на Христине, королевне шведской (см. 189) и 2) на неизвестной по имени дочери посадника новгородского (см. 115). От обеих жен имел пять (по другим известиям, шесть) сыновей, в том числе Изяслава, Ростислава – великих князей киевских, и несколько дочерей. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 169. Святополк II Изяславич, в св. крещении Михаил, великий князь киевский сын Изяслава I Ярославича, великого князя киевского от брака с сестрой Казимира I, короля польского, неизвестной по имени. Родился в Турове (ныне местечко Мозырьского уезда Минской губернии) в 1050 г.; получил от отца Полоцк, отнятый у Всеслава Брячиславича, князя полоцкого, но немедленно выгнан отсюда Всеславом в 1071 г.; приходил с Владимиром Мономахом , князем смоленским, жечь тот же Полоцк в 1077 г.; сев, по приказанию отца, на столе новгородском в 1078 г., добровольно оставил Новгород в 1088 г.; прибыл из Турова в Киев занять престол великокняжеский, предоставленный ему Мономахом, как старейшему в роде, и дважды разбит половцами под Киевом (у Торческа и на Желани) в 1093 г.; ходил с Мономахом на половцев, в их «вежи», и к Смоленску, на Святославичей, в 1095 г.; разбил под Переяславом хана половецкого Тугоркана, своего тестя, тут же убитого, в 1096 г.; созвал общий съезд всех князей в Любече, первый на Руси, кончившийся, однако, коварным ослеплением Василька, князя теребовльского (см. 50), 4 ноября 1097 г.; осажден за это в Киеве князьями под начальством Мономаха, но, заступничеством мачехи Мономаховой у пасынка, прощен в 1098 г.; по приговору простивших, ходил на Давида Игоревича, князя волынского, к Бресту, в 1099 г.; созывал второй съезд князей в 1100 г.; отвергнут новгородцами в 1101 г.; счастливо ходил на половцев в 1103 и 1107 гг.; выстроил Златоверхо-Михайловский монастырь в Киеве каменным в 1108 г.; совершил с Мономахом первый блистательный поход на половцев за р. Дон в 1111 г. Умер в Киеве 16 апреля 1113 г. Тело его погребено там же, в Михайловском монастыре. Великий князь Святополк II был женат дважды: 1) на неизвестной (см. 40), от которой имел сына (или двух) и две дочери; 2) на дочери Тугоркановой (см. 89), родившей ему двух сыновей. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Киевские митрополиты Михаил (988 - 992) Леон(тий) (992 - 1008) Иоанн I (упоминается в 1020-е гг.) Феопемпт [Кирилл] (упоминается в 1039) Иларион (1051 - до 1055) Ефрем (упоминается в 1055; умер, предположительно, после 1061) Георгий (в 1062 прибыл в Киев, упоминается в 1072 - 73) Иоанн II (до 1077/78 - 1089) Иоанн III (1090 - 91) Николай (упоминается в 1097 - 1101) Никифор I (1104 - 21) Никита (1122 - 26) Михаил I (1130 - 1145/46) Климент Смолятич (1147 - 59; в 1155 - 58 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях) Константин I (признан не во всех епархиях, рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156 - 59) Феодор (1160 - 1161/62) Иоанн IV (1163 - 66) Константин II (упоминается в 1167 - 69) Михаил II [прибыл на Русь в 1171 (?)] Никифор II (упоминается в 1183 - 98) Матфей (по другим данным, 1200 - 20)] Кирилл I (II) (рукоположен в 1224, настолование 1225 - 33) Иосиф (1236 - ?) Кирилл II (III ?) (поставлен до 1242/43, рукоположен ок. 1246/47, на Руси упоминается в 1250 - 81) Киевские и всея Руси митрополиты Максим (рукоположен в 1283, прибыл на Русь в 1285, в 1299/1303 перенёс резиденцию во Владимир Суздальский, умер в 1305) Пётр (1308 - 26) Феогност (1328 - 53) Алексий (1354 - 78) Киприан (рукоположен в 1375, до 1378 и в 1382 - 90 в Киеве; в 1381 - 82 и в 1390 - 1406 в Москве) Михаил (Митяй) (наречённый митрополит с 1378, умер в 1379, не рукоположен) Пимен (рукоположен в 1380, принят в Москве в 1382; низложен 1384/85) Дионисий (рукоположен в 1384, умер в 1385) Фотий (рукоположен в 1408, прибыл на Русь в 1409; умер в 1431) Герасим (рукоположен в 1433, сожжён в 1435 литовским князем Свидригайлом) Исидор (рукоположен в 1436, прибыл на Русь в 1437, в 1441 бежал из Москвы в Литву, а затем в Рим) Иона (наречённый митрополит с 1442/43, рукоположен Собором русских епископов в 1448; умер в 1461 Московские и всея Руси митрополиты Феодосий (Бывальцев) (1461 - 64) Филипп (1464_73) Геронтий (1473 - 89) Зосима (Брадатый) (1490 - 95) Симон (1495 - 1511) Варлаам (1511 - 21) Даниил (1522 - 39) Иоасаф (Скрипицын) (1539 - 42) Макарий (1542 - 63) Афанасий (1564 - 66) Филипп II (Колычев) (1566 - 68) Кирилл III (1568 - 72) Антоний (1572 - 81) Дионисий (1581 - 86) Иов (1586 - 89; с 1589 патриарх) Патриархи Московские и всея Руси Иов (1589 - 1605) Игнатий (1605 - 06, 1611 - 12) Гермоген (1606 - 11) Филарет (Романов) (1619 - 33) Иоасаф I (1634 - 40) Иосиф (1642 - 52) Никон (1652 - 66) Иоасаф II (1667 - 72) Питирим (1672 - 73) Иоаким (Савелов) (1674 - 90) Адриан (1690 - 1700) Тихон (Белавин) (1917 - 25) Сергий (Страгородский) (1943 - 44) Алексий I (Симанский) (1945 - 70) Пимен (Извеков) (1971 - 90) Алексий II (Ридигер) (с 1990)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1359...

Значительную ценность для биографии О. представляет его переписка, вошедшая в знаменитый Кодекс Удальрика - собрание грамот, писем и стихотворных произведений, составленное в 1125-1134 гг. Удальриком, кустодом бамбергского собора. В его составе - 5 писем, написанных О., адресованные ему послания и др. материалы (Codex Udalrici. 2017; также см.: Ziegler. 1982. S. 116). Важные сведения об О. сообщает «Хроника» (Chronicon) за 1101-1125 гг. Эккехарда из Ауры, лично знакомого со святым. Жизнь Происхождение О. довольно долго считалось в историографии достаточно заурядным, и лишь в исследованиях, проведенных во 2-й пол. XX в., была доказана его принадлежность по материнской линии к высшей швабской знати ( Klebel. 1954. S. 144, 161-163, 187; Petersohn. 1980. S. 25-27). Его отец, Оттон, происходил из знатного швабского рода, а мать, Адельгейда (Адельхайд) (ок. 1045 - после 1094), приходилась родной сестрой швабскому герц. Фридриху I фон Бюрену († 1105) - мужу дочери имп. Генриха IV Агнессе (ок. 1072-1143) и соответственно родоначальнику династии Штауфенов. Знатным происхождением и близостью к имп. двору объясняется назначение О. капелланом сестры Генриха IV - Юдит, когда та выходила замуж за польск. кн. Владислава I Германа (ок. 1088). Молодой капеллан был хорошо образован, специально для своей службы выучил славянский язык. В Польше он снискал не только славу, но и значительное богатство; впосл. на эти деньги О. построил приют для паломников в Вюрцбурге ( Ebbonis Vita. 1856. P. 824). Вернувшись из Польши, он стал каноником в Регенсбурге и находился на службе у аббатисы Нидермюнстера Юдит. В период между 1097 и 1102 гг. О. был назначен (вероятно, в соответствии с его собственным желанием) доверенным лицом имп. Генриха IV (auriculario suo) на строительстве кафедрального собора в Шпайере: О. руководил строительными работами и следил за организацией труда и расходами артели, ранее заподозренной в растрате (подробнее см.: Giese. 1989). Вскоре после возвращения в Бамберг он был назначен придворным капелланом и канцлером, но находился на этом посту недолго.

http://pravenc.ru/text/2581737.html

Итогом смуты стал Любечский съезд князей в окт. 1097 г. На нем, согласно принципу отчинности, Черниговское княжество было закреплено за О. С. совместно с братьями Давидом (при этом Смоленск передавался Владимиру Всеволодовичу Мономаху) и Ярославом. Какая именно из черниговских волостей досталась О. С., источники умалчивают, но, судя по позднейшим данным об отчинах Ольговичей и Давидовичей, ясно, что это была Новгород-Северская вол., включавшая тогда Ср. и частично В. Подесенье и В. Поочье. Кроме того, Владимир Всеволодович Мономах уступил О. С. (возможно, временно) Курское Посемье. Вероятно, на Любечском съезде О. С. был лишен старейшинства среди Святославичей; если это предположение верно, то данный случай - самое раннее свидетельство директивного установления династического старейшинства по междукняжескому договору. В дальнейшем место О. С., как и Святославичей в целом, в системе междукняжеских отношений вырисовывается с достаточной определенностью. Ни О. С., ни ставший черниговским князем Давид Святославич не покушались на сложившееся еще до возвращения О. С. на Русь фактическое соправительство киевского кн. Святополка Изяславича и переяславского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха, обусловленное их положением как отчичей Киева. По всей вероятности, в силу решений Любечского съезда Святославичи были лишены такого положения, поскольку киевское княжение их отца Святослава Ярославича, нарушившее принцип старейшинства, воспринималось как незаконное. Переход киевского стола от Святополка Изяславича к Владимиру Всеволодовичу Мономаху в 1113 г. совершился без всяких препятствий со стороны Давида Святославича и О. С. (очевидно, компенсацией за лояльность служила уступка О. С. Курска). О. С. участвовал во мн. общерус. мероприятиях: в 1098 г. совместно с Владимиром Всеволодовичем Мономахом и Давидом Святославичем выступил против Святополка Изяславича, обвинявшегося в причастности к ослеплению теребовльского кн. Василия (Василька) Ростиславича ; в 1100 г. присутствовал на княжеском съезде в Витичеве, на к-ром кн. Давид Игоревич был лишен Волыни; в 1101 г. участвовал в заключении мира с половцами у Сакова, в 1104 г.- в походе против минского кн. Глеба Всеславича , в 1107 г.- в отражении половецкого набега в Посулье; тогда же женил сына, кн. Святослава, на дочери половецкого хана Аепы (параллельно с браком сына Владимира Мономаха Юрия); в 1113 г. вместе со ставшим киевским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом противостоял половцам у Воиня. Однако следует отметить некоторую сдержанность О. С. в отношении военных действий против половцев: он отказался присоединиться к общерус. походу 1103 г., по всей видимости, не участвовал в походах в 1110 и 1111 гг.

http://pravenc.ru/text/2578295.html

В 1095/96 г., после кончины в Киеве Новгородского еп. Германа, скорее всего именно Н. возглавил поставление на Новгородскую кафедру киево-печерского инока свт. Никиты († 1109). Также с именем Н. с большой степенью вероятности следует связывать хиротонию Переяславского еп. Симеона, который упоминается в связи со строительством в 1101-1103 гг. блгв. кн. Владимиром Мономахом Успенского собора в Смоленске, относившемся тогда к Переяславской кафедре (ДРКУ. С. 146; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 250). Вероятно, в период первосвятительства Н. состоялось нападение на Киев 20 июля 1096 г. половцев во главе с ханом Боняком; под городом были разорены Кловский Стефанов, Германеч на Берестове и Печерский мон-ри. Н. возглавлял Русскую Церковь в период значимых событий - конфликтов между князьями и попыток положить им конец на княжеских съездах, сопровождавшихся настойчивыми апелляциями к нормам христианской нравственности. О к.-л. участии митрополита в попытках установить стабильность нет и речи. Митрополит не упоминается в рассказе о съезде 1103 г., когда было принято решение о походе соединенных сил русских князей на половцев, хотя оно сопровождалось присягой. Сохранились 2 известия о посредничестве Н. в конфликтах между князьями. 5-6 нояб. 1097 г. князья Святополк Изяславич и Давид Игоревич ослепили теребовльского кн. Василька Ростиславича. Об аресте Василька Святополк сообщил «боярам и людям». Игумены, узнав об этом, «начаша молитися о Васильке», но безуспешно. В кон. 1097 или в нач. 1098 г. Н. (согласно данным Никоновской летописи 20-х гг. XVI в., во время совершённого князьями преступления он был вне Киева: «митрополиту тогда сущу в Синелице граде» - ПСРЛ. Т. 9. С. 130) был послан киевлянами вместе с вдовой киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича к ее пасынку блгв. кн. Владимиру Мономаху, осадившему Киев, с просьбой не начинать междоусобной войны, но объединиться в борьбе с половцами. Мономах «не преслуша молбы» митрополита, но предложения Мономаха и его союзников передала Святополку вдова Всеволода Ярославича. По-видимому, в разрешении данного конфликта митрополит не имел самостоятельной роли (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 264; Т. 2. Стб. 238).

http://pravenc.ru/text/2565942.html

Олег же оказывается без княжеского удела в Русской земле и в последующие годы силой пытается установить справедливость, становясь на защиту интересов всех Святославичей, оказавшись после гибели в 1078 г. Глеба Святославича старшим среди них. Прежде, однако, он подводит Владимира Мономаха, поручившегося за него перед отцом на Пасхальной неделе, 8 апреля 1078 г., когда Владимир посетил отца и пригласил на праздничный обед своего кума. Олег Святославич через день бежит из Чернигова в Тмуторакань, а в августе возвращается с половцами... Выиграв первую битву 25 августа, во второй, на " Нежатиной ниве " , терпит поражение. В ней погибает и князь киевский Изяслав Ярославич. В этой битве уже единым фронтом с отцом выступает и Владимир Мономах - против двоюродного брата и кума. Олег опять бежит в Тмуторакань, откуда его выкрали греки (хазары) и заточили на острове Родос . Вернулся он только спустя четыре года, в 1083 г., сидит в Тмуторакани, а в 1094 г. появляется с половцами под Черниговом... За время его отсутствия полноправным правителем в Русской земле становится Всеволод Ярославич. Как заметил В.В.Кусков, при странных обстоятельствах в 1078 г. убивают старшего Святославича - Глеба, и в том же году, на " Нежатиной ниве " , союзника Святославичей и двоюродного брата Бориса Вячеславича. Смертельный удар в спину копьем получает стоявший вдалеке от сражения киевский князь Изяслав Ярославич. В 1079 г. погибает и другой Святославич - Роман Тмутораканский. Похоже, Всеволод Ярославич расчистил себе путь на Киевский престол, а сыну - Владимиру Мономаху - на Черниговский . Однако Владимир Всеволодович, являя собой пример благоверного князя, за что и стал почитаем как святой , не пошел по стопам отца, но смирением своим достиг Киевского престола. После смерти отца в 1093 г. он уступает Киев Святополку Изяславичу, хотя, если бы захотел, мог бы отстоять его силой. В 1094 г. уступает Чернигов Олегу Святославичу, не желая кровопролития. Более того, прощает куму и двоюродному брату убийство своего второго сына - Изяслава - под Муромом (Изяслав не по праву занял вотчину Олега Святославича). Любечский съезд 1097 г. закрепляет мир между князьями (кстати, произошел он в Черниговском княжестве). Более того, Олег Святославич принимает участие практически во всех походах русских князей против половцев, начиная с 1101 г. (1103, 1107, 1111, 1113 гг.).

http://pravoslavie.ru/28725.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010