чувствовал себя уверенно под защитой кор. Вильгельма и с вежливостью и почтением отвергал все попытки Папского престола более активно влиять на церковную жизнь Англии. Во время церковно-политического кризиса в континентальной Европе, вызванного борьбой за власть между папой Римским Григорием VII и имп. Генрихом IV (1084-1106), Л. придерживался строгого нейтралитета. Сохранились 3 адресованных Л. письма антипапы Климента III (текст писем и комментарий см.: Liebermann. 1901), который был незаконно избран папой по указанию имп. Генриха IV и с 1084 г. до сер. 90-х гг. XI в. находился в Риме, ведя борьбу с папами Римскими Григорием VII, Виктором III (1086-1087) и Урбаном II (1088-1099). О реакции Л. на призывы Климента III признать его власть в католич. Церкви, посетить Рим и выплатить ему полагающийся папский налог известно из письма Л. одному из римских сторонников Климента III. Не отвергая прямо притязаний Климента III и замечая, что победа имп. Генриха IV и его последующие действия едва ли были бы возможны без помощи Божией, Л. вместе с тем отказывался принять в Англии легатов Климента III. Уклоняясь от суждения о том, кто из претендентов является законным папой Римским, Л. отмечал, что определить это можно будет лишь по прошествии необходимого времени, когда выяснится, насколько правомерны притязания каждого из них, и станет ясно, кто из них принят полнотой католич. Церкви (см.: Lanfranc. Ep. 59//PL. 150. Col. 548-549; подробнее см.: Cowdrey. 2003. P. 202-205). Т. о., Л. намеренно дистанцировал англ. Церковь от Рима и его политики, считая достаточным поддержание лишь формальных церковно-канонических связей с Папским престолом. Л. не был сторонником регулярных архиепископских визитаций и большую часть времени проводил в пределах Кентерберийского архиеп-ства и при королевском дворе. После 1072 г. Л. лишь единственный раз покидал пределы Англии: в 1077 г. он совершил недолгую поездку в Нормандию, посетив мон-ри Сент-Этьен и Бек. В 70-80-х гг. XI в. Л. регулярно созывал Соборы англ.

http://pravenc.ru/text/2463105.html

Гильдебранда (впосл. папа Римский Григорий VII ). Во 2-й пол. XI в. К. оставался самым значительным городом Кента. В 1086 г., согласно «Книге Страшного Суда», в К. проживало ок. 6 тыс. чел. По приказу короля в городе был построен деревянный замок (в нач. XII в. заменен каменным). При архиеп. Ланфранке после пожара 1067 г. был перестроен кафедральный собор и здания соборного капитула, возведен новый архиепископский дворец. Тогда же произошло окончательное оформление капитула при кафедральном соборе, для которого архиепископ составил «Монастырские установления (конституции)». Со временем было проведено разделение имущества между архиепископом и капитулом (до этого имущество капитула подлежало конфискации каждый раз, когда кафедра оказывалась вакантной). В К. был основан приорат св. Григория регулярных каноников-августинцев для ухода за неизлечимо больными. В ходе нормандского завоевания и вскоре после него значительная часть церковных владений была передана приближенным короля. В 1072 г. архиеп. Ланфранку и настоятелям некоторых обителей в Кенте, в т. ч. аббату монастыря св. Августина в К., пришлось защищать земельные владения от притязаний Одона из Байё, гр. Кента. Архиеп. Стиганд на коронации Гарольда II. Гобелен из Байё. Кон. XI в. (музей Байё, Франция) Архиеп. Стиганд на коронации Гарольда II. Гобелен из Байё. Кон. XI в. (музей Байё, Франция) После смерти архиеп. Ланфранка кафедра К. в 1089-1093 гг. оставалась вакантной. Поскольку доход вакантной кафедры поступал в королевскую казну, кор. Вильгельм II (1087-1100) долгое время препятствовал возведению на нее католич. св. Ансельма, аббата нормандского монастыря Бек, который еще при жизни Ланфранка рассматривался в качестве его преемника. Лишь тяжело заболев и находясь при смерти, король дал согласие на избрание Ансельма архиепископом К. (1093-1109). Вскоре между новым архиепископом и королем вспыхнул конфликт не только из-за земель и доходов архиеп-ства, но и по вопросам о признании папой Римским Урбана II (1088-1099) (король поддерживал антипапу Климента III ) и о праве архиепископа созывать Соборы.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИН Рус. триодный Торжественник. 2-я пол. XV в. (ГИМ. Увар. 338 (894). Л. 361 об. - 362) Рус. триодный Торжественник. 2-я пол. XV в. (ГИМ. Увар. 338 (894). Л. 361 об. - 362) (сер. XV в.- между сент. 1511 и нояб. 1514, Кириллов Белозерский мон-рь), иером. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , книжник. Сведения о Е. содержатся в записях в 6 сборниках, частично переписанных, частично собранных Е. из рукописей др. писцов (5 сборников - в Кирилло-Белозерском собрании РНБ: 6/1083, 9/1086, 11/1088, 22/1099, 53/1130; 1 сборник - рус. триодный Торжественник - в собрании гр. А. С. Уварова в ГИМ: 338 (894) (365)). Книжник проставлял в рукописях точные даты работ и указывал свое имя, что дает возможность частично реконструировать его биографию и предположить, что до принятия монашества он служил дьяком (точность в датировках и подписях - профессиональные навыки). Возможно, он оставил свое место после смерти в 1462 г. вел. кн. Василия II Васильевича . С. Н. Кистерёв полагает, что Е. происходил из семьи вотчинников. (Представляется неверной гипотеза А. Г. Боброва, отождествившего Е. с кн. Иваном, сыном Дмитрия Георгиевича Шемяки ( Бобров А. Г. Попытка одного отождествления: (Князь Иван Дмитриевич - инок Ефросин)//Псков в рос. и европ. истории: Мат-лы Междунар. науч. конф. М., 2003. Т. 2. С. 270-278). Генеалогические источники по истории рода князей Шемятичей, включая данные родословных книг и помянников, не подтверждают тезис о тождестве кн. Ивана Шемятича и Е., т. к. в нач. 60-х гг. Кириллов Белозерский монастырь находился под покровительством вел. князя Василия II - политического противника Шемяки ( Шибаев. 2005. С. 85-93). Кроме того, в Евфросиновском летописчике Е. указал неверный день смерти Шемяки (23 июля вместо правильной даты - 17 июля). Ошибочным также является предположение Боброва об авторстве Е. в отношении «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». Эта гипотеза противоречит выводам ученых, исследовавших данные памятники,- А. А. Зализняка, В. А. Кучкина, А. А. Горского и др.)

http://pravenc.ru/text/187860.html

Позднее к Дадону присоединился подвижник Медральд. Молва об их подвигах распространилась по округе, и в К. собралась община монахов, построивших ц. Спасителя. Дадон, желая остаться отшельником, передал руководство общиной Медральду и удалился в уединенное место под названием Гран-Вабр. Сведения о монастыре дошли до Людовика Благочестивого, который взял монахов под свою защиту и велел им принять Устав св. Бенедикта. В грамоте кор. Аквитании Пипина II, датированной 23 авг. 838 г., об этих событиях говорится иначе: «достопочтенный муж» Дадон пришел в разоренную сарацинами местность Конк и получил от гр. Гвиберта участок из земель королевского фиска, где построил монастырь; там собралось множество монахов. К 838 г. во главе общины стоял аббат Илия. Кор. Пипин II наделил аббатство земельными владениями и принял под свою защиту, чтобы местные сеньоры не покушались на монастырскую собственность. Также король передал монахам К. соседний монастырь Йонант с владениями. В местности Фижак был основан мон-рь «Новый Конк», подчиненный К., туда перешли монахи из Йонанта. Насельники Фижака должны были молиться о здравии короля, королевы и о благополучии королевства; после смерти аббата Илии и его преемника они могли самостоятельно избрать аббата в соответствии с бенедиктинским уставом. Подлинность этих грамот была поставлена под сомнение ( Bodarw é , Rother. 2011): скорее всего их изготовили в К. при аббате Бегоне I (между 869 и 873/4) на основе несохранившихся подлинных документов. Их копии могли входить в состав досье, подготовленного монахами К. к Нимскому Собору (1096), на котором папа Римский Урбан II (1088-1099) должен был вынести решение в споре монастырей К. и Фижак. Доказывая древность своего аббатства, монахи Фижака тоже изготовили грамоту, выданную якобы кор. Пипином Коротким (датирована 755). Кроме того, в обоих аббатствах были созданы предания о происхождении обителей. В Хронике аббатства Фижак (кон. XI - нач. XII в.) говорится, что монастырь был основан Пипином Коротким и получил дарения и привилегии от имп.

http://pravenc.ru/text/1841928.html

1074. Ср.: свт. Василий Великий. Против Евномия, III, 1//PG 29, 653 B – 656 A. 1075. Ср. перевод П. К. Христу, предполагающий иную синтаксическую разбивку: «… говорили о подчиненном по причине и следствию, а не по тварному и нетварному или, иначе, низшему и высшему…». 1076. Помимо Священного Писания и святых отцов. 1077. Аналогичное выражение о самом свт. Григории Паламе использует Никифор Григора (История ромеев, XVIII, 6, 5//Vol. 2, p. 899: 19, ed. Bonnae; PG 148, 1160 CD). 1078. 2Тим. 2, 9 (Изд.). Палама намекает и на собственное заключение (Пер.). 1079. Ср.: 2Тим. 1, 12. 1080. 2Тим. 3, 12. 1081. 2Тим. 3, 13. 1082. Ср.: 2Тим. 2, 18. 1083. 2Тим. 2, 17. 1084. 2Тим. 2, 4. 1085. Ср.: Пс.-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, IV, 1//Vol. 2, p. 20: 13–15 Heil; PG 3, 177 C. 1086. Ср.: свт. Григорий Нисский. На блаженства, 7//Vol. VII/2, p. 150: 25–27 Callahan; PG 44, 1280 B. 1087. Свт. Иоанн Златоуст. О непостижимости Бога (Против аномеев), I, 4//SC 28, p. 116: 192–198 Malingrey; PG 48, 705: 10–17. 1088. Пс.-Василий Великий. Против Евномия, V//PG 29, 769 A 8–9. 1089. Там же, 772 C. 1090. Там же. 1091. Ин. 16, 15. 1092. Теоретически запятая может стоять также после «существуют». По контексту Афанасия запятая, скорее, должна стоять там, где мы ее поставили, но при сокращенной цитате такая пунктуация невозможна. 1093. Свт. Афанасий Великий. Беседа на «Все Мне предано Отцом» [Мф. 11, 27 пар.], 4//PG 25, 216 B. 1094. Цитата не установлена. 1095. Цитата не установлена. Ср., однако: свт. Фотий. Послания, 1//Vol. 1, p. 13: 346–352 Laourdas-Westerink (cf.: p. 12: 317; 13: 361–362)=ep. I, 8, 17//PG 102, 649 A. Ср. также примеч. 278. Конец цитаты ср.: прп. Максим Исповедник. Диспут с Пирром//PG 91, 341 A (ср. выше, примеч. 87). 1096. Сущности и энергии. 1097. Подразумевается: без обожения (авторская ирония). 1098. Ср.: свт. Василий Великий. Против Евномия, III, 1//PG 29, 656 A. 1099. Слово ατομετοχα встречается только у Пс.-Дионисия Ареопагита дважды в трактате О божественных именах (V, 5 и XII, 4//Vol. 1, p. 184: 12; 225: 18 Such la; PG 3, 820 C, 972 B).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

β) Ο Αλξιος Α’ Κομνηνς (1081-1118) επανλαβε την προσπθεια προς τον ππα Ουρβαν Β’ (1088-1099) το τος 109521, που ρχισε η πρτη σταυροφορα. Οι σταυροφορες «εξετρπησαν πολλς φορς απ την αποστολ τους, διηρυναν αντ να γεφυρσουν το εκκλησιαστικ χσμα Ανατολς και Δσεως και ξυναν τις θεολογικς αντιθσεις»22. Και τοτο, διτι οι Ππες χρησιμοποησαν και αυτς για την προθηση των σχεδων τους στην Ανατολ, πως απδειξε λλωστε η Δ’ σταυροφορα (1204). Το 1098 συνεκλθη σνοδος στη Βρη, με θμα το Filioque και ο Ππας αναθεμτισε τους μη δεχομνους την σχετικ διδασκαλα. Οι διαπραγματεσεις μως μειναν ατελσφορες, διτι οι Ανατολικο δεν συμφνησαν με την προσθκη . γ) Ο διος αυτοκρτορας προκλεσε συζτηση στην Κων/λη το 1111 1113, με θμα το Filioque και τα ζυμα. Ουσιαστικ βμα ταν η αποδοχ απ τους Ανατολικος του «πρωτεου τιμς» για τον Ππα, στα ρια της Πενταρχας των Θρνων24. δ) Επ αυτοκρτορος Ιωννου Β’ Κομνηνο (1118-1143) γινε συζτηση στην Κωνσταντινοπολη (1135)25, με την επιδωξη πολιτικς συνεννησης. Συζητθηκαν μως το Filioque, ο ρτος της Θεας Ευχαριστας και για πρτη φορ το παπικ πρωτεο. Η συνντηση τελεωσε με ευχς, «να ταχως δι γενικς συνδου αρθσι τα ατια του σχσματος»26. ε) Επ Μανουλ Α’ Κομνηνο (1143-1178), δυτικο επσκοποι λθαν στην Πλη ως απεσταλμνοι του Ππα Καλλστου Γ’ (1160-1178)27. Ο Πατριρχης Μιχαλ Γ’ ο του Αγχιλου (1170-1177) συνεκλεσε ενδημοσα σνοδο το 1170, αλλ η δισταση των συμμετεχντων οδγησε στην αποτυχα. Ο Ππας Αλξανδρος Γ’ (1159-1181) θεσε ως ρο για την νωση την αποδοχ του παπικο πρωτεου και του εκκλτου. Κθε πλευρ προσπαθοσε να επιβλει τις θσεις της στην λλη, αλλ κατ τον Βασλειο Στεφανδη, «οτε οι μεν, οτε οι δε προβαινον εις παραχωρσεις και καμνον ορθς, αφο δεν εχον πεισθ περ του εσφαλμνου των δοξασιν αυτν»28. Σημασα μως χει, τι τα πνευματικ, θεολογικ και εκκλησιαστικ αντανακλαστικ των Ανατολικν διατηροσαν την ευαισθησα τους. Η λωση και λεηλασα της Πλης απ τους σταυροφρους της Δ’ σταυροφορας (1204) δωσε νες αφορμς για θεολογικς επαφς με τη Δση, σε μια να βση, που στοιχειοθτησε ο εκ της Δσεως τρα κνδυνος. Οι Ανατολικο υπολγιζαν στη βοθεια του Ππα για την ανκτηση της Πλης στω την ουδετερτητ του. ταν, πργματι, κτι το απονενοημνο.

http://gr.pravoslavie.ru/131565.html

власти как высшей власти на земле, момент, когда теократический дуализм природы этой власти был оспорен. С этого времени начинается новый период в истории империи и папства. Ни отлучение Генриха IV, ни его примирение с папой не разрешили проблемы И.: во время переговоров в Каноссе эта тема вообще не затрагивалась. В 1078 г. Григорий VII запретил духовенству получать еп-ства и аббатства из рук мирян, к к-рым он причислял королей и императоров. Этот запрет был повторен в 1080 г. на великопостном синоде в ужесточенной форме: светским лицам, осуществляющим И. даже на уровне самых низовых структур церковной организации, грозило отлучение. Был сформулирован новый порядок избрания епископов: под контролем присланного папой или архиепископом прелата, к-рый должен был следить, чтобы в процедуру не вмешивались светские власти. Генрих IV отказался признавать решения синода, и тогда папа вновь отлучил его от Церкви, демонстративно заявив о передаче королевства ставленнику княжеской оппозиции Рудольфу Швабскому как «леннику апостола Петра». Повторное отлучение не только не достигло цели, но и укрепило решимость к сопротивлению сторонников Генриха IV среди епископов. Противники папы собрались под председательством короля на Собор в Бриксене (июнь 1080) и приняли решение о низложении папы, обвиняемого вполне справедливо также и в том, что он вопреки церковному порядку ставил своих епископов на уже занятые имперские кафедры, что вело к распрям. Новым папой под именем Климент III был провозглашен лидер итал. антипапской оппозиции Равеннский архиеп. Гвиберт, в 1084 г. короновавший имп. короной Генриха IV, который к тому времени захватил Рим. Григорий VII, в течение неск. лет безуспешно пытавшийся сохранить власть при поддержке графини Матильды Тосканской и норманнских герцогов, умер в изгнании (1085). На этом этапе борьбы за И. позиции церковных реформаторов пошатнулись даже в Риме. Имперский епископат поддержал антипапу Климента III, Генрих IV продолжал сам назначать епископов, а Римский папа Урбан II (1088-1099) не отваживался напоминать ему о каноническом запрете И.

http://pravenc.ru/text/389533.html

367-368 368-369 369-376 КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса 376-381 КЛЕРМОН город (с 1630 Клермон-Ферран) на юге центральной части Франции, кафедра католич. архиеп-ства 381-394 КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР (1095), собор католич. Церкви, созванный папой Римским Урбаном II (1088-1099) в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран, Франция) 394-397 КЛЕСЛЬ Мельхиор (1552-1630), кард., еп. Венский, церковный и гос. деятель в Австрии в период Контрреформации 397-399 КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910-1994), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства 399-402 КЛИМЕНЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Климецкий, Клименицкий, Клименцы), находился в Петрозаводском у. Олонецкой губ., на юж. побережье Климецкого (Клименцы) о-ва Онежского оз. 402-406 КЛИМЕНТ (I в.), ап. от 70 (пам. 22 апр., 10 сент., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 сент. и 30 июня - в Соборе всех апостолов) 406-407 407-408 408-409 409-413 КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) 413-462 462-463 462-469 470-471 КЛИМЕНТ (Верниковский Константин Александрович; 1863-1909), еп. Винницкий, викарий Подольской и Брацлавской епархии 472-473 КЛИМЕНТ (Друмев Васил Николов) (ок. 1841 - 1901), митр. Тырновский, болг. писатель, церковный и политический деятель 473-475 475-477 КЛИМЕНТ (Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 1830-1878), иером., переводчик, писатель 477-480 480-482 482-483 483-485 486-488 КЛИМЕНТ (Тризна; † между янв. 1685 и июлем 1686), нареченный еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский (1679-1686) 488-489 489-491 491-494 494-496 496-499 499-512 КЛИМЕНТ VI (1290 или 1291 - 1352, до избрания папой - Пьер Роже), папа Римский эпохи «Авиньонского пленения пап» (с мая 1342)

http://pravenc.ru/vol/xxxv.html

и Марфы и Лазаря под 17 дек. ( Quentin. 1908. Р. 443, 450). Узуард заимствовал из Мартиролога Адона память Марфы под 17 дек. и краткую заметку, в которой говорится, что недалеко от Вифании была построена церковь, посвященная Марфе и ее брату Лазарю (MartUsuard. 1965. P. 361). Впосл. вместо памяти под 17 окт. или 17 дек. в зап. Мартирологах память Марфы и прав. Лазаря появляется под 29 июля. Впервые эта дата зафиксирована в бревиарии из кафедрального собора Манда (Франция), составленном между 1123 и 1174 гг. ( Rochais H. Le «Liber de Natalitiis», et de quelques grands légendiers des XIIe et XIIIe siècle. Rochefort, 1975. Vol. 1. P. 62). Возможно, выбор этой даты (в октаву праздника Марии Магдалины) связан с желанием объединить поминовение Марии Магдалины (пам. зап. 22 июля) и Марфы. Др. объяснение основано на том, что начиная с XIII в. в г. Бокер, расположенном на берегу Роны напротив Тараскона, с 21 по 28 июля проходила знаменитая ярмарка, куда ежегодно приезжало множество людей, к-рые останавливались на ночлег в Тарасконе. Т. о., в день памяти Марфы (29 июля) в Тараскон стекались многочисленные паломники, что, безусловно, отвечало интересам местной церкви ( Olivier. 2010. P. 40). Согласно традиции Тараскона, в день памяти святой устраивалась процессия, во главе которой девушка, одетая в голубое атласное платье с розовой вуалью, вела на своем поясе «дракона» ( Faillon. 1848. Vol. 1. Col. 1217-1218). По преданию, церковь св. Марфы была построена в Тарасконе на месте погребения святой. Тело Марфы положили в крипте из-за угрозы вторжения сарацин ( Faillon. 1848. Vol. 1. Col. 1203). Наиболее ранние свидетельства существования церкви относятся к X в., однако, по мнению Саксера, она могла быть возведена и раньше, т. к. почитание святой в этом городе засвидетельствовано с нач. IX в. Сохранился один из боковых порталов, архитектурные элементы к-рого указывают на то, что он являлся частью более ранней церкви, о к-рой, возможно, упоминал папа Урбан II (1088-1099) в булле 1096 г., подтверждающей права каноников кафедрального собора Авиньона на пользование церквами Тараскона, предоставленные им еп.

http://pravenc.ru/text/2562512.html

Летописцы могут порой очень тщательно следить за княжеской генеалогией, отмечая её восходящую линию. В 1248 году «скончался во Владимире князь Владимир Константинович, внук Всеволода, правнук Юрия Долгорукого, праправнук Владимира Мономаха , препраправнук Всеволода, пращур Ярослава, прапращур Великого Владимира, месяца декабря в 27» 196 . Многие из названных слов и понятий ныне уже не употребляются. Можно привести также другой пример: пратеща – это мать тещи 197 . В житии преподобного Михаила (†1453–1456; пам. 11 янв.), подвизавшегося в Клопской обители под Новгородом, говорится: «Приехал посадник Иван Васильевич Немир на монастырь. А Михайла въспросил посадника: «Что ездиши?» И посадник отвеща ему: «Был есми у пратещи своей у Ефросеньи, да приехал есми у тобя благословитца» 198 . Соответственно, пратесть – отец тестя 199 . Следует отметить, что семейная терминология была распространена в средневековом дипломатическом этикете. Византийский император Константин VII Багрянородный (913–859), прощаясь с Киевской княгиней Ольгой, принявшей в Константинополе Крещение, «дасть ей дары многи злато и сребро паволоки съсуды различныя и отпусти ю, нарекъ ю дъщерью собе» 200 . «Подобное политическое толкование таких понятий, как «дочь», «сын», в применении к иностранным правителям было вполне в духе византийской концепции императорской власти» 201 . После печальный событий 1054 года, приведших к разделению Церкви на Восточную и Западную, имели место усилия преодолеть наступивший раскол, например, в 1089 году. Патриарх Николай III (Грамматик; 1084–1111) направил в Рим ответное послание Папе Урбану II (1088–1099). «Ответ удовлетворил Урбана, и он деликатно не заметил, что Патриарх именует его «брат», а не «отец» 202 . Терминология родственных отношения звучала на Руси при общении Главы Церкви и государя. Святитель Макарий Московский (†1563; пам. 30 дек.), совершив царское венчание Иоанна Грозного, называет его в приветственном слове «возлюбленный сын святыя Церкве и нашего смирения» 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010