Месяц июнь Пр. Агапит, безмездный врач «Некто из Киева, Агапит, пишет боголюбивый Поликарп, 312 постригся при блаженном отце нашем Антонии. Он подражал ангельскому житию его, быв самовидцем исцелениям («исправленним») его. Как тот великий, скрывая святость свою, лечил больных своею пищею, давая вид, что подает им врачебную траву, а больные становились здоровыми по его молитве; так и сей блаженный Агапит, ревнуя святому старцу, помогал больным». По этим словам, Агапит сперва подвизался в пещере, вблизи Антония, и здесь изучал высокую жизнь чудного подвижника. По дальнейшему же повествованию видим блаж. Агапита в монастырской келлии и среди братий. «Когда кто из братий заболевал, продолжает Поликарп, Агапит оставлял свою келлию, (красть было нечего), приходил к больному брату и служил ему: подымал и клал его, выносил на своих руках и давал ему свою пищу, – траву, которую варил. И больной становился здоровым по его молитве. Если болезнь продолжалась, – так, бывало, угодно Богу, чтобы усилить веру и молитву раба своего: блаженный Агапит неотступно оставался с больным, непрестанно, молясь за него, пока Господь подавал здравие больному по его молитве. За это прозван он был врачом («лечец»). Господь даровал ему дар исцелений. И в городе было слышно, что в монастыре есть врач. Потому многие приносили к нему больных и те становились здоровыми». Блаж. Поликарп в другом случае пишет, что в молитве, исцелившей прельщенного Никиту, участвовал и «Агапит врач»; а это было при игум. Никоне, не позже 1088 г. 313 Итак, известность преподобного врача началась еще при Никоне, около 1080 г. «Во время сего блаженного, продолжает свою повесть о враче Поликарп, был некто родом и верою армянин. Он был искусный врач, какого прежде не бывало; ему стоило только посмотреть на больного, и он назначал день и час смерти его и слова его выполнялись в точности. Такого уже в не лечили. – Один из таких больных принесен был в печерский монастырь; это был первый человек у князя Всеволода († 1093 г.). Армянин довел его до нечаяния, сказав, что умрет спустя восемь дней. – Блаженный же Агапит, дав ему траву, которою сам питался, возвратил ему здоровье. Слух о том промчался по всей русской земле. – Армянин, снедаемый завистью, начал поносить блаженного. Он послал в монастырь приговоренного им на смерть, приказав дать ему яда, чтобы, приняв умер в глазах Агапита. Блаженный, подав этому умирающему монастырской пищи, сотворил его здоровым и избавил осужденного от смерти. После того иноверец вооружается против Агапита еще сильнее: он научает своих единоверцев уморить монаха ядом. Но блаженный пил без вреда, нимало не страдая. «Весть бо Господь благочестивые избавляти от смерти» ( 2Петр.2:9 ). Он сказал: «аще что и смертное испиют, не вредит их, на недужные руки возложат и здрави будут».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира (память 15/28 июля) через правнука Святополка Михаила, князя туровского (1080–1093), великого князя киевского († 1113). Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягелло и литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ – и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием – гуситский строй, так называемые таборы, усвоенный украинским казачеством). В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году, по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине XV века в глубокой старости. Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа/10 сентября). Прославление, очевидно, было в конце XVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальпофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле». Феодор и Василий Печерские, преподобные

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Образование, наука, духовное просвещение См. также: Церковное образование и воспитание 2629–2744). 1069. Воробьев В., прот. Перспективы высшей православной школы//РЧ, 5-е. 1997. С. 57–67. 1070. Тихон (Емельянов), архиеп. Новосибирский и Бердский. Развитие образовательной деятельности Церкви на епархиальном уровне (из опыта работы в Новосибирской епархии)/Тихон, еп. Новосибирский и Бердский//РЧ, 4-е. 1996. С. 239–261. См. также 2764, 2765. Новые учебные заведения Православный Свято-Тихоновский богословский институт См. также: Ежегодная богословская конференция ПСТБИ 1093–1099). 1071. Воробьев В., прот., Постернак А. В., Хайлова О. И. Православный Свято-Тихоновский богословский институт//БСб. 1997. 1. С. 168–178. См. также 2451, 2628. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея 1072. III Андреевские чтения: [В Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 12–13 дек. 1998 г.]//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 635. 1073. V Андреевские чтения [В Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 11–13 дек. 2000 г.]//Страницы. 2000. Т 5. 4. С. 635–636. 1074. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея: [Издательская программа]//МБ. 1997. Вып. 4. С. 76–78. 1075. Иннокентий (Павлов), игум. Дерево узнается по плоду: Первый выпуск ББИ//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 472–475. 1076. Конференция ББИ [, посвящ. дню св. ап. Андрея. 13 дек. 1996 г.]//Страницы. 1996. 4. С. 157. 1077. Научно-методический семинар в ББИ//Страницы. 1996. 2. С. 155–156. 1078. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование»//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 317. 1079. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование». 1998//Страницы. 1998. Т 3. 4. С. 635. 1080. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование». 1999//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 316–317. 1081. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование» (осенний семестр 2000 г.)//Страницы. 2000. Т. 5. 4. С. 637. 1082. Презентация новых изданий ББИ//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ [Августодунский; Гонорий Затворник; лат. Honorius Augustodunensis; франц. Honoré d " Autun] (1075-1080 - ок. 1156, вероятно, Регенсбург, Бавария), католич. богослов, философ, историк, ученый-энциклопедист. О Г. О. известно только из его сочинений. По мнению исследователей ( Flint. 1995), предположение о том, что он жил в бургундском г. Отён, скорее ошибочно, более вероятно, что местом его первоначального проживания был Аугсбург в Швабии, лат. название к-рого (Augusta Vindelicorum) схоже с лат. названием Отёна (Augustodunum). Г. О. мог быть учеником Ансельма , архиеп. Кентерберийского, под влиянием идей к-рого написаны нек-рые его сочинения. В период между 1093 и 1109 гг. Г. О. переехал в Регенсбург, где ок. 1133-1134 гг. принял монашеский постриг и имя Гонорий. Перу Г. О. принадлежат: 1. Комментарии к книгам Свящ. Писания: «Expositio totius Psalterii» (Изложение всей Псалтири), «Quaestiones et responsiones in Proverbia et Ecclesiastem» (Вопросы и ответы на Пророков и Екклесиаста) и др.; а также комментарий на блж. Августина - «De anima et de Deo quaedam ex Augustino excerpta» (Извлечения из Августина о душе и о Боге). 2. Богословские сочинения, затрагивающие широкий круг вопросов догматики, литургики, аскетики, духовной жизни, церковно-гос. отношений: «Hexaemeron» (Шестоднев), «Liber duodecim quaestionum» (Книга о двенадцати вопросах), «Libellus octo quaestionum de angelo et homine» (Книжица о восьми вопросах об ангеле и человеке), «De animae exsilio et patria» (Об изгнании души и ее отечестве), «Inevitabile sive Dialogus de libero arbitrio» (Неизбежное, или Диалог о свободе решения), «De libero arbitrio libellus» (Книжица о свободе решения), «Summa gloria de Apostolico et Augusto» (Высшая слава папская и императорская), выстроенный в виде беседы учителя с учеником католич. катехизис «Elucidarium sive Dialogus de summa totius christianae theologiae» (Просветитель, или Диалог о сумме всей христианской теологии), «Gemma animae» (Гемма души), «Speculum Ecclesiae» (Зерцало Церкви), «Eucharistion» (Евхаристия), «Scala coeli major» (Небесная лествица большая) и «Scala coeli minor» (Небесная лествица меньшая), «Refectio mentium» (Обновление умов), «De cognitione verae vitae» (О познании истинной жизни), «De vita claustrali» (О жизни затворнической), «Utrum monachis liceat praedicare» (Позволяется ли монахам проповедовать), «De apostatis» (Об отступничестве) и др.

http://pravenc.ru/text/166153.html

Беседа 31. Пояснение к сказанному вместе с необходимыми увещаниями, относящимися к теме 1078 путешествия к Богу. 1 . Необходимо знать также и то, что, хотя существуют все эти различные пути 1079 в этом покойном и сладостном служении безмолвия, тем не менее в самом начале, когда только вступают на путь безмолвия, 1080 не предпочитают они идти по одному из этих различных путей, 1081 но исходный пункт 1082 и начало пути для всех одинаковы. Каждый человек знает это благодаря единой внешней этого служения, то есть, непрестанному труду псалмопения вместе с явным и видимым постничеством, 1083 а также – бывают ведь такие люди! 1084 – и с чтением, хотя значение того, что читает, не может он воспринять или полностью уразуметь, даже если он весьма ученый и искусный в обычном чтении и в изящной словесности. 1085 Что же до точного понимания духовного значения, то по мере возрастания внутреннего человека в подвижничестве и сокровенного преуспеяния 1086 дает ему вкусить божественная сила, которая является для него путеводителем в великом и просторном океане безмолвничества. 2 . Таким образом, как сказал я выше, на начальном этапе 1087 путешествия есть только один путь и одно начало для всех, кто путешествует в безмолвии. 3 . Впоследствии же, когда вступит на широкий и долгий путь подвижничества, 1088 тогда начинают разделяться все эти пути и дороги, которые мы ясно указали выше в настоящей Беседе. Итак, будем придерживаться того же мнения относительно различных путей, показанных в этой Беседе, какого придерживались мы в разделе об изменении образа жизни, 1089 различные виды которого 1090 были отмечены немного ранее, хотя настоящая чем-то и отличается по ясности изложения от того . 4 . Ибо все люди в меньшей или большей степени участвуют во всех подвижнических трудах; 1091 однако же каждый человек 1092 занимается и особенно пользуется одним из этих трудов в соответствии с тем служением, через исполнение которого, – больше, чем через что-либо другое, – он, как ему кажется, 1093 наиболее приближается к просветленности помыслов и озарению мышления. В этом труде он особенно усерден, исполняя его так, что становится более искусным в нем, 1094 чем в других .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Скачать epub pdf 53. Владимир II Всеволодович, прозванием Мономах, великий князь киевский сын Всеволода I Ярославича, великого князя киевского, от брака с греческой царевной, «мономахиней», достоверно неизвестной по имени (см. 30). Родился в Киеве в 1053 г.; 13-летним ребенком уже ходил из Переяслава (Полтавского), удела его отца, к Ростову в 1066 г.; из Смоленска посылался отцом к Владимиру-Волынскому и Бресту в 1068 г.; опять ходил к Владимиру в 1069 г.; получил в удел от дяди своего Святослава II Ярославича, великого князя киевского, Смоленск в 1073 г.; по приказанию того же дяди ходил с сыном его Олегом (см. 154) через Чехию (Богемию) за Глогау (в нынешней Селезни) против немецкого императора Генриха IV в 1075 г.; по приказанию другого дяди, Изяслава I Ярославича, великого князя киевского, дважды ходил на Полоцк в 1077 г.; вместе с отцом и дядей осаждал Чернигов и был в бою на Нежатиной ниве 3 октября 1078 г.; по вокняжении отца в Киеве посажен на столе черниговском, опустошил владения полоцкие, бился на р. Десне с половцами в 1079 г.; смирил торков в 1080 г.; ходил на вятичей в 1082 г.; преследовал Ростиславичей, князей-изгоев (безместных), отогнал за Хороль половцев, взял «изъездом» (внезапно) Всеславов Полоцк, не оставя там «ни челядина, ни скотины», в 1083 г.; отнял у Ростиславичей Владимир-Волынский и возвратил его Ярополку Изяславичу летом 1084 г.; по удалении того же Ярополка, друга Мономахова, в Польшу, захватил его город Луцк с семьей и имуществом беглеца в 1085 г.; но успел примирить Ярополка со своим отцом в 1086 г. и послал сына своего, Мстислава, на стол новгородский, покинутый Святополком II Изяславичем, в 1088 г.; уступив по смерти отца стол киевский этому же Святополку как старейшему князю, бился с половцами на р. Студне под Киевом, тут потерял единственного брата своего Ростислава, князя переяславского, и, осажденный Олегом в Чернигове, без кровопролития удалился в Переяслав в 1093 г.; отсюда вместе с великим князем Святополком II ходил громить «вежи» (станы) половецкие и на Святославичей, князей черниговских, к Смоленску в 1095 г.; снова утвердился в Чернигове, отнятом у Олега, в 1096 г.; за вероломное ослепление Василька, князя теребовльского (см. 50), после любечского съезда князей в 1097 г. начальствовал осадою Киева, но, упрошенный мачехой своей, не отнял его у Святополка в 1098 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1068 По тесной связи образов 40–41 глл., здесь естественно разуметь то же чудовище, которое описывалось в 40:26–27, т. е. дракона, змея, крокодила, кита и т. п. 1070 Слав. творительный пад. словом соответствует λγ – мн. [точнее, большинство] минуск. спп. и альд.; [λγον – ват., син. и др., Ральфс, гёттинг.; λγοις – 3-я подгруппа лук. спп., 68, 248 и компл.;] а обычно λγος [– алекс., 23, ряд минуск., сирогексапл., эфиопский и арм.]. 1072 Т. е. только Я могу всемогущим словом оказать милость ему и подобным ему чудовищам, а человек будет лишь трепетать пред ними. 1075 Слав. ед. ч. союз соответствует ват. σνδεσμος, а в алекс. мн. ч. σνδεσμοι. Под союзом, вероятно, разумеются чешуя, потом жилы, нервы, кости и прочие твердые части тела в отличие от мясистых (14 ст.). Слово покров берем из рус. пер. ХЧ. 1080 Крокодил любит на песке греться, и в это время от него исходит свет из ноздрей и др. органов (Delitzfch. Hiob. S. 455), а в воде летят брызги и отсвечивают на солнце (Knabenbauer. Commentarius in Job. P. 455). 1091 Т. е. воин, вооруженный копьем и защищенный бронею, нисколько не повредит ему (Knabenbauer. Commentarius in Job. P. 458), а пожалуй, и сам бронею не защитится от него. 1092 Греч. σεισμο πυρφρου – слав. трусу огненосному. Летящую стрелу, наподобие огня мелькающую и быстро несущуюся, видят здесь совр. филологи (Schleusner. Thesaurus. Vol. 4. Р. 540). По этому пониманию и составлен наш перевод. 1093 Греч. μθητος – слав. безчисленно, не стоящее счета, потому что он не понимает в золоте нужды (Олимп.). 1096 Самую глубокую часть бездны (τρταρον τς βσσου; ср. 40:15) считает себе вполне подвластной, как бы пленником. 1100 В образах 40 и 41 глл. христианские толковники видят прикровенное указание на диавола, его власть над миром, его падение в тартар и обладание преисподней (Knabenbauer. Commentarius in Job. Р. 460–461). Пророки Исайя (14:14–15), Иезекииль (28:12–17) и Даниил (7–8 и 11 глл.) прикровенно, под образами разных языческих царей, говорили о вдохновителе их, диаволе, его власти и падении. Пророк Исайя драконом, или змием, называл злого духа и говорил о поражении его Господом ( Ис. 27:1; 51:9 ). Так и здесь, особенно в 40:14 и 41:24, по мнению толковников, под образом морских чудовищ говорится о злом же духе, его власти, страшной для людей, его падении в тартар (40:15), унижении пред ангелами (40:14; 41:24), владычестве в преисподней бездны (41:23,25), но полной зависимости от Господа. Так LXX толковников соединяют пролог книги Иова, упоминающий о сатане, с главною частью ее. То же заметно в 3:8, [прим. 7]; 26:12–13, [прим. 10]. Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А Юнгерова. Учительные книги/К 11 Под общ. и науч. ред. А. Г. Дунаева. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 920 с. с разд. пагин. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРНАРД ПАРМСКИЙ [лат. Bern(h)ardus Parmensis] (ок. 1060, Флоренция - 4.12.1133, Парма), св. католич. Церкви (пам. 4 дек.), еп. Пармы. Сохранились 2 редакции жития, созданные до 1193 г. в Парме (MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 1314-1327), согласно к-рому Б. П. происходил из знатного флорентийского рода дельи Уберти. Ок. 1080 г. он вступил в конгрегацию валломброзиан ордена бенедиктинцев и стал сначала монахом, а затем аббатом (ок. 1093) в мон-ре Сан-Сальви в Абруцци. В 1098 г. был избран верховным аббатом конгрегации, вскоре после этого возведен папой Урбаном II в кардиналы-пресвитеры ц. св. Хрисогона. Б. П. считается вторым основателем конгрегации валломброзиан, в результате проведенных им реформ конгрегация получила централизованную структуру и распространила свое влияние в Сев. Италии. Папа Пасхалий II назначил его легатом и папским викарием в Сев. Италии, где Б. П. в условиях конфликта между герм. императором и папством по вопросу об инвеституре епископов успешно выступал в качестве миротворца, был советником и духовным наставником маркграфини Матильды Тосканской и добился от нее подтверждения дарения ее обширных земельных владений папскому престолу (1102). Он активно способствовал проведению церковной реформы (см. ст. Григорианская реформа ) в городах Ломбардии и прежде всего в области Каносы. В 1106 г. Пасхалий II рукоположил его во епископа Пармского, при этом Б. П. сохранил за собой руководство конгрегацией и полномочия папского легата (до 1109). При нем Парма превратилась в центр церковного реформаторского движения в Ломбардии. Погребен в крипте кафедрального собора Пармы; в 1139 г. канонизирован своим преемником на Пармской кафедре еп. Ланфранком, почитается как покровитель города и валломброзской конгрегации. Реликвии, связанные с ним, находятся также в Валломброзе и Флоренции. Ист.: BHL, N 1246-1250, Suppl. 53. Лит.: Ercolani M. Santo Bernardo degli Uberti//Rivista storica benedettina. R., 1907. Vol. 2. P. 37-64; Bonnard F. Bernard (205)//DHGE. T. 8. Col. 718-721; Pelicelli N. Vita di Santo Bernardo degli Uberti. Parma, 1923; idem. I vescovi della chiesa Parmense. Parma, 1936. Vol. 1. P. 137-154; Del Monte G. Profilo spirituale di Santo Bernardo degli Uberti. R., 1939; Schumann R. Authority and the Commune, Parma 833-1133. Parma, 1973. P. 322-333. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/78182.html

Tweet Нравится The Basilica of St. Ambrose in Milan, Italy Relics of St. Ambrose      History of Sant'Ambrogio (the Basilica of St. Ambrose) Early Christian Basilica (4th century) The Basilica of St. Ambrose was begun by Bishop Ambrose himself around 385 and consecrated in 386. The church was built on a grand scale over an existing cemetery, next to the martyrium of St. Victor. Two local martyrs provided the necessary relics for the altar, and Ambrose was buried next to them after his death on April 4, 397. The original basilica has been excavated beneath the existing building. Surviving foundations indicate it had two side aisles, a marble floor, a semicircular apse, and a four-columned baldacchino over the high altar. The west facade has not been located so the exact length of the nave is unknown, but it had at least 13 bays. It almost certainly had a large west porch on the same foundations as the present one. If so, it was a huge complex of more than 300 Roman feet long and 100 feet wide, larger than contemporary basilicas in Rome.    Romanesque Basilica (11th century) The basilica was rebuilt in the Romanesque style in the 11th century and this is the building that survives today. Historical records are lacking when it comes to an exact date, but scholars believe it was probably begun around 1080 based on the history of architecture and engineering in Lombardy. Historical records indicate that the old nave was still in use in 1067 and the new one was being used by 1093. However, it seems the westernmost bay of the nave was not completed until the south tower was begun in 1123. The vault was probably not built until after the earthquake of 1117. The basilica was completed around 1128. What to See at Sant'Ambrogio Exterioir View of the west facade from the great atrium or porch. © Holly Hayes      The Basilica di Sant'Ambrogio has an unusual exterior appearance, with an exceptionally large atrium stretching to the west and two towers of different heights. The atrium (dated by an inscription to 1098) is nearly as large as the church itself and makes an impressive sight after entering the small door at the west end. It now shelters archaeological fragments and tombs under its arcaded gallery, which is decorated with 6th-century capitals.

http://pravoslavie.ru/88974.html

Татищева. Но после беспощадной критики этих свидетельств со стороны Голубинского, им приходится дать решительный «отвод» в спорном вопросе. Татищев был историк старого времени, когда не казалось особенно противным правилам научной этики смешивать свои личные мнения и догадки с объективными документальными данными. Поэтому он наполнил свою историю массой произвольных измышлений и субъективных догадок, составленных на основании каких-нибудь незначительных намеков летописей. Как представитель вольнодумной эпохи Петровских реформ, он руководился при этом тенденциозными целями. В частности, в вопросе о просвещении он старался показать, на основании истории, просветительные заботы светской княжеской власти, и, наоборот, неблагосклонное отношение к наукам духовного сословия. Например, в летописи под 1080 г. о дочери Ярослава Анне сказано: «совокупивши черноризицы многи, пребывала с ними по монастырскому чину». У Татищева это известие получает такой вид: «собравши младых девиц, неколико обучала их писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям». Что это женское учебное заведение, вместо монастыря, сочинено Татищевым, с целью тенденциозного поучения современников, видно из добавления, каким он сопровождает свое сообщение: «достойна сия Анна великая и достохвальная именована быти, и дай Бог , чтоб мы такую Анну еще иметь могли». Если летопись под 1093 г. по поводу смерти Всеволода Ярославича говорит: «излиха же любяше черноризцы и подаянье требоваше им», то у Татищева это значит: «много в монастыри и церкви на училища подаянья давал», потому что для приверженца петровских реформ жертвы на монастыри и церкви помимо просветительных целей казались совсем непочтенными поступками. О Константине Всеволодовиче Ростовском Лаврентьевская Летопись сообщает, что он «часто чтяше книги с прилежанием, заповедуя и детям своим книжного поучения слушать» и что, одаренный от Бога мудростью Соломоновой, он «всех умудрял телесными и духовными беседами». У Татищева это изображается так: «великий был охотник к чтению книг и научен был многим наукам; того ради имел при себе и людей ученых, многие древние книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010