Тем самым отчетливо высказана та мысль, что человек представляет собой микрокосм. Души, по словам Г. Лейбница, суть «в общем живые зеркала или образы универсума сотворенных вещей.» Он отличает их, с одной стороны, от духов, которые суть «образы Божества» и «способны познавать систему универсума и отчасти подражать ему в пробном строительстве, ибо каждый дух в своей сфере есть как бы малое Божество» 1304 ; в отличие от тел, каковые последние действуют «по законам действующих причин или движений», тогда как души «по законам причин цели благодаря побуждениям желания, целям и средствам» 1305 . В монаде или в душе происходят изменения, причина которых есть «побуждение желания». 1306 «Подверженное перемене состояние, которое заключает и представляет массу в единстве или простой субстанции, есть ничто иное как то, что я называю представлением», – говорит Г. Лейбниц 1307 . «Представление» есть внутреннее, изображающее внешние вещи состояние монады», которое следует отличать от сознательного созерцания. А именно «представление безсознательно» 1308 . В том, считает он, была ошибка картезианцев, что они «почитали за ничто представления, которые не воспринимают» 1309 . Представление монады соответствует знанию, а ее побуждение желания – воле в Боге 1310 . Из приведенного становится ясно, что Г. Лейбниц наряду с причинной связью предполагает непрерывный предустановленный параллелизм событий внутри и вне монады. Принцип синхронности тем самым становится абсолютным правилом во всех случаях, где идет речь об одновременных внешних и внутренних процессах. Однако нам следует напомнить здесь о том, что эмпирически установимые синхронистические феномены, будучи далеки от того, чтобы образовывать правило, представляют собой относительно столь редкие исключения, что зачастую подвергается сомнению даже то, что они вообще имеют место. Конечно, в действительности они гораздо более часты, чем обычно принято думать, и можно показать, однако еще не известно, действительно ли в какой-либо сфере опыта они обладают такой частотой или регулярностью, чтобы можно было вести речь о закономерном процессе 1311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

1290 Например: «Они суть три реальные Ипостаси, три реальные модуса, в которых существует бесконечный Свет», ibidem. V. 1. P. 255. И в другом месте: «Ипостась должна быть понимаема как модус конкретного существования», ibidem. V. 3. P. 28. 1300 Так, например, Ю. Мольтманн говорит о необходимости «прекратить понимать Бога…, как один, абсолютный Субъект, но воспринимать Его в Тринитарном смысле как единство Отца, Сына и Духа», Moltmann J. Trinitat und Reich Gottes. Munchen, 1980. P. 107. 1302 Staniloae D. Hristologia Sfântului Maxim Mrturisitorul//Ortodoxia. XL (1988). 3. P. 67–72, here: p. 72. 1307 Так, например, С. Рогобете совершенно необоснованно утверждает, что якобы в рамках мышления Лосского «личность некоторым образом содержится в природе как в тюрьме», Rogobete S. E. Mystical Existentialism or Communitarian Participation?: Vladimir Lossky and Dumitru Stniloae //Dumitru Stniloae: Tradition and Modernity in Theology/L. Turcescu (ed.). Oxford, 2002. P. 167–206, here: P. 175–176. Однако отдадим должное автору статьи, который все же проводит в сноске различие между классическим экзистенциализмом и богословием В. Н. Лосского , признавая единящую функцию личности у последнего. 1308 Orthodox Dogmatic Theology. V. 3. P. 28; Staniloae D. The Faces of Our Fellow Human Beings. P. 31. О. Станилоэ называет личность также «форумом» бытия, Orthodox Dogmatic Theology. V. 1. P. 130. 1309 «Природа Бога невидима, но Лицо Его видимо» (τν φσιν μν το Θεο λγω ρατην, τ δ πρσωπον ατο ρατν), PG 89. 129 D. 1314 Так, в том же параграфе (Соотношение Бытия и Действия в Боге), лишь страницей далее, о. Станилоэ говорит, например, о том, что Бог есть «трех-Личностная сверх-Сущность или сверх-Сущностная трех-Личностность», ibidem. P. 129. 1315 «Как Лосский, так и Яннарас объяснили апофатическое восточное богословие с точки зрения личностного бытия Бога. Наши позиции различны тем, что мы не говорим о знании Бога исключительно апофатически, но видим его, как комбинацию апофатики и катафатики», ibidem. P. 123, not. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

флоринов. После смерти К. папская казна находилась в руках виконта де Ломаня; позднее папа Иоанн XXII начал против него судебный процесс (1317-1321), обвинив племянника К. в присвоении папского имущества (виконту пришлось выплатить 150 тыс. флоринов из суммы, завещанной К. на организацию крестового похода). Ист.: Clementis Papae V Monitorium et declaratio excommunicationis, interdicti, et aliarum poenarum ecclesiasticum contra Venetos, qui civitatem Ferrariensem et ejus comitatum hostiliter invaserant et occupaverant. Et absolutio a predicta excommunicatione et aliis censuris, per praefatum pontificem Venetis concessa. R., 1606; Acta inter Bonifacium VIII, Benedictum XI, Clementem V... et Philippum Pulchrum Regem Christianissimus/Ed. S. Vigor. [P.,] 1614; Regestum Clementis Papae V: Ex Vaticanis archetypis... nunc primum editum cura et studio monachorum ordinis S. Benedicti. R., 1885-1892. 8 vol.; Baluze E. Vitae paparum Avenionensium. P., 1914. Vol. 1; Tables des Registres de Clément V/Éd. Y. Lanhers et al. P., 1948-1957. 2 vol.; Acta Clementis PP. V (1303-1314) e Regestis Vaticanis aliisque fontibus/Ed. F. M. Delorme, A. L. Tutu. Vat., 1955; Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции. М., 1997; Acta pontificum Romanorum: Clementis V (1305-1314), Johannis XXII (1316-1334), Benedicti XII (1335-1342). Praha, 2003. (Monumenta Vaticana res gestas Bohemicas illustrantia). Лит.: Rabanis J. F. Clément V et Philippe le Bel: Lettre à M. Charles Daremberg sur l " entrevue de Philippe le Bel et Bertrand de Got à Saint Jean d " Angély. P., 1858; Boutaric E. Clément V, Philippe le Bel et les Templiers//Revue des questions historiques. P., 1871. T. 10. P. 301-342; 1872. T. 11. P. 5-42; Renan E. Bertrand de Got, pape sous le nom de Clément V//Histoire littéraire de la France. P., 1881. T. 28. P. 272-314; Faucon M. Les arts à la cour d " Avignon sous Clément V et Jean XXII (1307-1334)//Mélanges d " archéologie et d " histoire. P., 1882. T. 2. P. 36-83; Wenck C. Clemens V. und Heinrich VII.: Die Anfänge des französischen Papsttums.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

При Эгидии Римском (Колонна), первом магистре А.-е., в Парижском ун-те (с 1285) были выработаны принципы орденской доктрины, сочетавшей в себе августинизм и томизм и делавшей особый упор на экклезиологию , а с XIV в.- на мариологию ; теология А.-е. испытала влияние также концептуализма У. Оккама . «Старая» Августинская школа, официально учрежденная в 1287 г. генеральным капитулом во Флоренции, предписавшим орденским преподавателям ориентироваться на труды Эгидия Римского, пользовалась значительным влиянием среди католиков с 1360 по 1430 г.; «новая» была основана Э. Норисом и объединила теологов из ордена А.-е. XVII-XVIII вв. в полемике с кальвинистами (см. Кальвинизм ), последователями М. Байюса , и янсенистами. В духе августиновского примата Любви (caritas) над знанием представители «старой» школы видели в теологии аффективную науку, соединяющую человека с Истиной не в акте разума, но в акте воли, руководимой любовью к Богу. В учении о благодати, разработанном Григорием из Римини , Уголино из Орвието († 1347), Иоанном из Базеля († 1392), Августином Фаварони († 1443), А.-е. исходили из абсолютного предопределения праведных, не подвергали сомнению тяжесть первородного греха и соответственно постулировали необходимость в каждом добром деле, само побуждение к к-рому изначально закладывается в человека Божественной благодатью, новой, сугубой, ее поддержки. Хотя идеи Лютера, принадлежавшего к А.-е., близки теологии «старой» школы, на практике она оставалась вполне ортодоксальной и оказала влияние в т. ч. на акты Тридентского Собора (А. Цумкеллер). Определенную роль в развитии богословия А.-е. сыграла книжная культура гуманизма , распространение новых критических методов работы с сочинениями древних авторов. Нек-рые из теологов-А.-е., как, напр., Варфоломей Урбинский († 1350), составивший обширные флорилегии из сочинений святых Августина и Амвросия Медиоланского, выделялись глубокими познаниями в патристике , в цитировании источников их отличала особая точность. К наиболее крупным представителям «старой» школы эпохи расцвета относятся также Яков из Витербо († 1307), Александр из Сан-Эльпидио († 1326), Августин Триумфус из Анконы († 1326), Генрих из Флаймара († ок. 1340) и Томас из Страсбурга († 1357).

http://pravenc.ru/text/62636.html

ФpuдpuxI Барбаросса (Рыжебородый) (1125 — 1190) — император Священной Римской империи с 1155 г . 40 …к той станции, которая и сейчас носит имя Черных монахов — «Блэкфрайерз» (черные братья) — одна из станций Лондонского метро. 41 Трактат об отношении к евреям — о каком трактате идет речь, неизвестно. 42 Альберт Великий, фон Больштедт (1193 — 1280) — немецкий богослов, монах–доминиканец. Альберта считали магом, ходили слухи, что он сумел сделать механического слугу–робота. 43 Монфор Симон де (1160 — 1218) — граф Лейстер и граф Тулузы, вождь крестового похода против альбигойцев (1209 — 1218). 44 ЭдyapдI (1239 — 1307) — король Англии с 1272 г ., участник крестовых походов. 45 Фраза о том, что эпос Данте связан с упованиями Гарибальди (вождя итальянской революции 1858 — 60 гг.), – чисто ироническая. 46 Ришелье Арман Жан дю Плесси (1585 — 1642) — кардинал и первый министр Франции (с 1624 г .). 47 Уильям Питт Старший, граф Четэм (1708 — 1778) — премьер–министр Великобритании 1766 — 1768 гг. 48 Отто фон Шёнхаузен, князь Бисмарк (1815 — 1898) — 1–й рейхсканцлер Германии (1871 — 1890). Все три государственных деятеля, каждый в своей стране, проводили узконациональную политику. 49 KapлV (1500 — 1558) — император Священной Римской империи с 1519 г . 50 Авель — младший, праведный сын Адама, убитый своим старшим братом Каином (Бт., IV). 51 Адвентисты седьмого дня — протестантская секта, возникшая в начале XIX в. и исповедующая скорое пришествие Христа. 52 Кёльн был основан римлянами в I в. до н. э. 53 Универсальный доктор (лат. ). 54 Любовь к истине возобладала над смирением — какой именно биографией пользовался Честертон, установить не удалось. 55 О дружбе Ионафана, сына царя Саула, и Давида, которому по воле Бога суждено было унаследовать трон Саула, рассказано в I Цар. XX, 1 — 16. 56 Гийом де Сент Амур и его «прославленная книга» не установлены. 57 Мусульмане превращали учение Аристотеля в пантеизм — Честертон имеет в виду аристотелизм как ответвление мусульманской философии, особенно учение Аверроэса, который, соединяя аристотелизм и некоторые догмы ислама, построил теорию о несотворенном мире и о едином разуме, из которого исходят и которым поглощаются после смерти души людей. Это пантеистическое учение (т. е. учение, отождествляющее Бога и некий «духовный мир в целом») было популярно в Европе XIII — XV веков. Осуждено католической церковью. Виднейшим представителем западного аверроизма был Сигер Брабантский (См. прим. к с. 301). 58

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

1298. Штраус и характеристика его критики на евангелистов. А. Рамушевского. ( А. И. Предтеченского ). 1863. II. 453. 1299. Теория Бокля и христианское учение о промысле Божием. (Г. Чельцова). 1867. 243352. 779. 1300. Естественное Богословие, или учение о Боге по началам разума. 1863. I. 187. 335. 481. 1301. Апологетическая деятельность древней церкви и ее значение для настоящего времени. ( И. Е. Троицкого ). 1866. I. 422624. 1302. Природа, как и Откровение, учит человека вере в Бога и жизни по вере. Ф. Надеждина. 1663. III. 277. 389. 1303. Об отношении между христианством и философией в первые три века христианской церкви. ( И. А. Чистовича ). 1859. II. 3. 1304. Сообразность христианского учения с высшими естественными стремлениями человеческого духа. ( И. А. Чистовича ). 1858. II. 317. 1305. Неоплатоническая философия и ее отношение к христианству. ( И. А. Чистовича ). 1860. II. 257. 551. 1861. I. 52. 213. 1306. Взгляд на новейший германский рационализм. (В. Н. Карпова). 1859. II. 286. 1307. Философский рационализм новейшего времени. (В. Н. Карпова). 1860. I. 288. 394. 456. 559. II. 501. 1308. Ложность учения Халиастов. 1852. II. 393. 1309. Вступительная лекция в психологию. В. Н. Карпова. 1868. I. 189. 1310. Душа и действующие в природе силы. 1866. I. 219. 1311. О признаках истины. 1822. V. 199. 1312. Вступление истины в человека. 1836. I. 58. 1313. Новый метод в Богословии. (По поводу богословских сочинений Хомякова, изданных в Праге г. Самариным, и некоторых других произведений современной богословской литературы). Н. И. Барсова . 1869. I. 177. 1870. I. 591. 1314. Новый опыт мировой (ειpητικον) междуверой и наукой. 1867. II. 765. 1415. О различии между органическим и неорганическим. И. Е Троицкого. 1866. II. 316. 1316. О древности человеческого рода. Н. П. Рождественского. 1866. II. 134466. 802. 1317. Научные генеалогии современного естествознания и преимущественно теория Дарвина. ( И. Е. Троицкого ). 1865. II. 408617. 1318. Апологетические заметки. (К вопросу о множестве обитаемых миров). И. Е. Троицкого . 1866. I. 273.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вероятно, с этими событиями связано составление перечня требований ирл. прелатов, представленных королю и юстициарию в 1291 г. Большинство требований относилось к злоупотреблениям бюрократии (нарушение права убежища, недопущение проверки епископом лиц, представленных к бенефициям мирянами и др.) и к разграничению сферы юрисдикции светского и церковного судов (разбирательства по делам клириков и др.). Ответы короля в целом сводились к утверждению первенства светского суда, к к-рому могло обращаться духовенство, считавшее себя несправедливо обиженным администрацией. Церковная юрисдикция рассматривалась как дозволенное исключение в рамках общей системы обычного права. Королевская администрация фактически отвергла требования ирл. духовенства на особые привилегии, желая руководствоваться в И. теми принципами отношений с церковной иерархией, к-рые были характерны для Англии. Тем не менее, корона не стремилась к дальнейшему ограничению привилегий Церкви. В перечне требований ирл. прелатов, составленном по случаю Вьеннского Собора (1311–1312), отмечались роль англ. короны как защитницы Церкви в И., зафиксированная в булле «Laudabiliter » и в деяниях Кашелского Собора 1172 г., а также верховная власть Папского престола над И. Установление кор. ЭдyapдoмI тесных отношений с Папским престолом способствовало тому, что в случае спорных результатов избрания папа назначал на кафедры королевских кандидатов. Благодаря этому англичане возглавили важнейшие ирл. кафедры. Так, после назначения Уолтера Йорца архиепископом Арма (1307–1311) и Стефана де Фулборна архиепископом Туама (1286–1288) эти архиеп-ства перешли под контроль англичан. Епископы и иное высшее духовенство независимо от происхождения обладали англ. правовым статусом, принимали участие в адм. совещаниях и парламентах. Однако англичане негативно относились к деятельности мн. ирл. епископов, подозревая их в разжигании розни между народами в ущерб интересам короны. Так, Килдэрский еп. Николас Кьюзак в обращении к королю утверждал, что ирл.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

(1) Lausseur и Шамбертень – марки французских вин. (2) Супиры, сувениры – названия дамских туалетов, происходящие от французских слов: le soupir – «вздох», le souvenir – «воспоминание»; репантир – название модной прически, от фр. le repentir – «раскаянье». Арбенин Печатается по авторизованной копии тетради автографов бывш. Чертковской библиотеки – ГИМ, ф. 445, лл. 2-41. Заглавие, ремарки в стихах: 238, 238–239, 401–402, 407–408, 420, 493–494, 501–502, 524–525, 536–537, 768–769, 812–813, 923, 954–955, 1030, 1045, 1175–1176, 1232–1233, 1250–1251, 1286–1287, 1291–1292, 1307, стихи: 174, 182, 191, 229, 398, 436, 551, 604, 789, 1044, 1070, 1292, 1294–1297 и дополнения к списку действующих лиц даны по копии – ЦГИАЛ, Бумаги председателей и членов Государственного Совета (Д. Н. Блудова), ф. оп. XVI, «О рассмотрении старинных бумаг князя Долгорукова», лл. 73-113 об. (об этой копии см. Г. М. Дейч. Новое о драме Лермонтова «Арбенин». «Звезда», 1946, стр. 188–189). Копия бывш. Чертковской библиотеки (ГИМ) сделана безграмотным переписчиком и в первоначальном виде содержала много ошибок и пропусков текста. Затем рукопись была прочитана Лермонтовым, который карандашом отметил испорченные места и пропуски, подлежащие восполнению. На обороте второго листа Лермонтов набросал в черновике список действующих лиц, отчасти повторенный в конце 4-го действия. В то же время он приписал на лицевой стороне второго листа, также карандашом, стихи 56–64, а в тексте отметил звездочкой место, где их нужно поставить; следующий слой правки – исправления и вставки, сделанные чернилами против карандашных помет Лермонтова рукой С. А. Раевского. Однако и Раевский допустил ряд ошибок при исправлении текста. На рукопись нанесены вторичные поправки Лермонтова, сделанные уже чернилами. На этой стадии работы поэт внес в текст ряд творческих изменений. Несомненно позднейшего происхождения и сделанная Лермонтовым разбивка драмы на явления (вписанные карандашом ремарки). Заглавие драмы в данном списке отсутствует.

http://predanie.ru/book/221037-maskarad-...

Корабли подошли к Александрии, но затем двинулись на север, столкнувшись с вражеским флотом близ Акры и Тортозы (ныне Тартус, Сирия). Госпитальеры высадились возле Мараклеи и разорили город. Подошедшие войска мамлюков вынудили рыцарей отступить и спешно вернуться на галеры. В том же году в ходе следующей операции киприоты совместно с госпитальерами захватили Тортозу, но не смогли удержать город из-за отсутствия обещанной помощи со стороны монголов. Войска вскоре эвакуировались на контролируемый тамплиерами о-в Руад (ныне Арвад, Сирия). В сент. 1302 г. мамлюки захватили и этот форпост. Неудачная кампания продемонстрировала важность наличия сильного флота для успешного противостояния мамлюкам. В этот период происходит переориентация ордена на морскую военную деятельность; в источниках под 1299 г. впервые упоминается об адмирале ордена. В период пребывания госпитальеров на о-ве Кипр магистр Фульк де Вилларе (1305-1317/19) принял судьбоносное для ордена решение о завоевании о-ва Родос. В мае 1306 г. магистр встретился с неким генуэзцем Виньоло деи Виньоли, к-рому визант. имп. Андроник II Палеолог (1282-1328) якобы пожаловал о-ва Кос и Лерос и имение Лардос на Родосе. Виньоли договорился с магистром о совместном завоевании о-вов Додеканес и передал ордену права на Кос и Лерос с получением взамен 1/3 доходов от захваченных владений. Месяц спустя флотилия госпитальеров из 2 галер и 4 дополнительных кораблей с 35 братьями-рыцарями, некоторым количеством всадников и 500 пехотинцами на борту направилась из Лимасола на Родос. Попытка штурмом взять г. Родос провалилась, началась изнурительная осада. В сер. 1308 г. жители согласились сдать город госпитальерам; весь остров перешел под контроль ордена только к 1310 г. Разрешение папы Климента V (1305-1314) на завоевание Родоса магистр Фульк де Вилларе получил в сент. 1307 г., аргументировав действия ордена тем, что Родос - необходимая база для последующего отвоевания крестоносцами Св. земли и Иерусалима. Однако после тяжелого покорения Родоса ордену пришлось сражаться с тур.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Люди в " Чистилище " не забывают друг друга, молятся, не о себе, а о своих близких, волнуются за родных, грустят при разлуке и не забывают прошлого (в отличие от чистилища у Вергилия, где о прошлом необходимо забыть). Души сохраняют в памяти то лучшее, что их соединяло, — вот что такое " Чистилище " у Данте. На трудном пути к вершинам человек не развоплощается, как думал Платон, для возвращения к прежней жизни в новом теле и не сгорает в " очистительном огне " для вхождения в жизнь вечную, как считал святой Григорий Великий, а с трудом, но все же очищается от лени, злобы, гордыни, уныния, скупости и других пороков. При этом он сохраняет свое " я " и свои привязанности. Данте говорит, вероятно, не столько о " жизни после смерти " , сколько о той дороге, по которой каждый из нас приближается к смерти, о последнем периоде жизни здесь, о годах, когда человеку уже, действительно, надо прислушаться к словам святого Франциска: " Братья, пока у нас есть время, будем творить добро " . ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ В апреле 2000 года исполнилось 700 лет с того дня, на который сам Данте в «Божественной комедии» указал как на дату своей встречи с тенью Вергилия в преддверии Ада. «Когда я потерял первую радость моей души, — рассказывает Данте о смерти Беатриче Портинари, умершей в 1290 году, — меня охватила такая печаль, что бессильно было всякое утешение». Именно тогда поэт начал читать латинские книги, в частности Боэция, что ему было трудновато из-за слабого знания грамматики, ибо, хотя потом он будет не только читать, но и писать на латыни превосходно, в те годы он, уже взрослый человек, только начинал по–настоящему учиться. Так мало–помалу один из активных участников политических скандалов во Флоренции рубежа XIII и XIV веков превращался в учёного и поэта, но прежде всего — в современника каждого из тех, кто прочитает его книгу. Molte cose, quasi come sognando, gia vedea, — говорит об этом периоде своей жизни Данте в трактате «Пир», над которым он работал с 1303 по 1307 год. «Многое я уже тогда виделсловно как во сне». Вот, пожалуй, первое упоминание о том духовном опыте, который ляжет в основу «Божественной комедии». Пройдёт ещё несколько лет, и поэт напишет своёзнаменитое «я очутился в сумрачном лесу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010