Кроме эпистолярного наследия, с именем Ирины-Евлогии Хумнены, связано и творческое наследие Феолипта Филадельфийского – так называемые монашеские рассуждения [Monastic Discoursc (далее MD. – Л.А.)], которые он адресовал как лично ей, так и послушникам монастыря ΦιλνθρωποςΣωτρ. Синкевичем изданы 23 таких рассуждения 18 , которые он делит на три группы: трактаты и духовные наставления (1–3, 6, 10, 12–17, 23), наставления в монашеском делании (7–9), гомилии (4–5, 11, 18–22) Нас особо интересуют те, которые адресованы лично Евлогии: это наставления 1, 3 и 23 (Ирине и некой Агафонике) 19 . Первое наставление Евлогии написано Феолиптом в ответ на ее просьбу вскоре после отправления первого письма (поздняя весна – лето 1307 г). Второе наставление ей (MD III) также датируется 1307 годом, а наставление ей и Агафонике – началом 1322 г. (Р. Синкевич считает, что оно было отправлено сразу после третьего письма наставника своей ученице) 20 . Таким образом, если расположить письма Феолипта к Евлогии в порядке их поступления, то получается следующая цепочка: письмо 1 – поздняя весна 1307 г., наставление 1 (MD I) – весна – лето 1307 г., наставление 2 (MD III) – вторая половина 1307 г., письмо 2 – канун Рождества 1321 г., письмо 3 – поздняя зима – ранняя весна 1322 г., одновременно с ним или чуть раньше – наставление 3 (MD 23), письмо 4 – апрель 1322 г., последнее письмо 5 – незадолго до смерти Феолипта в ноябре 1322. На основании этой датировки можно выделить два периода в эпистолярном общении Евлогии с наставником: ранний и поздний. На раннем этапе переписки Феолипт выступает в качестве наставника на путь истинной монашеской жизни, разъясняет, в чем смысл этого пути, дает советы, как вести себя, чтобы не свернуть с него, т. е. является настоящим учителем и руководителем вновь обращенной монахини. В начальных строках своего первого послания Феолипт сочувствует принцессе в связи со смертью ее земного супруга, сетует о ее мыслях о вечном одиночестве и о том, что она отныне «ходит по земле скорбящих» (ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

К. А. осталась фактически один на один с Мамлюкским султанатом. Гробница Левона VI в базилике Сен-Дени, Франция. Кон. XIV в. Гробница Левона VI в базилике Сен-Дени, Франция. Кон. XIV в. В 1301 г. Хетум вновь отрекся от престола и удалился в мон-рь, передав власть племяннику Левону III (1301-1307). Тем временем после принятия ислама монголами Ирана и их поражения в Сирии отношение Хулагуидов к К. А. постепенно ухудшалось. Стремясь преодолеть политическую изоляцию, власти К. А. продолжали укреплять связи с Римско-католической Церковью. 19 марта 1307 г. Собор Армянской Церкви в Сисе, несмотря на неприятие пролатинских взглядов большинством общества, подписал соглашение об унии с Римом. Часть епископов, в т. ч. Саргис Иерусалимский, протестуя, покинула Собор. С этого времени в Иерусалиме было основано самостоятельное Патриаршество Армянской Церкви, автокефальное по отношению к католикосату. Проводником унии стал избранный Собором католикос Костандин III Кесараци (1307-1322). Уния с католиками окончательно расколола общество К. А. В ряде городов вспыхнули восстания, которые власти подавляли силой. В нояб. 1307 г., во время встречи арм. правителей с монг. эмиром Биларгу близ Аназарва, были вероломно убиты Левон III, Хетум II и ок. 40 представителей арм. знати. Возможно, причиной убийства стали интриги арм. оппозиции, к-рая выступала против укрепления лат. влияния. За это преступление хан Олджейту приговорил Биларгу к смерти. Но резня под Аназарвом стала концом многолетнего союза К. А. с монголами. Отсутствие столь могущественной поддержки сделало политическое будущее К. А. фактически бесперспективным. С этого события началась последняя фаза истории К. А. Со смертью Ошина престол перешел его малолетнему сыну Левону IV (1320-1342), при к-ром управлял регентский совет. Его главой стал кн. Ошин Корикский, к-рый женил Левона на своей дочери Алисе, а сам вступил в брак с вдовой кор. Ошина Жанной Анжуйской. Тем не менее регентское правительство не могло быть достаточно сильным, а придворная борьба в последующие годы привела к серии убийств членов правящей фамилии.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

1071, весна – смерть Мануила Комнина (брата Алексея I) 1071, 19 августа – поражение Романа Диогена при Манцикерте 1072–1073 – восстание болгар против Византии 1073 – поход Исаака Комнина против сельджуков 1073, конец-1074, начало- мятеж Руселя ок. 1074 – рождение Константина Дуки (жениха Анны) 1075, 2 августа – смерть Иоанна Ксифилина 1074–1078 – пребывание Исаака Комнина на посту дуки Антиохии 1075 – начало спора об инвеституре 1076, февраль – посольство Генриха IV к Григорию VII 1077, январь – покаяние Генриха IV в Каноссе 1077 – женитьба Алексея Комнина на Ирине Дукене 1077, конец – восстание Никифора Вотаниата 1077–1078, начало – восстание Никифора Вриенния Старшего 1078, апрель – провозглашение Никифора Вотаниата императором 1078 – расторжение брачного контракта Константина Дуки и Елены 1078, лето – мятеж Василаки 1079 – начало восстания Никифора Мелиссина 1080, 29 июня – встреча Роберта Гвискара и Григория VII в Кепрано 1080, лето – появление Лжемихаила 1080, 1 октября – битва на р. Эльстер 1081, начало – прибытие Роберта в Бриндизи 1081, ок. февраля – назначение Георгия Мономахата дукой Диррахия 1081, 15 февраля – начало мятежа Комниных 1081, 1 апреля – захват Константинополя отрядами Комниных 1081, апрель – возвращение из Константинополя посла Рауля 1081, до 8 мая – венчание на царство Алексея и Ирины 1081, до 8 мая – распределение титулов Алексеем 1081, апрель-май – мирный договор Алексея с сельджуками 1081, после 8 мая – отречение патриарха Косьмы 1081, после 8 мая – провозглашение Константина Дуки соправителем Алексея 1081, май-начало июня- переправа Роберта 1081, 17 июня – начало осады Диррахия Робертом 1081, июнь (?) – обращение Алексея за помощью к венецианцам 1081, август – передача гражданской власти Анне Далассине 1081, август – выступление Алексея против Роберта из Константинополя 1081, ок. августа – послания Алексея западным князьям 1081, осень (?) – разгром норманнского флота венецианцами 1081, 15 октября – войско Алексея подходит к Диррахию 1081, 18 октября – битва Алексея и Роберта у Диррахия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 21. Ламперт Херсфельдский. «АННАЛЫ» (1077–1078/9 гг.) Ламперт (ранее 1028 – после 1081), один из наиболее выдающихся историографов средневековья, обучался в школе при кафедральном соборе в Бамберге, с 1058 г. – в Херсфельдском монастыре, тогда же совершил паломничество в Иерусалим, в 1081 г. стал аббатом в Хасунгене. Перу Ламперта принадлежат «Житие св. Лула» (который был основателем Херсфельдской обители), фрагментарно сохранившаяся история монастыря, но главным его трудом были «Анналы», которые писались в течение примерно двух лет, в 1077–1078/9 гг. Сочинение охватывает время от сотворения мира до марта 1077 г., когда заканчиваются формальной концовкой, в которой выражена надежда, что описание событий, открывшихся коронацией 15 марта этого года антикороля Рудольфа Райнфельденского, продолжит кто-либо другой. Историограф проявил себя в качестве яркого стилиста, ориентирующегося на классические образцы, прежде всего – Тита Ливия. Кризисные события правления Генриха IV (саксонское восстание, борьба за инвеституру и т. п.) делают эпоху его отца и предшественника, Генриха III, идеальной в глазах историка. Нескрываемый драматический субъективизм Ламперта никогда не переходит грань, отделяющую пристрастность от фальсификации; акцент на тенденциозности «Анналов», свойственный историографии XIX в., не оправдал себя и должен быть расценен как гиперкритическое преувеличение. «Анналы» Ламперта содержат целый ряд важных известий о Руси, в понимании которых принципиальную роль играет источниковедческая критика, что и отражено в соответствующих примечаниях. Издания: Lamp. 1894. Р. 3–304; Lamp. 1957. Переводы: На немецкий язык: Lamp. 1883; Lamp. 1957 (a latere); на русский язык: Свердлов 1. С. 163–165 (только «русские» фрагменты). Литература: Holder-Egger 1894. S. 141–213, 371–430, 508–574; Manitius 3. S. 322–329; Wattenbach, Holtzmann 2. S. 456–471; 3. S. Struve 1969–1970. S. 1–123, 32–142; Eggert 1977. S. 89–120; более полную библиографию см.: RFHMAe 7. Р. 111–112.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На землях империи стали возникать независимые государства и появляться самозванцы-узурпаторы. Император же вместе с Пселлом в тиши дворца занимался, как зло шутили его противники, «сочинением ямбов». Казалось, в империю вернулись времена августа Галлиена 99 . Некий Татуш организовал печенежское княжество на Дунае, получили от папы Григория VII королевские венцы жупаны хорватский и зетский (1075, 1077). Дошло до того, что византийский наместник Эдессы, куропалат Филарет Вахамий, отложился от империи, сколотил армию и начал самостоятельно, не дождавшись помощи центрального правительства, отбиваться от сельджуков. В 1072 – 1073 гг. восстания прокатились по Болгарии. Катепан Дристры Нестор, посланный на подавление мятежа, возмутился сам, требуя низложения Никифорицы. Затем в Малой Азии того же потребовали командир наемников Руссель и присоединившийся к последнему кесарь Дука. Нанятые Константинополем турецкие отряды разбили и взяли в плен Русселя и кесаря, но зато подчинили себе ряд принадлежащих Византии земель. В 1077 г. на месте бывших владений империи турки-сельджуки основали Иконийский (Румский) султанат. Печенеги жгли окрестности Константинополя, и папа Григорий VII даже обратился (правда, безрезультатно) ко всему христианскому миру с призывом помочь империи воевать против «язычников». В 1077 г. поднял мятеж македонский полководец Никифор Вриенний, его брат Иоанн осадил столицу с суши. У императора остались наемники – варяги и печенеги, и флот. Город защищали Алексей Комнин (впоследствии император) и брат автократора, отважный Константин. Потерпев ряд поражений, Иоанн Вриенний снял осаду и отступил в Адрианополь. И тогда (октябрь 1077) возмутился давно вынашивавший мятежные планы старый малоазийский полководец Никифор Вотаниат, поддержанный частью столичной знати. Алексей Комнин предлагал немедленно напасть на Вотаниата, расположившегося лагерем на босфорском побережье, но Михаил VII колебался и упустил время. 25 марта 1078 г. группа синклитиков и духовенства, собравшихся в соборе св.Софии, провозгласила Никифора Вотаниата императором. Дука продолжал бездействовать, спустя пять дней солдаты узурпатора вошли в город и захватили дворец. Император бежал, а затем, даже не пытаясь бороться, отрекся от трона, принял постриг и впоследствии стал митрополитом Эфесским.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Петра, в продаже индульгенций и в раздаче иноземцам крупных англ. бенефициев. Воспользовавшись недовольством прелатов, король пытался привлечь их на свою сторону, задержав папских сборщиков церковных податей, отказавшись арестовать отлученных от Церкви лиц и запретив публикацию папских распоряжений, которые затрагивали права англ. короны. В ряде обращений к англ. духовенству (окт. 1307 - апр. 1308) К. указывал на ущемление Эдуардом II прав Церкви. Король также препятствовал папе Римскому делать назначения на церковные должности. Так, в 1307 г., во время избрания епископа Вустера, Эдуард II поддержал кандидатуру королевского казначея Уолтера Рейнолдса, объявив себя защитником прав и свобод католич. Церкви в Англии от посягательств Римской курии. После смерти архиеп. Р. Уинчелси (11 мая 1313) члены соборного приората в Кентербери избрали на архиепископскую кафедру Томаса Кобема, однако король не признал результаты выборов, проведенных, по его мнению, с нарушением процедуры. К. одобрил действия Эдуарда II и назначил на кафедру королевского ставленника У. Рейнолдса (архиепископ Кентербери в 1313-1327). Вмешательство папы Римского и короля вызвало недовольство англ. духовенства; К. обвиняли в симонии (считалось, что король подкупил понтифика, чтобы тот назначил угодного ему кандидата). В 1307 г. К. разрешил начать процесс канонизации Томаса, еп. Херефорда (1275-1282), к-рый незадолго до смерти был отлучен от Церкви Кентерберийским архиеп. Иоанном Пекамом (1279-1292). Опросив свидетелей, члены комиссии по канонизации пришли к выводу, что отлучение было аннулировано Папским престолом. Позднее, в 1320 г., папа Иоанн XXII причислил епископа к лику святых. Отношения К. с церковными иерархами Шотландии также ухудшились из-за поддержки, к-рую понтифик оказывал англ. королю, пытавшемуся подчинить Шотландское королевство. К. отлучил от Церкви Роберта Брюса (король Шотландии в 1306-1329) за совершённое в храме убийство Джона Комина (февр. 1306), однако отношение папы смягчилось после коронации Брюса (25 марта 1306), его успехов в войне с Англией и провозглашения парламентом в Сент-Андрусе независимости страны (16-17 марта 1309).

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Летом 1307 г. францисканец Фома из Толентино доставил К. письма блж. Иоанна из Монтекорвино , представителя папы Римского при великом хане монголов, жившего в Ханбалыке (ныне Пекин). Мон. Фома просил понтифика и кардиналов оказать помощь миссионеру, к-рый, не имея связей с христ. Европой, основал в Ханбалыке католич. общину и установил дружественные отношения с монг. ханами. По указанию папы 7 монахов из ордена францисканцев были возведены в епископский сан и направлены в Китай. Миссионеры должны были рукоположить Иоанна из Монтекорвино во «архиепископа и патриарха всего Востока»; совместными усилиями им предстояло «обратить в веру Христову неверующие народы Востока, вернуть схизматиков и заблудших христиан». Иоанн из Монтекорвино был назначен архиепископом Ханбалыка, в его юрисдикцию вошли все владения монголов (in toto dominio Tartarorum - булла «Rex Regum» от 23 июля 1307), он возглавил католич. миссии в Азии - от Чёрного м. до Китая. Позднее по указанию К. на помощь к нему были направлены еще 3 епископа: францисканцы Петр из Флоренции, Иероним и Фома (рукоположены в дек. 1310 и в февр. 1311; см.: Moule A. C. Documents Relating to the Mission of the Minor Friars to China in the 13th and 14th Cent.//J. of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. L., 1914. July. P. 533-599). К. поддержал претензии Карла Валуа, брата франц. кор. Филиппа Красивого, на визант. престол. Отстаивая наследные права своей жены Екатерины де Куртене, внучки имп. Балдуина II , Карл Валуа выступил с войском против визант. имп. Андроника II Палеолога . К. призвал всех католич. епископов поддержать Карла и в 1306 г. предоставил ему финансовую помощь; имп. Андроник II был отлучен от Церкви (1307). Однако короли Арагона, Каталонии, Киликийской Армении, Неаполя и Сицилии отказали К. в поддержке. Воспользовавшись отсутствием единства среди европ. монархов, имп. Андроник II начал переговоры с папой и предложил укрепить мир заключением брака дочери Карла Валуа с одним из своих сыновей (1311). Папское государство

http://pravenc.ru/text/1841385.html

В следующем году «митрополит Максим, Ростовский епископ Симеон и Тверской епископ Андрей прибыли в Новгород и поставили Феоктиста в архиепископа в Софийском соборе; новгородцы очень рады были своему владыке» 1072 . Торжество для Новгорода действительно было необыкновенное! Только в первый раз Новгородский владыка посвящается в Новгородском храме святой Софии. Что чувствовал сам посвящаемый, памятники не говорят. В следующем году, по благословению святителя Феоктиста, заложен был каменный храм Святого Архангела Михаила и чрез два года освящен, – храм поныне целый 1073 . В 1305 году видим блаженного архипастыря принимающим участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским о сохранении древних взаимных отношений. «Княжение твое, – говорят новгородцы, – честно держати (должны), по пошлине (по обычаю), без обиды: а тебе, господине, також Новгород держати (должно) без обиды, по пошлине». Печать на грамоте представляет лик Богоматери с Предвечным Младенцем на персях, с надписью М ρ Ф , а на обороте слова: «Фектист архиепископ Новгородский» 1074 . В том же году видим святителя совершающим освящение храма в честь святых Бориса и Глеба и еще другого, на княжем дворе, в честь отцов первого Вселенского Собора 1075 . Спустя два года новгородцы за печатью своего архиепископа представили великому князю жалобу на его Новгородских наместников. В сентябре великий князь Михаил прибыл в Новгород и личными распоряжениями успокоил новгородцев 1076 . Но время тогда было смутное. Князь Юрий Данилович препирался с святым великим князем Михаилом за Новгородское княжение, и происки Юрия наносили только неприятности Новгороду 1077 . Писец Апостола 1307 года с скорбью говорил: «При сих князьях сеялись и росли усобицы и жизнь наша гибла от ссор княжеских и век людей укорачивался» 1078 . А блаженный святитель и без того был слаб здоровьем. При таком положении дел в декабрь 1307 года «благословив новгородцев, по болезни удалился он в монастырь Благовещения Богородицы, с тем чтобы пребывать в безмолвии» 1079 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

53 Имеется в виду г. Кастамон в Пафлагонии. События, о которых Анна рассказывает дальше, согласно Никифору Вриеннию (Nic. Br., II, 25), имели место не в Кастамоне, а в доме Докиана (см. прим. 56), где Алексей провел три дня до прибытия в Кастамон. 54 Согласно древнегреческому мифу, Геракл освободил из подземного царства Алкестиду, жену своего друга, фессалийского царя Адмета. 55 Исаак I Комнин (1057–1059) – дядя Алексея. 56 Феодор Докиан – сын сестры Иоанна Комнина, отца Алексея (Nic. Br., II, 25). 57 Никифор III Вотаниат (1078–1081), знатный малоазийский феодал, противник Романа Диогена, был отправлен в ссылку при этом императоре, а после его низложения возвращен и назначен стратигом фемы Анатолик. В конце 1077 г. Никифор поднял восстание против Михаила VII, был поддержан знатью и высшим духовенством и в апреле 1078 г. торжественно вступил в Константинополь (см., об этом Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 114 и сл). Апологетом Никифора III был историк Атталиат. 58 Никифор Вриенний Старший, один из крупнейших византийских феодалов, дука Диррахия (см. прим. 62). В 1077 г., опираясь на фракийскую знать, он поднял мятеж против Михаила VII (см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 113 и сл.). Восстание Никифора было поддержано его братом Иоанном, которому удалось взбунтовать варяжских и франкских наемников. Отряды обоих братьев встретились в Эносе, где в ноябре 1077 г. Никифор провозгласил себя императором. После этого объединенные силы мятежников заняли Адрианополь. Следующей зимой Иоанн Вриенний пытался захватить Константинополь, но был отражен отрядами под командой Руселя и Алексея Комнина (см.: Nic. Br., III, 9–10; IV, I, 18; Attal., pp. 242 sq., 284 sq. Ср. также сообщения Продолжателя Скилицы – Skyl., рр. 727–737, Зонары – Zon., XVIII, 18, Μ. Глики – Glycas, IV, рр. 615– 617 и Вильгельма Апулийского – Guil. Ар., IV, 88–92). Рассказ Анны о восстании Вриенния является переложением «Истории» ее мужа. 59 Подир и эпомида – библейские названия священнических одежд. После низложения Михаил был назначен эфесским митрополитом и поселился в монастыре Мануила (см.: Nic. Br., III, 24; Attal., р. 303; Skyl., р. 738; Zon., XVIII, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1072–1079. 1072  или (Коссов) 1068. 1079. 1072–1079. 6)     Ефрем I. Упоминается в 1055 году. 6)    Ефрем I. – Упоминается в 1055 году. Ефрем, 1055 г. 7)    Иоанн II – с 1080. 1080–1089. 1081–1089. 1080–1089. 7)    Георгий. 1065–1079. Георгий. Упоминается под 1072 и 1073 Георгий 1067–1077. 8)    Иоанн III – с 1089 по 1090. 8) Иоанн II: 1080–1089. Иоанн II: 1077–1089. Иоанн II: 1077–1089. 9)    Ефрем – с 1091 (моск. кат.) или 1092 (Коссов). 1091–1096. 9) Иоанн III: 1089–1090. Иоанн III: 1089–1090. Иоанн III: 1089–1091. 10)  Николай. ок. 1104 (Коссов и Никоновская летопись) или 1106 (киевский каталог). 1097–1106. 1097–1106 или 1104. 1102–1106. 10) Ефрем II. 1092–1097. 10) Николай. Упом. 1097–1101. Ефрем, 1092–1097. 11)  Никифор – с 1106 или 1107 (киевский каталог) или 1104 (Коссов и Никоновская летопись). 1121 (по Нестору). 1104, а «по другим» 1106. 1121. 1104, а «по другим» 1106 или 1107. 1121. 1106 или 1107; ум. ок. 1112. 11) Николай. Упом. 1097–1101. 11) Никифор I: 1073–1121. 11) Николай. 1097–1102. 12)  Никита: 1122–1126. 12) Никифор I; 1104–1121. 12) Никита 1122–1126 или 1127 (по Кнат. л.). Никифор: 1103–1121. 13)  Михаил II: 1130 или 1131 (по киевскому летописцу) до 1145. 1147. После Михаила Палинодия «из помяника киевского» считает митрополитом Константина; «но, замечает Евгений, в иерархических каталогах он несчитается» (стр. 75). 1127–1145. Кирилл и Константин сомнительные – О Константине замечено почти тоже, что и в «Истории киевской иерархии». 1130 или 1131 – 1147. 13) Никита: 1122–1126. Михаил: 1131–1145. Никита: 1122–1126. 14)  Климент: 1147–1156. 14) Михаил II: 1130–1145. Климент: 1147–1155. Михаил II: 1129–1145. 15) 15) Константин I – с 1156 (Коссов) до 1158. 1156–1159. 1157–1159. 15) Климент: 1147–1155. 15) Константин: 1156–1158. Климент: 1147–1154. 16)  Феодор – с 1160 (киевский каталог) до 1163 (иерархические каталоги и др.). 1159–1163. 1160–1163. Константин I: 1156–1159. Феодор с 1161 до 1162 или 1163. Константин: 1155–1159. 17)  Иоанн IV – с 1164  г. (Несторов продолжатель) или 1171 (Палинодия и виевский каталог) или 1176 (Коссов) – до 1166 (Несторов продолжатель и московский каталог) или до 1170 (Палинодия?! Ссылки на Палинодию должные: там ч. III, разд. II, арт. 1, стр. 1104 – 1045 в IV т. «Рус. истор. библиотеки» помечен только один год 1170-й – вступления Uoahha IV на митрополичий престол  и вовсе не упомянут год смерти). Такова же ссылка и в речи о м. Матосе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010