593 Наводить Богъ по гнву своему ...грхъ ради нашихъ. – Шахматов установил, что этот фрагмент – вставка. Для ее соотнесения с собственно летописным текстом в предшествующей фразе были добавлены, разрезая первоначальный текст, слова «грхъ ради нашихъ попусти Богь на ны поганыя» – формулировка, повторяющаяся и в конце отрывка: «приемлемь казнь грхъ ради нашихъ», после чего следует помета: «И мы же на предлежащее возвратимся». 602 Русальи – языческие праздники, проводившиеся в зимние святки и в «зеленые святки» – в середине лета. Судя по осуждающим описаниям христианских проповедников, русалии включали театрализованные представления, пения, танцы, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах (См.: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 674–682). 604 Поидемь, высадимь дружину ис погреба. – Из данных слов явствует, что киевляне, находившиеся у двора, принадлежащего отцу Всеслава, полоцкому князю Брячиславу Изяславичу (ум. в 1044 г.), решили освободить «дружину» – вероятно, кого-то из знатных половчан, заключенных в темницу вместе со схваченным Ярославичами Всеславом. Следующим шагом киевлян станет освобождение самого Всеслава. 606 О кресте честный! ...от рова сего. – Эта молитва Всеслава (скорее всего реконструированная самим летописцем), как и последующие рассуждения о силе креста, опровергают предположения ученых о Всеславе как «последнем язычнике», связанном с волхвами. Перед нами – благочестивый христианин, которого за благочестие же и хвалит летописец. Примечательно, что освобождение князя из поруба состоялось 15 сентября, на другой день после двунадесятого праздника – Воздвижения честного креста. 607 Всеслав же сде вь Кыев мсяць 7. – Летописец умалчивает о княжении Всеслава. Ценный комментарий к событиям см. в статье: Кучкин В. А. «Слово о полку Игореве» и междукняжеские отношения 60-х годов XI века//ВИ. 1985. 11. С. 19–35. 608 Болеслав II – польский князь (1058–1077 гг.) и король (1077–1079 гг.). На его тетке Гертруде был женат Изяслав. Он обратится к Болеславу за помощью и в 1073 г., когда будет свергнут с престола братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.393–397; Stökl G. Kanzler und Metropolit... S.150–174; Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. Киев, 1966. С.95. (граффито с указанием дня смерти Кирилла); Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI XIII вв. Μ., 1978. С. 139–152, 159–185, 232–246; Czeszak G. Sytuacja košciola prawoslawnego na Rusi w šwietle jarlyków chaskich z XIII i XIV wieku//Czasopismo Prawno-Historyczne. 1979. T.31. S.31–56; Poppe A. Werdegang der Diözesanstruktur... S.279–285; Творогов О.В. Кирилл//СлККДР. Вып.1. С. 225–227. в. Киевские князья-сениоры X – середины XIII в. (с биографическими справками о князьях, упоминаемых в настоящей книге) Относительно родственных связей между князьями см. прилагаемую к настоящему разделу генеалогическую таблицу, в которой имена киевских князей-сениоров выделены жирным шрифтом. В нижеследующем списке указание дня начала княжения, как правило, имеет в виду день интронизации. Настоящий список представляет собой первую попытку такого рода. 1. Игорь Рюрикович – после 944 2. Ольга, вдова Игоря ок. 945 – ок. 960 3. Святослав Игоревич ок. 960 – весна 972 4. Ярополк Святославич 5. Владимир Святославич – 15 июля 1015 6. Святополк Владимирович(в его княжение происходит борьба за киевский стол) 7. Ярослав Владимирович – 20 февраля 1054 8. Изяслав Ярославич – 15 сентября 1068 9. Всеслав Изяславич Полоцкий 15 сентября 1068 – апрель 1069 10. Изяслав Ярославич (во второй раз) 2 мая 1069 – март 1073 11. Святослав Ярославич после 22 марта 1073 – 27 декабря 1076 12. Всеволод Ярославич 1 января 1077 – июль 1077 13. Изяслав Ярославич (в третий раз) 15 июля 1078 – 3 октября 1078 14. Всеволод Ярославич (во второй раз) октябрь 1078 – 13 апреля 1093 15. Святополк Изяславич 24 апреля 1093 – 16 апреля 1113 16. Владимир Всеволодович Мономах 20 апреля 1113 – 19 мая 1125 17. Мстислав Владимирович 20 мая 1125 – 15 апреля 1132 18. Ярополк Владимирович 17 апреля 1132 – 18 февраля 1139 19. Вячеслав Владимирович 22 февраля 1139 – 4 марта 1139 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приняв во внимание количество глав Римского кодекса, Ф.Ив. Успенский пришел к выводу, что в 1077 г. составлено было девять глав. И из рассмотрения актов собора можно придти к выводу, что при первом судопроизводстве было составлено меньше одиннадцати глав. Акты собора, между прочим, сообщают, что учение, которое распространял И. Итал среди своих слушателей, было соединено в несколько положений и на основании их составлено было несколько анафематствований. Потом те же самые акты сообщают, что, когда дело против И. Итала было поднято во второй раз, по поводу представленного Италом исповедания, то при разборе этого исповедания имп. Алексею было подано на Итала десять глав, полных эллинского безбожия. После того как эти главы были предъявлены Италу, то последний «тотчас же признал девять, выражающими его мнения; при этом он добавил, что придерживается такого учения и считаете его здравым и доныне верит в истинность высказанного в означенных главах учения» 130 . Царь, не имея возможности лично заняться новыми обвинениями на Итала, передал представленные главы патриаршему собору. Но собор не позвал Итала на новое разбирательство по этим обвинениям, а прямо в неделю православия означенные главы предал анафематствованию. Обвинения, по-видимому, представлены были важные, на которые следовало обратить серьезное внимание; а патриарший синод в этом случае поступает так, как будто бы обвинения уже давно были известны и давно уже были рассмотрены и преданы анафематствованию. И теперь эти анафематствования только повторили. С своей стороны и Итал подчеркнул что он и доныне держится тех же мыслей, т.е, как прежде признавал их истинными, так и теперь от них не отказывается. Выходит, что патриарший синод и сам Итал представленные девять глав считают уже известными. Но так как Итал и теперь не хочет от них отказаться, то суду остается только повторить свое осуждение. Когда же как не в 1077 году эти главы были составлены и преданы анафематствованию? Что в этом году составлено было только девять глав, это подтверждает Ф.Ив. Успенский в своих рассуждениях по поводу той же записки, представленной императору Алексею. «Можно думать, говорит он, что Каспаки (податель записки) внес в свою записку девять глав, составленных против Итала при Михаиле Дуке и присоединил только десятую главу 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Ann. Disib. Р 14) 948 Оба кратких известия заимствованы из «Майнцских анналов монастыря св. Альбана» (начало XII в.) (по устаревшему названию – «Вюрцбургских анналов»). 950 Конрад, старший сын Генриха IV от первого брака, в 1093 г. был коронован королем Италии и вступил в переговоры с врагом отца папой Урбаном II. 951 Речь идет о второй супруге Генриха IV – дочери киевского князя Всеволода Ярославича Евпраксии (см. 26, примеч. 756). Адельхайда – имя, принятое Евпраксией в Германии, хотя трудно решить, когда именно: при замужестве ли за германского императора или ранее, в ее первом браке (см. 45, примеч. 1064). 952 Заключение Евпраксии-Адельхайды в Вероне имело место в 1094 г. Аморальный образ жизни Генриха IV, его сексуальные бесчинства, которые он простер и на супругу, были одной из излюбленных тем пропапской публицистики начиная с 1090-х гг. Невозможно сказать, в какой мере эти обвинения соответствовали действительности (Russ 2006. S. 504–511; ДР. С. 373–376 [IV, 5.3]). Мы воздержались от приведения этих текстов в Хрестоматии в их более или менее полном объеме; см., например: итальянские «Хронику» Бернольда (Bern., а. 1095. Р. 458), трактат кардинала Деусдедита против симонии (Deusd. с. inv et sym. 12. Р. 330), трактат немецкого цистерцианца Герхоха Райхерсбергского «Об изучении антихриста» (Gerh. De inv. Antichr. I, 17. P. 324; Свердлов 2. C. 271–273) и мн. др.; рассказ «Дисибоденбергских анналов» может служить типичным их образчиком (см. также «Анналы» Альберта Штаденского: 60/1). 953 Конрад родился в 1074 г., стало быть, иметься в виду мог скорее всего Рудольф Райнфельденский, бывший тогда швабским герцогом, а с 1077 г. и – антикоролем и главным противником Генриха IV в Германии. См. также 61, примеч. 1773. 956 В 1095 г. в Пьяченце. На соборе королева выступила со скандальными разоблачениями безнравственности своего супруга и была прощена как подвергшаяся насилию. 957 Первое отлучение Генриха IV состоялось еще в феврале 1076 г. при папе Григории VII и было снято в январе 1077 г. после свидания короля и папы в североитальянском замке Каносса, принадлежавшем маркграфине Матильде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13). «Во время собеседований миссионер … должен соблюдать потребныя проповеднику и защитнику истины душевное спокойствие, кроткое обращение и снисходительное терпение, не смущаться … дерзостями, но братолюбиво обличать … неприличие, не отвечая безумным по безумию их» с. 1076–1077]. Обращение к полиции возможно лишь при реальной угрозе беспорядков и причинения насилия. 14). Для собеседований должны подбираться удобные и просторные помещения, беседы могут проходить и на открытом воздухе. Использование помещений церкви может быть только в исключительных случаях, «когда имеется полная надежда, что собравшиеся раскольники и сектанты не причинят оскорбления святыне храма» с. 1077]. 15). Миссионеру надлежит заранее собирать сведения об аудитории, иметь точное представление о предмете беседы и продуманный ее план. (В данном пункте даются некоторые методические советы миссионеру по общему настрою и содержанию бесед). «… не отказываясь отвечать на возбуждаемые вопросы, миссионер должен, по возможности, быть кратким в своих ответах и направлять их так, чтобы вновь перейти к главному предмету беседы» с. 1078]. 16). Любое «собеседование должно начинаться и оканчиваться, может и прерываться, общим пением молитв, псалмов и песнопений» с. 1078]. 17). В пункте описываются различные способы приглашения заблуждающихся на беседы. В приглашениях должны быть точно указаны: время, место и предмет собеседования. Напоминается, что местный священник должен оказывать миссионеру всяческую помощь и поддержку. 18). Для обеспечения миссионеров всех уровней и приходских священников надлежащей литературой, за счет местных средств или пособия Св Синода, «учреждаются в епархиях: а). главная миссионерская и б). благочинническая и окружныя библиотеки». (Даются некоторые общие рекомендации по комплектованию библиотек и ссылка на рекомендованные списки изданий). Указывается, что на приходах, страдающих от заблуждающихся, также должны создаваться библиотеки, имеющие в наличии полное собрание полемических сочинений с. 1079].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

( Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. С. 217, 219, 221, 222, 228, 342). НПЛ. С. 161, 470 (первоначальный список новгородских князей конца XI в.). Это следует из последовательности событий, изложенных Владимиром Мономахом. Весной 1077 г. Глеб еще занимал новгородский стол – через зиму после смерти Святослава (+ 27 декабря 1076 г.) Мономах предпринял поход из Смоленска «к Новугороду на весну Глебови в помочь», направленный, скорее всего, против Всеслава Брячиславича. Зимой 1077/1078 гг. Владимир со Святополком Изяславичем напали на Полоцк и сожгли его. Оттуда Святополк «иде Новугороду», очевидно, на уже освободившийся княжеский стол; дальше Владимир сообщает, что брат Глеба Олег Святославич прибыл к Всеволоду Ярославичу в Чернигов; по летописным данным известно, что откуда он бежал в Тмутаракань 10 апреля 1078 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 199, 247; ПВЛ. С. 85, 102). Таким образом, в Новгороде Святополк находился по крайней мере с 1-й половины весны 1078 г. Следовательно, Святополк был посажен отцом в Новгороде не после смерти Глеба, а вскоре после его изгнания, видимо, уже в конце зимы – начале весны 1078 г. Исследователь полагает, что новгородцы, движимые пробудившимся в них благодаря проповеди волхва языческим духом, изгнали Глеба, обвинив его в неурожае, случившемся в Новгородской земле ( Фроянов И. Я. Древняя Русь в IX–XIII вв… С. 121–123), но такое объяснение произошедшего является не более чем домыслом И. Я. Фроянова, поскольку лишено опоры в источниках. Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 78–84. НПЛ. С. 196. Ср.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 180–181; Т. 2. Стб. 170–171. В ПВЛ, помимо мелких разночтений, отсутствует имя епископа Феодора. Существенным отличием представляется то, что если по тексту НПЛмл. новгородцы хотели «побити» Феодора, то по ПВЛ они «хотяху погубити епископа». Шахматов А. А. Разыскания… С. 456–457. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIVbb. М., 1984. С. 62. См.: Стефанович П. С. «Верность» в отношениях князя и дружины на Руси в XII–XIII вв.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. 1(31). С. 72–82; Мусин А. Е. Milites Christi Древней Руси: Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб., 2005. С. 63–96.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

    148 Совершив это επειδη τατα πεπραχς, А. Райффершайд предлагает ονεδη вм. επειδ, т. е. «нанеся такую обиду».     149 Анна имеет в виду встречу Роберта и Григория VII в июне 1080 г. (см. Delarc, Saint Grégoire VII.. ., р. 521 sq.). Но состоялась она не между Беневентом и Салерно, как думает Анна, а в Кепрано на севере Кампании. В Беневенте Роберт и папа виделись в августе 1073 г. (Delarc, Saint GrégoireVII..., р. 23; Mathieu, Guillaume dePouille..., рр. 311— 312). Между этими двумя встречами отношения Роберта с папой были весьма напряженными. Норманнский вождь неоднократно совершал набеги на папские области, а Григорий VII дважды предавал Роберта анафеме (выше Анна упоминала о враждебном отношении папы к Роберту). См. Villars, Les Normands..., рр. 133—137.     150 Ландульфом Анна называет Рудольфа Швабского, графа Рейнфельдского, восставшего против Генриха и избранного германским королем в марте 1077 г. Вельф IV — с 1070 г. герцог Баварский. О том, что Рудольф и Вельф были вызваны к папе, можно заключить также со слов Вильгельма Апулийского (Guil. Ар., р. 46—47). Однако Μ. Матье в примечании к этому месту «Деяний Роберта Гвискара» ставит под сомнение возможность свидания Григория VII с германскими вождями в это время. Упоминание об этом свидании двух разных памятников еще ни о чем не говорит, ибо сведения Анны и Вильгельма восходят к одному источнику (см. прим. 140).     151 После упоминавшегося Анной посольства Генриха к Григорию VII германский император вынужден был смириться и даже совершить в январе 1077 г. покаянное путешествие в Каноссу. Однако Генрих вымолил себе у папы лишь отпущение грехов и снятие отлучения, но не восстановление на троне. Поэтому борьба вспыхнула вновь. В этой войне папа опирался на значительную часть немецкого епископата и на южнонемецких герцогов (см. Неусыхин, Исторический миф..., стр. 85).     152 Тимоф., V, 22.     153 Представления Анны о борьбе Генриха IV с саксонцами весьма туманны. Битва, в которой был смертельно ранен Рудольф (у Анны — Ландульф), произошла 1 октября 1080 г. при Гогенмользене на р. Эльстер (см. Meyer von Knonau Jahrbucher..., Ss. 644—652).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

В IX в. из княжества Б. было выделено новое герц-ство Салерно. Граница между ними была определена соглашением 843 г. С сер. XI в. земли Б. стали постепенно захватывать норманны, и жители города под угрозой завоевания уже в 1051 г. признали верховную власть папы. Папа Григорий VII принял ленную присягу от норманнских королей, по соглашению с ними присоединил Б. к своим владениям, а кн. Ландульфа сделал своим наместником. Со смертью Ландульфа в 1077 г. княжество Б. перестало существовать; его территория была разделена на 3 независимых принципата: Б., Салерно и Капуя. Не ослабевала борьба с византийцами, к-рые никогда не отказывались от попыток сделать Юж. Италию своим владением, и с арабами, к-рые из Сицилии угрожали и опустошали Калабрию. С 1077 по 1860 г. территория Б. оставалась в составе Папского гос-ва. В 1202 г. Б. среди городов Италии одним из первых получил статус самоуправляющейся коммуны, статуты города были утверждены папой. В XV-XVI вв. корпус городского права пересматривался и расширялся. В 1798-1806 гг. Б. входил в состав Неаполитанского королевства, а в 1806-1815 гг. находился под номинальным правлением Ш. Талейрана, носившего титул князя Беневентского. В 1860 г. Б. присоединен к Сардинскому королевству, а с 1861 г. стал частью единой Италии. Церковная история Христ. община Б. уходит своими корнями в доконстантиновскую эпоху: на Аппиевой дороге возле базилики Апостолов была найдена надпись, содержащая моление к апостолам Петру и Павлу о городе Б. Первым известным епископом Б. является сщмч. Ианнуарий (285-303), вероятно, местного происхождения; его преемники известны до кон. V в. Распространение христианства в Б. столкнулось с приверженностью населения к языческим традициям, что подтверждается упоминанием Квинта Аврелия Симмаха в письме к отцу (после 375) о почитании богов среди значительной части беневентцев. Лангобарды, завоевавшие Италию во 2-й пол. VI в., исповедовали арианство, и, вероятно, в течение нек-рого времени они могли препятствовать присутствию в Б. правосл. архиепископа. Местная кафедра пустовала до сер. VII в., когда на нее были избраны Гильдебранд, а затем св. Барбат , при к-ром произошло объединение еп-ств Б. и Сипонто. В 969 г. кафедра Б. получила статус архиеп-ства; ему были подчинены епископии неск. окрестных местечек. К нач. XIII в. территория архиеп-ства значительно расширилась. В XII в. 3 архиепископа Б.: Ландульф, Ломбардий и Рогерий - получили сан кардинала. В кон. XIII в. кардиналом стал архиеп. Джованни Кастрочели. Беневентанцами по происхождению были папы Феликс IV (VI в.), Виктор III (1086-1087), Григорий VIII (1187). С сер. XI по нач. XII в. в Б. было проведено 8 поместных Соборов.

http://pravenc.ru/text/78020.html

На Соборе герм. епископов в Вормсе под давлением Г. было принято решение о низложении Григория VII (24 янв. 1076). Папа в ответ отлучил короля от католич. Церкви (22 февр. 1076), и это стало сигналом для возобновления выступлений герцогов против него внутри страны (договор в Трибуре, окт. 1076). По решению герцогов король должен был быть низложен, если в течение года и 1 дня не добьется от папы снятия отлучения. Г. пошел на публичное покаяние: простояв босым на снегу 3 суток перед замком Каносса, где в то время находился папа (замок принадлежал маркгр. Матильде Тосканской), король вымолил прощение у Григория VII (янв.-февр. 1077) и обещал впредь сохранять послушание папе и содействовать ему в проведении реформы католич. Церкви. Несмотря на примирение короля с папой, герм. герцоги выступили против Г. В Форххайме они избрали королем герц. Швабии Рудольфа Райнфельденского (15 марта 1077). В ходе начавшейся в Германии войны между Г. и герцогами королю удалось свергнуть с герм. престола Рудольфа (убит в Мёльзене 25 июня 1080). Папа Григорий VII вновь отлучил Г. от Церкви (1080). Учитывая рост недовольства церковной политикой Григория VII, король провозгласил папой Гвиберта из Равенны (антипапа Климент III ) и совершил поход на Рим (1081). В 1081-1084 гг. король совершил еще 3 похода на Рим и помог своему ставленнику Клименту III утвердиться на Папском престоле (24 марта 1084), а тот короновал Г. имп. короной. Борьба Г. с папством продолжилась при папе Урбане II , так же как и Григорий VII противившемся снятию отлучения с Г. Использовав борьбу Г. с папой Григорием VII, Польша освободилась от подчинения Римско-Германской империи. В 1076 г. польск. кн. Болеслав II получил королевский титул. В ответ Г. в 1085 г. на Майнцском синоде провозгласил чеш. кн. Вратислава II королем Чехии и Польши (коронация состоялась в 1086). Видимо, для подтверждения этой новой титулатуры в имп. канцелярии была изготовлена т. н. учредительная грамота Пражского еп-ства (грамота не была утверждена), где давалось описание границ еп-ства на 70-е гг. Х в., к-рое включало и М. Польшу с Краковом. Против польск. кор. Болеслава II был направлен русско-герм. союз, скрепленный браком Г. с Евпраксией Всеволодовной, получившей в Германии имя Адельгейда (1089).

http://pravenc.ru/text/162132.html

923 Русская Старина 1888 г. Январь, 43–44 стр. Хотя в данном известии упомянутые лица и не названы Странниками, но местность, где, они схвачены, а тем более их ответы на допросе не оставляют сомнения в их Странническом происхождении. 925 Труды Ярославского Статистического Комитета 1866 г. выпуск 1-й стр. 224. Кельсиева II выпуск, стр. 61. 929 Интересно следующее замечание здесь этой рукописи, не мало характеризующее взгляды и убеждения сектантов: „Потом той Болотов приял дерзновенью своему от Бога возмездие велико: ибо когда помирал, бысть ему туга до такой тяжести, яко кричал от нестерпимой болезни, аки лютый зверь, и каялся о том и прощался, что много оскорбил людей и христиан мучил и желал хоть единого повидать и пред ним в том проститца, и тако душу свою изверже “. 930 Журнальное постановление Святейшего Синода 1841 г. 27 марта. См. Собрание постановлений до части раскола, состав. при Св. Синод. стр. 378. 931 Мы разумеем здесь главным... образом священника села Сопелок, Алексея Шестакова, Следственною Комиссиею действительно изобличенного в укрывательстве секты, за то преданного суду и низведенного в причетника. Дело Ярославской Духовной конситории 1854 г. 1077. Указ Св. Синода от 21 декабря 1854 г. 1077. 932 В дневнике г. Пискарева, на стр. 20, по этому поводу читаем: „Зиновьевский священник о. Алексей признался, что приходские священники боятся епархиального начальства показывать вновь открывающихся раскольников, чтобы не навлечь на себя подозрения“ в нерадении о пастве. 933 Тот же г. Пискарев продолжает: „Священник села Карповского, бойкий и откровенный, заявил, что в сокрытии истинного числа раскольников они (священники) находят денежные выгоды, которых не хотят уступить земской полиции. Однажды, говорил он, приехал ко мне становой и сказал: „быть не может, чтобы у тебя не прибавилось числа раскольников, дай-ка мне записочку, сколько их вновь прибыло. Я дал ему записочку, что ж вышло? Он взял с них деньги и за все общество раскольников, тут находящихся, прибавил пошлину“. О том же заключ. Министра Внутренних Дел о раск. стр. секты, разряд 3-й пункт 1-й; Кельсиев II, 56–57 стр.; IV, 32 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010