(Кекел. А 193, A 840 (XI в.), A 839, A 222, A 635 (XII-XIII вв.) и др.). Насчитывается 4 основных перевода Жития Г., сохранившихся в неск. десятках рукописей. Текст самой ранней груз. рукописи чудес Г., включающей «Чудо Г. о змии», датируется кон. XI в. (Hieros. Patr. Cod. 2). Начиная с XIV-XV вв. цикл чудес Г. получил широкое распространение в Грузии. «Чудо о змии» было особенно популярно, в XVII в. оно было переложено в стихотворную форму Датуной Квариани (Кекел. H-2904, 2879; S-2842; Q-320, 296 и др.). Созданная в XIX в. редакция «Чуда о змии» (Там же. H-952; S-2694; A-1039, 360) заканчивается тем, что Г. удочеряет спасенную им царевну. В груз. письменности получили распространение не только переводные греч. Жития и чудеса Г., но и оригинальные сказания (напр., «Чудо о каменщике Басиле», к-рый в одиночку построил храм св. Георгия в Кларджети). Нек-рые чудеса Г. груз. предания соотносят с груз. местностями. Так, считается, что «Чудо о быке Феописта» произошло в Халде в Сванети. Георгиевский крест (красный крест на белом фоне) помещен на церковном флаге Грузии. По преданию, Г. помогал грузинам во мн. битвах, его неоднократно видели во главе груз. войска (15 авг. 1121 в Дидгорской битве с турками-сельджуками; 28 сент. 1659 в победном сражении с султаном Зелим-ханом). Вмч. Георгий. Чеканная икона из Лабечина (Грузия). XI в. Вмч. Георгий. Чеканная икона из Лабечина (Грузия). XI в. Имя Георгий является одним из самых распространенных в Грузии и династическим именем груз. правителей. Считалось, что пользующийся небесным покровительством Г. ни в чем не будет знать поражения. В связи с этим интересна надпись на перстне с изображением св. царя Георгия III: «Святой Георгий, я, Георгий, надеждою на тебя побеждаю врага». Это имя носили абх. цари Георгий I (861-868) и Георгий II (922-957), Гурийские (до Георгия V, XVIII в.) и Одишские мтавары (до Георгия IV, XVIII в.). Г. почитался как покровитель правящего дома Багратиони, на гербе к-рых помещалось изображение святого. Это имя носили цари объединенной Грузии Георгий I (1014-1027), воздвигший на месте древнего престола кафедральный собор Светицховели во Мцхете, Георгий II (1072-1089), отец царицы Тамары Георгий III (1156-1184), при к-ром были начаты строительные работы монастырского скального комплекса Вардзиа , сын св.

http://pravenc.ru/text/162188.html

е) В 1072 году 2 мая совершено весьма торжественно первое перенесение мощей святых князей Бориса и Глеба в Вышгороде при великом князе Изяславе в новую церковь , им построенную. В 1115 году 2-го же мая последовало еще перенесение мощей сих мучеников в церковь каменную при великом князе Владимире Мономахе . Об обоих перенесениях есть сказания в прологах; о них скажем ниже. ж) В 1089 году совершилось перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар град италийский. В память этого вскоре установлен праздник в России церковной и гражданской властью. Это было при великом князе Всеволоде I Ярославиче († 1 093 г). И этот праздник помещен в прологах первой редакции. з) В 1074 году 3 мая скончался преподобный Феодосий Киево-Печерский. Открытие и перенесение мощей его было в 1091 году, но празднование ему установлено в 1108 году во всей Русской земле. «В сем (1108 ) лете, говорит современный летописец, вложи Бог в сердце Феоктисту, игумену Печерьскому, и нача въсвещати князю (великому) Святополку, дабы вписал Феодосья в синодик, и, рад быв, обещася и створи, повеле митрополиту вписати в синодик и повеле (митрополит Никифор) вписывати по всем епископьям, и вси же епископи с радостию вписаша и поминати и (его) на всех соборех». Вот сильное доказательство, что праздники в древней Руси не были уставляемы без согласия великого князя и митрополита. То же должно разуметь и о празднике Покрова Пресвятой Богоматери. и) Память преподобного Феодосия внесена в прологи не только 3 мая, – день его успения в 1074 году, но и 31 мая в день перенесения мощей его. В настоящее время перенесение мощей преподобного Феодосия празднуется 14 августа. В прологах этого празднования нет, но в первый раз встречается в софийской минее XIII века. По свидетельству преподобного Нестора летописца, участвовавшего в откапывании гроба преподобного Феодосия, это перенесение было в четверток 14 августа. Действительно 14 августа в 1091 году падает на четверток десятой недели по Пятидесятнице. Вероятно, сначала праздновали 31 мая, потому что праздновать в 14 день августа накануне храмового лаврского праздника Успения Богоматери находили затруднительным; по проложному сказанию 31 мая видно, что это было то перенесение, которое совершилось в 1091 году 14 августа, ибо согласно с Нестором говорится, что отрытие мощей из могилы игумен хотел сделать тайно, что тогда два брата увидели три столба радужных над пещерой преподобного Феодосия и самое начало проложного сказания взято буквально из Нестора. Но потом стали праздновать 14 августа; этого празднования (14 августа) потому и нет в прологах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Главы Русской Православной Церкви Киевские митрополиты Михаил (988—992) Леон(тий) (992—1008) Иоанн I (упоминается в 1020-е гг.) Феопемпт [Кирилл] (упоминается в 1039) Иларион (1051 — до 1055) Ефрем (упоминается в 1055; умер, предположительно, после 1061) Георгий (в 1062 прибыл в Киев, упоминается в 1072—73) Иоанн II (до 1077/78—1089) Иоанн III (1090—91) Николай (упоминается в 1097—1101) Никифор I (1104—21) Никита (1122—26) Михаил I (1130—1145/46) Климент Смолятич (1147—59; в 1155—58 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях) Константин I (признан не во всех епархиях, рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156—59) Феодор (1160—1161/62) Иоанн IV (1163—66) Константин II (упоминается в 1167—69) Михаил II [прибыл на Русь в 1171 (?)] Никифор II (упоминается в 1183—98) Матфей (по другим данным, 1200—20)] Кирилл I (II) (рукоположен в 1224, настолование 1225—33) Иосиф (1236—?) Кирилл II (III ?) (поставлен до 1242/43, рукоположен ок. 1246/47, на Руси упоминается в 1250—81) Киевские и всея Руси митрополиты Максим (рукоположен в 1283, прибыл на Русь в 1285, в 1299/1303 перенёс резиденцию во Владимир Суздальский, умер в 1305) Пётр (1308—26) Феогност (1328—53) Алексий (1354—78) Киприан (рукоположен в 1375, до 1378 и в 1382—90 в Киеве; в 1381—82 и в 1390—1406 в Москве) Михаил (Митяй) (наречённый митрополит с 1378, умер в 1379, не рукоположен) Пимен (рукоположен в 1380, принят в Москве в 1382; низложен 1384/85) Дионисий (рукоположен в 1384, умер в 1385) Фотий (рукоположен в 1408, прибыл на Русь в 1409; умер в 1431) Герасим (рукоположен в 1433, сожжён в 1435 литовским князем Свидригайлом) Исидор (рукоположен в 1436, прибыл на Русь в 1437, в 1441 бежал из Москвы в Литву, а затем в Рим) Иона (наречённый митрополит с 1442/43, рукоположен Собором русских епископов в 1448; умер в 1461 Московские и всея Руси митрополиты Феодосий (Бывальцев) (1461—64) Филипп (1464_73) Геронтий (1473—89) Зосима (Брадатый) (1490—95) Симон (1495—1511) Варлаам (1511—21) Даниил (1522—39) Иоасаф (Скрипицын) (1539—42) Макарий (1542—63) Афанасий (1564—66) Филипп II (Колычев) (1566—68) Кирилл III (1568—72) Антоний (1572—81) Дионисий (1581—86) Иов (1586—89; с 1589 патриарх) Патриархи Московские и всея Руси Иов (1589—1605) Игнатий (1605—06, 1611—12) Гермоген (1606—11) Филарет (Романов) (1619—33) Иоасаф I (1634—40) Иосиф (1642—52) Никон (1652—66) Иоасаф II (1667—72) Питирим (1672—73) Иоаким (Савелов) (1674—90) Адриан (1690—1700) Тихон (Белавин) (1917—25) Сергий (Страгородский) (1943—44) Алексий I (Симанский) (1945—70) Пимен (Извеков) (1971—90) Алексий II (Ридигер) (с 1990)  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2. М., 2014. С. 81–94. Бармин А. В. Противолатинская полемика в Древней Руси: византийские параллели//Византийский Временник. 2010. Т. 69 (94). С. 120–131. Михаила архиепископа Царяградского о ересях латинских// Павлов А. Критические опыты… С. 151–157. Бармин А. В. Полемика и схизма. История греко-латинских споров IX–XII вв. М., 2006. С. 162. Трактат об опресноках, приписываемый русскому митрополиту Леону (Льву, Леонтию), святительство которого поздняя и малодостоверная в данном месте Никоновская летопись относит к 992–1004 гг., в реальности был написан гораздо позже — скорее всего между 1072 и 1089 гг. (Там же. С. 243). См.: Чельцов И. В. Полемика между греками и латинянами об опресноках//Христианское чтение. 1879. 11–12. С. 640–641: «Ни патриарх Фотий, ни русский митрополит Леонтий ничего не писали об опресноках». Бармин А. В. Полемика и схизма. С. 102–121. Там же. С. 373–378. Грамота Флорентийского собора 1439 («А сие проклятье Сидора митрополита русскаго и гардинала еретика»)//Очерки феодальной России. Вып. 14. М.; СПб., 2010. С. 138. Pufendorf S. Einleitung zu der Historie der Vornehmsten Reiche und Staaten . Frankfurt am Main, 1682. S. 780. Русский перевод: Пуфендорф С. Введение в гисторию европейскую. СПб., 1718. С. 491. Пекарский П. Новые известия о В. Н. Татищеве. СПб., 1864. С. 62. Chronica Universal Mettensis . Monumenta Germaniae Historica . Scriptorius, T. XXIV. Hannover, 1889, p. 514. Stanford P. The Legend of Pope Joan: In Search of the Truth. New York, 1999, p. 28; Noble Th. F. X . Why Pope Joan? The Catholic historical review, 2013, No. 99 (2), p. 219. Boureau A. The Myth of Pope Joan. Chicago, 2001, p. 116; Morris J. Pope John VIII: An English Woman, Alias Pope Joan. London, 1985, p. 7–12; Pardoe R., Pardoe D . The Female Pope: The Mystery of Pope Joan. Wellingborough, 1988, p. 12; Rustici C. M. The Afterlife of Pope Joan: Deploying the Popess Legend in Early Modern England . Ann Arbor, 2006, p. 8. Martin von Troppau. Chronicon Pontificum et Imperatorum.

http://bogoslov.ru/article/6194555

Преподобный Ефрем, не желая навлекать на обитель княжеской немилости, отправился к тому времени странствовать по святым местам. Посетив святую гору Афон, он поселился в одном из константинопольских монастырей. Здесь святой Ефрем по просьбе преподобного Феодосия († 1074; память 3/16 мая и 14/27 августа) списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в Киево-Печерской обители. По возвращении из путешествия по святым местам прп. Ефрем оставался в монастыре очень недолго. После 1072 года преподобный Ефрем был поставлен епископом в Переяславль и носил титул митрополита. Хиротонисан он был в Киеве при митрополите Киевском Иоанне (1073–1089). Приняв святительский сан, св. Ефрем с особенным усердием начал устроить в своей епархии церкви Божии, и в этом добром деле Бог помогал ему. Он украсил Переяславль многими прекрасными церквами и гражданскими зданиями, по греческому образцу возвел вокруг города каменные стены. Среди прочих, по свидетельству современников, особенно выделялись церковь Архистратига Михаила, надвратные церкви святого великомученика Феодора и святого апостола Андрея Первозванного. Прп. Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября/9 ноября) пишет: «Заложи (Ефрем) банное строение, сего же не бысть прежде в Руси и град бе заложи камен от церкви святаго Феодора». Прп. Нестор под словом «город» разумеет здесь ограду церковную, а банным строением называет особенное здание, где ставили купель для взрослых людей. Святитель Ефрем первый начал строить крестильницы при церквах. Такие здания, до того времени неизвестные в России, действительно бывали при древних церквах христианских (например, в Софийской Цареградской) и назывались баптистирион. Слово «баня» и в Новом Завете употребляется в смысле крещения («баня пакибытия»). Прп. Ефрем завел больницы, где даром лечили бедных. Но все эти прекрасные здания были разрушены и уничтожены во время татарского нашествия. Сей святитель, как пишут, уставил торжествовать 9 мая перенесение мощей святителя Николая из Ликии в итальянский город Бар; ему же приписывается «Сказание» и «Похвальное слово Николаю Чудотворцу». В августе 1091 (1092) года святой Ефрем участвовал в перенесении святых нетленных мощей прп. Феодосия Печерского. Добродетельную жизнь свою святой Ефрем окончил мирной блаженной кончиной в 1096 году (по другим источникам, в 1098 г. или в 1105 г.). Честные мощи его были положены в созданной им церкви, а впоследствии перенесены и погребены в Антониевых пещерах Киево-Печерского монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

660 Но, о блаженый учителю нашь, непрестай моляся о нас, с Богородицею и со святители предстояще престолу Христову, да молитвами вашими избудемъ от глада, и пагубы, и нахожениа иноплеменных, и от всх золъ, и зд богоугодно поживемъ, в будущемъ вц со всми праведными и будемъ обещници вчных благ, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа нын, и присно, и в вкы вкомъ. Аминь " ». 646 ...повел Антоний Никону... – В тексте «...повел Антонью и Никону...»; исправлено по источнику (см. пред. комм.). 650 ...поставленъ бысть граду Ростову епископомъ в лто 6585-е от митрополита Ивана. – Год поставления св. Исайи на епископскую кафедру в Ростове указан одинаково во всех списках жития – 1077. В то же время существуют источники, называющие иную дату, так, Летопись Тверская указывает 1072 г. Названный в житии митрополит Иоанн занимал митрополичью кафедру в 1080–1089 гг., а в 1068–1079 гг. митрополитом был Георгий. Все эти несоответствия свидетельствуют, по мнению М. Д. Каган, о позднем написании Жития Исайи Ростовского (см.: Каган М. Д. Житие Исайи Ростовского... С. 276). 652 ...апостоли на облацех носими на преставльнье Божиа Матере... – Сюжет восходит к апокрифическим сказаниям о Богородице (см., например, Слово св. Епифания на Рождество пресвятой Богородицы//ВМЧ. Сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868. Стлб. 376–377). 653 И егда убо совершена бысть... в Патерици Печерскомъ. – Источником этого сюжета в Житии Исайи Ростовского послужил рассказ об освящении церкви Богородицы из Киево-Печерского патерика (см.: т. 4 наст. изд.). 655 В се же лто преставися Иванъ митрополитъ и по немъ не будетъ. – Этот фрагмент, имеющий явный вставной характер, выписан дословно из ПВЛ (см.: т. 1 наст. изд.). 656 ...в лто 6672-е... обртоша убо гробъ блаженаго Исайа. – В Никоновской летописи назван 1162 г. обретения мощей Исайи Ростовского. 658 ...Иона архиепископъ... – Имя архиепископа названо неверно, в 1467–1481 гг. архиепископом ростовским был Вассиан Рыло. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 12: XVI век. - 2003. - 624 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этими условиями и может быть объяснен уникальный для истории Руси феномен существования трех митрополий в столицах трех братьев-князей. Церковно-административное равенство их столиц, одинаковое подчинение общецерковному центру должно было подчеркивать их внутриполитическое равенство. Поскольку, однако, учреждение новых митрополий было прерогативой Константинополя, вероятно, церковно-политическая децентрализация Руси не противоречила его интересам. Все же активное отношение к дроблению церковной власти на Руси со стороны Византии преувеличивать нет оснований. Инициатива здесь принадлежала, вероятно, Святославу и Всеволоду. Политические условия, тяжелое внутреннее положение империи, церковный раскол с Римом наряду с внешним натиском со стороны печенегов и узов способствовали тому, что Константинополь вынужден был пойти на удовлетворение требования русских князей, тем более что Всеволод по браку был связан с императорским домом Константина IX Мономаха, умершего в 1055 г., Зои и Феодоры. Однако разделение территории Руси между тремя братьями оказалось временным. Вокняжение Святослава в Киеве в 1073 г. и затем смерть его в 1076 г., приведшие к объединению Чернигова и Переяславля в руках Всеволода, и, наконец, новое объединение всех трех частей Русской земли Всеволодом после смерти Изяслава в 1078 г. сделали существование трех митрополий потерявшим смысл, и Константинополь в лице патриарха Николая III Грамматика и императоров его времени вновь пошел навстречу пожеланиям Всеволода. Вероятно, митрополии были закрыты в 1080-х годах, после того как ушли из жизни носители соответствующих титулов. Сменивший Неофита черниговский епископ Иоанн в летописных сообщениях 1088—1091 гг. уже не носит митрополичьего титула; Ефрем Переяславский именуется митрополитом в 1089 г., но упоминается среди епископов в 1091 г., правда, он занимает в этом перечне первое место, так что можно думать, что он был последним переяславским иерархом, носившим такой титул. Загадочным является, однако, разновременность возникновения обеих митрополий, что находит выражение не только в русском свидетельстве в 1072 г., но и в различной археографической традиции византийских перечней, упоминающих «Преславу» и «Маврокастрон», — как было сказано, в одних и тех же рукописях обе кафедры не упоминаются.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

встречаем праздники 24 июля, 5 сентября и 2 мая (ibid. 404). В последующих святцах кроме этих дней мы встречаем еще памяти их 20 мая, ошибочно вместо 2 мая, 12 августа, ошибочно день убиения Бориса, 11 августа пернесение ветхих рак их в Смоленский монастырь на Смядыне в 1191 году. – (Полный месяцеслов Востока арх. Сергия II, 193); в «книге, глаголемой описание российских святых» (рук. М.Д.А. N 209) встречается еще память их 24 сентября. 162 Причина, по которой преп. Феодосий погребен был в пещерах, бывших очевидно общим кладбищем, состояла в том, что церковь еще не была отстроена ко дню его смерти, и потом долго почему-то не была освящаема до самого 1089 г. 167 Странным представляется на первый взгляд то обстоятельство, что игумен Феоктист с такою просьбою обращается не к митрополиту, к которому бы следовало, а к великому князю. Единственным объяснением этого может служить то, что митрополиты – греки не все верили в святость русских угодников даже и после их канонизации; подтверждением этому может служить факт неверия митрополита Георгия, рассказанный в летописи под 1072 годом, и слова Нестора, который говорит: «митрополит же бе неверствуя, яко свята блаженная». В силу такого отношения последних к русским святым, Феоктист и мог обратиться к вел. князю вместо митрополита Никифора-грека. 170 Слово «сбор, сборный» издревле прилагалось как к церквам (в смысле храмов), так к некоторым дням святых, и ко дню недели православия. Так, с последним значением это слово мы встречаем не раз и в наших летописях, напр., в Новгородской 1-й летописи: «на сбор святыя Евфимии» (стр. 15 и 22), «по чистей недели на сбор» (стр. 46), или «на сбор чистой недели» (стр. 52). В первом значении слово «сборный» есть перевод греческого слова «καθολικ» (κκλησα); а «καθολικα κκλησαι» назывались церкви кафедральные. Во втором случае слово «сбор» есть перевод греческого слова «συνξις» – собрание для молитвы, всякая церковная служба и в частности литургия. Этим словом в древней Греческой Церкви называли богослужебные собрания в честь мучеников и святых, память которых торжественно праздновалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поскольку Нестор являлся непосредственным участником этого события и описал его по своим впечатлениям, ни у кого из ученых не вызывает сомнения время появления этого небольшого " Слова " - вскоре после самого события, произошедшего, как указал сам Нестор, во вторник, 12 августа, за три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы (15 августа), покровительницы монастыря, в 1091 г. Совершенно очевидно, что если бы Нестор писал " Житие Феодосия Печерского " после 1091 г., а тем более после 1108 г., как полагал С.А.Бугославский и считает А.Г. Кузьмин, то обязательно включил бы в " Житие " и описание перенесения открытых мощей преподобного Феодосия, как он это сделал в случае с обретением и перенесением мощей святых Бориса и Глеба и во времена Ярослава Мудрого, и уже его сыновьями в 1072 г. Наоборот же, отдельное существование " Слова о перенесении мощей " , на мой взгляд, может свидетельствовать о более позднем его написании относительно " Жития " и как самостоятельного дополнения к нему. На такое его положение указывает и место " Слова " в " Киево-Печерском патерике " , где оно следует за " Житием Феодосия Печерского " , но не объединено с ним . В " Житии Феодосия Печерского " сообщается о закладке Феодосием и Антонием в 1073 г. Успенского собора в Печерском монастыре, который был достроен уже Стефаном в 1078 г., но " Житие " не сообщает, как верно заметил А.А.Шахматов, о его освящении. Известно, что собор долго не освящали, и это произошло только в 1089 г. при митрополите Иоанне II. Стало быть, " Житие Федосия Печерского " было написано до этого знаменательного и для монастыря, и для Феодосия события, ибо в " Слове на перенесение мощей " , датируемом 1091 г., сообщается, что мощи преп. Феодосия были положены в Успенском соборе, то есть собор уже был освящен. В своих творениях Нестор постоянно вспоминает преемника Феодосия на его игуменском посту - Стефана, принявшего будущего агиографа в монастырь и постригшего в монахи после послушничества, причем в обоих случаях приводит его послужной список: " ...преподобьнууму отьцю нашему Стефану, ексиарху тъгда сущю, послеже же игумену сущу того манастыря по съмрьти блаженааго Феодосия, таче по томь епискупу въ Володимирьскую оболость " .

http://pravoslavie.ru/archiv/feodosiy.ht...

Белгородские епископы: Стефан (упомин. в 1072 г.), Лука (упомин. в 1089 г.), Никита (рукоп. в 1113 и упомин. 1115 г.). Полн. собр. р. лет. 1. 89; 2. 4, 6; 5. 146 Никон. 1. 165 Истор. росс. иерарх. 1. 407 Владимирские епископы: Стефан II (1091–1094), Амфилохий (1105–1122), Симеон (1123–1136), Феодор (с 1137 г.). Полн. собр. р. лет. 1. 90, 96, 119, 128, 133; 2. 9 Истор. росс. иерарх. 1. 403 Известен по имени только один епископ Тмутараканской епархии Николай, упоминается в послании Симона к Поликарпу и в житии преподобного Никиты, затворника Печерского. См. нашей Истор. Т. 1. Прим. 74. Переяславские епископы: Николай (упомин. в послании Симона к Поликарпу), Петр (упомин. в 1072 г.), Ефрем (упомин. в 1091 г.), Лазарь (1105–1118), Сильвестр (1118–1123), Иоанн I (1123–1125), Марк или Маркелл (1126–1134), Евфимий (с 1141). П. собр. р. лет. 1. 78, 90, 119, 128, 130, 132; 2. 6. 8, 9, 12, 17, 338 Истор. росс. иерарх. 1. 385 Юрьевские епископы: Михаил (упомин. в 1072 г.), Антоний (упомин. в 1089), Марин (упомин. в 1091 г., сконч. 1095), Даниил (1114–1122). Полн. собр. р. лет. 1. 78, 89, 90, 97, 128; 2. 4, 6, 9 Истор. росс. иерарх. 1. 409 Известны Полоцкие епископы: Мина (1105–1116), Илия (ок. 1128), Косьма (с 1143 г.). П. собр. р. лет. 1. 119, 128; 2. 19 Истор. росс. иерарх. 1. 415 Житие преп. Евфросинии Полоцкой — в Степ. кн. 1. 273 В этом житии говорится, что во дни полоцкого князя Бориса, родного дяди Евфросинии, который, как известно (П. собр. р. лет. 3. 5 скончался в 1128 г., епископ Полоцкий Илия уступил ей для монастыря местечко Сельце, принадлежавшее архиерейскому дому, и, уступая, сказал: «Есть там церкви Всемилостиваго Спаса, идеже братия наша лежать, преже нас бывшии епископи». Отсюда заключаем не только о времени жизни Полоцкого епископа Илии, но и о том, что у него был не один только предшественник Мина (1105–1116), но было их несколько. И потому основание Полоцкой епархии можно относить не к началу XII в., а к более древнему времени. Известны Туровские епископы: Кирилл (рукоп. 1114 г.) и Иоаким I (рук. в 1144 г.). Полн. собр. р. лет. 1. 127; 2. 19 Никон. 2. 44 Истор. росс. иерарх. 1. 421 Снес.: нашей Истор. Т. 1. Прим. 76.

http://sedmitza.ru/lib/text/435807/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010