Иногда именовалась Великобелгородской. 992 Стефан Кириней 353 В статьях, помещенных перед Никоновской лет. содержатся епархиальные списки. Список белгородских архиереев выглядит следующим образом: «1. Никита; 2. Лука; 3. Феодор; 4. Денисей; 5. Иван; 6. Кириней». (ПСРЛ. Т. 9. С. XXIII). Первым епископом здесь называется Никита. Определить, кто из двух тезоименитых епископов указан в списке Никоновской лет., невозможно. Отдать предпочтение кому-либо из них невозможно, поскольку список архиереев в летописи не полный. О первом епископе Никите в Никоновской лет. говорится: «Въ лто 992 Того же лта постави Леонтъ, митрополить и всея Руси ... въ Блградъ Никиту». (ПСРЛ. Т. 9. С. 65) (В год 992. В этот же год поставил Леонтий, митрополит Киевский и всея Руси, в Белград Никиту.) 354 Сведения, имеющиеся об этом епископе, довольно скудны. Он упоминается в Софийской первой лет. под 1072 г. как участник перенесения мощей Свв. Бориса и Глеба. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 198). Причем эти сведения противоречат аналогичному известию из Никоновской лет. где в качестве участника перенесения мощей указан епископ Стефан, т. е. преемник Никиты. (ПСРЛ. Т. 9. С. 99). 355 Упоминается в ПВЛ в связи с рассказом об освящении храма в Киево-Печерской обители. «В лто 1089 священа бысть церкви Печеръскаа святъуя Бца манастъуря едосыева . митрополитомъ Лукою Блогородьскъумь епископомь Исаиемь Черниговьскъу епископомь при благородьнмь князи Всеволод державному Русьскъуя земля и чадома Володимера и Ростислава воеводьство держащю тъусяща Мневи игуменьство держащю (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207–208). (В год 1089 освящена была церковь Святой Богородицы в Феодосиевом Печерском монастыре Митрополитом Иоанном, Белгородским епископом Лукой, Черниговским епископом Исаией, при благородном князе Всеволоде, правителе Русской земли и чадах его – Владимире и Ростиславе, при воеводе киевской тысячи Яне (Иоанне), при игумене Иоанне.) Упоминается, также, в Киево-Печерском патерике при повествовании об этих же событиях. См. также Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 3. M., 1997. С. 565. Память 23 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если Щапов предполагал основание по крайней мере одной епархии (новоучрежденной Ростовской) в составе Переяславской митрополии, то Поппе и Назаренко считают, что Черниговская и Переяславская митрополии были титулярными, т. е. епископии им не подчинялись в административном и судебном отношении. Поскольку «триумвират Ярославичей» оказался явлением не очень продолжительным по времени, аналогичная судьба постигла и 2 новые митрополии. Как пишет Щапов, «вокняжение Святослава в Киеве в 1073 г. и затем смерть его в 1076 г., приведшие к объединению Чернигова и Переяславля в руках Всеволода, и, наконец, новое объединение всех трех частей Русской земли Всеволодом после смерти Изяслава в 1078 г. сделали существование трех митрополий потерявшим смысл... Вероятно, митрополии были закрыты в 1080-х гг., после того, как ушли из жизни носители соответствующих титулов» ( Щапов. 1989. С. 61). Преемник свт. Ефрема на Переяславской кафедре Симеон упоминается в 1101 г. уже как епископ (ДРКУ. С. 146). Под 1089 г. в связи с освящением 14 авг. Успенского собора Киево-Печерского мон-ря в начальном летописании Черниговский владыка Иоанн также фигурирует уже с титулом епископа (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199). Это 1-е упоминание Черниговского архиерея после 1072 г.; очевидно, Н. к тому времени уже скончался. Считается, что Иоанн был поставлен за неск. лет до 1089 г. (ок. 1085/86, до 1087), поскольку в летописном сообщении о поставлении его преемника Феоктиста говорится: «Бе бо пред ним епископ болен, и не моги служити, и лежа в болести лет 25...» (Там же. Стб. 274; указание на данное число лет следует, вероятно, считать не точным, а приблизительным - см. также: Назаренко. 2009. С. 119. Примеч. 29), а преставился Иоанн 23 нояб. 1111 г. (ПСРЛ. Т. 2. С. 273). Похоронен Н., вероятно, был в кафедральном черниговском соборе в честь Преображения Господня. В митрополичьем Никоновском летописном своде 20-х гг. XVI в. содержится явно ошибочное сведение о том, что Н. был поставлен на Черниговскую кафедру в 992 г. митр. Киевским Леоном (Леонтом, Леонтием; личностью скорее всего легендарной) (ПСРЛ. Т. 9. С. 65).

http://pravenc.ru/text/2564982.html

Свт. Кирилл II 6.04.1230 – 21.05.1262 Рязанские епископы Арсений упом. в 1207–1212 гг. [Сщмч. Евфросин] упом. в 1220–1230- е гг. Смоленские епископы Мануил поставлен в 1136 г., упом. вплоть до 1168 г. Константин упом. в 1180 г. Симеон упом. в 1197 г. Свт. Игнатий упом. 19.03.1205. Лазарь ( до 1225/1226 г. Афанасий [Свт. Меркурий] ( 1239. Туровские епископы [Фома] поставлен в 1005/1006 г. Кирилл поставлен 6.11.1114. Симеон Игнатий Иоаким рукоположен в 1144 г., упом. в 1146 г. Георгий Свт. Кирилл (II?) до 1169 г. — до 1182 г. Свт. Лаврентий упом. после 24.06.1183. Угровские епископы Иоасаф (прежде епископ во Владимире-Волынском) поставлен между 1229 и 1237/1238 г. После преосв. Иоасафа (его смерти или смещения) кафедра переведена в Холм. Черниговские епископы и митрополиты Неофит (титулярный митрополит) упом. 2.05.1072. до 1087 г. – 23.11.1111. Свт. Феоктист рукоположен 12.01.1113, настолование 19.01.1113 — 6.08.1123. Свт. Пантелеймон Онуфрий рукоположен в 1143 г., упом. в 1146–1147 гг. Антоний упом. в 1159 и 1163 гг., изгнан кн. Святославом Всеволодовичем ок. 1168 г. Порфирий упом. в 1177 и 1187 гг. Порфирий II упом. в 1230 и 1239 гг. Юрьевские (Поросские) епископы В середине XII в. кафедра была временно перенесена в Канев. Михаил упом. в 1072–1073 гг. Антоний упом. в 1089 и 1091 гг. Свт. Марин упом. в 1091 и 1095 гг. Даниил 6.01.1114 — 9.09.1122. Свт. Дамиан упом. в 1147 и 1154 гг. Адриан (занимавший одновременно и Белгородскую кафедру) упом. в 1197 1198 гг. Алексий до 1125/1126 г. Примечания По мнению Е. Е. Голубинского, первым Киевским митрополитом был высокопреосвященный Леон. А. В. Поппэ считает, что первым Киевский святительский престол занимал митрополит Феофилакт. В зависимости от того, принимаем мы сообщение Киевской летописи об участии Николая уже в сане еп. Полоцкого в рукоположении печерского архимандрита Василия летом 1183 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 626–628) или отвергаем это сообщение как анахронизм (Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 339. Прим. 156).

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

В древнейших греческих списках XIII-XIV вв. послание озаглавлено: «Боголюбивейшего Льва, митрополита Преславы на Руси, о том, что не следует употреблять в службе опресноки». Согласно недавним исследованиям, 116 Лев был митрополитом титулярной Переяславской митрополии в 60-х или 70-х годах XI в. Возможность существования в 60-х годах титулярной митрополии в Переяславле определяется по аналогии с известной в то же время подобной епархией в Чернигове: прямые свидетельства о Переяславской митрополии относятся лишь к 80–90-м годам XI в. Деятельность Льва, также называемого в научной литературе Леоном или Леонтием, датируется временем либо до епископства Петра (упоминается в 1072 г.), либо между епископствами Петра и Ефрема (не позднее 1077/78 г.). Однако Поппэ считает, что Лев (Леонтий) уже в 1072 г. был титулярным митрополитом в Переяславле. Появление послания Льва датируется между 1054 и 1085 гг. (дата антилатинского полемического послания Uoahha II , митрополита киевского – см. ниже); при этом Поппэ 117 предполагает, что послание было составлено именно в Переяславле на Руси. Византийский исператор на троне. Миниатюра Радзивиловой летописи. Кон. XV в. Сакнт-Петербург. БАН С греко-латинской полемикой об опресноках связано сочинение и другого киевского митрополита – Uoahha II Русского (до 1077/78–1089 гг.). Это послание антипапе Клименту III, датируемое периодом между 1085 и 1088 гг. 118 В русском переводе сохранились его же «Правила церковные» – важнейший памятник церковно-правового содержания, являющийся главным источником по истории древнерусского канонического права. С Иоанном II раньше отождествляли упомянутого в одном из стихотворений Феодора Продрома дядю поэта. 119 Однако более вероятно, что византийский поэт середины XII в. упоминает не известного киевского митрополита, а одного из иерархов, посланного на Русь и носившего имя Мануил. Единственным возможным (не без оговорок) иерархом на Руси с этим именем был первый смоленский епископ Мануил Грек, поставленный в 1136 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По внутренней стороне досок ковчежна – оклада имеются надписи, но две надписи прибиты, в качестве украшения, в разное время, и только одна надпись, выбитая изнутри на лицо на самой створки, принадлежит окладу. Равно верхняя боковая створка, украшенная любопытным изображением ангела, вещающего Мироносицам и сидящего внутри арки гроба, на сфере относится по рисунку к позднейшему времени. Четвероевангелие, по записи, пожертвовано «церкви во имя св. архиепископа Николая» (Никорцминдскому храму) неким Давидон Цулукидзе, женою его, дочерью Лашхишвили, Парсангиджаваръ». См. крест 1. 4 . Триптих византийской работы, резной на кости, рознятый, без оправы, отличного стиля и хорошей техники XI века, имеет выш. 0,11 м, шир. 0,19 м. По среднему тяблу резано Успение Божией Матери (без апокрифического Афония). На боковых: святители Василий Великий , Иоанн Златоуст , Григорий ‚Богослов, Афанасий (?); диаконы Стефан и Лаврентий; четыре святых воина, между ними Феодор Тирон и два мученика. Надпись см. выше, 1. 5 . Икона Божией Матери. Надпись на ней: «Мы, Богом венчанный, царь царей Георгий, с сыном нашим Леоном, оковали сей лик Пресвятой Богородицы в преуспеяние царствования нашего, в здравие сына нашего Леона и во спасение душ наших». Лицо этой надписи – имеретинский царь Георгий II, царствовавший с 1548 г. (Voyage archéol., XI, 50 и XII, 58; Н. de 1а G., II, 1 livr., 642). 6 . Икона Спаса поздняя, но в древнем окладе (вернее, кайме оклада) с прекрасными медальонами из чеканного серебра. Надпись на ней: «Я, сын благословенного Эристава Эриставов Рати, Кахабер, в монашестве Кирилл, оковал икону сию Распятия в утеху и услаждение грешной души моей и в долгоденствие сына моего Эристава Эриставов, Рачинского Эристава Рати». Икона эта, в сравнении с надписью, очень поздняя и, очевидно, последняя попала на нее от другой, уже не существующей иконы. Надпись палеографическим своим характером весьма близко подходить как к надписи на большом орнаментированном круге в приделе, в которой говорится «о царе абхазском и ранском и куропалате карталинском Баграте (IV, 1027–1072) с малолетним сыном Георгием» (II, 1072–1089), так и к надписи на западном фасаде храма, с упоминамем «дочери Эристава Эриставов Рати, госпожи госпож (деопалт-деопали) Евфимии». Вероятно, такой же характер имели надписи на стенах Никорцминды, приведенные у Броссе и указывающие какого-то «Леона Кахабера», «Кахабера вместе с Рати» и Эристава Эриставов и ноелиссима Нианию, с мампалом Давидом (?) (Voyage archéol., XII, 55–59), но исчезнувшие, надо полагать, при новой обшивке церкви, которая производилась в наше посещение, в прошлом августе, Никорцминды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

3 . Крест выносной серебряный, чеканный; древко обито серебром с яблоком и ковчегом или сионом; грубейшей работы. Самый крест с верхним яблоком выш. 5½, и шир. 3½, вер., относится, быть может, к XIII в. так как в сильно обронной работе сохранен еще византийский рисунок, хотя уже изменен сильно прием чекана, а также и резьбы. Распятый с узким, длинный телом, но руки протянуты вдоль креста, внизу голова, по концам поперечного рукам погрудные изображения Иоанна и Марии. Вверху полная фигура Архангела Михаила с арфою; склонивши голову, Архангел, правой рукой указывает сверху на Распятого – следовательно, заменяет позднейшего Саваофа. Ниже яблока часть сиона древняя, с грубым изображением Спаса на престол, Предтечи и 2 Архангелов, часть не ранее XVII в.; весь ковчежец относится к XVIII веку. Надписи на кресте нет у Броссе, а у нас она, к сожалению‚ повреждена от воды, но заключает в себе следующий смысл: «Крест животворящий,…помилуй душу царя царей Баграта, споспешествуй ему в царствовании его и прославь его... и (сына его) Георгия, и меня грешного Хонского архиепископа Захари (Чк)етиде, создавшего крест сей во спасение души своей, избави от напастей». Имя паря Георгия повторяется и в сильно поврежденной надписи иконы св. Георгия 4), и на восточном фасаде церкви: в последней он назван куропалатом. По поводу этих надписей см. мнение Броссе в Voyage archéol., VII Rapp., 1–8. Несомненно, что он относятся к XI в., но какого Баграта и какого Геогия они разумеют: Баграта ли III (980–1014) с Георгием I (1014–1027), или Баграта IV (1027–1072) с Георгием II (1072–1089)? Здесь заметим, во-первых, что письмо как надписи на восточном фасаде церкви, так и других надписей на камнях, ныне оказавшихся в числе камней церковного пола, носит архаические формы, встречающиеся преимущественно в IX–X в., и во-вторых, из указанных царей в памятниках грузинской письменности куропалатами извстны Баграт III и Баграт IV, а из Георгиев I и II последний назван только в надписи XI в. на сионе Атенского ущелья, в Георгийском уезде, тогда когда он был еще наследником (Voyage archéol., VII Rapp., 23), во время же царствования своего он титулуется кесарем (см. и монету его). И если царь Баграт IV продолжал титуловаться куропалатом, то тем паче отец его должен был носить этот титул. Вот почему нам кажется, что надпись фасада Хонской церкви разумеет Георгия I.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Григория. Ибо в Летописях повторяется, что они полагаемы были один подле другого. Впрочем, по обкрошившимся краям мраморных камней, из коих составлен надгробный памятник Ярославов и по не древней между каменьями известковой замазке, можно заключить, что он когда-нибудь был взломан и паки составлен, и может быть, на нынешнее место перенесен. Неизвестно также, когда и кем, памятник сей устроен, а по Готическим, средних веков, украшениям его, не можно сомневаться, что он есть близкого Ярославова века времени. Рисунок его приложен при конце сей книги. Может быть, знающие средних веков символы, отгадают и знаменование изображений на оном. В юго-западном углу под ризничной, вновь устроенной палатой, находится усыпальница или погреб, в коем ставятся гробы с телами усопших Митрополитов Киевских. Древнейшие все отгорожены уже глухими каменными стенами, а из новейших в притворе пред отгородкой стоят гробы Митрополитов Рафаила Заборовского, Арсения Могилянского, Гавриила Кременецкого, Самуила Миславского, Иерофея Малицкого и Серапиона Александровского, над коими в 1824 году устроены уже каменные надгробия. – При Киево-Софийском Соборе с самого основания его учреждена и Митрополичья Иерархическая Кафедра. Первым Митрополитом Киевским и всея России полагается 1. Св. МИХАИЛ, родом Сирин, пришедший в Киев 988 года; а скончавшийся в 992 г. по 4 летах его правления; он погребен был в Десятинной Церкви, а ныне мощи его открыто почивают в Печерской Лавре. – 2. ЛЕОН или ЛЕОНТИЙ Грек, прибыл в Киев в 992 году; скончался в 1008 году, где погребен, неизвестно. 3. ИОАНН I или Иона, вступил на Киевскую Митрополию в 1007 или 1008 году, скончался в 1035, где погребен, неизвестно. 4. ФЕОПЕМПТ родом Грек; прибыл в Киев около 1038 или 1039 года; скончался около 1049 года. Поскольку он освящал Софийский Собор, то, вероятно, погребен он, как и преемники его под сим Собором. – 5. Россиянин, хиротонисанный в сан Митрополита в Киеве 1051 года, скончался 1072 года. 6. ГЕОРГИЙ Грек посвящен в сан Митрополита Киевского в 1072 г; скончался 1079 года. 7. ИОАНН II, неизвестно откуда родом, посвящен 1080 г; скончался в 10З9 году. 8. ИОАНН III. Скопец, родом Грек, посвященный в 1089 г., скончался в 1090 году. – 9. ЕФРЕМ скопец, родом Грек, посвященный в 1091 г., скончался в 1096 году. 10. НИКОЛАЙ Грек, посвящен 1102 года, скончался в 1106 году. 11. НИКИФОР Грек, посвященный в 1106 или 1107 г., скончался около 1121 года. 12. НИКИТА Грек, посвященный в 1122 году, скончался в 1126 году августа 1. 13. МИХАИЛ II, родом Грек, хиротонисан в 1130 или 1131 г., скончался в 1147 году. 14. КЛИМЕНТ Смолятич, родом Россиянин, посвящен 27 июля 1147 года в сан Митрополита, а в 1156 г., перестав управлять Митрополией, скончался во Владимире на Волыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

    Владимирские епископы: Стефан II (1091—1094), Амфилохий (1105—1122), Симеон (1123—1136), Феодор (с 1137 г.). Поли. собр. р. лет. 1. 90, 96,119,128,133; 2. 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 403 (67).    Известен по имени только один епископ Тмутараканской епархии Николай, упоминается в послании Симона к Поликарпу и в житии преподобного Никиты, затворника Печерского. См. нашей Истор. Т. 1. Прим. 74.     Переяславские епископы; Николай (упомин. в послании Симона к Поликарпу), Петр (упомин. в 1072 г.), Ефрем (упомин. в 1091 г.), Лазарь (1105—1118), Сильвестр (1118—1123), Иоанн! (1123—1125), Марк или Маркелл (1126—1134), Евфимий (с 1141). П. собр. р. лет. 1. 78, 90, 119, 128, 130, 132; 2. 6. 8, 9. 12, 17, 338 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 385 (67).     Юрьевские епископы: Михаил (упомин. в 1072 г.), Антоний (упомин. в 1089), Марин (упомин. в 1091 г., сконч. 1095), Даниил (1114—1122). Поли. собр. р. лет. 1. 78, 89, 90, 97,128; 2. 4, 6, 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 409 (67).    Известны Полоцкие епископы: Мина (1105—1116), Илия (ок. 1128), Косьма (с 1143г.). П. собр. р. лет. 1. 119, 128; 2. 19 (228). Истор. росс. иерарх. 1. 415 (67); Житие преп. Евфросинии Полоцкой – в Степ. кн. 1. 273 (156). В этом житии говорится, что во дни полоцкого князя Бориса, родного дяди Евфросинии, который, как известно (П. собр. р. лет. 3. 5 (228)), скончался в 1128 г., епископ Полоцкий Илия уступил ей для монастыря местечко Сельце, принадлежавшее архиерейскому дому, и, уступая, сказал: «Есть там церкви Всемилостиваго Спаса, идеже братия наша лежать, прелсе нас бывший епископи». Отсюда заключаем не только о времени жизни Полоцкого епископа Илии, но и о том, что у него был не один только предшественник Мина (1105—1116), но было их несколько. И потому основание Полоцкой епархии можно относить не к началу XII в., а к более древнему времени.    Известны Туровские епископы: Кирилл (рукоп. 1114 г.) и Иоаким I (рук. в 1144 г.). Поли. собр. р. лет. 1. 127; 2. 19 (228); Никон. 2. 44 (241); Истор. росс. иерарх. 1. 421 (67). Снес.: нашей Истор. Т. 1. Прим. 76.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1022 Упоминается под 1072 г., а под 1073 г. сообщается, что этот митрополит находился «в греках», т. е. отъезжал в Византию (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1 Стб. 183). 1023 Епископ Черниговский. См. Черниговская. Временно управляющий во время длительного отсутствия митрополита Георгия, уезжавшего в Константинополь. Упоминается под 1072 г. в Воскресенской, Софийской Первой и Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 341; Т. 6. Вып. 1. Стб. 198; Т. 24. С. 63). 1024 Упоминается в 1086 г. (Летописец Переяславля Суздальского, составленный в начале XIII века (между 1214 и 1219 годов). издан Κ. М. Оболенским. M., 1851. С. 50). Родной дядя по отцу известного византийского писателя эпохи Комнинов Феодора Продрома (Памятники византийской литературы. M., 1969. С. 203). Там же указана иная вторая дата: 1088 г. Указанная в списке дата взята из Лаврентьевской лет. где говорится; «В лто1089 В се же лто преставис митрополитъ бьусть же мужь хъутръ книгамъ и оученью милостивъ оубогъумъ и вдовицамъ ласковъ же ко вскому брату и оубогу смренъ же и кротокъ молчаливъ рчисть же книгами свгьуми оутша печалнъу и сакого не бысть прежде в Руси ни по немь не будеть сакь.» (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1 Стб. 207 – 208). (В год 1089. В этот же год преставился митрополит Иоанн. Был же Иоанн хорошо знающим книги и любящим учение, милостивым к убогим и к вдовицам, ласковым ко всякому брату и убогому, смиренным, кротким и молчаливым, поучающим из святых книг, утешающим печальных. Такого не было на Руси до и не будет после него.) Что касается первой даты, το Е. Е.Голубинский , ссылаясь на житие Св. Исаии Ростовского, говорит, что Иоанн был поставлен на митрополию не позднее 1077 г., т. к. в этом году митрополит поставил епископом святителя Исаию (Голубинский E. Е. История Русской церкви. M., 2002. Т. 1. С. 286). Преставление – 31.08 ( Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. С. 266). 1025 «В лто 1090 Приведе нка митрополита Иана скопьчину егоже не видивше людие вси рекоша се мертвецъ пришелъ года бо до года пребьувъ оумре б же се мужъ не книженъ и оумомъ простъ и просторкъ» (Ипатьевская лет.; ПСРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1153 Владимирские епископы: Стефан II (1091–1094), Амфилохий (1105–1122), Симеон (1123–1136), Феодор (с 1137 г.). Полн. собр. р. лет. 1. 90, 96,119,128,133; 2. 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 403 (67). 1154 Известен по имени только один епископ Тмутараканской епархии Николай, упоминается в послании Симона к Поликарпу и в житии преподобного Никиты, затворника Печерского. См. нашей Истор. Т. 1. Прим. 74. 1155 Переяславские епископы; Николай (упомин. в послании Симона к Поликарпу), Петр (упомин. в 1072 г.), Ефрем (упомин. в 1091 г.), Лазарь (1105–1118), Сильвестр (1118–1123), Иоанн (1123–1125), Марк или Маркелл (1126–1134), Евфимий (с 1141). П. собр. р. лет. 1. 78, 90, 119, 128, 130, 132; 2. 6. 8, 9. 12, 17, 338 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 385 (67). 1156 Юрьевские епископы: Михаил (упомин. в 1072 г.), Антоний (упомин. в 1089), Марин (упомин. в 1091 г., сконч. 1095), Даниил (1114–1122). Полн. собр. р. лет. 1. 78, 89, 90, 97,128; 2. 4, 6, 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 409 (67). 1157 Известны Полоцкие епископы: Мина (1105–1116), Илия (ок. 1128), Косьма (с 1143г.). П. собр. р. лет. 1. 119, 128; 2. 19 (228). Истор. росс. иерарх. 1. 415 (67); Житие преп. Евфросинии Полоцкой – в Степ. кн. 1. 273 (156). В этом житии говорится, что во дни полоцкого князя Бориса, родного дяди Евфросинии, который, как известно (П. собр. р. лет. 3. 5 (228)), скончался в 1128 г., епископ Полоцкий Илия уступил ей для монастыря местечко Сельце, принадлежавшее архиерейскому дому, и, уступая, сказал: «Есть там церкви Всемилостиваго Спаса, идеже братия наша лежать, прелсе нас бывший епископи». Отсюда заключаем не только о времени жизни Полоцкого епископа Илии, но и о том, что у него был не один только предшественник Мина (1105–1116), но было их несколько. И потому основание Полоцкой епархии можно относить не к началу XII в., а к более древнему времени. 1158 Известны Туровские епископы: Кирилл (рукоп. 1114 г.) и Иоаким I (рук. в 1144 г.). Полн. собр. р. лет. 1. 127; 2. 19 (228); Никон. 2. 44 (241); Истор. росс. иерарх. 1. 421 (67). Снес.: нашей Истор. Т. 1. Прим. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010