Реестр русских князей Приводдится по изданию: Грушевский М.С. Иллюстрированная история Украины. М., Сварог и К. 2001 г. С. 529-531. Князья Киевские 1 Олег, княжил приблизительно до 913 или 914 2 Игорь, приблизительно 914— 946 3 Ольга, как регентша, приблизительно 946— 960 4 Святослав, сын Игоря, приблизительно 960— 972 5 Ярополк, сын Святослава 972— 979 6 Владимир, сын Святослава 979—1015 7 Святополк, сын Владимира 1015—1019 8 Ярослав, сын Владимира 1019—1054 9 Изяслав, сын Ярослава 1054—1068 10 Всеслав, из князей полоцких 1068—1069 11 Изяслав (9) во второй раз 1069—1073 12 Святослав, сын Ярослава 1073—1076 13 Изяслав (9) в третий раз 1076—1077 14 Всеволод, сын Ярослава 1077—1093 15 Святополк, сын Изяслава 1093—1113 16 Мономах, сын Всеволода 1113—1125 17 Мстислав, сын Мономаха 1125—1132 18 Ярополк, сын Мономаха 1132—1139 19 Вячеслав, сын Мономаха 20 Всеволод, внук Святослава (12), из черниговских князей 1139—1146 21 Игорь, брат Всеволода (20) 22 Изяслав, сын Мстислава 1146—1149 23 Юрий, сын Мономаха 1149—1150 24 Изяслав (22) во второй раз 25 Юрий (23) во второй раз 26 Изяслав (22) и Вячеслав (19) вместе 1150—1154 27 Ростислав, брат Изяслава (22) 28 Изяслав, внук Святослава (12), из черниговских князей 1154—1155 29 Юрий (23) в третий раз 1155—1157 30 Изяслав (28) во второй раз 1157—1158 31 Ростислав (27) во второй раз 1159—1161 32 Изяслав (28) в третий раз 33 Ростислав (27) в третий раз 1161—1167 34 Мстислав, сын Изяслава (22) 1167 --1169 35 Глеб, сын Юрия (23) 1169—1171 36 Владимир, сын Мономаха (16) 37 Роман, сын Ростислава (27) 38 Михалко, сын Юрия (23), из суздальских князей 39 Рюрик, сын Ростислава (27) 40 Ярослав, сын Изяслава (22) 41 Роман (37) во второй раз 1175—1176 42 Святослав, сын Всеволода (20), из черниговских князей 1176—1180 43 Рюрик (39) во второй раз 1180—1181 44 Святослав (42) во второй раз 1181 1194 45 Рюрик (39) в третий раз 1194-1200 46 Ингвар, сын Ярослава (39) 1200?—1202 47 Рюрик (39) в четвертый раз 48 Ростислав, сын Рюрика (39) 1204—1205 49 Рюрик (39) в пятый раз

http://sedmitza.ru/lib/text/443874/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Косма Пражский. Миниатюра из Чешской хроники. XIV в. [Козьма Пражский; лат. Cosmas Pragensis; чеш. Kosmas] (ок. 1045 - 21.10.1125, Прага), чеш. хронист, автор «Чешской хроники» (Chronica Boemorum; ок. 1119-1125). О жизни К. П. известно только из его хроники. Начальное образование получил в школе при кафедральном соборе св. Вита в Праге. Ок. 1075-1082 гг. учился в Льеже (ныне Бельгия), где постигал, по его словам, «грамматику и диалектику» у магистра Франка ( Cosmae Pragensis Chronica Boemorum. III 59). Ок. 1082 г. вернулся в Чехию, женился, у него род. сын Генрих (Ibid. III 51), к-рого традиционно отождествляют с Индржихом (Генрихом) Здиком, еп. Оломоуца (1126-1150) ( Richter. 1950), хотя нек-рые исследователи оспаривали эту гипотезу ( Bretholz. 1923. S. XV). Первая страница Чешской хроники. XIII в. (Национальная б-ка Швеции, Стокгольм) Первая страница Чешской хроники. XIII в. (Национальная б-ка Швеции, Стокгольм) К. П. неоднократно сопровождал Пражских епископов в поездках за пределы страны. Пользовался особым покровительством сына чеш. кн. Бржетислава I (1034-1055), еп. Гебхарда (Яромира) (1068-1090), вместе с к-рым в 1085 или 1086 г. участвовал в работе имперского съезда в Майнце (Chronica Boemorum. II 37). В 1099 г. К. П., находившийся в свите Пражского еп. Германа во время встречи чешского кн. Бржетислава II (1092-1100) с венг. кор. Коломаном (Кальманом) (1095/96-1116), был рукоположен в сан пресвитера (Ibid. III 9). Несмотря на то что в результате григорианской реформы обязательный целибат католического духовенства стал последовательно утверждаться в Зап. Церкви, в Чехии в кон. XI в., по-видимому, он еще не являлся общепринятой нормой. После 1117 г., когда умерла жена К. П. (Ibid. III 43), он стал каноником, а затем деканом капитула пражского собора св. Вита; члены капитула часто составляли грамоты для королевской канцелярии. Ок. 1119 г. К. П., будучи уже в преклонном возрасте, приступил к составлению «Чешской хроники» и работал над ней до самой смерти (об этом свидетельствует запись на последнем листе одного из ее списков). Хроника написана на лат. языке. В тексте имеются стихотворные вставки, иногда автор использует рифмованную прозу. Работая над хроникой, К. П. опирался на более ранние погодные записи, житийную литературу, которая составлялась при пражском капитуле, грамоты, предания, а также на собственные наблюдения.

http://pravenc.ru/text/2458839.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНСЕЛЬМ [лат. Anselmus, нем. Anselm von Havelberg] (1099 - 12.08. 1158, близ Милана), еп. Хафельбергский (1129-1155), с 1155 г. архиеп. и экзарх Равенны, средневек. католич. богослов, ученик св. Норберта Ксантенского , член ордена премонстрантов . Был советником герм. императоров Лотаря III, Конрада III и Фридриха I Барбароссы . За посредничество в разрешении конфликта между имп. Фридрихом I и папой Адрианом IV получил Равеннское архиеп-ство. Участвовал во 2-м крестовом походе (1147). Дважды, в 1136 и 1154 гг., посещал К-поль в качестве имп. посла. Во время первого посольства в К-поле вел богословские диспуты с Никитой , архиеп. Никомидийским, по вопросу об исхождении Св. Духа и прерогативах Римской Церкви. Старался укрепить власть империи в слав. землях и с этой целью основал мон-рь премонстрантов Ерихов (Саксония-Анхальт, к югу от Хафельберга). Содержание богословских споров А. с греками изложено в его соч. «Dialogi», или «Anticimenon», в 3 книгах (1149-1150). Взгляды А. сформировались частично под влиянием П. Абеляра . В сохранившемся письме аббату Экберту Хайсбургскому А. рассматривал систему церковной иерархии и ставил чин регулярных каноников выше монахов. Соч.: PL. 188. Col. 1091-1254. Лит.: Berges W. Anselm von Havelberg in der Geistesgeschichte des 12. Jh.//Jb. f. die Geschichte Mittel- und Ostdeutschlands. B., 1956. Bd. 5. S. 39-57; Fina K. Anselm von Havelberg: Untersuchung zur Kirchen- und Geistesgeschichte des 12. Jh.//Analecta Praemonstratensia. Tongerloo, 1956. Bd. 32. S. 69-101, 193-227; 1957. Bd. 33. S. 5-39, 268-301; 1958. Bd. 34. S. 13-41; Braun J. W. Studies zur Überlieferung der Werke Anselms von Havelberg. Marburg; Köln, 1972. Bd. 1: Die Überlieferung des Anticimenon. S. 133-209. (Deutsche Arch. f. Erforschung d. Mittelalters; Bd. 28.) О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) ДАЛЬБЕРГ Карл Теодор Антон Мария фон (1744 - 1817), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ

http://pravenc.ru/text/115690.html

(Ann. Saxo 1844. Р. 721) 21. В лето Г[осподне] 1089-е. (...) [Император Генрих женится на дочери «короля Руси», вдове маркграфа Генриха 1066 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 726) 21. В лето Г[осподне] 1097-е. (...) [Крестоносцы достигают «Русского моря» 1067 .] (Ann. Saxo 1844. Р 730) 23. В лето Г[осподне] 1103-е. (...) [Смерть от руки заговорщиков Куно, сына Оттона Нортхаймского 1068 .] У этого графа Куно была жена по имени Кунигунда, дочь маркграфа Оттона из Орламюнде. Поначалу она вышла замуж за короля Руси (Ruzia). По его смерти вернувшись на родину, она вышла за этого Куно. Ее дочь, которая у нее была от короля Руси (Ruzi), взял в жены некто из тюрингенской знати по имени Гюнтер и родил от нее графа Сиццо (Sizo) 1069 . После этого (возвращения Кунигунды на родину. – Сост.) она родила от Куно четырех дочерей, одну из которых взял в жены граф Генрих из Зютфена (Heinricus de Suitfene) 1070 , другую – граф Вильгельм из Люксембурга (Willehelmus de Licelenburch) 1071 , третью, которая звалась Адела (Adela) – граф Дитрих из Катленбурга (Thiedericus de Katelenburch) 1072 . А после его смерти на ней женился граф Хельперих из Плёцкау (Helpricus de Ploceke) 1073 , и она родила ему маркграфа Конрада (Conradus) и графа Бернхарда (Bemhardus) 1074 . Четвертая, названная, как и мать, Кунигундой, вышла за Випрехта-младшего (Wipertus) 1075 ; после его смерти ее взял в жены баварский маркграф Дипольд (Thieppoldus) 1076 . Старший же Випрехт стал третьим мужем их матери (Кунигунды. – Сост.) 1077 . (Ann. Saxo 1844. Р. 737) 24. В лето Г[осподне] 1106-е. (...) Саксонское (Saxonia) герцогство после смерти герцога Магнуса (Magnus) 1078 наследовал Лотарь (Lotharius), или Людер (Liuderus), граф зуплинбургский (Suplingeburch) 1079 , происходящий от родичей святого Бруно (Bruno), который прозывался Бонифацием (Bonifacius) 1080 . [Краткая справка о Бруно-Бонифации, завершающаяся известием о его гибели на пограничье Пруссии, Руси и Литвы 1081 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 745) 25. В лето Г[осподне] 1135-е. (...) [На Пятидесятницу, которую император Лотарь 1082 провел в Магдебурге, где принял послов польского князя Болеслава 1083 , венгров, данов 1084 и славян 1085 .Праздник Успения Приснодевы Марии император провел в Мерзебурге, где принял князей Польши и Чехии, а также послов греческого императора, которые просили помощи против Роджера Сицилийского 1086 . В этот день польский князь Болеслав стал вассалом императора 1087 и сопровождал его в церковь в качестве оруженосца.] (...) Надобно знать, что короли и королевства чрезвычайно почитали этого императора Лотаря, так что, как уже сказано, к нему постоянно приходили посольства и присылались дары от народов и королей венгров (Ungarii) и руси (Rutheni) 1088 , данов (Dani) и французов (Franci) и прочих. Ведь при нем империя благоденствовала в мире, царило изобилие, процветали монастыри, правила справедливость, несправедливость утихла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Ann. Saxo 1844. Р. 684) 18. В лето Г[осподне] 1062-е. (...) [Смерть майсенского маркграфа Вильгельма 1044 .] Марку получил его брат Оттон из Орламюнде (Otto de Orlagemunde) 1045 . У них, то есть Вильгельма (Willehelmus) и Оттона, был брат Поппон (Роро) 1046 , у которого был сын Ульрих (Odalricus) 1047 , женившийся на сестре венгерского (Ungaria) короля Ласло (Ladizlaus) 1048 , которая родила ему Ульриха-младшего 1049 , который женился на дочери Людвига (Lodowicus), графа Тюрингии (Thuringia) 1050 . (...) У него (Оттона. – Сост.) была жена Адела из Брабанта (Adhela de Brabantia), из замка под названием Лувен (Lovene) 1051 , которая родила ему трех дочерей: Оду (Oda), Кунигунду (Cunigunda) и Адельхайду (Adelheida). Оду взял в жены маркграф Экберт-младший из Брауншвайга (Ecbertus de Bruneswic) 1052 , она умерла бездетной. Кунигунда вышла за короля Руси (Ruzi) 1053 и родила дочь, на которой женился некто из тюрингенской знати по имени Гюнтер (Gunterus) и родил от нее графа Сиццо (Sizzo) 1054 . После его (короля Руси. – Сост.) смерти она вернулась на родину и вышла замуж за Куно (Сопо), графа из Байхлингена (Bichlingge) 1055 , сына герцога Оттона из Нортхайма (Otto de Northeim) 1056 , и родила ему четырех дочерей. После же его смерти ее третьим мужем стал Викперт-старший (Wipertus) 1057 . Адельхайда же вышла за Адальберта (Adalbertus), графа из Балленштедта (Ballenstide) 1058 .(...) (Ann. Saxo 1844. Р. 693) 19. В лето Г[осподне] 1068-е. (...) [Германский король Генрих IV посылает с посольством на Русь своего приближенного, вызвавшего его неудовольствие, с просьбой казнить его там 1059 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 696) 20. В лето Г[осподне] 1082-е. (...) [Смерть саксонского маркграфа Удона Старшего 1060 . В связи с этим автор повествует о происхождении его матери Оды, больше говоря, однако, о потомстве матери Оды – Рихенцы от ее другого брака с Оттоном Нортхаймским 1061 , т. е. сводных братьях и сестрах Оды.] Итак, после смерти Удона (Udo) Старшего ему наследовал сын его маркграф Генрих (Heinricus) 1062 . Женой его была Евпраксия (Eupraccia), дочь короля Руси (Ruscia) 1063 , которую на нашем языке звали Адельхайдой (Adelheid) 1064 ; на ней впоследствии женился император Генрих 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поставил в Новгороде епископа Никиту и за благочестие свое удостоился от Бога дара чудотворений как при жизни, так и по смерти 1142 . Святые мощи этого Ефрема-евнуха покоятся в киевских пещерах, и память его празднуется Церковию 28 января. Древняя летопись называет его преблаженным, а последующие именуют чудотворным, дивным, многодобродетельным и святым мужем 1143 . Число епархий Русской Церкви в рассматриваемый нами период времени возросло до двенадцати с включением Киевской. Одни из них были известны еще прежде: Новгородская 1149 , Ростовская 1150 , Черниговская 1151 , Белгородская 1152 , Владимирская на Волыни 1153 . Другие сделались известными во второй половине XI в.: Тмутараканская – около 1068 г. 1154 , Переяславская – в 1072 г. 1155 и Юрьевская на реке Роси – в том же году 1156 . Третьи – в первой половине XII в.: Полоцкая – в 1105 г. 1157 , Туровская – в 1114 г. 1158 и Смоленская – в 1137 г. 1159 Говорим: сделались известными, потому что все эти епархии под означенными годами только упоминаются мимоходом и, следовательно, предполагаются уже существовавшими, открытыми прежде. Об одной Смоленской ясно замечено, что она основана в 1137 г. по желанию смоленского князя Ростислава Мстиславича и что прежде в Смоленске епископии не было 1160 . Границы наших тогдашних епархий неизвестны, можно, впрочем, думать, судя по самому положению этих епархий, что они были неодинаковой величины. К числу самых больших принадлежали: Новгородская, обнимавшая собою весь север России, Ростовская – единственная на всем северо-востоке, Черниговская, простиравшаяся до Рязани 1161 , Владимирская на Волыни, заключавшая в своих пределах всю Волынь. Меньшими епархиями были: находившиеся близ Киева Белгородская, Юрьевская и Переяславская, хотя к последней до 1137 г. причислялся и Смоленск 1162 , также Тмутараканская, ограничивавшаяся только Тмутараканью с округом. Одна из этих епархий, именно Тмутараканская, по случаю разорения Тмутараканского княжества половцами к концу XI в. упразднилась; кафедра другой – Юрьевской по разорении Юрьева половцами в 1095 г. перемещена была на время в новый город Святополч, построенный великим князем Святополком на Витичевом холме при Днепре; но потом, когда Юрьев был возобновлен (1103), снова перенесена на прежнее место 1163 . Иерархи, управлявшие тогдашними епархиями, назывались все епископами, разумеется кроме Киевского митрополита, и едва ли различались по степеням и внешним преимуществам своих кафедр 1164 . Большая часть этих иерархов известны только по имени, а некоторые даже вовсе неизвестны. Замечательнейшие из них были:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Dédéyan G. Les Arméniens entre Grecs, Musulmans et Croisés: étude sur les pouvoirs armeniens dans le Proche-Orient méditerranéen (1068–1150). Lisbon, 2003. 2 vol. Diaconu P. Les Petchénègues au Bas-Danube. Bucarest, 1970. f Diaconu P. Les Coumans au Bas-Danube aux XI е et XII е siecles. Bucarest, 1978. Felix W. Byzanz und die islamische Welt im früheren 11. Jahrhundert: Ge-schichte der politischen Beziehungen von 1001 bis 1055. Wien, 1981. Gadolin A.R . A theory of history and society with special reference to the «Chronographia» of Michael Psellus. Stockholm, 1970. Hamilton B. Monastic reform, Catharism and the crusades, 900–1300. London, 1979. Howard-Johnston J.D. (ed.). Byzantium and the West, с 850 – с. 1200. Amsterdam, 1988. Hussey J.M. Ascetics and humanists in eleventh-century Byzantium. London, 1960. Kaplan М. Les hommes et la terre à Byzance du VI е au XI е sièclë propriété et exploitation du sol. Paris, 1992. Καρπζιλος A. Συμβολ στη μελτη του βου και του ργου του Ιωννη Μαυρποδος. Ιωννινα, 1982 (2 εκδ.). Kazhdan A.P., Epstein A.W. Change in Byzantine culture in the eleventh and twelfth centuries. Berkeley, 1985. Kazhdan A.P, Franklin S. Studies on Byzantine literature of the eleventh and twelfth centuries. Cambridge, 1984. Kazhdan A.P, Ronchey S. Laristocrazia bizantinä dal principio dell» XI alia fine del’XII secolo. Palermo, 1999 (2 ed.). Kaldellis A. The argument of Psellos» «Chronographia». Leiden, 1999. Kühn H.-J. Die byzantinische Armee im 10. und 11. Jahrhundert: Studien zur Organisation der Tagmata. Vienna, 1991. Laiou A.E., Simon D. (ed.). Law and society in Byzantium: ninth – twelfth centuries. Washington, 1994. Lemerle P. Prolégomènes à une édition critique et commentée des «Conseils et récits» de Kékauménos. Bruxelles, 1960. Lemerle P. Cinq études sur le XI е siècle byzantin. Paris, 1977. Loud G.A. Conquerors and churchmen in Norman Italy. Aldershot, 1999. Loud G.A. The age of Robert Guiscard: southern Italy and the Norman conquest. Harlow, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ser. 5. Bologna, 1952. Vol. 4. P. 3-28; Мелкие хроники, XIII-XIV вв./Сост.: В. А. Акопян. Ереван, 1956. Т. 2 (на арм. яз.); Mich. Syr. Chron.; Бартикян Р. М. К истории взаимоотношений между Византией и Киликийским Армянским гос-вом в кон. XII в.//ВВ. 1960. Т. 17. С. 52-56; он же. «Панегирик» Михаила Италика и проблема первого арм. короля в Киликии//ИФЖ. 1984. 4. С. 216-229 (на арм. яз.); он же. Роль игумена Филиппопольского арм. мон-ря Иоанна Атмана в армяно-визант. церковных отношениях при католикосе Нерсесе IV Благодатном (1166-1173)//ВОН. 1984. 6. С. 78-88; Bedoukian P. Coinage of Cilician Armenia. N. Y., 1962; Charanis P. The Armenians in the Byzantine Empire. Lisboa, 1963; R ö dt-Collenberg W. H. The Rupenides, Hethumides and Lusignans: The Structure of the Armeno-Cilician Dynasties. P., 1963; Свод арм. надписей. Ереван, 1966. Вып. 1: Городище Ани/Сост.: И. А. Орбели (на арм. яз.); Canard M. Le royaume d " Arménie-Cilicie et les Mamelouks jusqu " au traité de 1285//REArm. 1967. Vol. 4. P. 217-260; Сукиасян А. Г. История Киликийского Арм. гос-ва и права. Ереван, 1969; Toumanoff C. Caucasia and Byzantium//Traditio. N. Y., 1971. Vol. 27. P. 111-158; Борназян С. В. Социально-экон. отношения в Киликийском Армянском гос-ве в XII-XIV вв. Ереван, 1973 (на арм. яз.); Frazee Ch. A. The Christian Church in Cilician Armenia: It " s Relations with Rome and Constantinople to 1198//Church History. Chicago, 1976. Vol. 45. P. 166-184; Жаворонков П. И. Никейская империя и Восток: Взаимоотношения с Иконийским султанатом, татаро-монголами и Киликийской Арменией в 40-50-х гг. XIII в.//ВВ. 1978. Т. 39. С. 93-101; он же. Из истории никейско-киликийских отношений в 1-й пол. XIII в.//АДСВ. 1999. Т. 30. С. 209-215; La chronique attribute au connétable Smbat/Ed. D. Dédéyan. P., 1980; D é d é yan G. Mleh le Grand, stratège de Lykandos//REArm. 1981. Vol. 15. P. 73-102; idem. Les Arméniens entre Grecs, Musulmans et Croisés: Étude sur les pouvoirs arméniens dans le Proche-Orient méditerraniéen (1068-1150).

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Вратислав, кн. брненский (1126–1146, с перерывом; ум. после 1146 г.) VI, 201, 201–202 Всеволод Давыдович, кн. муромский (ум. после 1124 г.) IV, IXa Всеволод Мстиславич, св., кн. новгородский (1117–1136, ум. в 1138 г.) IV, IXb, 200, 235 Всеволод Мстиславич, кн. белзский (ум. в 1195 г.) IXb, 310–313, 312, 316 Всеволод Ольгович, кн. черниговский (1127–1139), киевский (1139–1146) IV, IXa, 200, 206, 265, 280, 339 Всеволод Святославич, кн. киевский (1206, 1207, 1210–1214 ?]) IXa Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, вел. кн. владимиро-суздальский (1176–1212) 1Хв, 252, 315 Всеволод Ярославич, кн. киевский (1078–1093) II, VIII, IXa, b, 112, 119, 159, 161–162, 208, 233, 286, 342, 357–358, 360 Всеслав Брячиславич, кн. полоцкий (1044–1101) IXa Вулкан, см. Василий Виоанн (Вулкан) Вульгата, канонический латинский перевод Священного писания, основанный на переводе блаж. Иеронима Стридонского (IV–V вв.) 198, 299, 394 «Вышеградское продолжение хроники Козьмы Пражского» (ок. 1141 г.) 201–203, 261 Вышеслава, ж. познанского и калишского кн. Одона, д. галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла или его с. Владимира (ум. после 1194 г.) IV, IXa, 309 «Вюрцбургские анналы», см. «Майнцские анналы м-ря св. Альбана» Вячеслав (Вацлав), св., кн. чешский (921–929/35) VI, 58, 185, 185, 203, 203, 263 Вячеслав Владимирович, кн. зуровский, киевский (1150–1154, с перерывами) IXb, 281 Вячеслав Ярополчич, с. волынского и туровского кн. Ярополка Изяславича (ум. в 1104 г.) 232 Вячеслав Ярославич, кн. смоленский (1054–1057) IXa Гаймар Жеффрей, см. Жеффрей Гаймар «Галицко-Волынская летопись» (XIII в.) 321, 324 Галл Аноним, см. Аноним Галл Гануц Вольф (имя искажено), ярл датский (перв. пол. – сер. XI в.) 142, 142 Гаудерих, еп. веллетрийский (втор. пол. IX в.), церковный писатель 103 Гебхард, гр. кверфуртский, б. св. Бруно (Бонифация) Кверфуртского 228 Гебхард, гр. зуплинбургский, о. германского имп. Лотаря III 329, 329 Гебхард, еп. айхштеттский (1042–1057) 110, 118 Гебхард (Яромир), еп. пражский (1068–1089/90) VI, 184, 186

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда в 1115 году в Вышгороде совершалось перенесение святых мощей Бориса и Глеба, там присутствовали князья, воеводы, бояре, монахи, клирики и простой народ из различных областей и в громадном количестве 304 . Владимирко Галицкий, овладев (1150 г.), специально побывал в Вышгороде для поклонения святым Борису и Глебу, в Киево-Софийском соборе, Десятинном и Киево-Печерском храме святой Богородицы; Юрий же Долгорукий ходил на богомолье вместе со детьми на реку Альту, где потерпел мученическую смерть святой Борис и где в то время стояла церковь (1151г.) 305 . Предпринимались путешествия даже за пределы России: на Афон, в Константинополь и в Палестину. Паломничество считалось за важный подвиг, поэтому и особенно развилось. В Палестине для русских богомольцев в XII веке существовал уже особый русский монастырь 306 ; паломничество в XII веке отнимало от земледелия столько рук в простом народе, что причиняло вред государству, как свидетельствует Нифонт Новгородский в «Вопрошании Кириковом». Ввиду этого он ее священникам отговаривать народ от путешествий, а архиепископ Иоанн определил даже налагать епитимию на того, кто дает обет идти в Иерусалим 307 . Кто не мог совершить путешествия, тот с охотой слушал странников или читал описания. Поэтому-то «Паломник " игумена Даниила и распространился по Руси в большом количестве списков. При уважении к святыне храмов естественно появилось и уважение к служителям церкви, выражавшееся в различных формах. Очень часто попадаются в летописях такие стереотипные фразы о князьях:«бе иеролюбец и мнихолюбец»,»излиха чтяху чернеческий чин и поповский»,«воздаяху честь епископом и пресвитером»,»подаяху им яже на потребу, и примаху от них молитвы и благословение» 308 .. Благословение было в обычай получать особенно перед началом похода. Ярославичи, например, отправляясь против половцев в 1068 году, приходили в пей преподобному Антонию просить его благословения и молитв 309 , о Святополке Изяславиче летопись прямо говорит: " Обычай он имел, если шел на или еще куда, брал молитвенное напутствие у киево-печерского игумена» 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010