809 Историки, не указывая года, говорят только, что он произошел в праздник великомученика Георгия. Но поскольку они помещают рассказ о заговоре в самом начале царствования Дуки, то основательнее относить его к 1060, а не к 1061 г.. как это делает Муралып (II, 6). 813 Attal., 92 (Scyl., 659; Ioel, 64–65; Zonar., IV, 202; Glyc., 604, 606; Manass., 274 и Georg., 885 – 7 лет, круглая цифра; Ephr., 142 – 12 лет, без сомнения, по ошибке переписчика); Psell., IV, 260 – 7 лет, круглая цифра. В каталоге Продолжателя Георгия (920) ошибочно 8 лет и 3 месяца, в каталоге Кодина (157) -лет и 6 месяцев. Из западных писателей верно определяют время его смерти (в мае 1067) Lup., 59; Chron. Brev., 278; Dandolo, 246; Anon. Bar., 333 (в 1068 г. no пизанскому летосчислению). Неправильно: Rom. Sal., 171 (в 1066 г. на 6-м году правления), Michel le Grand, 291 (9 лет царствования). 815 Psell., IV, 269: Scyl.. 659 (Zon., IV, 201). Старший сын, Михаил, предназначен был царствовать единодержавно (Psell., IV, 273), поэтому Пселл (270–271) говорит только о нем и еще о Константине, во внимание, вероятно, к его порфирородности: Андроник совсем не упомянут. То же делают Вриенний (123) и Вильгельм Апулийский (265). У Лупа (59) и Матвея Эдесского (159) сделано еще последовательнее – назван преемником Дуки один его сын Михаил. 820 Так, Manass., 273 (Georg., 885) говорит, что Дука боялся за молодость жены, чтобы она, выйдя замуж за другого, не имела детей, которые устранили бы собственных его детей. 821 Scyl., 659: кшсара 5е tov аитоО абг.Лфоу " icoavvr v 7tpo7_eipiau i£voc koivcdvov РоЛеицатсоу jiimripicoSfov Kai окещхатюу еибето (Пожаловав его брату Иоанну титул кесаря, он посвящал его в свои тайные решения и помыслы). Гфрёрер (III, 675–679) по поводу этой фразы, неясной, может быть, и для самого автора, пишет целый трактат, сущность которого та, что в византийском государстве немногие только знали формы устройства, что это устройство определялось пунктами секретного договора, заключенного во время переворота 1059 г.; пункты, по мнению Гфрёрера, были следующие: а) право сената избирать императора,б) разделение императорской власти между многими лицами и в) положение патриарха как судьи между аристократией и императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Сарацин Сицилии, Африки и Сирии, попадавшихся в плен, греки предпочитали топить, сажать на кол и т. д., немногих оставляли в живых 93 . Подобным же образом поступали и с пленными турками. Во время похода 1068 г. император Диоген, рассеяв турок на возвышенностях Тефрики (неподалеку от Севастии), всех попавшихся в плен перебил 94 ; после победы близ Лариссы в 1069 г. пленные турки прожили одну лишь ночь в греческом лагере, на утро Диоген произвел им смотр и отдал приказ всех перебить, в том числе и турецкого предводителя, богато одетого и напрасно предлагавшего за себя ценный выкуп деньгами и пленными греками 95 . Вообще Диоген, тип идеального греческого генерала, прекрасно охарактеризовал свой взгляд на способ обращения с пленными врагами в ответе данном султану Альпъ-Арслану. На вопрос султана: «что ты сделал бы со мною, если бы я попался тебе в плен?», пленный Диоген чистосердечно отвечал: «я бы сумел истощить твое тело множеством ударов». – «А я, – заметил султан, – не стану подражать тебе в суровости и жестокости», – и заключив дружественный договор, с честью отпустил греческого императора на свободу 96 . На суде жестокость греков обнаруживалась в таких наказаниях, как членовредительство, включая сюда и оскопление, заимствованное греками у персов, и ослепление, происходившее из того же источника 97 , – наказание, по преимуществу любимое греками и часто у них применявшееся, особенно к политическим преступникам, – обнаруживалась в той виртуозности, с какою казни выполнялись 98 , обнаруживалась она и в обычном у греков применении к судебному процессу пыток, которые иногда превращались в смертную казнь медленную и мучительную 99 , иногда свидетельствовали о достойной лучшего назначения изобретательности 100 . Обращение с рабами тоже было неласковое, малейшая с их стороны провинность сопровождалась сечением розгами, кнутом и плетьми, хотя представители церкви и христианской нравственности старались внушать снисходительность к рабам, освещая нравственно-религиозным светом самое происхождение и существование рабства, доказывая, что рабство есть следствие порока и любостяжания, что творец рабства – не Бог, но дьявол , что рабство – не христианское дело, потому что Христос освободил, дабы свободны были 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

ποστασα – это отпадение в гностицизм. Из этих рассмотренных опытов современно-исторического толкования второй главы второго послания к Фессалоникийцам видно, к каким разнообразным выводам относительно содержания этой главы можно прийти, если брать современную апостолу историю в качестве комментария к апостольскому учению об антихристе. Уже одно разнообразие выводов относительно одного и того же предмета говорит против современно-исторического толкования. Наконец, нельзя не видеть, что толкование это принижает учение апостола, придает ему слишком мало религиозно-практической ценности, если утверждает, что слова апостола так или иначе осуществились уже в связи с иудейской историей. Как главное содержание апостольского послания, Павлово пророчество об антихристе при современно-историческом его истолковании является бесцельным, в религиозно-нравственном отношении оно является бесполезным. Эсхатологическое учение 2-ой главы при этом толковании еще понятно в некоторых частностях, но оно совершенно непонятно в целом. В. Догматико-историческое толкование в его конечно-исторической или идейно-символической форме распространилось во второй половине 18-го века и особенно в 19-м веке. Представителями этого вида догматико-исторического толкования являются Бенгель, 1060 Коппе, 1061 Бейер, 1062 Гейденрейх, 1063 Шотт, 1064 Гримм, 1065 Шторр, 1066 —59— Нич, 1067 Пельт, 1068 Ольсгаузен, 1069 Баумгартен-Крузиус, 1070 Гофман, 1071 Лютардт, 1072 Риггенбах, 1073 Альфорд, 1074 Вестрик 1075 и мн. др. 1076 Идейно-символическое толкование учения ап. Павла об антихристе было очень популярным. Оно было принято во многих библейских богословиях и догматиках 19-го века, а также в практически-религиозных сочинениях, проповедях и элементарных учебниках по христианской религии. Представители этого толкования с редким единодушием защищают авторитет, безошибочность и истинность апостольского учения. Но стремясь более точно определить и более детально понять эсхатологическое учение апостола, они приходят к различным и противоречивым выводам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но какая нужда продолжать близкие [примеры]? Ведь и Отец – Дух, и [в особенности] Дух Святой, согласно гласу Господа, сказавшего самаритянке: »Бог – Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине» 1063 . Но это ничуть не помешало Василию Великому сказать: «Один Отец, один Сын, один Дух Святой " 1064 . Итак, зачем нужно перечислять ныне таковые [места]? Но поскольку мы, согласно отеческому наставлению, воспеваем под именем божества боготворящую, очищающую и зрительную силу и энергию, а кроме того и божественный свет 1065 , и от них пользуемся названием [божества] применительно к источающей их сущности (ибо, по божественному Максиму, сущность есть источник энергий 1066 ); итак, если мы, по отеческому преданию, говорим, что [именем] божества обозначается больше двух [предметов], то почему ты утверждаешь, что мы говорим о двух, а нео больших божествах? Или ты и в этом гордишься быть клеветником, будучи »сожженным», как говорит Павел 1067 , «в совести«, обманывая »чрез лицемерие лжесловесников« не только свой разум, но и свои уши? Но мы настолько пренебрегаем твоими заявлениями против нас, что, как видишь, исправляем не сказанное тобой (очевидно, из-за твоей проницательности) о больших [божествах]. Молчать же нам нельзя, когда подвергается нападению »истина, [относящаяся] к благочестию» 1068 . Видишь ли, что ты уличен в ложном доносе и клевете наподобие оных старцев при Сусанне 1069 , состарившихся во зле, даже, пожалуй, гораздо хуже, нежели те? Ведь они оказались несогласными друг с другом [в лжесвидетельстве], а ты – сам с собой. Следовательно, ты являешься гораздо худшим и более яростным врагом благочестия, чем те – целомудрия. Раньше ты неявно выступал против крепко держащихся за благочестие (как и Сусанна – за целомудрие), коварно подлизываясь, завораживая притворством, изображая любовь, время от времени умеренно подбрасывая обольстительные слова. Но когда ты понял, что отброшен раз и навсегда неколебимой защитой, то стал неистовствовать против них, неудержимо выступать [вперед], все наполнять криком, стал отцом несвязной лжи 1070 , не краснея «хвалишься злобой», по псалмопевцу 1071 , и открыто мелешь вздор, словно разбивающиеся об утесы волны, «пенящиеся», по апостольскому [выражению], своей «срамотой " 1072 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

IV, s. 131, – сравн. Kasten. Hist. Werth d. zw. Buch. d. Makk. s. 7). 152 Vetus Testamentum graecum, edit. Mölmes et Parsonis Oxonii. 1823. t. III. Мак. A. K. VI, 1 (notit. adv. 1). 153 Полибий говорит, что Антиох, желая овладеть сокровищами „προευετο σωατενειν επι το της Αρτεμιδος ιερον εις την Ελυμαιδα” (Fragm. I, 31 nr. 11. – цитов. y Kasten’a, D. hist. Werth d. zw. uch. d. Makk. s. 6). 158 Polyb. Fragment. 31, 11; „Αντιοχος … εν Ταβαις της Περσιδος εξελιπε τον βιον“ (цит. Kasten, s. 9. Der histor. Werth des zweit. Buch. d. Mak. 163 Рассказ об очищении Иудою Маккавейским Иерусалимского храма поставлен во 2-ой Мак. книге непосредственно за известием о смерти Антиоха Епифана. Выше (стр. 52, 97, 98 ) мы уже говорили о неправильности такой последовательности и указывали, в каких целях писатель это сделал. 164 Annales compendiarii regum et rerum Syriae, num is veteribus illustrati etc. Viennae. 1744. p. 29. 165 Cigoi. Historisch-chronologische Schwierigkeiten im zweiten Makkabäerbuche. K lagenfurt. 1868. s. 17. 167 Welte. Specielle Einleitung in die deuterocanonischen Bücher des A lten Testament. Freiburg im Breisgau. 1844. s 172 Cigoi. Historisch-chronologische Schwierigkeiten im zweiten Makkabäerbuche. Klagenfurt. 1868. s. 17–18. 173 Keil. Commentar. р. 263; Eichhorn. Einl. s. 265; Grimm. Kurzgei. exeg. Handb. IV, s. 8; Bertheau Desecund. lib. Масс, p. 29. Kasten. Hist. Werth d. zw. Buch. d. Makk. s. 15. 183 Лисий один без царя мог предпринимать в Иудею два похода, из которых об одном повествуется в первой книге, а о другом – во второй; войны с соседними народами могли начаться и действительно начались после этих двух походов. 185 Eichhorn (Einleitung, s. 267–269); Bertholdt (Einleit. III, s. 1068); Grimm. (Kurzgef. ex. Handb. IV, s. 8, 183); Ewald (Gesch. d. Volkes Israel. IV, s. 415) и др. Герцфельд признает подлинным только первое письмо и относит его к рассматриваемому нами походу (Geschieht, d. Volk. Israel. I, s. 259, 452. 192 Более обстоятельное изложение смысла третьего письма приводится нами далее – при опровержении взгляда Лякера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

2435 . Hrochova V Some Specific Feature of Byzantine Cities//Byzantinoslavica. – 1994. – Т. 55. – P. 347–359 (очерк об основных чертах и функциях византийского города). 2436 . Hussey J. M. The Orthodox Charch in the Byzantine Empire. – Oxford, 1986 (ставшая классической монография, которая основательно знакомит с внутренней организацией византийской Церкви и ее основными составляющими – клиром, монашеством и мирянами). 2437 . Iconoclasm/Ed. A. Bryer, J. Herrin. – Birmingham: Centre for Byzantine Studies; Univ. of Birmingham, 1977 (один из лучших сборников статей, рассматривающих различные проблемы источниковедения и истории Византии эпохи иконоборства). 2438 . Iorga N. Byzance apres Byzanse. Continuation de l’histoire de la vie byzantine. – Bucarest, 1971. – 312 p. (англояз. изд.: Byzantium after Byzantium/Transl. by L. Treptov. – Jassi, Romania; Portland: The Center for Romanian Studies, 2000. – 256 p.) (широко известная книга румынского византиниста Николау Иорга о судьбах византийского наследия). 2439 . Janin R. P. R. Constantinople byzantin. Developpement urbain et repertoire topo- graphique. – Paris: Franc. D’etud. Byz., 1950. – XXVIII, 483 p. (классическая, настольная для историков Византии книга французского византиниста Роберта Жанена о памятниках и топографии Константинополя; переиздана в 1964 г; см. рец.: Банк А. В. – ВВ. – 1953. – Т 7. – С. 314–318). 2440 . Janin R. R. R. La geographie ecclesiastique de l’Empire byzantin. Part 1: Le siege Constantinople et le patriarcat oecumenique. Vol. 3: Les eglises et les monasteres. – Paris: Inst. Franc. D’etud. Byz., 1953. – XVIII, 610 p. (о византийских храмах и монастырях в свете церковной географии и топографии). 2441 . Jannopulos P. A. Societe a profane Byzance au VII, VIII et IX-e siecles. – Paris, 1972 (одна из лучших монографий об истории Византии» в «темные века», написанная видным греческим византинистом П. Яннопулосом). 2442 . Jones A. H. M. The Later Roman Empire. 284–602. A Social, Economic and Administrative Survey. – Oxford: Blackwell, 1964. – Vol. 1–2. – 1068 p.; Vol. 3. – 448 p. (наиболее полная, энциклопедичная по охвату работа известнейшего английского историка А. Джонса по позднеримской – ранневизантийской истории).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   2) что мы должны также благоговейно и с честно принять Господа нашего Иисуса Христа, как Его встретили и приняли при торжественном входе в Иерусалим.     1066. Какая самая важная часть Литургии?    Самая важная часть Литургии есть освящение и пресуществление Святых Даров.     1067. Как освящаются и пресуществляются Святые Дары?    Святые Дары освящаются и пресуществляются так: священник провозглашает слова Господа Иисуса Христа, сказанные им на Тайной Вечере и устанавливающие Таинство: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое...» и «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя...» Затем он возносит дискос и чашу и возглашает: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще от всех и за вся» и молится, чтобы Дух Святой сошел на принесенные Дары хлеба и вина и претворил их в Тело и Кровь Христовы.     1068. Как называется молитва, в которой священник просит, чтобы Святой Дух преложил хлеб и вино в честное Тело и Кровь Христовы?    Эта молитва называется эпиклеза.     1069. Что поется при освящении и пресуществлении Святых Даров?    При освящении и пресуществлении Святых Даров поется песнь: «Тебе поем».     1070. К кому относится песнь «Тебе поем»?    Эта песнь относится вообще к Богу и особенно к Спасителю нашему Иисусу Христу, Который таинственно пребывает на престоле под видом хлеба и вина.     1071. Почему по освящении и пресуществлении Святых Даров воспевается песнь «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу»?    Эта хвалебная песнь воспевается по пресуществлении Святых Даров потому, что Пресвятая Богородица — Матерь Господа нашего Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву ради нашего спасения.     1072. Какая просьба содержится в словах «и всех и вся»?    В словах «и всех и вся» содержится просьба, чтобы Бог помянул всех людей, когда-либо живших, и особенно труждающихся и обремененных.     1073. Какая ектения называется просительной?    Просительной называется ектения, в которой священник призывает к молитве словами «...у Господа просим».     1074. О чем особенно просим в просительной ектении?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1049 Буквально: «существующему ничего не может не доставать». 1050 См. лат. пер. Ant.; в греч. подлиннике вопрос стоит раньше последней фразы. 1051 Ab ea добавлено в лат. Ant., т. е. от промышления (см. далее текст). 1052 Буквально: «хорошо» ( καλς ·). 1053 Γραφες — иначе может быть писателя. 1054 Т.е. выше — в главе 1-й. 1055 В лат. Ant. добавлено: «declarandum est». 1056 Т.е., что с творением «всецело соединен» и Промысл о сотворенном, благодаря которому оно прогрессирует. Это — телеологическое доказательство существования Промысла (по Немесию). 1057 Иначе с греч.: «выступает в строгом порядке». 1058 Буквально: в греч. единств, число; в лат. пер.: «одну и ту же фигуру». 1059 Ср. лат. пер.: «лишь бы только мы не были захвачены на месте преступления». 1060 См. более ясный лат. пер. Ant. 1061 Иначе — внешний вид; в греч. и стоит ед. ч., в лат. перев. множеств, (formas). 1062 По восстановленному чтению Matth. (Var. lectiones, p. 341) выходит: «не по типу устройства существенных черт, но и по голосу, узнается каждый…» и т. д. 1063 Точнее с греч.: «как после достаточного (настоящего) образования формы». 1064 Добавлено в лат. пер. Ant.: «jugatam ет natura sibi conjunctam» (avem). 1065 Т.е., для животных тварей одного и того же рода или вида. 1066 Скобки подлинника. 1067 С лаг.: «и к обозначаемому присоединяют истину событий (происшествий)». 1068 У Con. начинается 2-я глава 8-й книги таким же заглавием. Ср. И. Дамаскина — Указ, соч., гл. 29, стр. 111 по рус. пер. 1069 Точнее Буквально: «как из этого ( τοτων )», т. е. из вышесказанного.с греч.: «бывающее со стороны Бога попечение в отношении к тому, что существует». 1070 Буквально с греч.: «по которой все существующее получает целесообразное управление». 1071 Т.е., наиболее соответственно Божественному достоинству. 1072 Буквально: «что Один и Тот же есть Творец " … и т. д. 1073 Буквально: «подобное всецело усматривается в немощи». 1074 У пер.: сильное — ред. 1075 Точнее с греч.: «и у животных находится полное отражение ( εμφασις — подобие) того, что сказано».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

бессребренников Косьмы и Дамиана. Причт состоял из 3 священников, 2 дьяконов, 2 дьячков и 3 пономарей; о детях их отмечено что они обучались в школе. В приходе числились 372 двора. Всего в приходе было 1068 муж. и 1077 женщ. Бывших погост Благовещенский составлял большую половину (северо-восточную) нынешней Прямухинской волости. Из приведенных примеров оказывается, что в XVIII столетии погосты еще сохраняли свою самобытность, которую они не утратили и в XIX веке. 137 Идея о погосте-приходе, как об ячейке русского государственного организма, так живуча и сильна что она отразилась и на величайшем законодательном памятнике нынешнего столетия, именно на «Общем Положении о крестьянах». В статьях 43–45 этого Положения высказано, между прочим, что одним из главных условий для образования волости является совпадение её с церковным приходом и что при малочисленности прихода дозволяется соединять несколько приходов в одну волость, но, наоборот, раздроблять приходы запрещается. Как усматривается из журнала Главного Комитета по крестьянскому делу, Редакционные Комиссии, создавая положение о совпадении волости с приходом, руководились нижеследующими соображениями: Убедясь в необходимости образования более крупной, низшей правительственной единицы – волости, эти Комиссии вместе с тем признали, что хотя таким образом в состав волости войдут несколько сельских обществ, но, независимо от сего, в административном отношении волость должна составить первую, а не вторую инстанцию; ибо в сельском обществе будут сосредоточиваться единственно общественные хозяйственные дела, которые по своему характеру частных дел, не касающихся правительственных интересов, отнюдь не должны восходить в волостные учреждения как во вторую инстанцию. Затем все распорядительные, судебные и полицейские действия будут получать начало в волостных учреждениях и в дальнейшем своем ходе связываться с общими государственными учреждениями. Волость не должна быть слишком обширна ни по числу жителей, ни по пространству. Она должна быть составлена из крестьян известных друг другу, для того чтобы выборы в общественные должности могли получить надлежащее значение и падать на лучших и надежнейших членов общества; в состав её не следует включать слишком отдаленных от центра общественного управления селений и деревень дабы сношения крестьян с волостным начальством по встречающимся беспрерывно надобностям в их быту не были сопряжены со значительною потерею времени и расходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Неисчерпаемая глубина Божественного милосердия и премудрости сказалась в этом факте воплощения в том, что человек не только получил изначальное совершенство 1058 , которое он утратил грехопадением. Воплощение имеет «значение не только мирообновляющее, но и миросовершенствующее» 1059 . Божественное милосердие дарует верующему большие совершенства, чем какие он имел в лице своего праотца Адама 1060 . Бог-Слово через воплощение обновил и привел к совершенству все стороны Своего отобраза в человеке 1061 . Так, св. Афанасий Великий часто говорит о возобновлении мира 1062 , о новом творении 1063 , о том, что Слово принесло бессмертие и нетление 1064 и приобрело наше воскресение 1065 . Слово должно было обновить и воссоздать сотворенного по образу Божию человека 1066 . Слово должно вознести 1067 , освятить 1068 и восстановить нас 1069 . Оно должно было освободить всех от заблуждения и идолослужения 1070 и принести нам снова познание Бога 1071 . Оно должно было исторгнуть грех с корнем 1072 и, таким образом разрушив дело диавола, совершенно освободить человека от его власти 1073 . Слово пришло, чтобы снова вселить в нас надежду на Бога 1074 , чтобы примирить нас, усыновить Отцу 1075 , обожить 1076 и соединить нас со Св.Духом 1077 , 1078 . Отсюда понятно, какую важность имеет догмат о воплощении в христианском спасении 1079 . Поэтому и само по себе свидетельство Евангелия о воплощении Слова Божия должно рассматриваться с особым вниманием. Вот почему весьма важно проследить значение этого пункта христологии в Евангелии. Воплощение Бога удостоверяется всем рядом евангельских событий. Участие Самого Бога через Его воплощение есть истина, которую доказывают все знамения, описанные в Евангелии. В этом отношении чудеса получают живое, непререкаемое свидетельство, как удостоверяющие центральный пункт евангельской сотериологии 1080 . Такое важное значение новозаветных чудес Иисуса Христа заставляет обратить на них особое внимание. Дело в том, что, как это вполне понятно, столь важный факт христианской сотериологии встречает большое разнообразие в своем истолковании у различных представителей критической науки. Нам приходится, таким образом, усиленнее защищать истинное истолкование этого факта святой Православной Церковью и утверждать несомненную его реальность.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010