При этом вносятся собственно мирские вопросы – мужам и женам 1062 , вносятся, обыкновенно, в до-исповедной части (в должном месте) и во всех случаях представляют различные изводы 1063 . Из других – специальных – вопросных статей здесь встречаются лишь по единственному разу вопросы монахам 1064 и священникам; последние, надо заметить, относятся здесь к исповедному чинопоследованию, как приложение 1065 . Будучи достоянием этой редакции, все вопросы – как специальные, так равным образом и мирские, – в тех же самых изводах 1066 в то же время встречаются в списках, отнесенных нами к редакции третьей 1067 . Достойно внимания между прочим, что вопросные статьи (общие) даже в наиболее тожественных списках той же первой редакции – в одном случае имели место, а в другом – опускались 1068 . – В списках второй редакции вопросы встречаются только единственный раз, причем в надлежащем месте помещены одни мирские вопросы, а прочие – священниками, священноинокам и вельможам – имеют значение приложения к чину, все они также не суть исключительное, оригинальное достояние памятника 1069 . – Что касается до третьей, наиболее употребительной, редакции, то в ней количество списков с вопросами относится к спискам без оных, как 1 к 4. В должном месте, обыкновенно, помещаются только мирские (мужские и женские) вопросы 1070 , которые вообще встречаются несравненно чаще, чем все другие вопросные статьи. Что же касается до специальных вопросных статей, то и здесь они помещаются почти всегда в смысле приложения к чину; в особенности это надо сказать относительно вопросов для иноков и священников 1071 . Впрочем, как и первые – общие – вопросы помещаются иногда в смысле приложения 1072 , так и обратно – последние помещались в надлежащем месте 1073 . Относительно общих вопросов на настоящий раз, сверх того, надо заметить, что из них вносились в чин иногда только мужские 1074 иногда – одни женские 1075 , иногда же те и другие по дважды 1076 , последнее, впрочем, приложимо и к специально священническим вопросам 1077 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Contra Cels. VIII. 67. Он завершает свои «Гомилии» славословием Христу. 1049 Adv. Haer. II. 28, 6: «Si quis nobis dixerit: quomodo ergo Filius prolatus a Pâtre est? dicimus ei – nemo novit nisi solus, qui generavit Pater et qui natus est Filius». 1051 Его надуманность замечательно доказывает Данкер в монографии Die Christologie des heil. Irenaeus, p. 50 sqq. 1053 Поэтому он говорит (Adv Ргах., с. 5) в качестве примера: «Quodcunque cogitaveris, sermo est; quodcunque senseris ratio est. Loquaris illud in animo necesse est, et dum loqueris, conlocutorem pateris sermonem, in quo inest haec ipsa ratio qua cum eo cogitans loquaris, per quem loquens cogitas». 1054 В немецкой терминологии этот процесс филиации (Hypostasirung) может быть определен следующими выражениями: die werdende Persönlichkeit, die gewordene Persönlichkeit, die erscheinende Persönlichkeit. 1059 Adv. Haer. II. 22, §4–6. Он обращается к преданию и приводит ни на чем не основанное предположение иудеев о том, что Христу было около пятидесяти лет, Ин. 8:57 . Гностики же валентиниане считали, что Христос прожил всего тридцать лет, в соответствии с количеством их эонов. 1062 О вездесущности тела Христа говорил Григорий Нисский , позже – Скотт Эриугена (хотя и в пантеистическом смысле) и Лютер, который подкреплял этой идеей свое учение о вечере Господней. См. Creeds of Christendom, vol. I, p. 286 sqq. 1069 Apol. I. 6: Εκενον τε (то есть Θεν), και τν παρ» αυτο Τν λθντα κα διδξαντα ημς τατα κα τν τν λλων επομνων κα εξομοιουμνων αγαθν αγγλων στρατν, Πνεμα τε τ προφητικν σεβμεθα κα προσκυνομεν. Этот отрывок объясняют по–разному. Возникают вопросы, не следует ли здесь воспринимать слово γγελος в более широком смысле, в котором Иустин часто его использует, даже применяя его ко Христу; не относится ли στρατν к σεβμεθα, а не к διδξαντα, и в таком случае его следует согласовывать с ημς или τατα, а не с Υν и Πνεμα. Есть также подозрение, что στρατν – это искаженное στρατηγν, характеризующее Христа как Предводителя ангельского воинства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Жертвовали и жители всей Азии, а ефесские женщины не жалели на храм даже своих украшений 1062 . Белоснежный мрамор, золото, серебро, коринфская медь, кедр, кипарис, черное дерево – вот материалы, из которых строился этот храм. Произведения лучших художников – Парразия, Апеллеса, Скопаса и других украшали его. Поэт Каллимах в своем гимне в честь Дианы говорит: „солнце никогда не увидит ничего прекраснее и величественнее твоего храма“ 1063 . Ефесяне справедливо гордились перед всеми этой постройкой. Центром этого языческого храма была статуя богини Дианы. По языческому преданию, она ниспала прямо с неба, Διοπετς A­ γαλμα 1064 . „Вся Азия и вселенная“, весь языческий мир считал ее величайшей святыней 1065 . Вследствие этого самый город Ефес считался священным городом всего языческого мира. Число поклонников ефесской богини достигало громадных размеров 1066 . Торжественные празднования в честь богини устраивались всей Азией. Когда совершались эти празднества 1067 , Ефес жил одной только религиозной жизнью. Да и в обыкновенное время ефесяне были ревностными служителями „великой богини Артемиды и Диопета“ 1068 . Культ Дианы проникал собою все стороны жизни ефесянина и наполнял ее далеко не хорошим содержанием. Кроме общих недостатков, свойственных каждой языческой религии, культ этой богини имел один особенный 1069 . Ночные факельные оргии с дикими танцами и музыкой были только религиозным покровом, под которым совершался самый гнусный разврат. Во время этих будто бы благочестивых оргий невинные теряли свою невинность, о взрослых нет нужды и говорить. Под покровом такого культа богатые, изнеженные ефесяне спокойно и свободно испивали чашу чувственных удовольствий до дна, совершенно не сознавая, что они не добро творят. Псевдо-Гераклит так возмущался ефесским культом, что не находил достаточно слов для порицания его. Описавши в ярких красках темные стороны культа Дианы, он говорит наконец: „возле таких-то вещей я и отучился смеяться; я одинок в городе; вы сделали его через ваши безобразия пустыней для меня“ 1070 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Митра есть, глаголешь, царьское священство. Но мы уже выше сих 1062  написали, яко священство боле есть царьства. Почто предваряеши царьством? Увеждь в вышеписанных, яко и царие предпочтоша священство паче царьства. Почто низводиши священство, горе седящее на Небеси? Не 1063  поминаеши ли хотящих обезчестити священство Дафана и Авирона, что случися тем. И паки Саул и Озия паче достояния своего поискавше, и еже имевше погубиша, но мы не едино, (л. 292) 1064  но три достоинства с преимителством имамы ныне, ибо Царьствие имамы восприяти и священницы бываем, приносяще в жертву телеса наша. Представите 1065 убо уды ваша жертву живу, благу и угодну Господеви, рече. И с сими и пророцы поставляемся, яже око не виде и ухо не слыша, сия откровенна суть нам. И 1066 инако же и царие бываем, аще восхощем обладати безместными помышленми, яко бо сицевый царьствует и наипаче, нежели иже диадимою обложеный. Уже сие сотворю ти явленно. Многи имать воинства онь, но имы паче сих множайшая имамы помышления. Несть бо счести неисчетное мыслей мно(л. 292 об.)жество 1067 , еже в нас. Не множество же токмо есть видети, но и многия во множестве сем помыслов, и воеводы, и чиноначалники, и десятоначалники, и стрелцы, и пращере. Что ли другое творит царя, ризы ли? Но мы лутчею и добрейшею обложени есмы одеждою, юже ни тля снедает, ниже время изнуряет. И венец имамы различный, иже славы, иже щедрот Божиих. Благослови 1068 , душе моя, Господа, венчающаго тя милостию и щедротами. И иже словы: Славою 1069  и честию венчал еси его. И благоволения, яко оружием благоволения венчал еси нас. И иже благодати, венец бо благодати (л. 293) 1070  приимеши о твоей главе. Видел ли еси многоплетеную и благообразнейшую митру, но обаче свыше тая, опаснее да истяжем о царьстем. Царя 1071  ли речеши, но ниже он безпечалное живет житие, но многих скорбей и попечений исполненое, не бо на диадиму да взираеши, но на вдаяние и попечение, им же ему венец мятеж раздает. Ниже на багряницу гляди, но на душю, паче оноя багряницы 1072  чернеющуюся. Не тако венец вяжет главу, якоже душю попечение. Ниже на оруженосцов множество да взираеши, но на печали множества. Ниже бо простую храмину обрести, толиких исполненую (л. 293 об.) 1073  попечений еликих царьския, смерти на всяк день ожидающии утех самых, и прежде трапезы кровь зрится проливаема. И прежде пития вместо пития крови наполняется и присно есть исполнен помост царьский кровьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Образованная часть современного поколения пассивно уже усвоила классическое Русское правописание. На волне культурного и духовного возрождения родилось движение за возрождение Русского языка, каким он был до пагубных реформ 1918 года. Однако, будучи противниками радикализма, сторонники этого движения рассчитывают не на моментальный скачок в прошлое, а на постепенное бережное возвращение традиций Русской письменности. Одним из плодов его деятельности явилась и состоявшаяся 13 Мая 1996 года встреча в Санкт-Петербурге в доме-музее А.С. Пушкина, что на Мойке, 12, ведущих филологов со многих городов России, где был предложен план возрождения норм Русского языка. Событие не осталось незамеченным Российской и зарубежной прессой. «Главным итогом конференции – отмечает Парижская газета эмигрантов третьей волны «Русская мысль» – стало подписание договора о совместной деятельности с некоторыми петербургскими издательствами, в котором предусмотрены различные направления работы, в том числе и изготовление шрифтов, компьютерных программ для обеспечения перевода современных текстов на старую орфографию, издание дореволюционных учебников, словарей, классической литературы и стихов, написанных авторами с использованием дореволюционных правил письма». 1069 Будут опубликованы и материалы конференции. 1055 Эта глава приводится в дореформенной русской орфографии. Слово «pyckiй» соответствует его написанию в словаре В. Даля. 1057 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отд. 1. 1918. 19. Ст.289. 1059 Собрание Декретов и постановлений по Союзу Коммун Северной Области. Вып. 1. Ч. I. П. 1919. С.288. 1060 Декреты и Декларации 2-го Всерос. Съезда советов раб., солд. и крестьянских деп. и Совета Народных Комиссаров. П. 1917. С.104. 1062 Сборник Декретов и постановлений по Союзу Коммун Северной Области. Вып. 1. Ч. I. П. 1919. С.288. 1063 Стилистическая, грамматическая, временные и интонационные особенности данного текста указывают на то, что оригинал приведённого отрывка был написан не на Русском языке. Этот текст – переводной. 1066 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительст-ва. Отд. 1. 1918. 74, ст.804. Читать далее Источник: История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1 (1917-1970)/Данилушкин М.Б. (ред.) - СПб.: Воскресение, 1997. — 1020 с. — ISBN 5-88335-019-4 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1054. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXXI о Святом Духе (Богословское 5), 32//P. 274: 4–5 Barbel; SC 250, p. 340: 5–6 Gallay; PG 36, 169 B. 1055. В ΓΠΣ отсылка чуть выше, к § 18, однако имеющаяся там цитата ничего не проясняет. По нашему мнению, здесь автор имеет в виду на самом делесочинения не Василия Великого, а Григория Нисского, в творениях которого (особенно в сочинении Против Евномия) много аналогичных высказываний. Наиболее близкое, однако, место см.: свт. Григорий Нисский. К Авлавию о том, что не три бога//Vol. III/1, p. 47: 24 – 48: 1 Muller; PG 45, 125 С. 1056. См.: Мф. 26, 65; Мк. 14, 63. 1057. Такое выражение и в самом деле имеется у свт. Григория Паламы в Триадах (II, 3, 18//ΓΠΣ 1, 554: 18), однако именование Христа Отцом неоднократно встречается в богословских и литургических раннехристианских и византийских текстах. Один из самых ранних примеров – свт. Мелитон Сардский. О Пасхе, 9: 58 Hall. Ср.: СДХА, 522 (пер.), 435–436 и 555 (коммент. по поводу возникавших в науке недоразумений в интерпретации этого места и соответствующая литература). 1058. Ср.: Ин. 13, 33. 34. 1059. Ин. 14, 18. 1060. Сущность и энергия. 1061. Ср.: Пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных именах, I, 5//Vol. 1, p. 116: 5–6 Such la; PG 3, 593 B. 1062. Ср.: Пс.-Василий Великий. Против Евномия, V//PG 29, 772 C. 1063. Ин. 4, 24. 1064. Пс.-Василий Великий. Против Евномия, V//PG 29, 733 C, ср.: свт. Василий Великий. О Святом Духе, XVIII, 45//SC 17, p. 194 – 195 Pruch e; PG 32, 152 A (Изд.) и краткую древнейшую версию его Литургии (PG 31, 1649 D) (Пер.). 1065. Ср., напр.: свт. Григорий Богослов. Слово XL на Святое Крещение, 6//SC 358, p. 208: 18–19 Moresch ini; PG 36, 365 A 12 (φς, παραδειχθεσα θετης π το ρους τος μαθητας). 1066. Среди творений прп. Максима Исповедника такой фразы нет. 1067. 1Тим. 4, 2. 1068. Тит. 1, 1. 1069. См.: Дан. 13. 1070. Ср.: Ин. 8, 44. 1071. Пс. 51, 3. 1072. Иуд. 13. 1073. Свт. Григорий Нисский. Против Евномия, II, 478//Vol. I, p. 365: 26–29 Jaeger; PG 45, 1069 D. В ΓΠΣ неправильная ссылка.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Сын и преемник Ярослава Мудрого, князь Изяслав (1054–1068, 1069–1073), для борьбы с половцами «через своего сына Мстислава призвал на помощь армянскую конницу (ок. 20 тыс.), прибывшую в страну касогов (черкесов)» из Армении . Несмотря на имевшую место критику , многими исследователями подтверждается подлинность грамоты 1062 г. (сохранившейся в переводе на латинский язык) князя Мстислава (сына Изяслава) «косогацким армянам», приглашающего их на службу и «свободно поселиться» в своем княжестве . К концу XI в. армянская колония Киева была уже настолько многочисленна, что получила разрешение построить на Подоле свою церковь . Помимо Киева и многие удельные князя приглашали армян, общины которых утвердились со временем во Львове, Луцке, Каменец-Подольске и других древнерусских городах , пользовались покровительством князей и благоприятными условиями для ведения торговли и ремесел, имели возможность свободно исповедовать свою веру и строить церкви . Следует отметить, что в этот период армяне (большинство из которых принадлежали непосредственно к Армянской Церкви) массово покидали Армению в основном по двум причинам: 1. В 1021 г. имп. Василий II совершил экспансию на армянский Васпуракан, переселил царя Сенекерима Арцрунида с войском и большой частью населения в Византию (Малую Армению), а в 1041 г. присоединил к Византии и Анийское царство Багратидов . 2. Нападение тюрок-сельджуков на Армению (а также на Византию и Грузию, где жило много армян), которые во время второго нашествия в 1064 г. завоевали и разрушили армянскую столицу Ани (в результате междоусобиц некоторые армянские князя отказались защищать город и покинули его вместе с войском и частью населения) . 2. Взаимоотношения армянской общины Киева с русским духовенством. Послание игумена Киево-Печерского монастыря прп. Феодосия князю Изяславу Ярославичу о вере (1069 г.) В «Житии» св. Феодосия Киево-Печерского, написанном прп. Нестором Летописцем в 80-х гг. XI в. содержатся сведения о полемике прп. Феодосия с евреями , а согласно одной из редакций в переложении И. Троицкого прп. Феодосий также «имел обычай весьма часто ходить в улицу, заселенную армянами, препирался с ними о вере во Христа, укорял и обличал их, называл отметниками и беззаконниками, желая потерпеть от них смерть за исповедание имени Христа» . По мнению К. В. Айвазяна, учитывая авторитет и влияние игумена Феодосия в Киеве и то, что полемика о вере с армянами могла быть для него такой опасной, можно говорить о большой общине армян национальной Армянской Церкви (а не только тех православных армян-«греков», прибывших на Русь во время князя Владимира и византийской царевны Анны), состоящей не только из строителей, купцов и ремесленников, но и хорошо вооруженных воинов .

http://bogoslov.ru/article/6192720

тем не менее продолжал оставаться непререкаемым авторитетом для братии, поскольку именно он принес на киевские горы благословение и аскетический опыт Св. горы. По благословению А. была построена Успенская ц. над большой пещерой, затем - кельи и ограда, по совету и благословению А. в 1062 г. или чуть ранее игуменом был избран прп. Феодосий. События 1068 г. (поражение рус. князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из столицы и вокняжение в ней полоцкого кн. Всеслава Брячиславича) привели к новому столкновению между А. и вернувшимся в мае 1069 г. Изяславом, причины к-рого не вполне ясны (Изяслав гневался на А. «за Всеслава»). Во всяком случае идущее от М. Д. Присёлкова представление о наличии в Печерском мон-ре своеобразных противоборствовавших «политических партий» («антониевской» - против Изяслава Ярославича и «феодосиевской» - против его брата черниговского, а затем киевского кн. Святослава ) надо признать упрощением. Так или иначе в 1069 г. А. был вынужден укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича, где стал основателем Болдинского пещерного мон-ря, в Киев вернулся, очевидно, только после марта 1073 г. с вокняжением там Святослава. Здесь он вскоре скончался, успев, кажется, принять участие в 1073 г. в закладке каменного Успенского собора мон-ря, место для к-рого было чудесным образом указано по молитвам святого. А. был погребен в своей пещере. В отличие от прп. Феодосия Печерского в отношении А. определенных сведений о времени его канонизации нет, письменная традиция не сохранила даже даты преставления А. Однако о почитании А. в Печерском мон-ре уже в посл. четв. XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его житие. Иконы А. и прп. Феодосия упоминаются в Патерике (слово 4), кроме того, на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (ок. 1288?) изображены предстоящие А. и прп. Феодосий. Первое твердое свидетельство церковного почитания А. вне Киево-Печерского мон-ря - посвящение А. и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Жёлтикове Успенском мон-ре Тверским еп.

http://pravenc.ru/text/115866.html

2) РГБ, ф. 304 I, 680 (л. 348 об. – 361). Минея четья на август, 60-е годы XVI в. Филигрань: Кораблик – Лихачев, 3353 (1561 г.). Вероятно, копия списка Унд., 232. 3) ГИМ, Воскресенское собр., 154б (л. 1062 об. – 1069). Воскресенский список Софийской II летописи, 50–60-е годы XVI в. Опубликован в составе ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 124–128. 4) РНБ, F.IV. 144 – Эттеров список Львовской летописи, 60-е годы XVI в. Опубликован в составе ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. СПб., 1910. С. 212– 217. Софийская II и Львовская летописи восходят к общему источнику – Своду 1518 г. 5) ГИМ, Синодальное собр., 808 (л. 1095–1110 об.) Милютинская минея на август, 1654 г. Копия списка Унд., 232 (!). Соловецкий вариант По сравнению с вариантом Ундольского отличается еще большим количеством искажений и пропусков, особенно чудовищен пропуск после слов «помянув послати по икону Пречистыя» (следующий текст начинается словами: «Благолюбивый же Кипреян митрополит Киевьский всея Руси, слышав таковую речь от господина своего»). Показательное чтение – «виждь, смири онаго варвара». 1) РНБ, Соловецкое собр., 804 914 (л. 476–484). Сборник 80-х годов XV в. Филигрань: Голова быка под стержнем с короной и 6-лепестковым цветком – типа: Пиккар, XV, 211 (1479, 1480 гг.). Хотя Второй вид извода А Повести о Темир-Аксаке наихудшим образом отражает текст Пахомиевской редакции, а Соловецкий вариант искажает его до неузнаваемости, тем не менее Соловецкий список был выбран как наиболее «образцовый» и опубликован в Памятниках литературы Древней Руси (XIV – середина XV века). М., 1981. С. 231–242 (естественно, с ошибками). Заголовок: «Месяца августа 26, на память святых мученик Андреяня и Натальи. Повесть полезна от древняго писания сложена, являющи преславнаго бывшаго чюдеси о иконе Пречистыя Богородица, еже нарицается Владимерьская, како приде от Владимеря в боголюбивыи град Москву, избави нас и град нашь от безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака». 2) БАН, 21.3.3 (л. 237–243). Сборник 20-х годов XVI в. 3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 652 (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В столь же большой нужде живут и деревенские пастухи 1061 , те наёмные ποιμνες μισϑωτο или γελριοι βον, о которых говорит Земледельческий Закон 1062 и жития Евфимия В. 1063 , Модеста Иерусалимского 1064 , Луки Столпника 1065 и Павла Латрского 1066 . Два последних источника сохранили интересные указания, что такими сельскими пастухами в М. Азии, которым поручались деревенские стада свиней, нередко бывали мальчики-сироты, и что нанимались пастухи за определённую денежную плату, к которой добавлялись харчи, получаемые с крестьян. Роль сельской общины, как самоуправляющего целого, особенно выступает в разного рода общеполезных работах, сообща предпринимаемых крестьянами. Так, в житии пр. Николая Сионита читаем, как по просьбе преподобного вся деревня, в числе 75 человек, выворачивает из земли огромный камень 1067 . В житии пр. Феодора Сикеота, столь ценном вообще для понимания сельской жизни, в самом центре М. Азии есть рассказы, как жители одной деревни около Гратианополя в Галатии, сообща нанимают мастеров для постройки каменного моста через поток 1068 , как крестьяне сообща устраивают водоём из древнегреческого саркофага 1069 , как, наконец, «деревенская община» (τ κοινν το χωρου) сообща убивает быка, и делит его мясо между своими сочленами, черта, воспроизводящая старинный сельский коммунизм ещё, м. б., эпохи Гомера 1070 . Теснота сельской жизни, постоянная общность интересов и работ связывали жителей деревень в одно солидарное целое. Жатва или сбор винограда сопровождались обще-деревенскими праздниками. Радостные случаи в жизни отдельных поселян разделялись всей общиной, и в житии пр. Саввы мы читаем, например, как два брата-крестьянина, в память своего чудесного исцеления, во время виноградной страды ежегодно устраивают πνδημον ορτν – общенародное торжество 1071 . Все стояли друг за друга. Нападали ли разбойники, весь посёлок бросался преследовать их 1072 , поднимали ли ночью лай собаки, столь многочисленный во всех византийских деревнях 1073 , и всё село выходило с ножами отбиваться от хищных зверей, подбиравшихся к скоту 1074 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010