И постави им игумена именем Варлама... – Β Житии Феодосия Печерского Нестора говорится, что Варлаам был поставлен игуменом монастыря при Изяславе Ярославиче, то есть после 1054 года. Варлаам был сыном боярина Иоанка. Β одно время с Варлаамом в монастыре был пострижен «каженик» (скопец) Ефрем, также знатного происхождения, близкий κ князю Изяславу Ярославичу человек. Эти пострижения вызвали такое недовольство Изяслава, что Антоний с частью монахов был вынужден на время покинуть монастырь, а Никон, постригавший Варлаама и Ефрема, – бежать в Тмутаракань. При игумене Варлааме произошло примирение монастыря с князем Изяславом, который подарил землю для монастырского строительства, был возведен деревянный Успенский собор, построены хозяйственные службы и монастырская «ограда». Β 1062 году Изяслав Ярославич основал Дмитровский монастырь и сделал его игуменом Варлаама (надеясь, что в делах религиозно-политического и культурного развития Руси княжеский монастырь станет авторитетнее Киево-Печерского). Β конце 60-х – начале 70-х годов Варлаам совершил два путешествия в Иерусалим и Константинополь. Возможно, что в первом «хождении по святым местам» его сопровождал «каженик» Ефрем, ο котором известно как об ушедшем в Царьград после основания Никоном монастыря в Тмутаракани (1061–1068). Одна из главных задач путешествия Варлаама – изучение греческих монастырских уставов. Как игумен Дмитровского монастыря, где постригались богатые и знатные люди, он, видимо, был недоволен строгим Студийским уставом, предполагавшим общежительство, обязательный физический труд, отказ от личной собственности. На обратном пути из Константинополя в Святогорском монастыре близ Владимира Волынского Варлаам «впаде в недуг лют» и скончался. Это произошло после смерти Антония Печерского (1073 г.) и до кончины Феодосия Печерского (1074 г.): в завещании он не упоминает Антония, а привезенные из Константинополя церковную утварь, книги и иконы просит передать Феодосию. Β XVII веке Варлаам был причислен κ местночтимым киевским святым (1643), было создано его Житие, входящее в состав печатных редакций Киево-Печерского патерика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1048), Льва IX (1049-1054) и Виктора II (1055-1057), началась церковная реформа, а также увеличилась территория П. о.: в 1051 г. под власть папы Римского Льва IX перешел г. Беневенто, жители к-рого изгнали местных князей (в 1055 княжество Беневенто восстановлено, его правители были вассалами папы Римского). Важным шагом к упорядочению процесса управления П. о. стало решение Собора 1059 г., проведенного папой Николаем II (1058-1061), об изменении процедуры избрания папы Римского, вслед. чего влияние рим. знати было ограничено. В том же году папа Николай II заключил Мельфийские соглашения с норманнскими правителями Юж. Италии, к-рые признали себя вассалами Папского престола и обязались защищать папские владения. В 1081 г. по соглашению между папой Римским Григорием VII (1073-1085) и Робертом Гвискаром, герцогом Апулии (1059-1085), граница между их владениями была установлена по р. Тронто (в дальнейшем стала границей между П. о. и Сицилийским королевством). Одна из главных сторонниц Григория VII и его преемников, маркгр. Матильда Тосканская († 1115), завещала Папскому престолу свои обширные поместья в Тоскане и долине р. По. Однако это решение оспорил император, борьба Римских понтификов за «земли графини Матильды» продолжалась ок. 100 лет. В период противостояния между империей и папством (с кон. XI по нач. XIII в.) императоры Свящ. Римской империи отказывались признавать частью П. о. территории бывш. Равеннского экзархата (Равенну, Эмилию, Анконскую марку), а также претендовали на феодальный сюзеренитет над Римом и Римским дукатом. С XI в. на территории П. о., как и в других регионах Сев. и Центр. Италии, началось т. н. коммунальное движение - борьба городских коммун за самоуправление. Оно затронуло и Рим, где в 1145-1155 гг. существовала республика во главе с проповедником Арнольдом Брешианским (ок. 1100-1155). Он выступал за лишение папы Римского светской власти при сохранении за ним верховенства над католической Церковью. Папский дворец в Авиньоне. Фотография. 2008 г.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

т. I, стр. 320–321. 1061 Великое Оглашение, ч. II, 25, М. К. В. δετερον, σ. 173. Творения, русск. пер. т. I, стр. 723. 1066 Migne P. Gr. t. VI. col. 429 (гл. 67). Ср. Преображенский, Сочинения святого Иустина Философа и мученика (Изд. 2-е, М. 1892) стр. 98–99. О выражении μχρις γχωρε и вообще о смысле данного места апологии Иустина см. Ф. Смирнова (Епископа Христофора), Богослужение христиан­ское со времени апостолов до четвертого века. Труды Киевск. Дух. Акад. 1875, II, 370–372 и прим. 1067 См. Ф. Смирнов, Богослужение апостольского времени. Труды Киевск. Дух. Акад. 1873, II, стр. 95–96. 1069 Ср. проф. Певницкий, Проповедь в первенствующей церкви христиан­ской. Труды Киевской Дух. Академии. 1875, II. стр. 665 и следующ. 1070 Apologeticus adversus gentes, c. 39. Migne P. L. t. I, col. 532. Ср. Тер­туллиан, Творения в русск. пер. (Киев 1910), т. 1, стр. 172. 1071 Относящиеся сюда исторические свидетельства см. у Bingami, Origines, XIV (Halae 1789), p. 88–90 и прим. Русское изложение их см. у Скабаллановича. Толк. Тип. I, стр. 188–190. 1072 Сведения о чтении неканонических ветхозаветных книг см. Bingami, Origines. XIV, p. 91–97 и Скабаллановича, Толк. Типик, I, 188–189. 1073 См. 24 (33) правило Карфагенского собора 397 г. и 36-е Иппонского 393 г. Правила св. поместных соборов с толкованиями. Изд. Общ. Люб. Дух. Просв. (М. 1881), стр. 455. 1074 Efraem Edessenae ecclesiae diaconus, multa Syro sermone composuir et ad tautam venit claritudinem, ut post lectionem Scripturarum publice in quibusdam ecclesiis ejus scripta recitentur. Hieronymus, Liber de viris inlustribus Gennadius, Liber de viris inlustribus, hggb. v. Richardson (Leipzig 1896). SS. 31. cap. 113. Der sogenannte Sophronius hggb. v. Gebhardt (Leipzig 1896) § 7. cap. 123. 1075 Apud quasdam Graeciae ecclesias etiam publice legitur... Liber de viris inlustribus, c. X Hieronymus, v. Richardson, S.S. 14. Sophronius, v. Gebhardt. S.S. 14 cp. 20. 1077 Исторические свидетельства об этом см. Bingami, Origines XIV p. 57–72; Luft, Liturgik В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В одном из чудес среди действующих лиц назван «Гвидон или Гальфрид, герцог Аквитанский и граф Пиктавийский», т. е. гр. Вильгельм VIII (1058-1086), упоминается об основанном им в 1069 г. монастыре Сен-Жан-де-Монтьернёф. Два текста датируются временем правления франц. кор. Филиппа I (1060-1108). В описаниях чудес И. представлен как «блаженный покровитель Аквитании», заступник праведных и противник тех, кто нарушают мир и законы. Согласно одному из 2 сохранившихся среди описаний чудес И. взаимосвязанных апокрифических сказаний (BHL, N 3893), папа Лев (вымышленное лицо) принял арианскую ересь и созвал всех епископов, в т. ч. И., на Собор. Зная о твердой приверженности И. правосл. вере, папа вступил с ним в спор, однако был посрамлен. И. обличил его еретичество, после чего земля разверзлась и поглотила папу, а епископы утвердились в правосл. вере. В др. сказании (BHL, N 3909) повествуется о Соборе в г. Тур, созванном папским легатом диак. Гильдебрандом (впосл. папа Григорий VII ) по указанию папы Александра II (1061-1073). Гильдебранд согласился занять место председателя с условием, что на нем будет митра И., в к-рой святой некогда посрамил «арианского папу Льва». Происхождение этих преданий остается неизвестным. Легенда об «арианском папе Льве», вероятно, более ранняя, имеет полемическую антипапскую направленность. Предания об И., связанные с песнопением «Поет гимн толпа братьев» (Hymnum dicat turba fratrum), содержатся в ирл. «Книге гимнов» (XI в.). В рукописной традиции (напр., ирл. Бангорский антифонарий, кон. VII в.) авторство гимна приписывалось И. В наст. время исследователи полагают, что текст был составлен в кон. VI в. в Ирландии ( Curran. 1984. P. 31-34) или в V в. в Пиктавии ( Stevenson. 1995. P. 99-100). В «Книге гимнов» приведены 2 версии его происхождения, возможно основанные на несохранившихся легендах, к-рые трудно вписать в общий контекст агиографической традиции И. Согласно первой, И. обедал в разбойничьем притоне на горе Гаргано (Юж. Италия); после благодарственной молитвы разбойники стали уменьшаться в росте.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Антоний – основатель Киево-Печерского монастыря, родился около 983 г. в г. Любеч. Совершил хождение в Константинополь, а затем на Афон, где жил в пещере близ монастыря Есфигмен. Здесь он был пострижен в монахи игуменом Феоктистом и в качестве миссионера направлен на Русь, где поселился в Варяжской пещере в Берестове около Киева. Возможно, мирское имя Антония – Антипа (в переводе с греческого – «вместо отца»); при пострижении назван Антонием в честь Антония Великого , основоположника отшельнической монашеской жизни. После смерти князя Владимира Святославича, в период междоусобной борьбы его сыновей за киевский стол, Антоний удалился на Афон, откуда по приказу игумена Феоктиста в 1028 г. вернулся в Киев и поселился в Иларионовой пещере на берегу Днепра. Вокруг Антония, прославившегося монашескими подвигами, собрались ученики и последователи, среди них – Никон Великий, Феодосий Печерский , Моисей Угрин и др. Они выкопали пещерную церковь , трапезную, общий подземный ход, поставили над пещерами деревянную Успенскую церковь . Так возник Киево-Печерский монастырь, сказание об основании которого читается в Повести временных лет под 1051 г. Известность и авторитет Антония были так велики, что вступивший в 1054 г. на киевский стол князь Изяслав Ярославич вместе с дружиной приходил к нему для благословения. В 1061 г. отношения Антония с киевским князем осложнились из-за пострижения в монастыре приближенных Изяслава – боярина Варлаама и евнуха Ефрема. Предпочитая отшельничество, Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился в Ближнюю, так называемую «Антониеву», пещеру. В 1062 г. князь Изяслав назначил Варлаама игуменом основанного им монастыря Святого Дмитрия, и Антоний по просьбе братии сделал новым игуменом Феодосия Печерского . В 1067 г. князья Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи, отправляясь в поход на половцев, просили у Антония благословения, и он предсказал им поражение, что произошло в битве на р. Альте. В конце 60-х годов Антоний был обвинен киевским князем в помощи Всеславу Полоцкому и удалился в Чернигов к Святославу Ярославичу, где жил в пещере на Болдиных Горах. Позднее по просьбе князя Изяслава он вернулся в Киев, в 1073 г. участвовал в закладке каменного Успенского собора. Антоний умер на девяностом году жизни и похоронен в Ближней пещере Киево-Печерского монастыря. Канонизацию святого Антония Печерского историки церкви относят к домакарьевскому периоду: ко второй четверти XII – первой четверти в. ( Е. Голубинский ), к концу – началу XV в. (В. Васильев). Житие Антония Печерского, не дошедшее до нас, – один из основных источников сведений по истории монастыря для авторов Киево-Печерского патерика.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

киевским митрополитом Иоанном Он участвовал в перенесении мощей Феодосия Печерского , в 1093 г. встречал в Киеве вступавшего на великокняжеский престол Святополка Изяславича. В 1095 г. этот князь построил около Киева город Святополч (Витичев) и переселил туда юрьевского епископа вместе с другими юрьевцами. Ефрем Переяславский был приближенным киевского князя Изяслава Ярославича, его домоправителем. В 1060/1061 г. Ефрем постригся в Киево-Печерском монастыре, чем вызвал гнев князя. По благословению Антония Печерского в начале 60-х годов Ефрем отправился в Константинополь, где жил в одном из монастырей. Здесь он списал и, видимо, перевел Устав Студийского монастыря, который послал Феодосию Печерскому в Киев. На Русь Ефрем вернулся, скорее всего, в начале 70-х годов и был рукоположен в митрополиты Переяславля (между 1073 и 1077 годами). При митрополите Ефреме в Переяславле возводится каменный кафедральный собор в честь архангела Михаила (1090), создаются надвратные церкви в честь Феодора и Андрея Первозванного; в конце XI в. в Суздале, находившемся под юрисдикцией переяславского митрополита, строится Дмитровская церковь . При князе Всеволоде Ярославиче переяславская митрополия была упразднена: в 1091 г. Ефрем упоминается как епископ. По свидетельству В.Н. Татищева, в 1095 г. Ефрем ездил в Константинополь; в 1096 г. участвовал в поставлении новгородского епископа Никиты и в этом же году скончался. Владимиро-суздальский епископ Симон, один из авторов Патерика, называл Ефрема в числе самых знаменитых постриженников Киево-Печерского монастыря. При митрополите Петре Могиле Ефрем был причислен к местночтимым киевским святым, было создано Житие Ефрема, которое с XVII в. входит в состав печатных редакций Патерика. Нифонт Новгородский принял постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее (1124–1131). В 1130 г. он был посвящен в новгородские епископы киевским митрополитом Михаилом. Выполнял миссию посредника в примирении киевлян с черниговцами (1135), новгородцев с суздальцами (1148).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Житии Феодосия Печерского , созданном Нестором, говорится, что Варлаам был поставлен игуменом монастыря при Изяславе Ярославиче, то есть после 1054 г. Варлаам был сыном боярина Иоанна. В одно время с Варлаамом в монастыре был пострижен «каженик» (скопец) Ефрем, также знатного происхождения, близкий к князю Изяславу Ярославичу человек. Эти пострижения вызвали такое недовольство Изяслава, что Антоний с частью монахов был вынужден на время покинуть монастырь, а Никон, постригавший Варлаама и Ефрема, – бежать в Тмуторокань. Подробно эти события описаны в Житии Феодосия Печерского . При игумене Варлааме произошло примирение монастыря с князем Изяславом, который подарил землю для монастырского строительства, был возведен деревянный Успенский собор, по строены хозяйственные службы и монастырская «ограда». В 1062 г. Изяслав Ярославич основал Дмитровский монастырь и сделал его игуменом Варлаама (надеясь, что в делах религиозно-политического и культурного развития Руси княжеский монастырь станет авторитетнее Киево-Печерского). В конце 60-х – начале 70-х годов Варлаам совершил два путешествия в Иерусалим и Константинополь. Возможно, что в первом «хождении по святым местам» его сопровождал Ефрем, о котором известно как об ушедшем в Царьград после основания Никоном монастыря в Тмуторокани (1061–1068). Одна из главных задач путешествия Варлаама – изучение греческих монастырских уставов. Как игумен Дмитровского монастыря, где постригались богатые и знатные люди, он, видимо, был недоволен строгим Студийским уставом, предполагавшим общежительство, обязательный физический труд, отказ от личной собственности. На обратном пути из Константинополя в Святогорском монастыре близ Владимира-Волынского Варлаам «впаде в недуг лют» и скончался. Это произошло между 1073 г., когда умер Антоний Печерский, и 1074 г., когда скончался Феодосий Печерский : в завещании он не упоминает Антония, а привезенные из Константинополя церковную утварь, книги и иконы просит передать Феодосию. В XVII в. Варлаам был причислен к местночтимым киевским святым (1643), было создано Житие Варлаама, входящее в состав печатных редакций Патерика. По изложенной в Житии Варлаама генеалогической легенде, он происходил из новгородских бояр, был прямым потомком дяди Владимира I Святославича Добрыни. Прадедом Варлаама считается новгородский посадник Остромир, заказчик одной из древнейших русских датированных рукописей – Остромирова Евангелия. Дед Вышата был воеводой, и его рассказы включены в Начальный летописный свод. Отец, боярин Ян Вышатич, занимал высокое положение при дворе киевского князя Изяслава Ярославича. Скорее всего, эта легенда была создана с целью возвысить житийного героя и упрочить авторитет Киево-Печерской лавры как общерусского религиозно-политического и культурного центра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

рукоположен с 02.03.1860 по 09.11.1866 епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии Пётр (Екатериновский), епископ бывший епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии с 09.11.1866 по 03.07.1867 на покое епископ Уфимский и Мензелинский с 04.04.1869 Дионисий (Хитров), епископ рукоположен с 09.02.1868 по 12.01.1870 епископ Якутский и Вилюйский; 08.09.1896 4 ноября 1869 года преобразована в самостоятельную епархию. Киевская 19 Киевская Имена Сведения Михаил I, митрополит, свт. управлял 30.09.992 Леонтий (Леон, Лев, Леонт), митрополит управлял 1007 (1008) Иоанн I, митрополит управлял с 1008 или с 1019 Киевская и всея Руси В 1299 году кафедра перенесена во Владимир-на-Клязьме и в 1325 году в Москву Имена Сведения Феопемпт, митрополит рукоположен с 1035 упоминается в 1038, 1039 Кирилл I, митрополит упоминается в 1050 (с 1039 по 1051, вероятно) неизвестно Иларион, митрополит, свт. рукоположен с 1051 до 1054 на покое; 1067 Ефрем, митрополит упоминается неизвестно (вероятно, после 04.11.1061) Георгий, митрополит управлял с 1062 (1067), упоминается в 1072, 1073 1079 (1077) Иоанн II, митрополит управлял до 1077 (1080) 31.08.1089 Иоанн III, митрополит возведён Ефрем, митрополит прп., бывший епископ Переяславский, возведён с 1092 по 1097 предположительно, был на Киевской кафедре или на него были возложены функции первосвятителя; 1098 Николай, митрополит упоминается с 1097 по 1102 отозван в Грецию; 1104 Никифор, I митрополит настолование с 18.12.1104 в Киеве с 06.12.1104 январь (апрель) 1121 Никита, митрополит настолование с 15.10.1122 19.05 (9.03).1126 Михаил II, митрополит рукоположен с 1129 (1127) по 1145 удалился в Грецию; 1145 Климент (Смолятич), митрополит поставлен, признан не во всех епархиях с 27.06.1147 по 20.03.1155 был изгнан из Киева; после 1164 Константин I, митрополит, блж. рукоположен (не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях) в 1155 в Киеве с конца 1156 05.06.1159 Феодор, митрополит поставлен с августа 1161 22.08.1163 Иоанн IV, митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1027 Главы о знании I,19. 1028 II/8,2. 1029 I/80 (394)=B40 (304). 1030 I/18 (76)=B27 (201). 1031 Главы о знании III,46. 1032 Исаак пользуется терминологией Евагрия. 1033 Ср. 1 Кор. 7:31. 1034 Т. е. мира сего. 1035 Главы о знании III,9. 1036 II/10,20. 1037 I/66 (346)=B12 (123). 1038 Ср. Ин. 14:2. 1039 I/58 (311)=B6 (86—87). 1040 В Царстве Небесном. 1041 Мф. 25:31—33. 1042 I/58 (311—312)=B6 (88). 1043 1 Кор. 2:9. 1044 Ин. 6:33. 1045 I/83 (397)=B43 (316—317). 1046 I/18 (76)=B27 (201—202). 1047 B26 (189). Т. е. не на то, что его естество было изначально порочным. 1048 1 Кор. 15:55. 1049 1 Кор. 15:28. 1050 Ср. 1 Кор.15:53—55. 1051 I/91 (431—432)=B50 (358—359). 1052 См. цитату в Главе I. 1053 II/39,2. 1054 II/39,2. 1055 II/39,3. 1056 Букв. «дом Адама». 1057 II/39,4. 1058 Фрагменты на Книгу Бытия (PG 66,637). 1059 II/39,5. 1060 II/39,6. 1061 Феодор Мопсуестийский. Против говорящих, что грех свойственен природе. 1062 Диодор Тарсийский. О Промысле 5—6. 1063 Мнения Феодора и Диодора. 1064 II/39,14. 1065 II/39,15—16. 1066 II/39,17. 1067 II/39,20. 1068 II/39,21—22. 1069 II/40,1. 1070 II/40,4. 1071 Т. е. геенна. 1072 II/40,5. 1073 Геенна. 1074 II/40,7. Ср. Лк. 15:7; 10. 1075 II/40,8—11. 1076 Ср. Лк. 18:14. 1077 Ср. Мр. 12:42—43. 1078 Т.е. разбойником. Ср. Лк. 23:40—43. 1079 II/40,12. 1080 II/40,13—14. 1081 II/41,1. 1082 Ср. О началах 3,5,3. 1083 Характерна формулировка Константинопольского Собора 543 г.: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис…» См. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 188. 1084 1 Тим. 2:4. 1085 1 Кор. 15:28. 1086 Напротив, VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Папа просил Тамислава обучать детей, предназначаемых к духовному званию 178 ; думаем, что Гинцель прав, когда видит в этом доказательство, что славянские священники пренебрегали изучением латинского языка 179 . Оба приведенные выше письма папы Иоанна Х без пометки. Гиндель относит их к 925 году, не указывая причин. Яффе назначает время от 914 до 928 г. то-есть, все время папствования Иоанна Х . Оба письма писаны в одно время: мы видели, что в первом письме, к архиепископу Спалатрскому, упомянуто о посылке двух легатов; тоже встречаем и во втором: папа увещевает держаться латинского языка и внять наставлениям Иоанна епископа Анвонского и Льва епископа Пренестинского 180 . Очень вероятно, что те два папских легата привезли с собою из Рима оба папских послания. Время написания обоих документов ограничивается четырьмя годами, 923–926, по упоминаемым в документах лицам, что составляет единственную точку опоры в данном случае. XX. Canon X Concilii nationalis Spalatensis c. a. 925 habiti. Вышеназванные папские легаты, Иоанн и Лев, посланные для устройства Спалатрской церкви, председательствовали на местном соборе 181 , из постановлений которого для нас особенно важна десятая статья. Этою десятою статьей постановлялось: богослужение должно совершаться на латинском языке и знающий только славянский язык не может быть возведен в какой-либо священнический сан. Даже католик Гинцель должен был признать такое постановление слишком суровым 182 ; но он оправдывает его общим законом католической церкви, признающей знание латинского языка необходимым условием для посвящения в высшие церковные чины, начиная с субдьякона 183 . Такое постановление теряет свою силу для тех церковных провинций, в которых богослужение совершается не на латинском языке. Как бы то ни было, десятый канон Спалатрского синода вызвал протест со стороны славянского духовенства, которое писало папе резкую жалобу и Иоанн X должен был приостановить исполнение этого канона 184 . И лишь спустя полтораста лет, при папе Александре II (1061 –1073), провинциальный собор в Спалатро восстановил десятый канон собора 925 года 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010