В последующее время завоевания норманнов продолжались. Гюискард скоро отнял у Византии все её италийские владения. К 1068 году оставался во власти греков только один приморский город Бар; но скоро, и он должен был войти в круг норманнских владений. После двухлетней осады Роберт, при содействии своего брата Рожера, взял его в 1070 году 65 . Как скоро норманны подчиняли своей власти греческие владения в Италии, также скоро и папы распространяли свою власть над италийскими церквами. Едва только норманны успевали завладеть тем или другим городом, папы тотчас же низвергали греческих епископов и поставляли своих 66 . Особенной ревностью в распространении своей власти отличался папа Григорий VII и во время своего папства (1073–1086), и до вступления на папский престол, когда он был правой рукою Александра II (1061–1073). Благодаря неутомимой энергии Гильдебранда в распространении власти римского первосвященника, к 1088 году, к году вступления на папский престол Урбана II, уже во всех прежде греческих городах Италии место греческой иерархии заняла латинская; почти везде введено богослужение на латинском языке. Следовательно, власть константинопольского патриарха пала. Остатки греческой церкви в это время, при папе Урбане II и его преемниках, существовали только в ограниченном меньшинстве некоторых апулийских монастырей, где во всей чистоте сохранялись православные верования и православное греческое богослужение 67 . С полной вероятностью можно предположить, что монастыри эти подчинялись константинопольскому патриарху и имели с ним оживленные сношения при всякого рода возникающих недоразумениях в трудную эпоху неравной борьбы православия с католицизмом. В заключение сказанного о подчинении апулийских церквей Римскому первосвященнику к году перенесения мощей святителя Николая мы не можем оставить без внимания и не упомянуть о том древне-историческом памятнике, сохранившемся до нашего времени, на основании которого некоторые писатели-историки утверждают, что будто еще в XII веке, а тем более в XI, в Апулии существовало довольно немалое количество епископий, на которые константинопольский патриарх поставлял своих епископов. Писатель XII века (1143 г.) – сицилийский монах Нил Доксопатрий, в своем описании пяти патриарших округов говорит о некоторых апулийских епископиях, что они были подчинены константинопольскому патриарху 68 . Если даже закрыть глаза для всех других исторических памятников, о которых мы только что говорили, и всю силу авторитета придавать известию Нила; то и в таком случае нет данных утверждать, что некоторые епископии в Апулии были подчинены греческому патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 90-х гг. XX в. шел стремительный рост числа баптистских общин. В 2013 г. насчитывалось 68 зарегистрированных общин Всеукр. совета баптистов в Киеве и 160 общин в Киевской обл. Кроме того, в Киеве действовало 5 общин инициативников , 25 общин др. орг-ций баптистов, евангельские христиане имели 80 общин в Киеве и 45 общин в Киевской обл., пятидесятники - 22 общины в Киеве и 51 в области, адвентисты - 20 общин в Киеве и 52 в области, иеговисты - 50 общин в Киеве и 17 в области, последователи «Церкви полного евангелия» - 50 орг-ций в Киеве и 57 в области. Лит.: Biльxobuй Ю. В. Noлimuka Радянськоï держави щодо протестантських церков в Ykpaïhi (сер. 40 - 70-х рр. ХХ ст.): АКД. Полтава, 2002. Архиереи Митрополиты Киевские (и всея Руси) в юрисдикции Константинопольского Патриархата свт. Михаил (кон X - нач. XI в.?), Леонт (Леонтий; кон. X - нач. XI в.?), Феофилакт (кон. X в.?), Иоанн I (после 1039 - не позднее 1051 или не позднее 1018 - до 1039), Феопемпт (ок. 1039 - не позднее 1051), Кирилл (?), свт. Иларион (1051 - ок. 1054/55), Ефрем I (1054/55-1061/62), Георгий (ок. 1062 - после 1073), свт. Иоанн II (между 1073-1077/8), Иоанн III (1089-1091), Николай (ок. 1093 - ранее 1104), Никифор I (1104-1121), Никита (1122-1126), Михаил II(I) (1130-1145), Климент (Клим Смолятич, 1147-1155; не признан К-польской Патриархией), свт. Константин I (1155/56-1158/59), Феодор (1160/61-1163), Иоанн IV (1163/64-1166), Константин II (1167-1169/70; начиная с Константина II Киевские митрополиты имели в титуле слова «всея Руси»), Михаил II(III) (не позднее 1171 - не позднее 1182), Никифор II (1182 - не ранее 1199), Матфей (не ранее 1201-1220), Кирилл I(II) (1224-1233), Иосиф (1237 - не ранее 1240), свт. Кирилл II(III) (ок. 1246-1280), свт. Максим (1283-1305), свт. Петр (1308-1326), свт. Феогност (1328-1353), свт. Алексий (1354-1378), Митяй (Михаил) (1378-1380; наречен, не поставлен К-польским патриархом), свт. Киприан (1375-1378, 1381-1382, 1389-1406), Пимен (1380, 1382-1389), свт. Дионисий (1384-1385), свт.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Конечно, трудно обвинить одного Михаила Керуллария в этом расколе, поведение папы Льва IX также выглядит далеко не безупречным. Но в действительности он лишь повторял слова Римских епископов времен Вселенских Соборов. А те нисколько не сомневались в своем примате над всеми остальными патриархами, напоминая о заслугах Римской Церкви в деле защиты Православия. Но, как справедливо отмечают, объективно папа, живущий в XI веке, не имел никакого морального права говорить языком св. Льва Великого , св. Григория Великого , Целестина , Адриана и Агафона. «Типовой» папа тех времен, о котором говорили, что в Риме властвует не апостол Петр, а Симон Волхв, игрушка, мятущаяся в течение двух столетий в руках различных политических партий. Вечно озабоченный поисками союзников и покровителей, морально падший и совершивший множество преступлений, такой понтифик не мог быть в глазах константинопольцев главой Кафолической Церкви и высшим авторитетом, каким являлись его великие предшественники. Однако и позиция Константинопольского патриарха, ничуть не отличающаяся от римских «нот», полагавшего себя первым патриархом, управляющим всеми остальными епископами Востока, ничем не лучше. Небезынтересно отметить, что в течение всей переписки с Римом и июльских событий 1054 г. Керулларий даже не счел нужным снестись с Иерусалимским и Александрийским патриархами и узнать их мнение. Да и Петру Антиохийскому он давал лишь поручения, мало задумываясь над его словами и позицией 878 . Теперь, освободившись, как казалось Керулларию, путем войны от Рима, он мог с полным основанием говорить о себе, как церковном главе Востока – чего, собственно говоря, и добивался все эти годы. Вслед за этим, как мы вскоре увидим, началась борьба с собственным императором, приведшая Византию к глубочайшему политическому и духовному кризису. Раскол произошел, и каждый из противников думал, что победил. Правда, в последующие годы еще встречались сильные и мудрые фигуры, пытавшиеся возобновить отношения между Западом и Востоком. Хотя папа Виктор II и согласился с легатами своего предшественника, но он, тем не менее, направил в 1055 г. Барийского архиепископа Николая в Константинополь вместе с Аргиром. Вслед за тем папа Стефан X (1057–1058) также посылал своих легатов в византийскую столицу, но понтифик умер, и посольство рассыпалось. В 1071 и 1073 гг. папа Александр II (1061–1073) дважды пытался возобновить переговоры с императором, но также безуспешно 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Бенедикт X, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († после 1073, мирское имя - Иоанн Минций), антипапа (5 апр. 1058 - янв. 1059). Будучи кардиналом-епископом Веллетри, сразу же после смерти папы Римского Стефана IX был избран папой при поддержке знати Рима и Кампании во главе с Григорием, гр. Тускуланским, и Герардом из Галерии, в то время как рим. духовенство, согласно предсмертному распоряжению Стефана, отложило избрание нового папы до возвращения из Германии Гильдебранда (буд. Григорий VII ). Кардиналы, сторонники реформ, не признали избрания Б., предав его анафеме. В связи с тем, что Петр Дамиани , к-рый как кардинал-епископ Остии имел право посвящать рим. понтификов, отказался провести церемонию, Б. был посвящен не по правилам. Тем не менее, пока сторонники реформ во главе с Гильдебрандом собирали силы, Б. провел на папском престоле более 9 месяцев. Лишь в дек. 1058 г. в Сиене при содействии Гильдебранда папой был избран Николай II . В нач. янв. 1059 г. Николай созвал Собор в Сутри, где при участии имперского канцлера Гвиберта Пармского и герц. Готфрида II Лотарингского, поддерживавших Гильдебранда, Б. был отлучен от Церкви как узурпатор папского престола и клятвопреступник (за нарушение обещания, данного умирающему Стефану IX) и низложен. Когда в янв. 1059 г. Николай II с помощью герц. Готфрида II Лотарингского овладел Римом, Б. укрылся в замке Герарда в Галерии. Чтобы сломить сопротивление Б. и его вооруженных союзников, папа Николай II уполномочил Гильдебранда вступить в переговоры с норманнскими правителями Юж. Италии. В обмен на признание гр. Ричарда Аверского государем Капуи норманнские войска выступили против сторонников Б. в Кампании. Осенью 1059 г. после осады Галерии, длившейся ок. года, они вынудили Герарда капитулировать. Б. вынужден был отказаться от притязаний на папский престол. В 1060 г. на Латеранском Соборе состоялся публичный суд над Б., обвинителем на к-ром выступил Гильдебранд. Несмотря на заявление Б., что папство было ему навязано, он был признан виновным и с почетом низложен и жил в заключении в госпитале св. Агнессы в Риме. Григорий VII (Гильдебранд) похоронил Б. в ц. св. Агнессы (Сант-Аньезе фуори ле Мура). Ист.: LP. Vol. 2. P. 279, 334-335; Jaff é. RPR. Vol. 1. N 1058-1060. Лит.: Seppelt. Geschichte. Bd. 3. S. 36ff.; Zimmermann H. Papstabsetzungen des Mittelalters. Graz, 1968. S. 139-147; Schmidt T. Alexander II. (1061-1073) und die römische Reformgruppe seiner Zeit. Stuttg., 1977. S. 72-80. Н. Д. Прокофьева Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/78044.html

знати и жителей Рима. Гильдебранд, ставший при Александре II кардиналом-перводиаконом и папским канцлером, а затем и кардиналом-камерленго Римской Церкви, обладал решающим влиянием в курии; к нему же перешла главная роль и в разработке идеологии реформы (кард. Гумберт ум. в 1061, а Петр Дамиани вернулся к отшельнической жизни). Большинство решений, принятых во время понтификата Александра II, в той или иной степени связаны с деятельностью Гильдебранда. 22 апр. 1073 г., на следующий день после смерти папы Александра II, присутствовавший во время папских похорон в Латеранской базилике народ начал восклицать: «Хотим папой Гильдебранда!» Несмотря на нарушение декрета 1059 г. о выборах папы, в тот же день выбор рим. духовенства и народа получил формальное утверждение на состоявшемся в ц. св. Петра (Сан-Пьетро ин Винколи) собрании кардиналов; Гильдебранд был провозглашен папой с принятием имени Григорий VII. Учитывая номинальное право императора на участие в папских выборах, Г. отсрочил церемонию интронизации до получения санкции от кор. Генриха IV. Нем. епископы, опасавшиеся реформаторской деятельности Г., советовали королю не соглашаться с признанием его папой, однако Генрих IV утвердил состоявшиеся выборы. 22 мая того же года Г. был рукоположен во пресвитера, 30 июня - во епископа, и в тот же день состоялась его папская интронизация. В 1073 г. Г. попытался нормализовать отношения с К-польским Патриархатом и преодолеть состоявшееся в 1054 г. разделение Церквей , для чего направил в Византию посольство во главе с Венецианским патриархом Домиником, а в Риме принял послов визант. императора монахов Фому и Николая. Однако прошедшие переговоры оказались безрезультатными, в т. ч. по причине послания Г. к визант. имп. Михаилу VII Дуке , в к-ром папа отстаивал идею о подчинении Римскому престолу К-польского Патриархата. В период понтификата Г. пытался осуществить программу утверждения универсальной, вселенской власти папы. Политической целью Г. стало претворение в жизнь теократического идеала, осуществление идеи Града Божия - создания такой христ.

http://pravenc.ru/text/166757.html

На протяжении 60-х гг. XI в. началось постепенное охлаждение отношений П. Д. с Александром II и Хильдебрандом, тем не менее он продолжал исполнять важные дипломатические поручения как папский легат, в т. ч. и после того, как отказался от епископской кафедры Остии и вернулся в Фонте-Авеллана (ок. 1066). В 1063 г. посетил Клюни в связи с попытками Дрогона, еп. Маконского, взять мон-рь под свой контроль и на Соборе в Шалоне (16-17 авг. 1063) подтвердил все привилегии аббатства, включая иммунитет от местных светских и духовных властей. Обстоятельства посещения П. Д. Клюни известны благодаря соч. «О поездке в Галлию господина Петра Дамиани и о его путешествии за горы» (De Gallica profectione domni Petri Damiani et eius ultramontano itinere), написанному одним из его спутников (возможно, Иоанном из Лоди). По просьбе аббата Клюни св. Гуго (1049-1109) П. Д. в Сувиньи совершил открытие мощей св. Одилона и начал писать его Житие (завершено уже после возвращения в Италию). В этот период П. Д. неск. раз посетил монастырь Монте-Кассино (в 1064, 1071 и, вероятно, ок. 1066), состоял в переписке с аббатом Дезидерием (кардинал с 1059, папа Римский Виктор III в 1086-1087) и местными монахами ( Howe. 1997). Весной 1067 г. по поручению папы Римского П. Д. посетил Флоренцию, защитив еп. Петра Меццабарбу (между 1061 и 1064-1068), к-рого обвиняли в симонии монахи-валломброзиане. Несмотря на это, в июле следующего года еп. Петр Меццабарба все же вынужден был уйти с кафедры и удалиться в монастырь Помпоза. В 1069 г. П. Д. отправился в Германию и на Соборе во Франкфурте смог предотвратить развод короля (в 1084-1105 императора) Генриха IV с его 1-й женой Бертой Савойской (Lamberti Annales//MGH. SS. T. 5. P. 174-175). В 1072 или в нач. 1073 г. как папский легат П. Д. посетил Равенну, чтобы добиться снятия интердикта и воссоединения местной Церкви с Римом после смерти архиеп. Генриха (1052-1072), сторонника антипапы Гонория II. На обратном пути из Равенны (вероятно, не в Фонте-Авеллана, а в еремиторий Гамонья) он заболел в мон-ре Санта-Мария-фуори-ла-Порта близ Фаэнцы и 8 дней спустя скончался (в ночь на 22 февр.). На основании сообщений нем. хронистов кон. XI в. Бертольда из Райхенау и Бернольда Констанцского смерть П. Д. традиционно датируется 1072 г., но более вероятно, что она произошла в 1073 г. Ошибка хронистов могла быть вызвана тем, что в их общем источнике использовался календарь, в к-ром год начинался не с 1 янв., а с праздника Благовещения, 25 марта ( Howe. 2010). Мощи и почитание

http://pravenc.ru/text/2580384.html

Другой национальный спалатский собор 1059–1960 г. вновь постановил, чтобы славянское наречие было изгнано из богослужения, и чтобы славяне не могли быть допускаемы к священству 1685 . Александр (1061–1073) утвердил эти определения и запретил славянам, не изучившим предварительно латинского языка, принимать священство 1686 . Наконец Григорий VII в письме к богемскому князю Вратиславу называл дерзкими тех, которые требовали литургии на славянскому языке, и уверял, что совершенно не в его власти дать такое разрешение 1687 . Враждебное отношение пап к славянскому богослуже- —140— нию не ограничилось декретами. Архидиакон Фома в своей Historia Salonimana рассказывает, что после спалатского собора 1059 года было воздвигнуто настоящее гонение на славянских священников. Им запрещено было священно служение, а их церкви были насильственно закрыты 1688 . Но, как всегда, бывает в подобных случаях, преследование еще более воспламенило любовь славян к их богослужебному языку. Бенусси говорит, что „папские запрещения остались мертвой буквой вследствие пассивного сопротивления тех, которые должны были бы быть первыми в исполнении их, а также вследствие партийности и невежества деревенского духовенства 1689 . Не ошибаются те, которые, как Гётц, утверждают, что славянская литургия есть произведение свободного порыва, личное, собственное дело славянского апостола Мефодия 1690 . Несмотря на противодействие и враждебность Рима, славяне не отказывались от своего национального и вместе с тем религиозного наследия и через столетие после смерти Александра II, другой Александр, третий (1159–1181) в 1177 г., при своем торжественном въезде в Зару, были встречен звучными славянскими гимнами, воспеваемыми несметной толпой народа 1691 . Таким образом документы IX–XI веков показывают, что в это время славянский обряд в епархиях Далмации и Кроации существовал, но признание этого факта не дает еще права заключить, что римская церковь его узаконила раз навсегда. В сознании римских первосвященников допущение славянского богослужения было только временной мерой, которую следует отменить, как только исчезнет опасность отпадения неофитов и их присоединения к византийской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1047 Слова Аввы Иоанна, игумена монастыря на горе Елеонской. Pratum Spirituale, c. CLXXXVII, col. 217CD. 1058 Ср. проф. П. П. Пономарев. Догматические основы христианского аскетизма, стр. 79. Проф. А. И. Гренков. Первоначальное происхождение науки о христ. нравоуч. Прав. Собесед. 1875. Апрель, стр. 365. 1059 Она обозначается в аскетической письменности термином ψυχαγωγι’α. Нил C. Epist. Lib. III, 33. T. LXXIX, col. 389A. 1061 Евагрий П. De octo vitiosis cogitationibus, c. III, col. 1272B. c. VII, coL 1273. c IX, col. 1276A. Cp. Марк П. De baptism. T. LXV, cob Ю16Я. Нил Синайский. Epist. III, 143, col. 149. Василий B. Const. Monast. c. XVII, I, col. 1380; Historia Lausiaca, c. XXIX. T. XXXIV, col. 1084B. Макарий E. H. Vi, c.III, col. Ефрем С. Т. III, p. 37A. 1070 Замечание о неудобстве заменить этот именно термин другим. каким-либо русским словом, с ним синонимическим, см. у В. С. Соловьева «Оправдание добра». 2-е, изд. Москва. 1899, стр. 110 (примеч). Этот термин нередко употребляется и преосв. Феофаном. См., напр., Начерт., стр. 54, 269, 280; Толков. Ефес. ( Еф.3:17 ), стр. 214 и др. 1071 Куртц весьма удачно характеризует грех с его внутренней стороны, как «стремление человека сделаться богом без Бога» (ohne Gott sein zu wollen, wie Gott). Geschichte des Alten Bundes von Joh. Heinr. Kurz. 1 Band. Berlin. 1848. S. 38. 1072 Cp. Исаак C. Λ. LXXII, σ. 416. Григорий H. Contra Eunomium. L. II. T. XLV, col. 545B. Ср. Д. И. Введенский. Учение Ветхого Завета о грехе, стр. 34. 1073 Учение о религиозной автономии, как исходном пункте и основе греха, согласно раскрывается как восточными, так и западными свв. отцами церкви. По словам, напр., препод. Макария Е., «в грехопадении человек умер для Бога, живет же собственным своим естеством» ( τ δει’α φυ’σει) Hom. XII, c. 2.Т. XXXIV col. 557B. Cp. H. V, c. IX, col. 504CD. По учению Бл. Аегустина, в основе падения первых людей лежала «злая воля» (mala voluntas), поставившая «началом» своей деятелыюсти «стремление к превратному возвышению» (perversae celsitudinis appetitus). А это последнее состоит в том, что «душа, оставив начало, к которому должна прилепляться, некоторым образом делается и бывает таким началом сама для себя (deserto eo cui debet animus inhaerere principio, sibi quodammodo fieri atque esse principium), это уклонение от Бога – добровольное (spontaneus). De civ. Dei lib. XIV, c. XII, n L. T. XLI, col. 420; cp. ibid., col. 421. Между тем, «человек живет по истине» (secundum veritatem) только тогда, когда «он живет не сам по себе, а по Богу» (secundum Deum). Он и правым сотворен под тем условием чтобы жил не по себе самому, а по Тому, Кем сотворен, т. е. исполнял более Его волю, чем свою собственную (homo ita factus est rectus, ut non secundum se ipsum, sed secundum eum, a quo factus est viveret; id est, illius potius, quam suam faceret voluntatem), ibid., c. IV, n. I, col. 407.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

В столь же большой нужде живут и деревенские пастухи 1061 , те наёмные ποιμνες μισϑωτο или γελριοι βον, о которых говорит Земледельческий Закон 1062 и жития Евфимия В. 1063 , Модеста Иерусалимского 1064 , Луки Столпника 1065 и Павла Латрского 1066 . Два последних источника сохранили интересные указания, что такими сельскими пастухами в М. Азии, которым поручались деревенские стада свиней, нередко бывали мальчики-сироты, и что нанимались пастухи за определённую денежную плату, к которой добавлялись харчи, получаемые с крестьян. Роль сельской общины, как самоуправляющего целого, особенно выступает в разного рода общеполезных работах, сообща предпринимаемых крестьянами. Так, в житии пр. Николая Сионита читаем, как по просьбе преподобного вся деревня, в числе 75 человек, выворачивает из земли огромный камень 1067 . В житии пр. Феодора Сикеота, столь ценном вообще для понимания сельской жизни, в самом центре М. Азии есть рассказы, как жители одной деревни около Гратианополя в Галатии, сообща нанимают мастеров для постройки каменного моста через поток 1068 , как крестьяне сообща устраивают водоём из древнегреческого саркофага 1069 , как, наконец, «деревенская община» (τ κοινν το χωρου) сообща убивает быка, и делит его мясо между своими сочленами, черта, воспроизводящая старинный сельский коммунизм ещё, м. б., эпохи Гомера 1070 . Теснота сельской жизни, постоянная общность интересов и работ связывали жителей деревень в одно солидарное целое. Жатва или сбор винограда сопровождались обще-деревенскими праздниками. Радостные случаи в жизни отдельных поселян разделялись всей общиной, и в житии пр. Саввы мы читаем, например, как два брата-крестьянина, в память своего чудесного исцеления, во время виноградной страды ежегодно устраивают πνδημον ορτν – общенародное торжество 1071 . Все стояли друг за друга. Нападали ли разбойники, весь посёлок бросался преследовать их 1072 , поднимали ли ночью лай собаки, столь многочисленный во всех византийских деревнях 1073 , и всё село выходило с ножами отбиваться от хищных зверей, подбиравшихся к скоту 1074 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ч. от императора. В Центр. Италии церковную реформу поддерживали сочетавшиеся браком маркгр. Беатриса Тосканская и герц. Годфрид Лотарингский. Их усилиями на Папский престол был избран Николай II (1058-1061). Созванный папой Латеранский Собор (апр. 1059) осудил симонию и передал прерогативу выборов Римского понтифика коллегии из 12 кардиналов, тем самым ограничив участие рим. знати в выборах; император как патриций Рима сохранил право утверждать уже избранного папу. При Николае II произошли изменения во взаимоотношениях с норманнами: гр. Рикард Капуанский при посредничестве мон. Гильдебранда (впосл. папа Римский Григорий VII (1073-1085)), помог Николаю II пленить антипапу Бенедикта X (1058-1059), а папа по Мельфийскому соглашению (авг. 1059) признал за норманнами все завоеванные ими территории в обмен на вассальную клятву. Движение обновления монашества, начавшееся в X в. в рамках клюнийской и лотарингской реформ, в И. распространилось только в XI в. В Юж. Италии (Калабрия, о-в Сицилия) сохранялась визант. монашеская традиция, влияние к-рой распространялось на север вплоть до Рима (число греч. монахов в Риме возросло в период иконоборческого кризиса в Византии, когда многие бежали с Востока в И.). Известностью пользовался рим. мон-рь святых Алексия и Вонифатия, основанный бежавшим с Востока в 977 г. Сергием, митрополитом Дамасским. Здесь проживали и лат. монахи, из этого мон-ря вышли миссионеры святые Адальберт и Бруно Кверфуртский . Греч. монахи пользовались расположением имп. Феофано, жены имп. Оттона II, по распоряжению к-рой был основан мон-рь Спасителя (989). Наибольшую известность приобрел Криптоферратский мон-рь ( Гроттаферрата ), основанный в 1004 г. св. Нилом Россанским и его учеником, прп. Варфоломеем . Греч. обители существовали в районах И., традиционно связанных с Византией,- близ Неаполя, Амальфи, Гаэты. При папе Григории VII более радикальное толкование клюнийских принципов свободы Церкви (libertas ecclesiae) воплотилось в григорианской реформе , когда консолидирующаяся вокруг папства католич.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010