Этот текст есть в Изборнике Святослава 1073 г., переведенном еще при болгарском царе Симеоне (893–927), но в летописи использован другой перевод, изобилующий ошибками. 485 В Никоновской летописи говорится о сирийском происхождении Михаила, что прямо указывает на синкелла Иерусалимского патриарха (подробнее – в разделе 5). Митрополит Переяславский Леон (1070-е гг.) был автором грекоязычного сочинения против латинского обряда причащения опресноками (гостиями). Антилатинская полемика, хотя и в более резкой форме, присутствует в наставлении Владимиру. Видимо, поэтому летописцы считали современниками крещения Руси то одного, то другого писателя. 486 Авторы остальных антилатинских сочинений, Ефрем (около 1055–1061), Георгий (1061–1073), Иоанн II (1077–1089), были известны по летописям как Киевские митрополиты. Ко временам Ярослава Владимировича (1016–1018, 1019–1054) относились Феопемпт, Иоанн I и Иларион. Поэтому Леон и Михаил были приписаны к эпохе Владимира. Каким же путем возникло ошибочное соотнесение деятельности патриарха св. Фотия, который действительно пытался просветить Русь, с правлением первых князей-христиан из рода Рюриковичей? Во всех византийских хрониках сохранилось недатированное известие о нападении Руси на Константинополь в правление императора Михаила III (842–867). Из двух гомилий патриарха Фотия известно, что это было в 860 г. В Окружном послании 867 г. он сообщал уже о крещении Руси, но патриарх, конечно, выдавал желаемое за действительное. 487 Судя по всему, Фотий развернул активную миссионерскую деятельность от хазарских степей до славянских земель. Большую роль в ней играли создатели славянской азбуки свв. Кирилл и Мефодий. 488 О крещении русов после нападения на Константинополь писал и Продолжатель Феофана, трудившийся во времена самостоятельного правления Константина Багрянородного (945–959). Он рассказал и о крещении болгарского князя Бориса, которое, по его мнению, относилось ко времени малолетства императора Михаила и его совместного правления с матерью Феодорой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 50-х гг. XI в. слава Л. как преподавателя распространилась по всей Франции и по др. европ. гос-вам; мн. дети аристократов и молодые клирики специально приезжали в Бек, чтобы послушать его лекции. Важным свидетельством о преподавательской деятельности Л. является адресованное ему письмо папы Римского Николая II (1059-1061), к-рое датировано 1059 г. (текст см.: Southern. 1990. P. 32-33). В письме Николай II упоминает о дошедших до него слухах, что Л. преимущественно занят наставлением монахов в Свящ. Писании (divina pagina), однако, несмотря на это, он сообщает о направлении в Бек для обучения у Л. неск. папских и имп. капелланов и просит научить их диалектике и риторике, в к-рых Л. нет равных. Т. о., известность Л. как преподавателя была столь велика, что к нему присылали учеников даже из Рима; при этом сам он предпочитал не преподавание тривиума (грамматики, диалектики и риторики), а чтение лекций по Свящ. Писанию. Вероятно, наиболее часто Л. рассматривал на лекциях Псалтирь и Послания ап. Павла; на это указывают сохранившиеся краткие отрывки из комментария Л. к Псалтири и полный комментарий в виде глоссы к Посланиям ап. Павла. Сходное по содержанию письмо отправил Л. в нач. 60-х гг. XI в. папа Римский Александр II (1061-1073), к-рый, посылая к нему для обучения своего племянника, отмечал, что Л. «наполнен даром двоякой премудрости», т. е. обладает талантом преподавателя и в светских науках, и в теологии (текст письма см.: PL. 146. Col. 1353). Согласно свидетельству отдельных источников, к-рое не все ученые принимают в качестве достоверного, папа Римский Александр II, как и Л., являвшийся уроженцем Ломбардии, сам был учеником Л. в сер. 50-х гг. XI в. (см.: Gibson. 1993. P. 697; ср.: Eadem. 1978. P. 109-111; Cowdrey. 2003. P. 22-24). В число известных богословов и церковных деятелей, в разные годы обучавшихся у Л. в мон-ре Бек, входят: еп. Иво Шартрский (ок. 1040-1115); Гундульф, еп. Рочестерский (1076/77-1108); Томас, архиеп. Йоркский (1070-1100); Гильберт Криспин (1045/46-1117), аббат Вестминстера; теолог Гвитмунд ( ок. 1095), впосл. ставший епископом Аверсы, и др. (см.: Cowdrey. 2003. P. 21-22). В 1060 г. в мон-рь Бек вступил Ансельм (1033-1109; c 1093 - архиепископ Кентерберийский), к-рый в течение неск. лет учился у Л., в 1063 г. стал его преемником на посту приора, впосл. высоко оценивал наставления Л. как в области наук, так и в сфере монашеской жизни и относился к нему с признательностью и уважением. Сохранились 16 писем Ансельма Л., относящиеся к периоду после 1070 г. (см.: Anselm. Ep. 1, 14, 23, 25, 27, 32, 39, 49, 57, 66, 72, 77, 89-90, 103, 124; см. также сопроводительное письмо к «Монологиону»: Idem. Monolog. Epistola ad Lanfrancum), однако в наст. время известно лишь 1 письмо Л. Ансельму (см.: Anselm. Ep. 30= Lanfrancus. Ep. 43//PL. 150. Col. 539-540; подробнее об отношениях Л. и Ансельма см.: Southern. 1990. P. 14-66).

http://pravenc.ru/text/2463105.html

Anonymus, Сатепае præfatio, 106, 1061–74. Euthymius Zigabenus, 128. 41–1326. Eustathius Thessalonicensis, 135, 519–40. Nicephorus Blemmyda, 142, 1321–1622. Jobius, monachus. Proo_emium, 158, 1053–6. In Proverbia. Hippolytus, 10, 615–28. Origenes, 18, 17–34; 17, 149–252. Eusebius, 24, 75–78. Eustathius Antioch., 18, 675–86. Apollinaris, PGLT., 80, 717–20. Didymus, 39, 1621–46. Chrysostomus, 64, 659–740. Cyrillus Alex., 69, 1277–78. Procopius Gazæus, 87, 1221–1544; 1779–1800. Olympiodorus, 93, latine. 469–78.   Homiliæ singulæ. Basilius, In principium Proverbiorum, 31, 385–424. In VI, 4, 31, 1497–1508. Homilia dicta in Lacizis, 31, 1437–58 In Ecclesiasten. Dionysius Alex., 10, 1577–88. Gregorius Thaumaturgus, 10, 987–1018. Gregorius Nyssenus, hom, 1–8, 44, 615–754. Olympiodorus, 93, 477–628. Gregorius II Agrigentinus, 98, 741–1132. In Canticum CANTICORUM Theophilus Ant., 6, 1603–4. Hippolytus, 10, 627–30. Origenes, 13, 35–216; 17, 253–88; 369–70. Athanasius, 27. 1347–62. Gregorius Nyssenus, 44. 755–1120. Theodorus Mops.. 66, 699–700. Philo Carpasius, 40, 27–154. Cyrillus Alex., 69, 1277–94. Theodoretus, 81, 27–214. Procopius Gazæus, 87, 1545–1780. Michael Psellus, , 122, 537–686. Matlhæus Cantacuzenus, 152, 997–1084. IN Sophiam Salomonis. Matthæus Cantacuzenus. Fg., 100, in notis, 395, 411, 418, 447, 449. IN PROPHETAS Universe. CLEMENS ALEXANDRINUS. Eclogæ ex Scrip-turis propheticis, 9. 697–728. EUSEBIUS CÆS. Eclogæ propheticæ, 22, 1021–262. De vitis prophetarum, 22, 1261–72. ATHANASIUS. Homilia in Patres et Prophetas, 28, 1061–74. EPIPHANIUS. De prophetarum vita, obitu et sepultura, recensio 43, 393–414; in imis, paginis, ibidem. De 72 prophetis et de prophetissis, 1, 814–5 in notis. ANONYMUS De codem argumento, 43, 415–28; 93, 1348–85. CHRYSOSTOMUS. De prophetiarum obscuritate, hom. 1–2, 56, 163–176, 175–92. CHRYSOSTOMUS, 64, 15–16; 69, 553–68 (­Joannes Jejunator), de pseudo-prophetis. ANONYMUS. In 4 Prophetas iambi, , 106,1073–76. THEODORETUS. Commentarius in omnes prophetas (majores et minores), 81.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Возникло жесткое противостояние двух партий – королевской и «клюнийской». После неожиданной смерти Николая II ситуация еще более осложнилась. Гильдебранд настоял на избрании понтификом одного из самых горячих своих сторонников, Александра II (1061–1073). А его враги в лице прелатов Лангобардии, немецких епископов и германского Королевского двора возвели на Римскую кафедру антипапу Гонория II (1061–1072). Германский король попытался применить силу, но на помощь папе Александру II пришел могущественный Тосканский герцог Готфрид Бородатый (1054–1069). А Римский собор, созванный апостоликом, отлучил лангобардских епископов от сана – якобы за приверженность симонии. Назревал открытый конфликт, последствия которого окажутся разрушительными для западного мира. Впрочем, справедливости ради скажем, что папа отнюдь не претендовал на светские прерогативы. В частности, он не оспаривал обязанности службы и верности клириков по отношению к их сеньорам, а лишь протестовал против права королей «облекать» (investire) епископов и аббатов в права и привилегии, связанные с их должностями. «Что же касается до службы и верности королю, то мы не намерены ей противиться и препятствовать», – писал понтифик. Надо сказать, деятельность папы Александра II была довольно эффективна. В 1063 г. он поддержал норманнов, борющихся в Сицилии под предводительством Роберта Гвискара с сарацинами. А в 1066 г. послал от себя знамя Вильгельму Норманнскому, собиравшемуся отплыть в Англию. Оба предприятия удались, что лишь прибавило авторитета Римскому престолу и его носителю. Помимо этого папа много сделал для восстановления отношений с Константинополем, хотя итог этой деятельности был ничтожен не по его вине – взятие в 1071 г. Бари норманнами окончательно охладило отношения между папой и Константинопольским патриархом. И как следствие с Византийским императором. В целом же, невзирая на то, что его имя по приказу короля Генриха IV не поминалось более в германских храмах, папа стал настоящим центром политической власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сент. 1061 г. папой был избран Александр II, также принадлежавший к реформаторской партии. Герм. двор не был извещен об этих выборах, тем самым были нарушены права императора на участие в выборах папы. Рим. знать побуждала Генриха IV не признавать выборов и поддержать избранного в Базеле имперской знатью Пармского еп. Кадала (антипапа Гонорий II ). Однако в 1064 г. Собор в Мантуе подтвердил каноничность избрания Александра II. Новый папа продолжил политику папы Николая II, заручившись помощью своих вассалов - норманнских герцогов. После смерти кард. Гумберта (1061) и возвращения кард. Петра Дамиани к отшельнической жизни главенствующее положение в разработке папской идеологии занял кард. Гильдебранд, избранный папой Римским после смерти Александра II (1073). Основными средствами проведения Г. р. при папе Григории VII становятся Римские и провинциальные Соборы, а также ин-т папских легатов, выполнявших судебные и дипломатические поручения. Как правило, легаты в сотрудничестве с местными церковными и светскими властями созывали Соборы и добивались на них принятия постановлений, соответствовавших целям Г. р. Проведению в жизнь Г. р. на местах способствовало увеличение числа церковных ин-тов (в осн. мон-рей), непосредственно подчиненных папе; на уровне приходов она контролировалась епископами посредством визитации . В 1080 г. Римским Собором был сформулирован новый порядок избрания епископов: после смерти епископа папа или архиепископ направлял туда епископа, к-рый должен был организовать выборы нового епископа, наблюдая за тем, чтобы в процедуру не вмешивались светские власти. Папа Григорий VII шел на конфликт с теми епископами, к-рые иначе представляли себе церковную реформу. Архиепископы, призванные на местах исполнять решения, принятые Римскими Соборами по поводу симонии и брака клириков, столкнулись с отпором со стороны местного духовенства. Майнцский архиеп. Зигфрид и Кентерберийский архиеп. Ланфранк попытались смягчить меры, предложенные Римом к исполнению, но папе удалось добиться строгого следования решениям Соборов. Григорий VII не был склонен идти на компромисс и вмешивался в дела отдельных еп-ств: напр., низложил за симонию Бамбергского еп. Германа.

http://pravenc.ru/text/166501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ III (между 1020 и 1030, Парма - 8.09.1100, Чивита-Кастеллана близ Витербо; до избрания папой - Гвиберт (Гиберт, Виберт)), архиеп. Равенны (с 1073), церковный деятель эпохи борьбы за инвеституру , антипапа (с 25 июня 1080). Род. в знатной семье; состоял в родстве с маркграфами Каноссы и по материнской линии с родом Отбертинов (Эсте), близких к Саксонской династии, представители к-рой были герм. королями и императорами Свящ. Римской империи. Получил образование в Парме, служил при дворе Пармского еп. Кадала (1045-1071 или 1072; впосл. антипапа Гонорий II (1061-1064)). По-видимому, в составе его свиты Гвиберт участвовал в имперском съезде в Цюрихе (февр. 1054) и встречался с имп. Генрихом III во время его 2-го похода на Рим (лето 1055). В 1058 г. по протекции имп. Агнессы, вдовы Генриха III и регентши при малолетнем сыне, герм. кор. Генрихе IV (1056-1106, император с 1084), Гвиберт был назначен имперским канцлером по управлению Италией вместо Гюнтера, еп. Бамбергского (1057-1065), получившего эту должность при поддержке архиеп. Аннона Кёльнского (1056-1075), главного соперника императрицы в борьбе за власть. Имп. Генрих IV и антипапа Климент III. Миниатюра из " Хроники " Оттона Фрайзинского. 1157 г. (Codex Jenesis Bose. Q. 6. Fol. 54) Имп. Генрих IV и антипапа Климент III. Миниатюра из " Хроники " Оттона Фрайзинского. 1157 г. (Codex Jenesis Bose. Q. 6. Fol. 54) По приглашению Герарда, еп. Флоренции, избранного на Папский престол (папа Николай II (1058-1061)), Гвиберт прибыл на Собор в Сутри (янв. 1059), на к-ром был низложен Бенедикт Х (1058-1059), ставленник рим. знати. Гвиберт принял участие в походе папы на Рим, присутствовал на церемонии интронизации Николая II (24 янв. 1059). Неясно, был ли Гвиберт на созванном папой Латеранском Соборе (апр. 1059), который принял каноны против симонии , об обязательном для клира целибате , о запрете мирянам «назначать в церкви клириков», а также утвердил процедуру избрания папы Римского только кардиналами, без участия жителей Рима (см. ст. Григорианская реформа ). Имя Гвиберта не указано в соборных документах, однако исследователи полагают, что именно по его инициативе в постановление о папских выборах был включен пункт о праве императора утверждать избранного кандидата ( Guyotjeannin. 1994. P. 363).

http://pravenc.ru/text/1841379.html

Повелеваем также быть им обузданными нашей силой и быть им изгнанными из ваших земель, дабы одна больная овца не заразила бы всего стада.» (ЛИБИ, т. II, с. 298.) [Папы Иоанн X (914–928 гг.), Иоанн XIII (965–972 гг.), Венедикт VII (974–983 гг.), Александр II (1061–1073 гг.) и Григорий VII (1073–1085 гг.) тоже запрещали богослужение на словено-болгарском языке, а у папы Александра прорвалось назвать св. Мефодия еретиком.] Зима 885/6 гг. Гонения в Великоморавии, организованные Епископом Вихингом, против Епископа Горазда и учеников Святых братьев с обвинениями их в государственной измене и посягательстве на власть Святополка (Блаж. Феофилакт, Архиепископ Болгарский и Охридский, Житие св. Климента Охридского, IX, 29). Ученики Святых братьев устремляются в Болгарию. Свв. Климент и Наум, Ангелярий, Савва и Горазд добираются до Болгарии. Свв. Климент и Наум пешком доходят до гор. Белграда на Дунае. Боритаркан (комендант) Белградской крепости Радислав принимает их и отправляет к св. Царю Борису в Плиску, так как знает, что св. Царь Борис разыскивает и ждет необходимых ему людей, которые владеют словено-болгарской грамотой и у которых есть богослужебные книги на болгарском языке (Пространное греческое житие св. Климента Охридского блаж. Феофилакта, Архиепископа Болгарского и Охридского). В столице болгарского государства Плиске св. Царь Борис принимает учеников Святых братьев (Пространное житие св. Климента Охридского). Свв. Климент и Наум по происхождению болгары (Димитрий Хоматиан, Краткое житие св. Климента Охридского; Второе житие св. Наума Охридского). После г. Письмо св. Патриарха Фотия св. Царю Борису (ГИБИ, т. IV, с. 105–106). 29.VIII.886 г. Император Василий I умирает. Начало декабря 886 г. Второе низложение св. Патриарха Фотия с патриаршества его воспитанником Императором Львом Мудрым. 888/9 г. Св. Царь Борис-Михаил принимает монашество и передает власть своему старшему сыну Владимиру-Расате. 889–893 гг. Царь Владимир-Расате. Проводит откровенно антихристианскую политику с возвратом к язычеству и с гонениями против христианских священнослужителей. В то же время заигрывает с Германией и проявляет склонность к католическому Риму. †6/19.II.891 г. Кончина св. Патриарха Фотия. 6.X.891–4.IV.896 гг. Папа Формоза. Сентябрь 892 – май 893 гг. Германо-болгарский союз против Великой Моравии. Возобновление германо-болгарского договора 883 г. †Осень 893 г. Св. Царь Борис выходит из монастыря, свергает с престола своего сына Владимира и ослепляет его, возводит на престол своего младшего сына Симеона и созывает Первый болгарский церковно-народный собор (Reginonis Chronicon, 2; ЛИБИ, т. II, с. 307), который принимает следующие решения:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После завоевания Капуи и принятия княжеского титула в нояб. 1058 г. Ришар посетил М.-К., где ему устроили торжественный прием. Князю «было вверено попечение о монастыре и его защита... он даровал мир Церкви и обещал сражаться с ее врагами». Ришар одарил мон-рь и подтвердил привилегии, дарованные обители лангобардскими правителями Капуи (Ibid. IV 13; Chronica monasterii Casinensis. III 15). При участии аббата Дезидерия норманны заключили договор с Папским престолом. Весной 1059 г. рим. архидиак. Хильдебранд (Гильдебранд; впосл. папа Римский Григорий VII ) посетил Капую и убедил кн. Ришара поддержать папу Римского Николая II в конфликте с рим. знатью. Вскоре аббат Дезидерий организовал переговоры Николая II с норманнскими правителями, что привело к заключению Мельфийского договора (1059). Папа Римский принял от норманнов клятву верности и признал Ришара князем Капуи, Робера Гвискара - герцогом Апулии, Калабрии и Сицилии (Italia Pontificia. 1935. P. 11-12). Т. о., понтифик легитимировал власть норманнов над Юж. Италией и получил возможность обращаться к ним за помощью в борьбе с рим. аристократией, пытавшейся установить контроль над Папским престолом. Норманнские воины помогли утвердиться в Риме папе Александру II (1061-1073). Кн. Ришар Капуанский вместе с аббатом Дезидерием присутствовал на папской интронизации и повторно принес клятву верности. Впосл. князь оказал понтифику помощь в борьбе с антипапой Гонорием II . Папа Римский Александр II поддерживал дружественные отношения с норманнами: в 1071 г. на освящении монастырской церкви в М.-К., к-рое возглавил понтифик, присутствовали кн. Ришар Капуанский с семьей и др. норманнские и лангобардские правители Юж. Италии. При папе Римском Григории VII (1073-1085) отношения папской курии с норманнами ухудшились. Понтифик принял клятву верности кн. Ришара Капуанского, но вступил в конфликт с Робером Гвискаром и отлучил его от Церкви (Italia Pontificia. 1935. P. 15-16; Amatus. Historia Normannorum. VII 9). В 1078 г. Григорий VII отлучил от Церкви всех норманнов, к-рые участвовали в нападениях на Беневенто и др. папские владения ( Greg. VII, papa. Reg. ep. V 14a). Аббат Дезидерий, которому Григорий VII писал сразу после избрания на Папский престол, что «Римская Церковь нуждается в тебе и полагается на твое благоразумие» (Ibid. I 1), стремился восстановить мирные отношения между папой Римским и норманнами ( Amatus. Historia Normannorum. VII 16). Летом 1076 г. герц. Робер Гвискар вместе с Ришаром Капуанским посетили М.-К. и сделали мон-рю исключительно щедрые дарения (Ibid. VIII 22-23; Chronica monasterii Casinensis. III 58). Монастырский историк утверждал, что «герцог очень любил аббата Дезидерия, почитал его как самого святого Бенедикта и никогда не желал разлучаться с ним» ( Amatus. Historia Normannorum. VIII 36).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Горячим поборником этой мысли был монах Гильдебрандт, сделавшийся кардиналом при папе Льве IX (1048–1054 гг.) и заправлявший потом всеми делами папства в течение 20 лет. На первых порах Гильдебрандт устранял влияние императорской власти на папство искусной политикой. При переменах на папском престоле после Льва IX он действовал так искусно, что избрание пап совершалось без предварительного сношения с императорским двором как бы случайно и ненамеренно. После Генриха III († 1056 г.), при его малолетнем преемнике Генрихе IV, папа Николай II (1058–1061 гг.) по внушению того же Гильдебранд­та решился уже открыто устранить императорское влияние на избрание пап. В 1059 году на Латеранском соборе он постановил, что избрание пап принадлежит коллегии кардиналов, то есть епископам, пресвитерам и диаконам, состоящим при папе и его кафедральной церкви, прочий же клир, а также народ должны только согласовать выбор кардиналов; что же касается императора, то – было постановлено на соборе – он утверждает избрание папы, насколько это право предоставлено ему от апостольского престола. Таким порядком последующие папы и были избираемы. В 1073 году кардинал Гильдебрандт решился, наконец, сам занять папский престол. Избранный коллегией кардиналов, он вступил в управление Церковью с именем Григория VII (1073–1085 г.); германскому двору послано было только простое извещение об его избрании. Григорий вступил на папский престол, проникнутый теми идеями о папском всевластии, которые уже давно созрели у него и сформировались в цельную систему. Усвоив себе давний взгляд Римской Церкви на папу как на наместника Христова на земле, Григорий хотел под папским владычеством основать всемирную теократическую монархию. Как верховный повелитель этой монархии папа, по его представлению, должен властвовать не только над духовными, но и над всеми светскими властями. Всякая власть в мире, и духовная и светская, не исключая и императорской, ниже папской власти и должна находиться в подчинении у нее, так как всякая власть получает свое освящение и свой авторитет от папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. «О превосходстве монахов» («О том, что проводящие жизнь в безмолвии в пустынях превосходят живущих в городах, даже если многим из несведущих кажется противоположное»; Οτι διαφρουσι τν ν πλεσιν σκουμνων ο ν ρμοις; De monachorum praestantia; CPG, N 6049; изд.: PG. 79. Col. 1061-1093; рус. пер.: Творения. 1858. Ч. 2. С. 197-232; переизд.: Творения. 2000. С. 346-364). Трактат состоит из 27 глав. В нем детально излагаются преимущества отшельнической жизни в пустынях по сравнению с благочестивой жизнью христиан в городах. Сочинение написано живым, образным языком, в несколько эмоциональном тоне, изобилующем сравнениями. Время написания трактата неизвестно, он содержит ряд общих мест о преимуществах монашества перед пребыванием в миру, характерных для монашеской лит-ры кон. IV - нач. V в., напр., для Слова свт. Иоанна Златоуста «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни» (CPG, N 4307), составленного между 378 и 385 гг. Ф. Дегенхарт, основываясь на анализе стиля, предположил, что энергичный и эмоциональный тон автора, характерный обычно для новоначальных, указывает на ранний период его монашеской жизни. Вероятно, поводом к написанию трактата были желание окружающих Н. А. людей удержать его от удаления в пустыню и их доводы относительно того, что и в городе можно проводить благочестивую жизнь ( Degenhart. 1915. S. 12). Отвечая на эти доводы, Н. А. делает попытку представить преимущества анахоретского подвига, сопоставляя его с 40-летним странствованием евреев по пустыне ( Nil. De mon. praest.//PG. 79. Col. 1072), с жизнью Иоанна Крестителя (Ibid. Col. 1073), с выбором Марии, сестры Лазаря (см. Марфа и Мария; Ibid. Col. 1080). Используя образы Книги Песнь Песней Соломона (Песн 1. 15; 2. 12), автор уподобляет отшельника горлице, отпускающей своих птенцов на свободу, а человека, живущего в городе,- голубю, к-рый, вскормив своих голубят, отдает их людям на заклание ( Nil. De mon. praest.//PG. 79. Col. 1092). Жизнь в пустыне, по мысли автора, содержит меньше искушений, и потому она безопаснее, чем жизнь среди мирской суеты. Отсутствие контактов с внешним миром подавляет воображение и, как следствие, усмиряет страсти (Ibid. Col. 1073).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010