Icon of the Mother of God “Elets-Chernigov” Commemorated on February 5 The Elets-Chernigov (Chernigov Spruce Tree) Icon of the Mother of God appeared on a spruce or fir tree near Chernigov in the year 1060, in the time of Prince Svyatoslav Yaroslavich, as was recorded in the Synodikon of Bishop Zosimus Prokopovich of Chernigov (1655-1657). The icon was placed in a church built in honor of the Elets-Spruce Icon of the Mother of God. Saint Anthony (July 10), while living an ascetical life on the Boldino Heights (1068-1069), had given his blessing to found a monastery at this place. In 1238 the monastery was pillaged by the Tatars (Mongols), but the icon was hidden inside the monastery walls. In the year 1470, Prince Simeon Olelkovich of Kiev restored the monastery, and they placed the icon in the church. The ultimate fate of the icon is unclear. According to one tradition, a descendant of the Chernigov princes, Baryatinsky, carried the icon to Moscow in the year 1579, when Chernigov fell into the hands of the Polish King Stephen Bathory. In 1687, Prince Daniel Baryatinsky was returning from a campaign in the Crimea. At Kharkov he fell seriously ill, and before his death he bequeathed the Elets Icon to the nearby Kharkov Dormition church. According to another tradition, the icon vanished from the monastery when it was sacked in the seventeenth century by the forces of Sigismund III. In 1676, Prince Constantine Ostrozhsky presented the Elets monastery a copy of the Elets Icon of the Mother of God, brought from Vladimir by the Kozel brothers. Archimandrite Joannicius (Golyatovsky) was at this time restoring the monastery and he described numerous miracles of this icon in his book, “Skorbnitsa” (or “Sokrovischnitsa”, i.e. “Consoler” or “Treasury”), published in 1676 in Novgorod. There is still another Elets Icon of the Mother of God, also appearing in the year 1060. It received its name because it appeared in the city of Elets, in a cathedral church dedicated to the Smolensk Icon of the Mother of God. The feastday of this icon was set for January 11. The Orthodox Church in America 10 февраля 2017 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/100939.html

Файл : Свято-Троицкий кафедральный собор (Nckob)7.jpg Материал из Азбука паломники Свято-Троицкий кафедральный собор (Псков) История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1600 × 1060 (1,3 Мб) Свято-Троицкий кафедральный собор (Псков) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Название изображения Производитель камеры SONY Модель камеры DSLR-A350 Время экспозиции 1/50 с (0,02) Число диафрагмы f/5 Светочувствительность ISO 320 Оригинальные дата и время 21:33, 1 августа 2008 Фокусное расстояние 28 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CS3 Windows Дата и время изменения файла 22:17, 25 декабря 2014 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 21:33, 1 августа 2008 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 8 Яркость в APEX 3,75 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 4,64 APEX (f/4,99) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 42 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Номер изображения (ID) 79BDD5D934F74F24A1E60215C44DB7FA Поддерживаемая версия FlashPix 1 Ширина изображения 1600 пикс. Высота изображения 1060 пикс. Дата последнего изменения метаданных 02:17, 26 декабря 2014 Версия IIM 10 729 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Свято-Тро...

А. Г. Шкуро, прибывший осенью 1916 года в распоряжение Федора Артуровича вспоминал позднее о своей встрече с прославленным генералом: " " Я слышал о славной работе вашего отряда, - сказал он. - Рад видеть вас в числе моих подчиненных и готов во всем и всегда идти вам навстречу, но буду требовать от вас работы с полным напряжением сил " . Об этом, впрочем, граф мог бы и не говорить; все знали, что служба под его командой ни для кого не показалась бы синекурой. Действительно, после двухдневного отдыха на отряд были возложены чрезвычайно тяжелые задачи " 13. Интенсивность боев в октябре была чрезвычайно высока. Келлер отмечал, что, несмотря на самоотверженную работу корпусных хирургов, раненых поступало столько, что они не справлялись с работой и не успевали оперировать даже людей в тяжелом положении. Страдало и снабжение продуктами, которых, как выяснил Федор Артурович, раненые не видели целыми днями14. О происходящем на фронте в середине октября свидетельствует телеграмма Ф. А. Келлера на имя командующего 9-й армией генерала П. А. Лечицкого: " Противник более силен, чем предполагалось. Около 13 часов он повел наступление по всему фронту расположения 3-го кавалерийского корпуса, направляя свой главный удар на высоты 1442 - 1459 - 1060. По словам попавшего в плен германца, на последний участок наступают части 16-го пехотного Баварского полка. Ввиду растянутости фронта 3-го кавалерийского корпуса есть опасение в том, что я не в силах буду удержаться, что грозит потерей всего кряжа 1399 - 1251 - 1442 - 1553 - 1581 - 1482. Для облегчения положения 3-го кавалерийского корпуса прошу о переходе в наступление правого фланга 68-й пехотной дивизии во фланг атакующего противника " 15. После этого состоялся телефонный разговор Келлера со штабом армии: " - У аппарата командир корпуса. - Здравия желаю, Ваше сиятельство, что прикажете? - Здравствуйте, Ваше превосходительство. Дела у меня неважные - со всех сторон напирают. Вряд ли я смогу удержаться, так как не забудьте, что у меня не больше четырех батальонов растянуты на 12 верст. По-видимому, главное направление атаки противника - высоты 1399, 1409 и 1251, с одной стороны, а с другой - значительные силы напирают на высоты 1396 и 1442, а также в направлении высот 1452 и 1060, где накапливаются тоже большие силы. Положение опасно не только для меня, но и главным образом для 2-го [армейского] корпуса, так как если немцы прорвутся на 1399, то они выходят на дорогу вдоль ручья Нягра и на Вакария Регулуй, то есть в тыл 2-му [армейскому] корпусу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

391. Mango. Byzantium, 33. 392. Сл.4,96,16–20; SC 309,242=1.106. 393. 1 Пет.2:13–17. 394. Рим.13:1–5. 395. Рим.13:1. 396. 1 Тим.2:2. 397. Апология 33. 398. Лк.2:1–5. 399. Слова обращены к Юлиану. 400. Ср. Мф.17:24–27. 401. Сл.19,12–13; PG 35,1057–1060=1.295–296. 402. Сл.17,6–10; PG 35,972–977=1.258–260. 403. Сл.19,13; PG 35,1060=1.296. 404. Мф.19:8. 405. Мф.19:4. 406. Ср. Быт.2:16–17. 407. Сл.14,25–26; PG 35,892=1.221. 408. PG 37,938=2.229. 409. PG 37,853=2.233. 410. Мф.19:21. 411. Ср. Мф.16:24. 412. Сл.14,17–18; PG 35,877–880=1.214–215. 413. PG 37,602–603=2.158. 414. PG 37,884–885=2.242–243. Ср. Knecht. Frauen. 415. PG 37,903–904=2.249. 416. Сл.37,8,15–20; SC 318,288=1.514. 417. Гал.3:28. 418. Исх.10:12. 419. Рим.1:3. 420. Ср. Мф.1:23. 421. Быт.2:24. 422. Еф.5:32. 423. Еф.5:33. 424. Сл.37,6,4–7,20; SC 318,282–286=1.513–514. 425. Ср. Mango. Byzantium, 225–227. 426. PG 37,661=2.221. 427. Ср. Ин.3:3. 428. Сл.20,12,4–7; SC 270,80–82=1.305. 429. О девстве в ветхозаветной традиции (в частности, о ессеях и о " " терапевтах " " Филона) см. Guillaumont. Origines, 13–37. Ср. Леон–Дюфур. Словарь, 261–262. 430. Ср. Мф. 19, 10–12; 1 Кор.7, 7; 7, 24–25; Откр. 14, 4. 431. Об историческом контексте этого Собора см. Gribomont. Basile I, 26–33. 432. См. прав. 1, 9, 10 и 14. О недопустимости гнушения браком говорил во II в. Климент Александрийский (см. Строматы 3, 18). 433. Пир десяти дев, Феофила 1; SC 97, 70. 434. Феофила 5; SC 97, 80. 435. Быт. 2:21. 436. Феофила 2; SC 97, 70–72. 437. PG 35, 530=2.135. 438. PG 37, 539–540=2.138. 439. PG 37, 545–546=2.140. 440. PG 37, 547=2.141. 441. Ср. Быт. 2:24. 442. PG 37, 542–544=2.129. 443. PG 37, 550=2.142. 444. PG 37, 553=2.142. 445. PG 37, 567=2.147. 446. Ср. Brakke. Asceticism, 53. 447. PG 37, 563=2.146. 448. PG 37, 564=2.146. 449. Сл. 40, 18, 13–15; SC 358, 236=1.554. 450. Ср. Ин. 2:9. 451. Письмо 232; ed. Gallay, 166=2.531. 452. Сл. 40, 18, 15–16; SC 358, 236=1.554. 453. Сл. 37, 17–20; SC 318, 290=1.515. 454. PG 37, 1548=2.253. 455. PG 37,572=2.148.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

Для обозначения универсальной сущности В. из Ш. использует без к.-л. явных различий термины «natura» (природа), «essentia» (сущность) и «substantia» (подлежащее -Dial. inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1062), хотя последний термин обозначает у него также индивидуальную сущность, собственно субстанцию, определенное нечто (aliquid - Ibid. Col. 1061). Один раз у В. из Ш. встречается выражение «substantialis essentia» (субстанциальная сущность - Ibid. Col. 1062), значение к-рого следует признать тождественным терминам «substantia» или «essentia» (Ibid. Col. 1062). Творение, ангелология, происхождение зла Согласно В. из Ш., Бог сотворил мир из бесформенной материи (ex informi materia - Ibid. Col. 1060), к-рая, если следовать августиновской традиции, в свою очередь была сотворена из ничего, но В. из Ш. об этом специально не говорит. В начале, прежде всех прочих творений (De orig. anim.//PL. 163. Col. 1043), или одновременно с сотворением света, т. е. в 1-й день, Бог создал ангельскую природу (angelorum natura), предназначенную для познания и прославления Его Божественного могущества (Dial. inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1060). По своей сущности ангелы были сотворены совершеннейшими (Ibid. Col. 1062), по Божию подобию, наделенные разумным мышлением (rationalis intellectus) и свободой выбора (liberum arbitrium), т. е. способностью различения добра и зла (отвергать зло и избирать благо - Ibid. Col. 1061, 1062). При единстве природы и общем согласии ангелы отличаются друг от друга глубиной познания, славой и властью, так что одни на основании своего начальствующего положения (dominatione) превосходят и повелевают др. (Ibid. Col. 1067). По замыслу Божию ангелы через сознательное служение Богу должны были возвыситься до совершенной степени любви, к-рой в момент сотворения они еще не имели (Ibid. Col. 1062). Ангелы обладали познанием Бога (de Deo notitiam) и должны были стать блаженными благодаря созерцанию (contemplando) Его (De orig. anim.//PL. 163. Col. 1043). Денница, первый из ангелов, по достоинству и виду превосходящий всех остальных, не удержался на небесной высоте и пал сразу же после его сотворения.

http://pravenc.ru/text/158664.html

Их отдельные отряды уже несколько столетий охотно служили наемниками в византийской армии и боролись с арабами. Но с середины XI века ситуация существенно изменилась – турки проявили склонность к объединению и начали решительное наступление на арабские земли. Решающие события произошли в 1034 и 1035 гг., когда внуки Сельджука – Чагры-бек (989–1060) и Тогрул-бек (1038–1063) продвинулись к Хорасану. Арабы никак не могли помешать их стремительному продвижению: в 1037 г. пала Мерва, а в 1038 г. под Серахсом они потерпели тяжелейшее поражение от новых завоевателей. В 1040 г. турки вновь одержали победу и направились затем в Персию. В 1051 г. пали Исфакан и Хамадан. После этого тюркские отряды направились на юг – в Керман и на север – в Азербайджан, дойдя до границ Византийской империи. В 1052 г. они захватил область Карса, в 1053–1054 гг. – окрестности озера Ван, откуда направились на Кавказ, захватив в поле своего зрения Эрзерум и Грузию. Тем временем мятежник аль-Бессарири, о котором говорилось выше, при помощи Фатимидов, приславших ему войска, захватил Багдад и бросил халифа аль-Каима Биамриллаха (1031–1075) в темницу. Оттуда несчастный правитель сумел каким-то образом направить несколько писем с просьбой о помощи, и одно из них попало к Тогрул-беку. Тот без особого труда разгромил армию мятежников и 25 декабря 1055 г. вступил в Багдад, где принял титул " султан», а в начале 1058 г. – еще более амбициозный титул «царя Востока и Запада» 36 . При этом он облобызал проформы ради землю перед стопами халифа аль-Каима Биамриллаха и сел рядом с ним только после особого приглашения. С 1059 г. сельджуки начали систематический грабеж византийских территорий, достигнув в этом же году Сиваса. В 1065–1067 гг. турки достигли Антиохии и Эдессы. В 1067 г. была почти полностью опустошена Кесария Каппадокийская, в 1068 г. такая же участь выпала Неокесарии, а в 1069 г. завоеватели достигли Иконии. Через год турки находились всего в 200 км от Эгейского моря 37 . Помимо Армении, они опустошили часть Сирии, Киликию и Каппадокию. Как говорили современники, «весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрешен и лишен населения. Все христиане убиты, все дома и деревни Востока разрушены, церкви разорены и превращены в ничто» 38 . В 1056 г. Тогрул-бек завоевал Месопотамию и подчинил себе Мосул, а затем двинулся на Иран. И хотя его брат Чагры-бек уже лежал на смертном одре, наследник Альп Арслан (1060–1072) не оставил дядю в одиночестве. Их объединенные усилия казались настолько мощными, что, как указывалось выше, в 1063 г. Тогрул-бек въехал в Багдад в качестве жениха дочери халифа. Этот вариант соединения усилий казался весьма перспективным для суннитов, но вскоре зять халифа скончался, не оставив потомства от высокого брака 39 . Сам халиф проводил остаток жизни в молитвах и благочестивых размышлениях. Разложение Буидами арабских земель было столь велико, что никто и не думал объединить усилия, дабы противостоять натиску турок-сельджуков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1055 К 1086/7 г., когда Ярополк Изяславич был убит, его сыновья, Ярослав (будущий князь берестейский) и Вячеслав, были еще достаточно малы и не имели своих столов, так что мать не могла остаться жить при старшем из сыновей, как то обычно бывало. Замок Байхлинген входил в родовые земли графов орламюндских и составлял, очевидно, наследственную долю Кунигунды, так что граф Куно, родоначальник графов байхлингенских, приобрел его благодаря браку с дочерью Оттона Орламюндского. См. также фрагмент 23. 1056 Оттон, граф нортхаймский (по замку Нортхайм в Южной Саксонии, близ северной границы Тюрингии), в 1060-х гг. был герцогом баварским, отсюда его титул в «Саксонском анналисте». 1058 Граф Адальберт I из Балленштедта (к юго-западу от Магдебурга), представитель восточносаксонского рода Асканиев (антикизированная форма родового имени по замку Ашерслебен в низовьях Зале), сильно укрепившегося при императоре Генрихе III. Благодаря браку с Адельхайдой Аскании унаследовали выморочное графство Ваймар-Орламюнде. 1059 Заимствовано из «Книги о саксонской войне» Бруно 24). Имя саксонского пфальцграфа Фридриха I автор «Саксонского анналиста» эксплицитно вводит в текст (см. 24, примеч. 737). 1060 Удона II из рода Штаденов, маркграфа Саксонской северной марки, которая в то время обнимала земли по обоим берегам Эльбы к югу от устья Хафеля. 1061 См. примеч. 1056. Особое внимание «Саксонского анналиста» к потомству Оттона Нортхаймского объясняется тем, что на внучке Оттона был впоследствии женат саксонский герцог, а затем германский король Лотарь III. 1064 Брак Евпраксии Всеволодовны и маркграфа Генриха состоялся, вероятно, ок. 1085 г. и преследовал цель нейтрализации польского князя Владислава I, у которого искал поддержки волынский князь Ярополк Изяславич в своем конфликте с дядей Всеволодом Киевским (см. подробнее: Назаренко 2001а. С. 539–547). Из слов анналиста, вроде бы, можно заключить, что Всеволодовна получила имя Адельхайда в браке с маркграфом Генрихом. В то же время надо учесть, что это имя было династическим в королевском семействе как Оттонов, так и Салиев – поэтому наречение им Евпраксии могло быть связано именно с замужеством за Генриха IV, тогда как «Саксонский анналист» анахронично употребил закрепившееся впоследствии имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он дал ей в этом клятву, сопровождая ее богатыми подарками. Увлеченная желанием, она согласилась, сделала, чего от нее требовали: ночью на веревке она втащила несколько франков, самых умных и ловких; а те, при наступлении ночи, выворотив стену замка, ввели франков уже в большом количестве, и, пред рассветом, с криком напали на горожан. Неожиданно увидев врагов внутри крепости, они обратились в бегство. Внезапное бедствие имеет то свойство, что, при наступлении его теряются самые мужественные и рассудительные люди. Тот, кому было вверено попечение о городе, Малапетци, тоже, обратился в бегство; он один взошел на корабль и спасся спасением позорным и достойным жалости: жену и детей он оставил в руках врагов. Отранто был одним из тех городов византийской южно-италианской темы, которые позже всех других подчинились власти пришлых завоевателей, норманнов. О судьбе его мы имеем следующие известия: Скилиций (Cedren. II, 722) говорит, что, когда Константин Дука (1059–1067 гг.) прислал в Италию стратигом Абулхаре – а это было около 1060 года, – то на стороне греков оставались еще Бари, Отранто, Тарент и Бриндизи: и т. д. С этим не вполне согласны известия «Краткой норманнской хроники», напечатанной у Муратори, которым следовал де-Блазиис в своей истории норманнского завоевания (de Blasiis, La insurrezione Pugliese e la conquista Normanna nel secolo XI. Napoli, 1864). Известия эти заключаются в следующем. Chronicon Northmannic. Murat. V, 278: Anno MLV. Fugatus est iterum exercitus Graecorum in terra Tarentina, et captum est Hydronmum et castrum Minervae. Потом: Anno MLX. Mensi Octobri venit miriarcha, cum exercitu imperiali... et fugavit Northmannos et iterum recuperavit eas (urbes, то-есть, Тарент, Бриндизи, Орию) cum aliis terris et Hydrunte. Наконец: Anno MLXVIII. Mense Octobri captum est iterum Hydrontum, et fagati sunt Graeci ab ea. По этим известиям, норманны два раза брали Отранто в 1056 и в 1068 или 1067 году, и когда прибыл в Италию мириарх (тысяцкий), то есть, по видимому, – тот же самый Абулхаре, в 1060 году, то Отранто еще не был возвращен греками: это было заслугою самого Абулхаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

253, §§1–2 253–254, §2 1041 а –1042 а 254, §§3–6 1042 а –1043 а 254, §§3–7 1043 а –1044 а 254, §§3, 8 Буквальный перевод с распространением цитатами: Пс.6:3, 37:6; 17:7 ; и с сокращением речи Бекана об Иисусе Христе, как враче душ человеческих. 1044 а –1045 а 254, §3 255, §10 пререк. 1-е 255, §14, 256, §16 1045 б –1047 аб 256, §§18–21 Заимствовано (по местам буквально) с незначительными сокращениями. 1047 б –1048 б Заимствованы мысли, изложенные самостоятельно. 1049 аб –1050а 1-е утвержд. 256, §3 Заимствовано с более подробным изложением одних и тех же мыслей. 1050 а –1053 б 357, §§4–8 Буквальный перевод 1053 б –1054 а 257, §9 Буквальный перевод с незначительным распространением в конце «утверждения» 1054 аб 257–258, §10 Буквальный перевод 1054 б –1056 а пп. 1–3 259, §§5, 2, 3 пререк. 1-е 258, §13 1056 б –1057 б 258, §14 Заимствовано с присоединением самостоятельного примера, поясняющего мысль о вменении нам правды Христовой. 1057 б –1058 аб 258, §§15–16 Буквальный перевод с добавлением нескольких строк в начале ответа. 1059 а –1060 б 258, §§17–18 Буквальный перевод с вставкою нескольких строк на стр. 1059 б 1060 б –1061 б 259, §§19–20 Буквальный перевод 1061 б –1062 б 426 2 D–427 1 A Заимствовано с незначительным сокращением На основании предложенной сравнительной схемы мы можем судить о том, в какой сильной зависимости от богословских систем Беллярмина и Бекана находится трактат «Камня веры» о благих делах в отношении к своему содержанию. Подводя итоги сделанному нами сличению названного трактата с Disputationes Беллярмина и трудами Бекана, эту зависимость мы можем определить в следующих положениях. 1) Большая часть содержания трактата представляет собою буквальные заимствования из указанных католических источников. 2) При воспроизведении некоторых частей содержания последних «Камень веры» допускает более или менее значительные сокращения. 3) В иных случаях распространяет и излагает более подробно заимствуемое содержание. 4) Иногда пользуется мыслями источников и распространяет их цитатами из св. Писания. 5) Иногда наоборот: заимствует данные св. Писания для доказательства своих мыслей. 6) При составлении весьма многих отделов трактата одновременно пользуется Беллярмином и Беканом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

99 Сведения об этом противоречивы: согласно ал-Балазури присяга Ибн ал-Аш " асу в Фарсе не означала выступления против халифа [Балаз., А., т. II, с. 326, 334; Таб., II, с. 10571058]. 101 Таб., II, с. 1062; в Тустаре: [Балаз., А., т. II, с. 339; Таб., II, с. 1060], в семи фарсахах от ал-Ахваза: [Куфи, т. 7, ст. 130]; ал-Хаджжадж – в Рустукбаде, Ибн ал-Аш‘ас – в Тустаре [Таб., II, с. 1062]. 102 Балаз., А., т. II, с. 339340; Таб., II, с. 1060. Убито сирийцев: 1500 [Таб., II, 1062], 2000 [Балаз., А., т. II, с. 342]. Даты этого сражения и выступления ал- Хаджжаджа иногда смешиваются: днем сражения называют то «День Арафата», то «День жертвоприношения», указываемые при этом дни недели не совпадают с датами этих праздничных дней; даты пересчитаны по праздничным дням, как лучше запоминающимся. 103 Табари сообщает о раздаче 150 млн. дирхемов [Таб., II, с. 1062]. Цифра представляется преувеличенной, так как в несколько раз превосходит сумму годичного поступления налогов Ирака в деньгах (сведения о харадже Ирака в десять миллионов дирхемов включают стоимость натуральных поступлений), налог с Южного Ирана в этом году ал-Хаджжадж не мог получить, поскольку он находился в руках Ибн ал-Аш‘аса. 105 Халифа, с. 280; Балаз., А., т. II, с. 343. Сообщение о том, что подобный совет с тем же обоснованием давал ал-Мухаллаб в письме [Балаз., А., т. II, с. 336], представляется маловероятным – переписка вряд ли могла поспеть за быстро менявшейся обстановкой. 107 Балаз., А., т. II, с. 344348 (основной источник сведений); Куфи, т. 7, с. 134 (не упоминает атаки Суфйана, а пишет, что ночь разделила противников); Халифа, с. 280282 (только упоминание об атаке и сведения о судьбе сторонников Ибн ал- Аш‘аса). Сражение датируется мухаррамом 82 г. х. [Халифа, с. 281, 285; Таб., II, с. 1064], более точную дату сообщает ал-Балазури: последнее воскресенье мухаррама [Ба­лаз., А., т. II, с. 349], т.е. 13 марта 701 г. Это расходится с рассказом участника событий, согласно которому бои на окраине Басры продолжались со среды до пятницы, когда был убит герой этого рассказа ал-Хариш в бою с отрядом Абдаррахмана. В другом месте он говорит, не называя чисел, что сражение за Басру произошло в воскресенье в сафаре [Халифа, с. 284]. Поэтому дни боев, в которых отличился ал-Хариш, должны приходиться на конец мухаррама – начало сафара: среда – последний день мухаррама (16 марта 701 г.), четверг и пятница – 1 и 2 сафара, четвертым днем сражения была суббота, вечер, который, по тогдашним представлениям, был уже началом воскресенья. Но если это так, то между генеральным сражением (воскресенье 13 марта) и началом боев за Басру в среду был перерыв в два дня, о котором никто не говорит. По сведениям ал-Куфи [т. 7, с. 134], в бою погибло 500 верных сторонников ал-Аш‘аса, значительные потери должно было понести и правительственное войско, такой перерыв был бы естественным для приведения войска в порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010