1045 См.: Loenertz R.-J. Notes d " histoire et de chronologie byzantines//REB 20 (1962). P. 171–180. 1048 Мы придерживаемся традиционной хронологии, которая опирается на данные Морейской хроники, поскольку критика Драгумиса ( Δραγομης Σ. Χρονικν Μορως τοπωνυμικ, τοπογραφικ, ιστορικ. Αθναι, 1921) и Закитиноса ( Zakythinos . Despotat. Vol. I. P. 41 sv.) не привела к какому-либо удовлетворительному результату. Хронологии Морейской хроники следует также Лоньон ( Longnon . Empire latin. P. 232–233). 1050 См.: Gay J. Notes sur le second royaume français de Sicile//Mélanges Jorga. Paris, 1933. P. 309 sv. 1053 Подробное описание восточной политики Григория X с особым вниманием к его планам крестовых походов предлагает Лоран: Laurent V . La croisade et la question d " Orient sous le pontificat de Grégoire X//RHSEE 22 (1945). P. 105–137. См. тж.: Его же . Grégoire X et un projet de ligue antiturque//EO 37 (1938). P. 257 sv. и Le rapport de Georges le Metochite, apocrisiaire de Michel VIII Paléologue auprès du pape Grégoire X (1275–1276)//RHSEE 23 (1946). P. 233 sv. Статья: Fliche A . Le problème oriental au second concile oecuménique de Lyon (1274)//OCP 13 (1947). P. 475–485 – с содержательной точки зрения не привносит ничего нового. 1054 Бенегиевич В.Н. Описание греческих рукописей св. Екатерины на Синае. Т. 1. СПб., 1911. С. 542 сл. 1055 Pachym. I. P. 318–319. Простагма Михаила VIII от 8 ноября 1272 г.: Heisenberg . Palaiologenzeit. S. 37 ff. (с подробным комментарием). Dölger . Reg. 1994,1995. 1056 См.: Успенский Ф.И. Византийские историки о монголах и египетских мамлюках//ВВ 24 (1923–1926). С. 1–16; Вернадский Г. Золотая Орда, Египет и Византия в их взаимоотношениях в царствование Михаила Палеолога//SK 1 (1927). С. 73 сл. 1057 См.: Lane-Poole St . A History of Egypt in the Middle Ages. London, 1901. P. 242 ff.; Poliak A . Le caractère colonial de l " Etat Mamelouk dans ses rapports avec la Horde d " Or//Revue des études islamiques 9 (1935). P. 231 sv. 1059 Хронологические зацепки в источниках крайне скудны. См.: Dölger . Reg. 1969,1976,1977. Избранная здесь хронология получает свое основание путем сопоставления описанных событий: союз с Ногаем не может быть датирован ранее весны 1272 г., поскольку ему предшествуют, с одной стороны, татарский набег, вызванный Иоанном Фессалийским, который случился самое раннее в 1271 г., а с другой – болгарско-византийская война, которая едва ли могла начаться ранее начала 1272 г., поскольку между нею и случившейся, вероятно, ок. 1270 г. Смертью царицы Ирины Ласкарины находится еще свадьба царя с племянницей императора Марией и рождение сына от этого брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В основных чертах богословские воззрения св. Мефодия представляются в следующих положениях. В своем тринитарном учении Мефодий признает полное божество Слова, Сына Божия, не Сына по усыновлению, но вечного Сына, Который никогда не начинал быть и никогда не перестанет быть Сыном Божиим (Sympos. VIII, 9). Однако в некоторых местах можно видеть черты субординационизма (De creatis 9; 11; Sympos. III, 4; 6; VII, 1). Что касается Св. Духа, то св. Мефодий видит в нем κπορυτ πστασις [исходящую Ипостась], Которая исходит от Отца, как Ева вышла из Адама (фрагм. IV у Bonwetsch " a, 355 1043 ). Всемогущий Бог по любви, ради людей, создал из ничего этот мир. Мир не вечен, но так как Бог не был никогда недеятельным, то потенциально (δυνμει) он от вечности был в Боге (De autexusio 22. 1044 ). Он создал его своим Словом – Логосом во времени. Существенным признаком созданного Богом во времени человека являются свобода и бессмертие: он самовластен, самодержавен, имеет самовладычественную волю и самопроизвольный выбор доброго, так как Бог создал человека для бессмертия и сделал его образом Своей вечности (De resurr. I, 36.2 1045 ; 34.3 1046 ; 57.б 1047 ; Sympos. VI, 1–2; [VIII, 15–17; ΙΓ7] 1048 )· Св. Мефодий опровергает учение о предсуществовании душ и грехопадении их, предшествующем соединению их с телом (De resurr. I, 55.4 1049 ). Грехопадение произошло по зависти диавола (De autexusio 17.5 1050 ; 18.4 sqq. 1051 ), т. е. человек направил свою свободу на непослушание заповеди Божией. Но зло в человеке не есть сущность, а дело свободы (De autexusio 13.5 1052 ). И хотя вина за грех падает не на плоть, а на душу, однако похоти господствуют над человеком посредством плоти (De resurr. И, 4.3 1053 ). Но зло в человеке не бессмертно – Бог, по благости, установил смерть (De resurr. I, 39.5 1054 ; 38.1 1055 ; 45.6 1056 ; II, 6.3 1057 ). Смерть – наказание за грех, но, как всякое наказание, оно должно служить к исправлению и обновлению (De resurr. I, 31.4 1058 ; II, 18.4 1059 ). Как художник испорченную завистью статую разбивает, чтобы обратить в массу, так поступает и Бог, когда допускает человеку умереть (De resurr. I, sq. 1060 ). Таким образом, телесная смерть в домостроительстве спасения является средством к восстановлению человека в состояние совершенного богообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

1030. Вар. «подчиняешься ты Ему в свободе детей». 1031. Букв. «воспринять полноту этих вещей». 1032. Термин «песни» (tešbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 1033. Вар. «с молитвенной целью». 1034. Букв. «намерением». 1035. Букв. «склоняется». 1036. Букв. «лишь отдельные " . 1037. Букв. «великого нашего подвижничества (образа жизни)». 1038. Или «удерживается от нас». 1039. Букв. «насколько удаляется он от мира разумом своим, просветленным образом, из любви к Богу». 1040. Или «в нас». 1041. Сир. " alma d–qeryana. Термин qeryana означает прежде всего чтение Писания. 1042. Букв. «и плавает он, и радуется». 1043. Вар. «из писаний Духа». 1044. Букв. «на тему домостроительства». 1045. Т.е. из догматических и аскетических сочинений учителей Церкви. 1046. Или «от цели, которая в Боге», «от мысли, к Богу». 1047. Сир. " amtana w–qutta " a. Последний термин соответствует греческому akedia (уныние, отчаяние, безнадежность). 1048. Букв. «вытаскивает». 1049. Букв. «крестит». 1050. Букв. «от этого телесного мира с его помышлениями (sukkale)». 1051. Букв. «от чтения своей меры». 1052. Т.е. для того уровня, о котором идет речь в настоящей Беседе. 1053. Букв. «этим целям», или «этим темам», т. е. книгам, написанным на эти темы. 1054. Вар. «с божественным намерением». 1055. Букв. «Средняя вершина уменьшает их». 1056. Букв. «Третья вершина уменьшает». 1057. Букв. «сопутствуют». 1058. Букв. «от простоты своей внешней продвигаются они внутрь». 1059. Букв. «вершине». 1060. Букв. «небольшого количества писания и службы псалмов». 1061. В псалмопении и молитве. 1062. Ср. авва Исаия. Слово 24,1 («О бесстрастии»): «На пути добродетелей есть падения, ибо есть враги, есть перемены, есть изменение…» 1063. Сир. hulapa означает «обмен», «замена», «перемена». 1064. Сир. (uhlapa означает «изменение», «разница». 1065. Букв. «на их пути, который в безмолвии» 1066. Текст настоящей главы переведен нами свободно. Дословный перевод затруднителен.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

1042 Jorg. Geschichte d. Protestantismus in seinen neuesten Entwincklung В. I. S. 316. Выдержка взята из «Theol. Studien. und Kritiken» 1854, I, 462. 1044 Jorg., ibid., S. 317. Там же указано доказательство верности определения главной идеи внутренней миссии. 1045 Пересмотренное и изданное Джоном Весли под заглавием: «Christian Pattern» (Христианский образец); в Америке была сделана перепечатка. 1046 С распространением методистского просвещения, т. е. с развитием его специальных школ начали появляться сочинения с некоторою претензией на научный характер. Сюда следует отвести сочинения экзегетического, исторического в полемического характера, необходимые для преподавания в школах (учебники и пособия); издавались они и издаются на различных языках. Мы не имели у себя под руками хоть сколько-нибудь полного перечня произведений этого рода. Несколько подробнее с ними можно познакомиться у Jacoby, II, 161; у Преосв. Иоанна, «Из истории религиозных сект в Америке; см. II вып. 1047 О значительном распространения епископально-методистских изданий подробнее можно прочитать в сочинении Baird’a «La Religion aux États-Unis de l’Amérique» v I. pp. 467, 472–475. 1048 О значении воскресных школ и обществе для распространении воскресных школ смотр. Baird, ibid. рр. 415–418. 1050 Jorg. Ebend. В. II. SS. 458, 459 и отзыв Преосв. Иоанна о воспитании детей в Америке вып. I. («Из истории религиозных сект»). 1056 Кроме специально-богословских заведений в распоряжении методистов есть 77 академий, в которых дается общее образование молодым людям обоего поза. Устройство их не отступает от устройства подобных заведений, учрежденных правительством Штатов. 1057 Real-Encyklopädie von Herzog, B. XIV. S. 476, 477. – Кальвино-методисты были других воззрений. См. Lecky. S. 88. 1064 Конференция этого года выработала 5 определений касательно методистов рабовладельцев: 1) рабовладельцы методисты не допускаются к отправлению должностей в общинах; 2) проповедник-рабовладелец лишается своего звания; 3) рабовладельцы должны заботиться о религиозно-нравственном развитии своих рабов; 4) черные проповедники и члены методизма уравниваются в своих правах с другими; 5) точнее определяется предыдущее правило. Jacoby II, 127, 128.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Познание и само-познание личности еще раз оказывается не столько прерогативой чистого «“разума”, сколько прерогативой свободы личности, поэтому всегда остается живым и динамичным» 1045 . Повторяя мысль Ф. М. Достоевского, преп. Иустин пишет, что «личное самосовершенствование не только начало всему, но и продолжение всего и исход» 1046 . Жития святых призваны наглядно показать, «как совершенная человеческая личность, совершенный человек строятся и образуются» 1047 , как динамика личности меняет свой вектор от слепого и разрушительного для личности эгоцентризма на созидательный для нее «теоцентризм» 1048 . Жизнь в целом убедительно показывает, что человек действует в своей личной и общечеловеческой истории «как творческое существо, одаренное исключительным динамизмом» 1049 . С точки зрения верующего наблюдателя, можно говорить об исторической «эпопее кристаллизации личного и национального характера» 1050 христианских народов, о «постоянном созидании личности, нового человека» 1051 с помощью Христовой веры. Именно «религия становится средством… расширения, углубления, обесконечивания человеческой личности» 1052 . Динамизм человеческой личности направлен к созиданию т. н. «всечеловеческой личности» 1053 , подобной Личности Христа в своей всеобъемлющей любви. Однако свобода человеческой личности открывает возможность и отрицательной ее динамики. Так, в результате грехопадения «личность обесценена и разорена», человек стал вещью 1054 . Грех ведет к личностной «дезинтеграции», к «обезличиванию личности» человека 1055 . Свою свободу и власть личность в состоянии греха уступает сатане, который «восседает, как царь, на троне человеческой личности – на уме, и обладает всем человеком, всеми его познавательными способностями, всеми понятиями и знаниями» 1056 . Вместо креативной и подлинно свободной синергии личностей Бога и человека возникает разрушительная синергия «комбинированного человеческого духа с греховным духом сатаны» 1057 . В подобной динамике состоит «экзистенциальная угроза обезличивания и бессмысленности всего человеческого» 1058 бытия. 2.5.10. Общение, кафоличность и перихоретичность личности Кроме того, сербская богословская мысль XX в. определяет человеческую личность как призванную к соборности 1059 , т. е. имеющую онтологическую потребность в общении с себе подобными. Человек как личность «существует в отношениях» 1060 и, по образу Троичной гармонии Ипостасей, интуитивно стремится к «симфонии личностей» 1061 . Личность человека органически связана с обществом, а общество – с каждой отдельной личностью. Сообщность людей, как «собор реальных личностей» 1062 , может стать образом внутри-троичного бытия в динамике Божественной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Праведно стязание сердца да содеет, по тому познание прияти успеет. Аще бо смирением противен гордости и благоволением въпреки есть зависти: Аще язык ласкающ сердца 1048 не прелщает и о чуждем блаженстве радость в себе знает, И аще зла не хощет за зло воздаяти, паче же благостынми 1049 злобы побеждати; Аще хощет обиды многия забыти, подобие Божие в себе сохранити, Иже на праведники дождь Свой изливает 1050 и неправедных дара того не лишает, И елма на благия солнце Си сияет, в то же время и злыя люди озаряет; Аще наконец любовь совершенну в себе, во-первых, к царствующу Господу на небе Обрящет, потом к ближним, во мире живущим 1051 , паче же и ко врагом, злохотником 1052 сущим 1053 , Им же, яко самому себе, благ желает и молитву ко Богу о них возсылает, Подобяся Христови, о вразех молившу Отца и прощения грехов им просившу; Сия аще кто в сердце своем обретает, известно, яко в нем Бог живет, то да знает. Ибо сия доброты не могут пребыти, амо же не изволит Бог всещедрый жити. Бог неизменен 1054 Господь Бог неизменен выну пребывает, ибо по естеству Си смерти не познает. Ни иначествуется, выну единаков, каков бяше прежде век, присно будет таков. Ни же местом 1055 пременен, ибо недвижимый, вся места исполняет, не местно держимый. И воля постоянна 1056 есть во веки Его, никогда хотения менит Он Своего. И действа образ той же выну соблюдает; словом. Бог непреложен всяко пребывает. Бога не знающий Иже Бога не хощет в животе си знати, того в год смерти Господь не имать познати. Богоподобие Демосфин, вопрошенный: Что уподобляет Богови человека? сице отвещает: Подобит Богу, еже всем благотворити и, лжю ненавидяще 1057 , истинну любити. Богатии неудобь входят в небо Неудобь богатии во царствие входят, зане же им богатства препятия родят. Неудобь богатии ко Божию слову, еже послушати, мысль имеют готову. Яко бо клас в тернии удавлен бывает, тако слово в печалех богатств исчезает. К тому, чуждая оным нрав есть удержати или от родителей в наследстве прияти. Чуждая же держащим 1076 несть мощно спастися;

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

671 О епископах Бьярнхарде, Коле, Хродольве, Йохане Ирландском, Бьярнхарде из Саксонии и Хейнреке упоминается в гл. II сочинения «Hungrvaka» («Пробуждающая голод»; Hungrvaka 1895. S. 93). Все они находились в Исландии после принятия христианства. Известно, что Хродольв (Родульв) вел свою деятельность в Боргарфьорде на западе страны между 1030 и 1049 гг. Бьярнхард Саксонский, поименованный в тексте после Йохана Ирландского, находился на севере Исландии между 1048 и 1067 гг. Vesteinsson 2000. Р. 20–21). Об остальных епископах, включая упомянутых ниже епископов Орнольве и Годискальке, информации нет. 672 Интерпретация этнонимического эпитета ermskr при именах епископов Петруса, Абрахама и Стефануса неоднозначна. Наиболее распространенное толкование этого термина – «армянские» епископы. Данное мнение основывается на том, что топонимы Ermland, Ermenland, от первого составного элемента которых образовано прилагательное ermskr, употребляются в древнеисландских памятниках для обозначения Армении, наряду с топонимами Armenia, Armenialand (Metzenthin 1941. S. 22). Сторонники другой точки зрения предлагают отождествлять этноним ermskr с, расположенной в Прибалтике, Вармией, название которой омонимично с Ermland/Арменией (литературу см. в: Дашкевич 1990; Успенский 2002. С. 326–336; Хагланд 2004). Имена армянских епископов Р. Я. Дашкевич предложил читать, соответственно, как Бедрос, Абраам и Степаннос (Дашкевич 1990. С. 90). Их конфессиональная принадлежность дискуссионна (Хагланд 2004. С. 269–270, 272). Появление армян в Исландии, церковная организация которой входила в сферу влияния Норвегии, связывается исследователями с деятельностью норвежского короля Харальда Сигурдарсона (ок. 1047–1066), который, используя миссионеров (возможно, странствующих миссионеров) восточных церквей, стремился ослабить церковное влияние Рима и Гамбург-Бременской архиепископии в Скандинавии (Дашкевич 1990. С. 96). Достигнуть Исландии армянские миссионеры могли непосредственно из Византии или из Руси, где в это время (вероятно, ок. 1156–1166 гг.) имелись армянские колонии. Нельзя, также, исключить возможности того, что они попали в Скандинавию, присоединившись к отряду Харальда Сигурдарсона, во время его возвращения в Норвегию из Византии через Русь, а затем уже оказались в Исландии. Приезд армянских епископов в Исландию вскоре после схизмы 1054 г. (вероятно, ок. 1056–1066 гг.), может рассматриваться не только как личная инициатива конунга Харальда, но также, как отражение стремления Восточной церкви расширить свое влияние в Скандинавии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти люди, «знающие-как-надо», себя полагающими «лучшими представителями человечества» 1046 , а свои собственные кружки – «высшими центрами планеты» 1047 , – хотят «нашу волю народам дать» 1048 и взять власть над всем миром. Когда Рерихи говорят о «мировой диктатуре Культуры» 1049 , то всегда стоит помнить, что под «Культурой» (с большой буквы) они неизменно имеют в виду самих себя и «махатм», свою волю и свои интересы, а последние распространяются на все сферы человеческой жизни – в том числе и на политику, и на экономику. «Правильно ли я вижу, что Лига Наций сменится лигою Культуры под Знаменем Мира»? – Да, именно» 1050 . Как видим, теософы вполне готовы взять на себя функции Лиги наций (ООН, мирового правительства) и стать такой инстанцией, которая назначает провинциальных светских начальников (например, «начальника Камчатки» 1051 ). Вкус к политическим авантюрам был и у Блаватской, и у Рерихов. «В будущем, если мой план осуществится, – пишет Блаватская единоверцу, – мы встанем во главе движения и поведем мир по пути истины» 1052 . «Махатмы» намерены поставить Рериха то главой русской эмиграции – «Хотел немедленно назначить Фуяму главою всех зарубежных русских» 1053 . То лидером России: «Рерих, люби русских – тебе суждено руководить Россией» 1054 . «Скажу тайно: решено поставить вас во главе России» 1055 . «Россия была бы спасена, если бы Рерих стал ее Вождем» 1056 . Но были и более глобальные замыслы: Рерихам предстояло создать некое новое государство – «Союз Востока» или «Штатов Азии» 1057 (во главе с Монголией, чьи орды подчинились Тамерлану-Рериху), причем «только семь лет будет Союз Востока, чтоб обратиться в Союз Мира» (столица его будет на той самой алтайской горе Белуха, которая махатмам кажется радиоактивной) 1058 . Для достижения этих целей махатмы разрешают заигрывать с кем угодно. От коммунистов до фашистов, от буддистов до сионистов. «Усмотрите пользу посылки картины Ватикану. Так самыми антиподами распространяем Знамя» 1059 . Елена Рерих от имени «махатм» пишет инструкции президенту США Рузвельту («Я послал луч Уоллесу, чтобы Рузвельт принял совет Фуямы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

(Ann. Saxo 1844. Р. 684) 18. В лето Г[осподне] 1062-е. (...) [Смерть майсенского маркграфа Вильгельма 1044 .] Марку получил его брат Оттон из Орламюнде (Otto de Orlagemunde) 1045 . У них, то есть Вильгельма (Willehelmus) и Оттона, был брат Поппон (Роро) 1046 , у которого был сын Ульрих (Odalricus) 1047 , женившийся на сестре венгерского (Ungaria) короля Ласло (Ladizlaus) 1048 , которая родила ему Ульриха-младшего 1049 , который женился на дочери Людвига (Lodowicus), графа Тюрингии (Thuringia) 1050 . (...) У него (Оттона. – Сост.) была жена Адела из Брабанта (Adhela de Brabantia), из замка под названием Лувен (Lovene) 1051 , которая родила ему трех дочерей: Оду (Oda), Кунигунду (Cunigunda) и Адельхайду (Adelheida). Оду взял в жены маркграф Экберт-младший из Брауншвайга (Ecbertus de Bruneswic) 1052 , она умерла бездетной. Кунигунда вышла за короля Руси (Ruzi) 1053 и родила дочь, на которой женился некто из тюрингенской знати по имени Гюнтер (Gunterus) и родил от нее графа Сиццо (Sizzo) 1054 . После его (короля Руси. – Сост.) смерти она вернулась на родину и вышла замуж за Куно (Сопо), графа из Байхлингена (Bichlingge) 1055 , сына герцога Оттона из Нортхайма (Otto de Northeim) 1056 , и родила ему четырех дочерей. После же его смерти ее третьим мужем стал Викперт-старший (Wipertus) 1057 . Адельхайда же вышла за Адальберта (Adalbertus), графа из Балленштедта (Ballenstide) 1058 .(...) (Ann. Saxo 1844. Р. 693) 19. В лето Г[осподне] 1068-е. (...) [Германский король Генрих IV посылает с посольством на Русь своего приближенного, вызвавшего его неудовольствие, с просьбой казнить его там 1059 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 696) 20. В лето Г[осподне] 1082-е. (...) [Смерть саксонского маркграфа Удона Старшего 1060 . В связи с этим автор повествует о происхождении его матери Оды, больше говоря, однако, о потомстве матери Оды – Рихенцы от ее другого брака с Оттоном Нортхаймским 1061 , т. е. сводных братьях и сестрах Оды.] Итак, после смерти Удона (Udo) Старшего ему наследовал сын его маркграф Генрих (Heinricus) 1062 . Женой его была Евпраксия (Eupraccia), дочь короля Руси (Ruscia) 1063 , которую на нашем языке звали Адельхайдой (Adelheid) 1064 ; на ней впоследствии женился император Генрих 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1044. Слав. от тебе соотв. π σου — в ват., text. recept, а в алекс., син., XII нет. 1045. Апис – телец, считавшийся воплощением египетского божества. 1046. Παρλυσεν — отвязал; лат. subvermim­cлab. разруши. 1047. Πλθος — слав. множество. Значит также: толпа, куча, народ. 1048. λληνικς — по евр. — губительного. 1049. Καλσατε τ νομα, т. е. зовите на помощь, взывайте к нему, кричите громко, и т. п. 1050. Слав. смятение преведе время, соотн. вульг. tumultum adduxit tempus: по греч. Σαν σβ μωδ — без перевода еврейския слова оставлены, которыя нынешние толковники переводят так: „смущение: пропущено время!“ и понимают так: по причине смущения и растерянности в Египетских войсках и военачальниках пропущено нужное для нападения время (Якимов). А некоторые толковники видят в этом загадочном выражении даже намек на значение имени фараона Офри (44, 30): его погибель будет соответствовать его имени (Kautzch. Heil. Schrift. Tüb. 1909 г. 701 s.) 1051. Слав. Фавор соотв. Θαβρ в лук. спп., у Θеодорита и в компл. изд., а обычно ταβριον. 1052. Т. е. несомненно Навуходоносор придет в Египетскую землю. 1053. Σκεη ποικισμου — слав. сосуды пленения. Пользуемся более ясным рус. синод. переводом. 1054. Κληθσεται οα — т. е. в знак того, что постигнут его бедствия и горе. Θеодор. 1055. Слав. оскобл. избранна соотв. в 22, 36, 48, 96 минуск. спп. καλ, в др. нет, в вульг. elegans. 1056. Слав. живущии соотв. в вульг. qui versabantur, по гр. нет. 1057. Слав. не могоша стати соотв. в вульг. nec stare potuerunt, а по гр. οκ στησαν — не устояли. 1058. Слав. их соотв. в вульг. eorum, по гр. нет. 1059. Слав. с силою соотв. в вульг. cum exercitu, по гр. ν μμ – в песке, может быть враги многочисленны будут, как песок морской (ср. Быт. 13:16). 1060. Вражеское войско. 1061. Ея, т. е. дочери Египта. Под Аммоном, сыном Египетской земли, толковники здесь разумеют ВерхнеЕгипетское божество, называвшееся Аммоном. Яким. 1062. Слав. поживут соотв. κατοικισθσεται в text. recept., κατασκηνσει — в XII, mg, а у Фильда, в alex. char. min. ρεμσει — будет спокоен; в ват. и алекс. (по Свиту и Баберу) нет 26 стиха.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010