Господь в них (67/68:18), И в другом месте: творишь ангелами Твоих духов, служителями Твоими – огонь пылающий (Пс 103/104:4). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений (cruciatibus) 933 . Суд сел, и раскрылись книги. Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей, и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Откровении мы читаем: обвинитель братии наших ( Отк. 12:10 ). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: [имена] на прахе да напишутся ( Иер. 17:13 ). Видел я, что за изречение высокомерных слов, какие говорил тот рог… Суд Божий приходит для смирения гордости. Поэтому будет уничтожена Римская империя, потому что рог этот говорил высокомерно. И видел я, как был убит зверь и тело его погибло. В одном Римском государстве за богохульства Антихриста будут уничтожены все царства, и не будет земного государства, но будут жить святые и торжественно приидёт Сын Божий, о Котором говорится: И вот с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий. Кто в сновидении Навуходоносора изображается как камень, оторвавшийся без содействия рук, и возросший в большую гору, и сокрушивший глину, железо, медь, серебро и золото, тот теперь является в образе Сына человеческого, чтобы указать на принятие плоти человеческой Сыном Божиим, согласно с тем, что мы читаем в Деяниях апостолов: мужи галилейские! что стоите, смотря на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, так же приидет, каким образом вы видели Его восходящим на небо (1:11). И дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему, и дана была Ему власть, и честь, и царство. Все сказанное о том, что Он был приведён к всемогущему Богу и получил власть, честь и царство, должно понимать согласно со словами апостола: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но умалил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Для человека верующего Слово Божие есть «твердое основание того учения, в котором был наставлен», – говорит евангелист св. Лука 101 . Как дом непрочен, если не имеет твердого основания, от напора ветров и вод он может разрушиться, – так и вера наша, если она не основана на Слове Божием, ставшем правилом нашей жизни, может погибнуть от напора искушений 102 . Как должно с пользою душевною читать Слово Божие? Один современный служитель Церкви нашей, в пастырском наставлении своим прихожанам о том, как должно читать Новый Завет, говорит: «Прими сию священную книгу, как дар, посланный тебе с небес от самого Господа... При чтении не забывай, что ты видишь самого Господа, разговаривающего и действующего пред тобою со св. апостолами, во св. Евангелии, Деяниях и Посланиях апостольских». Вот настоящее отношение человека к слову Божию как к слову «вечному и живому!» Евангелие не есть история событий раз случившихся, давно прошедших, оно всегда современно, оно вечно, как вечны истины, в ней заключающиеся и непрерывно осуществляющиеся в жизни людей из рода в род. Деятельность всякого исторического лица кончается с его смертию, – тогда она действительно делается для нас историею прошедшею. Но не такова личность и деятельность Христа. Он не мертв, – Он жив!.. и «близок к всем призывающим Его, – ко всем призывающим его во истине» 103 . «Се, Я с Вами во все дни до скончания века» 104 . «Где двое или трое собраны во имя Мое, – там Я посреди их,» – говорит Господь наш 105 . Потому и мы, читая Евангелие, можем смиренным, верующим сердцем, как бы видеть Господа, «действующим со святыми апостолами», как бы слышать слова Его... Надобно стараться мыслию переноситься в то время, в ту местность, где происходило описываемое Евангелием событие, и быть притом не простым лишь зрителем, но участником его, к себе применяя читаемое так, как бы оно ко мне именно относилось. «Что вам говорю, – говорю всем», – сказал Господь ученикам Своим, при одном случае 106 . Тогда-то именно и только тогда, когда мы к себе применяем читаемое, испытываем мы на себе ту чудную, возрождающую силу, которая таится в слове Божием, как в семени. Великая разница – умом своим понимать буквальный смысл Слова Божия и признавать его за истину, или – устами веры вкушать его, принимая его в сердце свое. Как пища вкушаемая приятна для вкуса и питательна для тела, поддерживая в нем жизнь, так и слово Божие вкушаемое верою, веселить сердце и питает жизнь души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Добродетель милосердия «Блаженны милостивые, яко они помилованы будут», подчеркивает в заповедях блаженства Господь, и что «благотворящий бедному дает взаймы Господу». 103 «Идите от меня, проклятые, в огнь вечный» – услышим мы Судию Бога в день Страшного Суда, «уготованный дьяволу и ангелам его», так как: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». 104 Добродетель милосердия должна быть опознавательным знаком жизни верующих, необходимым делом жизни, которое сопровождает или включает в себя всякую иную добродетель. Поэтому святой Симеон Новый Богослов считает ее «собирательной заповедью», а также «собирательной добродетелью». Как говорит богопитанный Златоуст, милосердие есть таинство, которое может совершать всякий верующий. Таким образом, он превращается в священнодеятеля и приносит Богу жертву благоприятную! Он держит в своих руках «Чашу», из которой будет пить сам Христос. И снова святой Златоуст заставляет нас подумать: «Рассуди, кого ты напояешь и ужаснись. Подумай, что ты становишься иереем Христа, давая своей рукой не плоть, но хлеб, не кровь, но чашу холодной воды». Милосердие должно приноситься без различения всякому, кто просит нашей помощи, как без всякого различения Человеколюбивый и Милосердый Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Милосердие преподобного старца Порфирия к ближнему соответствовало его любви ко Христу. Он облагодетельствовал каждого, кто прибегал к нему. Он считал всякого человека членом Христовым – «друг с другом члены» – и становился веселым и радостным подателем и вместилищем небесного приношения. «Приносящий и приносимый». Он с готовностью творил добродетель милосердия, принося в основном духовную, а также телесную помощь и поддержку. У преподобного старца было милостивое сердце ко всем и вся. А «что есть милостивое сердце» – объясняет нам святой Исаак Сирин – «горение сердца за Творение, за людей, птиц и зверей, за бесов и всю Тварь».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Евангелия являются историческими и богословскими документами. Их богословие не может быть отделено от исторических событий, которые в них записаны. Но прежде чем начать собирать данные и ссылки относительно того, где и как используется выражение «третий день» и какое значение ему придается библейской мыслью, мы должны напомнить, что событие Нового Завета, имевшее место «на третий день», принадлежит истории. Совокупность событий страстной недели имеет вполне определенные хронологические очертания. Это выражение появляется в самых ранних Евангельских текстах не для того, чтобы выразить «временное местопребывание» 103 Иисуса в гробнице или продемонстрировать, что душа пребывает в теле в течение трех дней после смерти, но потому что гробница была обнаружена пустой именно на третий день. Обвинение иудейскими властями учеников Иисуса в том, что они украли тело, предполагает, что события действительно случились в той последовательности, которая дается в Новом Завете. Никто из современников даже не утверждал противоположного – что тело все еще пребывало в гробнице, что в действительности «на третий день» ничего не случилось 104 . Выражения «на третий день» и «после третьего дня» постоянно повторяются в Ветхом Завете. Первый и, вероятно, наиболее ясный отрывок, приходящий на ум – это Осия 6:2: «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будет жить пред лицем Его» Хотя этот стих никогда не цитировался в книгах Нового Завета, он повлиял на многих раввинистических писателей, веривших, что воскресение мертвых последует за концом мира и что произойдет это на третий день после него. Предполагалось, что в трех пророчествах о страдании ( Мк.8:31, 9:31, 10:33–34 ) Иисус имел в виду этот стих из Осии. В этом стихе говорится о восстановлении Израиля; Иисус указывает, что появление нового народа Божия произойдет от Его смерти и воскресения ( Ин.12:20 и слл). Выражение «на третий день» мы находим также в рассказе о принесении в жертву Исаака ( Быт.22 ). На «третий день» после приказа Аврааму принести в жертву сына, Бог посылает заместительную жертву ( Быт.22:4 ). Это день освобождения, избавления Исаака. Фразу «три дня» мы встречаем и в книге Иисуса Навина: «Через три дня», – после того как Иисус и его народ достигли реки Иордан, – «пошли надзиратели по стану, и дали народу повеление, говоря: “когда увидите ковчег завета Господа, Бога вашего, и священников наших и левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним”» ( Нав. 3:2–3 ). И в тот день, после трех дней, проведенных на берегу, народ Израильский пересек реку и вошел в землю обетованную. Другие ссылки на три дня можно найти, к примеру, в Ион. 2:1 и в 4Цар.20:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Единому Богу свойственны честь и слава, – и все, что принадлежит Ему, что выделено на служение Ему, участвует в Его славе и становится святым, как на небе, так и на земле 99 . Так Израиль свят Иегове, как Его удел из всех народов 100 , равно и Иегова, избравший Себе Израиля, есть Святый Израилев 101 . Люди призваны воздать славу Иегове, – в исполнение этой задачи они должны стать субъективно святыми, т.е. принадлежащими Богу, религиозными: «освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Иегова, Бог ваш, свят» 102 . Однородно с понятиями славы и святости и понятие духовности Божией. Под именем духовности евреи разумели нечто иное, чем мы; они не знали духовности в смысле бесплотности 103 . Духовностью они называли живую силу, жизнь и силу, бодрость, крепость. Поэтому Бог , живый, крепкий, всемогущий, противополагается миру как дух плоти 104 . И в человеке, как и во всем живущем, жизнь зависит от дыхания, от духа, который есть «дух жизни» и который делает «душу живою»; в смерти дух оставляет человека 105 . В человеке различаются дух и душа: душа это то же, что личность, личное сознание, дух это то, что оживляет человеческую душу, как и всякое животное. У человека душа своя, а дух Божий 106 , от Бога: Бог, создавший человека из праха земного, вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою 107 . Дух может быть только от Бога. И не только вообще жизнь, но и всякое напряженное проявление жизни, как-то воодушевление, или вдохновение, бранное, пророческое, производится от Духа Божия 108 . Священный бытописатель изображает Духа Божия носившимся над первобытным хаосом, благоустроившим мир 109 . Псалмопевец воспевает силу Духа Божия в противоположность ничтожному миру: «скрываешь лицо Твое, мятутся; отнимешь от них дух, умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой, созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» 110 . Для пророка грядущие времена спасения людей и явления славы Божией представляются временами излияния Духа Божия на всякую плоть 111 . Основным тоном в ветхозаветном представлении о святости, славе и духовности Бога является созерцание Его премирного величия, Его несоизмеримости с мирскою ограниченностью и человеческою немощью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Затем, когда и они [все] вперемешку, иереи вместе с архиереями, уподобились остальному народу и многие – как и ныне – начали попадать [во власть] духов обольщения 83 и тщетных пустословий 84 и погибать, оно, как сказано, перешло к избранному народу Христову – я говорю о монахах: оно не было отнято от священников или архиереев, но они сами сделали себя чуждыми ему. «Ибо всякий священник, посредник между Богом и людьми, поставляется на служение Богу, – как говорит Павел, – и должен приносить жертву как за народ, так и за себя» 85 . Но начнем повествование с более раннего [времени] и увидим, откуда, как и кому изначально была дана эта власть священнодействовать, вязать и решить, и так постепенно станет ясным решение 86 [того], о чем ты спрашивал 87 , не только тебе, но и всем другим людям. Когда Господь и Бог и Спаситель наш сказал имеющему сухую руку 88 : «Прощаются тебе грехи твои» 89 , – евреи 90 , услышав, говорили: «Сей глаголет хулу. Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» 91 . Таким образом, отпущение грехов еще не давалось ни пророками, ни священниками и никем из тогдашних патриархов. Посему и негодовали книжники, словно провозглашалось некое новое учение и необыкновенное дело, Господь же не порицал их за это, но, скорее, научил [тому], чего они не знали, явив Себя дарующим оставление грехов как Бог , а не как человек, ибо Он говорит им: «Дабы знали вы, что власть имеет Сын Человеческий 92 отпускать грехи» 93 . Он говорит «имеющему сухую руку: Протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая» 94 , – через видимое чудо уверяя в большем и невидимом. Так [было] с Закхеем 95 , так – с блудницей 96 , так – с Матфеем из сбора пошлин 97 , так – с Петром, трижды отрекшимся, так – с расслабленным, излечив которого и найдя затем, Он сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось чего хуже с тобою» 98 . Сказав это, Он показал, что тот из-за греха впал в оную болезнь, а избавившись от нее, получил и оставление своих грехов. Ни у кого из них не было нужды в длительном времени, посте, сне на земле, но только в обращении, вере несомненной, отсечении порока, искреннем покаянии и многих слезах, как у блудницы 99 и у Петра, «плакавшего горько» 100 . Здесь начало сего великого дара, подобающего только Богу, Который один имел его, а потом оставляет Своим ученикам таковое дарование 101 вместо Себя, собираясь взойти на небо. Давайте узнаем, как Он передал им такое достоинство и власть, и кто [они] и сколько [их было] 102 : одиннадцать избранных 103 , когда «двери были заперты» 104 и они были собраны вместе внутри, ибо, войдя и «став посреди них» 105 , Он «дунул» и говорит: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому прощаются; на ком удержите, на том удержатся» 106 , – и тогда ничего не заповедует им о епитимиях как имеющим научиться от Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

звуковая оболочка имени, древность которой, конечно, не может простираться далее древности языка, ее создавшего, но самая идея живого Бога, в известный исторический момент нашедшая себе воплощение в тетраграмме. При таком воззрении идея Бога «Сущего» самым тесным образом связывается со всем ветхозаветным откровением и представляется отражающей на себе все судьбы этого откровения. 102 Новый Завет Богословие имени в Евангелиях В Новом Завете сохраняется в целом такое же восприятие имени, какое было характерно для Ветхого Завета. Евангелие от Матфея начинается с «родословия (греч. ββλος γενσεως соответствует евр. – sefer toledot) Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова», т. е. перечня имен предков Спасителя, начиная с Авраама 103 . В Евангелии от Луки родословная Иисуса возводит Спасителя мира к Адаму и к Богу». О важности родословных в древности мы уже говорили: приводя имена предков Христа, Евангелист желал подчеркнуть тот факт, что Христос был реальным Человеком, Чье имя вплетено в непрерывную вязь человеческих имен. 104 Описанные в Евангелиях от Матфея и Луки явления ангела Захарии, Марии и Иосифу также имеют прямое отношение к богословию имени. Во всех трех случаях благовестив состоит из двух частей: ангел сначала говорит о рождении сына, а затем о том, каким именем он должен быть наречен (напомним, что и процесс сотворения мира Богом происходил, согласно книге Бытия, в два этапа). Захарии ангел говорит: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн» 105 . К Марии ангел приходит шесть месяцев спустя с аналогичной вестью: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» 106 . Наконец, Иосифу ангел является во сне со словами: «Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус » 107 . Наречение ангелом имени Спасителю мира имеет особое значение. Буквальный смысл еврейского имени Иисус ( – Yeshua) – «Яхве спасает». Таким образом, в самом имени Мессии присутствует священное имя Яхве, которое теперь приобретает дополнительный обертон: подчеркивается не величие, не могущество и не слава Яхве, но Его спасительная сила. Можно сказать, что новозаветное благовестив начинается с наречения имени Богу – имени, которое генетически связано со священным именем Яхве, однако указывает на наступление новой эры во взаимоотношениях между Богом и человечеством. Отныне Бог для людей – не «ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» 108 , а Тот, Кто «спасет людей Своих от грехов их» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Здесь может возникнуть другой вопрос: значит, Господь Бог не знал, падет ли человек? Но ведь Бог всеведущий! На это можно ответить только предположением, что Господь Бог знает не один путь человека, но все пути его и старается отвратить от пути погибели, но окончательный выбор оставляет за человеком, не нарушая его свободы: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти ( Иер. 21, 8 ). И еще: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16, 24 ). Вообще, о многих делах промысла Божия мы можем только предполагать, а не знать точно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Действия неограниченного Творца не могут быть объяснены со всею точностью тварям, хотя и разумным, ни постигнуты ими» 102 . Но для лучшего прояснения этого вопроса можно еще привести строки 3 книги Ездры : Не старайся более испытывать о множестве погибающих. Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его… Бог не хотел погубить человека, но сами сотворенные обесславили имя Того, Кто сотворил их, и были неблагодарными к Тому, Кто предуготовил им жизнь. Посему суд Мой ныне приближается ( 3Езд.8:55–61 ). 8. Кто же спасется? Как уже говорилось в первой главе, согласное мнение святых отцов есть истинное учение. Поэтому уместно будет привести некоторые цитаты святых отцов, начиная с первых веков христианства до наших дней (все их по этому вопросу в данной книге воспроизвести нет возможности). Всем известны слова священномученика Киприана Карфагенского († 258 г.): «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец!», – и: «Без Церкви нет спасения!» В оригинале (в русском переводе) они звучат так: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь . Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева» 103 . Святитель Кирилл Иерусалимский († 386 г.): «Не я говорю это, но Господь Иисус Христос , имеющий в этом деле власть. Он говорит: аще кто не родится свыше – и присовокупляет слова: водою и Духом, не может внити в Царствие Божие ( Ин. 3, 3; 3, 5 )… тот, кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водой, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое, поскольку так определил Иисус» 104 . Это подтверждает и Священное Писание. Сотник Корнилий делал много добрых дел. Тогда по повелению Божию пришел апостол Петр и сказал: …во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему ( Деян.10:35 ), – и, тем не менее, велел ему креститься ( Деян.10:48 ). Таким образом, верны слова святителя Кирилла Иерусалимского , одних добрых дел недостаточно, чтобы войти в Царство Небесное, необходимо и крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Злые и лютые черви – духи злобы и силы тьмы – ходят к ней и там питаются, гнездятся, пресмыкаются, снедают ее и погубляют» 96 . «Горе пути, – говорит преподобный Макарий в другой беседе, – если никто не ходит по нему и не слышится в нем голос человека, потому что путь сей становится виталищем зверей. Горе и душе, когда не обитает в ней Господь и гласом Своим не изгоняет из нее духовной злобы. Горе дому, если не живет в нем господин его: Он находится в забвении, мрак и темнота царствуют в нем, и Он исполняется нечистотой и смрадом. Γοре и душе, в которой не живет Господь: она исполняется мрака греховного, скверных страстей и всякого нечестия» 97 , и проч. 3) «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде Сый, и вся испалняяй, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша» 98 . «Прииди к нам Душе Святый, причастники Твоея содевая святости, и света невечерняго, и божественныя жизни» 99 . «Свыше к нам Утешителю пришедый, якоже первее ко апостолом, освяти и спаси Тебе Бога проповедающих» 100 . Если благодать Святого Духа так необходима для человека, что без содействия ее он не может ни очистить себя от грехов, ни преуспевать в подвигах христианской жизни, то долг всякого христианина требует постоянно и искренно желать даров Святого Духа, неотступно просить у Господа, чтобы послал нам Духа Своего Святого. Поскольку же действия Духа Святого, по учению святого Василия Великого , отражаются только в тех душах, которые не имеют в себе ничего стропотного и развращенного 101 , то надобно стараться смирить себя перед Богом познанием своей немощи и бедности греховной. «Должно быть вылито помещавшееся прежде, – учит Василий Великий , – чтобы могло вместиться вновь вливаемое» 102 благодатью Святого Духа. «Жилище и покой Святого Духа, – говорит св. Макарий Великий , – есть смирение, любовь, кротость и прочие Христовы заповеди» 103 . Сподобившиеся получить дары Святого Духа, сообщенные в Таинстве Св. Миропомазания, «не угашайте» ( 1Фес.5:19 ) сего божественного огня, учит апостол Павел. «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». И непосредственно за сим предостерегает верующих от тех зол, которым оскорбляется Дух Святый. «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:30–32 ), чтобы сохранить в себе присутствие Святого Духа 104 . Б. Почему мы украшаем священные храмы и дома свои зеленью и древесными ветвями в праздник Пятидесятницы? Обычай украшать в день Пятидесятницы святые храмы и жилища христианские зеленью и древесными ветвями пробуждает троякого рода воспоминания: явление Бога Аврааму, Синайское законодательство и Сионскую горницу с верующими, на которых сошел Дух Святый в день Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И вновь он в той же самой книге написал так: «Четырнадцатый день – истинная Пасха Господня, великая жертва, вместо агнца – Дитя Божие, связан связавший сильного 90 , и осужден Судия живых и мертвых 91 , и предан в руки (Р. 7) грешников, чтобы быть распятым 92 , вознесен 93 на рогах единорога 94 , с пронзенным святым ребром, источив из ребра Своего две новые очистительные жертвы: воду и кровь – слово и дух 95 , и погребен в день пасхи, когда камень был привален к гробнице» 96 . Но и преподобнейший Климент 97 , бывший иереем Александрийской церкви, муж древнейший и живший немногим позже апостольских времен, в речи «О Пасхе» 98 учит приблизительно тому же, написав так: «Итак, в предшествующие годы Господь, празднуя, вкушал приносимую в жертву у иудеев пасху. После того как Он завершил проповедь , Сам став Пасхой, Агнец Божий, как овца, ведомый для заклания, 99 как только научил учеников таинству прообраза в тринадцатый день 100 , в который они спросили у него: «Где велишь нам приготовить Тебе Пасху?» 101 . В тот (D. 15) день было освящение опресноков и приготовление к празднику. Оттого Иоанн добавляет, что в тот же день Господь омыл ноги ученикам, конечно же, как готовящимся. А пострадал наш Спаситель на следующий день, сам как Пасха, принесенный в жертву иудеями». И далее 102 : «И вот на четырнадцатый день, когда Он пострадал, утром первосвященник и книжники, явившись к Пилату, не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы беспрепятственно вечером есть пасху» 103 . С этим точным порядком дней согласны и все Писания, и вторят друг другу Евангелия. Свидетельствует и Воскресение: ведь Он воскрес на третий день. Это был первый день недель жатвы, в который по закону предписано приносить сноп священнику» 104 . Итак, из этих ясно, что в то время, когда Господь наш и Спаситель пострадал, Он не вкусил законного и прикровенного агнца, но Сам стал истинным Агнцем за нас в пятницу в четырнадцатый день первого лунного месяца. Итак, как мы сказали, когда Господь наш и Бог Иисус Христос во плоти претерпел добровольную и животворящую страсть в праздник законной пасхи, т. е. в четырнадцатый день первого лунного месяца, и воскрес на третий день, согласно Писаниям, в первый день недели, который является воскресением, в шестнадцатый день первого лунного месяца, в который по закону (D. 16) священнику приносили сноп, – наступил конец прообразной пасхи, так как пришла Пасха истинная.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010