16. Различие между знанием и верою I. Знание имеет предметом видимое и постигаемое, а вера невидимое и даже непостижимое. Знанием мы называем лишь то, что может быть сведено к очевидностям: фактической (все, о чем свидетельствуют наши здравые (нормальные) чувства – внешние и внутренние), логической (все, очевидность чего усматривается умом прямо или косвенно, т. е. чрез усмотрение немыслимости противоположного) и нравственно-эстетической (показания нашего непосредственного нравственно–эстетического смысла). Этого приведения содержания мысли к очевидности во многих случаях нельзя достигнуть в области веры, где предметами ее служат Бог, душа человеческая, загробная жизнь, рай, ад, христианское учение об искуплении человека от греха, проклятия и смерти и т. п. духовно-нравственные предметы, превышающие ум человеческий. Эти истины – тайны, которые навсегда останутся тайнами, сколько бы кто ни напрягался раскрыть их. К таким тайнам опытные в духовно-христианской жизни подвижники учат относиться так: «Хотя непонятно существо предмета и сокрыты основания, усвой и содержи его так, как учение о нем содержится – точными и определенными словами». Здесь требуется «не мудрование, а беспрекословное принятие уроков св. веры» (Епископ Феофан, «Письма о христианской жизни», ч. 4, стр. 305). Принятие верою истин, превышающих разум человека, есть вместе с тем и единственное средство усвоения этих истин, которые мало-помалу и для самого разума могут сделаться предметами его понимания, хотя и неполного. Прекрасно говорит об этом св. Кирилл Александрийский : «Нужно веровать, – рассуждает этот отец церкви, – и разуметь». Если истины божественные принимаются верою, то отсюда не следует, что нужно совершенно отказаться от их исследования, а скорее нужно стараться о том, чтобы подняться хоть до того не вполне ясного их разумения, которое, по слову апостола, имеет вид зеркального отображения и гадания. Хорошо, поэтому, делают, когда утверждают, что не прежде нужно познать, а после веровать, но помещая прежде веру, познание ставят на месте втором, потому что знание следует за верою, а не предшествует ей, по сказанному: «аще не уверите, ниже имате разумети» ( Ис. 7:9 ). Простая и непытливая вера, таким образом, составляет собою как бы основание, на котором уже после созидается познание, мало-помалу приводящее нас в меру возраста Христова и так же в мужа совершенного и духовного» (Comment. in Joan. enangel. lib. IV, сар. 4. Curs. graec., t. 33, col. 628 ет 629; см. Опыт. прав. догм. Богосл. еп. Сильвестра. Киев, 1884 г., т. I, стр. 103–104).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Римско-католическая Церковь. Общий обзор H. Я. Данилевский. Папство. Разделение Церквей. Фрагменты (...) Католичество зародилось, собственно, со времен Карла Великого 102 , когда он своим покровительством утвердил власть римского епископа во всем своем государстве, границы которого почти совпадали с тем, что, собственно, должно называть Европою. До этого времени римские первосвященники пользовались только тем уважением, которое сопряжено было с именем Рима, а также тем, которое они утвердили за собою в глазах покоренных романских народов Италии, Галлии и Испании своею верностью православию, исповедоваемому этими народами до покорения их варварами, тогда как варвары-покорители приняли по большей части арианство 103 . Это же уважение, по подобной же причине, начало утверждаться и на Востоке во время гонений, воздвигнутых иконоборцами. Ежели бы папы остались верными догматам православия, то весьма вероятно, что они получили бы не главенство, конечно, но преобладающее влияние и уважение на Востоке, точно так же, как и на Западе; ибо восточные христиане видели бы в них прибежище против деспотизма, который нередко позволяли себе византийские императоры в церковных делах. От посредничества, от звания верховного третейского судьи недалеко, как известно, до преобладания. Папы не могли не видеть открывавшейся пред ними перспективы, которая могла составлять достаточную цель для их честолюбия в то время, когда не были еще изобретены Лжеисидоровы декреталии 104 и, угнетенные ломбардами, римские епископы не могли еще предвидеть ни своего светского владычества, ни учреждения феодально-теократической монархии в Европе, наполовину еще наполненной язычниками, угрожаемой магометанами и представлявшей бессмысленную кровавую неурядицу меровингской Франции 105 . Очевидно, что догматическое различие с Востоком не могло входить в их планы, да оно и не входило. Не папы произвели догматический раскол в Церкви, как это превосходно доказано в известной брошюре Хомякова 106 , они только приняли его после долгого сопротивления, а приняв, конечно, и воспользовались им.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

А.И. Никольский Часословы 127. Часослов , в восьмушку, неполный: нет нескольких листов вначале, средине и конце рукописи, 234 л., уставом и полууставом разных почерков XIV–XV, XV и XVI в.в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом переплете. На полях внизу листов 1–14 приписка позднею скорописью: «Сия (книга) часослов от церкви Всемилостивого Спаса что на Устюге отобрана на Вологду в консисторию». Состав: 1) молитва покаянная, без начала (1–8 об.). Конец: «помилуй мя без числа ти согреших Господи, прости мя, аминь»; 2) часословец имея нощную дневную службу по уставу иже во Иерусалиме лавры святого отца нашего Саввы: последования: полунощниц: а) вседневной (9–31), б) субботней (31 об.–42 об.), в) утрени и первого часа (42 об.–72); г) канон Святей Живоначальной Троици поеться во всякую неделю пред утренею вместо полунощници – творение вселенского патреиарха Константина града кир-Митрофана (72–91 об.); д) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все (91 об.–96), е) последования 3, 6 и 9 часов и чина изобразительных (96–133); ж) последование вечерни (133–142 об.); з) чин обычныя повечерницы (142 об.–153); и) лунное течение (153 об.), к) окончание повечерницы (154–163 об.); каноны: л) благодарственный Пресвятей Богородице (163 об.–192), м) Иисусу Христу, без конца (192 об.– 203 об.), н) служба Благовещению, без начала (204–221), о) последование тропарям и кондаком от мытаря и фарисея до Всех Святых, неполное (221–234 об.). На 231–232 л.л. последование часов в Пасхальную седмицу. 128. Часослов , в восьмушку, неполный, 221 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном кожаном переплете (без верхней доски). Порваны листы: 1, 2, 59, 103, 104, 125, 132, 133, 185, 205, 208. Состав: последования полунощниц: 1) вседневной (1–19), без начала; 2) субботней (19 об.–32); 3) канон Святей Живоначальней Троци поем в неделю за полунощницу (32–44); 4) начало утреници и первого часа с почасием (44–90 об.); последования: 5) часов: 3, 6 и 9 с почасиями (90 об.–144 об.); 6) вечерни (145–157); 7) повечерницы великой (158 об.–208 об.); на лл. 183–190 канон молебен Ангелу хранителю; 8) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все. (208 об.–214); 9) тропари и кондаки дневные (214 об.–219); 10) богородичны и крестобогородичны на восемь гласов (219–221 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В воле Божией жить самое спасительное В безыскусственности и простоте общения с отцом Иоанном и с братией проступали укоренившиеся с давних пор монастырские традиции. То, что в монастыре никогда не прерывалось молитвенное служение, создавало в нем особую атмосферу. В августе 1988 года наместник монастыря архимандрит Гавриил (Стеблеченко) 103 был хиротонисан во епископа, а в монастырь по благословению Святейшего Патриарха Пимена приехал после завершения командировки в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Павел (Пономарев) 104 . Ему надлежало стать наместником Псково-Печерского монастыря. Только четыре года привел Господь потрудиться в обители архимандриту Павлу, но лето мало, лето долго, говорит пословица. Монастырь отцу Павлу пришелся по сердцу, и монастырю полюбился деятельный и рассудительный новый наместник. Позднее архиепископ Павел (Пономарев) вспоминал: «Я благодарю Бога за Его неизреченную милость ко мне, за возможность пожить и потрудиться в монастыре, где подвизались, подвизаются и теперь в братии небесного Псково-Печерского монастыря многие угодники Божии. Они не покинули его и по кончине своей и продолжают в живой тишине Богом зданных пещер 105 вещать чуткому слуху Божии тайны, прокладывающие и в современной жизни путь в Царство Небесное. Я впервые приехал в обитель с указом о почислении меня в братию монастыря. Моя келья оказалась рядом с кельей отца Иоанна. Я с ним тут же и познакомился. В безыскусственности и простоте общения с отцом Иоанном и с братией проступали укоренившиеся с давних пор монастырские традиции. То, что в монастыре не прерывалось молитвенное служение за всю историю его существования, создавало в нем особую атмосферу. Да и приехавшие и поселившиеся в нем валаамские монахи-подвижники принесли с собой живые традиции старого русского монашества. Отец Иоанн ввел меня в свою келью и в непринужденном дружеском разговоре познакомил с распорядком монастырской жизни, где и когда совершаются службы и какие святыни находятся в каждом из храмов. Так началось мое общение с отцом Иоанном. На следующий день я уже служил свою первую Божественную литургию в Никольском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

иеродиакон Николай (Сахаров) Скачать epub pdf УЧЕНИЕ О. СОФРОНИЯ О СТАРЧЕСТВЕ В СВЕТЕ ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ Писания о. Софрония возрождают роль старчества в русском аскетизме 100 . Его учение развивает идею послушания старцу на основе общей интегральной структуры его богословия, где главенствующую роль играет принцип персоны. Свежий взгляд о. Софрония на святоотеческие источники и его знакомство с живой аскетической традицией Афона способствовали оживлению интереса к подвигу послушания в современном русском Православии. Необычный для русской аскетической традиции акцент на главенствующем значении принципа персоны у о. Софрония позволяет увидеть, насколько русская традиция старчества менее “персоналистична”, чем традиция Византии. То же “личностное” измерение в аскетическом учении о. Софрония дает возможность богословски оправдать послушание пред лицом критики старчества со стороны русских религиозных мыслителей и развеять их опасения, что послушание уничтожает личную свободу человека. Принцип действия старчества В своем изложении монашеского опыта о. Софроний знакомит нас с различными видами послушания внутри монашеской общины 101 . С одной стороны, существует “административное” послушание настоятелю, которое может либо иметь, либо не иметь харизматическое значение: настоятель возлагает на членов монашеской общины разного рода задания, определяемые общими нуждами общины и ее членов 102 . Роль личных отношений в этом виде послушания может быть весьма различной. С другой стороны, согласно Преданию Восточной Церкви, существует послушание духовному отцу, основанное на личном руководстве. Обращаясь к историческому опыту Русской Церкви XVIII-XIX веков, о. Софроний указывает, что старец может быть как священником, так и лицом, не облеченным священным саном: “Духовные “старцы” не обязательно иереи или монахи” 103 . Его собственный старец – преп. Силуан Афонский – не был рукоположенным сященником-духовником и, наряду с его руководством, о. Софроний имел духовника-исповедника 104 . Однако, преп. Силуан сам в такой мере связывал таинство исповеди со старчеством, что мог прийти для исповеди и совета к любому иерею монастыря как к своему духовнику 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Католический пропагандист, директор Папского Библейского Института Мишель д’Эрбиньи, не раз бывавший в России, в своём последнем труде «L’Aspect religieux de Moskou», переведённом и на русский язык под заглавием «Церковная жизнь в Москве» 103 , со слов одного епископа-тихоновца, утверждает, что к ней принадлежит 35% верующих в провинции и 20% в Москве, а сами члены «Живой Церкви» считают, что к ней принадлежит около четверти (21,4%) всего православного населения России 104 . Если признать эти цифры приблизительно верными, нужно прийти к выводу, что по числу своих членов «Живая Церковь » занимает второе место среди Православных Церквей, если только её можно к ним причислить. Эта Церковь является значительной силой не только по своей многочисленности, но и по своей организации. Она уже успела собрать два Собора в 1923 и 1925 гг. и подготовляет в 1927 году третий; она имеет свой синод, свои епархиальные и приходские органы, свои духовные академии и богословские курсы 105 ; издаёт несколько журналов. Она в последнее время находится в официальной переписке с Константинопольским и Иерусалимским Патриархами, благосклонен к ней и новый Патриарх Александрийский, и представитель Антиохийского Патриарха присутствовал на её Соборе. Благосклонно относятся к ней как католики, так и англикане. Она, наконец, пытается подчинить себе русские церкви и вне пределов России: во Франции, Германии, Дании и Греции, а в Америке эти её стремления увенчались некоторым успехом: 27 ноября 1925 г. Апелляционное Отделение Высшего Суда в Нью-Йорке признало, что представитель «Живой Церкви» Иван Кедровский является законным владельцем кафедрального православного русского собора и всего церковного имущества, вследствие чего митрополит Платон должен был всё это уступить Кедровскому, а теперь Кедровский хлопочет о передаче ему храмов и церковного имущества всех двухсот русских приходов в Соединенных Штатах. Пытается захватить в руки власть «Живая Церковь » и на Дальнем Востоке, в Японии, в Китае, Корее. Итак, «Живая Церковь » – это, во всяком случае, величина, с которой нужно считаться, и чтобы определить наше надлежащее отношение к ней, я сначала вкратце изложу её внешнюю историю, затем её учение и устройство, и наконец, попытаюсь дать ей каноническую и моральную оценку, как её учению и устройству, так и её образу действия. Глава I. История «Живой церкви»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Киприан (Керн) ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ Глава Первая КУЛЬТУРНЫЙ ФОН ЭПОХИ A. ОБЩИЕ БЫТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ B. БОГОСЛОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ С. ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ D. МИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ Глава Вторая СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ АПОСТОЛ ПАВЕЛ МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ АПОЛОГЕТЫ Св. Юстин Философ Татиан Ассириец Ермий Философ Афинагор Св. Феофил Антиохийский Тертуллиан Св. Ириней Лионский АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Климент Александрийский Ориген Св. Мефодий Олимпийский Глава Третья СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ЭПОХА ТРИНИТАРНЫХ СПОРОВ Св. Афанасий Александрийский Св. Василий Великий Св. Григорий Богослов Св. Григорий Нисский Св. Иоанн Златоуст Немезий Емесский АНТРОПОЛОГИЯ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ Св. Кирилл Александрийский Антиохийское Богословие Василий Селевкийский Леонтий Византийский Преп. Анастасий Синаит Глава Четвертая СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ АНТРОПОЛОГИЯ ПУСТЫНИ Преп. Макарий Египетский Преп. Исаак Сирин АНТРОПОЛОГИЯ МИСТИКОВ Ареопагитики Св. Максим Исповедник Преп. Симеон Новый Богослов АНТРОПОЛОГИЯ БОГОСЛОВСКИХ СИНТЕЗОВ Св. Иоанн Дамаскин Св. Фотий, патриарх Константинопольский († 891) ЧАСТЬ ВТОРАЯ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ Глава Пятая БОГОСЛОВСКОЕ УЧЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ РАЗЛИЧИЯ В БОЖЕСТВЕННОЙ ТРОИЦЕ ЧИСЛО ЭНЕРГИЙ ЭНЕРГИИ И ИПОСТАСИ ЭНЕРГИЯ И СУЩНОСТЬ КОСМОЛОГИЯ МИРОВАЯ ДУША ХРИСТОЛОГИЯ Глава Шестая ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СТРОЕНИЕ ЕГО Глава Седьмая ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ Глава Восьмая ОБÓЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧТО ЕСТЬ ГРЕХ, КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ? ПЕРВОИСТОЧНИК ГРЕХА УЧЕНИЕ О СТРАСТЯХ УЧЕНИЕ О МИРЕ, КАК СРЕДОТОЧИИ СТРАСТЕЙ ПОДВИГ МОЛИТВА ВОСХОЖДЕНИЕ К ФАВОРСКОМУ СВЕТУ Библиография Сокращения notes 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († 4.03.1687, Палеостровский мон-рь), бывш. мон. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , деятель раннего периода истории старообрядчества , автор сочинений. Биография Судя по сохранившимся документам Соловецкого мон-ря, И. был пострижеником этой обители, к 1661 г. имел сан диакона. И. выполнял общемонастырские хозяйственные поручения, в частности управлял нек-рыми соляными промыслами в 1663-1664 гг. После того как к сер. 60-х гг. XVII в. в Соловецком мон-ре сложилась оппозиция осуществлявшейся богослужебной реформе (см. в ст. Никон (Минов) , патриарх Московский и всея Руси), И. стал одним из ее руководителей. Ближайшими его сподвижниками были Герасим (Фирсов) , Александр Стукалов, Геннадий (Качалов) , Ефрем Каргополец. Деятельность оппозиции была направлена в первую очередь на смещение архим. Варфоломея и келаря Савватия (Обрютина), к-рые пытались удержать братию в подчинении церковным властям. Участие в оппозиции стало причиной острых конфликтов И. с монастырским начальством, в этот период он дважды убегал из обители. Известна дата 2-й попытки бегства - 14 мая 1666 г., тогда диакон бежал вместе с 4 монахами, их поймали в 200 верстах от мон-ря в М. Шуйке Кожеозерской вотчины, после чего посадили в монастырскую темницу и по приказанию келаря Савватия «смиряли монастырским смирением». В донесении келаря царю об этих событиях сообщается, что «а и преже, государь, сего те чернцы от нас из монастыря бегали ж, и мы, нищие, в погоню посылали, и поймали их наши погонщики на Двине от монастыря верст с триста». Наказание И. стало причиной бунта соборных старцев Александра Стукалова, Геннадия (Качалова) и Ефрема Каргопольца, 28 июня 1666 г. во время службы попытавшихся убить Савватия (МДИР. Т. 3. С. 103-104). И. был лишен сана (в челобитной архим. Варфоломея царю от 11 авг. 1666 И. назван бывш. диаконом: «Старец Игнатей, черной дьякон, а ныне и дьяконство потерял» - Там же. С. 97).

http://pravenc.ru/text/293451.html

Отдел третий. О заблуждениях в учении о Духе Святом § 102. Указание сих заблуждений Заблуждения латин в учении о Духе Святом касаются, с одной стороны, учения о личном свойстве Его, а с другой – никеоцареградского символа Веры . Отсюда – Член 1. О личном свойстве Духа Святого Дух Святый исходит от одного Отца, как источника и начала божества. (Прав. исповед. ч. 1, ответ. на вопр. 71, стр. 57. Спб. 1840 г.) § 103. Сущность латинского заблуждения о личном свойстве Духа Святого В учении о личном свойстве Духа Святого латины погрешают тем, что исповедуют Его исходящим, то есть имеющим вечное ипостасное бытие свое, не от одного Бога Отца, но и от Сына Божия 47 . § 104. Время появления его Исповедание сие выдается обыкновенно у латин за всегдашнее верование Церкви вселенской; но на самом деле оно не имеет за собою ни апостольской, ни отеческой давности. По несомненным показаниям истории, первые семена его брошены были на Западе уже в седьмом веке. В это собственно время некоторые из писателей западных, именно: Исидор испалийский и Феодор киликианин, основываясь на том, что Дух Святой называется в свящ. Писании Духом Христовым ( Рим. 8:9 ), но в то же время упустив из виду, что Он называется так потому, что единосущен Сыну Божию, на котором почивал постоянно, как на искупителе нашем ( Ис. 11:2,3 ) 48 , начали высказывать, что Он исходит и от Сына 49 . В восьмом веке мнение сие приняли и защищали некоторые испанские и французские того времени писатели 50 , а в начале девятого составился уже (809 г.) по поводу его, под личным председательством западного императора Карла, значительный собор в Ахене, городе французском 51 . В каком виде и порядке происходили на сем соборе рассуждения об исхождении Духа Святого, с подробностию не известно: потому что акты его не сохранились до нашего времени 52 ; но то несомненно, что присутствовавшие на нем, частию за возвышенностью предмета своих рассуждений, а частию и за разногласием между собою, ничего определенного по поводу его не постановили 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Отделение I. Церкви в Новгородском Кремле I. Новгородский кафедральный Софийский собор Квдгь святая София, ту Новюрод. Новг. I лет. стр. 33. Первоначальное основание кафедрального собора в Новгороде. Построение нынешнего Софийского собора и бывшие в нем перемены. Устройство собора со вне и внутри. Стенная иконопись в нем. Приделы собора нынешние и прежде бывшие. Колокольня соборная. Надгробные памятники в соборе. Преимущества собора, получаемая им руга и его клир. Древние священные обряды , совершаемые в соборе, и крестные ходы. Первая кафедральная церковь в Новгороде была построена во имя Богоотец Иоакима и Аины первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином, хиротонисанным в 988 году и присланным от равноапостольного князя Владимира в Новгород 101 . По прибытии своем в новую страну, епископ в 989 году, при первом просвещении новгородских Славян – язычников 102 , построил близ своего архиерейского дома церковь Иоакима и Анны 103 . В ней то до построения каменного Софийского собора, совершалась божественная служба; в ней же погребен и сам строитель в 1030 году. Церковь сия находилась хотя и подле нынешнего собора 104 , но не на том месте и не в том виде, в каком теперь находится придельная Иоакимовская церковь . В один год с построением церкви Богоотец Иоакима и Анны устроена тем же епископом Иоакимом Софийская соборная деревянная (дубовая) церковь о 13 ти верхах, которые знаменовали Спасителя с 12 ю Апостолами 105 . Она построена на конце Епископской улицы над рекою Волховом, где после был Борисоглебский храм, что в Каменном городе или Околотке. Церковь Софийская стояла 50 лет, до 4 марта 1045 года, и в это время сгорела 106 . Ныне место сей церкви находится за присутственными местами, у кремлевской восточной стены 107 , близ обыденной церкви Андрея Стратилата. По истреблении в 1045 году пожаром деревянного Сафийского собора, при втором енископе Луке, заложен был в северной половине Кремля, у бывшей Иоакимовской церкви, нынешний каменный собор св. благоверным князем Владимиром, сыном великого князя Ярослава I Владимировича и св. княгини Анны 108 , жившей в Новгороде. Построение собора продолжалось семь лет. Для построения храма и вместе для украшения его были вызваны ца реградские художники. Они, в продолжение семи лет, по словам летописцев 109 , церковь сию устроиша вельми прекрасну и превелику. Образцом для них был с одной стороны храм киевский, устроенный Ярославом Мудрым в 1037 году 110 , а с другой константинопольский 111 , служивший образцем для созидания многих, наших церквей. Новопостроенный по византийскому и вместе киевскому образцу Софийский собор освящен, по повелению князя Ярослава 112 , в 1052 году 14 сентября, вторым новгородским епископом Лукою Жидятою, за 20 дней до смерти самого храмоздателя св. Владимира 113 , когда уже не было в живых матери его св. благоверной княгини Анны, помогавшей сыну в создании храма и скончавшейся 10 Февраля 1050 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010