Свв. Василий Юродивый и Артемий Веркольский 16 1) в рост в боковом положении; между ними вверху Господь Эммануил в облаках (размер 321/2x28 сант.); в новой серебряной раме (московской работы). Икона пострадала от времени и значительно зачинена; работа горок, выделка золотых цветов и рисунок (но не вохрение) указывают, что икона эта писем тонких, так называемых «последних Строгановских». Конечно, такое определение фиктивно, но несомненно, что это икона хорошего письма, второй половины XVII столетия (вероятно, ближе к концу его). Доска липовая умеренной толщины, с широкопольем, без второй выемки, указывает на лучшие московские мастерские. Описание 22 Св. Николай Чудотворец, оглавной или иначе «оплечной», на тонкой новой доске (38х29 сант.) Икона рисунка московского периода (XVII век), но так заделана, что не может служить образцом тех или других «писем» этого времени. Описание 23 «О Тебе радуется, обрадованная, всякая тварь», большая икона (102x79 с., на довольно тонкой доске (липовой из 3 досок, с двумя шпонками). По композиции очень сходна с иконой, описанной под 20, с несколько большим количеством лиц и с отменами в рисунке и в раскраске. Вохрение бледно-желтое, ризы крещатыя, одеяния красочные и с красочной пробелкой, горы старой манеры – широкими „пяточками”, рисунок зданий древнй, купола плоскими полушариями, с полным отсутствием даже намека на луковичность позднейшего времени. Все признаки, так называемых, писем «новгородских» желтого вохрения. По рисунку и мастерству письма икона первоклассная и для любителей иконописи поучительная; к сожалению, в поправке была, хотя и осторожной, но значительной, кой где даже вохрение посмыто и подправлено, надписи почти все новые, (золотой фон и надписи на нем новые, очень грубо исполненные). Отметим, что среди святителей изображены московские митрополиты Петр и Алексий (новгородских святителей не видно). Время написания иконы с наибольшей вероятностью определяется первой половиной XVI столетия. Описание 24 Образ Тихвинской Божией Матери (51x40 с.) на липовой доске без выемки, вставлен в большую доску (с узкими полями), на которой в 12 местах изображены сцены из жизни Богоматери. Житие расположено следующим образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

На застежках оного писано золотом на верхней – Архиепископе: на нижней – Макарие. – На загибе застежек на серебре резными вязаными буквами писано: Святое Евангелие свершено лета 1533. – По обрезу в клеймах краской написано: внизу – книга, по середине – глаголемая, в верху – Евангелие. 2. Евангелие в десть писано уставом в 7110-м году (1609); в нем начальные слова и Евангелисты писаны золотом творенным; верхняя дека серебряная, чеканная, позлащенная, на оной Распятие Господа с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом резные с чернью; около Распятия и между Евангелистами и по краям по доске обнизано жемчугом средним в оду нить; на доске же четыре камня в гнездах серебряных, золоченных, их коих два виниса облыя и две корки изумрудные, а вокруг гнезд обнизано жемчугом средним. В оном на первом листе в пяти кругах золотыми вязанными буквами написано: «Лета 1602 сентября в 25 день на память преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского чудотворца. Сия книга глаголемая Евангелие положила в дом Пречистыя Богородицы Честнаго и Славного Ея Рождества и Преподобного отца нашего Пафнотоия Боровского на престоле в монастыре Ирина Андреевская – жена Петровича Клешнина, на напоминание души мужа своего Луппа по иноке схимнике Левкее и по его родителям и по своей душе. 3. Евангелие, печатанное при патриархе Иоакиме в 1681 году, обложено бархатом синим, на нем распятие Господне с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом. Евангелисты и четыре херувима серебряные, чеканные, позолоченные на верхней доске серебряной около распятия Господня в полях четыре камня из коих два сапфира облыя, один яхонт красный и один червчатый. 4. Евангелие, печатанное в 1697 году индикты 6, обложено полубархатом красным, – на верхней доске по середине Иисус Христос , сидящий на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею и евангелисты – серебряные, резные на исподней доске середина, наугольники и застежки медные. Весу в серебре на верхней доске тридцать золотников. 5. Евангелие, напечатанное 1694 года индикта 2-го, обложено полубархатом красным. На нем на верхней доске серебренный образ Христа Спасителя, садящего на Престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. Евангелисты серебряные, чеканные, вызлащенные. На исподней доске середина и наугольники серебряные, чеканные, без позолоты, прорезные, а застежки серебряные позолоченные. Из вкладной книги видно, что оное Евангелие в 1696 году строил обители Пафнутиевой казначей старец Иосиф Бурцов на поминовение архимандрита Феофана, на его келейные деньги. Весу в серебре один фунт сорок пять золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В нижние отделения палаток входы устроены извне, по сторонам церковной паперти. Оба входа имеют вид небольших полубашен с железною крышею и железными дверьми, в них по одному узкому окну, а в самых палатках по шести полуквадратных окон в каждой, с железными решетками со стеклами, в деревянных рамах, Правый вход с чугунными ступенями ведет в родовую усыпальницу гг. Шепелевых. В ней пол устлан чугунными плитами, с подписью имен почивающих здесь особ. Эту палатку предназначено обратить в церковь во имя Воскресения Христова от наследников, недавно скончавшегося незабвенного благотворителя обители полковника П. И. Шепелева, гг. Жуковых; пока поставлен чугунный иконостас и два небольшие клироса чугунные же. В алтаре престол чугунный с кипарисною крышкою, мерою в вышину 1 аршин 6 вершков и в ширину тоже, на нем срачица полотняная. Жертвенник сосновый, четырехугольный, мерою в вышину 1 аршин 6 вершков, с боков по 1 аршину 4 вершка. За престолом образ Воскресения Христова, живописный на стекле, мерою в вышину 1 аршин 12 вершков ширину 1 аршин 4 вершка. Обделан в чугунной рамке. Иконостас чугунный, одноярусный. Царские двери чугунные, в них на медных досках в середине, с правой стороны, образ Божией Матери. С левой Архангела Гавриила, а вверху и внизу по углам четыре Евангелиста, живописной работы. В арке над царскими дверьми на медной доске образ Тайной Вечери, живописной работы. По правую сторону Царских Врат на медной доске образ Господа Вседержителя живописный. В южной чугунной двери на медной доске образ св. Николая и Иоанна Златоустог о живописный. От южной двери, у правого клироса, на медной доске образ св. Праведной Елизаветы, живописный. За правым клиросом на медной доске образ св. Софии, живописный, в деревянном киоте столярной работы. По левую сторону царских врат образ Вождей Матери с Предвечным Младенцем, на медной доске, живописный. В северной чугунной двери на медной доске образ св. Александра Невского и мученицы царицы Александры, живописный. У левого клироса на медной доске образ св. Дины, живописный. За левым клиросом образ преподобной мученицы Анны, живописный. – У стены, за левым клиросом, в деревянной киоте столярной работы, набор икон в три яруса из хранящихся в ризнице: в первом ярусе Господа Вседержителя, а по бокам Вождей Матери (Тихвинской и Ахтырской иконы). Во втором ярусе Господа Вседержителя и Божией Матери (Казанская и Калужская Иконы), а в третьем ярусе Господа Вседержителя и две иконы (Казанской) Божией Матери. По внутреннему обмеру церковь эта занимает от Горного места до западной стены 24½ аршина по длине, а по ширине 7¾ аршина, как видно из описи Калужской Тихоновой пустыни за 1866 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вкушение пищи имеет три предела: воздержание, доволь и сытость. Воздержание есть алкать немного и поевши; доволь – ни алкать, ни отягощаться; сытость – отягощаться немного. А по насыщении и еще есть – дверь есть чревобесия, коею входит блуд. Ты же, все это рассмотрев, выбери приличное по силе твоей, не преступая пределов, ибо совершенным свойственно и то, чтобы, по апостолу, и насыщаться, и алкать, и во всем мощными быть. Наконец, следует вспомнить еще и то, что опытные в умном делании признают неудобным для новоначальных и страстных псалмопение, чтобы им всегда молиться за грехи свои или на злые помыслы и страсти, по причине многого разнообразия слов, возводящих то к славословию Божию, то к созерцанию тварей, или домостроительства и Промысла Божия, или мук вечных и обетований, или предвечности и непостижимости и других подобных вещей, к каковым страстный и немощный ум не может возвыситься. И вследствие этого помысл, впадая в мечтания, соблюдает одно только количество, следствием чего обычно бывает радостное мнение и самохваление сердечное, о чем святой Иоанн Лествичник , зная это опытно, сказал: «Не старайся многословить, чтобы ум твой не разбегался в изыскании слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие очень часто рассеивает ум и наполняет его мечтаниями, а малословие хорошо его собирает». И справедливо написал Новый Богослов, что по умалении страстей пение естественно дается языку. Ибо как и воспоет кто-нибудь песнь Господню на земле чужой, то есть в страстном сердце? И притом, кто не хочет обучаться умному деланию, тот прежде всего не может знать первоначальной степени: что такое прилог, что сочетание, пленение и страсть. И не зная этого, не знает и своего падения и восстания; не имея же такового опыта, лишается и всечасного покаяния; не имея же постоянного покаяния, не знает своей немощи; лишенный же сознания немощи чужд бывает сердечного сокрушения и исповедания пред Богом, а без этого не может прийти в страх Божий; а не имея страха Божия, не знает, как всегда молиться за грехи свои, но, как барщину, соблюдает только количество в своем пении. Такой же чин умного делания изобразил и святой Кассиан, говоря: «О тех же меньших грехах, которыми и праведник семь раз в день падает и восстает, всегда нам должно сетовать и каяться. Ибо повседневно неведением или забвением, или невольно, или от нужды, или от немощи плотской, хотя и нехотя, согрешаем, по апостолу: “не еже бо хощу... творю” ( Рим.7:15 ). И опять: “Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея?” ( Рим.7:24 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

72) За правым клиросом в стене на мраморной доске: «Против сей доски положено тело князя Льва Михайловича Волконского, бывшего господите действительного камергера родившегося в 1756 году июля 29 дня, а скончавшегося в 1792 году января 19 дня.» при входе в церковь в правой стене: 73) На медной доске: «Здесь погребено тело княжны Анны Алексеевны Волконской, родилась 1762 года января 22, скончалась 1828 года мая 18.» над 4-м в алтаре на левой стороне в стене: 74) На мраморной доске: «Против сей доски положено тело князя Павла Михайловича Волконского, бывшего господина действительного камергера, родившегося в 1763 году марта 12 дня, а скончавшегося в 1808 году декабря 14 дня». над 5-м 75) За левым клиросом в стене, на мраморной доске: «Против сей доски положено тело князя Михаила Никитича Волконского, бывшего господина генерал-аншера, сенатора, генерал – адъютанта лейб-гвардии конного полка подполковника главнокомандующего в Москве и всех орденов российских и польских кавалера, родившегося в 1713 года октября 9 дня, а скончавшегося в 1788 году декабря 8 дня». При входе в церковь на полу: над 6-м 76) На чугунной доске: «Здесь погребено тело создателя храма сего генерал-лейтенанта и кавалера Николая Алексеевича Волконского; родился 1757 года ноября 19, скончался 1834 года сентября 27». над 7-м 77) На чугунной доске: «Здесь погребено тело генерал-лейтенанта княгини Феодосьи Петровны Волконской, урожденной Нащекиной, родилась 1760 года июля 12. Скончалась 1824 года декабря 14.» Да в памятнике, хранящемся при оной церкви, значатся погребенными в Пафнутиевом монастыре и под той же церковью из рода Волконских. 8. Князь Михаил Константинович, 1600 года июля 5 дня, защищая веру и отечество, убит в соборной церкви Боровского Пафнутиевого монастыря и погребен в оном. 9. Сын его князь Лев Михайлович. 10. Князь Савелий Львович. 11. Окольничий князь Фёдор Львович. 12. Князь Петр Феодорович, капитан, убит на войне в 1708 году, а погребен в оном монастыре в 1709 году. 13. Князь Никита Феодорович.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Долгие годы в Богоявленской церкви сохранялся столярной работы иконостас «древней архитектуры в четыре яруса с накладною, и местами вырезанною на иконостасе резьбою, с двумя у царских врат небольшими витыми, а по сторонам двенадцатью резными накладками». Гладь иконостаса были выкрашены темно-зеленой краской, а резьба местами по зеленому и местами по голубому полю частью окрашена, а частью позолочена, также как и каждая из его накладок были до половины позолочены. Царские врата с полукружием наверху, не имели украшений, и на них находились изображения Распятия и Воскресения Христова древнего письма. По сторонам царских врат находились местами посеребренные и позолоченные две обрезные фигуры ангелов с рипидами. В местном ряду, с правой стороны царских врат, помещался храмовый образ Крещения Господня, украшенный окладом с полями из басменного серебра, с серебряными ризами и венцами на изображенных фигурах. Вокруг образа, на отдельной доске были изображены чудеса Христовы и лики разных святых без украшений. Далее находилась Владимирская икона Божией Матери, поля которой украшал серебряный оклад с венцом и цатою беспробного серебра. Вокруг иконы, на отдельной доске «в приписи», были изображены разные явления этого образа и лики разных святых без украшений. Рядом помещался образ святителя Леонтия Ростовского в серебряном окладе с полями басменного серебра с позолотой и таковыми же позолоченными венцами. Вокруг этой иконы, «в приписи» на отдельной доске, были изображены сцены из жития святого, а по сторонам. лики разных святых. Далее в этом ряду была устроена южная дверь иконостаса с изображением на ней апостола Филиппа, а над нею был помещен образ Божией Матери «Знамение» с двумя херувимами без украшений. Рядом с дверью около стены был поставлен небольшой образ Божией Матери «Владимирская», с позолоченным окладом, полями, венцом и цатою басменного серебра, в венце вставлены восемь простых камней разного цвета. Этот образ был вставлен в другую икону, написанную на отдельной доске, вверху которой был изображен Спаситель, а по её сторонам предстоящие Антоний и Феодосий Печерские с другими святыми, украшенные небольшими позолоченными венчиками басменного серебра. Здесь же, «в «приписи» на отдельной доске, помещалось изображение явлений Божией Матери и лики святых. На повороте иконостаса вдоль южной стены был поставлен образ Введения во храм Пресвятой Богородицы в позолоченных окладе, полях, с пятью венчиками из басменного серебра. В приписи к этой иконе, на отдельной доске изображались иллюстрации из земной жизни Божией Матери, а по сторонам изображения разных святых.

http://sobory.ru/article/?object=06972

8, мес. Ноября. На верхней доске 5 выпуклых чеканных изображений: посредине – Спасителя, сидящего на Престоле, без митры; по углам же 4 евангелиста; на нижней доске вычеканен патриарх Авраам, угощающий Св.Троицу в виде трех странников под дубом Мамврейским. Высота евангелия 7 ½ вер., шир.5 ¼ вер., толщ.2вер. 4. Евангелие в бархатном окладе. На верхней доске 5 финифт. изображений в кружках с стразами; посредине – Воскресение Христово, а по углам 4 евангелиста; вверху же сверх того, чеканное изображение Бога Отца с исходящим Св.Духом; на нижней доске чеканное изображение Креста Господня с орудиями Страстей Господних. Евангелие в полул. на александрийской бумаге, с кинов., печат. в Москве Синод. Типогр. 1847 г.,инд.5 мес.июля от сотворения же мира 7355 г. 5. Самым древнейшим евангелием в Рогнедине считается евангелие, находящееся в Флоро-Лаврском Приделе Одигитриевского храма. Дубовыя доски облачены старым черным бархатом с сребр.накладками; в 1/8 листа, с кинов., 457 листов. На передней доске: посредине – Распятие Спасителя с предстоящими при Кресте – с одной стороны –Божией Матери и Марии Магдалины, а с другой – Иоанна Богослова и Лонгина Сотника; по углам 4 евангелиста. На заглавном листе напечатано: «Во славу Человеколюбца единаго триипостаснаго Бога Отца и Сына и Св.Духа напечатася в типографии царствующаго великого града Москвы: Повелением Благочестивейшаго Великаго Государя нашего Царя и великаго Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и Белыя России Самодержца при Благороднейшем Государе нашем Царевиче и великом Князе Алексее Петровиче Благословением же преосвященных архиереев между патриаршеством в лето от сотворения мира 7209 г., от Рождества же по плоти Бога слова 1701 г., ин. 9, мес. Августа». III. Пасхальный сосуд (потир) или чаша Диаметр его вверху 3 ½ вер., внизу 5 вер., высота сосуда 10 ½ вер. Верхняя часть сосуда поддерживается вылитым из серебра ангелом. Вокруг верхней части 4 финифт. священ. изображения с белыми и зелеными стразами и камнями: а) Спасителя, сидящего на Престоле в архиерейском облачении и с митрою; б) Иоанна Предтечи; в) Божией Матери и г) Распятия Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=09466

Эти четыре иконы представляют распиленные царские двери. Вохрение лиц коричневатое в краснину, пробелка красочная, фон – золото. Горы в виде «пяточек» с закруглениями – очень стараго типа, палаты без всякой вычурности вполне соответствуют рисунку гор. Все указывает на довольно раннюю эпоху – приблизительно первую половину XVI столетия и на один из «новгородских» пошибов иконописи. К сожалению иконы подверглись значительной (хотя и старательной) правке, вплоть до наноса на лики. Надписи – или сделаны вновь, или подправлены, почему палеографическое определение должно быть производимо с крайней осторожностью. Описание 30 Символическое изображение добрых плодов учения великих учителей церкви (и составителей чина литургии) св. Василия Великого , св. Григория Богослова и св. Иоанна Златоустаг о. [На тонкой липовой доске, с одной выемкой (размер 35x30 сант.), на обороте доски надпись – полустертая – повидимому «Письмо Никифорово (?)» 21 20. Новый серебряный оклад работы 1862 г.]. Среди гор, на золотых престолах, стоящнх только символически в храмах, так как церкви изображены позади сидящих и в очень малом виде, возседают святители и пишут на золоченных столах длинные свитки. Около святителей писцы не успевают переписывать. Благодатное поучение бьет фонтаном, разливается рекою – толпы народа черпают чашами и стаканами, упиваясь сладостною влагою. Сложная композиция 22 21 со всеми признаками московских писем первой половины XVII столетия и так называемого «строгановского, мастерства» светло-желтые в белизну, пробелка красочная). Эта икона одна из реких, так называемых, именных Строгановских икон. Именно с этой иконы издана прорись А. И. Успенским в издании переводов собрания В. П. Гурьянова (см. замечания Успенского, стр. 112, 81). Описание 31 Свв. апостолы Петр и Павел, в рост, на верху над ними в небесном круге Господь Эммануил (на тонкой липовой доске, с одной выемкой, широкими полями, двумя шпонками, 36x29 сант.). Оклад позолоченный, венчики с финифтью. Писано на золотом фоне, пробелка одежд красочная, икона, повидимому, XVII столетия. Всего вероятнее и почти наверно (хотя чуется какая то особая манера) московское происхождение. На обороте доски надпись чернилами: «молитс сем образ Гаврило Поспловъ». Описание 32

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Образ Божией Матери – явления, именуемого Умиление, перевод «оглавной» (тип Владимирской Божией Матери). На тонкой липовой доске с двумя закраинами и двумя шпонками; размер 28x34 сант.; оклад серебряный с финифтяным венцом. Икона прекрасной сохранности, но всетаки с небольшой реставрацией (в лике есть маленький выпадок, теперь пятнышко). Вохрение бледно-желтое, глазки продолговатые, не широко раскрытые, пробелка резкая, краска на краске, свет и поля (очень узкие) – на золоте. Икона – древняя, вероятнее всего первой половины XVI столетия, но вполне возможно определять ее и исходом XV-ro. Можно думать, что написана в пределах Новгородской области. Образ принадлежал И. Л. Силину и описан в печатном каталоге его собрания, стр. 16, (П. М. Третьяковым приобретен был за 5000 рублей). Описание 7 «Триипостасное Божество», или «Отечество», изображение Св. Троицы на тонкой липовой доске, 31х251/2 сант.). Мастерство этой иконы не типично ни для «новгородских», ни для «московских» писем. По вохрению лиц, по манере, например, изображения облаков – икона эта старая – не позднее первой половины XVII столетия а может быть и конца XVI века), но где именно она написана, вопрос не легко разрешимый. Доска, указывая с одной стороны на московское влияние (ровно 7 вершков, с другой отмечает и северные особенности – продолговатость (53/4 вм. 6 верш.) и незначительную толщину. Я бы высказался за написание иконы вне собственно московскаго района (но и не на севере) и сблизил ее мастерство с новгородскими образцами. Икона была в поправке, при чем поправка эта, может быть и неодновременная, делится на две части – чинка самой иконы довольно осторожная (особенно явно золото), и грубейшая замазка полей. Определяя цельность иконы, обращать внимание на поля в данном случае, не следует. Поля страдали прежде и чаще всего; иногда грубая замалевка полей не сопровождалась даже малейшей чинкой самого изображения. Для сравнения изображений см. далее 32, 34, 35, 36, 40, 46 и 55. Обычное изображение «Отечества» – Бога Отца, Бога Сына и Св. Духа между ними часто сопровождается иконниками и подписью «рече Господь Господеви моему–седе одесную Мене». Описание 8

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Кроме того, до сих пор сохранились три надписи: а) на чугунной доске, прикрепленной к стене с южной стороны храма, б) на медной доске, находящейся в церкви и в) на длинном жестяном листе, прикрепленном к карнизу с внешней стороны алтаря. Последние две надписи не что иное, как краткое повторении первой. Первая же довольно подробно говорит о начале и обстоятельствах построения церкви. Содержание надписи сохранившейся на чугунной доске, следующее: «Молитва Богородицы к Сыну Своему и Богу нашему: Царю Небесный, прими всякого человека, славящего Тя и призывающего имя Твое на всяком месте, идеже бывает память имени моего, освяти место оно и прослави прославляющего Тя именем моим, приемлющих всяку молитву и обещание тайну цареву добро хранити, а дела Божия проповедати преславно есть. 1763 года начата сия вновь каменная церковь вместо ветхой деревянной в том же именовании Рождества Христова и с приделом Знамения Богородицы вновь, по благословению синодального члена епископа Сильвестора Переславского и Дмитровского, по прошению тоя церкви священника Петра Васильева с причетники и приходскими людьми, по коему прошению и дана храмоздательная грамота и велено строить в то же именование Рождества Христова и Знамения Богородицы на хранящуюся церковную сумму 85 руб. и в коем в прибавке дана от консистории сборная книга на три года, по коей и собрано денег 4 138 р. И как началось строение то, услышал князь Лука Иванович Несвицкой и подал вкладу каменного кирпича 30 000, да белого камня 400, и просил онаго священника, чтоб вместо Знамения Богородицы освятить придельный храм во имя Казанския Богородицы и пожертвовал образ в осребренном окладе с ризою кованою и венцом позлащенными, которой в 1767 году по освящении церкви поставлен в храмовом месте, а по прошествии 24 лет и по смерти того священника некоим христолюбцем его родства, чтоб храм Знамения Богородицы не остался без празднования и в забвении таком и покойного священника обещание исполнить, того ради сей образ написан на стене шаровными писании и украшен медною позлащенною ризою и прочими украшении на собранную сумму от Московских христолюбивых подателей, за коих святая церковь непрестанно благомолит до скончания века. Аминь. Того ради сия надпись на доске чугунной вылита и поставлена в стене в память будущим родом 1792 года. А настоящий храм совершился в 1771 году случившуюся в Москве свирепую моровую язву».

http://sobory.ru/article/?object=00050

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010