В частности, рассечение тела на куски или отсечение различных членов было обычным наказанием у иудеев 1018 , египтян 1019 , персов 1020  и др. Что касается вавилонян, то они в этом отношении едва ли не были гораздо более жестоки, чем другие народы древности: сдиранье кожи с живого человека 1021 , вешанье людей 1022 , сажание их на кол 1023 , отсечение голов 1024  и других членов тела 1025 , наконец, в частности, рассечение на куски 1026 – вот примеры жестокостей, которыми даже хвалились ассиро-вавилонские государи, занося их во множестве и в мельчайших подробностях в свои летописи. Восточному деспоту ничего не стоило велеть избить целые сотни своих подданных, будь это знатнейшие и нужнейшие люди во всем государстве, или приказать умертвить жителей покоренных стран, будь это даже царствующие особы. Сам Навуходоносор, хотя был, несомненно, одним из лучших во всех отношениях государей, но в жестокости мало чем уступал другим восточным деспотам: известны, напр., такого рода факты, что он приказал убить сыновей иудейского царя Седекии на глазах отца, а последнему, затем, выколоть глаза 1027 ; в другой раз велел избить множество знатных иудейских граждан 1028 и т. п. Нет, поэтому, ничего удивительного, если и теперь, взволнованный сновидением, горя нетерпением узнать как содержание, так и значение его, он угрожает мудрецам рассечением их в куски и обращением самих домов их в развалины 1029 , – только за то, что те не могли прежде всего угадать содержание сна 1030 . «Если же, продолжает он, вы расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак, скажите мне сон и значение его». Мудрецы, будучи не в состоянии исполнить требование царя, отвечают тоже, что и прежде: «да скажет царь рабам своим сновидение и мы объясним его значение». Царь, в свою очередь, продолжает настаивать на своем требовании: «верно знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от меня. Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак, расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Вместе с тем подобный христианский мученик, находясь в Боге, постоянно пребывает в подлинном радостном торжестве; в соответствии с старолатинской версией библейского текста: И будет резвиться, выйдя в поле ( Иов. 39:21 ); о подобной радости пребывания во Христе блаженный Августин пишет так: он, «выйдя на свет свободы, ликует и радуется легкости [совершённого им] доброго дела в пространстве любви» 1026 . Такой мученик, по Августину, всегда с радостью издалека чует битву против власти сатаны и, не смущаясь, слышит громкие голоса вождей и крик ( Иов. 39:25 ). По мысли Гиппонского епископа, христианин чует битву именно не вблизи себя, но «издали» именно потому, что это не обыденное земное сражение, направленное против людской вражеской армии; ведь наша главная брань – против сил бесовских. Блаженный Августин пишет: «И издалека чует битву ( Иов. 39:25 ). [Он сражается] не как среди преследующих людей, которых [сражающемуся] видно [вблизи], но [зрит их] издалека, то есть вдали от ока, зная, что брань его не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных ( Еф. 6:12 ), то есть находящихся вдали. Удачно сказано, что чует (как бы «обоняет») по причине князя, господствующего в воздухе (см.: Еф. 2:2 )... Итак, чует битву, поскольку понимает, что князь, господствующий в воздухе, действует в сынах противления (см.: Еф. 2:2 ); от них, преследующих его, он терпит козни и проявления злобы, чтобы против духовных козней бороться духовным оружием, а не материальным против плоти и крови, то есть злых и пропащих людей, которых видит телесными очами. Громовые голоса вождей и крик, который должен едва слышаться, он чует. «Громовые голоса», полагаю, сказано из-за самого воздуха, в котором носятся духи злобы» 1027 . Ведь и удары грома также раздаются в воздухе – у нас над головами... Святителю Григорию Великому в этом же образе битвы, подобно блаженному Августину , также видится символ нашей духовной войны с пороками и грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Вопрос прихожанина. Как я должен поступать в разговорах с другими? Ответ Священника. Вместо моего ответа на сей твой вопрос, представляю тебе, касательно сего, наставления премудрого Сираха, который говорит: словам твоим сотвори вес и меру ( Сир.28:29 ). Буди скор к слушанию, и обдуманно давай ответ. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя до будет на устах твоих. Слава и бесчестие в беседе и язык человека падение ему ( Сир.5:12–15 ). Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай. Не спорь о деле, для тебя ненужном ( Сир.11:8–9 ). Иной молчит, и оказывается мудрым, а иной бывает ненавистным за многую болтовню. Иной молчит, потому что не имеет что отвечать, а иной молчит, потому что знает время. Человек премудр умолчит до времени, а тщеславный же и безумный не будет ждать время. Многоречивый опротивеет ( Сир.20:5–8 ). Говори, юноша, если нужно тебе, едва слово два, когда будешь спрошен. Говори главное, многое в немногих словах. Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать ( Сир.32:9–10 ). 1026. Все ли человеки суть ближние наши? Вопрос прихожанина. Все ли человеки суть ближние наши? Ответ Священника. Все. Потому что все суть создания Единого Бога, и произошли от одного человека. Но присные в вере сугубо близки, как чада единого Отца небесного по вере во Иисуса Христа. 1027. Почему гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству. Вопрос прихожанина. Почему гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству. Ответ Священника. Потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества и, таким образом, они для него суть идол, а тщеславный желает, чтобы и другие сего идола почитали. Такое расположение гордого и тщеславного даже чувственным образом оказались в вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола, и велел поклоняться ему ( Дан.4 ). 1028. Отче духовный! Очень часто я получаю оскорбления от людей, и большею частью безвинно; что мне делать, злом за зло воздавать, или терпеть? Вопрос прихожанина. Отче духовный! Очень часто я получаю оскорбления от людей, и большею частью безвинно; что мне делать, злом за зло воздавать, или терпеть?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Иез. 40 :2. В видении Божием повел меня 1016 на землю Израилеву и поставил меня на весьма высокой горе, а на ней были как бы городския постройки, прямо (к полудню) 1017 . Иез. 40 :3. И привел Он меня туда: и вот муж, которого вид был как бы вид блестящей меди, и в руке его была вервь строителей и трость для измерения, и он стоял у ворот. Иез. 40 :4. И (он) 1018 сказал мне: видел-ли ты, сын человеческий? смотри глазами своими и слушай ушами своими, и положи на сердце свое все, что я покажу тебе, ибо за тем ты пришел сюда, чтобы я показал тебе, а ты покажешь все, что видишь, дому Израилеву. Иез. 40 :5. И вот ограда снаружи вокруг храма, а в руке мужа трость измерения в шесть локтей, а локоть в шесть ладоней 1019 . Он измерил ограду 1020 : ширина 1021 (ея) равна мере и вышина ея равна мере 1022 . Иез. 40 :6. И вошел в ворота, обращенныя к востоку, семью ступенями, и измерил комнаты 1023 : шесть 1024 в одну сторону, и шесть в другую, и притвор 1025 у двери равен мере. Иез. 40 :7. И комната 1026 равна мере в длину и равна мере в ширину, а притвор 1027 внутри комнат 1028 -шесть локтей, и комната вторая равна мере в ширину и равна мере в длину, а притвор-пяти локтей. Иез. 40 :8. И третья комната равна мере в длину и равна мере в ширину. Иез. 40 :9. А притвор у ворот, что близ притвора у дверей, осьми локтей. А столбы 1029 двух локтей, и притвор внутри ворот 1030 . Иез. 40 :10. И комнаты при воротах: одна против другой, три с одной стороны и три с другой, и один размер у трех и один размер столбам 1031 с той и другой стороны. Иез. 40 :11. И измерил ширину отверстия 1032 ворот:-десять локтей, а ширина ворот 1033 -тринадцать локтей. Иез. 40 :12. И пред комнатами свод 1034 в один локоть: в один локоть (с одной стороны) и в один локоть (с другой),-(таков) размер 1035 его в ту и другую сторону; а комнаты: шести локтей в одну сторону, и шести локтей в другую сторону 1036 . Иез. 40 :13. И измерил ворота от стены (одной) комнаты до стены (другой) комнаты: в ширину было двадцать пять локтей 1037 , столько было от (одной стороны) ворот до (другой стороны) ворот 1038 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Или: Устами благословляли, а в сердце своем кляли ( Пс.61:5 ). Поэтому святые отцы, когда познали пророчество такого рода, решили одним облачением украсить сердце и гортань, чтобы не казаться двоедушными и лицемерными. Но сердце верует и любит, и от этого уста открыто провозглашают и возвещают, чтобы на деле сохраняя невинность каждый говорил: В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою ( Пс.118:11 ), – и, излагая учение, сказал: Устами моими возвещал я все суды уст Твоих ( Пс.118:13 ). VII. Noчeмy иподьяконы носят орари на левом локте, дьяконы на плечах, а священники на шее и на груди? Орари у клириков изображают иго Господа нашего Иисуса Христа, о котором сказано: Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко ( Мф.11:30 ). Поэтому орари делаются маленькими, чтобы обозначать легкость, и мягкими, чтобы передавать приятность. А с левой стороны их носят клирики затем, чтобы, отвергая юношеские похотения, делать все право. Сначала иподьяконы носят их на локте, чтобы отринуть призыв на служение миру и его ежедневные учения, 1027 а избрали новый род упражнений, научившись от слов апостола: Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:8 ). Поэтому сперва освящаются руки иподьяконов, прежде чем они примут посвящение, чтобы они не прибегали к силе ударов, но стали подражателями псалмопевца и вместе с ним каждый научился воспевать: Руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих... Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои... Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее ( Пс.118:48, 30,35 ). И когда иподьякон в этом укрепится, благозаконно укротит пыл первой юности и избавится от мальчишества, тогда его сочтут достойным принять обязанности дьякона, и орарь, который он носил на локте, будет надевать на плечи, чтобы вспоминать, если и не полно, то хотя бы отчасти, что он несет заботу о Церкви Христовой. И этот знак он будет служить как для него самого, так и для всего народа, то есть, если кто-то увидит, что он тратит время на дела, не подобающие дьякону, то он поспешит оплакать свои прошлые упущения и скажет так: Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай, Боже! ( Пс.24:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не одну только волю Божию имел он в виду, когда продолжал поклоняться тельцам, очевидно считая для себя невыгодным признать чистый культ Бога Вышняго по обряду Моисееву, вследствие которого народ стал бы обращать взоры свои на Иерусалим. Вследствие этого положен укор Ииую по всей вероятности устами пророка Елисея; но вместе с сим ему объявлено и благоволение Божие за исполнение повелений Божиих в отношении Ахавовой династии и за ревность его в искоренении идолослужения. «И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом» (ст. 30). Это и исполнилось, ибо после Ииуя царствовали сын его Иоахаз 1026 , внук его Иоас, правнук его Иеровоам 1027 и праправнук его Захария, убитый Селлумом на шестом месяце царствования 1028 . Так кончилась династия Ииуя. Из некоторых событий царствования Ииуя и из слов, о нем сказанных в ст. 31–34 Х-й главы 4-й кн. Царств, мы можем видеть, как грехи правителя народа наказываются уменьшением его славы и блеска его царствования: «Ииуй не старался ходить в законе Господа Бога Израилева от всего сердца... И в те дни начал Господь отрезать части от Израильтян и поражал их Азаил 1029 »... Только позже 1030 «взял назад Иоас, сын Иоахафа, из рук Венадада, сына Азаила, города»... А «восстановил пределы Израиля от входа в Емаф до моря пустыни – по слову Господа, Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера» 1031 , – лишь Иеровоам, правнук Ииуя. Но никто из династии Ииуя не решился возвратиться к истинному культу Иеговы; все они, не допуская иноземных божеств, не могли однако расстаться с культом тельцов. Глава X. События в царстве Иуды. Смерть пророка Елисея История народов, по мере того, как их прошедшее освещается последующими событиями, дозволяет нам иногда даже нашим слабым разумом понять величие премудрых предначертаний Божиих, готовящих человечество к пониманию откровенных ветхозаветных истин, дабы оно могло позже восприять высшее духовное развитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но апостол представляет епископа человеком, стоящим во главе общины и для внешних. Ефесские Церкви могли иметь какие-либо сношения с языческим обществом. Очевидно, эти сношения апостол считает делом епископа, когда требует, чтобы епископ был лицом почтенным и не только для одних христиан, но и для внешних. Он должен иметь доброе свидетельство от внешних (μαpτυpαν καλν χειν π τν ξωθεν), чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую ( 1Тим.3:7 ). Таким образом, положение епископа в Церкви, по апостолу, весьма высоко. Так судит об этом и сам апостол, когда считает епископство предметом искания 1020 и допускает возможность для епископа искушения властолюбием и гордостью›. Потому епископ не должен быть из новообращенных (μ νεφυτον), чтобы возгордившись подпал осуждению с диаволом ( 1Тим.3:6 ) 1021 . Для епископства требуется испытанный в вере, испытанный в христианском смиренномудрии, для которого искушение гордостью было бы неопасно. Но уже самая возможность возгордиться указывает именно на главенство епископа в христианской общине. Хотя Тимофея и Тита нельзя считать в собственном смысле епископами, но все же их положение по существу ничем особенным не отличалось от епископского. Они были для целого ряда Церквей тем, чем епископ был в каждом отдельном 1022 городе, в каждой отдельной христианской общине. Но Тимофей и Тит совмещали в себе управление всеми отраслями церковной жизни, они учили 1023 , заботились о распространении и сохранении истинного учения 1024 , обличали лжеучителей 1025 , отлучали еретиков от Церквей 1026 поставляли на церковные должности 1027 и так дале 1028 . Подобное же об иерархических должностях говорит и апостол Петр. «Пресвитеров ваших (πpεσβυτpους ν μν) умоляю я, сопресвитер и свидетель страданий Христовых... пасите (ποιμνατε) Божие стадо, какое у вас (τ ν μν), (надзирая за ним) 1029 не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием (τν κλpων)... но подавал пример стаду ( 1Пет.5:1–3 ) 1030 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Но если/есть в тебе Святой Дух, то ты сохраняешь свою душу непрерывно и постоянно без молитвы и без писаний, и без евхаристии. Итак, разумей и виждь, что и молитва выслушивается Святым Духом, и евхаристия принимается и освящается Святым Духом, и писания суть слова Святого Духа и святы. Итак, если есть в тебе Святой Дух, зачем удерживаешь ты свою душу 1023 , чтобы не приближаться к делам Святого Духа? – как и те, которые говорят: «Всякий, кто клянется жертвенником, не совершает никакого греха, но всякий, кто клянется жертвою на нем, тот совершает грех», как сказал наш Господь: «Безумные и слепые, что больше – дары или жертвенник, освящающий дар? Итак всякий, клянущийся жертвенником, клянется им и всем,//находящимся на нем. И всякий, клянущийся храмом, клянется им и Тем, Кто обитает в нем. И всякий, кто клянется небом, клянется престолом Божием и тем, Кто восседает на нем» 1024 . Итак, если ты имеешь Святого Духа и ограждаешь свою душу от Его плодов 1025 , не приближаясь S 117/L 58//CA VI. 27///к ним, то ты также должна услышать от Господа нашего Иисуса Христа: «Неразумная и слепая, что больше – хлеб или Дух, Которого ты имеешь? Ты, неразумная; твердо соблюдаешь бесполезные обряды, но если нет в тебе Святого Духа, то как можешь ты поступать праведно 1026 . Ибо Святой Дух остается у тех, кто имеет Его, во всякое время 1027 . А от кого Он удаляется, тем овладевает нечистый дух 1028 . «Ибо если нечистый дух 1029 вышел из человека, то он уходит и скитается в безводных местах», – это люди, которые не сходят в воду (крещения) – и «если он не нашел для себя покоя, то он говорит: я возвращусь в мое прежнее жилище, откуда я вышел. И если он приходит и находит его пустым, выметенным и украшенным, то он идет и приводит с собою других семь духов, более злых, чем он» и они приходят и обитают в этом человеке, и его последующие деяния хуже прежних» 1030 . О женщинах, которые наблюдают месячные очищения и считают себя семь дней нечистыми. Итак, уразумейте, почему нечистый дух, когда он вышел, нигде не находит покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

С точки зрении христианской притча сия с последующим развитием (см. ниже) знаменует церковь Христову, в которой пастыри, входящие не иначе как Дверью, т. е. Господом, пасут стадо не для себя, и не от себя, а лишь как доверенные Господа, который есть единый Пастырь. Сии пастыри при поставлении в звание «домоправителей Господа» 1022 освящаются Духом Святым в таинстве священства и, говоря именем Господа, представляют на земле «глас Господа, его же слышат овцы» (ст. 3): «Подобно тому, как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать» 1023 так Господь, отходя с земли, видимым Своим образом приуготовляет тех слуг пастырей, кои будут пасти стадо Его. Посему Господь и сказал трижды в лице Петра всем Апостолам и рукоположенным ими епископам, и получившим от них священство (и диаконат, как особое служение 1024 ), – «паси агнцев Моих, паси овец Моих» 1025 . При этом Господь многознаменательно спрашивал в лице Петра 1026 всю преемственную рукоположением линию пастырей – «любишь ли ты Меня?» Это необходимое условие, равносильное вполне выражению: «Аз есмь Дверь» и «входяй дверьми пастырь есть овцам». Не может быть пастырем тот, кто не любит Господа; если он не любит Господа, он конечно тать и разбойник, перелазяй инде, ибо он не может войти дверью, которая есть Сам Господь. Поэтому чудовищное явление представляли собою книжники и фарисея, руководившие народом, «не имея в себе любви к Богу» 1027 , и таковое же явление, когда оно по несчастью случалось в христианском мире, было причиною ересей и несчастий церкви. Сохрани Боже, да не увидит когда-либо церковь Христова пастыря, лицемерящего атеиста 1028 , или пастыря думающего, будто благочестие служит для прибытка 1029 . «Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею», говорил Апостол Павел, прощаясь с мало-азийскими епископами. «Дух же ясно говорит, что в последния времена отступят некоторые от веры, внимая учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников» 1030 , ибо, говорит и в другом месте Апостол 1031 , являются иногда и лжеапостолы, принимающие вид Апостолов Христовых». Все сии предсказаны Господом в читаемой нами притче под именем татей и разбойников, перелазящих инде и не входящих Дверью, которая есть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Тиран же, рассвирепев, метался, как кровожадный зверь, от пренебрежения к творцу их заблуждения и от хулы на воображаемого их пророка, [причину] их погибели. И, ошеломленный, он не знал, какое еще зло причинить святым. Он отдал приказ немедленно покончить с ними. И палачи повели их на место мученичества. А они с такой быстротой устремились [к лобному месту], словно шли к брачному ложу. Призываемые на поприще мученичества, шли они беззаботно веселые. В пути они ободряли друг друга с бесстрашным мужеством вступить на поприще мученического подвижничества и не печься о жизненных делах, о женах и детях, и говорили друг другу: «Будем помнить о нашей надежде на благовещенное пришествие Христа, сказавшего: «Кто оставит дом, жену, детей или земли свои из-за гонений ради меня или ради Евангелия, тому если не воздастся во сто крат в этом мире, то в следующем, грядущем, [будет дарована] вечная жизнь» 1026 . Вспомним сказанное Петром Спасителю и ответ Спасителя: «Вы, идущие за Мной, в следующее пришествие Мое Я воздам вам». Вспомним увещание Спасителя, сказавшего: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» 1027 . Не забудем о увещании: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» 1028 . Вспомним о предостережении и обещанном [воздаянии] Спасителя исповедникам и отступникам. Не воспротивимся отправиться за зовущим в вечную пристань, возложим на себя сладкое ярмо и легкое бремя. Трудолюбивому работнику не подобает возлагать руку свою на плуг и озираться назад 1029 . Воин, потрудившийся в поте лица и преданный ратному делу, не прислушивается к болтовне вокруг и не оказывается лишенным даров вознаградителя. Не бойтесь тех, кто убивает тело и более этого ничего не может сделать. Терпением нашим сохраним [заполучим] наши души. Воззрим на Творца [нашей] веры священнодействующего Иисуса, который мог мирно пребывать во славу своей Божественной природы, но ради нас, грешных, покорился смерти на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010