2008. Vol. 2. P. 39-89; Benedictus XVI, papa. Epistula apostolica «Laetare, Colonia urbs»//Antonianum. 2009. Vol. 84. N 1. P. 5-8; Habets M. On Getting First Things First: Assessing Claims for the Primacy of Christ//New Blackfriars. Oxf., 2009. Vol. 90. N 1027. P. 343-364; John Duns Scotus, Philosopher: Proc. of «The Quadruple Congress» on John Duns Scotus: Pt. 1/Ed. M. B. Ingham, O. V. Bychkov. Münster; St. Bonaventure (N. Y.), 2010. Д. В. Смирнов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня) ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИОАНН ПАРМСКИЙ [Джованни Буралли] (ок. 1208 - 1289), блж. католич. Церкви (пам. 20 марта (в Парме и Камерино) и 24 марта (в Ареццо)), генерал ордена францисканцев в 1247-1257 гг. ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) МОР Томас (1478-1535), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня) НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ [Одорико да Порденоне ] († 14.01.1331), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке ОТТОН ФРАЙЗИНГСКИЙ [Отто Фрайзингенский] (ок. 1112 - 1158), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 сент.), епископ Фрайзинга (c 1138), средневек. историк ПЕТР ДАМИАНИ (ок. 1007 - 1072 или 1073), кардинал-еп. Остии, богослов, церковный писатель, деятель григорианской реформы , католич. св. (пам. 21 февр.) АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ

http://pravenc.ru/text/Иоанном Дунсом ...

Приняв это обстоятельство во внимание, патриарх Феофилакт с сонмом своих епископов и порешил на антиохийском поместном соборе: «по причине отдаленности отечества их (грузин) и небезопасных путей устроить дело их иначе». Следовательно, протрептикон Феофилактова собора, данный грузинам, должен был иметь силу до тех пор, пока пути сообщения между Грузией и Антиохией не стали бы безопасными. А так как, по словам «историка Кедрина», господство языков продолжалось и во времена Петра III и, следовательно, пути тоже были не безопасны, то – прямой вывод отсюда – грузинам и не было-то никакой надобности идти «по древнему обычаю» к антиохийскому патриарху за рукоположением католикоса. Это, во-первых, а главное – то дело заключается в том, что «историк Кедрин» положительно противоречит исторической правде. Всякому известно: Грузия времен патриарха Петра III не испытывала господства языков, и не только не испытывала, но под мудрым управлением тогдашних царей своих из династии Багратидов абхазских – Давида Куропалата († 1001 г.), Баграта III († 1014 г.), Георгия I († 1027 г.) и Баграта IV († 1072 г.) – сделалась настолько могущественным государством, что, удачно отражая нападения «языков» на свои границы, она находила еще возможным водворять порядок и в самой Византии. В самом деле, кому не известны славные подвиги грузинского двенадцатитысячного отряда, потушившего тогда под начальством своего соотечественника Торникэ, афонского инока, пламя возмущения Варды Склира против византийского императора (Histoire de la Georgie, par M. Brosset, p. 1, p. 239, S.-Petersburg, 1849 г.; Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, Москва, 1864 г., стр. 133–136.; Д. Бакрадзе. История Грузии, 1889 г., стр. 240–245; ср. В. Р. Розен. Император Василий Болгаробойца, – извлечения из летописи Яхъи антиохийского. СПб., 1883 г. стр. 1–4, 21–24, 41, 61–65.). При таких благоприятных обстоятельствах, пути между Антиохией и Грузией были настолько безопасны, что сношения между этими двумя странами поддерживались усиленным образом, чему весьма много способствовало возникновение близ Антиохии на горах Черной и Дивной грузинских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Западный миф о крещении Руси    Униатские историки русской церкви, на основании своих западных житийных материалов, строят концепции создания русского христианства силами западных миссионеров.    Таково, например, сообщение кардинала Петра Дамиани († 1072 г.), епископа Остийского в житии св. Ромуальда († 1027 г.). Рассказывается о русской миссии немецкого миссионера Бруно-Бонифация: пламенея жаждой мученичества, св. Бонифатий пришел в славянские страны и в частности ad regem Russorum. Тот предложил ему испытание чудом: — пройти между двух пылающих огромных костров. Когда он прошел и поразил всех зрителей, к нему толпами бросился народ и согласился креститься. Происходит обращение и короля руссов и народа. Неверующий брат короля убивает Бонифация. Но народ его канонизует. Заключение этой сказки звучит также невероятно: «ныне русская церковь хвалится, что имеет его как блаженнейшего мужа».    Второй рассказ находим у интерполятора (XII в.) хроники, францисканского монаха Адемара († около 1030 г.). Говоря об императоре Оттоне III, интерполятор повествует: «у него были два достопочтеннейших епископа: святой Адальберт, архиеп. города Праги, каковой в провинции Богемии, и святой Брун». Примеру пострадавшего Адальберта следует этот Брун. «Он смиренно отходит в провинцию Венгрию... Он обратил к вере провинцию Венгрию и другую, которая называется Russia... Когда он простерся до Печенегов и начал проповедывать им Христа, то пострадал от них, как пострадал и св. Адальберт. Тело его народ русский выкупил за дорогую цену. И построили в Руссии монастырь его имени. И начал он сиять великими чудесами. Спустя немного времени пришел в Руссию какой-то греческий епископ и обратил низший класс народа этой провинции, который был еще предан идолам, и заставил их принять обычай греческий «относительно рощения бороды и прочего». Хорошим контролером этого противоисторического изображения миссии Бруно-Бонифация, как якобы русской миссии, служит другой латинский хронист Титмар, епископ Merseburgensis ­­ Межиборский (на Польской территории). Титмар близко знал и русские дела Киевского княжества и самого Бруно, как своего школьного товарища. Титмар знает, что князь Владимир принял христианство от греков. Он говорит о миссионерстве Бруно, но ни единым словом не обмолвился о его мнимой русской миссии. И самое время миссионерства Бруно он относит к моменту его епископства, которое Бруно получил по смерти импер. Оттона III († 1002 г.) при Генрихе II, т. е. когда русские уже были крещены Владимиром.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сооружения изобилуют надписями с упоминанием имен царей Баграта III, Георгия I, Баграта IV, царицы Мариам и др. царственных особ, католикосов-патриархов всей Грузии Мелхиседека I и Иоанна V Окропири , еп. Кумурдойского Зосимы, крупных сановников и местных феодалов. О еп. Зосиме известно, что в царствование Баграта IV (1027-1072) он выстроил придел храма Кумурдо, «облачил алтарь, потир, дискос, крест» и «украсил икону Спаса рукою Давида, золотых дел мастера» (Там же. С. 85-86). Эта икона стала одной из известных святынь К. е.; на ней кумурдоели присягали на верность католикосам-патриархам всей Грузии и позже - Мцхетским (Восточногрузинским) католикосам-патриархам. В документе груз. права XIII в. «Освящение мира» описана иерархия груз. епископата, согласно которой в чине венчания царя на царство кумурдоели занимал 8-е место среди 36 архиереев Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Вост. и Юж. Грузия), после кизикели (Кизикского архиерея) и перед ниноцминдели (Ниноцминдским) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 48; Грузинские док-ты. 1982. С. 82). В позднее средневековье в иерархии 13 епископов Самцхе-Саатабаго епископ Кумурдойский занимал 2-е место после мацкверели (Ацкурского архиерея) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245). С кон. XIV в. Джавахети постепенно перешла во владение самцхетских атабагов Джакели, которые, стремясь не только к политическому, но и к церковному сепаратизму, подстрекали самцхетских архиереев против католикосов-патриархов всей Грузии. Однако им не удалось добиться церковного отчуждения Самцхе: католикос-патриарх всей Грузии Давид IV (Чавчавадзе) (1443/47-1459) прибыл в монастырь Сапара , отлучил от Церкви непокорных епископов, в т. ч. и кумурдоели (имя неизв.), и хиротонисал новых. Кумурдоели стал еп. Иоанн (Ласурисдзе). После него Кумурдойского епископа избирали самцхетские атабаги. Они направляли кандидата в Мцхету на утверждение католикоса-патриарха, которому новый архиерей был обязан дать клятву верности. В обязанности кумурдоели были внесены дополнительные пункты: он должен был поминать католикоса-патриарха при богослужении и в своих молитвах, хранить верность католикосу-патриарху, не причинять вред атабагам Самцхе, не вступать в союз с отлученными католикосом-патриархом архиереями, не посягать на владения католикоса-патриарха, в частности на монастырь Вардзиа и его имения («Книга верности Иоанна Кумурдоели Картлийскому католикосу Давиду» (1401-1459), «Книга верности Герасима Кумурдоели Картлийскому католикосу Евагрию» (1505-1503), «Книга верности Зосима Кумурдоели католикосу-патриарху Грузии Василию VI» (1519-1528) - ПГП.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД И КОНСТАНТИН АРГВЕДСКИЕ [груз. ] († 740), великомученики (пам. 2 окт.) Грузинской Православной Церкви. Мученичество Д. и К. А. было составлено анонимным автором в XI в. (Кекел. Q 762, XIII-XIV вв.; Кут. 4, 1565 г.; Кекел. A 518, 1708 г.; A 130, 1713 г.; A 170, 1733 г.; Н 2077, 1736 г.; Н 1672, 1740 г. и др.). Метафрастическую редакцию в XVII в. составил католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) и включил в свою «Мартирику». Известно 5 рукописей, содержащих синаксарную редакцию мученичества (Paris. Georg. 4. Л. 13об-14. XIII-XIV вв.; Кекел. А 508, 2-я пол. XVI в.; ЦГИАГ. Фонд др. рукописей. Ед. хр. 302. Л. 486-491, 1705-06 гг.; Кекел. А 111, 1703-1715 гг.; А 425, 1718 г.). Д. и К. А. приходились друг другу близкими родственниками и были вельможами (эриставами) Аргвети (Зап. Грузия). Будучи прекрасными полководцами, они возглавили груз. ополчение против вторгшегося в Грузию араб. военачальника Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого). Д. и К. А. были взяты в плен, Мерван пытался переманить их в свое войско, убеждая принять ислам, предлагая богатство и почести. Исповедав Христа, Д. и К. А. в течение 9 дней подвергались мучениям, после чего были утоплены в р. Риони. По свидетельству агиографа, в том месте, где река образовала водоворот, тела великомучеников чудесным образом освободились от пут и камней, к-рые были привязаны к ним, всплыли на поверхность и приблизились к берегу. 3 луча света озарили тела великомучеников, и христиане, укрывавшиеся в лесах, по этому знамению нашли святых. Приблизившись к берегу, люди услышали Божий глас, повелевший всю ночь нести святых на восток и похоронить там, где процессию «застанет рассвет». Д. и К. А. были похоронены в сожженной арабами церкви возле р. Цкалцители. По повелению царя Баграта (вероятно, IV (1027-1072)) в XI в. здесь был основан мон-рь Моцамета (груз.- мученики), где были упокоены мощи великомучеников (почивают в мон-ре до сих пор). Считается, что Мученичество Д. и К. А. было написано по заказу царя к освящению храма.

http://pravenc.ru/text/168560.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Георгий Святогорец, Иверский, прп. - житие Преподобный Георгий Святогорец, Иверский (память 27 июня по старому стилю) Происходил из Иверии (Грузия), родился в 1009 (или 1014) г. и, по обету родителей, был посвящен Богу. С юных лет он воспитывался в монастырях, а в 1022 г. был отправлен в Константинополь, где в продолжение 12 лет тщательно изучал науки и получил прекрасное разностороннее образование. По возвращении в Грузию юноша принял монашество, хотя уже с юности вел монашеский образ жизни. Через некоторое время он отправился на поклонение святым местам Палестины. Три года пробыл св. Георгий в обителях на Черной горе (близ Антиохии), затем на Дивной горе, где от старца-затворника Георгия (U 1068 г.) принял в 30-летнем возрасте великую схиму и получил благословение отправиться на св. гору Афон. Преподобный Георгий прибыл на Афон в 1040 г. и продолжил работу над переводом богослужебных книг и творений святых отцов Церкви, начатую преподобным Евфимием Иверским (U 998 г.; память 13/26 мая). И поныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и допустимой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания, которая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского. Вскоре преподобный Георгий за свои великие подвиги, смирение и мудрость, против своей воли, был избран настоятелем Иверской обители. Для подтверждения права грузин на Иверский монастырь преподобный Георгий посетил Константинополь, где был принят императором Константином IX Мономахом (1042-1055 гг.) и получил от него жалованную грамоту. Пришлось защищать братию Иверского монастыря, заподозренную греками в неправославии, и перед патриархом Антиохийским Феодосием III (1057-1076 гг.). Преподобному Георгию удалось справиться не только с этой задачей, но и убедить Антиохийского первосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской Православной Церкви, сохраняющей апостольскую преемственность от святого апостола Андрея Первозванного (U 62 г.; память 30 ноября/13 декабря). Из Антиохии, по приглашению грузинского царя Баграта IV (1027-1072 гг.), преподобный Георгий отправился в Грузию.

http://pravicon.com/info-2056

Мы уже говорили, что редактор 24 грузинской летописи придавал «Известию» Ефрема важное значение и потому внес его в «Картлис-Цховреба», но, в тоже время, будучи знаком с Историей Вселенской Церкви не особенно хорошо, или даже совсем нехорошо, он решительно не знал где именно следует поместить интересующий нас отрывок из «Известия» Ефрема. Из всех лиц, упоминаемых в этом сочинении, за исключением Андрея Первозванного и св. Нины, ему были «известны» лишь два, император Юстиниан и католикос Иоанн, которые, к тому же не были современниками: в период жизни Юстиниана в Грузии были другие католикосы. Принимая во внимание это последнее обстоятельство, редактор обращения абхазцев 25 отнес ко времени Парсмана VI (542–557), действительного современника Юстиниана (527–565), а освобождение грузинской церкви от антиохийской ко времени последнего католикоса с именем Иоанн, жившего при Адарнасэ (619–639), который, по всем вероятностям редактора и должен был быть тем Иоанном, о котором говорит Ефрем 26 . Такой ошибке редактора много способствовало и то обстоятельство, что «Картлис-Цховреба» перечень первых католикосов заключает Эвноном (жил при Степанозе II (639–663), возобновляет же Мельхиседеком (при Баграте IV 1027–1072), а в промежутке между ними не упоминает ни одного католикоса: точно их и не бывало в Грузии. Но, в настоящее время, мы знаем целый ряд грузинских первоиерархов от Иоанна первого (при Мириане (265–342), первого архиепископа грузинского, вплот до католикоса Арсения II, время жизни которого надо отнести приблизительно к X веку 27 ). Между этими первоиерархами с именем Иоанн встречаются четыре архипастыря, первый из которых жил при Мириане (265–342), второй – при Арчиле I (410–434), третий – при Адарнасэ (619–639), и четвертый – значительно позже, спустя 13 архипастырей после Uoahha III и девять после Эвнона, последнего из названных в летописи и современника Степаноза II (634–663). Вот этот-то католикос Иоанн IV и есть, по всем данным, тот католикос Иоанн, которого рукоположил антиохийский патриарх Феофилакт (744–751) и о котором говорят нам Ефрем, Никон и патриарх Макарий 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ III (Сапарели), Католикос-Патриарх во времена царствования Баграта IV (1027-1072) и Георгия II (1072-1089), приблизительно в 1065-1080 гг. Патриарший престол занял после смерти Католикоса-Патриарха Георгия III (приблизительно 50-60-е XI вв.), утвердил грамоту на обновление иммунитета, жалованную Шиомгвимскому мон-рю царем Георгием II в 1072 г. Ист.: . . . . , 1955. Т. 1. Лит.: -. . . , 2000. З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/161335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ВАРФОЛОМЕЙ Католикос Мцхетский (Картли), занимавший кафедру в сер. 90-х гг. VI в. и, возможно, вторично в 20-х гг. VII в. ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ГАВРИИЛ III (Сапарели), Католикос-Патриарх во времена царствования Баграта IV (1027-1072) и Георгия II (1072-1089), приблизительно в 1065-1080 гг. ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Епископат АНТОН (Глонистависдзе), архиеп. Чкондидский Грузинской Правосл. Церкви, гос. и духовн. деятель, глава гос. канцелярии,( XII-XIII в.) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАРФОЛОМЕЙ Католикос Мцхетский (Картли), занимавший кафедру в сер. 90-х гг. VI в. и, возможно, вторично в 20-х гг. VII в. ГАВРИИЛ III (Сапарели), Католикос-Патриарх во времена царствования Баграта IV (1027-1072) и Георгия II (1072-1089), приблизительно в 1065-1080 гг. ГРИГОРИЙ III Григорий III , католикос Картли (Мцхетский) (ок. 802-814), предстоятель Грузинской Православной Церкви ГРИГОРИЙ II (Лорткипанидзе Григол; 2-я пол. XVII в.- 1742, Зап. Грузия), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1696-1742)

http://pravenc.ru/rubrics/121448.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010