во имя ап. Иоанна Богослова и прав. Елисаветы. В 1852 г. Гомель вновь получил статус города, в 1852-1919 гг. являлся центром уезда Могилёвской губ. В 1854 г. к нему был присоединен заштатный г. Нов. Белица, в к-ром действовала каменная Николаевская ц. (1842). В обоих городах насчитывалось 5 правосл. храмов и мон-рь (Макариевский близ Гомеля, преобразованный из старообрядческого мон-ря). В 1861 г. в Нов. Белице была освящена деревянная Александро-Невская ц., построенная на месте ликвидированного в 1850 г. старообрядческого Пахомиева мон-ря. К 1858 г. население Гомеля выросло до 14 тыс. чел., в 1897 г. составляло 36,8, в 1913 г.- 104,5 тыс. чел. В кон. XIX - нач. ХХ в. в Гомеле были построены Успенский храм и каменная Преображенская ц. (1901), Николаевская ц. (освящена в 1904), Георгиевская армейская ц. (1904). Имелись домовые храмы: Вознесения Господня (1866) - в ДУ, Александро-Невский - в здании муж. гимназии (1899). В 1895 г. освящена Александро-Невская ц. при тюрьме. Действовали кладбищенские церкви: на Засожском кладбище - во имя вмч. Феодора Тирона (1885), деревянная, на Новиковском - Рождество-Богородицкая (1896), каменная с деревянным куполом. В 1898 г. в Гомеле действовали 19 церквей, костелов, синагог и молитвенных домов. В 1907-1924 гг. в составе Могилёвской епархии существовало Гомельское викариатство . В период Гражданской войны и установления советской власти церковные здания изымались и передавались военным и гражданским органам. Так, напр., в здании ДУ в июне 1919 - июле 1920 г. располагались курсанты пехотных курсов, переведенные в Гомель из Минска. Ист.: АЗР. Т. 1. 15. С. 28, 81. С. 101-102; АЮЗР. Т. 1. 142. С. 153; Т. 2. 51. С. 77-78; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 311, 502, 523; Т. 32. С. 103, 108, 166, 182, 187, 189; Т. 32, 35 (по указ.); Белоруссия в эпоху феодализма. Минск, 1959-1961. 3 т.; Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. М.; Варшава, 2002. Т. 6: Радзивилловские акты из собр. РНБ. 1-я пол. XVI в./Сост.: М. М. Кром (по указ.). Лит.: Виноградов Л. Гомель: Его прошлое и настоящее, 1142-1900 гг. М., 1900; Жудро Ф. А. , Сербов И. А. , Довгялло Д. И. Город Гомель: Геогр.-стат. очерк. Вильна, 1911; Пашуто В. Т. , Флоря Б. Н. , Хорошкевич А. Л. Древнерус. наследие и ист. судьбы вост. славянства. М., 1982 (по указ.); СКСРК, XI-XIII вв. 55. С. 97, 206. С. 231; Др. Русь: Город, замок, село. М., 1985 (по указ.); Ткачёв М. А. Замки Белоруссии. Минск, 1987. С. 65-73; Гомельская область. Минск, 1988; Гомель: Энцикл. слов. Минск, 19912; Гpыrapobiч I. I. , прат. Беларуская iepapxiя. Mihck, 1992п; Кром М. М. Меж Русью и Литвой: Западнорус. земли в системе рус.-литов. отношений кон. XV - 1-й трети XVI в. М., 1995; Макушников О. А. Гомель с древнейших времен до кон. XVIII в.: Ист.-краевед. очерк. Гомель, 2002; Габрусь Т. В. Страчаная спадчына. Mihck, 2003.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Площадь И. с. 10 862 кв. м, высота 101,5 м (внутренняя высота 93 м), длина 111,3 м, ширина 97,6 м. По размерам И. с. занимает 3-е место в Европе после собора св. Петра в Риме и собора ап. Павла в Лондоне, по габаритам купола (поперечник внутреннего купола 22 м) - 4-е место после тех же храмов и собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (купол 1420-1436, Ф. Брунеллески). И. с. может вместить от 12 до 15 тыс. чел., по расчетам Монферрана - 7 тыс. чел. У И. с. 5 куполов, в его внешнем облике доминирует огромный центральный купол, завершенный вызолоченным фонариком. Купол установлен на высоком барабане, опирающемся на 4 подкупольных пилона. К квадратному в плане центральному компартименту с востока примыкает алтарь храма Ринальди, повторенный с запада таким же объемом. И. с. имеет существенное удлинение по продольной оси, но во внутреннем пространстве это не заметно. Здесь четче выражены поперечные оси сев. и юж. подкупольных рукавов, а также примыкающих с запада и востока пространств, перекрытых поперечными цилиндрическими сводами, лишь слабо прорезанными зап. и вост. подкупольными рукавами. В результате внутреннее пространство И. с. с трудом воспринимается как цельное, а роль огромного купола сведена к минимуму. Фасады оформлены 4 портиками коринфского ордера. Главный вход устроен в зап. портике; кроме него было сделано еще 6 входов: 2 больших с севера и юга, к-рые используются в наст. время, и 4 малых боковых, расположенных в нишах. Углы здания выделены пилястрами, стены прорезаны 8 большими арочными окнами. С целью экономии отказались от позолоты барабана купола, антаблемента и аттика, а также от устройства ограды и установки колоссальных скульптурных групп 4 христ. добродетелей. Тем не менее по богатству и качеству художественного оформления собор относится к самым известным памятникам мирового церковного зодчества. Стилистика И. с. выдержана в духе позднего классицизма, переходящего к историзму (прежде всего неоренессансу) в его западноевроп. интерпретации. Будучи ориентированным на «большие соборы» Европы XVII-XVIII вв., прежде всего на собор ап.

http://pravenc.ru/text/674760.html

1914 г. количество приходских об-в трезвости увеличилось до 595, а число их членов к тому времени возросло до 21 238 чел. В указанное время по количеству об-в трезвости Пензенская епархия занимала лидирующее положение среди др. епархий России. С апр. 1913 г. в епархии устраивали мероприятия в рамках Всероссийского праздника трезвости (учрежден в том же году). Летом 1910 г., когда губернию охватила эпидемия холеры, в села для ухода за больными были командированы насельницы нижнеломовского Успенского, мокшанского Казанского, краснослободского Александро-Невского мон-рей. Во время первой мировой войны при мон-рях епархии открылись лазареты, обители собирали деньги и вещи для сражавшихся на фронте и в помощь членам их семей. К 27 мая 1917 г. все 23 обители епархии пожертвовали на военные нужды до 80 тыс. р., в лазаретах при мон-рях на полном иждивении находились до 500 чел., общий ежегодный расход по всем мон-рям на лазареты составлял до 100 тыс. р. За ранеными в различных казенных и общественных лазаретах ухаживали 235 насельниц обителей епархии; в монастырских приютах содержались более 500 сирот (из них 142 - осиротевшие дети погибших воинов) (Протокол съезда представителей и депутатов от мужских и женских монастырей Пензенской епархии//Пензенские ЕВ. 1917. Ч. неофиц. 11/12. С. 326). Пензенская епархия в 1917 - кон. 30-х гг. XX в. После Февральской революции обер-прокурор Синода В. Н. Львов вызвал Пензенского архиеп. Владимира ( Путяту ; 1915-1917) в Петроград, очевидно, с намерением в дальнейшем ввести Пензенского архиерея в состав Синода на летнюю сессию. Однако в сформированный указом Временного правительства от 14 апр. 1917 г. новый состав Синода архиеп. Владимир не вошел. В нач. июня 1917 г. он находился в Петрограде, где продолжал добиваться своего вызова в Синод ( Любимов. 1995. С. 101). 16 марта собрание духовенства г. Пензы учредило Профессиональный союз духовенства, духовно-учебных заведений и учреждений г. Пензы (в дальнейшем на протяжении 1917 профессиональные союзы духовенства создавались и в уездах). В 1-й пол. апр. образовалось братство диаконов и псаломщиков г. Пензы, после чего его представитель был включен в исполнительный комитет городского Профессионального союза. С 25 апр. по 1 мая 1917 г. заседал чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян, в к-ром архиеп. Владимир не участвовал. В воззвании к духовенству и мирянам съезд призвал последних не притеснять священно- и церковнослужителей и не изгонять их с приходов ( Бабкин. 2008. С. 365). Также на съезде рассматривались вопросы учреждения церковно-епархиального совета при Пензенском архиерее, реформирования «Пензенских ЕВ» (в частности, «общее руководство» изданием решено передать Профессиональному союзу духовенства г. Пензы). Съезд признал желательным перераспределение кружечных доходов в пользу диаконов и псаломщиков за счет доли священников, также постановил приобрести епархиальную типографию (куплена в мае 1917).

http://pravenc.ru/text/2579938.html

В 1764 г. совершилось обретение мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого): при ремонте Тихвинской ц. в иркутском Вознесенском монастыре было вскрыто его захоронение и обнаружилось, что тело, одежда и бархат на гробе были нетленными; в монастыре началась запись чудотворений, совершавшихся у гробницы еп. Иннокентия. При свт. Софронии сложились традиции совершения в Иркутске крестного хода на Рождество Христово, перенесения чудотворной Казанской иконы Божией Матери из кафедрального города в сельские приходы. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Тельме. 1814–1816 гг. Фотография. 2000 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Тельме. 1814–1816 гг. Фотография. 2000 г. Преемником свт. Софрония на Иркутской кафедре стал еп. Михаил (Миткевич; 1772-1789), при котором в епархии было построено 29 храмов. Благодаря усилиям еп. Михаила 23 марта 1780 г. открылась Иркутская ДС. В течение 6 лет архиерей посылал просьбы в Синод о создании в Иркутске семинарии, и 3 окт. 1779 г. был издан указ о ее учреждении и назначении 2 тыс. р. на ее содержание. Вскоре для семинарии было построено каменное здание недалеко от архиерейского дома. Первоначально ректором семинарии был Иркутский епископ. Помимо традиц. предметов в Иркутской ДС одно время преподавались япон., кит. и монг. языки. В семинарии обучались дети духовенства со всей Вост. Сибири, наиболее способные ученики направлялись в столичные духовные учебные заведения. Выпускником Иркутской ДС был Московский митр. св. Иннокентий (Вениаминов) . В 1799 г. в Иркутской епархии действовали 182 храма и 9 мон-рей (7 самостоятельных и 2 приписных). Во время управления епархией еп. Вениамином (Багрянским ; 1789-1814) был канонизирован свт. Иннокентий (Кульчицкий): 1 дек. 1804 г. Синод издал соответствующий указ, 9 февр. 1805 г. в Иркутске прошли торжества перенесения мощей святителя в собор Вознесенского мон-ря. При еп. Михаиле (Бурдукове ; 1814-1830) территория Иркутской епархии достигла своих максимальных размеров. В 1826 г. епархия из третьеклассной стала второклассной, архиереи получили сан архиепископа. В 1828 г. в епархии насчитывалось 310 церквей (96 в Иркутской губ., 98 в Енисейской губ., 101 в Забайкалье, 15 в Якутии). Клир епархии состоял из 1225 священно- и церковнослужителей: на территории Иркутской губ.- 489 чел., в Забайкалье - 360, в Енисейской губ.- 341, в Якутии - более 30 чел. (сведения по Якутии неполные).

http://pravenc.ru/text/674055.html

С упразднением К. м. и преобразованием его храмов в приходские постепенно складывался штат духовенства. С 1875 г. в храмах было положено служить протоиерею, 2 священникам, диакону, 3 псаломщикам (один выполнял обязанности диакона) и 2 просфорням (по указу Владимирской духовной консистории одна определена на должность в 1886, другая - в 1903). Просфорням полагалось жалованье: одной - 120 р. в год, 2-й - 90 р. Остальным членам причта жалованье не полагалось. Содержание священно- и церковнослужителей складывалось из денег, полученных за исполнение треб, процентов с капитала, сложившегося из пожертвований купца А. А. Соловьёва и др. лиц (по указу Синода на содержание причта при открытии собора в 1875 и при назначении особого причта кладбищенской церкви в 1883 - 587 р.). В нач. XX в. дополнительно причт пользовался процентами с капитала вечных вкладов (420 р. 57 к. в год). Церковный капитал «неподвижной суммы» в ценных кредитных бумагах составлял 101 738 р. 61 к. Из них 63 тыс. р. резервировалось на «построение нового храма». Причту принадлежало 29 дес. 1894 кв. саж. пахотной земли, 3 дес. 310 кв. саж. сенокосов. Пахотная земля ежегодно за 80 р. сдавалась в аренду под выпас скота, сенокосами причт пользовался сам. Церковных домов для причта не полагалось. Общине принадлежал каменный 2-этажный флигель, оставшийся от мон-ря, в к-ром к кон. XIX в. располагалась приходская б-ка, к 1910 г. на 1-м этаже - сторожка, на 2-м - певч. б-ка и келья диакона. Кроме того, на территории находился деревянный, крытый железом сарай; в юго-зап. углу ограды - 2-этажное каменное здание жен. уч-ща. По клировым ведомостям в кон. XIX в. в приходе числилось 1345 лиц муж. пола и 1513 женского, большая часть которых горожане, остальные проживали в 3 окрестных деревнях, в 1910 г.- 467 дворов (1371 чел. муж. пола и 1462 чел. жен. пола). Архив, библиотека, реликвии Архив К. м. формировался на протяжении многовекового периода, но известно и об утратах документов. Так, в жалованных грамотах царей Бориса Годунова от 13 янв. 1599 г., Василия Шуйского от 18 мая 1607 г. сообщалось, что при пожаре 1598 г. сгорели казенные кельи, а вместе с ними «на монастырские вотчины жалованные грамоты и данные, которые давали вкладчики, и всякие вотчинные крепости». При упразднении К. м. подлинники и списки жалованных грамот царей и др. публично-правовых актов XV-XVII вв., происходящие из архива монастыря, были переданы в Троице-Сергиеву лавру; в наст. время хранятся в ОР РГБ (Троиц. Ф. 303, 304). Нек-рые документы ок. 1764 г. поступили в Коллегию экономии и в составе особой коллекции средневек. документов «Грамоты Коллегии экономии» хранятся в РГАДА (Ф. 281).

http://pravenc.ru/text/1840171.html

В качестве финансовой поддержки жителям Тырнова З. выделил в 1847 г. 10 тыс. грошей на покупку здания для уч-ща, а позже еще сумму на открытие уч-ща для девушек. На средства обители были построены церкви и уч-ща в Татар-Пазарджике, Кукуше (ныне Килкис, Греция) и Фессалонике, а ок. 10 болгар получили образование в рус. учебных заведениях. В кон. XIX в. 4 зографских насельника занимались переводами книг на болг. язык (ок. 25 наименований - Там же. С. 43); 8 книг религиозного содержания были изданы при финансировании мон-ря. О численности братии З. в разные периоды сохранились достаточно скудные и часто не соответствующие друг другу сведения. В 1489 г. (по др. версии, в 1517-1519) в мон-ре было 66 иноков, в 1530/31 г.- 114, в 1560 г.- игумен, 18 священников, 6 диаконов и 200 монахов ( 2000. С. 99), в 1582/83 г.- 101 монах в мон-ре и 33 монаха в скитах ( Ковачев. 1967. С. 78, 85, 96; Темелски Х. Монашеското братство на Зографския ман-р през 40-те и 50-те гг. на ХХ в.//Светогорска обител Зограф. 1996. Т. 2. С. 161-162), в 1643 г.- 140 насельников (игумен, 9 иеромонахов и 130 монахов), в 1661 г.- 160 чел., в 1677 г.- 200, в 1765 г.- 170 чел. ( 2000. С. 99). С нач. XVII в. в З. селились также греч. и серб. монахи, богослужение совершалось на болг. и греч. языках, но с 1845 г. проживали одни болгары. Этим обстоятельством можно объяснить разницу между статистическими данными 1824 г., когда во время Греческого национально-освободительного восстания было 250 монахов («Повествование о пленении святой Афонской горы агарянами», составленное болг. монахами Никифором и Иерофеем), и 1848 г., когда было 60 монахов (хотя серб Димитрий Аврамович мог не учесть монахов в скитах и келлиях - см.: Темелски Х. Монашеското братство на Зографския ман-р през 40-те и 50-те гг. на ХХ в.//Светогорска обител Зограф. 1996. Т. 2. С. 162). В 1859 г. братия составляла 140 монахов («славяне из болгар» - Порфирий (Успенский). 1880. С. 256). В кон. XIX в. было 120 монахов (еще ок. 130 болгар жили в др. афонских обителях, больше всего (75) - в Хиландаре).

http://pravenc.ru/text/199949.html

А. С. и С. М. Каминские. Фотография. 60-е гг. XIX в. (частное собрание Е. С. Хохловой) А. С. и С. М. Каминские. Фотография. 60-е гг. XIX в. (частное собрание Е. С. Хохловой) Служебную карьеру К. трудно назвать успешной. Особенно на ней отразилось обрушение 11 окт. 1888 г. дома (Кузнецкий Мост, 10/8), строившегося под наблюдением К. и по его проекту (погибло 11 и было ранено 11 чел.; По делу о катастрофе на Кузнецком мосту//Рус. вед. 1889. 14 апр. 101. С. 2). К. признали виновным в нарушении строительных норм безопасности и приговорили к «церковному покаянию и шестинедельному содержанию на гауптвахте», замененному затем домашним арестом. К. был уволен с должности архитектора Московского купеческого об-ва, тем более что на суде были обнародованы неблаговидные методы, к-рыми пользовались заказчики для ускоренной сдачи доходных домов. При переделке здания Третьяковской галереи К. заболел воспалением легких. Скончался после непродолжительной болезни в доме Малюшина на Садовой-Сухаревской. К. отпевали 20 дек. 1897 г. в приходской ц. свт. Николая Чудотворца в Драчах. Похоронен на кладбище Алексеевского монастыря; в одном из некрологов (Моск. листок. 1897. 354. С. 3) писали, что там была «в 1891 г. построена громадная церковь по проекту усопшего» (автором проекта ц. во имя Всех святых традиционно считается архит. А. А. Никифоров); кладбище уничтожено в советское время. В 1891 г. К. пожертвовал архитектурному отделу Политехнического музея в Москве б-ку - 2 тыс. томов и более 300 рисунков (ныне в ГНИМА). От вдовы К. в 1898-1899 гг. также в дар Московскому уч-щу живописи, ваяния и зодчества поступило собрание книг, оригинальных рисунков и фотографий: 199 томов по искусству России, Франции, Византии, Ср. Азии и др., 2280 рисунков и фото на отдельных листах, включая 12 «превосходных альбомов с композициями и фотографиями с композиций Каминского» (РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 467. Л. 184 об.). Несмотря на то что К. не занимал высоких должностей по службе, по числу реализованных проектов он является одним из самых плодовитых рус. зодчих.

http://pravenc.ru/text/1470133.html

«Von Eise befreit sind Storm und Bäche» — «Растаял лед, шумят потоки...» (пер. Б. Пастернака) — сцена «У ворот» из 1 части «Фауста». 96 Новое правописание, ориентированное на фонетический принцип и исключавшее из русского алфавита ряд букв, было введено декретом Наркомпроса от 23 дек. 1917 г. и утверждено декретом СНК РСФСР от 10 окт. 1918 г. См. об этом статью «Наш язык» Вяч. Иванова в сб. Из глубины. 97 Odi profanum vulgus et arceo...— «Презираю и прочь гоню невежественную толпу» (лат.)//Гораций, Оды, III,  1, 1—4. 98 В эпиграфе использованы слова Достоевского «Церковь в параличе с Петра Великого» (Из записной тетради 1880—1881 гг.), впервые опубликованные в кн.: Биография. Письма и заметки из записных книжек Φ. Μ. Достоевского. СПб., 1883. С. 356. Слова эти стали популярным афоризмом, будучи процитированы Мережковским в его кн. «Л. Толстой и Достоевский» (Т. 2. СПб., 1902. С. XXI) в следующем виде: «Русская «церковь в параличе с Петра Великого»...». 99 От Востока звезда сия воссияет.— «Братья Карамазовы». Кн. 2. Гл. III (слова старца Зосимы; они же повторяются в кн. 6-й, гл. III , в поучениях старца) 100 in partibus infidelium — «в стране неверных» (лат.); слова, добавляемые к титулу католического епископа, назначенного пастырем в нехристианские страны. 101 ...трудна работа Господня.,.— Слова Вл. Соловьева на смертном одре (Трубецкой С. Н. «Смерть В.С.Соловьева»;  К.В.М о ч у л ь с к и й, «Владимир Соловьев. Жизнь и учение», гл. 18;    Лосев А. Ф. «Вл. Соловьев и его время». М., 1990. С. 107). 102 Крестный ход 28 янв. (9 февр.) 1918 г. явился ответом на декрет Совета Народных Комиссаров от 20 янв. (1 февр.) 1918 г. об отделении церкви от государства. В постановлении Всероссийского церковного собора говорилось, что этот декрет «пытается сделать невозможным самое существование храмов, церковных учреждений и духовенства», ибо согласно ему церковно-религиозные общества отныне не могут считаться юридическими лицами, владеть собственностью и пр. (см.: Церковные ведомости. 31 янв. ст. ст. 1918. 3—4. С. 20). В «Воззвании священного Собора к православным христианам» верующие призывались «идти на подвиг страдания, на защиту святынь» (Там же). В корреспонденции «Крестный ход в Москве 28 января» (Прибавление к Церковным ведомостям. 1918. 3—4. С. 161—163) описывается грандиозная религиозная манифестация, в которой принимало участие около 500 тыс. чел.: общая исповедь накануне, наутро «широкий сплошной , гул колоколов», оглашение воззвания перед молящимися (в основном женщины, рабочие, крестьяне, старая Москва, интеллигенции мало); «настроение глубоко молитвенное, доходящее порою до высшего религиозного экстаза», выход из Кремля на Красную площадь патриарха Тихона и высшего духовенства; пасхальное пение. Манифестация в Москве прошла без эксцессов, но последовавшие вскоре крестные ходы в Туле, Харькове, Шацке и др. были расстреляны. 103

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

1632-1648 годы характеризовались упадком униатской кафедры. Униаты потеряли множество приходов в Луцком повете. Осенью 1635 г. они вынуждены были уступить православным храмы Луцка. Не способствовал укреплению униатов и затяжной конфликт между Владимирским еп. И. Мокосием-Баковецким и жидичинским архим. Пахомием Война-Оранским. В условиях восстановления правосл. епархии униаты воспользовались поддержкой патронов-католиков. Осенью 1636 г. кнг. Анна Алоиза Ходкевич (урожд. Острожская) перевела в униатство подданных своих имений в Луцком у.- ок. 38 тыс. чел. После смерти в окт. 1637 г. униат. Луцкого еп. И. Почаповского униат. Владимирский еп. И. Мокосий-Баковецкий прибыл в Луцк и, несмотря на протесты местного клироса, вывез из кафедрального собора архив и ценности. В этих обстоятельствах православные взяли под свою опеку имения Л. е. Потери униатов были огромными. 30 окт. 1637 г. кор. Владислав IV издал универсал, к-рым передал духовенство и мирян униат. Л. е. под власть Владимирского униат. еп. Мокосия-Баковецкого. 14 дек. король передал Жидичинскую архимандритию униат. митрополиту, в 1637-1640 гг. Жидичинский мон-рь являлся одной из резиденций митр. Рафаила Корсака. 7 нояб. 1637 г. Мокосий-Баковецкий был введен митр. Рафаилом Корсаком в управление Луцкой кафедрой. Однако кафедральный клирос подчинился правосл. еп. Афанасию (Пузыне) и передал ему кафедральный собор. Пользуясь поддержкой местной знати, униаты оказали сопротивление, только 14 июля 1638 г. митр. Петр (Могила) добился окончательной передачи Иоанно-Богословского храма православным. Управление униат. приходами нек-рое время осуществлял администратор униат. Л. е., настоятель Жидичинского мон-ря Никифор Лосовский. Основными центрами унии оставались города Острог и Дубно. Накануне восстания под рук. Хмельницкого в Волынском воеводстве насчитывался 101 униат. храм. Восстание Хмельницкого, выдвигавшее среди проч. антиуниат. лозунги, подорвало позиции унии в регионе. О деятельности униат. епископов на Волыни в сер. - 2-й пол. XVII в. свидетельств нет.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

По окончании осады И. с благословения патриарха сщмч. Ермогена ушел на покой в Боровский мон-рь, к-рый вскоре был окружен польско-литов. отрядами. И. убедил братию «сесть в осаду и дать отпор врагу». Однако 5 июля 1610 г. вторые воеводы Я. М. Змеев и А. Челищев, сговорившиеся с интервентами, открыли ворота мон-ря и захватчики ворвались в обитель. Главный воевода рус. отряда кн. М. К. Волконский сопротивлялся до конца и умер от ран. По сведениям из «Нового летописца», в мон-ре погибло 12 тыс. чел., в т. ч. И. Убиенных иноков и мирян погребли в 2 братских могилах. Впосл., по свидетельству очевидцев, когда на могилах служились панихиды, «ис тех ям кровь выступаше наверх». В 1792 г. Московский митр. Платон (Левшин) поставил в Троице-Сергиевой лавре обелиск «в прославление сей обители и в вечную память великих мужей св. Сергия - архимандритов Иоасафа и Дионисия и келаря Авраамия». В XIX в. в Троице-Сергиевой лавре ежегодно 11 мая служили панихиду по братии обители, в т. ч. по И. ( Смирнов С. К. Церк.-ист. месяцеслов Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1850. С. 38). Канонизация святого совершилась в 1981 г., когда имя И. было включено в Собор Радонежских святых. Ист.: ДРВ. М., 1789. Ч. 11. С. 419-422; АИ. Т. 2. С. 41. 7; С. 250-251. 213; Акты времени правления царя Василия Шуйского (1606 г. 19 мая - 17 июля 1610 г.)/Собр.: А. М. Гневушев. М., 1914. С. 10. 7; С. 15. 12; С. 17-18. 13; Сказание Авраамия Палицына/Подгот. текста и коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова. М.; Л., 1955; Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и мон-рями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 101-102; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 359; Житие и чудеса прп. Сергия, игумена Радонежского, записанные Епифанием Премудрым, иером. Пахомием Логофетом и старцем Симоном (Азарьиным): В пер. на рус. яз. М., 1997. С. 138-140; Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 448-449. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников); ПСРЛ. Т. 14. С. 44, 98-99; Мархоцкий Н. История Московской войны/Подгот.: Е. Куксина. М., 2000. С. 47, 59, 161.

http://pravenc.ru/text/578048.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010