соборное определение о беззаконных браках, и это определение начинается словами: “Сисиний, Божиею милостию, архиепископ Константинополя – нового Рима и Вселенский патриарх” 1020 . А кроме того, с именем Сисиния найдено известное Окружное послание Фотиево ко всем Восточным первосвятителям, которое, вероятно, этот патриарх нашел нужным снова огласить в предохранение православных от нововведений западных 1021 . Преемник Сисиния Сергий (999 – 1019), сродник Фотиев, пошел еще далее. Он писал к папе, убеждал его оставить нововведения, и особенно незаконное прибавление к Символу, и когда папа не согласился, то созвал в Константинополе Собор, на котором подтвердил все осуждения Фотия на латинян и самое имя папы исключил из церковных диптихов 1022 . Преемник Сергия Евстафий (10191025) с согласия императора Василия посылал в Рим послов и просил папу, чтобы он признал Константинопольского патриарха Вселенским на Востоке, т.е. просил, чтобы папа торжественно признался, что он не есть Глава Церкви, а что есть и другой равночестньш ему святитель: папа, разумеется, на это не согласился, как не соглашались и все его предшественники 1023 . Наконец, от патриарха Алексия (1025 – 1043) – преемника Евстафиева и предшественника Михаила Керуллария сохранилось несколько соборных определений. Одно из них начинается словами: “Алексий, Божиею милостию архиепископ Константинополя – нового Рима и Вселенский патриарх”. В другом его называет Вселенским составитель соборного деяния 1024 . Итак, в чем же состояло общение и единомыслие с папою тех Цареградских патриархов, при которых окончательно насаждена в России святая вера? В доказательство этого указывают только на два обстоятельства: на свидетельство Антиохийского патриарха Петра в письме к патриарху Михаилу Керулларию от 1054 г., что он, Петр, за сорок пять лет пред тем сам был в Константинополе во дни патриарха Сергия и слышал, как имя папы возносилось на литургии вместе с именами прочих патриархов, а во-вторых – на упомянутое выше посольство Константинопольского патриарха Евстафия к папе с просьбою о титле Вселенского 1025 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

565–577 Евтихий (вторично) 577–582 582–595 Кириак 595–606 607–610 Сергий I 610–639 639–642 Павел II 642–653 Пирр (вторично) 653–655 655–666 Фома II 667–669 Иоанн V 669–674 Константин I 674–676 Феодор I 676–678 Георгий I 678–684 Феодор I (вторично) 684–687 Павел III 687–693 Каллиник I 693–705 705–712 Иоанн VI 712–713 Герман I 713–730 Анастасий 730–754 Константин II 754–764 Никита I 764–780 Павел IV 780–784 Тарасий 784–806 Никифор I 806–815 Феодот I 815–821 Антоний I (иконоб.) 821–831 Иоанн VII (суевер) 832–842 Мефодий I 842–846 Игнатий 846–857 857–867 Игнатий (вторично) 867–878 Фотий (вторично) 878–886 Стефан I 886–893 Антоний II Кавлей 893–895 Николай I 895–906 Евфимий II 906–911 Николай I (вторично) 911–925 Стефан II 925–928 Трифон (два года вакансия) 928–931 Феофилакт 933–956 Полиевкт 956–970 Василий I 970–974 Антоний III (4 года вакансия) 974–979 Николай II Хрисоверг 983–996 Сисиний II 996–998 Сергий II 999–1019 Евстафий 1019–1025 Алексей 1025–1043 Михаил Керуларий 1043–1054 Западные императоры от Карла Великого (год в первом столбце означает время восшествия на королевский престол Германии, а во втором столбце – время императорской коронации) Годы после Р.Х. Годы после Р. Х. Карл Великий 800–814 Людовик I Благочестивый 814–840 Лотарь 817–855 Людовик II 850–875 Карл Лысый 875–877 Карл Толстый 884–887 Арнульф 896–899 Гуй (титулярный император) Ламберт (титулярный император) Людовик Прованский (титулярный император) Беренгарий Конрад I (король Германии) Генрих Птицелов (король Германии) Оттон I 962–973 Оттон II 967–983 Оттон III 996–1002 Генрих II 1014–1039 Генрих III 1046–1056 Короли Франции от восшествия на престол Каролинской династии Годы после Р. Х. 752–768 Карл Великий 762–814 Карломан 762–772 Людовик Благочестивый 814–840 Карл II (Лысый) 840–877 Людовик II (Заика) 877–879 Людовик III 879–882 Карломан 879–884 Карл Толстый 884–888 Одон или Эвд 888–898 Карл III (Простой) 898–936 Людовик IV (d " Outremer) 936–954 Лотарь 954–986 Людовик V (le Fainéant) 986–987 Гуг Капет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

CI. 1 Месяцеслов при евангелии греческом XII в императ. публ. библиотеке сходствует с флорентийским 1; памяти на все дни, редко по две, а более по одной. Особенностей имеет мало, именно: 28 февр. муч. Фавсты (вместо 6 февр.), 22 авг. муч. Евстафия (т. е. патриарха антиохийского). 2 Месяцеслов при апостоле греч. XII в., одной руки с вышеописанным евангелием, имеет гораздо более особенностей, именно: 10 нояб. муч. Нестора (неизвестен), 28 февр. муч. Фавсты, как и в евангелии, муч. Антипы 9 апр. вместо 11, 2 мая Тимофея и Мавры, а 3 перенесение мощей патр. Афанасия(наоборот), 3 июня Евстафия патр. антиохийск., а Лукиана 5 июня вместо 3, 7 июня муч. Феодо.. не дописано, вероятно, Феодора стратилата, который повторен и 8 июня, Пантелеимон дважды 27 и 29 июля, муч. Максима 11 авг. вместо 13, а Евпла 12 авг. вместо 11. Сей месяцеслов имеет памяти на все дни. Имеет ту особенность, что писец с сентября по апрель писал памяти в один столбец, а с апреля начал писать в два столбца и стал сбиваться, переставляя дни, от того с апреля и пошли разности в днях, ему одному свойственные, которые можно назвать погрешностями; представляем это наглядно: Май. 1. прор. Иеремии. 2. Тимофея и Мавры. 3. перен. мощей Афанасия. Писец, привыкши писать в один столбец, после пр. Иеремии поставил Афанасия, ибо он во всех месяцесловах 2 мая пишется после Иеремии, таким образом во 2 столбце Тимофей и Мавра оказались выше Афанасия, а числа выставлялись красными чернилами после. Во многих отступлениях сей месяцеслов сходствует с прологами, которых памяти писались по месяцесловам евангелий, как видно, не совсем исправным; также сходствует с месяцесловами при евангелиях синод. 44 XI в., 440 X-XI в., музейском XI-XII в. Этот экземпляр апостола наглядно объясняет одну из причин, почему весьма часто памяти переставляются в месяцесловах на предыдущий или последующий дни. Антонинов Так называем месяцеслов при греческом пергаменном евангелии, которое по письму относится к XII веку; оно прислано в киевскую академию архимандритом Антонином из Иерусалима. Месяцеслов чрезвычайно сходствует с нанианским 2, а в некоторых местах с месяцесловом при гречес. апостоле XI-XII в. в московской академии. Происхождения константинопольского. Памяти имеет на все дни и часто на один день по нескольку памятей. Последний по времени святой патриарх константинопольский Евстафий (1019–1025). Особенности, одному сему месяцеслову свойственные: 17 окт. свв. иерархов Мнасона и Модеста (в других 18 окт. и 18 дек.), окт. 22 Анастасия в Солоне (у нас 25 окт.), 6 февр. в нем первом Фотия, патр. константинопольского, и 31 мая Евстафия, патр. константинопольского (1019–1025), июля 2 Марка муч. (вместо 3) и Феодота (вместо 4), 6 июля муч. Агны (вместо 5), авг. 17 пр. Макария исповедника при Константине Копрониме, 21 авг. св. Ии в Персиде (11 сент.). Коаленев 2-й

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

патриархам православным...» . Значит, во дни Николая Хрисоверга на Востоке не только не признавали папу главою Церкви и не подчинялись ему, но явно отвергали все Соборы и определения папские, бывшие на Фотия, торжественно выражали свое единомыслие с Фотием как православным и, следовательно, разделяли мысли его против всех западных нововведений, какие осудил он. Преемник Николая Хрисоверга Сисиний (996–999) составил в 1001 г. соборное определение о беззаконных браках, и это определение начинается словами: «Сисиний, Божиею милостию, архиепископ Константинополя — нового Рима и Вселенский патриарх» . А кроме того, с именем Сисиния найдено известное Окружное послание Фотиево ко всем Восточным первосвятителям, которое, вероятно, этот патриарх нашел нужным снова огласить в предохранение православных от нововведений западных . Преемник Сисиния Сергий (999–1019), сродник Фотиев, пошел еще далее. Он писал к папе, убеждал его оставить нововведения, и особенно незаконное прибавление к Символу, и когда папа не согласился, то созвал в Константинополе Собор, на котором подтвердил все осуждения Фотия на латинян и самое имя папы исключил из церковных диптихов . Преемник Сергия Евстафий (1019–1025) с согласия императора Василия посылал в Рим послов и просил папу, чтобы он признал Константинопольского патриарха Вселенским на Востоке, т. е. просил, чтобы папа торжественно признался, что он не есть глава Церкви, а что есть и другой равночестный ему святитель: папа, разумеется, на это не согласился, как не соглашались и все его предшественники . Наконец, от патриарха Алексия (1025–1043) — преемника Евстафиева и предшественника Михаила Керуллария сохранилось несколько соборных определений. Одно из них начинается словами: «Алексий, Божиею милостию архиепископ Константинополя — нового Рима и Вселенский патриарх». В другом его называет Вселенским составитель соборного деяния . Итак, в чем же состояло общение и единомыслие с папою тех Цареградских патриархов, при которых окончательно насаждена в России святая вера? В доказательство этого указывают только на два обстоятельства: на свидетельство Антиохийского патриарха Петра в письме к патриарху Михаилу Керулларию от 1054 г., что он, Петр, за сорок пять лет пред тем сам был в Константинополе во дни патриарха Сергия и слышал, как имя папы возносилось на литургии вместе с именами прочих патриархов, а во-вторых — на упомянутое выше посольство Константинопольского патриарха Евстафия к папе с просьбою о титле Вселенского .

http://sedmitza.ru/lib/text/435804/

Прилагаем полный список патриархов константинопольских, правивших церковью константинопольскою со времени низвержения иконоборства до крестовых походов (842–1006. Посл Мефодия (842–846 г.) патриаршествовал дважды Игнатий (846–857; 867–877 г.. Преемником его был Фотий, тоже дважды восходивший на патриарший престол (857–867; 877–886 г.. Игнатий и Фотий были замечательными историческими личностями. Фотий по принуждению императора Льва мудрого уступает престол 16-ти летнему отроку Стефану, сыну императора Василия Македонянина (886–893); Стефан был из учников Фотия. Ему преемствовал Антоний II (893–895 г.), известен как строгий аскет. Посл Антония принял управление церковью Николай Мистик (дважды был патриархом: 895 – 906; 912–925. Посл первого патриаршества Николая престол патриарший переходит к Евфимию (906 -- 911 г.); в правление Николая и Евфимия происходят известные споры о четвертом браке императора Льва Мудрого . Дальнейшими патриархами были: Стефан II (925–928 г.), Трифон (928–931 г.), мало известны по своей деятельности. 931–933 гг. между-патриаршество – вследствие желания императора Романа 1-го возвести на патриарший престол сына своего Феофилакта, которому тогда еще не исполнилось 16-ти лет, каких лет он в 933 году и был возведн в патриархи. Феофилакт (933–946 г.) известен своею беспорядочною жизнью и худым правлением. После Феофилакта правил церковью деятельный патриарх Полиевкт (946–970), после него Василий I (970–974 г.), Антоний (974–978 г.), оба известны только своим аскетизмом. (979–981 – между-патриаршество. Последующими патриархами были: Николай Хрисоверг (982–996 г.), Сисиний (996 – 999), человек высокообразованный, Сергий (999 -- 1019) родственник знаменитого патриарха Фотия, Евстафий (1019–1025), Алексий Студит (1025–1043) известен как главный организатор богослужебного устава Студийского. Алексею преемствовал Михаил Керуларий (1043–1058), при нем совершилось разделение церквей на восточную и западную. Остальные патриархи изучаемого времени: Константин Лихуд (1059–1063 г.) происходил из важных государственных сановников, Иоанн Ксифилин (1064–1075) муж прекрасно образованный, в противоположность ему Косьма (1075–1081 г.) и Евстратий Гарида (1081–1084 г.) были людьми неучеными, Николай Грамматик (1084–1111) с достоинством держал себя во время разных догматических движений в царствование Алексея Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Joannes, diaconus Adrianopolitanus, 959–70. Esaias Cyprius, 971–76. Hilario, monachus, 975–84. Joannes Argyropulus, 983–1010. Theodorus Agallianus, 1011–52. Josephus СР. 1051–1. Job, monachus, Hamartolus, 1053–56. Bartholomæus de Jano, 1055–68. Nicolaus Barbarus, 1067–78. Anonymus, de vita Mohammed is, 1077–80. CLVIX (1866). Laonicus Chalcondylus, 9–922. I.eonardus Chiensis, 923–44. Isidorus, cardinalis, 943–56. Josephus Methonensis (Joannes Plusiadenus), 957–1394. CLX (1866). Gregorius Mammas СР., 9–248. Gennadius (Georgius Scholarius) СР., 249–774; 1103–62. Georgius Gemisthus Pletho, 773–1020. Matthæus Camariota, 1019–70. Marcus Eugenicus, 1071–1104; 1163–1200. Nicolaus V, 1201–12. CLXI (1866). Bessarion, I-CLVI et 1–746. Georgius Trapezuntius, 745–908. Constantinus Lascaris, 907–70. Theodorus Gaza, 971–1014. Andronicus Callistus, 1013–20, 1131–42. CP. Imperatorum Novelise constitutiones: Lascaris, 1019–21. Joannes Ducas, 1021–5. Michael Palæologus, 1025–48. Andronicus Senior, 1048–1108. Andronicus Junior, 1108–15. Joannes Palæologus, 1115–6. Joannes Cantacuzenus, 111G-27. Joannes Palæologus, 1127–8. Manuel Palæologus, 1128–9. Constantinus Palæologus, 1129–32, APPENDIX Tomus CLXII (1866, col. 1826) igne destructus. Michael Apostolius, 9. Supplementum ad universam seriem: Theognostus Alexandrinus, 463. Antonius Magnus, 479. Esaias, abbas, 501. Athanasius Alexandrinus, 525. Apollinaris Laodicenus, 533. Evagrius Ponticus, 561. Gregorius Nyssenus, 573. Philemon, 59З. Theophanes monachus, 605. Polychronius Apameensis, 607. Diadochus Photices, 713. Chrysippus Hterosolymitanus, 755. Pseudo-Titus Bostrensis, 777. Eustratius СР., 895. [Pamphilus] Panoplia dogmatica, 1095. Anonymus De incursione Abarum, 1109. Theodoras Edessenus, 1148. Philotheus Sinaita, 1169. Petrus Damascenus, 1185. Basilius Neopatrensis, 1329. Anonymus De Clade СР., 1337. Eberhardus de Breydenbach, 1347. Pius II, 1349. Joannes de India, 1403. Anonymus. Patriarchicha CP. historia, 1431. Arsenius Elassonis, 1561.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Далее летописец сообщает, что патриарх «Никола Хрисоферхъ» прислал к Владимиру проповедовать «Кирила Философа». Первым митрополитом, который пришел на Русь из Корсуня вместе с князем, назван Михаил. Под 989 г. упомянуто, что Владимир взял у патриарха Сергия епископов Иоакима Корсунянина, Феодора и Фому (об источнике этих сведений см.: Гл. 6. 1). Сергий действительно был современником св. Владимира, но патриархом был в 1001–1019 гг. Под 992 г. сказано, что после смерти Михаила по просьбе Владимира патриарх Евстафий (1019–1025) прислал ему митрополита Леона. Эти сведения были использованы в Южнорусском (по определению А. И. Соболевского) распространенном житии св. Владимира XVII в. (см.: Гл. 3.6). Настоящее имя патриарха, при котором крестился св. Владимир – Николай Хрисоверг, упоминается только в трех русских текстах XVI в. Сначала в «Похвале» князю Владимиру (названа так А. И. Соболевским) и «Поучении на память иже во святыхъ... князя Владимира», 516 где первым митрополитом назван Леон. «Поучение» было одним из источников жития св. Владимира из Степенной книги (см.: Гл. 3. 6). Агиограф постарался совместить обе точки зрения. Современниками князя названы сначала Фотий, приславший митрополита Михаила, а затем «Никола Охрисовергис», приславший Леонтия. 2. Исторический контекст крещения Руси св. Владимиром Реальные обстоятельства крещения Руси, судя по сохранившимся летописным и житийным текстам, игнорировал даже составитель Древнейшего свода. О тяжелой внутриполитической ситуации в Византии не говорит ни один летописец. Лишь слабый отголосок событий 987–989 гг. виден в вымышленных обстоятельствах Корсунского сватовства к сестре императоров. М. Д. Приселков, а затем А. Поппе подробно писали о том, что крещение Руси при Владимире было тесно связано с положением дел в Восточной Римской империи. 517 В чем же причина умолчания русских источников? В статьях 6494 (986) и 6495 (987) гг. «Повести временных лет» и предшествовавшего ей Начального свода (читается в Новгородской 1 летописи младшего извода) сохранились два не связанных друг с другом рассказа. Один говорил о проповеди мусульман, католиков, иудеев и греков, другой – об «испытании службы» этих народов по распоряжению самого князя. На последнем этапе формирования летописного текста под 6496 (988) г. была присоединена легенда о крещении Владимира в Корсуне после захвата города. Вопрос о составе и истории формирования комплекса летописных статей, посвященных крещению Руси, мы рассмотрим в следующем разделе. Как уже говорилось в Главе 1, на самом деле князь крестился в Киеве за два года до похода на Херсонес. Фрагменты первоначального рассказа об этом событии из Древнейшего свода 1030–40-х гг. сохранились и в переделанном позднее летописном тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако в главных прерогативах царя по управлению Кафолической Церковью Василий II ничуть не сомневался. По примеру св. Никифора II Фоки и Иоанна Цимисхия он самолично поставлял патриархов на кафедры, и без его приказа ничего в Церкви случиться не могло. Впрочем, царю пришлось выдержать настоящую войну со своими епископами, решившими после смерти Николая II Хрисоверга в 991 г. навязать императору свою кандидатуру. Почти четыре с половиной года патриаршая кафедра пустовала, выросшие в идеологии «византийского папизма» восточные епископы дружно отказывались хиротонисать кандидатов в патриархи, предложенных императором, а царь не принимал кандидатов, отобранных архиереями. Только в 995 г. царь назначил Константинопольским патриархом Сисиния II (995–998), а до этого дня столичный престол вдовствовал (!). Вслед за ним василевс поставил патриархами столицы Сергия II (999–1019) и Евстафия (1019–1025), которых остальным архиереям пришлось лишь хиротонисать 634 . Итак, очередной мятеж провалился, и Василий II сделал соответствующие выводы. Предательство и клятвопреступления среди самых близких людей ожесточили его сердце и наполнили подозрительностью. Правда, волновали императора не личное благосостояние и возможность поглощать в неописуемых количествах блага, даруемые жизнью молодому мужчине, а судьба Византийской империи. Бережливый и экономный, аскет в душе, Василий II быстро отставил в сторону все забавы и совершенно отказался от украшений и роскошных платьев. При торжественных приемах его простую одежду украшало лишь несколько жемчужин. Только они позволяли определить, что перед собеседником находится царственная особа. На его столе никогда не было мяса и вина, и Василий II был чрезвычайно набожен – клирики обожали своего государя. Его лицо было постоянно сосредоточенным – все понимали, что император озабочен государственными вопросами и, главное, безопасностью Римской державы. Перемену, произошедшую с царем, ощутил на себе даже его брат Константин, которому василевс оставил всего лишь небольшую личную стражу, разогнав все остальное окружение и сановных бездельников, постоянно вьющихся возле того. Правда, он не лишил брата любимых удовольствий – охоты и бани, а также прощал некоторое легкомыслие 635 . Самопожертвование императора было настолько сильно, что он даже не удосужился жениться – пребывая день и ночь в заботе о Римском государстве, он не нашел для этого времени. Глава 2. Царь-Болгаробойца. Победные марши византийской армии на Востоке и Кавказе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же//PG. 48, 1019. 1015 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 34. Ст. 4–5. М. 1993. С. 381–382. 1016 Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. V. § 1. Ст. 63. М., 1993. С. 167. 1017 Αναστασου Σινατου. " Οδηγς ρωταπ. 62 γ. " Ορος, 1970. Σ. 158. 1018 Триодь Цветная. Канон Воскресения, песнь 6, тропарь 2. «Если же не воскресают (тела умерших), то для чего воскрес Христос? Для чего пришел? Для чего принял плоть, если не надлежало воскреснуть плоти? Ему это не было нужно (ибо Он не нуждался в плоти), но (принял ее) ради нас». (Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор., беседа 39, 2//PG. 61, 334). Но об этом мы уже говорили подробно III главах «Воплощение Бога Слова» и «Воскресение — Вознесение — Пятидесятница». 1019 Свт. Иоанн Златоуст. Против упивающихся вином. Гл. 4//PG. 50, 438 и сл.; Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 10. Ст. 4//PG. 60, 480. 1020 Преп. Макарий Египетский. Беседы духовные. Беседа 15. Вопросоотв. 10. Репринт. ТСЛ. 1994. С. 114. 1021 Блаж. Августин. О Граде Божием. М., 1994. Кн. 22. Гл. 25. С. 386. 1022 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 1//PG. 61, 355–356. 1023 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное… Поучение 18. Ст. 6–7. М., 1991. С. 296–297. 1024 Свт. Афанасий Великий. О Воплощении Бога Слова, 21//ΒΕΠΕΣ. 30, 91 (31–33). 1025 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 27. М. 1992. С. 272. 1026 Минуций Феликс. Октавий. Гл. 34//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 585. 1027 Г. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ 1028 Св. Иустин Философ. Апология I. Гл. 19. Ранние отцы Церкви.. Брюссель, 1988. С. 289. Афинагор. О воскресении мертвых, 3//ΒΕΠΕΣ. 4, 313; Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. 1. Гл. 8//Ранние отцы… С. 463. 1029 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 9. Μ., 1991. С. 298–299. 1030 Αναστασου Σινατου. " Οδηγς. " Ερωταπ. 92. " Αγ. " Ορος, 1970. Σ. 160–161. 1031 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 27. М., 1992. С. 271–272. 1032

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Философа на проповедь в 986 г. послал Николай, а в 988 г. Сергий II (1001–1019) отправил Михаила. В 992 г. после смерти митрополита патриарх Евстафий (1019–1025) прислал Леона. Эти сведения и были использованы в Южнорусском (по определению А. И. Соболевского) распространенном житии св. Владимира XVII в. (см.: Гл. 3. 6). Как уже говорилось в Гл. 4. 4, имя Михаила было заимствовано из «Написания о правой вере» ( Символа веры ) св. Михаила Синкелла (760–846), а Леон был Переяславским митрополитом, автором антилатинского трактата 1070-х гг. об опресноках (гостиях). 744 О том, что в Переяславле была одно время митрополия, упомянуто в «Повести временных лет» под 1089 г., и средневековый автор мог сделать вывод, что она помещалась там до 1037 г. «Написание о правой вере» входило в греческий сборник устойчивого состава, а в болгарском переводе было известно по рукописи Изборника Святослава 1073 г. В статье 6496 (988) г. НС и «Повести временных лет» оно вложено в уста безымянного Корсунского епископа в качестве наставления св. Владимиру. Летописный перевод отличается от болгарского в худшую сторону и, возможно, был выполнен на Руси. 745 К «Написанию о правой вере» Михаила Синкелла и истории Вселенских соборов в летописи присоединен фрагмент антилатинского трактата. Михаилу Синкеллу в греческой традиции также приписывалось анонимное полемическое сочинение, в славянском переводе известное под названием «Испов дание въкратц сложено». 746 Обнаружив, что автором наставления в вере был Михаил, а некий нигде больше не упомянутый митрополит Лев (Леон) обличал латинян, средневековые книжники решили, что они были современниками Владимира. Митрополит Иоанн упоминается в русских источниках только в связи с изнесением мощей свв. Бориса и Глеба при Ярославе Владимировиче в построенный им пятиглавый деревянный храм. В перечне митрополитов из статьи 6496 (988) г. основного текста Н1 мл. Иоанн не упомянут. Перечень был составлен при создании Новгородского свода 1167 г. 747 по «Повести временных лет» и начинается с Феопемпта. В нем пропущен не только Иоанн I, но и преемник Илариона Ефрем (около 1054–1062), упомянутый в самой Н1 мл. под 1055 г. В перечне, предшествующем основному тексту Н1 мл. по Комиссионному списку, Иоанн уже есть. Он помещен сразу после первых легендарных митрополитов Михаила и Леона. В Никоновской летописи 1530-х гг. Иоанну под 6516 (1008) г. приписано строительство церкви Воздвижения креста Господня в Переяславле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010