Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

50 . Константин II, 754–766, иконоборец. 51 . Никита I, 766–780, иконоборец. 52 . Павел IV, 780–784, святой, 80 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли под 2-м Сентября в несправедливо, как думаем, принимается им за Павла I, исповедника, который и в его календаре находится под 6-м Ноября). 53 . Тарасий, 784–806, святой, 25 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 54 . Никифор I, 806–815, святой, 2 Июня, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 55 . Феодот I, Мелиссен или Касситера, 815–821, иконоборец. 56 . Антоний I, 821–886, иконоборец. 57 . Uoahh VII, 836–842, иконоборец. 58 . Мефодий I, 842–846, святой, 14 Июня, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 59 . Игнатий, 846–857 и вторично 867–877, святой, 23 Октября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 60 . Фотий, 857–867 и вторично 877–886, святой, 6 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 61 . Стефан I, 886–893, святой, в Синаксаристе – 18 Мая, у преосв. Сергия – 17 Мая (находится в Менологии). 62 . Антоний II, Кавлей, 893–895, святой, 12 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 63 . Николай I, Мистик или Асинкрит, 895–906 и вторично 911–925, святой, 16 Мая, у преосв. Сергия. 64 . Евфимий II, 906–911 65 . Стефан II, 925–928, святой, 18 Июля, у преосв. Сергия. 66 . Трифон, 928–981, cbяmoй, L9 Апреля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 67 . Феофилакт, 983–956. 68 . Полиевкт, 956–970, святой, 5 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 69 . Василий I, Скамандрен, 970–974. 70 . Ahmohuй III, 974–978. 71 . Николай II, Хризоверг, после четырех-летнего слишком вдовства кафедры 982–995, святой, 16 Декабря, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 72 . Сисинний II, 995–999. 73 . Сергий II, 999–1019, святой, 12 Апреля, у преосв. Сергия. 74 . Евстафий, 1019 или 1020–1025, святой, 31 Мая, у преосв. Сергия. В общем числе 74-х епископов-патриархов 18-ть епископов-патриархов били еретики, которые, само собою разумеется, не могли быть причисляемы к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1016 Десятильники отменены указом 27 ноября 1697 года. 1017 В 1698 году Петр запретил ссыльным монахам строить монастыри «для того, что в Сибири мужеских и женских монастырей, где всякаго чина православным христианом постригаться и спасаться, довольное число есть». 1018 Но Петра не интересовали духовные неустройства Сибири: он преследовал непосредственно утилитарные, практические цели. В 1692 состоялось посольство Елизара Избраннедеса в Пекин для разрешения торговли русским караванам и постройки церкви. 1019 Одновременно в Сибири строятся города: около 1693 остроги по Селенге, Нижнекамчатск в 1694, Верхнекамчатск знаменитым Атласовым в 1697, Большерецк в 1700, в 1701 Верхнекамчатский острог. 1020 В 1697 послано 500 семейств к Иркутску для заселения пустых мест. В 1698 поехал в Китай первый купчина Спиридон Лингусов, возвратившийся в 1700 г. 1021 На основании вышеприведенного извещения Виниуса был послан наказ спрашивать «у торговых людей в Нерчинску, которые приедут из китайскаго государства, и доведываться о новопостроенной часовне в китайском государстве, в каком месте... и китайцы к той церкви для смотрения или слушания приходят ли и что говорят, хвалят ли, и нет ли какого от них посмеяния, и поругания, и к которым церквам, греческого ль закону или к езувитскому костелу они склоннее, и каковы у той церкви попы и причетники, и в каковом искусстве живут, и сколько их, также и народу русскаго, какое у той церкви украшение и книг довольство, и умерших християн где погребают, при той ли часовне или где в поле, и каким служением, явно ли или со опасением тайно, а выспрося о всем пространно, и есть ли кто из китайцев крестились, и о торговле и пр. 1022 Тогда же (в 1699 г.) состоялись посылки для переписи и межевания сибирских городов, начатых еще в 1696 году. 1023 Сибирь доставляла одним караванным торгом почти 1/14 всех государственных доходов, 1024 в ней были открытые еще в 1697 г. рудокопные промыслы, и недаром Петр обратил на нее в это время особое внимание. 1025 18 июня 1700 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1 . Феофилакт, первый засвидетельствованный источниками киевский митрополит, был переведен на митрополию » Ρωσα из Севастии, в византийской провинции Армения Вторая, при императоре Василии II (976–1025). В высшей степени вероятно, что указанного Феофилакта следует отождествить с анонимным митрополитом Севастии, который, будучи сторонником Василия II, был вынужден оставить свою митрополию во время гражданской войны в начале 987 г. Если это справедливо, можно предположить, что летом 987 г. Феофилакт по поручению императора отправился в Киев, где содействовал заключению договора с Владимиром I. Тем самым и была создана предпосылка для христианизации Руси, а Феофилакт возглавил новую Русскую митрополию, поначалу состоявшую из четырех епископий: Белгородской, Новгородской, Черниговской и Полоцкой. На кафедру он вступил, вероятно, в 988 г. и пребывал на ней неопределенное время, но не более чем до 1018 г. 1292 . Литература: Poppe А. L’organisation diocésaine de la Russie aux IX–XIIe siècles//Byz. 1970. T.40. P. 165–217; idem. The Political Background to the Baptism of Rus’: Byzantine-Russian Relations between 986–89//DOP. 1976. Vol. 30. P. 202–204, 224, 228; idem. Original Status of the Old-Russian Church//APH. 1979. T.39. P.5–45. 2 . Иоанн I – второй достоверно засвидетельствованный киевский митрополит 1293 . Сохранилась небольшая свинцовая булла с надписью: “ω(ννη) μη(τ)ροπο(λτη) " Ρωσας”, которую по эпиграфическим признакам В. Лоран со всей определенностью отнес к рубежу X–XI вв. 1294 . В обоих агиографических произведениях о святых Борисе и Глебе, в анонимном Сказании и Несторовом Чтении (т.е. согласно традиции, зафиксированной во второй половине XI в.), Иоанн титулован то “архиепископом”, то “митрополитом”, т.е. выступает как глава русской церкви в первые годы княжения Ярослава Мудрого (после 1019 г.). Это обстоятельство позволяет предполагать, что именно Иоанн I был тем киевским архиепископом, о котором идет речь у Титмара Мерзебургского в рассказе о событиях 1018 г. (VIII, 32). Иоанн I считается также автором древнейшей службы в честь святых Бориса и Глеба, но поскольку это литургическое сочинение текстуально связано с обоими вышеупомянутыми агиографическими памятниками, оно могло возникнуть только при канонизации князей-мучеников в 1072 г. или после нее. Видимо, Иоанн I стал митрополитом до 1018 г. и был им, самое позднее, до середины 30-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наши иерархи, вооружаясь против игр и плясок, руководствовались постановлениями Номоканона. Митрополит Иоанн 2 (1077–1089) внушал иереям, что священнику благоразумно и с благословением можно принимать предлагаемую пищу, но, когда начнется играние, плясание и гудение, он должен немедленно удалиться, чтобы его чувства не осквернились виденным и слышанным (прав. 16) 1019 . Правило 24 митроп. Иоанна, разрешающее мужчинам и женщинам совместно принимать пищу, «кроме начинания и играния, и бесовского пения, и блудного глумления» 1020 представляет из себя изложение 22 правила 7-го вселенского собора Новгородский владыка Илья-Иоанн (1165–1186 г.) запрещал духовным лицам участвовать в народных играх (правило 4). Он же увещевал духовенство унимать детей своих духовных «о тоурех, и о лодыгах, и о колядницех, и про безаконный бой» (прав. 26. Убитых на игрищах не следовало отпевать в ризах, ни принимать (на проскомидии) просфор о них 1021 . Владыка запрещал игры с переряживанием; тур – это маска, изображавшая животное-тура. Лодыга – игра в кости, лодыжки – бабки. Вероятно, в 12 веке эта игра имела азартный характер 1022 . Митр. Иоанн 2 (1077–1089) обличал увлечения своей паствы играми и плясками; особенно совершение браков без церковного венчания с плясками, гудением и плесканием 1023 . В постановлении Владимирского собора 1274 г. сделан укор за остатки язычества. «В божественные праздники позоры некакы бесовские творим, с свистанием, и с кличем и воплем созывающе некы скаредные пьяница, и бьющеся дрьколеем до самые смерти и възимающе от убиваемых порты. На оукоризноу се бывает Божиим праздником и на досажение Божиим церквам» 1024 . В 8 правиле тогоже постановления 1025 запрещается следующий обычай: в субботу вечером собираются в одно место мужчины и женщины и играют и пляшут бесстыдно и «скверну деють» в ночь святого воскресения, как еллины в праздники Диониса. Действительно, это была вакханалия, участники скакали и ржали, как кони, и делали скверну. Не ясно, разумеется ли здесь ночь под обычные воскресные дни, или же ночь в Великую субботу, под Пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу назначения Феофилакта архиепископом Болгарским строилось множество неосновательных догадок. Доказывали, что назначение в столь отдаленную епархию было опалой, наложенной императором на Феофилакта за дружбу с императрицей Марией, в ту пору якобы бывшей в немилости; высказывались и предположения, что Феофилакта считали наиболее подходящим человеком для эллинизации Болгарии. На мой взгляд, все эти гипотезы лишены каких бы то ни было оснований. В XI–XII веках назначение на высшие церковные должности часто рассматривалось как награда за особые заслуги перед константинопольской патриархией. Охридское архиепископство византийские власти считали ключевым постом. Василий II присоединил Болгарию к Византии в 1018 году и, чтобы облегчить болгарам участь, позволил им сохранить некоторые из наиболее дорогих их сердцу национальных институций, главной из которых была их Церковь . В трех хартиях, изданных между 1019 и 1025 годами, император утверждал, что архиепископство Охридское (заменившее болгарскую патриархию времен независимости) является автокефальным, то есть независимым от константинопольской патриархии; кроме того, император подчинил ему все епископства, которые в X веке входили в Болгарское царство, иначе говоря, значительную часть Македонии, Албании, Сербии, Северную Грецию, а также Северную и Центральную Болгарию. Архиепископ назначался императором, но викарные епископы утверждали это назначение. Такой порядок, с одной сторон укреплял власть Византии над Болгарской Церковью , с другой же – не слишком ущемлял болгарскую национальную гордость. Автокефальный статус Охрида подразумевал защиту от непосредственного вмеша­тельства патриарха Константинопольского, и архиепископ занимал одно из высших мест в иерархии Восточной церкви. Он имел – и так было на протяжении нескольких столетий – важнейшее значение на Северных и Центральных Балканах. Таланты Феофилакта, его репу­тация, несомненно укрепившаяся после недавнего его «Слова к импера­тору», вполне объясняют быстрое его продвижение и назначение в столь важную епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

В обоих описанных случаях покаяние осуществляется как синергия дара Божия и свободного подвига, который человек берет на себя ради принятия и сохранения этого дара. Мера дара Божия определяется свободным откликом человека, который Бог предвидит 1015 . Каждый раз, когда дар любви Божией с бесконечной щедростью изливается в сердце человека, сила благодати господствует в каждом движении его ума и в каждом чувстве сердца. Все проявления его жизни получают положительный характер. С помощью действенного присутствия Святого Духа он «побеждает зло добром» 1016 . Старец утверждает, что «в подлинно благодатной жизни подвига нет» 1017 . Обычно покаяние начинается в психологическом плане. Благодаря первому методу, описанному нами, человек, вспомоществуемый действием благодати Божией, ощущает в себе «проклятое» наследие первородного греха. Он вступает в тяжелую брань против страстей, убивающих его дух. Он открывает, что не владеет своей природой и что она непроницаема для благодати Божией. В результате он предается возможно более полному покаянию 1018 . Это покаяние раскрывает сокровенные глубины его бытия и обнаруживает до тех пор незаметное лукавство его ума и сердца. В результате кающийся, желая, чтобы любовь Божия восторжествовала в его жизни, не только приносит в жертву все самое дорогое, что связывает его с этим миром 1019 , но совлекается и истощается через отречение от всякой привязанности и воли, если они несут в себе что-либо противное любви Христовой. Пока брань направлена против страстных состояний, она остается психологической, человеческой 1020 . Но постепенно напряженность страдания и горячность покаяния приводят человека к пределу самовозненавидения, который и освобождает его от какой бы то ни было ограниченности во времени и пространстве, так что он всецело становится «стремлением к любви» 1021 . Этот чудесный поворот является «временем», когда Господь возрождает человека и поставляет его «жизнь на новую орбиту, в сфере иного бытия» 1022 . Тогда человек принимается Господом не только как Его достойный ученик 1023 , но также как сын и наследник Его Царства. Благодаря желанию любви человек становится известен Богу и его возглас «Твой я, спаси меня» бывает услышан и получает ответ от Небесного Отца: «Ты сын Мой, Я ныне родил тебя» 1024 . Именно в этот момент осуществляется переход из психологического и человеческого уровня на онтологический и вечный. В результате человек приобретает бытийное познание ипостасного Бога, которое есть экзистенциальное общение в бытии, а не высокомудрствующие размышления о Его существовании 1025 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Их 1013 же бяше 1014 чин сицев: тайно 1015 умышляше коварства, ими же грех покрыта 1016 хотяше. Призва Урию из полк, веле к жене ити, да бы верил от себе плод зачатый быти, Иже супруга его из царя прияла, прелюбы с ним сотворши, во чреве зачала. Урию не хотевшу того сотворити, приложи вином его доволно поити, Да бы поне пияный к жене воспалился, и шед к ней нощевати, плотию смесился 1017 . Но ни тако успев что, в полки посылает, суд смертный в писании оному вручает, Веле бо й на месте бедственном ставити, да бы от враг удобне могл убиен быти. Несе убо невинный воин суд о себе. его же миловати царю бяше требе За его верность в службе, а се осудися неправо и на месте люте поставися, Иде же убиен бысть, и негли инии мнози падоша, с онем тамо стоявший. Прочий утекоша, а царь ублажает дело вожда, о падших неслезен бывает. Сице един грех царя в многи убедил есть царя, иже Господу Богу любим был есть, Что он, ощутив в себе помощию Бога, от сердца испущаше стенания многа. Слез источники теплых из очес лияше, жалостною душею сице глаголаше: Беззакония моя главы выше быша, яко бремя тяжкое, мя отяготиша. Бог же, не презираяй сердца сокрушенна 1018 , призрел есть на раба Си, душею смиренна, Простил согрешения, милость проявил есть, во Бога защитника потом ему был есть. То видяще 1019 , братие, греха вси гонзайте, ига его на выя ваша не взимайте, Но истинне и Богу ся поработите, веления Господня иго приимите. То намале утрудит, вечно упокоит, истинна и Бог в небо светлое устроит. Аще же 1020 кто греховно иго восприял есть и ему во работу себе люту дал есть, Да расторгнет то иго, к Богу да вратится чрез смирение, а Он скоро примирится. Имать руце простерте грешника объяти 1021 , кающася в отчество небесно прияти 1022 . Избранных мало Много Бог изволил земли сотворите, из нея же мощно скуделы строите. Мало паки тоя, что златом бывает, егда ю художник умно престрояет 1023 . Тако мнози люди в мире суть создании, но мало тех 1024 , иже в небо суть избрании. 2 Капли число избранных 1025 Ездра 1026 подобляет,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Антоний III 974–979. Вдовство церкви 979–983. Св. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Св. Сергий II 999–1019. Св. Евстафий 1019 или 1020–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Беруларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Св. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084 Николай Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Св. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147 или 1148–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156 – 1169. Михаил III 1169 – 1177. Харатон 1177–1178. Феодосий I 1178 – 1183. Василий II Каматир 1183 – 1186. Никита II Мунтан 1186 –1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцов 7). Домифей втор. 1190 – 1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198 – 1206. Михаил IV Ставрион 1206 – 1212. Феодор II Ириник 1213 – 1215. Максим I 1215 – 1216 (6 месяц.). Мануил I 1217 – 1222. Герман II 1222 – 1240. Мефодий II 1240 – 1240 (3 месяца). Вдовство церкви 1240 – 1243. Мануил II 1243 – 1255. Арсений 1255 – 1260. Никифор 11 1260 – 1260. Арсений втор. 1261 – 1266. Герман III 1266 – 1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I втор. 1282 – 1283. Григорий II Кипрский 1283 – 1289. Афанасий I 1289 – 1293. Иоанн XII 1294 – 1303. Афанасий втор. 1303 – 1311. Вдовство церкви 1311 – 1313. Нифонт I 1313 – 1315. Иоанн XIII Глкис 1316 – 1319. Герасим 1 1320 – 1321. Вдовство церкви 1321 – 1323. Исаия 1323 – 1333. Иоанн XIV 1333 – 1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350 – 1354. Филофей 1354 – 1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1376. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395 или 1396. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидор II 1460–1465. Софроний 1 1465 1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон I 1470–1473 Дионисий I 1473–1478.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

5. Констанций 1019 , отец Константина Великого 1020 , по словам Филосторгия, за доблесть был провозглашен правителем Верхней Галатии, где расположены так называемые Альпы. Местность сия труднодоступна и непроходима. Ныне Верхнюю Галатию римляне называют Галлией 1021 . Смерть настигла Констанция в Британии, именуемой также Альбионом. Там его сын Константин, счастливо избегнув козней Диоклетиана 1022 , застал отца уже занемогшего и вскоре, собственноручно предав тело его земле, наследовал его царство. 6. Филосторгий, как и все прочие, утверждает, что причиной обращения Константина Великого от эллинского суеверия к христианству послужила его победа над Максенцием. Во время оной явлено было знамение креста на Востоке, простершееся весьма далеко, отображенное удивительным светом. Звезды окружали его со всех сторон, подобно радуге, складываясь в виде букв. Буквы же сии на латинском языке составили слова: «Сим побеждай» 1023 . 7. Сообщает также Филосторгий, что еще до Никейского собора Арий Александрийский, прибыв в Никомедию, имел встречу с Осием Кордовским 1024 и бывшими с ним дру-гими епископами, и тогда же подготовил он для собора мнение, согласно которому Сын объявлялся единосущным (émooÀsiov) Отцу, а также и документ об отлучении Ария 1025 . 8. Вскоре после этого был созван Никейский собор, и на нем в числе прочих архиереев Божьих присутствовали Василий, епископ Амасийский, и Мелетий Севастопольский 1026 . 9. Филосторгий также признает, что все епископы согласились с принятым в Никее определением веры, за исключением Секунда, епископа Птолемаидского 1027 , за которым последовал Феона, епископ Мармарикский 1028 . А все остальное сборище арианских предводителей – Евсевий Никомедийский 1029 , которого Филосторгий чрезмерно возвеличивает, и Феогнид Никейский 1030 , и Марий Халкидонский 1031 , и вся прочая их фаланга 1032 – присоединилось к синоду. Однако они прибегли к обману и, по свидетельству самого Филосторгия, «единосущие» (tç émooÀsion) лукаво подменили словом «подобосущие» (tç émoious°on). Постановление же синода не было отвергнуто ими лишь потому, что в этом убедила их сестра императора Константина, Констанция 1033 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010