Скачать epub pdf IX-XI века Святые благоверные великий князь Ярослав Мудрый, его супруга княгиня Ирина (Анна) Новгородская и их сын Владимир Новгородский Ярослав (Георгий, Юрий) Мудрый (родился около 980 г.) – великий князь Киевский (1019); сын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде (в Крещении – Ирине). Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 г. после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 г. отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 г. Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план. По версии событий, нашедшей отражение в «Повести временных лет», киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба, древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 г. в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев. Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 г. он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 г. Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев. После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 г. победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 г. по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав – восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав становится «самовластцем» на Руси...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Беседа 29. Его же. О великих благах, рождающихся от собеседования с Писанием, от сокровенного служения и от размышления о нем и постоянного исследования его, и от поиска цели учения его. И против тех, кто считает ненужным прилежно заниматься этим чудным и божественным трудом. И ублажение тех, кто удостоился в этом размышлении и полезном труде провести дни свои в мире сем. 1 . Удивляюсь я также людям, которые, когда видят человека, трудящегося в чтении Святых Писаний и усердно изыскивающего смысл их, 1012 постоянно пребывающего в собеседовании с этими и подобными размышлениями на тему сокровенного служения, говорят ему некое весьма грубое слово, безвкусное и безумное, вроде: «Сколько бы ни читал ты и ни трудился, труд бесполезен». Особенно же тем, которые вроде: «Какой смысл в этих исследованиях, и какая польза для тебя праздно проводить время в изыскании смысла Писания и тому подобного? Делом надо заниматься! Если мы исполняем то, что знаем, нам не нужно целыми днями корпеть над Писаниями и заниматься другими подобными вещами». 1013 2 . Не понимают они, что говорят, и не знают, что именно это – то есть чтобы ум человека был наполнен 1014 о божественном домостроительстве и постоянной памятью 1015 о нем благодаря восхитительной мысли, посеянной в чтением и поиском его сокровенного смысла 1016 – и есть настоящее дело 1017 и исполнение 1018 всех заповедей Господа нашего. 3 . Ибо упражняться только в телесных подвигах – значит идти путем мирян и быть на их уровне. 1019 Но тот, у кого память постоянно связана с Господом нашим посредством чтения и молитвы, кто доискивается той цели, к которой движения разума, утешение и надежда на сокровенное, 1020 кто посредством этого 1021 обуздывает ум свой, блуждал среди страстей, а также посредством наслаждения собеседования с Богом 1022 – такой преуспел во всех добродетелях 1023 и достиг всецелого совершенства 1024 без какого-либо недостатка. Все же прочие, кто – каждый в свою меру – исполняет те или иные добродетели, 1025 находятся ниже этого на пути заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Глава 1. Император Констанций и высшие духовные иерархи I. Взаимоотношение императора и высших духовных иерархов на востоке и на западе со времени деления римской империи после смерти Константина Великого Опираясь на диоклетиановский правопорядок, Константин Великий еще в 335 году разделил империю между своими тремя сыновьями – Константином, Констанцием и Констансом, – и племянником Далмацием. Константин получил Испанию, две Галлии и Британию, Констанций – Азию и Египет, Констанс – Италию с городом Римом, Африку и Паннонию, наконец, Далмаций – Балканский полуостров: Иллирик и Фракию 1011 . Во время смерти Константина при нем не было ни одного сына. Что рассказывают о завещании Константина, Филосторгий 1012 , Руфин 1013 , Сократ 1014 , Созомен 1015 и Феодорит 1016 ничем не проверяется. Верно только, что погребене умершего императора долго откладывалось и управление империей, в роде регентства 1017 , осуществлялось от имени покойного Константина 1018 . Первым прибыл Констанций и совершил торжественное погребение своего отца в Константинополе в церкви апостолов 1019 . Летом 337 г. произошли серьезные беспорядки. Во время последних взбунтовавшимися солдатами были истреблены вместе с Далмацием и его братом все мужского пола агнаты императорского дома, исключая двух мальчиков – Галла и Юлиана 1020 . Прикосновенность к этому злодеянию Констанция ничем не установлена 1021 . Девятого сентября 337 года сыновья Константина провозгласили себя августами 1022 , а немного позднее приступили к фактическому разделу империи. Для этого они, по сообщению Юлиана 1023 , съезжались в Паннонии. Время и место этого свидания не установлены. По-видимому, последнее состоялось летом 338 года в Виминации 1024 . Как основательно догадывается Лоофс 1025 , свидание это было необходимо для соглашения по поводу освободившейся за смертью Далмация области. Впрочем, Константин II выиграл здесь не много. Большая часть наследства Далмация досталась Констансу. Что касается Констанция, то ему был выделен только диэцез Фракия с городом Константинополем 1026 . Так как Констансу (род. в 323 году) во время смерти Константина было около 14-ти лет, то опека над ним, как неправоспособным, была вручена старшему брату Константину II, в руках которого и было сосредоточено законодательство для всего запада 1027 . Таким образом фактически империя разделилась на две части: западную – с Константином II и восточную – с Констанцием во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

ГЛАВА XLII. О ПРОМЫСЛЕ 1019 Выше было достаточно сказано о том, что человек обладает свободной волей, и о том, в чем именно он самопроизволен и по какой причине от произошел самопроизвольным. Но поскольку не всякий, предположивший совершить убийство, непременно совершает его, но иногда совершает, а иногда – нет, так как его выбор 1020 препятствуется и задерживается по пути к цели 1021 , – причиной чего служит, как мы сказали, провидение, а не Fatum, – то за трактатом о свободе воли должно следовать рассуждение 1022 о Промысле, которое также разделяется на три части: во-первых [нужно исследовать 1023 ] – существует ли Промысл, во-вторых – что он такое, и в-третьих – чего он касается. Конечно, иудей, даже и безумный, не мог не знать о провидении, раз он знал о чудесах, совершенных в Египте, слышал о том, что произошло в пустыне, в чем провидение открылось людям гораздо очевиднее, чем в том, что можно видеть глазами, а также раз он вникал во многие проявления 1024 Промысла через пророков и в Вавилоне, не допускающие никакого сомнения. Христиан же убеждает в существовании провидения как и это все, так – в особенности – Божественнейшее и по неизреченному человеколюбию необычайнейшее 1025 дело Промысла, именно – воплощение Бога (Слова) ради нас. Но так как рассуждение (направляется) не только к ним одним 1026 , но и – против греков, то мы постараемся доказать существование Промысла и из других данных, которым доверяют и те 1027 . Итак, что Промысл существует, это всякий мог бы доказать посредством того же самого, посредством чего мы доказали, что существует Бог. В самом деле, неизменное пребывание всего, в особенности же – того, что происходит и уничтожается, положение и строй (порядок) бытия, всегда сохраняющийся по одному и тому же образу (типу), течение светил, всегда неизменно однообразное 1028 , годовой круг и восстановление (чередование) времен года, ежегодные равноденствия ночей и дней, постепенное увеличение и уменьшение тех и других, ни в большей, ни в меньшей пропорции, – каким образом могло бы совершаться и одинаково распределяться 1029 , если бы никто не промышлял? Сверх того, возмездие, которое следует за преступлениями, особенно же – открытие самых преступлений, когда – при отсутствии того, кто мог бы изобличить, они обнаруживаются благодаря некоторым обстоятельствам, – доказывают, что существует Промысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

Город Ефес был расположен на берегу Икарийского залива Эгейского моря, при устье реки Кайстра. Долина реки Кайстра представляла собой одну из самых живописных местностей Ионии. Широкая и открытая около моря, она постепенно сужалась к востоку и напоминала собою гигантский треугольник. Ребрами этого треугольника служили небольшие холмы. По долине, усеянной озерами, протекал Кайстр с берегами, заросшими тростником, неся свои тихие воды в Эгейское море. Всюду – прекраснейшая растительность 1019 . Речные берега усеяны стаями гусей, журавлей и белоснежных лебедей 1020 . Почти у самого моря, в юго-западном углу долины, возвышалась гора Солмисс 1021 . По её восточному склону в долину реки Кайстра спускалась превосходная роща различных деревьев, между которыми особенно выделялись стройные кипарисы 1022 . Здесь эта роща перерезывалась маленькой речкой Кенхрием, текущей в Икарийский залив 1023 . Далее, к северо-востоку возвышался двойной холм Коресс 1024 , за ним Прион, – эта неиссякаемая сокровищница прекрасного белого мрамора 1025 . Роскошная долина Кайстра своею прелестью вдохновляла еще древнего Гомера 1026 . Овидий 1027 и Виргилий 1028 так же вспоминают о ней, как об очаровательном местечке. На всем побережье малоазийском не было города, равного Ефесу. Положение в середине торгового пути, соединявшего Сирию, Египет, Грецию, Македонию, Понт и Рим, предприимчивый дух населения 1029 , удобная и обширная гавань Панорм сделали Ефес здесь самым оживленным торговым пунктом. Трудно указать тот или другой торговый город, ту или другую торговую страну, которые бы не знали знаменитого Панорма ефесского. Торговые корабли Рима и Александрии, Македонии и Палестины, Греции, Финикии и Сирии, Хиоса, Самоса, Коса, Родоса и Кипра всегда были в Панормской гавани 1030 . И каких только товаров не привозили сюда из близких и самых отдаленных уголков земли. Тут можно было видеть редкости всех стран: художественные изделия из золота и серебра, драгоценные камни из Индии, порфиру, шелк и багряницу из Финикии, знаменитый виссон из Палестины, благовонные товары – корицу и фимиам, миро и ладан из Аравии, чудный жемчуг, художественные произведения из слоновой кости, из дорогих деревьев, железа и мрамора 1031 . Художники выставляли здесь свои новые произведения 1032 . На этом громадном и шумном рынке можно было встретить и живой товар из „тел и душ человеческих“ 1033 . Иногда в одни сутки в Ефесе продавали более 10 000 невольников 1034 . Торговавшие не увозили своих товаров обратно; обогащались все, имеющие корабли на море. Отсюда можно судить о том, какое постоянное оживление было здесь. Не было человека, внимание которого не было бы остановлено этой сутолокой. Даже Ап. Иоанн не раз наблюдал эту кипучую жизнь 1035 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Свети Апостоли, саздавши сву Цркву неимарством Светога Духа, у Христа кроза све векове. 1013 Свети Апостоли: предивни стубови Цркве, држе Цркву догматима вере. 1014 Црква првородних непрестано се весели духовима светих Апостола. 1015 Апостоли су: неразориви Цркве и стубови 1016 Као очевидци и сведоци Бога Логоса ученици пребогати, као непресушиве реке разделивши се, Цркве божанственим водама. 1017 Сведрагоцени празник светих Апостола наста Цркви нам свима 1018 Молитвена мисао Цркве и ову свету истину: Божанствено Св. Богослова богонаписано, постаде перо Свесветог Духа. 1019 И допуна истини: Св. Богослов око Цркве. 1020 Свети Мученици – Црква Свети Мученици су свепобедни сведоци Цркве васкрслога Господа Христа, увек од сваког и демонског пакла, или демони могу у свом црквоборачком бесу натуткати против Цркве Васкрслога. Света молитвена мисао Цркве нам душу: Божанствени сабор Мученика Цркве – они делом испунише Спасове речи; они затворише врата паклена, против Цркве, и мучеништвом родише Цркве. 1021 Свеславни Страдалци Спасови су свештена и одабрана слична светим у усред кога дрво живота – Господ Христос; они су поданици богокрасне Цркве. 1022 Свети Свештеномученици и Пастири, украсивши себе красотама првобитног доброчинства, постадоше истинске звезде и онебесише Цркву Христову, разноврсно украсивши. 1023 Мученици … сада ваистину на небу свету Цркву првородних. 1024 Свети Мученици су стубови Цркве. 1025 Чесна Црква увек блиста светлим подвизима Мученика. 1026 светих Мученика су апостолски и благовести небеском срца и приводе их Истинитом Богу и Господу – Исусу Христу. Молитвена мисао Цркве Христовом свети Мученици угасише пожар росом подвига, и се као многосветли светилници Цркве, вером одгоне таму недуга и мука од наших душа. 1027 Свети Мученици, поставши мучеништвом синови слободног Небеског, Цркву првородних, Христа вавек. 1028 Свети Мученици су Цркве, главни стубови побожности. 1029 Свети Мученици: и сада свету Цркву првородних. 1030 Страдалци Мученици су куле Цркве. 1031 Свети Мученици су красота Цркве. 1032 Свети Мученици; и сада Цркву првородних се. 1033 Свети Мученици као светила небо Цркве. 1034 Свети Мученици су, благовести света мисао Цркве, истините вере украси Цркве. 1035 Мученици, божанствени Христови, као превелике звезде увек чесно небо Цркве, и верне. 1036 свештеномученици као многосветле звезде, мислено гранувши на своду Цркве, сву твар, таму подвигом светлости и чудеса. 1037 Свети Мученици, се као звезде, ви небо Цркве различним даровима и разноврсним лепотама – у правди, памети. 1038 Сви Свети – Црква

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XIX Фрагмент надписи с места захоронения Иоанна XVIII, папы Римского, в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме. XI в. Фрагмент надписи с места захоронения Иоанна XVIII, папы Римского, в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме. XI в. († 1032; до избрания папой - Роман), папа Римский (с 19 апр. 1024). Второй из череды «тускуланских пап», Роман, гр. Тускуланский, сменил на Папском престоле своего брата Теофилакта, правившего под именем Бенедикт VIII . В источниках сообщается о вступлении И. на Римскую кафедру как о единовременном факте, не различаются его избрание и интронизация. Дата и место избрания также не уточняются. Из датировок более поздних грамот можно заключить, что интронизация И. состоялась между 9 и 29 апр. 1024 г. Выбор даты 19 апр., к-рая официально признается началом понтификата (An. Pont. 2008. P. основан на предположении К. Херрманна, что интронизация была проведена во 2-е воскресенье после смерти Бенедикта VIII ( Herrmann. 1973. S. 180). Согласно большинству источников, до избрания на Римскую кафедру Роман, консул и сенатор Рима, был посвящен во все степени священства в один день. Однако существует также версия, что до избрания папой он был епископом Порто (см., напр., у Сигиберта из Жамблу - MGH. SS. T. 6. P. 356). После избрания на Папский престол И., вероятно, сохранил за собой должность рим. сенатора, что, впрочем, не обеспечивало самостоятельности И. в церковной политике. В принятии решений, касавшихся Церкви в Италии и Германии, папа сильно зависел от воли недавно избранного герм. кор. Конрада II (1024-1039). 26 марта 1027 г., на Пасху, состоялась имп. коронация Конрада, где присутствовали кор. Англии и Дании Кнуд I Великий (1016-1035) и кор. Рудольф III Бургундский (993-1032). Наиболее ярко зависимость Римского папы от герм. короля проявилась в споре за первенство между патриархами Аквилеи и Градо . Патриарх Аквилеи Поппон (1019-1044), неоднократно нападавший на Градо и разорявший его, в 1024 г. потребовал включить город в свою епархию. Для разрешения давнего конфликта в кон. 1024 г. И. созвал в Риме Собор, на к-ром претензии Аквилейского патриарха были признаны незаконными. Поппон, не удовлетворенный решением Собора, добился поддержки Конрада II и на Соборе 1027 г., созванном по воле императора сразу после коронации, вновь поднял вопрос о верховенстве. Решением Собора 1027 г. Градо был подчинен Аквилее, за Аквилейским патриархом признавалось первенство над всеми итал. еп-ствами. По просьбе Конрада II в дек. 1028 г. И. утвердил перенос епископской кафедры из Цайца в более защищенный Наумбург. Вероятно, вопреки воле герм. короля И. санкционировал королевские коронации в 1025 г. польск. кн. Болеслава I Храброго и затем его сына Мешко II, что вызвало враждебную реакцию в Германии.

http://pravenc.ru/text/469708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ I [греч. Εστθιος] († кон. 1025), свт. (пам. греч. 31 мая), патриарх К-польский (июль 1019 - нояб./дек. 1025). Сведений о его жизни сохранилось немного. Е. был протопресвитером церквей Большого дворца в К-поле и взошел на Патриарший престол после смерти патриарха Сергия II . По свидетельству визант. хрониста Георгия Кедрина , Е. был в преклонном возрасте и с трудом выдерживал длительные патриаршие службы ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 479). Ок. 1024 г. Е. по указанию имп. Василия II Болгаробойцы отправил посольство в Рим к папе Иоанну XIX с богатыми дарами с целью добиться от папы признания за К-польским патриархом титула «Вселенский» ( Rodulfus Glaber. Historiae sui temporis. IV 1//PL. 142. Col. 669-672). Предположительно папа Иоанн XIX согласился признать за К-польским патриархом этот титул. Однако известие об этом вызвало недовольство на Западе, сообщал в письме папе аббат мон-ря Сен-Бенинь в Дижоне (Франция) Вильгельм . Не желая идти против мнения собственной паствы, папа был вынужден отказаться от этого предложения, и посольство византийцев вернулось, ничего не добившись ( Hugo Flavinicensis. Chronicon. II 17//PL. 154. Col. 240-242). Сведения об этих переговорах сохранились только в лат. источниках. От Патриаршества Е. сохранились синодальная грамота от 12 сент. 1019 г. о снятии запрета с Николая Агиоматика на служение в пределах столицы ( Laurent V. Act du patriarche Sergius II. Acte du patriarche Eustathe. Acte du patriarche Anchialos//EO. 1934. Vol. 33. P. 305-309), датируемое маем 1024 г. синодальное постановление о монастыре св. Епифания в Керасунте ( Ficker G. Das Epiphanios Kloster in Kerasus und der Mitropolit Alaniens//BNGJ. 1922. Bd. 3. S. 94-95) и др. (см.: RegPatr, N 825-828). Сохранилось также Жизнеописание Е., составленное неизвестным автором (BG. Vol. 10. P. 226). Лит.: Hergenr ö ther J. Photius Patriarch von Constantinopel: Sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. Regensburg, 1869. Bd. 3. S. 729-730; Γεδεν. Πνακες. 1890. Σ. 317; Darrouz è s J. Eustathe de Constantinople//DHGE. T. 16. Col. 23-24; Κωνσταντινδης Ι. Χ. Εστθιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1090-1091; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006. С. 107-121. Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) ДИОНИСИЙ I (до 1410 - 1492), свт. (пам. греч. 23 нояб.), патриарх К-польский (1467 - 1471 или 1472, 1488 - 1490) ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ († 520), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.)

http://pravenc.ru/text/187464.html

Патриархи Константинопольские за период 381–1453 гг. Нектарий – 381–397 Иоанн I Хрисостом – 398–404 Арасий – 404–405 Аттик – 406–425 Сисинний I – 426–427 Несторий – 428–431 Максимиан – 431–434 Прокл – 434–446 Флавиан – 446–449 Анатолий – 449–458 Геннадий I – 458–471 Акакий – 472–489 Фравита – 489–490 Евфимий – 490–496 Македонии I – 496–511 Тимофей I – 511–518 Иоанн II Каппадокийский – 518–520 Епифаний – 520–535 Анфим I – 535–536 Мена – 536–552 Евтихий – 552–565 Иоанн III Схоластик – 565–577 Евтихий (вторично) – 577–582 Иоанн IV – 582–595 Кириак – 595–606 Фома I – 607–610 Сергий I – 610–638 Пирр – 638–641 Павел II – 641–653 Пирр (вторично) – 654 Петр – 654–666 Фома II – 667–669 Иоанн V – 669–675 Константин I – 675–677 Феодор I – 677–679 Георгий I – 679–686 Феодор I (вторично) – 686–687 Павел III – 688–694 Каллиник I – 694–706 Кир – 706–712 Иоанн VI – 712–715 Герман I – 715–730 Анастасий – 730–754 Константин II – 754–766 Никита I – 766–780 Павел IV – 780–784 Тарасий – 784–806 Никифор I – 806–815 Феодор Мелиссии Касситера – 815–821 Антоний I Кассимат – 821–837 Иоанн VII Грамматик – 837–841 Мефодий I – 843–847 Игнатий – 847–858 Фотий – 858–867 Игнатий (вторично) – 867–877 Фотий (вторично) – 877–886 Стефан I – 886–893 Антоний II Кавлеа – 893–901 Николай I Мистик – 901–907 Евфимий I – 907–912 Николай I Мистик (вторично) – 912–925 Стефан II – 925–927 Трифон – 927–931 Феофилакт – 933–956 Полиевкт – 956–970 Василий I Скамандрин – 970–974 Антоний III Студит – 974–979 Николай III Хрисоверт – 979–991 991–996 – патриархов не было Сисинний II – 996–998 Сергий II – 1001–1019 Евстафий – 1019–1025 Алексей Студит – 1025–1043 Михаил I Кируларий – 1043–1058 Константин III Лихуд – 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин – 1064–1975 Косма Г- 1075–1081 Евстратий Гарида – 1081–1084 Николай III Кирдиниат Грамматик – 1084–1111 Иоанн IX Агапет – 1111–1134 Лев Стип – 1134–1143 Михаил II Куркуас – 1143–1146 Косма II Аттик – 1146–1147 Николай IV Музалон – 1147–1151 Феодот II – 1151–1154 (Неофит I – 1153–1154)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Участие в Евхаристии, без сомнения, было главной причиной этих недельных собраний отшельников. Когда начался исход в великую пустыню, Антоний Великий и его современники, Амун и Макарий, как кажется, без колебаний покидали общины мирян, в результате чего теряли возможность участия в Евхаристии. Монахи, которые жили поблизости от городов и деревень, могли без труда ходить по воскресеньям на литургию в ближайшую церковь . Например, в Теренуфисе монахи ходили по воскресеньям в церковь и там причащались 1019 . Но те, кто ушел вглубь пустыни, были вынуждены оставаться месяцы или даже годы без причастия. В Нитрии, которая находилась не слишком далеко от обитаемых мест, отшельники могли время от времени ходить в деревенскую церковь на воскресную литургию. Однако мы знаем, что уже довольно рано в Нитрии имелась своя церковь и свой священник, в то время, когда ее еще не было ни в Скиту, ни в Келлиях, поскольку Макарий Великий из Скита ходил иногда в Нитрию на службу к авве Памво 1020 . Однажды при встрече с Антонием Великим тот же авва Макарий заметил ему, что в Скиту не служат литургию, хотя к тому времени там жило уже достаточно Отцов 1021 . Мы не знаем, каков был ответ Антония. Быть может, он склонил своего собеседника к принятию священного сана, чтобы тот смог служить литургию в Скиту 1022 ? Коптское Житие Макария Египетского утверждает, что он стал священником еще тогда, когда жил аскетом вблизи деревни 1023 . Но апофтегмы – источник более ранний и более надежный – замечают, что как только его захотели сделать клириком, он тотчас сбежал в другое место 1024 . Согласно Палладию, Макарий был возведен в сан священника в возрасте сорока лет, то есть около 340 года, в это время он уже около 10 лет жил в пустыне и должен был прожить там еще 30 лет 1025 . После кончины аввы Макария священником Скита стал его ученик Иоанн 1026 . Но Иоанн Кассиан говорит, что к тому времени в Скиту насчитывалось четыре церкви, и в каждой из них был свой священник. Мы знаем имена двух из них – Исидор и Пафнутий 1027 . В пустыне Келлий к V веку была только одна церковь , где священником до своей кончины в 394 году был Макарий Александрийский , а затем авва Исаак 1028 . Когда Палладий посетил Нитрию, здесь была только одна церковь с восемью священниками, но лишь один из них служил литургию 1029 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010