Вся ведическая литература в совокупности именуется Шрути (санскр. s " ruti – «слышание»). По аналогии с христианским представлением о Божественном откровении шрути принято ассоциировать с древнеиндийским «Священным Писанием». Поэтому иногда произведения, входящие в состав Шрути, так и называют – «тексты писания». Однако в случае со шрути тексты писания не обладают богооткровенностью в ее классическом иудео-христианском понимании. Содержание Шрути – это не услышанная и зафиксированная письменно человеком некая богооткровенная информация, как можно было бы подумать вначале, взглянув на перевод санскритского слова. Тексты Шрути составлены человеком для обращения к божеству. Субъектом глагола «слышать» в данном случае является не человек, а бог. Для него поются тексты гимнов (мантр), именно божество слышит слова молитв и обращенные к нему жертвенные призывы 355 . Краткая характеристика каждой из четырех Вед Ригведа – «Веда гимнов». Самая ранняя из Вед занимает центральное место среди всех прочих. Это сборник (самхита) из 1028 (в другом варианте – 1017) гимнов (сукт) разной длины, собранных в 10 разделах (мандалах, санскр. Maala – «круг»). Наиболее древними считаются мандалы II-VII, а самыми поздними – I u X. Считается, что тексты ее гимнов арийцы несли с собой, продвигаясь с мест своего изначального обитания вглубь индийского субконтинента. Соответственно, период формирования самхиты следует отнести ко времени до середины II тысячелетия до н. э 356 . Мандалы принадлежали разным жреческим родам, которые хранили и передавали их из поколения в поколение, заучивая наизусть. Для удобства заучивания текст Ригведы механически делился на части. Мнемоническая техника была отработана настолько, что исключалось какое-либо искажение текста даже на фонетическом уровне. Содержание гимнов неоднородно и сводится к изложению мифов о богах, почитаемых в то время ариями, и к славословиям этим богам. В суктах явно выражено сознание того, что боги находятся в постоянной связи с людьми. Гимны посвящены разным богам (Агни, Индре, Соме), одновременно присутствуют указания на единство Божества, проявлениями которого являются антропоморфные боги. Есть и свидетельства явного монотеизма, о чем будет сказано ниже. Очевидно, что эпоха составления мандал была довольно продолжительна и потому в них оказались включенными сукты разных авторов и разных веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1015 В «Иудейской войне» (I, 21, 1) Иосиф говорит о том, что Ирод заново отстроил храм на пятнадцатом году своего правления. 1016 Речь идет о персидских царях Кире II (559—530 гг. до н.э.) и Дарии I (522—486 гг. до н.э.). 1017 Иосиф Флавий говорит здесь о первом храме, возведенном при царе Соломоне и о втором, построенном вместо разрушенного Навуходоносором в конце VI в. до н.э. при тогдашнем персидском сатрапе Зоровавеле. 1018 Эти священнослужители должны были строить те части храма, куда запрещался вход мирянам. (Перев.) 1019 Здесь текст представляет пропуск, восстановленный мною по латинскому переводу. (Перев.) 1020 Конечно, Соломон вовсе не был первым царем Иудейским. Его здесь и в других местах (например, XX, 10) Иосиф называет так, потому что желает характеризовать Соломона как первого действительно блестящего и могущественного государя евреев. (Перев.) 1021 Луций Вителлий был наместником Сирии в 35—39 гг. н.э., Тиберий же был императором с 14 по 37 г. н.э. 1022 Следовательно, это могло произойти в период с 45 по 47 г. н.э. 1023 Это Агриппа II, сын Агриппы I. 1024 Капитель — венчающая часть колонны. Коринфские капители (наиболее пышные из всех видов греческих капителей) представляли собой расширяющиеся кверху чаши, украшенные стилизованными листьями и завитками. 1025 Вот этот текст, найденный недавно: «Ни один иноземец не смеет войти за решетку и ограду святилища. Кто будет схвачен, тот сам станет виновником собственной смерти». (Перев.) 1026 об освобождении раба-еврея через шесть лет говорится в книге Исход (Исх 21.2). 1027 Архелай — последний царь Каппадокии (36 г. до н.э. — 17 г. н.э.). В 17 г. н.э. Каппадокия стала римской провинцией. 1028 Гекатомба — сто быков. 1029 Хиос — остров у берегов Малой Азии. Был разорен Митридатом VI в 86 г. до н.э. (с 85 г. находился под властью Рима). 1030 Митилена — главный город острова Лесбос, расположенного в Эгейском море севернее о. Хиос. 1031 Так назывались два островка, лежащие при впадении Босфора в Черное море. Они известны по мифу об аргонавтах. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Смысл этой притчи, говорит профессор Якимов, таков: „зерновой хлеб есть народ Божий,-Израиль. Испытания переносимые народом Божиим, предназначены приготовить его к восприятию семян Божественного учения и откровения. Для этой цели испытания даже необходимы, иначе сердце человеческое останется глухо к Божественным вразумлениям. Таким образом истины, раскрываемые, или вернее скрытые в настоящей притче, подобны тем тайнам царствия Божия, которые так часто составляли предмет притчей Спасителя“. (Толк. на Исаию, стр. 451). Велика премудрость Божия! Восклицает пророк, перед которым раскрываются милосердные пути Божьего провидения. 1009 Ссылки Г. Якимова, Англ. Комментаторов и Библейск. Словаря Смитта преимущественно на известное сочинение Робинсона о Палестине. 1011 О гордости Ефремлян и стремления их к главенству см. еще в книге Суд. 7:24–8:35 , и далее историю их колена во времена царей Давида и конца царствовании Соломона. Мы отсылаем по этому вопросу к нашему 4 т. Св. Летописи ч. I, стр. 49– 50, ч. II, стр. 3–4, 7–8. См. еще наши мысли, высказанные по поводу Исаии VII, 4–9 о цели их союза с Дамаском. 1017 Ср. Ин. 9:40–41 . Заметим по поводу стихов 7–10 глава XXVIII Исаии, что Витринга и Епископ Петр видят в этих стихах пророчество о борьбе фарисеев и книжников против Господа нашего Иисуса Христа. Мы несогласны с этим взглядом, но думаем, что вообще ст. 9–10 представляют общее явление борьбы тупости и косности против проповеди правды. 1021 Мы совершенно согласны с взглядом покойного проф. Якимова. С этим же взглядом согласен и Шмидер in loco с прекрасной ссылкой на Втор. 28:49 , как пророчество о грядущем пленении. Ни Витринга, ни Кей (в Sp. Comm.) по нашему мнению не дают удовлетворительного объяснения. 1026 Повидимому переговоры велись с жреческой династией и с царем Тагарака, не с мелкими царствами Дельты, где были семитические династии. (См. Бругша). 1028 „Не смутится“ в другом значении: „не будет торопиться“. В спокойной уверенности будет ждать спасения. Так Витринга, и Еп. Петр, так и Speaker’s Commentary.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Свети Апостоли, саздавши сву Цркву неимарством Светога Духа, у Христа кроза све векове. 1013 Свети Апостоли: предивни стубови Цркве, држе Цркву догматима вере. 1014 Црква првородних непрестано се весели духовима светих Апостола. 1015 Апостоли су: неразориви Цркве и стубови 1016 Као очевидци и сведоци Бога Логоса ученици пребогати, као непресушиве реке разделивши се, Цркве божанственим водама. 1017 Сведрагоцени празник светих Апостола наста Цркви нам свима 1018 Молитвена мисао Цркве и ову свету истину: Божанствено Св. Богослова богонаписано, постаде перо Свесветог Духа. 1019 И допуна истини: Св. Богослов око Цркве. 1020 Свети Мученици – Црква Свети Мученици су свепобедни сведоци Цркве васкрслога Господа Христа, увек од сваког и демонског пакла, или демони могу у свом црквоборачком бесу натуткати против Цркве Васкрслога. Света молитвена мисао Цркве нам душу: Божанствени сабор Мученика Цркве – они делом испунише Спасове речи; они затворише врата паклена, против Цркве, и мучеништвом родише Цркве. 1021 Свеславни Страдалци Спасови су свештена и одабрана слична светим у усред кога дрво живота – Господ Христос; они су поданици богокрасне Цркве. 1022 Свети Свештеномученици и Пастири, украсивши себе красотама првобитног доброчинства, постадоше истинске звезде и онебесише Цркву Христову, разноврсно украсивши. 1023 Мученици … сада ваистину на небу свету Цркву првородних. 1024 Свети Мученици су стубови Цркве. 1025 Чесна Црква увек блиста светлим подвизима Мученика. 1026 светих Мученика су апостолски и благовести небеском срца и приводе их Истинитом Богу и Господу – Исусу Христу. Молитвена мисао Цркве Христовом свети Мученици угасише пожар росом подвига, и се као многосветли светилници Цркве, вером одгоне таму недуга и мука од наших душа. 1027 Свети Мученици, поставши мучеништвом синови слободног Небеског, Цркву првородних, Христа вавек. 1028 Свети Мученици су Цркве, главни стубови побожности. 1029 Свети Мученици: и сада свету Цркву првородних. 1030 Страдалци Мученици су куле Цркве. 1031 Свети Мученици су красота Цркве. 1032 Свети Мученици; и сада Цркву првородних се. 1033 Свети Мученици као светила небо Цркве. 1034 Свети Мученици су, благовести света мисао Цркве, истините вере украси Цркве. 1035 Мученици, божанствени Христови, као превелике звезде увек чесно небо Цркве, и верне. 1036 свештеномученици као многосветле звезде, мислено гранувши на своду Цркве, сву твар, таму подвигом светлости и чудеса. 1037 Свети Мученици, се као звезде, ви небо Цркве различним даровима и разноврсним лепотама – у правди, памети. 1038 Сви Свети – Црква

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1024 Буквальное, хотя и сильно сокращенное заимствование из «Хроники» Титмара (см. 11/4). Указание на место гибели Бруно Кверфуртского у Титмара в «Саксонском анналисте» отредактировано согласно «Кведлинбургским анналам» 12/2). Кроме того, свой источник анналист дополняет подробной генеалогической справкой, из которой явствует, что император Лотарь III, главный герой «Саксонского анналиста», был правнуком Гебхарда, родного брата св. Бруно-Бонифация (ср. фрагмент 24). 1025 Дословное заимствование из «Хроники» Титмара 11/3). Характерна, однако, замена не вполне понятного выражения «с нашей помощью» («nostris auxiliantibus»), т. е. с помощью саксов (см. 11, примеч. 256), на определенное «с немецкой помощью» («Teutonicis auxiliantibus»). 1026 Почти дословно, хотя и с пропусками, воспроизведен текст глав VII, 72, 74 и окончания главы VII, 73 «Хроники» Титмара 11/6). 1027 Заимствование из «Хроники» Титмара 11/5). Показательны две поправки, которые автор «Саксонского анналиста» вносит в свой источник. Выражение, сбивающее с толку историков – «у захваченного города» («ad urbem possessam») (см. 11, примеч. 285), смутило и хрониста XII в., так что он прибег к корректуре: «у осажденного города» («ad urbem obsessam»). Окончание фрагмента 11/5, в котором речь идет о походе польского князя Болеслава I на Русь в 1017 г. и водворении им там Святополка Владимировича (возможно, в Берестье) 11, примеч. 288), хронист, опять-таки подобно большинству историков, понял как сообщение о походе на Киев в 1018 г. (см. следующее примеч.). 1028 В результате неверного истолкования известия о походе Болеслава I на Русь из главы VII, 65 «Хроники» Титмара (см. предыдущее примеч.), автор «Саксонского анналиста» отредактировал это известие и перенес его в главу VIII, 31. 1029 По недосмотру повторно включен уже использованный отрывок из Титмаровой «Хроники» (см. фрагмент 13). 1030 Несколько сокращенное заимствование у Титмара 11/7). Снова типичное для Титмара «наши» (см. примеч. 1025) «расшифровано» однажды как «немцы» (Teutonici), а в другой раз – как «христиане» (christiani) (!) (ср. 40, примеч. 964), что особенно пикантно, так как непосредственно далее и у Титмара, и в «Саксонском анналисте» идет речь о встрече Болеслава и Святополка киевским митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варда Фока, византийский полководец, предводитель мятежа против имп. Василия II (ум. в 989 г.) 87 Вартеслав, с. киевского кн. Святослава Ярославича (ошибочно; см. Ярослав Святославич) 339 Вартислав I, кн. западнопоморский (уб. в 1134/47 г.) 253 Василевский I, см. Wasilewski Т Василий I, имп. византийский (867–886) VIII, 22–24 Василий II Болгаробойца, имп. византийский (976–1025) VIII, 73, 83, 86–87, 87, 94, 94 Василий Блаженный, св. (ум. в 1557 г.) 77 Василий Виоанн (в латинизированной форме – Вулкан), византийский катепан Южной Италии (1017–1028) 87, 94, 94 Василий Педиадит, византийский военачальник в Сицилии (1040-е гг.) 95 Васильев A. A. (Vasiliev А.) 54 Васильевский В. Г. 32, 34, 87, 275 Василько Романович, кн. владимиро-волынский (1238–1268/9) IXb, 372 Василько Ростиславич, кн. теребовльский (ум. в 1124 r.)IXa, 199, 201–202, 255, 361 Василько (Ярополчич ?), кн. дорогичинский (ум. после 1182 г.) IV, IXb, 318 Васой (Василий), двоюродный б. венгерского кор. Иштвана I Святого (перв. пол. XI в.) V 137, 351, 356, 356 Вата, предводитель языческой реакции в Венгрии (ср. XI в.) 356 Вацлав, св., см. Вячеслав (Вацлав), св. Вацлав (Вячеслав) I, кор. чешский (1230–1235) VI «Великопольская хроника» (нач. XIV в.) 311, 324 Вельф II, гр. швабский (ум. в 1030 г.) III, 189 Вельф III, герц, каринтийский (1047–1055) III Вельф IV, герц, баварский (1070–1101) III, VII Вельф V, герц, баварский (1101–1120) III, 337 Вельф VI, мгр. тосканский, герц, сполетанский (1152–1191) III, 188, 279, 279 Вельфы, знатный немецкий род (с IX в.) III, 81, 188–190, 221, 267, 347 «Венгерский хроникальный свод XIV в.» 224, 348–349, 351, 353–372 «Венская иллюстрированная хроника», см. «Лицевая (иллюстрированная) хроника» Вергилий Публий Марон, римский поэт (ум. в 19 г. до н. э.) Вернер, мгр. Саксонской северной марки (1003–1009; ум. в 1014 г.) 328 Вернер, архиеп. магдебургский (1063–1078) 154 Вернер, еп. мерзебургский (1059 [?]–1093) 154 Вернер, еп. мюнстерский (1132–1151) 280 Верхуслава, ж. польского кн. Болеслава IV, д. новгородского кн. Всеволода Мстиславича (ум. ок. 1160 г.) IV, IXb, 200

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«1) В.: «Признаёшь ли ты, что кроме Священного Писания и Священных Преданий, хранимых Православной Церковью, нет и не может быть иных источников вероучения и новых откровений чрез непризванных и тайных учителей и лжепророков?» «О.: Ей, признаю». «2) В.: Веруешь ли, что единственный Спаситель для всего мира и на все времена есть Иисус Христос, Единородный Сын Божий, предвечно рождённый от Бога-Отца, а во времени ради нашего спасения единожды, во дни Ирода царя, родившийся по плоти от Девы Марии наитием Святого Духа в городе Вифлееме иудейском, что нет и не может быть иных христов и иных спасителей?» «О.: Ей, верую». «3) В.: Веруешь ли, что Мать сего Иисуса, Пресвятая Дева Мария, есть одна истинная Богородица, родившая по плоти наитием Святаго Духа истиннаго Сына Божия, что нет и не может быть иных богородиц, как не может быть и иных, кроме сего Единородного, истинных сынов Божиих?» «О.: Ей, верую». «4) В.: Признаёшь ли гнусным лжеучение, будто законные плотские супружеские отношения мужа и жены, освящённые Церковью в таинстве брака, греховны и плотское рождение детей, от сего происходящее, есть скверна?» «О.: Ей, признаю». «5) В.: Признаёшь ли, что всякая пища, как сотворённая Богом, чиста, и потому грешно гнушаться ею, а тот, кто сочтёт согрешающим вкушающего в меру и в положенное время вина, мяса, рыбы, сам нечист и сожжён своею совестью?» «О.: Ей, признаю». «6) В.: Обещаешь ли никогда не посещать тайных молитвенных собраний-радений и беседок постников или хлыстов, властью церковной неблагословенных и воспрещённых, где поются недозволенные Церковью распевцы, совершаются скакания и кружения, или изрекаются тайные от Православной Церкви пророчества, а иногда творятся дела тьмы, о которых срамно даже и говорить?» «О.: Ей, обещаю». «Иерей: Аминь. Да видит Бог твоё сердце и твою веру! И читает обычную разрешительную молитву: Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия…» (Ц. Вед, 1909, 22, офиц. ч.). 601 Старообрядцы и сектанты не должны быть принимаемы на исповедь без предварительного их присоединения к православию (см. подр. Ц.В. 1887, 45: сн. 1016–1017, 1027–1028 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Европейские королевские и княжеские династии АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) ГЕНРИХ I ПТИЦЕЛОВ (ок. 876 - 936), герц. Саксонии (с нояб. 912), герм. кор. (с мая 919) из саксон. рода Людольфингов, основатель Саксонской династии ГЕНРИХ II (973 - 1024), герц. Баварии (с 995), герм. кор. (с 1002), имп. Римско-Германской империи (с 1014) из Саксонской династии, св. (пам. зап. 13 июля) ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ИЗАБЕЛЛА I (1451-1504), королева Кастилии и Леона (с 1474), супруга и соправительница кор. Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516) КНУД IV (II) (ок. 1040 - 10.07.1086, Оденсе, Дания), св. католич. Церкви (пам. 10 июля), кор. Дании (1080-1086) КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии

http://pravenc.ru/rubrics/123004.html

Так, в 1728 г. по Высочайшему повелению было ассигновано 300 руб. на ремонт кровель Воскресенского на Истре монастыря, причем о растраченных до этого 600 руб. было поручено Коллегии Экономии произвести исследование 1014 , а 26 марта 1729 г. ассигновано еще 1000 руб. 1015 ; в 1730 г. в Галичский Паисиин монастырь из доимочных – 100 руб. 1016 ; в 1733 г. Сенат просил дать на ремонт Симонова монастыря его определенные в Коллегию Экономии доходы за четыре года, т.е. 6468 руб., но Кабинет дал только за 2 года 1017 ; тогда же, по ведению Синода, Сенат успешно испросил на ремонт Новоспасского монастыря его доходы за 2 года по 1137 руб. в год 1018 ; в 1734 г., ссылаясь на манифест от 17 марта 1730 г., изданный Анною при вступлении на престол 1019 , просил отпустить из заопределенных доходов и недоимки на ремонт Суздальского архиерейского дома, Солотчинского и Троицкого в Переяславле-Залесском монастырей по смете Мичурина 6638 руб., но позволено было расходовать только до 3000 руб. 1020 ; в 1738 г. было отпущено 1021 на ремонт Воскресенского на Истре монастыря собранных с заопределенных вотчин 500 руб.; в 1741–1743 гг. на ремонт церквей и Коломенского архиерейского дома были отпущены 1022 положенные в Коллегию Экономии, а в 1744 г. таких же денег 178 руб. 93 1/2 коп. оброчных за 1744 г. было выдано Ипатьевскому монастырю 1023 . Но особенно тяжело для Коллегии Экономии, архиерейских домов и монастырей пришелся 1737 г., когда, после известного ужасного пожара 29 мая, погорели: здание самой Коллегии, Госпиталь, Спасский училищный монастырь, 11 каменных и 18 деревянных приходских богаделен, Моисеевский девичий монастырь, Казанский собор, Ивановская колокольня 1024 , Ивановский монастырь 1025 , Собор Василия Блаженного 1026 , Вознесенский девичий монастырь 1027 , Знаменский монастырь 1028 , Златоустовский монастырь 1029 , Благовещенский собор 1030 , Чудов монастырь 1031 ; кроме того, погорели подворья Пафнутьева монастыря 1032 , Кириллова-Белозерского монастыря 1033 , Воскресенского на Истре монастыря 1034 , Спасо-Ярославского монастыря в Суздале 1035 и Новгородского монастыря 1036 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Никон... – На самом деле Никон взошёл на патриарший престол 25 июля (в подражание митрополиту Филиппу Колычеву, ставшему митрополитом Руси в этот день) 1652 г. 1017 ...на Иосифово место. – Предшественник Никона на патриаршем престоле Иосиф умер 15 апреля 1652 г. 1023 …повелевая трема персты креститися... творити метание... – Указ Никона об изменении перстосложения для крестного знамения и об отмене земных поклонов в церкви был разослан по храмам Москвы 21 февраля 1653 г. во время Великого поста. 1027 ...Логина... в Муром сослал... – Логгина расстригли в Успенском соборе 1 сентября 1653 г., а затем сослали в село под Муромом под надзор духовного отца. 1028 …волоча впредь и взад 12 лет... – Аввакум округлил срок, на самом деле он пробыл в ссылке около 10 лет и 8 месяцев (сентябрь 1653 – весна 1664 г.). 1029 А меня в Даурскую землю сослал, от Москвы... тысящ будет з дватцать ... – См. коммент. к с. 7390. 1030 ...протопопица Анастасия з детми в земли же седит... – Жена и дети Аввакума прибыли в ссылку на Мезень 29 декабря 1664 г., старшие сыновья Иван и Прокопий 1 марта 1666 г. «съехали» в Москву и вновь «прибрели» на Мезень летом 1669 г. После мезенских казней во второй половине марта 1670 г. они были вместе с матерью посажены в земляную тюрьму. 1032 ...Киприян... – Московский юродивый, через которого Аввакум 21 ноября 1664 г. подал царю Алексею Михайловичу Третью челобитную. Казнён в Пустозерске 7 июля 1675 г. 1033 А Соловецкой монастырь... седит. – Осада Соловецкого монастыря царскими войсками началась в июне 1668 г. 1034 ...старца Иону-казанца... – В сочинении Аввакума об Ионе-казанце сообщается, что Иона, «арменин родом», занимавший должность казначея митрополичьего двора, в 1658 г. выступал против никониан. 1035 А иные ревнители... сожигахуся огнем своею волею. – Первые самосожжения, о которых мог знать Аввакум, произошли в 16651666 гг. в Вологодском уезде, в Новгородском крае. В письме Симеону (см. с. 190191) Аввакум упоминает самосожжение, бывшее на его родине в Нижегородском крае в 1671 и 1672 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010