Перенесение мощей святых князей Бориса и Глеба Перенесение мощей святых страстотерпцев, Российских князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида . Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса († 1015; память 24 июля) и Глеба († 1015; память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008-1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, " в верх один " . На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено во 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования. Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073-1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод († 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.

http://patriarchia.ru/db/text/911845.htm...

Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни - на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте - в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде - на месте победы над волхвом Глеба Святославича. Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, " где было становище святого Бориса " . В 1145 г. святой Ростислав Смоленский " заложи церковь каменну на Смядыни " , в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича - былинного Садко. Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035), что подтверждают записи в Минеях XII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII-XIX веков.

http://patriarchia.ru/db/text/911845.htm...

Среди песнотворческих произведений домонгольского периода, периода Днепровской Руси, по В. О. Ключевскому , наиболее ранней является Служба святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, которая относится к авторству митрополита Иоанна. Здесь необходимо уточнить, что преосвященный Филарет Черниговский указывает митрополита Иоанна Киевского (1180–1189), связывая с ним написание канона святым Борису и Глебу 788 , тогда как митрополит Макарий в своей «Истории Русской Церкви» со всем основанием заявляет, что творцом канона и всей Службы святым страстотерпцам мог быть только Иоанн I, который, долго пробыв в России, хорошо владел церковно-славянским языком, находясь на митрополичьей кафедре с 1008 года по 1035-й 789 . «Митрополит Иоанн I, – пишет преосвященный Макарий, -…если бы даже не был славянином, мог в совершенстве изучить славянский язык в продолжение своего двадцативосьмилетнего пребывания в России. По всем этим причинам мы не колеблемся признать службу на 24 июля в честь святых мучеников Бориса и Глеба самым первым и древнейшим литературным произведением в нашей отечественной Церкви, явившимся около 1021 г » 790 . К тому же начальному, домонгольскому периоду русского песнотворчества относится и Служба святому равноапостольному князю Владимиру, которую преосвященный Филарет Черниговский считает принадлежащей творчеству преподобного Григория, творца канонов, скончавшегося в начале XII века 791 . К гимнографическим произведениям разбираемого начального периода, несомненно, принадлежит и Служба преподобному Феодосию Печерскому . Относительно служб жившим в тот же период Новгородским святителям у Филарета Черниговского нет точных указаний. Если считать, что достоверными Службами, написанными в ранний домонгольский период, являются Службы: 1) святым Борису и Глебу, 2) преподобному Феодосию Печерско-му и 3) святому равноапостольному князю Владимиру, то представляется заслуживающим внимания нахождение в них общих черт, характеризующих раннюю эпоху формирования нашего государства, отражающих развитие идей христианского вероучения, воспринятого Русью после Крещения. Необходимо также дать оценку художественной ценности этих ранних произведений церковной письменности, могущих иметь отношение к установлению степени духовного развития народа в одном из основных проявлений его духовной жизни – в слове. Митрополит Иоанн и его Служба святым страстотерпцам Борису и Глебу

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19). В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад. «С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035). Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

http://pravicon.com/info-1878

Дивен Бог во святых Своих, творяй чудеса Един (Пс. 67, 36; 71, 18), — воспел пророк Давид. Преподобный же Иоанн Дамаскин писал, что такие мужи и по смерти живы и Богу предстоят. Источник нашего спасения Владыка Христос помощь их подаст, ибо от мученических телес миро благоуханное исходит. И кто в Бога верует и в надежду воскресения, тот не назовет их мертвыми. Ибо как мертвая плоть может творить чудеса? Такими бес отгоняется, проходят болезни, исцеляются немощи, слепые получают зрение, прокаженные очищаются, скорби и несчастия прекращаются и всякое доброе даяние от Отца света через них исходит. Они — заступники всего рода, за нас Богу молитвы творят. Почитая память их, с усилием творим праздник святых, которых Господь прославил премногой благодатью и чудесами — сих чудотворцев и заступников всех стран нашей Русской земли. Многие не знали, что в Вышгороде почивают святые мученики и страстотерпцы Христовы Роман и Давид, но Господь не допустил, чтобы такое сокровище таилось в земле, и обнаружил его для всех. На месте, где они лежали, иногда виделся огненный столп, иногда же слышалось ангельское пение. Слыша сие и видя, люди приходили поклоняться со страхом на месте том. Однажды пришли к тому месту, где лежали святые, погребенные под землею, варяги, и один из них вступил на него; тотчас же огонь вышел из гроба и опалил ноги варяга. Тот вскочил, стал рассказывать и показал дружине свои обожженные ноги. С тех пор не осмеливались подходить близко, но со страхом поклонялись. Известен случай, когда неожиданно загорелся храм во имя святителя Василия Великого, где были захоронены святые страстотерпцы Борис и Глеб. Это было воспринято как некий знак Божий, ибо храм давно обветшал и нуждался в обновлении. По этому случаю Киевский митрополит Иоанн (1008–1035) и благоверный князь Ярослав пришли на это место с крестным ходом, чтобы с благоговением достать из земли святые мощи Бориса и Глеба. И, откопав, вынули гроб из земли. И приступил митрополит Иоанн и пресвитеры со страхом и любовью, открыли гроб святых и увидели чудо преславное. Телеса святых не имели никакого повреждения, но были совершенно целы и белы, как снег, лица их были светлы, как у Ангелов, благоухание исходило от них. Сильно дивились архиепископ и все люди. И отнесли они телеса в небольшую часовню, которая была поставлена на месте сгоревшей церкви, и положили их над землею на правой стороне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Дионисия на Олимпе Фессалийском; 992 Преображения на горе Сагмата в Беотии; 993 Симвул, или св. Мелетия, на горе Миупольской; 994 Дафнийский ( Δαφνον) близ Симвула; 995 Стила, или св. Павла, на горе Латре; 996 Лампония там же; 997 св. Девы Марии на горе Лемво близ Смирны; 998 Иакинфа в Никее, где был заключен император Алексей III; 999 Саввы το Καρνης; 1000 Богородицы το Γυναικεου % 1001 η δρ. 1002 Νακονεц, β Южνοй Ηταληη η Σηцηληη κρομε сταρыχ μοναсτыρεй, κοτορыε ποημενοβανы βышε, сυщεсτβοβαλη μοναсτыρη: cβ. Μαρηη δε Ζοσιμο βληζ Σαλερνο; 1003 cβ. Λεοντηя β Στηλε β Καλαβρηη; 1004 cββ. αποcτολοβ Πετρα η Παβλα β Ταρεντε; 1005 Σβ. Τροηцы β πρεδελαχ Σαλερνο; 1006 cβ. μυчενηцы Μηνы βληζ Ροccανο; 1007 cβ. Ηοαννα Κρεсτητελя βληζ Ταρεντα; 1008 Βογοροδηцы δε Ρερτυσια; 1009 cβ. Ονυφρηя β πρεδελαχ κρεποcτη Νοη; 1010 cβ. Ανγελα δε Βαττιπεδε; 1011 cβ. Πετρα το Βαρυχλλα υ γοροδα Yρζυλα; 1012 cβ. Νηκολαя δε Περατιcο β πρεδελαχ Κολюβραρηя; 1013 Βογοροδηцы βληζ ρεκη Νηγρα β Καλαβρηη; 1014 μυчενηκα Αναсταсηя β Ποληχορε; 1015 cβ. Ηοαννα δε Cαλvετο β Ροccανε; 1016 cβ. αποcτολα Ανδρεя βληζ ρεκη Νηγρα; 1017 μυчενηκα Στεφανα το Βωσκο βληζ Γηεραцηя β Καλαβρηη; 1018 Νηκολαя το Κοφιν β Yρζυλε; 1019 μυчενηκα Γεοργηя β μεсτεчκε Γεμελλε; 1020 περβομυчενηκα Στεφανα, ηλη μοναсτыρь Ερεμιταρυμ, βληζ Κροτονы; 1021 cβ. Νηκολαя δε Cαματο β γοροδε Ρονκε; 1022 Βογοματερη δε Cαβρια β Ακραχ; 1023 Σβ. Τροηцы β Απυληη; 1024 περβομυчενηκα Στεφανα β Αετε; 1025 cβ. Ηοαννα, αποcτολα η εβανγεληcτα, β Πανορμε; 1026 Νηκολαя δε Cιπυλλο β Κροτονε; 1027 Σβ. Τροηцы δε Cανcελλαριο β Πανορμε; 1028 cβ. Ηληη β Αετε; 1029 μυчενηκα Μαβρα β Γαλληπολε; 1030 cβ. Στεφανα δε Θοντε β Γαλληπολε; 1031 cβ. αποcτολα η εβανγεληcτα Ηοαννα βληζ Τρανα β μεсτεчκε Τυριcελλα; 1032 cβ. Βενεδηκτα βνυτρη τογο жε γοροδα; 1033 cβ. Κλημεντα β μεсτεчκε Cολονιε; 1034 cβ. Λαβρεντηя βληζ Οτραντα; 1035 δε Σ. Vιτο β Ταρεντε; 1036 Καρβονсκηй βο ημя cβ. Ηληη β Βαζηληκατε; 1037 Μαρηη Μαρτορνος β Πανορμε; 1038 cβ. Εβφημηη β Απυληη; 1039 cβ. Ανγελα β Μελητενε; 1040 Τερεττο β Καλαβρηη; 1041 Σβ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви (Этот список ясно показываете нам, как благодать священства в православной Русской Церкви преемственно сохранилась от времен апостольских) Константинопольские епископы Время вступления Андрей Первозванный, апостол Стахий, из учеников Христовых (октября 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (святой, апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльак) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр 1 (августа 30) Павел I Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патр. Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисипий I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр (во второй раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февраля 6) Василий I Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984 – 996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила I 988–991 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемпт

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По этому случаю Киевский Митрополит Иоанн (1008–1035) и благоверный князь Ярослав пришли на это место с крестным ходом, чтобы с благоговением достать из земли святые мощи мучеников Бориса и Глеба. От них изливалось благоухание. Святые останки были положены в особую гробницу, которую внесли в небольшую часовню, возведенную на месте сгоревшего храма. Во время Богослужения в этой часовне произошли чудесные исцеления слепого и хромого. Известие о многих чудотворениях благоверных князей-мучеников распространилось по всей Русской земле. Множество народа стекалось к часовне. Князь Киевский Ярослав Мудрый с радостью внимал рассказам о чудесных исцелениях. Митрополит Киевский Иоанн, воздав хвалу Богу, посоветовал князю построить большой храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. Совет пришелся по сердцу и был принят как благословение: вскоре был воздвигнут прекрасный пятиглавый собор, получивший название Борисоглебского. Князь снабдил его церковной утварью, книгами и повелел написать иконы святых мучеников. Мощи святых князей Бориса и Глеба были перенесены в новый храм. Во время этого торжества так же произошло несколько исцелений. Этот день – 24 июля и до настоящего времени является днем памяти князей-страстотерпцев. Незадолго до кончины великий князь Ярослав Мудрый разделил Киевское княжество между четырьмя сыновьями. Киевский престол отошел боголюбивому князю Изяславу. Вскоре он был изгнан из столицы взбунтовавшимися горожанами. Однако по заступничеству святых благоверных князей Бориса и Глеба ему удалось вернуться на Киевское княжение. В благодарность за это князь Изяслав решил построить новый храм во имя святых страстотерпцев вместо обветшавшего Борисоглебского собора и перенести их честные мощи. Он выделил на постройку большие средства из великокняжеской казны. Когда строительство завершилось, князь Изяслав пригласил на освящение храма своих братьев – Всеволода и Святослава и Митрополита Киевского Георгия, а также несколько епископов. Это событие произошло 2 мая 1072 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Само причтение к лику святых состояло в том, что в день успения святого или день открытия его мощей или же в оба дня назначалось ежегодное церковное празднование его памяти (об этом так же сообщают оба жития - А.У.). Для празднования памяти святого нужна была служба ему, а равно требовалось, чтобы написано было (существовало) и его житие... (выделено мною - А.У). Самый чин или самое празднество причтения к лику святых или канонизации состояло в том, что в назначенный день совершаемо было в храме, в котором, под которым или близ которого находились телесные останки или мощи усопшего подвижника, торжественное богослужение более или менее многочисленным собором нарочно созванного окрестного духовенства с представителем подлежащей власти или с самою властью во главе и в присутствии нарочито оповещенного и приглашенного мирского окрестного населения " . Самой лучшей иллюстрацией сказанному, казалось бы, могли служить описания в " Сказании " и " Чтении " торжеств по перенесению мощей Бориса и Глеба и Ярославом Мудрым; и в 1072 г. его сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом; и в 1115 г. уже внуками Ярослава - Владимиром Всеволодовичем и Давыдом и Олегом Святославичами... Но они никак не помогают ответить на вопрос, когда же именно Борис и Глеб были канонизированы: при Ярославе, при его детях, или при его внуках? И даже усложняют поиск ответа, ведь день памяти святых в каждом случае устанавливался разный: 24 июля (день гибели Бориса), 20 мая и 2 мая (дни перенесения мощей святых). То есть, речь идет о разных праздниках, внесенных и в православный месяцеслов. С которым же из них связана канонизация, и для службы в который из этих дней писались имеющиеся жития святых? На первый взгляд рассказы из обоих агиографических памятников о торжествах 24 июля, связанных с перенесением мощей князей в выстроенную Ярославом Мудрым в честь своих братьев церковь, вполне соответствует описанному Е.Е. Голубинским чину причтения к лику святых. Более того, в дошедших до нас двух июльских служебных минеях XI-XII вв. сохранилась служба святым Борису и Глебу на 24 июля, приписываемая митрополиту Иоанну 1 (1008-1035/6). То есть, вполне можно говорить о начале процесса сложения культа святых Бориса и Глеба, но пока как местночтимых, а не общерусских и принятых Византией.

http://pravoslavie.ru/archiv/borisgleb.h...

Мф. 12:28. 1008 Гал. 5:22. 1009 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1010 100 Максим Исповедник, Главы богословские, 3, 38 — PG 90,1276ВС. 1011 Пс. 18:10. 1012 Максим Исповедник. Главы богословские, 1, 69 — PG 90, 1208В. Ср.: К Фалассию — PG 90, 289В. 1013 103 Пс. 18:10. 1014 Ис. 11:3. 1015 1 Ин. 14:18. 1016 Ис. 11:3. 1017 Кол. 2:9. 1018 Ис 11:3. 1019 Лк 5:22. 1020 1 Кор. 14:25. 1021 Против Евномия 5 — PG 29, 772С. 1022 Зах. 4:10. 1023 Откр. 1:4–5. 1024 Рим. 8:15. 1025 Ин. 14:17. 1026 2 Кор. 3:17. 1027 Ис. 11:2, 3. 1028 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. Ср.: Слово 41, 9 — PG 36, 441С. 1029 1 Кор. 12:10. 1030 Ср.: Иоанн Златоуст, Беседа 29 на 1 Кор., 4 — PG 61, 245. 1031 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 1032 Рим. 8:15. 1033 Гал. 4:6. 1034 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1035 Василий Великий, О Святом Духе, 26, 63 — Bruche 230/PG 32,184С. 1036 Исх. 8:15; Лк. 11:20. 1037 Гал. 5:22. 1038 Зах. 3:9. 1039 Ин. 14:17; 16:13. 1040 Рим. 8:15. 1041 Лк. 11:20. 1042 Исх. 8:15. 1043 Ис. 11:2–3. 1044 Зах. 3:9. 1045 Рим. 8:15. 1046 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1047 Ис 11, 2. 1048 К Фалассию 29 — ΡG 90,365А. 1049 Ср.: Кол. 1:19; 2:9. 1050 Буквально: «сотворить сына» (υν ποισαι); Ср.: вульгарное русское выражение «сделать ребенка». 1051 Иов. 1:2. 1052 Быт. 48:5. 1053 Таких слов в Писании не находим. 1054 Ис. 38:19. 1055 Употребляется глагол «γγνομαι», имеющий, среди прочего, значение «делаться», в доказательство того, что данным глаголом не всегда подразумевается акт творения, приводящий из небытия в бытие, но также и рождение по природе, равно как и глаголом «ποιεω» — «творить» или «делать». 1056 Рим. 1:28. 1057 Быт. 18:25. 1058 Еккл. 12:14. 1059 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 6 — PG 75, 77C. 1060 Ср.: 2 Тим. 3:12. 1061

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010