(XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Основной источник сведений о жизни и об учении Л.- рукопись Великой Лавры на Афоне, к-рая была описана в 1886-1887 гг. мон. Александром (Лавриотом) под 139 и датирована XIII в. В ней содержится подборка разнородных по жанру кратких текстов, касающихся фигуры Л. В 1900 г. мон. Александр частично опубликовал ее, однако затем она была утрачена и не была доступна исследователям более 100 лет. В 2003 г. Э. Ламберц совместно с библиотекарем Великой Лавры Никодимом обнаружил кодекс и датировал его кон. XI в. Однако полноценного описания рукописи (ей был присвоен 196) не существует ( Lamberz. 2003. S. 180). Несмотря на то, что это собрание содержит в т. ч. сочинения оппонентов Л. (они остались неизданными), компиляция предположительно принадлежит одному из его сторонников. 1-я часть сборника содержит речи Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита , обращенные к Алексею I Комнину в февр.-марте 1091 г. ( Λαυριτης. 1900. Σ. 354-358, 362-365; новое издание с использованием архива Л. Пти, также работавшего с афонским кодексом - Gautier. 1970. P. 18-55). 2-я часть сборника содержит переписку Л. с его единомышленниками и противниками. Она открывается посланием Л. к императору с критикой его политики конфискации церковной утвари ( Λαυριτης. 1900. Σ. 403-404). Затем следуют 2 письма Л. из ссылки, одно из к-рых надписано «протовестиариссе Анне» (Ibid. Σ. 404-405), однако в действительности было адресовано теще императора Марии Болгарской ( Grumel. 1946. P. 127-130), а другое - патриарху Николаю III Грамматику ( Λαυριτης. 1900. Σ. 405-407). В. Грюмель полагал, что патриарх не мог быть истинным адресатом послания ( Grumel. 1946. P. 130-132), однако его аргументация была отвергнута ( Γλαβνας. 1972. Σ. 146-149). Завершают собрание 3 послания богословского содержания: Василия, митр. Евхаитского,- севастократору Исааку Комнину ( Λαυριτης. 1900. Σ. 411-413), Николая Адрианопольского - Л. (Ibid. Σ. 413) и Л.- Николаю (Ibid. Σ. 414-416, 445-447, 455-456).

http://pravenc.ru/text/2463243.html

О. Ю. Тарасов Указатель имен Краткие биографические сведения даются выборочно. Имена иконописцев выделены курсивом. А Аввакум Петрович (1620/1621–1682), протопоп, один из главных учителей старообрядчества. писатель 89, 105, 134, 148, 466, 468 Авгарь, по прозвищу Уккама (ок. 13–50), властитель Осроенского царства в Эдессе 54 Аверинцев С.С. 44, 51, 86, 108, 128, 349, 384, 433, 447, 449, 459 Авив (ум. 322), св. мученик 74, 169 Авраамий (Болгарский, ум. 1229), св. мученик 311, 379 Авраамий Галицкий (Чухломской) (ум. 1375), ученик Сергия Радонежского, святой 63, 67, 68 Агафья, святая 407 Адарюков В.Я. 80, 459 Адриан Пошехонский (ум. 1550). иконописец, святой 65, 130, 133 Адрианова-Перетц В.П. 458 Акепсим, святой 350, 355 Акимов-Сорокин Игнатий (конец XIX в.), основатель деревенской литографии во Владимирской области 429 Александр Павлович (1777–1825), император (с 1801) 107, 235, 421 Александр II Николаевич (1818–1881 император (с 1855) 235, 244, 273, 312, 350, 367, 368, 369 Александр III Александрович (1845–1894), император (с 1881) 25, 44, 184. 188, 236, 238, 244, 248, 251. 270, 271, 312, 318, 368, 386 Александр Невский (1220–1263), великий князь Владимирский, святой 240, 271, 287, 311, 312, 318, 357, 361, 379, 386 Александр Свирский (ум. 1641), святой 79, 240 Алексеев Александр (упом. в начале XV11 в.), иконописец 160 Алексей Михайлович (1 629–1676), царь (с 1645) 21. 34, 39, 77, 81, 86, 96, 100, 101, 103, 108, 109, 139, 148, 204, 206, 214, 221, 222, 241, 243, 244, 247, 249, 252, 270, 304, 305, 312, 338, 357, 360, 365, 367, 374, 384, 386, 395 Алексей, царевич (1654–1670), сын царя Алексея Михайловича 367 Алексий (ум. 1267). митрополит Московский, святой 24, 99, 188, 244 Алексий, человек Божий (ум. 411), святой 52 Алимпий (или Алипий) (ум. ок. 1114), первый известный по имени русский иконописец. инок Киево-Печерского монастыря, святой 130, 138, 139 Алоизий, святой 240 Альциат А. 347, 348, 356 Ананьева Т.А. 458 Анастасия, святая 305 Анатолий (Мартыновский , 1793–1872), архиепископ Бессарабский, духовный писатель

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

График доступа к Дарам волхвов в Петербурге Доступ для верующих к дарам волхвов в Казанском храме Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря (Московский проспект, д. 100) будет открыт: 14 января с 15:30 до 22:00; 15, 16 января с 6:00 до 22:00; 17 января с 6:00 до 12:00. В этот день святыня покинет Петербург и переедет в Минск. 13 января, ПРАВМИР. С 14 по 17 января Дары волхвов доступны для поклонения в Петербурге, в Казанском храме Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря. По данным РИА Новости , на данный момент более 130 тысяч человек смогли поклониться им. Очередь из паломников растянулась по Фрунзенской набережной и составляет около 25 тысяч человек. В среднем люди стоят в очереди по 9 часов. График пребывания Даров волхвов в пределах Русской Православной Церкви: Санкт-Петербург, Воскресенский Новодевичий монастырь, 14-17 января; Минск, Дом милосердия, 18-24 января; Киев, Успенская Киево-Печерская лавра, 25-30 января. Встреча святыни в Петербурге Днем 14 января святыню привезут в Петербург. Дары волхвов будут доставлены в Санкт-Петербургский Воскресенский Новодевичий женский монастырь, ориентировочно к 16.00. В Казанском храме монастыря великую христианскую святыню встретит правящий архиерей, Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, состоится благодарственный молебен. С момента прибытия 14 января по 17 января Дары волхвов будут находиться в Казанском храме Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря. Там все желающие смогут приложиться к святыне. График доступа к Дарам волхвов в Петербурге Доступ для верующих к дарам волхвов в Казанском храме Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря (Московский проспект, д. 100) будет открыт: Будет ли организован отдельный доступ к святыни организованных паломнических групп, пока не известно. Что такое Дары волхвов? Дары волхвов — одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. Евангельский рассказ о поклонении волхвов с Востока младенцу Христу православные христиане вспоминают в Рождественский сочельник.

http://pravmir.ru/dary-volxvov-v-peterbu...

Мониторинг СМИ " Я слышал благовест... " Святыни Косова на фотографиях Валерия Близнюка 21.03.2008 23:23 Международная конфедерация союзов художников и Центральный Дом художника представляют персональную фотовыставку Валерия БЛИЗНЮКА «Я слышал благовест...», посвященную культурному наследию Косово и Метохии Сейчас попасть на территорию Косово и Метохии можно только по специальному разрешению, а перемещаться по ней — лишь под конвоем полиции. Именно поэтому группа иконописцев и искусствоведов из России, изучавшая в Сербии памятники византийского искусства, в составе которой был художник Валерий Близнюк, сочла огромной удачей возможность посетить в этом крае 4 сербских монастыря XIII-XIV веков. «Когда сказали, что есть возможность побывать в Косово, я очень обрадовался, — рассказывает Валерий. — В крае множество святынь и уникальных образцов христианского искусства, но сохранятся ли они и будет ли разрешено их посещать, если эта территория будет окончательно отделена от Сербии, — очень большой вопрос. Так что, это, может быть, последняя возможность попасть сюда и увидеть такие святыни». «Метохия» в переводе с греческого — «церковная земля», и, похоже, поэтому сторонники отделения этого региона от Сербии постарались убрать это слово из названия края, оставив только уже ставшее синонимом непрекращающегося военного конфликта «Косово». Название оправдывает себя: сейчас на этой территории площадью примерно 100 на 100 километров находится огромное количество действующих сербских храмов и монастырей, из них — 4 лавры. Среди них — так называемая Печская патриархия, где на протяжении веков возводили на патриарший престол сербского Патриарха, а монахов в этой епархии больше, чем в любой другой епархии Сербской Церкви. До последней войны в крае проживало более 450 000 сербов, сейчас осталось 130 000 на нынешние 1,5 млн албанцев. Обстановка так накалена, что контингенту НАТО и ООН, официально находящимся здесь для защиты албанцев, приходится охранять сербские святыни. Три из четырех монастырей, которые довелось посетить группе, — Высокие Дечаны, Печская патриархия и Грачаница — оказались в анклавах, окруженных враждебно настроенным албанским населением.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Екатеринбург. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения , Казанской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1808 и 1821. В 1863 расширена приделами. Ссылки:   Адрес: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Походная, д. 2 Координаты: 56.780806, 60.64904 Проезд:На троллейбусах 1, 6 или автобусах 05, 17, 19, 81, 042, 102, 130, 133, 154, 182, 05А, 129А из разных районов города до ост. Уктус, пройти обратно 80 м до ул. Лыжников, повернуть налево и пройти 370 м, повернуть направо и пройти 100 м до входной группы храма. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Екатеринбург. Преображенская церковь. Каменная, трехпрестольная. Заложена в 1808 г. Храм закрыт в 1937 году и его здание было отдано заводу эбонитовых изделий, вследствие чего было сильно изуродовано - колокольню снесли и купол обезобразили. В 1995 году храм был возвращен верующим и началась его активная реставрация. В церкви находятся частицы мощей прп. Олега Брянского, игумена Иова Почаевского, прп. Далмата Исетского, а также киево-печерских и оптинских старцев. Есть и чтимая икона Богоматери " Всецарица " . Первоначально на месте, где теперь стоит храм, была расположена старейшая городская церковь во имя Святителя Николая при Уктусском заводе. Деревянная Никольская церковь, построенная в 1712 году, прослужила всего 95 лет, так как в 1807 году в результате пожара она полностью сгорела. Поэтому в 1808 году был заложен уже каменный храм, с разделением на тёплый и холодный. В тёплом храме на южной стороне располагался придел в честь явления Казанской иконы Божией Матери, на северной — во имя Святителя Николая. К 1860-м годам по причине тесноты из-за большого количества прихожан правый и левый приделы были упразднены и в 1863 году заложены в новом месте. После октябрьской революции и начавшихся гонений на Русскую Церковь храм Преображения Господня подвергся разорению. 25 марта 1930 года были снесены храмовые купола. В 1937 году церковь закрыли окончательно, а в её здании в 1942 году разместился цех Свердловского завода эбонитовых изделий.

http://sobory.ru/article/?object=01221

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест вместо сабли К годовщине установки памятника Царю-Мученику Николаю в городе Кулебаки 15.07.2022 904 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором Ровно год назад, 17 июля 2021 года, был освящен первый в России конный памятник Николаю II в городе Кулебаки, установленный 9 июля на территории храма священномученика Михаила (Гусева). В день памяти святой Царской семьи богослужение возглавил тогда архиепископ Выксунский и Павловский Варнава. Идея увековечить память святого Императора-Мученика родилась у протоиерея Николая Болдырева в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в год 100-летия убиения Царской семьи. Как известно, именно Николай II сыграл ключевую роль в канонизации преподобного Серафима, поэтому Дивеево неразрывно связано с семьей последнего русского Царя. 31 июля 2017 года, в день 25-летия моей дочери Марии, как журналист, освещавший фестиваль «Арзамасские купола», который служит духовному возрождению России, укреплению православной веры и традиций национальной культуры, приобщает молодежь к истинным духовным ценностям, я получила счастливую возможность побывать на Соборной площади Серафимо-Дивеевского монастыря, где был торжественно открыт памятник святым Царственным мученикам .  В церемонии приняли участие инициаторы создания памятника – митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и учредитель Фонда святителя Василия Великого Константин Малофеев, а также японская делегация из префектуры Кагосима во главе с депутатом верхней палаты Парламента Японии, членом парламентской лиги японо-российской дружбы господином Нома Такеси. Возле памятника были посажены привезенные делегатами саженцы сакуры как дань памяти о Царской семье. 130 лет тому назад, в 1891 году, во время знаменитого Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича в Японском городе Оцу на него было совершено покушение. Оказалось, что чувство раскаяния передалось по наследству от очевидцев того трагического события их потомкам. В то время как некоторые наши соотечественники поливали грязью наследника российского престола, сняв скандальный фильм «Матильда» , японцы приехали в Дивеево, чтобы почтить память последнего Императора России и его семьи. В благодарность за это японской делегации была подарена большая икона святого преподобного Серафима Саровского. В тот день нам с автором-исполнителем Агнией Совостенковой удалось пообщаться с японцами и подарить им диск с ее песнями.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/15/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Описание и прочтение новой ратной иконы 02.08.2005 389 Время на чтение 10 минут 1. Общие сведения: Размеры ратной иконы " Благословение преподобным Иринархом Затворником Борисо-Глебским - православного русского воинства, народных героев-вождей и спасателей Отечества - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году " - 130 х 100 см., ковчега - 104 х 84 см. Цвет ратной иконы светло и темно-зеленый - защитный, воинский, " ратный " . Цвет наградного ордена Святого Сергия Радонежского (1314-1392) - зоркого стража и игумена Земли Русской, благословившего на Куликовскую битву (1380) святого князя Димитрия Донского и победные русские рати и не раз спасавшего Россию в годину смут и бед народных, о котором сказано удивительно точно - " Время общественных бедствий - есть его время! " Радонежский молитвенник и чудотворец является также святым покровителем ратных сил и русской артиллерии. В Смутное лихолетье 17-го века Сергий Радонежский трижды являлся нижегородцу Козьме Минину и звал к спасению гибнущей Отчизны. По благословению и молитвам преподобного Сергия в 14-м веке был основан и Борисо-Глебский мужской монастырь, где прославился святой молитвенник и чудотворец Иринарх Затворник (1547-1616) - ангел-хранитель Земли Русской в Смутное время. Подобно Сергию Радонежскому, святой воинский покровитель Иринарх благословил на ратный подвиг и спасение Отечества Михаила Скопина-Шуйского (1609), народных героев-вождей Минина и Пожарского (1612) и князя-воеводу Бориса Лыкова (1614), вручив им свой медный поклонный крест - святое и необоримое победное оружие. Это знаменательное событие и было положено в основу сюжета ратной иконы, созданной к 9 мая 2005 года - в год и день 60-летия Победы народов России в Великой Отечественной войне (1941-1945). Ратная икона-благословение насыщена воинскими образами, атрибутами и символами, напоминающими о мужестве, доблести и ратной славе наших великих предков, не раз поднимавшихся " на брань " и спасавших Русскую Землю от врагов, изменников и поработителей, побеждая их верой, мужеством и оружием! Вокруг ковчега ратной иконы идет золотая лавровая гирлянда, перевитая золотой лентой и символизирующая ратную славу предков и победы России. Венчает ратную икону православный спасительный крест и перекрещенные у его основания лавровая и пальмовая ветви (символы ратной славы и вечной памяти народной) и слова всесокрушающего и победного девиза - " Сим победиши! " На святых хоругвях и боевых штандартах и знаменах этот девиз означает победу России и русского духа - над многочисленными врагами и силами зла и тьмы, торжество Православия и общенационального русского дела. Служение Богу, вере православной и своему народу и Отечеству - первые всего! Сим победиши!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Трубачёв о Толстом Вспоминая двух крупнейших русских славистов ХХ столетия 22.12.2013 417 Время на чтение 15 минут Уходящий 2013 год отмечен целым рядом памятных славянских дат: 1150-летие славянской миссии свв. Кирилла и Мефодия, XV Международный съезд славистов в Минске, 220-летие Яна Коллара, чешско-славянского будителя, автора эпохальной поэмы «Дочь Славы», 200-летие великого сербского поэта, митрополита и правителя Черногории Петра Петровича Негоша, 210 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева и 130-летие кончины И.С. Тургенева, 120-летие крупнейшего сербского писателя ХХ в. Милоша Црнянского, 100-летие кончины русского учёного-слависта П.А. Кулаковского, 90 лет со дня рождения одного из выдающихся славистов современности академика Никиты Ильича Толстого... А 26-28 ноября в Московском университете прошла конференция, посвященная 70-летию возобновления кафедры славянской филологии в МГУ. Более четверти века отдал Никита Ильич Толстой преподаванию на филологическом факультете университета, он читал различные славистические курсы на кафедрах русского языка и славянской филологии, по которой в свое время, вскоре после войны он и проходил обучение, закончил болгарское отделение. В аспирантуре под руководством профессора С.Б. Бернштейна, одного из основателей новой славянской кафедры, он вплотную занялся церковнославянским, а сербский был вторым родным языком Толстого (он родился в Сербии); в дальнейшем он освоил все славянские языки, стал великолепным знатоком славянских культур, фольклора, основателем новой ветви славяноведения этнолингвистики, изучал историю славянских литературных языков... чего только не знал он о славянах! Жаль лишь, что имя Толстого (впрочем, как и имя Трубачева) не прозвучало на университетской конференции. Помнится, в Сербии, в Белграде в год кончины Никиты Ильича (1996) состоялось многолюдное академическое заседание памяти учёного. Много говорилось на том собрании о научных заслугах академика Н.И. Толстого, среди выступавших был и академик Олег Николаевич Трубачёв, который поделился своими воспоминаниями об ушедшем соратнике и друге.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть «Маршрутами русских мореплавателей через два океана» Международная комплексная экспедиция на парусной яхте «Славянка» 05.01.2021 825 Время на чтение 11 минут 2 декабря 2020 г. из турецкого порта Мармарис дан старт международной комплексной экспедиции «Маршрутами русских мореплавателей через два океана» на спортивном парусном судне «Славянка». 2020 год – юбилейный год в морской истории России – год 200-летия открытия Антарктиды в ходе первой русской антарктической экспедиция 1819-1821 гг. под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, год 275-летия со дня рождения адмирала Федора Ушакова (святого праведного воина), 250-летия со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна, 130-летия основания Морского Государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского, 100-летия Гидрографического факультета Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петербургского военно-морского института, 5-летия Морского Арт Клуба. Этим славным датам посвящена экспедиция, которая большей частью пройдет по маршрутам и местам русских мореплавателей. Миссия экспедиции – объединение усилий общества в деле изучения и популяризации морской географии и продвижения позитивного образа России путем совершения морского похода с привлечением государственных и общественных организаций, учебно-образовательных заведений, представителей культуры, спорта, науки, бизнеса и ведущих средств массовой информации. Цель похода - с овершить плавание на парусной яхте «Славянка» по маршруту Мармарис (Турция) - Владивосток (Россия) через Атлантический и Тихий океаны для увековечения памяти выдающихся людей и значимых событий морского прошлого страны и на основе этого создать условия для развития экспедиционного парусного мореходства в России с участием школьников и долгосрочного международного сотрудничества в области парусного мореплавания Для достижения поставленной цели организаторами морского похода запланировано решение следующих задач: Формирование квалифицированной команды для плавания через два океана;

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/05/ma...

Иловля. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Иловлинской. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Усекновения главы Иоанна Предтечи , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1776 и 1786. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, 2-й мкрн Координаты: 49.308424, 43.989823 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первым историком, который составил краткое описание станицы Иловлинской, был Иван Сулин. Он в 1894 году опубликовал в журнале «Донские епархиальные ведомости» несколько очерков по истории Второго Донского округа. «Иловлинская станица, – пишет И. Сулин – расположена на левом берегу реки Иловля, на месте песчаном и низменном; на время весеннего разлива почти все улицы её потопляются водою, находится она в 130 верстах от Окружной станицы. Жители её преимущественно занимаются хлебопашеством и скотоводством. Прежде станица находилась по левую сторону реки Дон, ниже впадения реки Иловли в Дон, по берегу протока Орехова; потом, не известно в каком году, переселилась на правую сторону Дона, близ теперешнего хутора Авилова Задонского, на место низменное и затопляемое водою; около 1768 года станица переселилась в настоящее место. В 1672 году городок Иловля уже существовал». В 1691 году, по челобитью казаков городка Иловки, им разрешено было построить церковь деревянную, в честь Покрова Божей Матери. Дата постройки каменной церкви, по одним документам 1776 год, по другим – 1786 год. Мы хотели бы обратить внимание на другую дату – дату постройки деревянной церкви. Точно известно, что в 1717 году из Москвы в Иловлинскую станицу были посланы благословенная грамота и антиминс для церкви во имя Покрова Божией Матери. Около 1768 года станица Иловлинская переселилась на настоящее место. В ноябре того же года жители её донесли Епископу Тихону, что они намерены построить каменную церковь на новом месте, для чего уже и несколько тысяч кирпича приготовили. Церковь эта и была построена на средства простых прихожан во имя Покрова Божией Матери с приделом Усекновения честной главы Иоанна Предтечи и освящена в 1783 году.

http://sobory.ru/article/?object=38474

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010