Во многих случаях из-за утраты в последующие годы оригиналов приобрели значение первоисточника опубликованные в «М. е. в.» церковно-исторические документы: составленный в 1747 г. еп. Иеронимом (Волчанским) «Реестр монастырей и церквей Греко-Российской веры, в разные времена на унию насильно отнятых» (1889. 14/15. С. 184-195), «Материалы по истории Могилёвской епархии» (1890. 20/21. С. 200-212; 25. С. 306-311; 29/30. С. 434-439; 31/32. С. 474-480; 1891. 20. С. 220-223; 28/29. С. 322-327), собранные Горючко «Материалы для истории церквей Могилёвской епархии кон. XVIII и нач. XIX ст.» (1902. 12/13. С. 176-182; 14), «Материалы для истории воссоединения униатов в Белоруссии 1780-1795 гг.» (1903. 1/2. С. 8-15) и «Документы к истории Могилёвской Духовной семинарии 1758-1810 гг.» (1907. 20-24). Картину местной религиозной жизни дополняют этнографические статьи: «Суеверия простого народа и борьба с ним пастырей» свящ. С. Бекаревича (1884. 1. С. 1-10), «О суевериях и предрассудках в современной народной жизни» В. Саульского (1887. 24-27), а также «корреспонденции с мест». В качестве приложений к «М. е. в.» были изданы дидактические и методические материалы для народных и церковноприходских школ; отчеты о состоянии и деятельности Об-ва вспомоществования нуждающимся воспитанникам Могилёвской ДС (1905-1914), Могилёвского правосл. Богоявленского братства (1905-1914), учебных заведений епархии, Миссионерского об-ва; журналы, постановления съездов и собраний духовенства и др. В 1924-1927 гг. в Могилёве издавался обновленческий «Белорусский православный вестник». Офиц. епархиальное издание было возобновлено в 1990 г. в виде рубрики «Известия по Могилёвской епархии» на страницах еженедельной областной газ. «Могилёвские ведомости» 1-9), с 1991 г. выходят «Духовно-просветительное и информационное издание Могилёвской епархии», первоначально в виде газеты, с 2002 г. в виде журнала. Лит.: Андреев. Христианская периодика. 106, 412; Чистяков П. А., свящ. Церковно-краевед. проблематика епарх. ведомостей, издававшихся в Беларуси во 2-й пол. XIX и нач. XX ст.: Канд. дис./Минская ДС. Жировичи, 2004. Ркп.; Опиок Т. В. «Могилёвские ЕВ» о событиях 1905 г. в России//Bechik 2005. 2/3(21). С. 13-18; она же. «Могилёвские епархиальные ведомости» о событиях русско-японской войны 1904-1905 гг.//Романовские чт.: Сб. тр. междунар. науч. конф. Могилёв, 2005. С. 91-94; Шимолин В. И. У истоков белорус. печати: Епарх. ведомости 2-й пол. XIX - нач. XX в. Мн., 2010.

http://pravenc.ru/text/2563896.html

З. был включен в капитул кафедрального собора Бреслау. Одновременно с пастырским служением и научной деятельностью с кон. 10-х до нач. 30-х гг. XX в. активно участвовал в политической жизни. В 1919 г. З. был избран депутатом городского совета, в 1925 г. - председателем центристской фракции парламента Бреслау, а с 1929 г. стал депутатом провинциального ландтага Силезии. В 1929-1933 гг. член Гос. совета Пруссии. С приходом к власти в Германии в 1933 г. национал-социалистов З. был вынужден уйти из политики и заняться научной работой. В 30-х гг. подготовил и издал основные свои научные сочинения, в т. ч. «Историю пап от восшествия на престол Григория Великого до сер. XI в.» (Das Papsttum im Frühmittelalter: Geschichte der Päpste vom Regierungsantritt Gregors des Grossen bis zur Mitte des 11. Jh. Lpz., 1934), «Папство в Новое время» (Das Papsttum in der neueren Zeit (1534-1789). Lpz., 1936), а также созданный в соавторстве с К. Лёффлером труд «История папства от возникновения до наших дней» (Papstgeschichte von den Anfängen bis zur Gegenwart. Münch., 1933, 19495). В 1939 г. З. закончил издание многотомного исследования «История папства от возникновения до сер. XX в.» (Geschichte der Päpste von den Anfängen bis zur Mitte des 20. Jh.) - наиболее значительной и известной из его работ. Отличаясь широким охватом исторических реалий, сочинения З. были результатом тщательного исследования и скрупулезной проработки источников, что обусловило их популярность как среди современников З., так и среди историков последующих поколений. С включением Бреслау в состав Польши после второй мировой войны З. как представитель местной нем. общины в апр. 1946 г. был выселен польск. властями в ФРГ. Переехав в Мюнхен, З. получил назначение на должность профессора кафедры церковной истории Мюнхенского ун-та, к-рую занимал до выхода на пенсию в 1952 г. Соч.: Das Problem der Trennung von Staat und Kirche und die Stellung der deutschen Katholiken zu demselben. Breslau, 1919; Der Aufstieg des Papsttums.

http://pravenc.ru/text/199743.html

в 1920-1922 гг. имелись специалисты по шариату. В 1927 г. в Карачаевской и Черкесской автономных областях служили 427 представителей мусульманского духовенства, функционировало 118 мечетей, 8 низших и 17 средних религ. школ с ок. 200 учащимися. Мусульмане составляли 97,2% населения Карачаевской обл. и 99,9% населения Черкесской обл. Соборная мечеть в Карачаевске. Фотография. 2012 г. Соборная мечеть в Карачаевске. Фотография. 2012 г. Ситуация резко изменилась в кон. 20-х гг. XX в., когда была развернута масштабная кампания по искоренению религии. В это время были ликвидированы все арабоязычные мусульм. школы Карачая (3 школы) и Черкесии (6 школ). В 1927 г. среди мусульман края активизировалось просоветское «прогрессистское движение», к к-рому примкнули 19 священнослужителей в Карачаевской обл., 20 священнослужителей в Черкесской обл. В Карачаевской обл. к 1 янв. 1935 г. были закрыты 27 из 58 мусульманских культовых зданий, в Черкесской обл.- 58 из 62 зданий. Ответом на религиозные гонения и на проводившуюся властями коллективизацию стало восстание в Б. Карачае в 1930 г., в к-ром участвовало суфийское братство (вероятно, ответвление братства накшбандийя) во главе с его основателем шейхом Шакай-Улу (Мохаммадом Боташевым), впосл. репрессированным (сохранилась незарегистрированная группа его последователей в количестве неск. десятков человек). После окончания Великой Отечественной войны в нек-рых аулах было разрешено открыть мечети. В 1957 г. в Карачаево-Черкесской автономной обл. действовало 15 мечетей: в аулах Псыж, Кара-Паго, Бесленей, Инжичишхо, Эрсакон, Вако-Жиле, Новокувинский, Эркен-Халк, Эркен-Юрт, Икон-Халк, Апсуа, Абаза-Хабль, Адыге-Хабль, Красный Восток, Хумара. С кон. 50-х гг. XX в. власти не регистрировали новые религиозные организации, в течение многих лет количество официально действующих мечетей в области не превышало полутора десятков. Религиозная жизнь, сохранявшаяся в первую очередь на бытовом уровне, стала нелегальной. Если в 1960 г. на 15 официально действующих общин приходилось 10 неформальных «кладбищенских» мечетей, то в 1976 г.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Г. Чеишвили Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archélogique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3: Atlas du voyage sous les auspices du prince Vorontzof; Такаишвили Е. Синодик царей и католикосов в Никорцминдской рукописи. П., 1939 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. Н/Сост.: Е. Метревели. Тб., 1950. Т. 4 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Рукописи Церк. музея: Колл. А/Сост.: Х. Шарашидзе, Л. Кутателадзе. Тб., 1954. Т. 4 (на груз. яз.); Гюльденштедт И. А. Путешествие... по Грузии/Пер. с нем., исслед.: Г. Гелашвили. Тб., 1962. Т. 1 (на груз., нем. языках); Иевлев А. И. Статейный список посольства в Имеретию 1650-1652 гг., составленный Алексеем Иевлевым/Сост: И. Цинцадзе. Тб., 1969 (рус. текст, груз. пер.); Толочанов Н. Статейный список посла Толочанова в Имеретию 1650-1652 гг./Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1970 (рус. текст, груз. пер.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Бердзнишвили М. Грузинские ист. источники XI в. о соц.-экон. истории Грузии, написанные в Никорцминде. Тб., 1979 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), исп. Путешествие по Рача-Лечхуми//Грузинская лит-ра. Тб., 2011. Т. 12. С. 7-62 (на груз. яз.). Лит.: Иоселиани П. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843; Какабадзе С. Н. Законодатель Баграт Куропалат. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); он же. История Грузии: Эпоха нового времени (1500-1810). Тифлис, 1922 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Еще одна работа златоваятеля Мамне//Моамбе (Вестник)/АН Груз. ССР. Тб., 1949. Т. 10. Вып. 6. С. 385-388 (на груз. яз.); Аладашвили Н. Рельефы Никорцминды: О фасадной скульптуре в средневек. Грузии. Тб., 1957 (на груз. яз.); Беридзе В. Никорцминда. Тб., 1959 (на груз. яз.); Берадзе Т. Рача. Тб., 1983 (на груз. яз.); Беридзе В. Церковная архитектура Грузии XVI-XVIII вв. Тб., 1994 (на груз. яз.); Вачридзе Г. Временное управление Имерети. Кутаиси, 1999 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Фресковая роспись в ц. Архангелов села Земо Крихи// она же. Избранные труды. Тб., 2007. С. 25-94; Вардосанидзе С. Архиереи Грузии: XX-XXI вв. Тб., 2010 (на груз. яз.); Мурусидзе М. Церковная жизнь Рачи в XI - 2-й четв. XX в.: Никорцминдская епархия, Челишский мон-рь: Дис. Кутаиси, 2010 (на груз. яз.); Метревели Р. Рача. Тб., 2013 (на груз. яз.); Гаприндашвили Б. Никорцминдские архиереи в 1534-1822 гг.//Гулани/Гос. ун-т Самцхе-Джавахети. Ахалцихе, 2014. С. 141-162 (на груз. яз.); он же. Рача-Имеретинские епископства. Тб., 2015 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2577595.html

15 . Димитриев В.Д. Участие населения Чувашии в борьбе против польской и шведской интервенции в начале XVII века//Труды Чувашского научно-исследовательского института при Совете министров Чувашской АССР. 1980. Вып. 105. С. 82. 16 . ААЭ. Т. 2. 197. С. 336. 17 . Акты исторические. СПб., 1841. Т. 2. 333. С. 399. 18 . Макарий (Булгаков М.П.). История русской церкви. М.: Изд-во Спасо-Преобр. Валаам. мон-ря, 1996. Кн. 6 (т. 10). С. 104. 19 . Димитриев В.Д. Участие населения Чувашии... С. 90. 20 . ПСРЛ. Т. 14. С. 120. 21 . Там же. С. 130. 22 . Димитриев В.Д. Участие населения Чувашии. С. 71. Подготовка и аттестация научно-богословских кадров в Казанской Духовной Академии в конце XIX – начале XX в.: Проблемы и достижения Н.Ю. Сухова Статья посвящена подготовке и аттестации научно-педагогических кадров в Казанской духовной академии (КазДА) в 1870–1910 гг. Автор выделяет основные вехи научной деятельности КазДА, выявляет основные проблемы, связанные с подготовкой и аттестацией учёных-богословов в конце XIX – начале XX в., и их преломление в деятельности КазДА; представляет историко-статистические результаты научной деятельности, позволяющие оценить её масштаб. В заключении выделены приоритетные направления научных исследований в КазДА, позволяющие ставить вопрос о сформировавшихся в академии научных школах. Ключевые слова : Казанская Духовная Академия, богословская наука, научно-богословская аттестация. N. Yu. Sukhova Preparation and certification of scientists-theologians in the Kazan ecclesiastical academy at the end of XIX – the beginning of the XX century: problems and achievements Article is devoted to preparation and certification of scientists and professors in the Kazan ecclesiastical academy (KazEA) in the 1870–1910-th. The author allocates the main milestones of scientific activity of KazEA, reveals the main problems connected with preparation and certification of scientists-theologians at the end of XIX – the beginning of the XX century, and their refraction in activity of KazEA; represents historical and statistical results of the scientific activity, allowing to estimate its scale. In the conclusion the priority directions of scientific researches in KazEA, allowing to raise a question of the schools of sciences created in academy are allocated.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По следам... Бороздинец, Л.Г. Роль и значение массового применения труда уголовно осужден- ных в освоении природных богатств Печорского края в конце 20-х – конце 50-х гг. XX в. : исследования. 2008. 3. С. 70–87 : табл. Макуров, В.Г. Роль ГУААГа в хозяйственном освоении Севера в 1920–1930-х гг. (на материалах Карелии)//Европейский Север: проблемы территориального управления и развития. Архангельск, 2010. С. 83–92. Шулыина, М.В. Динамика хозяйственно-производственной деятельности Соловецких лагерей особого назначения (1923–1937 гг.)//ВестникТюмен. гос. ун-та. 2010. 1. С. 95–101. Шулыина, М.В. Эволюционирование системы принуждения и стимулирования труда заключенных в Соловецких лагерях особого назначения (1923–1933 гт.)//Вестник Челяб. гос. ун-та. 2010. 10. С. 61–67. Шульгина, М.В. Концепт «труд» в языковой картине мира Соловецких лагерей//Поморские чтения по семиотике культуры: сб. науч. ст./[отв. ред. Н.М. Теребихин]. Архангельск, 2012. Вып. 6 : Геоисторические и геоэтнокультурные образы и символы освоения арктического пространства. С. 374–384. Шульгина, М.В. Развитие производственной деятельности Соловецких лагерей особого назначения в 1923–1930 годах: стратегии и дискуссии//Дорогой Ломоносова : материалы XI Ломонос. науч. чтений студентов, аспирантов и молодых ученых. Архангельск, 2011. С. 34–41. Соболев, А.Н. Культурно-природный комплекс «Варварка»//Соловецкий сбор- ник/Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник. Архангельск, 2005. Вып. 2. С. 147–159: фото; Соловецкое море. 2005. Вып. 4. С. 93–103 : фото. Шалыгина, М.В. Соловецкие лагеря особого назначения и лесная промышленность Европейского Севера России (1923–1933 гг.)//Известия Самар. науч. центра РАН. 2010. Т. 12, 2. С. 129–134. Бочкарева, О.В. Железнодорожный транспорт на Соловках, 1920-е – 1932 гг.//Соловецкий сборник/Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник. Архангельск, Вып. 4. С. 5–25 : фото. Кулеба, А. Под крылом – ГУЛАГ//Крылья Родины. 2012. 10/11. С. 124–136 : ил. Содерж.: Воздухолиния Соловецких лагерей и Ухтпечлага; Первое десятилетие полетов на Севере ; Годы предвоенные и военные; Послевоенное десятилетие авиации на Севере.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В межвоенный период на территории Виленского края (в составе Польши) появились неоуниат. приходы; в Каунасе была открыта неоуниат. миссия, к-рая вела прозелитическую деятельность среди православных Литовской и Ковенской митрополии . С сер. 30-х гг. XX в. Л. была вынуждена реагировать на вызовы внешней политики. 12 сент. 1934 г. был подписан договор о создании Балтийской Антанты - политического и дипломатического союза Л., Латвии и Эстонии, к-рый, впрочем, не гарантировал Л. военную помощь для возвращения Вильно. В 1934-1935 гг. обострились отношения с Германией: в Каунасе состоялся 1-й в Европе процесс над национал-социалистами, что вызывало экономическое и политическое давление на Л. со стороны Германии. Понимая, что Л. не может одновременно конфликтовать с 2 могущественными соседями, министр иностранных дел С. Лозорайтис пытался нормализовать отношения с Польшей; но в итоге в марте 1938 г. был принят польск. ультиматум об установлении дипломатических отношений с Л. Стабилизировать ситуацию было призвано правительство Владаса Миронаса - католич. священника и одного из идеологов таутининков. Хотя в сложной международной ситуации правящие круги старались не создавать очагов напряжения внутри страны, в кон. 30-х гг. XX в. они неск. раз возвращались к планам введения гражданской метрикации. В нач. 1939 г. Англия и Франция, проводя политику «умиротворения» нацистской Германии, заявили, что не будут помогать Л. в случае аннексии Клайпедского края, значительная часть его населения по-прежнему симпатизировала Германии. Ультиматум о его передаче был выдвинут А. Гитлером в марте 1939 г. и был принят Л. Согласно советско-герм. договору от 23 авг. 1939 г. (пакт Молотова-Риббентропа), Л. переходила в сферу интересов Германии. Ситуация изменилась с началом второй мировой войны: после того как Красная Армия вошла в Польшу и заняла Вильно, у СССР появилось средство давления на Л. Согласно советско-герм. договоренностям 1939 и 1941 гг. территория Л. (вместе с Сувалкским краем, купленным у Германии) перешла в сферу интересов СССР. После переговоров в Москве 10 окт. 1939 г. был подписан советско-литовский договор о взаимной помощи, согласно которому г. Вильно передавался Л. в обмен на размещение советских войск численностью 20 тыс. чел. (столько же составила численность литов. Вооруженных сил).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Ф. 280. Оп. 3. 488. Л. 7-17), в 1916 г. в архиерейском доме жили эконом-архимандрит, казначей-игумен, 3 иеромонаха, 3 иеродиакона и монах (Там же. Оп. 1. 4983. Л. 3 об.). До 1764 г. архиерейский дом существовал в основном за счет натуральных и денежных доходов с вотчинных крестьян Рождество-Богородицкого мон-ря. В 1748 г. за архиерейским домом числилось 1890 дворов, 7442 крестьянина, 12 775 четв. и 4 четверика пашенной земли и леса, 10 926 копен сена, лесные угодья, рыбные ловли на р. Клязьме во Владимирском у., 6 мельниц. Собиралось 1534 р. 80 к., 1313 четв. 51/2 четверика хлеба. Из собранного в епархии оставалось 776 р. 60 к., 1293 четв. 51/2 четверика хлеба, в Коллегию экономии отсылалось 818 р. 20 к. и 200 четв. хлеба. После введения штатов в 1764 г. доходы архиерейского дома складывались из штатных сумм, получаемых от гос-ва, в XIX - нач. XX в. дополнялись суммами арендных статей, процентов с гос. доходных билетов и облигаций, др. неокладных сумм. В 1916 г. штатная сумма составляла 4700 р. (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. 4983. Л. 4). В XIX - нач. XX в. за владимирским архиерейским домом числились: Суздальское подворье в Москве, в Суздале архиерейские палаты, 60 дес. пахотной и сенокосной земли, мельница при с. Порецком на р. Нерли, рыбные ловли на р. Ст. Клязьме, в 2 заводях с оз. Хвощовым и на р. Старице. Функции надзора за приходами с 40-х гг. XVIII до 60-х гг. XIX в. выполняли духовные правления. В 40-х гг. XVIII в. во В. е. действовали Арзамасское, Балахнинское, Гороховецкое, Кинешемское, Краснослободское, Лухское, Починковское, Юрьевец-Повольское и Яропольское, в 1772 г.- Арзамасское, Вязниковское, Муромское, Починковское и Темниковское духовные правления. В 1-й пол. XIX в. духовные правления существовали в Вязниковском, Муромском, Переславском, Суздальском, Шуйском и Юрьевском уездах. Помощниками архиерея в адм. надзоре за духовенством и различными сторонами приходской жизни епархии с 40-х гг. XVIII в. являлись благочинные, заменившие собой заказчиков.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУННЕР [нем. Brunner] Генрих Эмиль (23.12.1889, Винтертур - 6.04.1966, Цюрих), швейцар. реформатский богослов, один из основателей диалектической теологии (20-е гг. XX в.), с нач. 30-х гг.- сторонник естественной теологии . В 1916-1924 гг. реформатский пастор в кантоне Гларус; в 1924-1955 гг. профессор Цюрихского ун-та, преподавал в ряде богословских учебных заведений США и Японии. Один из издателей ж. «Знаки времени» (Zeichen der Zeit). Испытав, как и мн. др. европ. богословы, после первой мировой войны крах оптимистической веры в прогресс, Б. отрицает всякое богословие, в основании к-рого лежит благочестивое чувство человека. Типичным представителем такого богословия для Б. является Ф. Шлейермахер . В кн. «Мистика и слово» (Die Mystik und das Wort. Tüb., 1924), анализируя совр. ему богословскую ситуацию, Б. противопоставляет веру, основанную на благочестивом опыте человека, и веру, возникшую из слушания Слова Божия. Первая, по Б., является «мистикой», этим словом он обозначает всякую теологию неопротестантизма ; вторую Б. находит в вере апостолов и реформаторов. Задачами богословия, с его т. зр., являются именно актуализация такого богословия, отказ от попыток связать мистическую философию с библейским христианством (Die Mystik und das Wort. S. 10). В кн. «Природа и благодать» (Natur und Gnade: Zum Gespräch mit K. Barth. Tüb., 1934) Б. занимает отличную от К. Барта позицию. Если, по Барту, природа и благодать - абсолютные противоположности и это исключает любую возможность «естественной теологии», то Б. рассматривает их как равные величины и стремится найти истинное соподчинение обеих при сохранении суверенности благодати. Ссылаясь на ап. Павла (Рим 1. 18-20; 2. 14-15) и учение М. Лютера и Ж. Кальвина , Б. развивает учение об откровении Бога в творении, к-рое предшествует откровению примирения во Христе (Natur und Gnade. S. 11 f.). Это представление о естественном откровении отражается на учении Б. о человеке как образе Божием . Для Б. он состоит в том, что отличает человека от остального творения: человек есть субъект, и как таковой он обладает «могуществом слова» (Wortmächtigkeit) и «ответственностью» (Verantwortlichkeit). Даже будучи грешником, человек не перестает быть «тем, с кем может также говорить Сам Бог» (ibid. S. 10). Поэтому в человеческой природе возникает «точка соприкосновения» (Anknüpfungspunkt) для спасительной вести Евангелия. Образ Божий состоит не в к.-л. остатке Божественного подобия, к-рое сохранил человек, но в чисто формальной «возможности обращения» (Ansprechbarkeit). «Могущество слова», к-рым человек обладает и после грехопадения, образует предпосылку для того, чтобы он вообще мог слышать слово Откровения.

http://pravenc.ru/text/153485.html

должности. «Полугодовое собрание» возникло для ведения миссионерской деятельности на периферийных территориях за пределами гос-ва Имерина и объединило проповедников 3 миссионерских организаций: ЛМО, квакеров и ПЕМО. Регулярные собрания проходили с 1875 г., и вскоре орг-ция приобрела значительное влияние на религ. жизнь острова. В 1881 г. правительством Имерины было введено обязательное посещение школы для детей от 7 до 15 лет, а также открыты 3 высшие школы, богословский колледж (в 1869) и медицинские училища. К 1882 г. число школьников выросло с 10 тыс. до 37 тыс. С 1866 г. стала выходить 1-я газета на малагасийском языке, а к 1896 г. уже издавалось 15 периодических изданий на малагасийском, английском и французском языках. Королевская резиденция Рува (до 1896). 20–60-е гг. XIX в. Королевская резиденция Рува (до 1896). 20–60-е гг. XIX в. С нач. 80-х гг. XIX в. Франция усилила подготовку к установлению протектората над М. военным путем. Во время 1-й франко-малагасийской войны (1883-1885) жителям М. удалось отстоять свою независимость. 17 дек. 1885 г. был подписан мирный договор, согласно к-рому Франция признала Ранавалуну III суверенной королевой М. Однако война и реформы истощили малагасийское общество и экономику. М. лишился потенциальной поддержки Великобритании, когда последняя в 1890 г. признала права Франции на остров. По результатам 2-й франко-малагасийской войны (1894-1895) кор. Ранавалуна III была вынуждена признать установление французского протектората над М. В июне 1896 г. М. был объявлен колонией Франции. Кор. Ранавалуна III и премьер-министр Райнилайаривуни были сосланы на о-в Реюньон, а затем в Алжир. В 1897 г. управление М. было передано генерал-губернатору с неограниченными полномочиями. Местное население оказало вооруженное сопротивление колонизаторам, вылившееся в 1896-1897 гг. в мощное освободительное движение «меналамба» («красные туники») на Высоком плато, сурово подавленное франц. администрацией. Стихийные антиколониальные выступления продолжались до сер. 10-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2561206.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010