На исходе XX в. страна сохраняла значительную региональную раздробленность, связанную прежде всего с многовековой исторической обособленностью 3 основных областей: в Триполитании в основном проживали оседлые крестьяне и горожане, земля была в частной собственности; в Киренаике преобладали кочевники и полукочевники и племена коллективно владели землей; своеобразием отличалась социальная организация пустынного Феццана. Эта неоднородность лишь отчасти преодолевалась постепенным небольшим ростом численности торговцев, чиновников, менеджеров и квалифицированных специалистов. Различались и религ. симпатии населения: в Триполитании исповедовали маликитский мазхаб суннизма, высоким авторитетом пользовались богословы (улама); в Киренаике был широко распространен суфизм сенусийи, общая численность приверженцев тариката достигала чуть менее 1/3 всех мусульман страны. Благодаря быстрым темпам роста рождаемости (в 70-х гг. XX в. ежегодно более 4%) население страны увеличилось за 1973-1998 гг. с 2,2 до 5,7 млн чел. Совр. структура образования возникла только после «сентябрьской революции» под эгидой гос-ва: в 1969 г. образование стало обязательным на начальной ступени, в 1973 г.- бесплатным на всех ступенях и обязательным в возрасте с 6 до 15 лет. В 1973 г. Ливийский ун-т в Бенгази был разделен на 2 самостоятельных (Эль-Фатах в Триполи и Гар-Юнис в Бенгази). Увеличилось число специальных вузов (связи, технологии, электроники, банковского дела, нефтяной промышленности и др.). Благодаря программе по ликвидации неграмотности, принятой в нач. 70-х гг. XX в., к 1985 г. уровень грамотности среди взрослого населения достиг 67%. Во 2-й пол. 80-х гг. расходы на образование составляли 7,5% ВНП ежегодно. В 90-х гг. XX в. действовали 10 ун-тов и 10 педагогических ин-тов. Из 14 научно-исследовательских центров большинство ориентировались на изучение религ. дисциплин. Гос-во материально поддерживало исламские вузы, в т. ч. ун-т в Эль-Байда, являвшийся и центром теологических наук. По состоянию на 2009 г. уровень грамотности в Л. составлял 87% (в 1968 - 27%).

http://pravenc.ru/text/2110469.html

В XIX - нач. XX в. в составе населения преобладали коми, значительную часть представляли русские, остальные народы были малочисленны. По переписи 1897 г., в совр. границах К. насчитывалось ок. 142 тыс. коми и 14-16 тыс. русских, в 1917-1918 гг. из 214 тыс. жителей коми по-прежнему составляли почти 90%, русские - ок. 10%. Ок. 96,8% населения (1897) являлись сельскими жителями; до 1861 г. это были гл. обр. черносошные (государственные) крестьяне (свыше 95%). Советская власть была установлена в марте-апр. 1918 г. С осени 1918 г. происходили военные столкновения частей РККА и белых армий. Весной 1920 г. советская власть была восстановлена на всей территории К. В 1918-1921 гг. основная территория К. входила в состав Северо-Двинской губ. Декретом ВЦИК от 22 авг. 1921 г. из основной территории Печорского у. Архангельской губ., Усть-Сысольского у. и основной территории Яренского у. Северо-Двинской губ. образована автономная область (АО) Коми (Зырян). 2 мая 1922 г. она была разделена на 4 уезда: Ижмо-Печорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Сысольский. В 1929-1936 гг. АО Коми (Зырян) входила в состав Северного края. Летом 1929 г. Большеземельская тундра отошла новообразованному Ненецкому национальному округу, при этом в АО Коми (Зырян) был включен ряд волостей бывших Архангельской и Вятской губерний. 15 июля 1929 г. введено деление АО на 9 районов: Визингский, Ижмо-Печорский (с 1930 Ижемский), Прилузский, Сторожевский, Удорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Сысольский (с 1930 Сыктывкарский) и Усть-Цилемский. Центром области оставался г. Усть-Сысольск, переименованный 23 марта 1930 г. в Сыктывкар. 5 дек. 1936 г. АО Коми (Зырян) преобразована в Коми АССР. В 20-х гг. XX в. в К. работали многочисленные экспедиции, подготовившие дальнейшее освоение запасов угля, нефти и др. ресурсов. По сравнению с 1913 г. к кон. 20-х гг. в 2 раза возросли объемы лесозаготовок, в 1926 г. вступил в строй Усть-Сысольский лесопильный завод. Однако доля промышленности составляла всего 2% от валовой продукции, более 60% приходилось на сельское хозяйство. В кон. 20-х - 30-х гг. XX в. многократно возросла заготовка древесины, появились деревообрабатывающие предприятия, лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности стали одними из ведущих в республике. В 1934 г. в пос. Чибью (с 1939 Ухта, с 1943 город) введен в действие нефтеперерабатывающий завод. В 1934 г. в Воркуте вошла в строй 1-я угольная шахта, затем - мощная шахта «Капитальная», в 1940-1941 гг. были заложены еще 5 шахт. В 1937-1941 гг. построена Северо-Печорская (с 1947 Печорская) железная дорога (Котлас - Воркута; с 1959 в составе Северной железной дороги). В 1961 г. открыто постоянное движение по линии Микунь-Сыктывкар.

http://pravenc.ru/text/1841836.html

Во 2-й пол. XIX и в нач. XX в. некоторые местные старообрядцы, прежде всего малоземельные, переселялись в Западную и Северную Л., где появились старообрядческие общины: Дваржищская (позже Дварчяйская, ныне Радвилишкский р-н), Вегерская (Вегеро-Сугинтская, ныне Мажейкяйский р-н), Дубянская (Дубиняйская, ныне Шяуляйский р-н), Жемельгофская (позже Вилейшская, ныне Пакруойский р-н) и др. В это время среди потомков федосеевцев на территории Л. постепенно происходило утверждение брака и сближение с поморским брачным обществом, завершившееся к 10-м гг. XX в. Также шел процесс объединения поморцев. В нач. XX в. Виленская община стала региональным центром поморцев-брачников. В 1901 г. в Вильне состоялся 1-й съезд духовных наставников под председательством наставника Д. В. Батова (Тула), начетчика Т. А. Худошина (Саратов) и попечителя Виленской общины Пимонова. Правовое положение староверов коренным образом изменилось в 1905-1906 гг. В 1905-1915 гг. староверие в Виленской и Ковенской губерниях переживало подъем. В янв. 1905 г. в Вильне прошел съезд старообрядцев Северо-Западного, Привислинского и Прибалтийского краев и др. городов Российской империи, способствовавший утверждению брака среди беспоповцев. Поморцы Л. активно участвовали в подготовке и проведении 1-го Всероссийского собора поморцев в Москве (1909), в деятельности Совета Всероссийских соборов и съездов поморцев, приемлющих брак (Пимонов был заместителем председателя Совета, наставник Виленской общины С. Ф. Егупенок - членом Совета). В нач. XX в. в Виленской губ., по неполным сведениям, имелось 26 староверческих общин, в Ковенской губ.- 42 общины (не менее 11 общин из 68, действовавших в 2 губерниях, возникли после 1905). По сведениям властей, до 1915 г. в Виленской и Ковенской губерниях проживало ок. 81 тыс., по др. данным - до 100 тыс. старообрядцев. Осенью 1915 г. нем. войска оккупировали территорию Л. Мн. старообрядцы были вынуждены уехать, они вернулись в родные места в 1918-1920 гг. С 20-х гг. XX в. в Л. окончательно утвердились вероучение и богослужебная практика поморцев, началось формирование адм.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

чел., а легальные общины адвентистов - от 600 до 800 чел. При этом нелегальные общины «адвентистов-реформистов» в 1947-1948 гг. объединяли ок. 1000 сторонников, также ок. 1000 чел. в этот же период состояли в нелегальных группах свидетелей Иеговы. В 1949 г. иеговисты были депортированы из М. вместе с последователями псевдоправосл. секты иннокентьевцев. На рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. были упразднены 15 общин баптистов, в основном те, которые тяготели к подпольным течениям пятидесятников, а также занимались «антисоветскими выступлениями». На 1959 г. оставались зарегистрированными 75 общин баптистов и 13 общин адвентистов. В условиях антирелиг. кампании 1958-1964 гг. ряд протестант. общин были сняты с регистрации. В частности, закрыт крупнейший молитвенный дом баптистов в Бендерах. Перерыв в репрессивных мерах наступил в 1960 г., после того как о присоединении к легальным общинам баптистов заявила большая группа незарегистрированных общин пятидесятников, к-рых с сер. 40-х гг. XX в. возглавлял епископ Дмитрий Формузал. Под его руководством в нач. 60-х гг. XX в. более 10 пятидесятнических общин в разных районах М. зарегистрировались в подчинении Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). За счет этого число официально учтенных властями баптистов возросло с 5 до 7 тыс. Негативно на процесс объединения повлиял тот факт, что нек-рые пятидесятнические общины вскоре после регистрации в ведении Всесоюзного совета ЕХБ в нач. 60-х гг. ХХ в. были сняты с учета ввиду включения их в состав уже зарегистрированных баптистских общин. Как результат, часть пятидесятников снова стала переходить на нелегальное положение. К 1970 г. на регистрации оставалось 6 общин «объединенных христиан веры евангельской» общей численностью 789 чел. При этом в М. продолжали нелегально действовать 15 общин «необъединенных пятидесятников» общей численностью ок. 700 чел., которые придерживались тщательной конспирации. В условиях перестройки были зарегистрированы новые общины.В 1987 г. уже насчитывалось 98 общин баптистов (в 1990 - 118), 8 общин христиан веры евангельской (в 1990 - 17) и 23 общины адвентистов (в 1990 - 37).

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Татары-мусульмане Пензенской обл.: взгляд в сов. прошлое (1940-1980-е гг.)//Антропологический форум. 2008. 9. С. 299-308; они же. Мечети Пензенского региона: история и архитектура//Региональная архитектура и строительство. 2011. 1. С. 171-178; они же. Мусульмане Ср. Поволжья: 1940-1960 гг. Пенза, 2013; они же. Ислам, гос-во, общество в СССР во 2-й пол. 1960-х - 1-й пол. 1980-х гг.: (По мат-лам Ср. Поволжья). Пенза, 2014; Плоткин В. А. Старообрядчество и старорус. сектантство Пензенской губ., 20-е гг. XIX - нач. XX в.: Канд. дис. Пенза, 2002; он же. Распространение старообрядческого поповского согласия в Пензенской епархии во 2-й пол. XIX в.//Ист. записки. Пенза, 2003. Вып. 7. С. 249-257; он же. Распространение старообрядчества и старорус. сектантства на территории Пензенской губ.//XXI в.: итоги прошлого и проблемы настоящего: Межвуз. сб. науч. тр. Пенза, 2003. Вып. 4. Ч. 1. С. 106-112; он же. Старорус. секта хлыстов: особенности вероучения, распространение, взаимоотношения с властями: (По мат-лам Пензенской епархии XIX - нач. XX в.)//Ист. записки. Пенза, 2004. Вып. 8. С. 221-230; он же. Социально-полит. особенности возникновения и распространения старообрядчества и старорус. сектантства в Пензенской губ. в XVII - нач. XIX в.//Изв. Самарского науч. центра РАН. 2008. Т. 10. 4. С. 997-1006; он же. Особенности сектантства Пензенской губ. в 1-й четв. XIX - нач. XX в.//Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Сер. 4: История. Регионоведение. Междунар. отношения. 2011. Т. 16. 2. С. 19-29; он же. Старорус. секта скопцов в Пензенской губ. XIX - нач. XX в.//Ист., философские, полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. 6(12). Ч. 3. С. 156-159; Левин В. И. История евреев России: Взгляд из Пензы. Пенза, 2003; Королёва Л. А., Королёв А. А., Клюшина Л. В. Религ. орг-ции Пензенской обл. (2-я пол. 1940 - 1-я пол. 1960-х гг.). Пенза, 2004; Королёва Л. А., Ломовцев А. И., Королёв А. А. Власть и мусульмане Ср. Поволжья (2-я пол. 1940-х - 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

В гос. церкви остался лишь 61 пастор, сохранивший лояльность к правительству. Из их числа были назначены новые епископы, которые не имели большого влияния. Ликование от победы 1945 г.- широкое празднование Дня независимости 17 мая и встреча короля 7 июня - сменилось тяжелыми буднями, связанными с восстановлением страны из руин. Наиболее пострадал север Н., где немцы использовали тактику выжженной земли. Период 1945-1973 гг. характеризовался мощным и стабильным экономическим подъемом. Население Н. выросло с 3,15 до 3,9 млн чел. В связи с развитием т. н. постиндустриального общества в Н. стремительно росла занятость в сфере услуг. Увеличилась доля городского населения, сконцентрированного вокруг 8 крупнейших норвеж. городов. Возросло количество молодых людей, стремившихся получить высшее образование. Безработица, имевшая место в межвоенный период, фактически исчезла еще в годы войны. Уровень благосостояния норвежцев существенно вырос: в 40-х гг. XX в. почти 40% расходов шло на питание, через 25 лет - менее 25%. К 70-м гг. XX в. была установлена 5-дневная рабочая неделя. В 50-60-х гг. XX в. норвеж. общество стало обществом всеобщего благосостояния, характерными чертами к-рого являлись обширный гос. сектор и активное участие гос-ва в развитии общества. Норвеж. модель отличалась обеспечением полной занятости, сильным эгалитаризмом и распространением гос. услуг на всех, не только нуждающихся. Стремительно росло число больниц и увеличивалось количество врачей, повышалось качество медицинских услуг. Наиболее острую послевоенную проблему нехватки жилья гос-во решало путем субсидирования жилищного сектора. Большую популярность приобрели строительные кооперативы, где жильцы становились коллективными собственниками домов; в крупных городах было распространено коммунальное строительство. Для обеспечения равенства регионов страны в 1960 г. был создан Фонд регионального развития. Впервые после 1837 г. была проведена реформа муниципального управления: с 1962 по 1965 г. количество коммун сократилось с 747 до 454. Послевоенный период отмечен «образовательным взрывом». С кон. 50-х гг. XX в. было введено обязательное 9-летнее обучение (вместо 7-летнего), после к-рого подростки вместо прежних гимназий и профессиональных уч-щ получали образование в т. н. единой школе дальнейшего обучения (videregående skole). (Согласно школьной реформе 1994-1997 гг., норвежские школьники обучаются с 6 лет; 10 лет в общеобразовательной школе, далее - 3 года в школе дальнейшего обучения.) В 1970 г. количество студентов достигало 30 тыс. чел. (перед второй мировой войной - 5 тыс. чел.). Появились новые ун-ты: в Бергене (1946), Тронхейме и Тромсё (1968). В 1969 г. открылись первые высшие школы в Кристиансанне, Молде и Ставангере, а также множество педагогических колледжей. Гос. расходы на образовательные нужды увеличивались: на 10% - в 1950 г. и на 17-18% - в 1970 г.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. В Палестине велись раскопки святых мест на принадлежавших разным конфессиям участках земли, особенно активны были ин-ты, созданные монашескими орденами. Библейская школа доминиканцев (Ф. М. Абель , Л. Венсан , А. Лагранж) с 10-х гг. XX в. вела в Иерусалиме раскопки базилик эпохи имп. Константина, в 20-30-х гг. изучала «вымостку» Антониевой башни и карту-мозаику из Мааина. Итал. ученые-францисканцы (Библейская францисканская школа) начали в 90-х гг. XIX - 10-х гг. XX в. работы в Назарете, Капернауме, Айн-Кареме и древнейших мон-рях, а позже внесли вклад в изучение пустынь Иордании. С ними соперничали основанный в 1865 г. англикан. Палестинский исследовательский фонд, особенно активный в 1934-1948 гг., Американские школы исследования Востока и экспедиции главных ун-тов США (Йельского, Принстонского). В числе их достижений - работы Дж. У. Кроуфута в Герасе (1928-1930, Британская археологическая школа в Иерусалиме); открытия в Дура-Европос и Антиохии на Оронте. К изучению А. х. Палестины и Сирии стремились и российские ученые, до Октябрьской революции 1917 г. опиравшиеся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1847) и Палестинское православное об-во . Становление метода Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Развитие метода А. х. в 1-й пол. XX в. отставало от полевых работ. Стратиграфический и типологический подходы осваивали медленно, раскопки ограничивали «очисткой» древней архитектуры, ее обмерами, копированием мозаик и надписей; часто уничтожались средневек. слои (визант., копт. и др.). А. х. оставалась «ведомственной» наукой католич. Церкви, профессионально занимались ею в основном священнослужители, ее изучали в церковных учебных заведениях, большинство светских ученых ею пренебрегали. Рим. школа опиралась на архаичную и противоречивую методику, католич. традиция требовала следовать при анализе определенной иерархии источников: предпочтение отдавалось письменной традиции (библейской, патрологической и др.), А. х. лишь дополняла ее. Это вело зачастую к ошибочным выводам и датировкам. Считалось, что возникновение христианства должно было отчетливо отразиться в древностях I в., в действительности христ. элементы оставались неразличимы в среде античности. А. х. подтверждает их несомненное выделение начиная с 80-х гг. II в.

http://pravenc.ru/text/76478.html

на средства ссыльных поляков и их потомков (костел был закрыт в 1930, в 1946 на короткое время в нем возобновились богослужения). Протестантизм К 1 янв. 2003 г. во В. о. действовали следующие общины протестант. направления: 1 община Евангелическо-лютеранской церкви, 10 общин евангельских христиан- баптистов , 6 общин евангельских христиан, 10 общин христиан веры евангельской - пятидесятников , 10 общин христиан веры евангельской, 10 общин адвентистов Седьмого дня, община уэслианцев (веслианцев). В 1861 г. во Владимире по просьбе Об-ва христиан лютеранского вероисповедания была открыта деревянная кирха, в 1884 г. она была построена в камне (закрыта в 1928, в нач. 30-х гг. снесена). Баптисты на территории В. о. известны со 2-й пол. XIX в. К 1950 г. были зарегистрированы 2 баптистские общины, к 1962 г.- 6 (во Владимире, Александровском, Владимирском, Вязниковском, Гусь-Хрустальном и Ляховском р-нах), к 1966 г.- 10 общин. В 90-х гг. XX в. во Владимире построили молитвенный дом, ставший областным центром баптистов. Община адвентистов, существовавшая в крае с нач. XX в., была зарегистрирована ок. 1966 г., в сер. 90-х гг. адвентисты построили молитвенный дом во Владимире, в 1992-1994 гг. в городе действовал адвентистский кружок по изучению Библии «Новая жизнь». В 90-х гг. адвентисты активизировали деятельность в Кольчугине, Лакинске, Муроме и Александрове, но общины в этих городах не сложились. Община пятидесятников была зарегистрирована ок. 1966 г. Ислам К нач. 2004 г. во В. о. существовала мусульм. община, зарегистрированная 17 февр. 1992 г., в нее входят татары, азербайджанцы и выходцы с Сев. Кавказа. Иудаизм К нач. 2004 г. в области действовали 2 иудаистские общины: Владимирская евр. религ. община (зарегистрирована в 1997, входит в Конгресс евр. религ. орг-ций, возглавляемый раввином Адольфом Шаевичем) и Еврейская община г. Владимира (зарегистрирована в 2002, входит в Федерацию евр. общин России, возглавляемую раввином Бер Лазаром). При общинах работают общественные орг-ции, евр. школа, молодежный театр, семейный клуб. В нач. XX в. во Владимире действовала синагога (закрыта в 30-х гг.), евр. молитвенные дома имелись в Коврове и Муроме. Новые религиозные движения

http://pravenc.ru/text/154967.html

Католичество Молодечно в 1940 г. стало одним из основных центров Римско-католической Церкви в Зап. Белоруссии. Молодечненский декан К. Любянец был назначен генеральным викарием в Белорусской ССР, в 1942 г. он был казнен немцами за укрывательство евреев. В ходе Великой Отечественной войны в Молодечненской обл. были сожжены 11 костелов. В 1945 г. в области насчитывалось 87 костелов, служили 68 ксендзов. В 1946 г. здесь имелось 77 зарегистрированных общин, ряд костелов в 1945 г. был закрыт из-за отъезда в Польшу части поляков. Упразднение храмов продолжилось в 1946-1947 гг. В условиях антирелиг. кампании 1948-1953 гг. количество легальных католич. приходов уменьшилось с 59 до 46, а число зарегистрированных священнослужителей - с 42 до 32. Уполномоченный инициировал изъятие у общин в этот период 38 действущих костелов и 15 кладбищенских часовен, но общины в большинстве случаев с регистрации не снимались, им разрешалось открывать в пустующих зданиях временные молитвенные помещения. В 1954 г. число зарегистрированных общин возросло с 46 до 89. Действующими до кон. 50-х гг. являлись муж. мон-рь ордена марианов в пос. Друя Миорского р-на, мон-ри евхаристок в Друе и Браславе. В сер. 50-х гг. XX в. в Свирском, Воложинском, Сморгонском, Ошмянском районах Молодечненской обл. стали появляться ксендзы из Литвы, к-рые без регистрации служили в находившихся на грани закрытия костелах. Это отмечал в своих отчетах за 1954-1955 гг. обл. уполномоченный по делам культов. К 1958 г. в Молодечненской обл. насчитывалось 87 действующих костелов. В ходе антирелиг. кампании 1958-1964 гг. все костелы, не имевшие постоянных священников, были закрыты. В числе первых закрыли в 1959 г. костел св. Иосифа в Молодечно, вскоре он был разрушен. В наст. время в регионе больше всего зарегистрированных общин Римско-католической Церкви имеется в Вилейском и Молодечненском р-нах - по 10, в Воложинском и Столбцовском р-нах - по 9, в Мядельском р-не - 8 общин. В нач. 90-х гг. XX в. в Молодечно был зарегистрирован автономный греко-католич.

http://pravenc.ru/text/2564074.html

С кон. 2000-х гг. в Оренбурге существует группа неоязычников (родноверов) (ок. 100 чел.). Значительную их часть представляют различного рода «реконструкторы». Обряды проводятся родноверами на природе, в «местах силы», в дни крупных языческих праздников. В 1996 г. в О. о. зарегистрирован «Гуманитарный центр «Дианетика»», распространявший идеи сайентологии (в 2018 находился в стадии ликвидации). Активисты движения «Ата жолы» (Путь предков) появились в О. о. в 2005 г., организовав собственную сеть. Ячейки орг-ции были созданы в Оренбурге, Орске, Соль-Илецке, Кувандыке и с. Жанаталап Беляевского р-на и др. Каждая ячейка, как правило, объединяет 10-15 чел., общее количество последователей в О. о. достигало неск. сот человек. В окт. 2015 г. эта орг-ция запрещена судом на территории О. о., однако отдельные ячейки продолжают свою деятельность нелегально. 24 янв. 1995 г. в качестве общественной орг-ции в Новотроицке зарегистрировано рериховское об-во «Гармония». На 10 дек. 2018 г. в реестр Управления Мин-ва юстиции РФ по О. о. внесена 31 действующая в регионе религ. группа. Лит.: Каган И. И. Очерк истории евреев Оренбуржья в XIX - нач. XX вв. Оренбург, 1996; Камзина А. Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности РПЦ в Оренбургской епархии: (1859-1917 гг.): Дис. Оренбург, 2004; Потапова А. Н. Религ. политика Советского гос-ва и ее осуществление на Юж. Урале в 1941-1958 гг.: Дис. Оренбург, 2004; Ягудина О. В. Старообрядчество Уральского и Оренбургского казачьих войск в период 1851-1917 гг.: Дис. Оренбург, 2005; Денисов Д. Н., Моргунов К. А. 130 лет Центральной соборной мечети Оренбурга. Оренбург, 2009; они же. Евреи в Оренбургском крае: Религия и культура. Оренбург, 2015; Амелин В. В. Конфессии в Оренбуржье: (1990-2010 гг.). Оренбург, 2010; Шакирова Э. З. Эволюция гос.-церк. отношений на Юж. Урале и Ср. Поволжье во 2-й пол. XX в.: Дис. Оренбург, 2010; Попова К. Ю. Государственно-конфес. отношения в 1964-1991 гг. (на примере Юж. Урала)//Интеллект. Инновации. Инвестиции. Оренбург, 2011. 2. С. 218-223; Денисов Д. Н. Очерки по истории мусульм. общин Оренбургского края (XVIII - нач. XX в.). М.; Н. Новг., 2012; он же. Католицизм в конфес. пространстве Оренбургского края: (Кон. XVIII - нач. XXI в.). Оренбург, 2014; Амелин В. В., Денисов Д. Н., Моргунов К. А. Межэтнические и конфес. отношения в Оренбургской обл. Оренбург, 2013; они же. Ислам в конфес. пространстве Оренбургского края. Оренбург, 2014; они же. Этноконфес. отношения в Оренбуржье. Оренбург, 2014; они же. Религии Оренбургского края: Сист. описание. Оренбург, 2015. 3 т.; Протестантизм в Оренбургском крае: История и современность: Мат-лы Междунар. и Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург, 2013.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010