Поэтому, каково же безумие этих духоборцев, которые учат, что Господь - раб, для которых неверно и свидетельство Павла, когда говорит, что Господь Дух есть (2Кор.3:17). Или, может быть, слово: Да приидет - почитают унижающим достоинство? Не слушают, значит, и великого Давида, который призывает к себе даже Отца, и вопиет: Прииди во еже спасти нас (Пс.78:3). Если для Отца прийти - дело спасительное, то почему для Духа прийти - дело унизительное? Или и это очищение от грехов поставляют признаком унижения достоинства? Послушай неверных иудеев, которые вопиют, что отпущать грехи свойственно Единому Богу, рассуждая об Отце, говорят: Кто есть сей, иже глаголет хулы? Кто может оставляти грехи, токмо един Бог (Лк.5:21)? Поэтому если грехи оставляет Отец, вземлет же на Себя грех мира Сын (Ин.1:29), и от греховной скверны очищает Дух Святой тех, в ком пребывает Он, - что скажут на это противоборствующие собственной своей жизни? Но да приидет на нас Дух Святой, и да очистит нас, и да соделает способными к принятию возвышенных и боголепных понятий, указуемых нам в молитве гласом Спасителя. Ему слава во веки веков! Аминь. Слово 4 Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Мф.6:10-11 Слышал я одного врача, который по науке естествословия рассуждал о состоянии здоровья; рассуждения его не будут, может быть, далекими и от нашей цели - благосостояния души. Уклонение какой-либо в нас стихии от надлежащей меры определял он началом и причиной болезненного состояния и, наоборот, также утверждал, что для находящегося в неправильном движении восстановление в состояние, тому свойственное и естественное, есть врачевание от болезнетворной причины. И поэтому полагал, что должно обращать внимание на то именно из движимого в нас беспорядочно, преобладанием чего влияние противоположного на восстановление здоровья всего более делается слабым. Так, если возобладает теплота, должно оказывать содействие преобладаемому и увлажнять иссушаемое, пока теплое, потребляя само себя при недостатке вещества, совершенно не истощится и само собой не угаснет. А также если и другое что из оказывающего в нас противоположные одно другому действия преступит предел, надобно подавать искусственную помощь умаляемому, чтобы оно противостояло умножаемому. И когда это сделается, ничто не будет препятствовать равновесию стихии; тогда телу возвратится здравие, потому что в естестве нет уже неправильного растворения стихий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/707/...

6:16–17 Соломон имеет в виду данное через пророка Нафана обетование вечного царствования Давидовой династии (см. ком. к 1Пар. 17,7–14 ). 6:16 если только сыновья твои будут наблюдать за путями своими. Этими словами подчеркивается необходимость соблюдения верности закону. См. 3Цар. 8,25 . ходя по закону Моему. См. ком. к 1Пар. 16,40 . 6:18–39 Соломон молится о том, чтобы храм стал национальным центром искренней, действенной молитвы. Он просит Бога услышать обращенные к Нему молитвы (6,18–21), а затем описывает семь ситуаций, когда народ может возносить молитвы в храме или обратясь к храму (6,22–39). 6:18 небеса небес не вмещают Тебя. См. ком. к 2,6. 6:19–21 на молитву... будут молиться. См. ком. к 7,14. 6:21 услышь с места обитания Твоего, с небес. В своей молитве Соломон употребляет это выражение четыре раза (6,21.30.33.39). Храм же был тем местом на земле, откуда, через обитавшее там Имя, открывался доступ к небесному престолу (см. ком. к 1Пар. 13,6 ). 6:22 потребуют от него клятвы. См. Исх. 22,10.11 ; Лев. 6,1–7 . 6 поражен будет народ... за то, что согрешил. Военное поражение часто рассматривается в качестве Божией кары за нарушение завета ( Лев. 26,17 ; Втор. 28,25.26.36.37.47–57 ). 6:24.26.32.34.38 молиться. См. ком. к 7,14. 6:24.26.38 обратятся. См. ком. к 7,14. 6 не будет дождя. Дождь и засуха представлялись соответственно Божиим благословением и наказанием (см. ком. к 7,13–15; Лев. 26,3.4 ; Втор. 11,13.14 ; Агг. 1,10–14 ). 6 Голод... язва моровая... саранча или червь. Голод или эпидемия болезни часто рассматривались в качестве Божией кары за нарушение завета ( Лев. 26,16.20.25.26 ; Втор. 28,20–22.27.28.35.42 ). См. ком. к 7,13–15. 6:32–33 иноплеменник. Соломон надеется, что и иноплеменники будут получать ответ на вознесенные ими в храме молитвы. Ветхозаветные пророки периода после вавилонского пленения часто предсказывали вхождение язычников в состав Божиего народа ( Ис. 56,6–8 ; Иоил. 2,28 ; Зах. 8,20–23; 14,16–21 ; ср. Пс. 86 ). С пришествием Иисуса Христа массовое вхождение язычников в царство Господа стало реальностью ( Рим. 3,29 ; Гал. 3,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

12 над всем Израилем. См. ком. к 11,1. Глава 13 1329,30 Летописец рассказывает о приготовлениях Давида к строительству храма (см. ком. к 11,1 29,30). Рассказ делится на две части: централизация богослужения в Иерусалиме (13,1 16,43) и собственно приготовления к строительству (17,1 29,30). 1316,43 Летописец повествует об успешно завершившейся попытке Давида сосредоточить богослужение в Иерусалиме. Как пророк Самуил (2 Цар., гл. 5; 6), так и летописец излагают связанные с этой попыткой события не в хронологическом, а в тематическом порядке. Рассказ летописца делится на три основные части: неудачная попытка перенесения ковчега в Иерусалим (13,1–14), благословение Давида (14,1–17), перенесение ковчега в Иерусалим и торжества по этому поводу (15,1 16,43). 13:1–4 В этих вводных стихах, которые отсутствуют в 2 Цар., гл. 5; 6, отмечено важное обстоятельство: «все собрание» выступило за централизацию богослужения в Иерусалиме (см. 13,4–6.8; ком. к 11,1). 13 если угодно вам... будет воля Господа. Давид и весь народ стремятся действовать соответственно воле Господней. Их согласное поведение должно было стать образцом для восстановленной общины (13,4; 2Пар. 30,4.5 ). 13 мы не обращались к нему. Летописец подчеркивает разницу между Давидом и Саулом (см. 11,2), противопоставляя попечение о ковчеге первого небрежению второго (см. ком. к 2Пар. 7,14 ). 13 И сказало все собрание. См. ком. к 13,2. 13 седящего на Херувимах. Ковчег завета мог по-разному символизировать присутствие Бога среди Его народа. В данном случае он представлен в виде трона, способного перемещаться. на котором нарицается имя Его. Имя Божие указывает на близость Бога, и доступность Его через молитву и жертвоприношение (16,2.8.10.29.35.41; 17,24; 21,19; 22,7.8.10.19;23,13;28,3;29,13.16; ). На этом представлении основывается новозаветное учение о молитве «во имя» Иисуса Христа ( Ин. 12,28; 14,13.14; 16,24 ). 13 на новой колеснице. Израильтяне пренебрегли данным Богом указанием на то, что ковчег надлежит переносить прикрепленным к шестам, возложенным на плечи священников ( Исх. 25,12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3 зависть, споры и разногласия. См. ком. к 1,10. 3 Аполлос. См. ком. к 1,12. 3 Я насадил. Цель Павла «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово» ( Рим. 15,20 ). 3 соработники у Бога. Павел имеет в виду либо, что христианские труженики сотрудники Божий, либо, что христиане, сотрудничающие друг с другом, принадлежат Богу. Мысль Павла уясняется из контекста: только Богу принадлежит успех христианской проповеди. 3 основание. Призванный благовествовать там, где о Евангелии еще не слышали, Павел проповедовал Христа распятого (2,2), что и является основанием благовестия о спасении. мудрый строитель. Явный намек на предшествующее обсуждение истинной мудрости (1,17; 2,9.10 и ком.). 3 храм Божий. Как Бог проявлял Свое присутствие в храме, наполняя его облаком Своей славы ( 3Цар. 8,10.11 ), так Он обитает в Своем народе, исполняя его Духом Святым. Павел говорит здесь о народе Божием как о едином целом; в 6,19 в центр внимания поставлен отдельный христианин. 3 того покарает Бог. Павел допускает, что некоторые «строители» в Коринфе не только употребляли «негодные материалы», но даже разрушали дело Божие. Им не будет пощады на суде. 3:18–20 Здесь апостол еще откровеннее говорит о различии между мудростью человеческой и божественной. 3 не хвались. См. ком. к 1,29. все ваше. Этот великий принцип делает явными мелочность и абсурдность ссор в Коринфе (1,12). Если мы принадлежим Христу, то в Нем все принадлежит нам ( Рим. 8,17.38.39 ; Евр. 1,2 ). Насколько мало коринфяне ценили свои привилегии как христиан, видно из слов Павла в 6,2. Глава 4 4 каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых. Эти слова и последующие стихи несомненно указывают, что, по крайней мере, некоторые коринфяне осуждали и критиковали Павла (см. ком. к 2,1). тайн. См. ком. к 2,7. 4 я и сам не сужу о себе. Хотя совесть Павла чиста (ст. 5), в конечном итоге только Бог оценит верность каждого. 4 не судите никак. Это не абсолютный запрет (ср. 5,2; 6,2); слова эти относятся к превратной критике самого Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8:12–16 Летописец, по сравнению с книгой Царств, добавляет множество подробностей об организации богослужения и расстановке священников и левитов (ср. З Цар. 9,25; см. ком. к 1Пар. 6,1–81 ). Глава 9 9 чтоб утвердить его на веки. Царица Савская признала мудрое царствование Соломона Божиим устроением на благо Израиля. 9 все цари земли. Полученное Соломоном международное признание служило залогом надежд Израиля на то, что и после плена его ожидают процветание и признание со стороны соседних народов. 9:27–28 серебро... кедры... коней. См. ком. к 1,14–17. 9:29–31 Летописец, представляя Соломона в качестве идеального правителя, обходит вниманием беды, обрушившиеся на царя из-за его иноземных жен ( 3Цар. 11,1–40 ); ранее он подобным же образом опустил рассказ о греховной связи Давида с Вирсавией (см. ком. к 1,1 9,31; 1Пар. 11,1 29,30). Сразу же после описания периода славы Соломона он говорит о конце его царствования. 9 описаны в записях. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 10 1028,26 Разделенное царство. Сведения выборочно заимствованы летописцем из 3Цар. 12,1 4Цар. 17,41 . Повествуя об эпохе разделенного царства, он основное внимание уделяет Иудее, поскольку именно на ее территории находились храм и престол царей из рода Давидова, но при этом избегает резких слов в адрес северного царства, которые во множестве имеются в книге Царств. Главное для летописца показать, насколько условия существования царства зависели от того, хранил народ верность Богу или нет. 1011,23 Начало повествования о царствовании Ровоама посвящено конфликту (10,1–19), разрешившемуся благодаря тому, что царь внял словам пророка (11,1–4) и был за это удостоен благословения (11,5–23). 10 Ровоам. Он царствовал в 930–913 гг. до Р.Х. все Израильтяне. В повествовании об эпохе разделенного царства летописец использует это выражение в трех различных значениях, имея в виду либо только южное царство (11,3; 12,1; 28,23), либо только северное (10,16; 11,13; 13,4.15), либо оба царства вместе (18,16; 24,5; см. ком. к 29,24 и 1Пар. 11,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 нет. Ср. 6,25 и гл. 7. Бог не сокрушает всех хананеев, равно как и не спасает всех израильтян (ст. 13; см. ком. к 6,16.17). вождь воинства Господня. По-видимому, Ангел Господень (1,5 и ком.; ср. Быт. 16,7 ). 5 сними... свято. Непрерывная цепь событий, начавшаяся деяниями Моисея, продолжается трудами Иисуса Навина (ср. Исх. 3,5 ). Таким образом, Иисус Навин воистину является «новым Моисеем». Святость является фундаментальным качеством Бога. Люди или какие-либо предметы признаются святыми в том смысле, что они особым образом посвящены Богу. Глава 6 6:1–27 Этот раздел рассказывает о судьбе Иерихона первого города, обреченного на разрушение. Разгром хананеев в не меньшей степени, чем переход через Иордан, является делом Божиим, совершенным во исполнение завета (ср. гл. 3; 4; 6; см. 3,3.11.14.17; 4,16; 6,4 и ком.). Страшный суд Божий является преддверием обещанного спасения (см., напр., Исх. 14,13.14 ; Откр. 19,1.2 ). То, что милость Божия не ограничивается одним только Израилем ( Быт. 12,3 ), с очевидностью демонстрирует эпизод с Раав и ее домочадцами (ст. 24). 6 Иерихон. Возможно, название города означает «город Луны», т.е. центр языческого культа лунного божества ( Быт. 11,27 25,11). 6:2–3 шесть дней... седьмой день. Эти числа напоминают о начале мироздания. Как труд Божий по сотворению мира был завершен «к седьмому дню» ( Быт. 2,1–3 ), так же и Его труд по избавлению Израиля из Египта достигает своей цели в обретении израильтянами земли обетованной. Субботний отдых соотнесен и с сотворением мира, и с избавлением израильтян от египетского рабства ( Исх. 20,8–11 ; Втор. 5,12–15 ). 6 пред Господом. Как и в 3,11 (см. ком.), зримое свидетельство завета ковчег отождествляется с присутствием Самого Господа (1,5 и ком.). 6 пришли в стан. В Галгал (5,10). 6:16–17 В этих стихах квинтессенция гл. 6 и 7: Иерихон, осужденный Богом, падет, но Раав обретет милость; Израиль также будет осужден, если проявит непокорность Богу. 6 под заклятием. Иначе: «истребили» (2,10). Этим словом передается сущность осуждения, которое пало не только на Иерихон, но и на всю землю Ханаана (ст. 20; 11,11.12.14.20; Лев. 27,28.29 ; Втор. 13,16; 20,10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

33:6 В стихе речь идет о мессианских временах. 33:7–12 В час, когда народ Иудеи уже утратит всякую надежду на спасение (ст. 7–9), Господь поднимется на его защиту (ст. 10) и погубит Ассирию (ст. 11,12). 33 сильные их. Евр.: «ариелим» жители Ариила или Иерусалима (см. ком. к 29,1). кричат... плачут. Отчаяние жителей Иерусалима. 33 Ливан... Сарон... Васан... Кармил. Местности, покоренные и опустошенные ассирийцами. 33 Ныне Я восстану. Теперь, когда жителям Иудеи уже не на кого надеяться и неоткуда ждать помощи, Сам Господь встает на их защиту. 33:11–12 Господь устами Исаии возвещает о том, что Он разрушит планы Ассирии. 33 Слушайте... познайте. Господь через пророка обращается ко всем народам, чтобы они извлекли урок из участи Ассирии, ибо это участь всех, противящихся воле Божией. дальние... ближние. Слово Божие обращено ко всем людям, как иудеям, так и язычникам (57,19). 33 грешники... нечестивыми. См. ком. к 1,27. на Сионе. См. ком. к 1,8. кто из нас может жить при огне пожирающем? По мысли Исаии, этот вопрос должен подтолкнуть грешников к покаянию и пробудить в них желание жить в согласии со святой волей Божией ( Пс. 15,1; 23,3 ). при огне пожирающем. Образ суда Божия. 33 обитать на высотах. Т.е. вместе с Самим Богом (ст. 5). неприступные скалы... вода. Господь хранит праведника (4,6 и ком.; ср. Пс. 17,1–3 ) и заботится о его хлебе насущном (49,10; 55,1.2.10; 62,9; 65,13; ср. 30,20). 33:17–24 Исаия провидит Царя Славы среди своего народа. 33 Царя. Пришествие Мессии и утверждение Царства Божиего превосходят в своем величии все прежние явления Славы Божией (ср. Пс. 44,3.4 ; см. ком. к 32,1). землю отдаленную. Точнее: «землю, далеко раскинувшуюся». Царство Мессии раскинется далеко и охватит практически всю землю. 33 свирепого... с языком... непонятным. Здесь имеются в виду не только ассирийцы, но любые другие враги народа израильского. 33 непоколебимую скинию. Символ вечного пребывания Господа с Его народом. 33:21 Господь станет оплотом и надеждой народа Божия и никто, никакая сила в мире не сможет отлучить народ от его Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16:24 См. ком. к 10,38. Иисус выдвигает требование «отвергнуться себя». Чтобы стать учениками, необходимо полностью оставить стремления к успеху, комфорту, почестям, власти. 16 не вкусят смерти. См. ком. к Мк. 9,1 . грядущего. Подразумевается, скорее всего, совокупность событий, относящихся к восхождению Иисуса на престол владычества, в частности – Его воскресение, вознесение и ниспослание Духа. Все это случилось до того, как умер последний из Его учеников. Такой контекст включает и преображение. Глава 17 17 По прошествии дней шести. Настолько точное определение времени в Евангелии встречается редко; видимо, оно должно объяснить, как связано исповедание Христа в Кесарии Филипповой с преображением. Только теперь ученики, наконец, начали понимать, Кто такой Иисус, – когда увидели Его готовность идти в Иерусалим, где завершится Его земной путь. Преображение – часть Его подготовки к этому. См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса». 17 Моисей и Илия. Поскольку закон и пророки свидетельствуют об Иисусе, законодатель Моисей и величайший пророк периода царей Илия удостаиваются здесь чести разговаривать Ним. Как сказано у Луки (9,31), они обсуждали Его близкую искупительную смерть. 17:5 Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Слова небес открывают ученикам всю неразумность предположения Петра (ст. 4), и они начинают понимать, Кто Тот, с Которым они путешествовали. «Сын Мой Возлюбленный» – указание, прозвучавшее и при крещении Иисуса, – означает «единственный», «совершенный» и синонимично слову «единородный» ( Ин. 3,16 ). Его слушайте. Слово Божие, произнесенное устами Моисея и пророков, указывало на Иисуса. Теперь окончательное слово принадлежит Сыну Божиему ( Евр. 1,1–4 ). 17 никому не сказывайте. См. ком. к 16,20. 17 Илия должен прийти. См. ком. к 11,14. Книжники были правы, но они не узнали ни Илии, ни Спасителя, когда те пришли. 17:17 Иисус, как и Моисей, сойдя с горы славы, столкнулся с неверием ( Исх. 32,15–21 ). 17 по неверию вашему. Неверие или маловерие учеников происходило не оттого, что они не надеялись на удачу, – напротив, неудача крайне их удивила, – но потому, что ожидания их не были должным образом связаны с Богом. Даже малая, с горчичное зерно, толика истинной веры, корни которой – в покорности Богу, дает плоды. Марк (9,29) объясняет это еще образнее, сравнивая молитву ключом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2932,33 Из всех царей только Давиду и Соломону летописец уделяет больше места в своем повествовании, чем Езекии. Сведения, касающиеся царствования Езекии, он заимствует из 4Цар. 18,1 20,21, но при этом допускает большие, чем в любом ином случае, отступления от текста источника; в частности, это касается подробностей осуществленных царем преобразований в организации храмового богослужения, а также описания празднования Пасхи. Царствование Езекии, собравшего воедино народ (30,25) и восстановившего в должном виде храмовое богослужение (29,3 31,1), летописец представляет как времена возврата к былой славе Соломонова царства. Повествование о нем делится на пять частей: очищение храма (29,1–36), празднование Пасхи (30,1 31,1), восстановление должного порядка храмового богослужения (31,2–21), Божие благословение, сопутствовавшее Езекии на войне (32,1–31), итоги царствования Езекии и его кончина (32,32.33). 29 Езекия ... двадцать девять лет царствовал. Езекия царствовал в 71615–68786 гг. до Р.Х. 29:3–11 Летописец добавляет эти, отсутствующие в книге Царств стихи, подчеркивая свой интерес к потомкам Левия (см. ком. к 1Пар. 6,1–81 ). 29 отворил двери... возобновил их. Езекия открыл закрытый его отцом храм и «возобновил» снятые Ахазом с дверей храма золотые украшения ( 4Цар. 16,8–10 ). 29:4–11 Речь Езекии контрастирует со сделанной ранее Авией оценкой духовного состояния Израильского царства (см. ком. к 13,4–12). Иудея, как и северное царство, оставила Бога; и тем, и другим надлежит принести покаяние (см. ком. к 28,9–15). 29 отцы наши. Ср. ст. 9. Езекия мог иметь в виду весь период разделенного царства, однако скорее они относятся к событиям, выпавшим на время жизни непосредственно предшествовавшего ему поколения (21,4 28,27). 29 на Иудею и на Иерусалим. Езекия признает, что и на Иудею с Иерусалимом обратился Божий гнев, вызванный небрежением народа к храму. 29 в плену . Во дни царствования Ахаза многие из жителей Иудеи попали в плен к сирийцам (28,5–8) и идумеянам (28,17). Этот плен явился прообразом грядущего вавилонского пленения (36,15–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22 в семени твоем. См. 12,3; 13,16; 15,5; 17,5.6.15.16. за то, что ты послушался гласа Моего. Послушание первое из дел веры. Послушание Авраама предвозвестило деятельное послушание Христа, передавшего благословения завета многочисленным потомкам Авраама, которые разделяют веру своего духовного отца в Бога, животворящего мертвых (18,11 и ком.; Рим. 4,17.19–24 ). Завет с Авраамом. 2225:11 Этот раздел служит переходом от патриаршества Авраама к патриаршеству Исаака (33,18–35,29; Введение: Содержание). 22 Ревекка. Она состоит в родстве с обоими братьями Авраама. Ее отец Вафуил был сыном Милки, дочери Арана и жены Нахора (11,29). Лия и Рахиль следующее поколение: их отец Лаван приходится Ревекке братом (29,10). Глава 23 23 сынам Хетовым. См. ком. к 10,15. 23 пришлец и поселенец. Это мировосприятие всех святых; существование Авраама зависит от милостивой Божией заботы ( 1Пар. 29,15 ; Пс. 39,12 ; Евр. 11,13 ). дайте мне в собственность. Бог даровал обетованную землю Аврааму и Сарре навечно. 23 князь Божий. Этот пришелец олицетворял Божие благословение и покровительство (21,23 и ком.). 23 врата. На Востоке все гражданские вопросы решались у ворот города 23 похоронил... в пещере. Сарра должна была, по мнению Авраама, упокоиться в земле обетованной. Глава 24 24:1–67 Своим провидением Бог устроил все так, что Исаак встретил и возлюбил предназначенную ему невесту, а затем взял ее в жены; она стала праматерью избранного народа. 24:1–9 См. статью «Правдивость речи, клятвы и обеты». 24 старшему. Авраам поручил эту важную миссию самому надежному рабу, управляющему в доме. Этим рабом, возможно, был Елиезер (15,2.3), который полностью разделял веру Авраама. Провидение включает в себя и человеческую ответственность, и Божественное руководство. положи руку твою под стегно мое. Идиоматическое выражение, подразумевающее потомство; в древности евреи говорили о детях, как о «происходящих от бедра». Данная форма клятвы означает, что дающий обет клянется своим потомством (ср. 47,29). 24 Господом, Богом неба и Богом земли. См. 14,22 и ком.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010