Сл. 39, 1, 1–12; 3, 3–4, 14; SC 358, 150–154=1.532–534. 628 Мр. 1:10. 629 Сл. 39, 14, 1–13; 15, 1–3; 16, 1–4; SC 358, 178–184=1.539–541. 630 Ср. 1 Кор. 10:2. 631 Сл. 39, 17, 1–26; 186–188=1.541–542. 632 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. 633 Сл. 39, 19, 9; 192=1.543. 634 Сл. 39, 19, 18–23; 194=1.543. 635 Ср. Ис. 1:16–18. 636 Сл. 39, 20, 1–9; SC 358, 194=1.543–544. 637 Это учение пришло в Восточную Церковь из латинской схоластики и начало входить в обиход не ранее XIII в. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 191–192. 638 Ср. Bernardi. Predication, 215–216. 639 1 Пет. 3:21. 640 Сл. 40, 3, 4–4, 9; SC 358, 200–202=1.545. 641 Сл. 40, 8, 1–29; 212–214=1.547–548. 642 Сл. 40, 10, 34–36=1.549. 643 Сл. 40, 11–13; 218–226=1.550–551. 644 Сл. 40, 14, 10–21; 226=1.552. 645 Мф. 20:1–15. 646 Сл. 40, 20, 4–20; 240–242=1.555–556. 647 Сл. 40, 23, 17–21; 248=1.558. Григорий, таким образом, не согласился бы с мнением о том, что все некрещеные по необходимости попадают в ад. В сочинении Григория Нисского " " О младенцах, преждевременно похищаемых смертью " " содержится сходная точка зрения на посмертную участь некрещеных младенцев. 648 Сл. 40, 4, 13–26, 17; 250–256=1.558–560. 649 Т. е. рождает к новой жизни. 650 Фил. 2:7. 651 Сл. 40, 26, 22–27, 6; 258=1.560–561. 652 Сл. 40, 17, 15–16; 232=1.554. 653 Сл. 40, 28, 4–21; 262–264=1.562. 654 Сл. 40, 38, 1–3; 284=1.569. 655 Сл. 40, 38, 3–40, 26; 284–292=1.569–570. 656 Ср. Мф.15:22. 657 Ср. Лк. 13:11. 658 Ср. Ин. 5:7. 659 Ин. 11:43. 660 Aphtistos — непросвещен. 661 Ср. Пс. 12:4. 662 Ср. Пс. 35:10. 663 Сл. 40, 33, 1–34, 23; 272–276=1.565–566. 664 Т. е. таинственный прообраз. 665 Сл. 40, 46, 1–7; 308=1.574. Ср. Мф. 25:1–13. 666 Сл. 45, 30; PG 36, 664=1.680. 667 " Вчера " " , т. е. в ночь с субботы на воскресение. Проповедь Григория, очевидно, предназначалась для произнесения за Литургией в самый день Пасхи. 668 Сл. 45, 2; PG 36, 624–625=1.662. 669

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1370 г. О. в сопровождении вел. кн. Тверского, а также вел. кн. Смоленского Святослава Иоанновича подошел с войсками с запада к границам Московского княжества. После неудачной осады Волока (Ламского) войска О. 6 дек. 1370 г. подступили к Москве и начали осаду Кремля, оборону которого возглавлял вел. кн. Димитрий Иоаннович. Одновременно в Перемышле, южнее Москвы (ныне село в Калужской обл.), находился серпуховской кн. Владимир Андреевич с войском, к которому вскоре присоединился Пронский вел. кн. Владимир Ярославич (Димитриевич) с рязанской «ратью». Это заставило О. заключить 14 дек. перемирие (вскоре скреплено браком дочери О. и кн. Владимира Андреевича) и уйти в ВКЛ. После того как хан Мамаевой Орды Мухаммед-Булак летом-осенью 1371 г. подтвердил Димитрию Иоанновичу его ярлык на вел. княжение Владимирское, ВКЛ вновь выступило на стороне вел. кн. Тверского Михаила Александровича (в нач. 1371 также получившего от Мухаммеда-Булака ярлык на вел. княжение Владимирское), возобновившего военные действия против вел. кн. Владимирского и его союзников. Весной 1372 г. кн. Кейстут, полоцкий кн. Андрей Ольгердович и др. литов. князья разорили окрестности Переяславля (Залесского), а затем совместно с вел. кн. Тверским, захватившим до этого Дмитров, совершили удачный поход на Кашин. В июле 1372 г. вел. кн. Михаил Александрович объединился под Любутском на Оке с О., выступившим в очередной поход вместе с вассалами и союзниками. Однако туда же вскоре подошел с войском вел. князь Владимирский. В результате О., не решившись на сражение, через послов заключил перемирие на срок с 1 авг. по 26 окт., по условиям к-рого вел. кн. Димитрий Иоаннович возвращал ВКЛ Ржеву Володимерову, а О. обещал не вмешиваться в московско-тверские отношения и не поддерживать вел. кн. Михаила Александровича в борьбе за вел. княжение Владимирское. Важнейшим направлением деятельности литов. князей в Юж. Руси была борьба за галицко-волынское наследство с Польшей и Венгрией (при участии Орды), начавшаяся после смерти последнего галицко-волынского князя Юрия II (Болеслава) в марте 1340 г.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блгв. кн. Димитрия на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пасхи: «Воскресения день...». По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален блгв. кн. Димитрия, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос блгв. кн. Димитрия, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блгв. кн. Димитрия (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Чашу имеяй...» (см. в среду Преполовения). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 3-й – 3 (см. на хвалитех), и блгв. кн. Димитрия, глас 8-й – 3. «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас тот же: «Да помянуты будут...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просветившеся, братие...» (см. на хвалитех). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия. Кондаки Преполовения и блгв. кн. Димитрия читаются попеременно. На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и блгв. кн. Димитрия, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь блгв. кн. Димитрия; кондак храма святого. «Слава» – кондак блгв. кн. Димитрия, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и блгв. кн. Димитрия. Апостол и Евангелие – дня и блгв. кн. Димитрия. Задостойник Пасхи. 1 Общая память благоверных великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии установлена согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 июля 2015 года. 2 См.: Минея-Май. Ч. 2. М., 2002. С. 442–453. 3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-01/

Димитрия Ростовского 2 книги. Его же Духовный Алфавит 1 кн. Симф. 1 кн. на 14 посланий Ап. Тихона Задонского 8 кн. Жезл Правления 1 книга, благовест. 2 книги, соборн. 1 книга, кормчих 2 книги. Толкование на воскресные Евангелия 1 кн. Синодальных проповедей 1 кн. Слова: Гедеона 1 кн. Полад. Архиеп. Рязанского 1 кн. Евгения Митрополита Киевского 4 книги, Кирилла Епископа Вятского 1. Прокоповича Протоиерея Харьковского 1. Свящ. Авер . 14 1 кн. Беседы Михаила Митрополита 9 кн. Филарета Архиепископа Рязанс. 1 кн. Беседы к глаголемому старообрядцу 2 кн. Разговор между испытующим и уверен. 1 кн. Ответы Преосв. Никифора на вопросы старообрядцев 1. Наставление состязаться с раскольниками 1 кн. О должностях Пресв. 1 кн. и пр. Всех книг в библиотеке, полагая в том числе и 72 книги Императорского Вольного Общества, 335 . Число братии по штату Всей братии в сей обители по штату положено 7 человек: 1-н Строитель, два Иеромонаха, 2-ва Иеродиакона и 2-ва послушника. Крестные ходы В храмовый праздник Усекновения Главы Иоанна Крестителя из Кафедрального собора, по обыкновению, совершается самими Астраханскими Святителями, в сопровождении всего духовенства Астраханского, крестный торжественный ход в обитель, при многочисленном стечении народа. В самой обители совершается ход во вторник на Пасхе пред поздней Литургией вокруг монастырской ограды. Список Настоятелей 15 1 . Первым строителем обители Иоанно-Предтеченской был старец Александр, правивший обителью до 1692 г. 2 . Мартирий с 1692 по 1696 год. 3 . Герасим. В Царских жалованных грамотах и монастырских актах три первые настоятеля Иоанно-Предтеченского монастыря именуются только старцами, но в 1705 г. настоятель обители был. 4 . Архимандрит Зосима. И впоследствии настоятелями Иоанно-Предтеченского монастыря давали Архимандрита; но это Титло было только личным отличием некоторых настоятелей. Нет возможности представить список настоятелей Иоанно-Предтеченского монастыря в непрерывной последовательности. Посему мы обозначим только имена настоятелей, упоминаемых в сохранившихся актах. В 1715 г. упоминается еще Архимандрит Зосима. В 1719 Иеромонах Иоасаф, который потом в 1723 возведен был в сан Архимандрита. При восстановлении монастыря в 1727 г. настоятельствовал Архимандрит Иларион. Братия, при обращении монастыря в 1723 г. в госпиталь, переведенная в Спасский монастырь, опять была возвращена. В 1730 г. Архимандрит Андроник. В 1732 г. Архимандрит Никодим. В 1735 г. Архимандрит Аркадий. В 1739 г. Иеромонах Никон. В 1742 г. Архимандрит Герман. В 1744 г. Архимандрит Исаакий. В 1747 г. Архимандрит Антипий. В 1750 г. Иеромонах Иона. В 1752 г. Архимандрит Антипий. В 1755 г. Казначей иеромонах Афиноген. В 1756-го по 1760 год Архимандрит Аарон. При сем настоятеле вновь устроена каменная малая, домовая церковь , во имя Божьей Матери, радости всех скорбящих и освящена им по указу из Астраханской Д. Консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИПРИАН Киприан († 1622), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский., блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых) КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КОРНИЛИЙ (Косма; 1-я четв. XVII в. - 1681), прп., Александровский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 1421/22 (?) или 2-я пол. XVI в.), прав., Вязниковский, Верижник (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128847.html

Л. К взаимоотношениям князей моск. дома во 2-й пол. XIV - нач. XV в.//ВИ. 1980. 6. С. 170-174; Горский А. А. Русь: От слав. расселения до Моск. царства. М., 2004 (по указ.). Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/159088.html

Совместно с Памфилом  (учеником которого он был и которого очень почитал) Е.К. написал труд в защиту Оригена " Апология " , до наших дней сохранившийся во фрагментах – патриарх Фотий в IX веке сделал из этого труда подробные выписки для своей " Библиотеки " . Е.К. – автор жизнеописания Константина Великого.  Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл.XVII, LXXXVIII, LXXXIX). Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 81). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 7–10, 16, 18, 20–24. Кн. II, гл. 4, 9, 11, 17, 20, 21, 23. Кн. III, гл. 7, 23. Кн. V, гл. 22. Кн. VI, гл. 6, 36. Кн. VII, гл. 32). Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. III, гл. 41. Кн. IV, гл. 27, Кн. V, гл. 24).     Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. I, гл. 5, 8, 12, 13, 21, 23. Кн. II, гл. 8, 26. Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 1. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.    Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I.  Андреев И.Д. Евсевий Кесарийский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.   Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству//Вопросы философии. – М.,  1996. – Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.48–51. Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С.143–144. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I. С.139–160. Брагинская Н.В. Эон в " Похвальном слове " Евсевия Кесарийского//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.

http://bogoslov.ru/person/2859813

Посему Господь, выводя нас на путь спасения, говорит, что тесен и прискорбен путь, вводящий в живот, и мало тех, кои идут им (ср.; Мф. 7, 14 ); к тем же, кои со всем рвением желают приступить к хранению святых Его заповедей, говорит Он: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть ( Мф. 11,30 ). Предлежит убо нам в начале подвига нашего, насилуемою некоею волею исполнять святые заповеди Божии, чтобы Благой Господь, увидев доброе намерение наше и труд, даровал нам готовность и вольную волю, с удовольствием прочее покорствовать преславным Его волениям: от Господа бо уготовляется хотение (ср.: Притч. 8, 35 ). После чего начнем уже мы с великою радостью совершать непрестанно благое; и тогда воистину восчувствуем, что Бог есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении (ср.: Флп. 2, 13 ) (блж. Диадох, 91, 67). Подобает убо тем, кои предают себя стяжанию добродетелей, ни славы не желать, ни собеседования со многими не искать, ни частыми выходами и прогулками не пользоваться, ни поносить кого-либо, хотя бы кто и достоин был поношения, ни многословить, хотя бы могли говорить одно хорошее, ибо многословие безмерно рассеивает ум и не только к духовному деланию делает его неспособным, но и предает в руки беса уныния, который, мало-помалу расслабив его, передает потом его бесу безмерной печали, а наконец и бесу гнева. Почему должно всегда упражнять ум в соблюдении святых заповедей и в глубоком памятовании славы Господа (блж. Диадох, 91, 70). Источник. ...Чтобы положить основание добродетели, лучше всего человеку держать себя в устранении от дел житейских и пребывать в законе света стезей правых и святых... (прп. Исаак Сирин , 58, 9). Источник. В человеке, которого ум утружден заботою о преходящем, добродетель не пробуждает помысла к тому, чтобы возлюбить ее и взыскать обладания ею (прп. Исаак Сирин , 58, 13). Источник. Ненасытимость души в приобретении добродетели обращает в свою пользу часть видимых вожделений сопряжено с нею тела (прп. Исаак Сирин , 58, 14). Источник. Не тот любитель добродетели, кто с борением делает добро, но тот, кто с радостью приемлет последующие за тем бедствия (прп. Исаак Сирин . 58, 18). Источник. ...Как скоро душа делается беспечною к делам добродетели, непременно увлекается в противное тому (прп. Исаак Сирин , 58, 19). Источник. Если делаешь что для добродетели и для души, то не заботься о суетном (прп. Исаак Сирин , 58, 19–20). Источник. ...Основание всех добродетелей – пост, бдение, бодрствование в службе Божией, в распинании тела целый день и целую ночь... (прп. Исаак Сирин , 58, 96). Источник. Если будешь трудиться в прекрасной добродетели и не почувствуешь, что вкушаешь от нее наслаждение, то не дивись. Ибо, пока не смирится человек, не получает награды за свое делание (прп. Исаак Сирин , 58, 154). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

(Сер. XII в.- 19.06.1176, Владимир-на-Клязьме), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176). Десятый сын Киевского и Ростово-Суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого. Основные сведения о его биографии сохранились в летописных памятниках XIV-XVII вв. При крещении М. Ю. получил имя, которое было характерно для потомков Киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича . Оно устанавливается благодаря данным синодиков (РГБ. Ф. 304/III. 25. Л. 9). По-видимому, в раннем детстве вместе с родителями проживал в Суздале, а между 20 марта 1155 и после 15 мая 1157 г.- преимущественно в Киеве. Между осенью 1155 и 15 мая 1157 г., согласно распоряжению отца, рожденные во 2-м браке его младшие дети - М. Ю. и вел. кн. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо после смерти князя должны были получить в управление Суздальское княжество. Вместо этого летом 1157 г. военно-служилая знать Сев.-Вост. Руси присягнула старшему брату М. Ю. вел. кн. св. Андрею Юрьевичу Боголюбскому . В 1161 г. последний изгнал c Суздальской земли некоторых своих младших братьев, включая М. Ю., мачеху и ряд представителей старшей дружины отца (ПСРЛ. Т. 25. С. 72). Вместе они были вынуждены покинуть Русь и переехать в Византию, где старшие братья М. Ю. князья Мстислав (Феодор) и Василько (Василий) Юрьевичи, будучи родственниками имп. Мануила I Комнина , получили во владение ряд городов и земель в Н. Подунавье. Однако в отличие от кн. Всеволода Юрьевича М. Ю. не упоминался в источниках в перечне рус. князей-эмигрантов ( Бибиков М. В. Визант. историк Иоанн Киннам о Руси и народах Вост. Европы: Тексты, пер., коммент. М., 1997. С. 56, 67, 139. Примеч. 242; Он же. Byzantinorossica: Свод визант. свидетельств о Руси. М., 2009. Т. 2. С. 479-481; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520-521). Поэтому можно предполагать, что М. Ю. остался в Юж. Руси и проживал при дворе своего старшего брата переяславского кн. Глеба Юрьевича. В марте 1168 г. они участвовали в крупном военном походе под командованием Киевского кн. Мстислава Изяславича против половцев на левобережье Днепра (вплоть до р. Оскол), к-рый окончился победой русских князей. Вскоре после нового общего сбора в Киеве они отправились к границе со степью, чтобы здесь встретить купцов, шедших на Русь по Греческому и Залозному путям. По-видимому, следствием этих действий стал переход М. Ю. на службу к кн. Мстиславу Изяславичу. От правителя Киева он мог получить в держание одну из волостей в Поросье, где до лета 1167 г. правил кн. Владимир (Димитрий) Мстиславич Матешич.

http://pravenc.ru/text/2563752.html

Добродетель есть матерь печали , а от печали рождается смирение, а смирению дается благодать (прп. Исаак Сирин , 58, 154). Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости (прп. Исаак Сирин , 58, 155). Источник. ...Добродетелью не почитается та, совершение которой не сопровождается трудностью дела (прп. Исаак Сирин , 58, 222). Источник. ...Прежде всех добродетелей – пренебрежение покоем (прп. Исаак Сирин , 58, 228). Источник. ...Если не будешь приуготовлен к сретению искушений, то удержись от делания добродетелей (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Всякую добродетель, совершенную без телесного труда, почитай преждевременным и неодушевленным плодом чрева (прп. Исаак Сирин , 58, 313). Никто не видит солнца во мраке, и добродетели – в естестве души при продолжающемся мятеже страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 363). Телесная добродетель в безмолвии очищает тело от вещественного в нем... (прп. Исаак Сирин , 58, 386). ...Добродетель ума смиряет душу и очищает ее от грубых губительных мыслей, чтобы не ими занималась она страстно, но паче пребывала в созерцании своем (прп. Исаак Сирин , 58, 386). ...Если кто хочет приобрести добродетель, то он не должен быть нерадивым и рассеянным (прп. авва Дорофей , 29, 116). Источник. ...Как в добродетели, так и в пороке, от частого в оных упражнения, душа получает некоторый навык, и потом тот навык или мучит, или покоит ее (прп. авва Дорофей , 29, 133). Источник. ...Должны мы потрудиться не только изгнать страсти, но и воспринять добродетели и водворить их на своем месте, потому что мы естественно имеем добродетели, данные нам от Бога (прп. авва Дорофей , 29, 143–144). Источник. ...Каждую добродетель человек должен совершать так разумно, чтобы усвоить ее себе и обратить в навык, и (таковой) оказывается... искусным художником, зодчим, могущим прочно строить свой дом (прп. авва Дорофей , 29, 162). Источник. ...Человек (сам собою) не может ни приобрести добродетели, ни сделать что-нибудь благое... хотя бы он стал стараться о сем, по страху Божию, но ничто не совершается без помощи Божией; итак, непременно нужны и наше старание, и помощь Божия. Поэтому человек всегда должен молиться Богу и просить Его помочь ему и споспешествовать ему во всяком деле (прп. авва Дорофей , 29, 187–188). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010